Пояснительная записка
Цели и задачи решаемые при реализации рабочей программы по астрономии:
освоение знаний о методах научного познания природы; современной картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных астрономических теорий:
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний по астрономии для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения астрономических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации астрономического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по астрономии;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения астрономических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающимведущую роль астрономии в создании современного мира техники;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Нормативные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089; Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Приказ Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Приказ Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Приказ Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями); Письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях"; Устав МБОУ Сосновской СОШ №2 Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ Сосновской СОШ №2, Образовательная программа среднего общего образования МБОУ Сосновской СОШ №2; Учебный план; Годовой календарный график.
Сведения о программе, на основе которой разработана рабочая программа. Данная рабочая программа составлена на базе Примерной программы среднего общего образования по астрономии и авторской программы А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.
Обоснование выбора данной программы
Единая структура содержания обязательного минимума и изучение астрономии по одному учебнику на базовом уровне создает особое образовательное пространство, обеспечивающее естественным путем расширение (при необходимости), знаний учащихся при самостоятельном изучении астрономии явилось обоснованием выбора данной программы. Программа разработана с таким расчетом, что в каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. На повышение эффективности усвоения основ астрономической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Информация о внесенных изменениях
Изменений не вносилось
Определение места и роли учебного предмета
Астрономия как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения астрономии, основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение астрономии как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание астрономических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Информация о количестве учебных часов Рабочая программа в X классах отводит 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю
Формы организацииобразовательного процесса:
· Урок
· Практические занятия.
· Лекционно- семинарские занятия
· Решение экспериментальных задач.
. Проектная и исследовательская деятельность
Технологии обучения:
- технология личностно-ориентированного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии коммуникативного общения;
- игровые технологии;
- технология развития критического мышления;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология проблемного обучения;
- технология работы с одарёнными детьми.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- работа в парах;
- работа в группах различного состава.
Виды и формы контроля
Промежуточный - зачёт, итоговое тестирование, астрономический диктант, защита проекта.
Тематический – зачёт, тестирование. Текущий – поурочная оценочная деятельность различных видов деятельности учащихся.
Планируемый уровеньподготовки обучающихся на конец учебного года
Требования к уровню подготовки обучающихся полностью соответствуют требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Информация об используемом учебнике Преподавание ведется по учебнику: Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением. — М. : Дрофа, 2018.
Содержание программы (35 ч.)
1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч)
Что изучают астрономия. Как изучают явления природы. Физические величины. Единицы физических величин. Измерение физических величин. Понятие о точности измерений. Абсолютная и относительная погрешность. Связи между физическими величинами. Физические теории. Физика и техника. Физика и окружающий нас мир
В результате изучения темы «Астрономия, ее значение и связь с другими науками» ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие
смысл астрономических величин: скорость, перемещение, координата тела, ускорение,период, частота.
смысл законов: Кеплера и Эратосфена
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие астрономии;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел:движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
отличатьгипотезы от научных теорий;
делать выводына основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования астрономических знаний:
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
2. Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
В результате изучения темы «Практические основы астрономии» ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: созвездие, видимая звёздная величина; граница освещённости:
смысл астрономических величин: высота звезды, кульминация:
смысл астрономических законов : Кеплера и Эратосфена:
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие астрономии;
уметь
описывать и объяснять астрономические явления и свойства тел:движение небесных тел и искусственных спутников Земли; объяснять наблюдаемые невооружённым глазом движения звёзд и Солнца на различных географических широтах:
отличатьгипотезы от научных теорий;
делать выводына основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний:законов Кеплера и Эратосфена
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
3. Строение Солнечной системы (7 часов)
Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет. Синодический период. Законы движения планет Солнечной системы. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Практическая работа с планом. Солнечной системы. Открытие и применение закона всемирного тяготения. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА). Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета.
В результате изучения темы «Строение Солнечной системы»: ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет:
смысл астрономических величин: масса, сила, импульс, механическая энергия,
смысл физических законов классической механики, закон сохранения импульса и энергии
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие астрономии;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел:движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
отличатьгипотезы от научных теорий;
делать выводына основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
4. Природа тел солнечной системы (8 часов)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Две группы планет. Природа планет земной группы. Урок – дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?». Планеты гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты.
В результате изучения раздела «Природа тел солнечной системы»:
знать/понимать
смысл понятий: планета, малая планета, астероид, комета;
смысл астрономических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел свойства газов, жидкостей и твердых тел;
отличатьгипотезы от научных теорий;
делать выводына основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний:законов термодинамики;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
5. Солнце и звёзды (6 часов)
Солнце: его состав и внутреннее строение. Солнечная активность и её влияние на Землю. Физическая природа Звёзд. Переменные и нестационарные звёзды. Эволюция звёзд. Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».
В результате изучения раздела «Солнце и звёзды»:
знать/понимать
смысл понятий: переменные и нестационарные звёзды., эволюция звёзд
смысл астрономических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звёзд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосферы; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики
свойства газов, жидкостей и твердых тел;
отличатьгипотезы от научных теорий;
делать выводына основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний:законов термодинамики;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
6. Строение и эволюция Вселенной (5 часов)
Наша Галактика. Другие звёздные системы – галактики. Космология начала 20 века. Основы современной космологии.
В результате изучения раздела «Строение и эволюция Вселенной»:ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: формулировать основные постулаты общей теории относительности; определять характеристики стационарной Вселенной А.Эйнштейна; описывать основы для вывода А.А.Фридмана о нестационарности Вселенной; формулировать закон Хаббла.
смысл астрономических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты;
смысл астрономических законов Хаббла
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять астрономические явления и свойства тел: формулировать смысл гипотезы Г.А.Гамова о горячем начале Вселенной, обосновывать её справедливость и приводить подтверждение; описывать научные гипотезы существования тёмной энергии и явления антитяготения.свойства газов, жидкостей и твердых тел;
отличатьгипотезы от научных теорий;
делать выводына основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования астрономических знаний:закона Хаббла.;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
7. Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)
Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной».
В результате изучения раздела «Жизнь и разум во Вселенной»: ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: жизнь, разум, Вселенная;
смысл астрономических величин: характеризовать спиральные, эллиптические и неправильные галактики; называть их отличительные особенности, размеры, массу, количество звёзд; пояснять наличие сверхмассивных чёрных дыр в ядрах галактик;
смысл астрономических законов: использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной; условия, необходимые для развития жизни.
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
отличатьгипотезы от научных теорий;
делать выводына основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний:законов электродинамики в энергетике;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Учебно - тематический план
№ Тема | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ |
1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками | 2 | - | - |
2. Практические основы астрономии | 5 | - | - |
3. Строение Солнечной системы | 7 | - | - |
4. Природа тел солнечной системы | 8 | - | - |
5. Солнце и звёзды | 6 | - | - |
6. Строение и эволюция Вселенной | 5 | - | - |
7. Жизнь и разум во Вселенной | 2 | - | - |
| 35 | - | - |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения астрономии в 10 классе на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: созвездие, видимая звёздная величина; граница освещённости, метеор, метеорит, болид;
смысл физических величин: импульс, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов: закона Хаббла, законов Кеплера и Эратосфена, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие астрономии;
уметь
описывать и объяснять астрономические явления и свойства тел:движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
отличатьгипотезы от научных теорий; делать выводына основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования астрономических знаний:законов механики, термодинамики и электродинамики;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Литература и средства обучения.
Литература
1. Учебник: Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением. — М. : Дрофа, 2018.
2. М.А.Кунаш «Методическое пособие к учебнику «Астрономии»» 11 класс
Технические средства обучения
Компьютер.
Мультимедийный проектор, экран.
Акустические колонки.
4.Электронно-образовательные ресурсы
Учебно-практическое оборудование
Дидактический раздаточный материал.
Календарно-тематическое планирование по астрономии , 10 класс базовый уровень
(1 час в неделю, 35 уроков за год)
Учебник: Астрономия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Б.А.Воронцов-Вельяминов,Е.К.Страут «Астрономия. Базовый уровень.11 класс»
Учитель: Тепикина Л.Ф.
2018 - 2019уч. год
№ Урока | Тема урока | Дата | примечание |
План. | Факт. |
|
| Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа) | | | |
1/1 | Инструктаж ТБ. Что изучает астрономия. | 03.09 | | |
2/2 | Наблюдения — основа астрономии | 10.09 | | |
| Практические основы астрономии (5 часов) | | | |
3/1 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. | 17.09 | | |
4/2 | Видимое движение звезд на различных географических широтах | 24.09 | | |
5/3 | Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. | 01.10 | | |
6/4 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | 08.10 | | |
7/5 | Время и календарь | 15.10 | | |
| Строение Солнечной системы (7 часов) | | | |
8/1 | Развитие представлений о строении мира. | 22.10 | | |
9/2 | Конфигурации планет. Синодический период. | 29.10 | | |
10/3 | Законы движения планет Солнечной системы. | 19.11 | | |
11/4 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | 26.11 | | |
12/5 | Практическая работа с планом Солнечной системы | 03.12 | | |
13/6 | Открытие и применение закона всемирного тяготения | 10.12 | | |
14/7 | Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) | 17.12 | | |
| Природа тел солнечной системы (8 часов) | | | |
15/1 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 24.12 | | |
16/2 | Земля и Луна – двойная планета | 14.01 | | |
17/3 | Две группы планет | 21.01 | | |
18/4 | Природа планет земной группы | 28.01 | | |
19/5 | Урок – дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?» | 04.02 | | |
20/6 | Планеты гиганты, их спутники и кольца | 11.02 | | |
21/7 | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) | 18.02 | | |
22/8 | Метеоры, болиды, метеориты | 25.02 | | |
| Солнце и звёзды (6 часов) | | | |
23/1 | Солнце: его состав и внутреннее строение | 04.03 | | |
24/2 | Солнечная активность и её влияние на Землю | 11.03 | | |
25/3 | Физическая природа Звёзд | 18.03 | | |
26/4 | Переменные и нестационарные звёзды | 08.04 | | |
27/5 | Эволюция звёзд | 15.04 | | |
28/6 | Проверочная работа «Солнце и Солнечная система» | 22.04 | | |
| Строение и эволюция Вселенной (5 часов) | | | |
29/1 | Наша Галактика | 29.04 | | |
30/2 | Наша Галактика | 06.05 | | |
31/3 | Другие звёздные системы - галактики | 13.05 | | |
32/4 | Космология начала 20 века | 20.05 | | |
33/5 | Основы современной космологии | 27.05 | | |
| Жизнь и разум во Вселенной (2 часа) | | | |
34/1 | Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной» | 27.05 | | |
35/2 | Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной» | 27.05 | | |