СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ПФ ДО Московской области по химии "Химический эксперимент".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа ПФ ДО Московской области по химии "Химический эксперимент".»




Раздел 1

Пояснительная записка

Направленность программы: естественнонаучная

Программа рассчитана на 1 год, 36 часов, 1 час в неделю.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об образовании в Российской Федерации» (далее- ФЗ № 196)

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ

  • СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Локальные нормативные акты

  • Письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2017 г. № ВК – 1232/09 «О направлении методических рекомендаций» вместе с (Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).

  • Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).

Программа курса «Химический эксперимент» предназначена для расширенного изучения химии в системе дополнительного образования. Программа способствует формированию устойчивого познавательного интереса к предмету у обучающихся. Программа включает дополнительный материал, способствующий профессиональному самоопределению и творческой самореализации обучающихся. Она имеет естественнонаучную направленность и предназначена для дополнительного изучения химии на стартовом уровне.

В курсе «Химический эксперимент» применяются важнейшие теории химии, реализуется исторический подход, предлагается знакомство с наиболее значимыми открытиями, совершенными учеными-химиками разных стран мира, что способствует формированию естественнонаучной картины мира в сознании учащихся, представлений о единстве материального мира.

Фактический материал программы изложен в свете современных теоретических положений в области химии и материалистический философской концепции, на основе представлений о строении и свойствах химических соединений. В программе параллельно с решением задач рассматриваются важнейшие классы химических соединений, свойства отдельных соединений, их практическое применение и производство. Особое внимание уделяется составлению уравнений химических реакций, выявлению генетических связей отдельных классов веществ, пониманию сути химических процессов и их динамики.

1.1 Актуальность

Актуальность программы заключается в том, что в результате ее реализации можно в некоторой степени снизить тот уровень хемофобии, который существует у некоторых детей. Это особенно актуально для тех, кому явно не хватает устойчивых представлений о сущности химических процессов и понимания законов.

Новизна программы

Новизна данной программы состоит в том, что она позволяет обучающимся, обладая минимальными знаниями в области химии, целенаправленно осваивать приемы и методы решения различных задач, одновременно усваивая химические знания в процессе выполнения заданий.

Педагогическая целесообразность

Дети получают представления о химических процессах, на практике активно применяют свои знания при решении задач и выполнении заданий. В ходе освоения программы у обучающихся формируется положительное восприятие химии школьного предмета и химической науки, что впоследствии может сыграть важную роль при формировании их мировоззрения и профориентации.

Особенность организации деятельности обучающихся позволяет им отрабатывать и применять навыки общения и взаимодействия в коллективе.

1.2 Цель: создание условий для выявления, поддержки творчески активных детей и вовлечения их в интеллектуальную творческую деятельность, повышение потенциала обучающихся на основе формирования определенного порядка умственных действий при решении различных задач по химии с применением алгоритмов.

1.3 Задачи

Предметные:

- показать обучающимся связи химии с другими науками и жизнью;

- расширить представления о химических веществах, их свойствах, роли в природе и жизни общества;

- сформировать представление об обращения с химическими веществами;

- сформировать представление о химических явлениях, происходящих в окружающем мире;

- познакомить обучающихся с правилами техники безопасности работы в химической лаборатории и обращения с опасными веществами в быту.

Метапредметные:

- развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности при наблюдении химических экспериментов;

- развивать учебно-коммуникативные способности детей.

Личностные:

- способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным ресурсам;

- способствовать становлению экологической культуры.

1.4 Отличительные особенности

В процессе осуществления практических работ развиваются творческое мышление, способности, расширяются знания об окружающем мире, способствуя гармоничному развитию личности обучающихся. Дети осваивают ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа и ключевые понятия, которыми оперирует автор.

1.5 Адресат программы

Программа ориентирована на 15- 16 лет. Более младшие обучающиеся могут быть приняты по результату предварительного тестирования.

Возрастные и психологические особенности детей - адресатов программы:

Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения сведений в готовом, законченном виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями, приятелями – характерная черта данного возраста. Их важная роль заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и общепринятых взглядов, проявить себя.

Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения.


1.6 Объем и сроки освоения программы

Срок реализации программы – 36 часов.

Тематическое построение программы позволяет объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.

    1. Форма обучения

Форма обучения – очная. Состав группы постоянный.

Используются следующие виды занятий: лекция-презентация, практикум, виртуальный демонстрационный эксперимент, дискуссия.


    1. Особенности организации учебного процесса

Занятия предполагают комбинированный характер: включают в себя теоретическую и практическую часть. Во время занятий осуществляется индивидуальный, дифференцированный подход к детям. Занятия проводятся в кабинете, оснащённом проектором и интерактивной доской.

Изучение фактического материала ведется на современном уровне, в форме, доступной пониманию детей.


    1. Режим программы, периодичность и продолжительность занятий

Ведущей формой организации занятий является групповая. Предполагается проведение занятий 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 1 академический час.


    1. Планируемые результаты

Личностные:

- иметь представление об единстве окружающего материального мира;

- иметь представление о роли химических соединений в производстве промышленных товаров и в живых системах;

Метапредметные:

- применять на практике полученные при изучении курса теоретические знания;

- записывать при помощи уравнений химических реакций процессы, лежащие в основе химических превращений;

- использовать теоретические знания о свойствах веществ для понимания сущности технологических процессов.

Предметные:

- развить способности в понимании важнейших законов и теории химии;

- развить способности в определении строения неорганических веществ;

- познакомиться с важнейшими химическими процессами;

- осознать безопасные приемы при работе с химическими реактивами и оборудованием.


1.11 Формы аттестации

Программа курса предусматривает формой аттестации - проведение лабораторных работ в условиях специально оборудованного кабинета.




1.12 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

В рамках программы проводится физические демонстрации, направленные на демонстрацию образовательных результатов. Основными формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются семинарские занятия, проверочные работы, конкурсы по решению задач, практические работы, выполнение тестовых заданий.


1.13 Материально – техническое обеспечение

Требования к помещению для занятий: занятия проходят в кабинете с обязательным соблюдением режима проветривания.

Требования к мебели: Мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку, соответствующую ростовой группе.

Требования к оборудованию учебного процесса: химическая посуда и оборудование.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.


1.14 Информационное обеспечение

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/, www.mos.ru, https://resh.edu.ru/, zoom.us https://ege.sdamgia.ru/ , education.yandex.ru , uchi.ru , lecta.rosuchebnik.ru , www.yaklass.ru, google meet.




Раздел 2

Учебный план

п\п

Название раздела

Кол-во часов

Формы аттестации

всего

теория

практика

Введение. Основные химические понятия и расчетные формулы

3

1

2



Основные классы неорганических соединений

8

3

5


Оксиды, основания, кислоты, соли. Классификация, номенклатура. «Цветовая палитра»

2

1

1


Химические свойства неорганических соединений разных классов

2

1

1


Практическая работа: «Решение тестовых заданий»

2

-

2

Тестирование

Подготовка к конкурсам

2

1

1



Металлы

8

3

5


Общая характеристика металлов. Металлы в природе. Взаимосвязь физических свойств и строения кристаллической решетки

2

2

-


Строение атома и химические свойства металлов. Особенности химической активности металлов главной и побочной подгрупп

2

1

1


Практическая работа: «Решение заданий на установление соответствия»

2

-

2

Решение заданий

Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений

2

-

2



Неметаллы

7

4

3


Общая характеристика неметаллов. Неметаллы в природе. Виды химической связи

1

1

-


Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов

2

1

1


«Кислоты от А до Я». Особенности химической активности галогенсодержащих кислот

2

1

1


«Кислоты от А до Я». Особенности химической активности азотной и концентрированной серной кислот

2

1

1



Вопросы общей химии

10

2

8


Гидролиз веществ

2

1

1


Взаимосвязь веществ разных классов

2

1

1


Работа над презентацией итоговой работы

5

-

5


Итоговое занятие

1

-

1

Презентация


Всего

36

13

23


Содержание

Введение (3 часа)

Основные химические понятия и расчетные формулы. Определение массовых отношений элементов в соединениях и установление на их основе формул. Определение молекулярной формулы вещества по массам продуктов сгорания и другим данным. Вычисления, связанные с практическим выходом продукта реакции. Расчеты, связанные с растворами веществ. ПР: Решение стандартных заданий и задач.

Основные классы неорганических соединений (8 часов)

Оксиды, основания, кислоты, соли. Классификация, номенклатура. «Цветовая палитра». Классификация и номенклатура неорганических веществ. Двойные оксиды. Пероксиды. Современный подход к классификации оснований и кислот. Тривиальные названия неорганических соединений. Цвета соединений. Химические свойства неорганических соединений разных классов. Действие на индикаторы. Взаимодействие веществ разных классов друг с другом. Термический распад. Способы восстановления оксидов до простых веществ. Генетическая связь между различными классами соединений. Практическая работа: «Решение тестовых заданий». Подготовка к конкурсам. Особенности решения заданий. Решение по образцу.

Металлы (8 часов)

Общая характеристика металлов. Металлы в природе. Взаимосвязь физических свойств и строения кристаллической решетки. Металлы в природе: руды чёрных, цветных, драгоценных металлов. Характерные металлические, физические и химические свойства, внутреннее строение металлов. Понятие активных и пассивных металлов. Польза и вред металлов для человека. Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Сплавы. Теоретическая основа ряда активности. Механизм коррозии металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозийные покрытия. Сплавы. Строение атома и химические свойства металлов. Особенности химической активности металлов главной и побочной подгрупп. Большой атомный радиус и малое число электронов на внешнем слое. Двойственные свойства химических элементов, расположенные вблизи диагонали бор – астат. Восстановительная активность металлов в химических реакциях. ПР: Составление электронных формул атомов металлов. Практическая работа: «Решение заданий на установление соответствия» Особенности решения заданий. Решение по образцу.

Неметаллы (7 часов)

Общая характеристика неметаллов. Неметаллы в природе. Виды химической связи. Строение атомов неметаллов. Строения молекул неметаллов. Физические свойства неметаллов. Состав и свойства простых веществ – неметаллов. Электронная теория химической связи. Теория валентных связей. Способ образования химической связи (ковалентной, ионной, металлической). Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов. Практическая шкала электроотрицательности атомов. Неметаллы – окислители и восстановители. Взаимодействие с простыми и сложными веществами. ПР: Решение заданий на составление уравнений химических реакций. «Кислоты от А до Я». Особенности химической активности галогенсодержащих кислот. Формы существования и агрегатное состояние. Сильные и слабые кислоты. Взаимодействие с веществами разных классов: нормальные и специальные условия протекания реакций. ПР: Решение заданий на составление уравнений химических реакций. «Кислоты от А до Я». Особенности химической активности азотной и концентрированной серной кислот. Физические и физико-химические свойства. Химические свойства, проявляемые кислотами при взаимодействии с металлами и их соединениями, а также с некоторыми неметаллами и солями.

Вопросы общей химии (10 часов)

Гидролиз веществ. Механизм гидролиза соединений различных классов. Степень гидролиза. Константа гидролиза. Поведение солей различных типов в растворе. ПР: Решение заданий на установление соответствия. Взаимосвязь веществ разных классов. Генетический ряд. Генетическая связь. Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями. Презентация проектной работы (выступлению с презентацией).

Итоговое занятие (1 час).

Список литературы

Литература, используемая педагогом:

  1. Белобаба Т. А. Занимательная химия.

  2. Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. - М.: Изд-во МГУ, 2015. – 118 с.

  3. Карнажитская Л. А., Литвинова Т. Н. Использование ЦОР на занятиях по химии в системе дополнительного образования школьников //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. – №. 1.

  4. Ерохин Ю. М., Фролов В. И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): Учеб. Пособие для средних спец. учебных заведений. – М.: Высш. шк., 1998. – 304 с.

  5. Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с.

  6. Олейников Н. Н., Муравьёва Г. П. Химия. Основные алгоритмы решения задач. Учебное пособие / Под ред. Ю. Д. Третьякова. – М.: Издательский отдел УНЦДО, ФИЗМАТЛИТ, 2014 – 272 с.

  7. Шепель О. М. О синергетическом преподавании химии // Химия в школе. 2014. - № 1. - С. 41 – 45.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

  1. Добротин Д. Ю., Журин А. А. Интернет в обучении химии //Химия в школе. – 2011. – №. 7. – С. 52-54.

  2. Химия для всех – XXI: Решение задач. Самоучитель. Мультимедийный компакт- диск с комплектом программ для поддержки школьного курса химии. 1С / А. К. Ахлебинин [и др.]., 2014.

  3. Химия со взрывами и без ... Мультимедийный компакт-диск для поддержки школьного курса химии. "ТВИК-ЛИРЕК" / А. К. Ахлебинин [и др.]., 2011 г.

  4. Химия для всех XXI: Химические опыты со взрывами и без... Версия 3,7 Мультимедийный компакт-диск для поддержки школьного курса химии. "1С" / А. К. Ахлебинин [и др.]., 2016 г

  5. Габрилиан О. С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. / О. С. Габрилиан, И. Г. Остроумов, А. Г. Введенская. – М. Дрофа, 2012. – 304 с.

  6. Оржековский П. А., Давыдов Н. В., Титова Н. А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: Книга для учащихся. (Методическая библиотека.) – М. АРКТИ, 2007. – 48 с.



Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа

«Химический эксперимент»

(стартовый уровень)

год обучения: 1

группа: 1

п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля


Введение – 3 ч

сентябрь

Вторник, 1-я неделя

16:00 -16:45

Инструктаж по Т.Б.

аудиторное

1

Введение. Основные химические понятия и расчетные формулы

Лицей 12, кабинет 28


Вторник, 2-я неделя

аудиторное


1

Основные химические понятия и расчетные формулы


Вторник, 3-я неделя

аудиторное


1

Основные химические понятия и расчетные формулы



Основные классы неорганических соединений -8 ч

сентябрь

Вторник, 4-я неделя

16:00 -16:45

Инструктаж по Т.Б., внеаудиторное

1

Оксиды, основания, кислоты, соли

Лицей 12, кабинет 28


октябрь

Вторник, 1-я неделя

Инструктаж по Т.Б, защита проектов, презентаций

внеаудиторное

1

Оксиды, основания, кислоты, соли. Классификация, номенклатура. «Цветовая палитра»


Вторник, 2-я неделя

Инструктаж по Т.Б, защита проектов, презентаций

внеаудиторное

1

Химические свойства неорганических соединений разных классов


Вторник, 3-я неделя

Инструктаж по Т.Б, защита проектов, презентаций

внеаудиторное

1

Химические свойства неорганических соединений разных классов


Вторник, 4-я неделя

аудиторное

1

Практическая работа: «Решение тестовых заданий»

Тестирование

ноябрь

Вторник, 1-я неделя

Игра, конкурс, тестирование

внеаудиторное

1

Подготовка к конкурсам


Вторник, 2-я неделя

Игра, конкурс, тестирование

внеаудиторное

1

Подготовка к конкурсам


Вторник, 3-я неделя

аудиторное


1

Практическая работа: «Решение тестовых заданий»

Тестирование


Металлы - 8 ч

ноябрь

Вторник, 4-я неделя


16:00 -16:45

Инструктаж по Т.Б., защита проектов, презентаций.

внеаудиторное

1

Общая характеристика металлов. Металлы в природе.

Лицей 12, кабинет 28


декабрь

Вторник, 1-я неделя

защита проектов, презентаций.

внеаудиторное

1

Общая характеристика металлов. Взаимосвязь физических свойств и строения кристаллической решетки


Вторник, 2-я неделя

Инструктаж по Т.Б.

внеаудиторное

1

Строение атома и химические свойства металлов. Особенности химической активности металлов главных подгрупп


Вторник, 3-я неделя

Инструктаж по Т.Б.

внеаудиторное

1

Строение атома и химические свойства металлов. Особенности химической активности металлов побочных подгрупп


Вторник, 4-я неделя

аудиторное

1

Практическая работа: «Решение заданий на установление соответствия»

Решение заданий

январь

Вторник, 1-я неделя

аудиторное

1

Практическая работа: «Решение заданий на установление соответствия»

Решение заданий

Вторник, 2-я неделя


Инструктаж по Т.Б., тестирование, защита проектов, презентаций.

внеаудиторное

1

Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений


Вторник, 3-я неделя


Инструктаж по Т.Б., тестирование, защита проектов, презентаций.

внеаудиторное

1

Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений



Неметаллы - 7 ч

январь

Вторник, 4-я неделя

16:00 -16:45

Инструктаж по Т.Б.

аудиторное

1

Общая характеристика неметаллов. Неметаллы в природе. Виды химической связи

Лицей 12, кабинет 28


февраль

Вторник, 1-я неделя

Инструктаж по Т.Б.

аудиторное

1

Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов


Вторник, 2-я неделя

Инструктаж по Т.Б.

внеаудиторное

1

Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов


Вторник, 3-я неделя

Инструктаж по Т.Б.

внеаудиторное

1

«Кислоты от А до Я». Особенности химической активности галогенсодержащих кислот


Вторник, 4-я неделя

Инструктаж по Т.Б.

внеаудиторное

1

«Кислоты от А до Я». Химические свойства галогенсодержащих кислот


март

Вторник, 1-я неделя


Инструктаж по Т.Б., защита проектов, презентаций.

внеаудиторное

1

«Кислоты от А до Я». Особенности химической активности разбавленной и концентрированной

азотной кислоты


Вторник, 2-я неделя


Выступление с различными проектами перед уч-ся начальных классов, внеаудиторное

1

«Кислоты от А до Я». Особенности химической активности разбавленной и концентрированной серной кислоты

Решение заданий


Вопросы общей химии – 10 ч

март

Вторник, 3-я неделя

16:00 -16:45

Инструктаж по Т.Б.

внеаудиторное

1

Гидролиз веществ

Лицей 12, кабинет 28


Вторник, 4-я неделя

Инструктаж по Т.Б.

внеаудиторное

1

Гидролиз веществ


апрель

Вторник, 1-я неделя

Инструктаж по Т.Б.

внеаудиторное

1

Взаимосвязь веществ разных классов


Вторник, 2-я неделя

Инструктаж по Т.Б.

внеаудиторное

1

Взаимосвязь веществ разных классов


Вторник, 3-я неделя

Работа с документацией работы

1

Подготовка к презентации работы


Вторник, 4-я неделя


Работа над презентацией проекта - выступление

1

Консультация по презентации работы


май

Вторник, 1-я неделя


Работа над презентацией проекта - выступление

1

Консультация по презентации работы


Вторник, 2-я неделя


Выступление с различными проектами перед уч-ся, внеауд.

1

Защита презентации

Презентация

Вторник, 3-я неделя


Выступление с различными проектами перед уч-ся, внеауд

1

Защита презентации

Презентация

Вторник, 4-я неделя

Рефлексия. Подведение итогов

1

Итоговое занятие

Презентация