Раздел 1
Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная
Программа рассчитана на 1 год, 36 часов, 1 час в неделю.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Федеральный Закон Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об образовании в Российской Федерации» (далее- ФЗ № 196)
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726
Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Локальные нормативные акты
Письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2017 г. № ВК – 1232/09 «О направлении методических рекомендаций» вместе с (Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).
Программа курса «Химический эксперимент» предназначена для расширенного изучения химии в системе дополнительного образования. Программа способствует формированию устойчивого познавательного интереса к предмету у обучающихся. Программа включает дополнительный материал, способствующий профессиональному самоопределению и творческой самореализации обучающихся. Она имеет естественнонаучную направленность и предназначена для дополнительного изучения химии на стартовом уровне.
В курсе «Химический эксперимент» применяются важнейшие теории химии, реализуется исторический подход, предлагается знакомство с наиболее значимыми открытиями, совершенными учеными-химиками разных стран мира, что способствует формированию естественнонаучной картины мира в сознании учащихся, представлений о единстве материального мира.
Фактический материал программы изложен в свете современных теоретических положений в области химии и материалистический философской концепции, на основе представлений о строении и свойствах химических соединений. В программе параллельно с решением задач рассматриваются важнейшие классы химических соединений, свойства отдельных соединений, их практическое применение и производство. Особое внимание уделяется составлению уравнений химических реакций, выявлению генетических связей отдельных классов веществ, пониманию сути химических процессов и их динамики.
1.1 Актуальность
Актуальность программы заключается в том, что в результате ее реализации можно в некоторой степени снизить тот уровень хемофобии, который существует у некоторых детей. Это особенно актуально для тех, кому явно не хватает устойчивых представлений о сущности химических процессов и понимания законов.
Новизна программы
Новизна данной программы состоит в том, что она позволяет обучающимся, обладая минимальными знаниями в области химии, целенаправленно осваивать приемы и методы решения различных задач, одновременно усваивая химические знания в процессе выполнения заданий.
Педагогическая целесообразность
Дети получают представления о химических процессах, на практике активно применяют свои знания при решении задач и выполнении заданий. В ходе освоения программы у обучающихся формируется положительное восприятие химии школьного предмета и химической науки, что впоследствии может сыграть важную роль при формировании их мировоззрения и профориентации.
Особенность организации деятельности обучающихся позволяет им отрабатывать и применять навыки общения и взаимодействия в коллективе.
1.2 Цель: создание условий для выявления, поддержки творчески активных детей и вовлечения их в интеллектуальную творческую деятельность, повышение потенциала обучающихся на основе формирования определенного порядка умственных действий при решении различных задач по химии с применением алгоритмов.
1.3 Задачи
Предметные:
- показать обучающимся связи химии с другими науками и жизнью;
- расширить представления о химических веществах, их свойствах, роли в природе и жизни общества;
- сформировать представление об обращения с химическими веществами;
- сформировать представление о химических явлениях, происходящих в окружающем мире;
- познакомить обучающихся с правилами техники безопасности работы в химической лаборатории и обращения с опасными веществами в быту.
Метапредметные:
- развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности при наблюдении химических экспериментов;
- развивать учебно-коммуникативные способности детей.
Личностные:
- способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным ресурсам;
- способствовать становлению экологической культуры.
1.4 Отличительные особенности
В процессе осуществления практических работ развиваются творческое мышление, способности, расширяются знания об окружающем мире, способствуя гармоничному развитию личности обучающихся. Дети осваивают ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа и ключевые понятия, которыми оперирует автор.
1.5 Адресат программы
Программа ориентирована на 15- 16 лет. Более младшие обучающиеся могут быть приняты по результату предварительного тестирования.
Возрастные и психологические особенности детей - адресатов программы:
Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения сведений в готовом, законченном виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями, приятелями – характерная черта данного возраста. Их важная роль заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и общепринятых взглядов, проявить себя.
Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения.
1.6 Объем и сроки освоения программы
Срок реализации программы – 36 часов.
Тематическое построение программы позволяет объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.
Форма обучения
Форма обучения – очная. Состав группы постоянный.
Используются следующие виды занятий: лекция-презентация, практикум, виртуальный демонстрационный эксперимент, дискуссия.
Особенности организации учебного процесса
Занятия предполагают комбинированный характер: включают в себя теоретическую и практическую часть. Во время занятий осуществляется индивидуальный, дифференцированный подход к детям. Занятия проводятся в кабинете, оснащённом проектором и интерактивной доской.
Изучение фактического материала ведется на современном уровне, в форме, доступной пониманию детей.
Режим программы, периодичность и продолжительность занятий
Ведущей формой организации занятий является групповая. Предполагается проведение занятий 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 1 академический час.
Планируемые результаты
Личностные:
- иметь представление об единстве окружающего материального мира;
- иметь представление о роли химических соединений в производстве промышленных товаров и в живых системах;
Метапредметные:
- применять на практике полученные при изучении курса теоретические знания;
- записывать при помощи уравнений химических реакций процессы, лежащие в основе химических превращений;
- использовать теоретические знания о свойствах веществ для понимания сущности технологических процессов.
Предметные:
- развить способности в понимании важнейших законов и теории химии;
- развить способности в определении строения неорганических веществ;
- познакомиться с важнейшими химическими процессами;
- осознать безопасные приемы при работе с химическими реактивами и оборудованием.
1.11 Формы аттестации
Программа курса предусматривает формой аттестации - проведение лабораторных работ в условиях специально оборудованного кабинета.
1.12 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
В рамках программы проводится физические демонстрации, направленные на демонстрацию образовательных результатов. Основными формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются семинарские занятия, проверочные работы, конкурсы по решению задач, практические работы, выполнение тестовых заданий.
1.13 Материально – техническое обеспечение
Требования к помещению для занятий: занятия проходят в кабинете с обязательным соблюдением режима проветривания.
Требования к мебели: Мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку, соответствующую ростовой группе.
Требования к оборудованию учебного процесса: химическая посуда и оборудование.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.
1.14 Информационное обеспечение
Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/, www.mos.ru, https://resh.edu.ru/, zoom.us https://ege.sdamgia.ru/ , education.yandex.ru , uchi.ru , lecta.rosuchebnik.ru , www.yaklass.ru, google meet.
Раздел 2
Учебный план
№ п\п | Название раздела | Кол-во часов | Формы аттестации |
всего | теория | практика |
| Введение. Основные химические понятия и расчетные формулы | 3 | 1 | 2 | |
| Основные классы неорганических соединений | 8 | 3 | 5 | |
| Оксиды, основания, кислоты, соли. Классификация, номенклатура. «Цветовая палитра» | 2 | 1 | 1 | |
| Химические свойства неорганических соединений разных классов | 2 | 1 | 1 | |
| Практическая работа: «Решение тестовых заданий» | 2 | - | 2 | Тестирование |
| Подготовка к конкурсам | 2 | 1 | 1 | |
| Металлы | 8 | 3 | 5 | |
| Общая характеристика металлов. Металлы в природе. Взаимосвязь физических свойств и строения кристаллической решетки | 2 | 2 | - | |
| Строение атома и химические свойства металлов. Особенности химической активности металлов главной и побочной подгрупп | 2 | 1 | 1 | |
| Практическая работа: «Решение заданий на установление соответствия» | 2 | - | 2 | Решение заданий |
| Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений | 2 | - | 2 | |
| Неметаллы | 7 | 4 | 3 | |
| Общая характеристика неметаллов. Неметаллы в природе. Виды химической связи | 1 | 1 | - | |
| Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов | 2 | 1 | 1 | |
| «Кислоты от А до Я». Особенности химической активности галогенсодержащих кислот | 2 | 1 | 1 | |
| «Кислоты от А до Я». Особенности химической активности азотной и концентрированной серной кислот | 2 | 1 | 1 | |
| Вопросы общей химии | 10 | 2 | 8 | |
| Гидролиз веществ | 2 | 1 | 1 | |
| Взаимосвязь веществ разных классов | 2 | 1 | 1 | |
| Работа над презентацией итоговой работы | 5 | - | 5 | |
| Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Презентация |
| Всего | 36 | 13 | 23 | |
Содержание
Введение (3 часа)
Основные химические понятия и расчетные формулы. Определение массовых отношений элементов в соединениях и установление на их основе формул. Определение молекулярной формулы вещества по массам продуктов сгорания и другим данным. Вычисления, связанные с практическим выходом продукта реакции. Расчеты, связанные с растворами веществ. ПР: Решение стандартных заданий и задач.
Основные классы неорганических соединений (8 часов)
Оксиды, основания, кислоты, соли. Классификация, номенклатура. «Цветовая палитра». Классификация и номенклатура неорганических веществ. Двойные оксиды. Пероксиды. Современный подход к классификации оснований и кислот. Тривиальные названия неорганических соединений. Цвета соединений. Химические свойства неорганических соединений разных классов. Действие на индикаторы. Взаимодействие веществ разных классов друг с другом. Термический распад. Способы восстановления оксидов до простых веществ. Генетическая связь между различными классами соединений. Практическая работа: «Решение тестовых заданий». Подготовка к конкурсам. Особенности решения заданий. Решение по образцу.
Металлы (8 часов)
Общая характеристика металлов. Металлы в природе. Взаимосвязь физических свойств и строения кристаллической решетки. Металлы в природе: руды чёрных, цветных, драгоценных металлов. Характерные металлические, физические и химические свойства, внутреннее строение металлов. Понятие активных и пассивных металлов. Польза и вред металлов для человека. Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Сплавы. Теоретическая основа ряда активности. Механизм коррозии металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозийные покрытия. Сплавы. Строение атома и химические свойства металлов. Особенности химической активности металлов главной и побочной подгрупп. Большой атомный радиус и малое число электронов на внешнем слое. Двойственные свойства химических элементов, расположенные вблизи диагонали бор – астат. Восстановительная активность металлов в химических реакциях. ПР: Составление электронных формул атомов металлов. Практическая работа: «Решение заданий на установление соответствия» Особенности решения заданий. Решение по образцу.
Неметаллы (7 часов)
Общая характеристика неметаллов. Неметаллы в природе. Виды химической связи. Строение атомов неметаллов. Строения молекул неметаллов. Физические свойства неметаллов. Состав и свойства простых веществ – неметаллов. Электронная теория химической связи. Теория валентных связей. Способ образования химической связи (ковалентной, ионной, металлической). Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов. Практическая шкала электроотрицательности атомов. Неметаллы – окислители и восстановители. Взаимодействие с простыми и сложными веществами. ПР: Решение заданий на составление уравнений химических реакций. «Кислоты от А до Я». Особенности химической активности галогенсодержащих кислот. Формы существования и агрегатное состояние. Сильные и слабые кислоты. Взаимодействие с веществами разных классов: нормальные и специальные условия протекания реакций. ПР: Решение заданий на составление уравнений химических реакций. «Кислоты от А до Я». Особенности химической активности азотной и концентрированной серной кислот. Физические и физико-химические свойства. Химические свойства, проявляемые кислотами при взаимодействии с металлами и их соединениями, а также с некоторыми неметаллами и солями.
Вопросы общей химии (10 часов)
Гидролиз веществ. Механизм гидролиза соединений различных классов. Степень гидролиза. Константа гидролиза. Поведение солей различных типов в растворе. ПР: Решение заданий на установление соответствия. Взаимосвязь веществ разных классов. Генетический ряд. Генетическая связь. Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями. Презентация проектной работы (выступлению с презентацией).
Итоговое занятие (1 час).
Список литературы
Литература, используемая педагогом:
Белобаба Т. А. Занимательная химия.
Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. - М.: Изд-во МГУ, 2015. – 118 с.
Карнажитская Л. А., Литвинова Т. Н. Использование ЦОР на занятиях по химии в системе дополнительного образования школьников //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. – №. 1.
Ерохин Ю. М., Фролов В. И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): Учеб. Пособие для средних спец. учебных заведений. – М.: Высш. шк., 1998. – 304 с.
Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с.
Олейников Н. Н., Муравьёва Г. П. Химия. Основные алгоритмы решения задач. Учебное пособие / Под ред. Ю. Д. Третьякова. – М.: Издательский отдел УНЦДО, ФИЗМАТЛИТ, 2014 – 272 с.
Шепель О. М. О синергетическом преподавании химии // Химия в школе. 2014. - № 1. - С. 41 – 45.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
Добротин Д. Ю., Журин А. А. Интернет в обучении химии //Химия в школе. – 2011. – №. 7. – С. 52-54.
Химия для всех – XXI: Решение задач. Самоучитель. Мультимедийный компакт- диск с комплектом программ для поддержки школьного курса химии. 1С / А. К. Ахлебинин [и др.]., 2014.
Химия со взрывами и без ... Мультимедийный компакт-диск для поддержки школьного курса химии. "ТВИК-ЛИРЕК" / А. К. Ахлебинин [и др.]., 2011 г.
Химия для всех XXI: Химические опыты со взрывами и без... Версия 3,7 Мультимедийный компакт-диск для поддержки школьного курса химии. "1С" / А. К. Ахлебинин [и др.]., 2016 г
Габрилиан О. С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. / О. С. Габрилиан, И. Г. Остроумов, А. Г. Введенская. – М. Дрофа, 2012. – 304 с.
Оржековский П. А., Давыдов Н. В., Титова Н. А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: Книга для учащихся. (Методическая библиотека.) – М. АРКТИ, 2007. – 48 с.
Календарный учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа
«Химический эксперимент»
(стартовый уровень)
год обучения: 1
группа: 1
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Введение – 3 ч |
| сентябрь | Вторник, 1-я неделя | 16:00 -16:45 | Инструктаж по Т.Б. аудиторное | 1 | Введение. Основные химические понятия и расчетные формулы | Лицей 12, кабинет 28 | |
| Вторник, 2-я неделя | аудиторное | 1 | Основные химические понятия и расчетные формулы | |
| Вторник, 3-я неделя | аудиторное | 1 | Основные химические понятия и расчетные формулы | |
| Основные классы неорганических соединений -8 ч |
| сентябрь | Вторник, 4-я неделя | 16:00 -16:45 | Инструктаж по Т.Б., внеаудиторное | 1 | Оксиды, основания, кислоты, соли | Лицей 12, кабинет 28 | |
| октябрь | Вторник, 1-я неделя | Инструктаж по Т.Б, защита проектов, презентаций внеаудиторное | 1 | Оксиды, основания, кислоты, соли. Классификация, номенклатура. «Цветовая палитра» | |
| Вторник, 2-я неделя | Инструктаж по Т.Б, защита проектов, презентаций внеаудиторное | 1 | Химические свойства неорганических соединений разных классов | |
| Вторник, 3-я неделя | Инструктаж по Т.Б, защита проектов, презентаций внеаудиторное | 1 | Химические свойства неорганических соединений разных классов | |
| Вторник, 4-я неделя | аудиторное | 1 | Практическая работа: «Решение тестовых заданий» | Тестирование |
| ноябрь | Вторник, 1-я неделя | Игра, конкурс, тестирование внеаудиторное | 1 | Подготовка к конкурсам | |
| Вторник, 2-я неделя | Игра, конкурс, тестирование внеаудиторное | 1 | Подготовка к конкурсам | |
| Вторник, 3-я неделя | аудиторное | 1 | Практическая работа: «Решение тестовых заданий» | Тестирование |
| Металлы - 8 ч |
| ноябрь | Вторник, 4-я неделя | 16:00 -16:45 | Инструктаж по Т.Б., защита проектов, презентаций. внеаудиторное | 1 | Общая характеристика металлов. Металлы в природе. | Лицей 12, кабинет 28 | |
| декабрь | Вторник, 1-я неделя | защита проектов, презентаций. внеаудиторное | 1 | Общая характеристика металлов. Взаимосвязь физических свойств и строения кристаллической решетки | |
| Вторник, 2-я неделя | Инструктаж по Т.Б. внеаудиторное | 1 | Строение атома и химические свойства металлов. Особенности химической активности металлов главных подгрупп | |
| Вторник, 3-я неделя | Инструктаж по Т.Б. внеаудиторное | 1 | Строение атома и химические свойства металлов. Особенности химической активности металлов побочных подгрупп | |
| Вторник, 4-я неделя | аудиторное | 1 | Практическая работа: «Решение заданий на установление соответствия» | Решение заданий |
| январь | Вторник, 1-я неделя | аудиторное | 1 | Практическая работа: «Решение заданий на установление соответствия» | Решение заданий |
| Вторник, 2-я неделя | Инструктаж по Т.Б., тестирование, защита проектов, презентаций. внеаудиторное | 1 | Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений | |
| Вторник, 3-я неделя | Инструктаж по Т.Б., тестирование, защита проектов, презентаций. внеаудиторное | 1 | Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений | |
| Неметаллы - 7 ч |
| январь | Вторник, 4-я неделя | 16:00 -16:45 | Инструктаж по Т.Б. аудиторное | 1 | Общая характеристика неметаллов. Неметаллы в природе. Виды химической связи | Лицей 12, кабинет 28 | |
| февраль | Вторник, 1-я неделя | Инструктаж по Т.Б. аудиторное | 1 | Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов | |
| Вторник, 2-я неделя | Инструктаж по Т.Б. внеаудиторное | 1 | Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов | |
| Вторник, 3-я неделя | Инструктаж по Т.Б. внеаудиторное | 1 | «Кислоты от А до Я». Особенности химической активности галогенсодержащих кислот | |
| Вторник, 4-я неделя | Инструктаж по Т.Б. внеаудиторное | 1 | «Кислоты от А до Я». Химические свойства галогенсодержащих кислот | |
| март | Вторник, 1-я неделя | Инструктаж по Т.Б., защита проектов, презентаций. внеаудиторное | 1 | «Кислоты от А до Я». Особенности химической активности разбавленной и концентрированной азотной кислоты | |
| Вторник, 2-я неделя | Выступление с различными проектами перед уч-ся начальных классов, внеаудиторное | 1 | «Кислоты от А до Я». Особенности химической активности разбавленной и концентрированной серной кислоты | Решение заданий |
| Вопросы общей химии – 10 ч |
| март | Вторник, 3-я неделя | 16:00 -16:45 | Инструктаж по Т.Б. внеаудиторное | 1 | Гидролиз веществ | Лицей 12, кабинет 28 | |
| Вторник, 4-я неделя | Инструктаж по Т.Б. внеаудиторное | 1 | Гидролиз веществ | |
| апрель | Вторник, 1-я неделя | Инструктаж по Т.Б. внеаудиторное | 1 | Взаимосвязь веществ разных классов | |
| Вторник, 2-я неделя | Инструктаж по Т.Б. внеаудиторное | 1 | Взаимосвязь веществ разных классов | |
| Вторник, 3-я неделя | Работа с документацией работы | 1 | Подготовка к презентации работы | |
| Вторник, 4-я неделя | Работа над презентацией проекта - выступление | 1 | Консультация по презентации работы | |
| май | Вторник, 1-я неделя | Работа над презентацией проекта - выступление | 1 | Консультация по презентации работы | |
| Вторник, 2-я неделя | Выступление с различными проектами перед уч-ся, внеауд. | 1 | Защита презентации | Презентация |
| Вторник, 3-я неделя | Выступление с различными проектами перед уч-ся, внеауд | 1 | Защита презентации | Презентация |
| Вторник, 4-я неделя | Рефлексия. Подведение итогов | 1 | Итоговое занятие | Презентация |