ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«московский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной дисциплины ОУД.08 «Астрономия»
специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Москва
2022
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией школьной педагогики и психологии (Кузьминки) | | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 «Дошкольное образование» |
Протокол № __________ от ______________ 20 ___ г. | | |
| | |
Председатель ПЦК ___________ Подпись Ф.И.О. | | Заместитель директора _________ Подпись Ф.И.О. |
| | | | |
Составители (авторы): | Прокудина М.А., преподаватель ГБПОК МПК |
|
|
Оглавление
1. Цели, задачи и результаты освоения общеобразовательной дисциплины «Астрономия» 4
1.1 Цели, задачи и результаты освоения общеобразовательной дисциплины «Астрономия» 4
1.2 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины: 9
2. Содержание общеобразовательной учебной дисциплины 10
2.1 Содержание программы учебной дисциплины «Астрономия» направлено на формирование у обучающихся: 10
2.2 Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы 10
3. Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 11
3.1 Тематическое планирование общеобразовательной учебной дисциплины Астрономия 11
3.2 Контроль и оценка результатов освоения Общеобразовательной учебной дисциплины 16
3.3 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 18
4. Информационное обеспечение обучения 20
1. Цели, задачи и результаты освоения общеобразовательной дисциплины «Астрономия» 1.1 Цели, задачи и результаты освоения общеобразовательной дисциплины «Астрономия»
Цель освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО):
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ориентирована на достижение следующих целей:
формирование представлений о современной естественнонаучной картине мира, о единстве физических законов, действующих на Земле и во Вселенной, об эволюции всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Задачи освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО):
‒ формирование понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и современной естественно-научной картины мира;
‒ формирование знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
‒ формирование умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыков практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
‒ формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных образовательных технологий;
‒ формирование умения применять приобретенные знания для решения практических задач в повседневной жизни; ‒ формирование научного мировоззрения;
‒ формирование навыков использования естественно-научных, особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Синхронизация предметных, личностных и метапредметных результатов с общими и профессиональными компетенциями
Освоение содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами предметных, личностных и метапредметных результатов. В данной программе рассматриваются отдельные варианты синхронизации образовательных результатов на уровне среднего общего образования с образовательными результатами (ОК и ПК) на уровне среднего профессионального образования. Синхронизация образовательных результатов видится в интеграции системно-деятельностного и компетентностного подходов, в обеспечении единства процессов воспитания, развития и обучения в период освоения ООП СПО. Синхронизации личностных и метапредметных результатов с ОК в рамках ОД «Астрономия» представлена в таблице:
Наименование ОК, ПК согласно ФГОС СПО | Наименование личностных результатов согласно ФГОС СОО | Наименование метапредметных результатов согласно ФГОС СОО |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменение климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | ЛР 13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. ЛР 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | МР 03. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | ЛР 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | МР 04. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МР 08. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. | ЛР 09. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений | ЛР 07. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности | МР 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. | ЛР 01. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн). ЛР 02. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности | МР 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменение климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | ЛР 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности | |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. | | МР 05. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности |
Синхронизации предметных результатов ОД «Астрономия» с ПК
Наименование ОК согласно ФГОС СПО | Наименование предметных результатов (базовый уровень) согласно ФГОС СОО | Наименование профессиональных компетенций |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | ПРб.02. Понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. ПРб.04. Сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии. ПРб.05. Осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области | ПК 2.1. Организовывать различные виды деятельности (предметная; игровая; трудовая; познавательная, исследовательская и проектная деятельности; художественно-творческая; продуктивная деятельность и другие) и общение детей раннего и дошкольного возраста. ПК 2.3. Проводить педагогический мониторинг процесса организации и результатов освоения детьми раннего и дошкольного возраста различных видов деятельности и общения. |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | ПРб.03. Владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой. ПРб.04. Сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии. | ПК 2.1. Организовывать различные виды деятельности (предметная; игровая; трудовая; познавательная, исследовательская и проектная деятельности; художественно-творческая; продуктивная деятельность и другие) и общение детей раннего и дошкольного возраста. ПК 2.2. Создавать развивающую предметно-пространственную среду для организации различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменение климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | ПРб.05. Осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области | ПК 3.5. Осуществлять организацию процесса обучения по основным общеобразовательным программам дошкольного образования в соответствии с санитарными нормами и правилами. |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. | ПРб.04. Сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии. | ПК 1.1. Осуществлять педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования в области физического развития детей раннего и дошкольного возраста. ПК 1.2. Создавать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую обеспечить разнообразную двигательную активность детей раннего и дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | ПРб.03. Владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой. ПРб.04. Сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии. ПРб.05. Осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области | ПК 4.2. Организовывать и проводить досуговую деятельность, развлечения в группах детей раннего и дошкольного возраста. ПК 4.3. Создавать информационную среду дошкольной образовательной группы с целью развития у детей основ информационной культуры. |
1.2 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины:
всего 39 часа, в том числе:
обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося 39 часа.
2. Содержание общеобразовательной учебной дисциплины 2.1 Содержание программы учебной дисциплины «Астрономия» направлено на формирование у обучающихся:
понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и современной естественно-научной картины мира;
знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временны`х масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных образовательных технологий;
умения применять приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;
научного мировоззрения;
навыков использования естественно-научных, особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
2.2 Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 39 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
практические занятия | 19 |
лекции | 20 |
промежуточная аттестация | 0 |
контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 0 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета во II семестре |
3. Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 3.1 Тематическое планирование общеобразовательной учебной дисциплины Астрономия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1 "Введение" | Содержание учебного материала | 1 | | |
| 1. | Лекции: Введение в астрономию. Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. | | 1 | |
Тема 2 "Астрометрия" | Содержание учебного материала | 6 | | |
| 2. 3. 4. 5. | Лекции: Звёздное небо. Небесные координаты. Изменение видов звездного неба в течение суток и года. Системы координат. Подвижная карта звездного неба. Видимое движение планет и Солнца. Система «Земля—Луна» (основные движения Земли, форма Земли. Движение Луны и затмения. Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Время и календарь. Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей). | | 1 | |
1. 2. | Практические занятия: Решение задач по теме: «Небесные координаты» Решение задач по теме: «Время и календарь» | | 2 | |
Тема 3 "Небесная механика" | Содержание учебного материала | 4 | | |
| 6. 7. | Лекции: Система мира. Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма. Законы Кеплера движения планет. Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение). Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса). Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса). | | 1 | |
3. 4. | Практические занятия: Обсуждение докладов по теме: «Гелиоцентрическая система Коперника» Решение кейса: «Космические скорости и межпланетные перелёты» | | 3 | |
Тема 4 "Строение Солнечной системы" | Содержание учебного материала | 6 | | |
| 8. 9. 10. | Лекции: Современные представления о строении и составе Солнечной системы. Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Планета Земля. Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Планеты-карлики. Малые тела Солнечной системы. Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности. | | 1 | |
5. 6. 7. | Практические занятия: Обсуждение докладов по теме: «Современные представления о происхождении Солнечной системы» Решение задач по теме: «Законы движения планет» Создание проекта по теме: «Модель Солнечной системы» | | 3 | |
Тема 5 "Астрофизика и звёздная астрономия" | Содержание учебного материала | 8 | | |
| 11. 12. 13. 14. | Лекции Солнце. Физические характеристики Солнца. Солнечная активность. Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Строение Солнца. Химические реакции, происходящие в Солнце и являющиеся основным источником энергии. Атмосфера Солнца. Основные характеристики звёзд. Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса — светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Новые и сверхновые звёзды. Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). | | 1 | |
8. 9. 10. 11. | Практические занятия: Обсуждение докладов по теме: «Методы астрофизических исследований» Изучение наглядного и текстового материала по теме: «Солнце как звезда. Строение солнечной атмосферы» Обсуждение докладов по теме: «Эволюция звёзд» Построение диаграммы Герцшпрунга-Рессела и ее анализ | | 2 | |
Тема 6 "Млечный путь". Галактики | Содержание учебного материала | 7 | | |
| 15. 16. 17. 18. | Лекции: Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески. Классификация галактик. Виды галактик. Стадии развития галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик. Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики). | | 1 | |
| 12. 13. 14. | Практические занятия: Изучение наглядного и текстового материала по теме: «Наша Галактика. Межзвёздные газ и пыль» Решение задач по теме: «Звездные системы – Галактики» Решение задач по теме: «Строение Солнечной системы» | | 2 | |
Тема 7 "Строение и эволюция Вселенной" | Содержание учебного материала | 7 | | |
| 19. 20. | Лекции: Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | | 1 | |
15. 16. 17. 18. 19. | Практические занятия: Обсуждение докладов по теме: «Расширяющаяся Вселенная» Создание проекта по теме: «Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение» Обсуждение докладов по теме: «Обнаружение планет возле других звезд» Создание проекта по темам: «Поиск жизни и разума во Вселенной»; «Моя жизнь на другой планете» Решение элементарных астрономических задач. Дифференцированный зачет | | 3 | |
Всего: | 39 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.2 Контроль и оценка результатов освоения Общеобразовательной учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностные результаты | | |
сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки; | ОК 01, ОК 02, ОК 07, ПК 1.2, ПК 2.2 | устный опрос |
устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии; | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ПК 2.1, ПК 3.2 | подготовка докладов |
умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека; | ОК 01, ОК 02, ОК 06, ОК 07, ПК 2.3, ПК 3.3 | Устный опрос, подготовка докладов |
Метапредметные результаты | | |
умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно- следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 07, ОК 08, ОК 09, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 3.3, ПК 3.5, ПК 4.1, ПК 5.1 | устный опрос, самостоятельная работа, подготовка проектов |
владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии; | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 11, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 3.2, ПК 4.3 | работа в малой группе, подготовка проектов |
умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность; | ОК 01, ОК 02, ОК 09, ОК 10, ПК 3.4, ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.5, | подготовка проектов |
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий; | ОК 01, ОК 02, ОК 10, ПК 3.1, ПК 2.4, ПК 3.4, ПК 3.5 | дискуссия, подготовка сообщений |
Предметные результаты | | |
сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; | ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК 4.3, ПК 3.2 | составление схем, таблиц |
понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; | ОК 01, ОК 02, ОК 07, ОК 09, ПК 2.2 | устный опрос, самостоятельная работа |
владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 3.2, ПК 3.3, | устный опрос, самостоятельная работа |
сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно- техническом развитии; | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ПК 2.1, ПК 5.2 | дискуссия, устный опрос, самостоятельная работа |
3.3 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия
учебного кабинета______________________________________________
указывается наименование
мастерских _______________________________________________________
указываются при наличии
лабораторий ______________________________________________________
указываются при наличии
Оборудование учебного кабинета: стола аудиторные, стулья, стол преподавателя, стул преподавателя, экранно-звуковые пособия
Технические средства обучения: многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, переносной мобильный планетарий, модель стстемы «Земля-Солнце»
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:__________________
__________________________________________________________________
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: __________________________________________________________________
Заполняется соответствующая строчка. Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается).
4. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы (по желанию можно разделить рекомендуемую литературу для преподавателя и обучающихся)
Основные источники:
Астрономия. Учебник для 10—11 классов, Чаругин В.М., М. : Просвещение, 2018
Дополнительные источники:
Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций Под ред. В.М. Чаругина, М. : Просвещение, 2017;
Астрономия: учебник для проф. образоват. организаций, Е. В.Алексеева, П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова, М. : Издательский центр «Академия», 2018;
Справочник любителя астрономии, П.Г.Куликовский, М. : Либроком, 2013
Интернет ресурсы:
ФГОС СПО 44.02.01 «Дошкольное образование» [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209230010
Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai.msu. su/EAAS Гомулина Н.Н.
Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai.msu.ru
Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. izmiran.ru
Компетентностный подход в обучении астрономии по УМК В.М.Чаругина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=TKNGOhR3 w1s&feature=youtu. be
Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров. Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0 Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0
Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. astronews.ru/
Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/
Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. astronet.ru
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru
Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia