МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарский педагогический колледж
Краснодарского края
Рабочая ПРОГРАММа
творческая мастерская «ТЕОТ»
«Драматический театр»
специальность 51.02.01 Народное художественное творчество
(по видам: Театральное творчество)
углубленной подготовки
Форма обучения – очная
2017г.
одобрено Научно-методическим советом Протокол №1 от 30 августа 2017г. | Утверждаю Директор ГБПОУ КК КПК _____________ О.В. Решетняк от 30 августа 2017г. |
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) углубленной подготовки, входящей в состав укрупненной группы направлений подготовки специальностей 51.00.00 Культуроведение и социокультурнные проекты, (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014 г., № 1388, зарегистрированного в Минюст России от 26.11.2014г. рег. № 34947).
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
Разработчики:
Шмаков Юрий Владимирович, преподаватель театральных дисциплин ГБПОУ КК КПК
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ внеаудиторной работы | 4 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ПРОГРАММЫ внеаудиторной работы | 5 |
условия реализации ПРОГРАММЫ внеаудиторной работы | 9 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
«Драматический театр»
1.1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель курса: дать студенту знания умения и навыки, необходимые для профессиональной работы режиссёра – руководителя любительского театрального коллектива; проследить эволюцию организации спектакля от простого представления драматургического материала до художественной реализации авторского и режиссерского замысла. Научить работать с различными жанрами театрального искусства.
Задача курса: сформировать у студентов четкое представление о роли режиссёра в театре его функциях и обязанностях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать художественно-образное содержание произведения театрального искусства;
письменно изложить постановочный план спектакля по предложенной схеме;
самостоятельно воплотить свое режиссёрское решение в сценической форме в условиях любительского театрального коллектива;
уметь провести все виды репетиций с исполнителями;
уметь формулировать репетиционные задачи и анализировать результаты собственных репетиций и репетиций товарищей;
понимать проблемы режиссёра в практическом осуществлении спектакля.
умение предлагать на репетиции исполнителям физические действия, способствующие возникновению у них чувства правды и сценической веры;
умение выразить сценическую задачу через мизансцену;
умение работать над непрерывностью действия у исполнителей;
умение добиваться на сцене подлинности общения.
уметь провести психофизический тренинг с исполнителями;
уметь создать на репетиции благожелательную обстановку и рабочий микроклимат;
уметь провести грамотную репетицию с исполнителями, реализовав на ней поставленные задачи;
уметь выстроить цепочку действий;
уметь применять метод действенного анализа в репетиционном процессе;
уметь планировать репетиции;
уметь грамотно формулировать задачи исполнителям;
уметь работать над словесным действием;
уметь делать профессиональный разбор репетиций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные этапы становления и развития мирового и отечественного искусства;
знать теоретические основы режиссуры в объёме изложенного курса;
знать составляющие постановочного плана;
знать методику создания постановочного плана;
знать методику работы над спектаклем;
знать методику создания театрального коллектива;
знать методику работы с исполнителями;
понимать значение физических действий как возбудителя чувства правды и веры у исполнителя;
знать методику мизансценирования;
знать методику работы с исполнителями.
знать цели и задачи застольного периода;
знать метод действенного анализа;
знать значение понятия «словесное действие» и терминологии, связанной с этим понятием;
знать методы и формы работы с исполнителями в застольном периоде.
1.2. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Режиссёрский замысел. | Содержание учебного материала | | 1.2 |
Режиссёрский замысел как предвиденье целостной пространственно-временной модели спектакля. Постановочный план спектакля как путь осуществления режиссёрского замысла, программа всей работы над спектаклем. | 2 2 |
Практические занятия: Структура постановочного плана: 1 часть – режиссёрский анализ пьесы, 2 часть – режиссёрское видение (экспликация). | 2 |
Режиссерская экспликация. | Содержание учебного материала | | 1.2 |
Режиссерская экспликация. Сверхзадача, сквозное действие; образ спектакля; жанр спектакля. Исходное – начало которого лежит за пределами пьесы и обуславливает линию действия персонажей с момента открытия занавеса. Основное – с которого начинается борьба по сквозному действию. Центральное – в котором накал борьбы достигает максимума и которое знаменует собой перелом в действии. Финальное – которое разрешает конфликт. | 2 2 2 2 2 2 |
Практические занятия: Определение пяти узловых событий. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: чтение и анализ пьесы | 4 |
Общие художественные черты будущего спектакля | Содержание учебного материала | | 1.2 |
Общие художественные черты будущего спектакля. Атмосфера спектакля и узловых моментов действия. | 2 2 |
Практические занятия: 1. Темпо-ритм спектакля и отдельных его частей. 2. Мизансценическое решение спектакля – принцип мизансценирования, продиктованный идейно-художественным замыслом и режиссёрским видением спектакля. | 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: чтение и анализ пьес | 4 |
Режиссёрская трактовка ролей | Содержание учебного материала | | 2,3 |
Режиссёрская трактовка ролей, основанная на раскрытии главного конфликта пьесы. Сверхзадача и сквозное действие персонажа. | 2 2 |
Практические занятия: 1 Действенная линия роли.. 2. Характер, внешний вид, привычки, вкусы, взгляды. 3. «Зерно» роли как её эмоционально-образная сущность. | 2 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: самостоятельные репетиции. | 4 |
Сценография спектакля. | Содержание учебного материала | | 2 |
Сценография спектакля. Решение сценической площадки. | 2 2 |
Практические занятия: 1.Световое решение. 2. Характер смены мест действия: принципы и техника подачи декораций. 3. Образ спектакля в художественном оформлении. | 2 2 2 |
Музыкальное оформление спектакля | Содержание учебного материала | | 2 |
Музыкальное оформление спектакля. Принцип музыкального решения (сопровождающая музыка, иллюстративная, бытовая и т.д.) | 2 2 |
Практические занятия: 1. Образ спектакля в музыкальном решении. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: самостоятельные репетиции. | 6 |
Работа режиссёра с актёром | Содержание учебного материала | | 1.2 |
Подбор музыкальных произведений и фрагментов из них (композитор, название произведения, характер исполнения). Значение предварительной работы режиссёра над пьесой для всех этапов реализации исполнителями режиссёрского замысла спектакля. Первая встреча с исполнителями, задачи режиссёра. Пути развития самостоятельного мышления исполнителей. | 2 4 4 |
Практические занятия 1. Качества, составляющие творческую индивидуальность актёра, и их использование в распределении ролей. 2. Использование метода действенного анализа в борьбе с актёрской пассивностью. | 4 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к показу. | 6 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
для групповых теоретических занятий;
Оборудование учебного кабинета: сценическая площадка, учебная литература, методические рекомендации к практическим и самостоятельным работам для студентов, графические средства.
Технические средства обучения: световое и музыкальное оборудование, мультимедийная установка (ноутбук, проектор, экран), мультимедийные презентации, подключение к Интернету
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва: АСТ, 2010. – 512 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Гительман, Л. И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция, Англия, Италия, США: хрестоматия / Л. И. Гительман. – Санкт-Петербург: СПб ГУЭФ; Вертикаль; Гуманитарный университет профсоюзов, 2002. – 408 с.
Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб.пособие / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008. – 432 с.: ил.
Кнебель, М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – Москва: ГИТИС, 2005. – 576 с.
Кнебель, М. О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009. – 160 с.
Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос / Эльвира Сарабьян. – Москва: АСТ, 2010. – 160 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Акимов Н.П. О театре / Н.П. Акимов .- М., 1962.
Вахтангов Е.Г. Материалы и статьи / Е.Г. Вахтангов .- М., 1959.
Вахтангов Е.Г. Сборник статей / Е.Г. Вахтангов .- М., 1984.
Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки Вахтангова / Н.М Горчаков .- М., 1957.
Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки Станиславского / Н.М. Горчаков.- М., 1951.
Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра: учеб. пособие / Б.Е. Захава .- М., 1978.
Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли / М.О. Кнебель .- М., 1982.
Кнебель М.О. Поэзия педагогики / М.О. Кнебель .- М., 1984.
Мастерство режиссёра / Под общ. ред. Н.А. Зверевой .- М., 2002.
Мейерхольд В.Э. Статьи.Письма.Речи.Беседы / В.Э. Мейерхольд .- М., 1968.
Поламишев А.М. Мастерство режиссёра. Действенный анализ пьесы / А.М.Поламишев .- М., 1983.
Попов А.Д. Творческое наследие: в 2 т. / А.Д. Попов .- М., 1979-1980.
Ремез О.Я. Мастерство режиссёра: пространство и время / О.Я. Ремез .- М., 1983.
Сахновский В.Г. Мысли о режиссуре / В.Г. Сахновский .- М., 1947.
Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 8 т. / К.С. Станиславский .- М., 1954-1961 .- Т. 5 (С.418-436, 466-493), Т. 6 (С. 201-203).
Эфрос А. Собрание сочинений: в 4 т. / А. Эфрос .-М.,
3. Интернет-ресурсы
1. www.mon.gov.ru – сайт Министерства образования РФ
2. www.ug.ru - Учительская газета Он-лайн
3. http://window.edu.ru/window - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
4. www.ed.gov.ru – сайт Федерального агентства по образованию
5. www.vestnik.edu.ru – Вестник образования