СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии 10-11 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по биологии 10-11 класс с календарно - тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии 10-11 класс.»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 г. Курска»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № ___от

«____»__________ 2020 г.

Руководитель МО

________ Серикова Н.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Коптева С.Н.

от «___» __________ 2020 г.






УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ Веденьева Е.А.

Протокол педсовета №__

от « »__________2020 г Приказ № ______

от «___» __________ 2020г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По БИОЛОГИИ



Класс 10 – 11 класс



Сроки реализации программы: 2 года


Учитель: Щурова Галина Алексеевна,

учитель высшей квалификационной категории












2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, 2004 г.;

- примерной программы среднего общего образования по биологии;

- программа авторского коллектива И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой «Природоведение. Биология. Экология»;5 -11 классы; П77 программы. М.: Вентана-Граф, 2014. (1 вариант).

Программа авторского коллектива И.Н. Пономарёвой, Л.П. Анастасовой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой, В.С. Кучменко «Программа по биологии для общеобразовательного т гуманитарного профилей обучения в средней (полной) школе»: Москва, издательский центр «Вентана Граф». 2014., допущенной Министерством образования Российской Федерации. (2 вариант) разработана на основе Примерной программы по биологии среднего общего образования, авторской программы (авторы-составители И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова),

«Рабочие программы по биологии» по программе И.Н. Пономарёвой// Авт.- сост.: И.П. Чередниченко. – М.; Планета, 2014.

- требований к результатам освоения основной образовательной программы; - программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС второго поколения, 10 -11 класс);

- основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 г. Курска»;

- учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 г. Курска на 2020 – 2021 учебный год;

- перечня учебников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 г. Курска на 2020-2021 учебный год;

- положения о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14г. Курска»;

- календарного графика общеобразовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 г. Курска» на 2020-2021 учебный год;

- производственного календаря на 2020-2021годы.














Общие цели и задачи учебного предмета

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Основные задачи изучения биологии в школе:

формировать у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;

формировать представления о биологической составляющей естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого биологические знания;

формировать у школьников экологическое мышление и навыки здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

овладевать методами научного познания для объяснения биологических явлений, оценки роли биологии в развитии современных технологий;

воспитывать убежденность в позитивной роли биологии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применять полученные знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе изучения ими биологической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс;

формировать важнейшие логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах биологических систем;

овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).


Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, который рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2019-2021учебный год. Учебник: «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2018г,

Согласно Базисному учебному плану на изучение биологии в 10 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год,

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018-2019г

Согласно Базисному учебному плану на изучение биологии в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год,

Согласно календарному графику общеобразовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 г. Курска» на 2020-2021





















Учебно-тематический план по биологии

10 - 11 класс


№ раздела, темы п/п

Название раздела, темы


Кол-во часов

1.

Введение в курс общей биологии.

12

2.

Биосферный уровень организации жизни.

15

3.

Биогеоценотический уровень организации жизни.

17

4.

Популяционно-видовой уровень организации жизни.

24


итого

68



11 класс

№ раздела, темы п/п

Название раздела, темы


Кол-во часов

1.

Организменный уровень организации жизни.

28

2.

Клеточный уровень организации жизни.

24

3.

Молекулярный уровень проявления жизни.

15

4.

Заключение.

1


итого

68
























Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик 10 класса научится:

■ раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

■ понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

■ понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: «клетка», «организм», «вид», «экосистема», «биосфера»;

■ использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

■ формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты их проверки;

■ сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

■ обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

■ приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

■ распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

■ распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

■ описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию; ■ объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

■ классифицировать биологические объекты, на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

■ объяснять причины наследственных заболеваний;

■ выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

■ выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

■ составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

■ приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

■ оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования её в учебной деятельности и решении практических задач;

■ представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

■ оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и собственной жизни;

■ объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

■ объяснять последствия влияния мутагенов;

■ объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Учащийся получит возможность научиться:

■ давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности, изменчивости;

■ характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

■ сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

■ решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

■ решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

■ решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

■ устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

■ оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик 11 класса научится:

■ раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

■ понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

■ понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: «клетка», «организм», «вид», «экосистема», «биосфера»;

■ использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

■ формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты их проверки;

■ сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

■ обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

■ приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

■ распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

■ распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

■ описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию; ■ объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

■ классифицировать биологические объекты, на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

■ объяснять причины наследственных заболеваний;

■ выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

■ выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

■ составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

■ приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

■ оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования её в учебной деятельности и решении практических задач;

■ представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

■ оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и собственной жизни;

■ объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

■ объяснять последствия влияния мутагенов;

■ объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Учащийся получит возможность научиться:

■ давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности, изменчивости;

■ характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

■ сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

■ решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

■ решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

■ решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

■ устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

■ оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.


Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен

Знать /понимать: основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.

Уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.

Составлять: простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

Решать: элементарные задачи по генетике, экологии;

составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ; описывать особей видов по морфологическому критерию;

Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).













Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения биологии на базовом уровне в 11 классе ученик должен

Знать /понимать: основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.

Уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.

Составлять: простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

Решать: элементарные задачи по генетике, экологии;

составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ; описывать особей видов по морфологическому критерию;

Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
































Содержание курса биологии 10 класса


Содержание учебной темы; основные вопросы; практические и лабораторные работы, экскурсии, используемые при обучении:

Раздел 1 Введение в курс общей биологии (12 ч)

Биология как наука. Отрасли биологии, её связи с другими науками. Значение практической биологии. Основные свойства жизни. Отличительные признаки

живого.   Биологические системы. Биосистема как структурная единица живой материи. Общие признаки биосистем. уровневая организация живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Методы изучения живой природы (наблюдение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование). Взаимосвязь природы и культуры.

Экскурсия в природу Многообразие видов в родной природе.

Раздел 2. Биосферный уровень жизни (15 ч)

Особенности биосферного уровня организации жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы о происхождении жизни (живого вещества) на Земле. Работы А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Эволюция биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Биологический круговорот. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная био- и экосистема. Устойчивость биосферы и её причины. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные.

Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

Раздел 3.  Биогеоценотический уровень жизни (17ч)

Особенности биогеоценотического уровня организации живой материи. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз и экосистема. Строение и свойства биогеоценоза. Видовая и пространственная структура биоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозе, круговорот веществ и превращения энергии — главное условие

существования биогеоценоза (экосистемы). Устойчивость и динамика биогеоценозов (экосистем). Биологические ритмы. Саморегуляция экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов (экосистем). Агроэкосистемы. Поддержание разнообразияэкосистем. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа № 1

Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.

Раздел 4.  Популяционно-видовой уровень жизни (24ч)

Вид, его критерии и структура. Популяция как надорганизменная биосистема — форма существования вида и особая  генетическая система. Развитие эволюционных идей. Значение работ Ж.-Б. Ламарка. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Популяция — основная

единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции живой природы. Результаты эволюции. Многообразие видов. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания. Образование новых видов на Земле. Современное учение об эволюции — синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы процесса происхождения и эволюции человека. Гипотезы о происхождении человека и его рас. Единство человеческих рас.

Основные закономерности эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация.

Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Стратегия сохранения природных видов. Значение популяционно-видового уровня жизни в биосфере.

Лабораторная работа № 2 Морфологические критерии, используемые при  делении видов.

Лабораторная работа № 3 Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных.

Экскурсия в природу  Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.






















Содержание курса биологии 11 класса

Тема 1. Организменный уровень организации жизни -28 часов

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Решение задач на наследование дальтонизма и гемофилии. Наследственные болезни человека, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Методы селекции растений, животных

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Л.Р.№1 "Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды."

Л.Р. №2 "Решение генетических задач".

Л.Р. №3"Вирусные заболевания растений".

2. Клеточный уровень организации жизни - 24 часа

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.

Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

Л.Р.№4"Рассматривание разных типов тканей."

Л.Р.№5"Изучение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня."

Тема 3. Молекулярный уровень проявления жизни - 15 часов.

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке.

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества.

Тема 4. Заключение - 1час

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых. Экологическая культура человека и общества. Последствия деятельности человека в окружающей среде.












































Календарно – тематическое планирование 10 класс.


/п

Тема

Количество

часов

Дата

План

Факт


Введение в курс общей биологии.

12



1.

Что изучает общая биология.

1



2.

Осенние явления в живой природе.

Экскурсия.

1



3.

Основные свойства жизни.

1



4.

Определение понятия «жизнь».

1



5.

Биосистема как структурная единица живой материи.

1



6.

Структурные уровни организации жизни.

1



7.

Практические аспекты биологии

1



8.

Методы биологических исследований.

1



9.

Определение и морфологическое описание вида.

Лабораторная работа №1 «Методика работы с определителями растений и животных»

1



10.

Значение практической биологии.

1



11.

СеминарЖивой мир и культура

1



12.

Урок обобщения и контроляпо теме «Введение в курс общебиологических явлений»

1




Биосферный уровень жизни.

15



13.

Учение В. И. Вернадского о биосфере.

1



14.

Функции живого вещества в биосфере.

1



15.

Теории биогенеза и абиогенеза о происхождении живого вещества.

1



16.

Теории А. И. Опарина иС. Миллера о происхождении жизни на Земле.

1



17.

Физико-химическая эволюцияв развитии Земли.

1



18.

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

1



19.

История развития жизни на Земле.

1



20.

Биосфера как глобальная экосистема.

1



21.

Круговорот веществ в природе.

1



22.

Механизмы устойчивости биосферы.

1



23.

Человек как житель биосферы.

1



24.

Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.

1



25.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

1



26.

Экологические факторы и их значение.

1



27.

Урок обобщения и контроляпо теме «Биосфера»

1



28.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

1



29.

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

1



30.

Строение и свойства биогеоценоза.

1



31.

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.




32.

Лаб.работа№2 «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в биоценозе»

1



33.

Совместная жизнь видов в биогеоценозе.

1



34.

Причиныустойчивости биогеоценозов.

1



35.

Зарождение и смена биогеоценоза.

1



36.

Ритмологические изменения в биогеоценозе.

1



37.

Многообразие морских биогеоценозов.

1



38.

Биогеоценозы пресных вод.

1



39.

Многообразие биогеоценозов суши.

1



40.

Агробиоценозы, их свойства и значение.

1



41.

Сохранение разнообразия биогеоценозов.

1



42.

Природопользование в истории человечества.

1



43.

Экологические законы природопользования.

1



44.

Контрольная работа «Биогеоценотический уровень организации жизни».





Популяционно - видовой уровень организации жизни.

24



45.

Основные свойства и критерии вида

1



46.

Лаб.работа №3 «Морфологические критерии, используемые при определении видов»

1



47.

Популяция как форма существования вида.Популяция как структурно-функциональный компонент биогеоценоза.

1



48.

Популяция как основная единица эволюции.

1



49.

Видообразование и его способы.

1



50.

Система живых организмов на Земле.

1



51.

Сохранение биологического разнообразия – важная задача человечества.

1



52.

Этапы происхождения человека.

1



53.

Человек как уникальный вид живой природы.

1



54.

Расы человека, их происхождениеи родство.

1



55.

История развития эволюционных идей.

1



56.

Теория Ч. Дарвина об эволюции.

1



57.

Естественный отбор и его формы.

1



58.

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия.

1



59.

Современные представления об эволюции.

1



60.

Результаты эволюциии ее основные закономерности.

1



61.

Основные направления эволюции.

1



62.

Лаб.работа.№4«Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных»

1



63.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

1



64.

Значение изучения популяций и видов.

1



65.

Генофонд и причины гибели видов.Проблема сохранения видов.

1



66.

Всемирная стратегия охраны природных видов.

1



67.

Контрольный урок за курс 10 класса.

1



68.

Семинар «Популяционно – видовой уровень жизни».

1




ИТОГО

68 ЧАСОВ














































Календарно-тематическое планирование.


№/п

Тема


Кол –во

часов

Дата

План.

Факт.


Тема 1. Организменный уровень организации жизни.


28



1

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе

1



2

Организм как биосистема. Вводный контроль.

1



3

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

1



4

Основные процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Л.Р.№1 "Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды."

1



5

Типы питания организмов.

1



6

Бесполое размножение организмов.

1



7

Половое размножение организмов.

1



8

Оплодотворение и его значение

1



9

Онтогенез – эмбриональный период

1



10

Онтогенез –постэмбриональный период

1



11

Из истории развития генетики. Гены и признаки.

1



12

Хромосомная теория наследственности.

1



13

Модификационная изменчивость.

1



14

Генотипическая изменчивость и ее причины.

1



15

Моногибридное скрещивание.

1



16

Дигибридное скрещивание.

1



17

Л.Р. №2 "Решение генетических задач".

1



18

Взаимодействие аллельных генов.

1



19

Взаимодействие неаллельных генов.

1



20

Генетические основы селекции.

1



21

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1



22

Наследственные болезни человека.

1



23

Этические аспекты медицинской генетики.

1



24

Достижения биотехнологии.

1



25

Факторы, определяющие здоровье человека.

1



26

Творчество в жизни человека и общества.

1



27

Организмы царства вирусов. Вирусные заболевания и меры борьбы с ними. Л.Р№3"Вирусные заболевания растений".

1



28

Урок обобщения и подведения итогов по теме: "Организменный уровень организации жизни".

1




Тема 2. Клеточный уровень организации жизни

24



29

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.

1



30

Клетка - этап эволюции живого в истории Земли.

1



31

Многообразие клеток и тканей. Л.Р.№4"Рассматривание разных типов тканей."

1



32

Основные части клетки, их строение и функции.

1



33

Органоиды клетки, их строение и свойства.

1



34

Особенности клеток прокариот и эукариот.

1



35

Цикл жизни клетки.

1



36

Непрямое деление клетки - митоз.

1



37

Изучение фаз митоза. Л.Р.№5"Изучение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня."

1



38

Редукционное деление -мейоз

1



39

Особенности половых клеток

1



40

Гаметогенез. Образование мужских и женских половых клеток.

1



41

Хромосомы, их структура и функции.

1



42


Достижения медицинской генетики.

1



43

Многообразие прокариот.

1



44

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1



45

Многообразие растительных одноклеточных организмов.

1



46

Многообразие животных одноклеточных организмов.

1



47

Микробиология на службе человека.

1



48

История развития науки о клетке.

1



49

Дискуссионные проблемы цитологии.

1



50

Урок обобщения и коррекции знаний по теме: "Клеточный уровень организации жизни."

1



51

Гармония и целесообразность в живой природе

1



52

Урок обобщения и подведения итогов по теме: "Клеточный уровень организации жизни.

1




Тема 3. Молекулярный уровень проявления жизни.

15



53

Молекулярный уровень жизни и его особенности.

1



54

Основные химические соединения живой материи.

1



55

Структура и функции нуклеиновых кислот.

1



56

Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез.

1



57

Процессы биосинтеза белка.

1



58

Молекулярные процессы расщепления.

1



59

Молекулярные процессы расщепления.

1



60

Регуляторы биомолекулярных процессов.

1



61

Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем.

1



62

Химическое загрязнение окружающей среды.

1



63

Обобщение по теме «Молекулярный уровень проявления жизни»

1



64

Семинар «Время экологической культуры»

1



65

Структурные уровни организации жизни.

1



66-67

Урок обобщения и подведения итогов по теме: "Молекулярный уровень проявления жизни.»

Тема 4 . Заключение

2

1




68

Обобщение знаний о многообразии жизни.

1





































Аннотация к рабочей программе

по биологии, 10 - 11 класс


Нормативная база и УМК


Рабочая программа по биологии для 10 - 11 классов, составлена на основе следующих документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, 2004 г;

- примерной программы среднего общего образования по биологии, (примерной адаптированной программы среднего общего образования по биологии);

- авторского коллектива И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой «Природоведение. Биология. Экология»;5 -11 классы; П77 программы. М.: Вентана-Граф, 2016. (1 вариант).

Программа авторского коллектива И.Н. Пономарёвой, Л.П. Анастасовой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой, В.С. Кучменко «Программа по биологии для общеобразовательного т гуманитарного профилей обучения в средней (полной) школе»: Москва, издательский центр «Вентана Граф». 2016., допущенной Министерством образования Российской Федерации. (2 вариант)

«Рабочие программы по биологии» по программе И.Н. Пономарёвой// Авт.- сост.: И.П. Чередниченко. – М.; Планета, 2016.

- требований к результатам освоения основной образовательной программы; - программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС второго поколения, 10-11 классы);

- основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 г. Курска»;

- учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 г. Курска на 2020 – 2021 учебный год;

- перечня учебников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 г. Курска на 2020-2021 учебный год;

- положения о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14г. Курска»;

- календарного графика общеобразовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 г. Курска» на 2020-2021 учебный год;

- производственного календаря на 2020-2021годы.


Рабочая программа ориентирована на использование УМК, который рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2019-2021учебный год.  «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2018г, Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 240 с.: ил

Цели и задачи курса


Основными целями курса являются:

– освоение знаний о биологической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших биологических понятиях, законах и теориях;

– овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных биологических явлений и свойств веществ, оценки роли биологии в развитии современных технологий;

– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

– воспитание убежденности в позитивной роли биологии в жизни современного общества, необходимости биологически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

– применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде

Основными задачами курса являются:

– формировать у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;

– формировать представления о биологической составляющей естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого биологические знания;

– овладевать методами научного познания для объяснения биологических явлений , оценки роли биологии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

– воспитывать убежденность в позитивной роли биологии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

– применять полученные знаний для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

– развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе изучения ими биологической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс;

– формировать важнейшие логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах вещества;

– овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.





Количество часов на изучение дисциплины


10 класс

Количество часов в неделю – 2 ч.

Количество часов в год – 68 ч.



Основные разделы дисциплины



10 класс


1. Введение в курс общей биологии. 12

2. Биосферный уровень организации жизни. 15

3. Биогеоценотический уровень организации жизни. 17

4. Популяционно-видовой уровень организации жизни. 24






Количество и формы текущего контроля и промежуточной аттестации


10 класс


Контрольных работ - 7

Лабораторных работ - 4






Количество часов на изучение дисциплины


11класс

Количество часов в неделю – 2 ч.

Количество часов в год – 68 ч.









Основные разделы дисциплины



11 класс


1. Организменный уровень организации жизни 28

2. Клеточный уровень организации жизни. 24

3. Молекулярный уровень проявления жизни. 15

4. Заключение. 1






Количество и формы текущего контроля и промежуточной аттестации


11 класс


Контрольных работ - 7

Лабораторных работ - 5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!