1.Роль и место дисциплины | Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Изучение биологии в 6 классе нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой. |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся шестых классов общеобразовательных школ. |
3.Соответсвие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа по биологии составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии Пасечника В.В. Реализация программы обеспечена УМК серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника: В. В.Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы(2015год) |
4. Цели и задачи | Основные цели изучения биологии в 6 классе: освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека. овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе; применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде. Задачи: изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов. научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану; научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам. |
5.Специфика программы | Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Рабочая программа предмета «Биология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе биологических знаний. Биология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций. |
6.Основные содержательные линии курса | Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий: многообразие и эволюция органического мира; биологическая природа и социальная сущность человека; уровневая организация живой природы. |
7.Структура программы | Содержание учебного предмета «Биология » 6класс Жизнедеятельность организмов (17 часов) Размножение, рост и развитие организмов (7 часов) Регуляция жизнедеятельности организмов (10 часов) |
8. Требования к результатам | Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения: осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов; осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; формирование экологического мышления; умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными результатами изучения курса является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УДД). Познавательные УУД: умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую; умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий; умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты; умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов; умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность Личностные УУД: уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих; умение применять полученные знания в практической деятельности; умение эстетически воспринимать объекты природы; определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей. Регулятивные УУД: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели; умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные УУД* умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы; осуществлять элементарные биологические исследования; перечислять свойства живого; выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение; различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные); сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов; определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере; составлять элементарные пищевые цепи; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека; различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим; формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии; соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями. уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. |
9. Формы организации учебного процесса | Программа предусматривает проведение комбинированных и обобщающих уроков, уроков изучения нового материала, урок – контроль знаний. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. |
10.Итоговый контроль | Текущий контроль, индивидуальный контроль, итоговый контроль. Административный контроль: тест, Текущий контроль проводится в форме теста, лабораторных работ, проекта. |
11.Объём и сроки изучения | Данная программа рассчитана на 1 год –6класс. Общее число учебных часов в 6 классе - 34 (1ч в неделю). |
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Жизнедеятельность организмов | | |
1-2 Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ | Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Составные компоненты обмена веществ: питание, поступление веществ в организм. Использование энергии организмами. | Выделять существенные признаки процесса обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство живых организмов и единство органического мира. |
3.Почвенное питание растений | Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ . Лабораторный опыт: «Поглощение воды корнем» | Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. |
4.Удобрения | Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Меры охраны природной среды. | Объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений . Оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводить доказательства(аргументацию) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил бережного отношения к живой природе |
5.Фотосинтез | Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза | Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза |
6.Значение фотосинтеза | Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха | Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости охраны воздуха от загрязнений. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. |
7.Питание бактерий и грибов | Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапрофиты и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов | Определять особенности питания бактерий и грибов. Объяснять роль бактерий и грибов в природе. |
8.Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. | Гетеротрофное питание. Питание животных. Пищеварение. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Способы добывания пищи животными . Растительноядные животные. | Определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными животными. |
9. Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения | Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения | Определять особенности питания и способы добывания пищи плотоядными и всеядными животными, хищными растениями. Различать животных по способам добывания пищи |
10.Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных | Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных | Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в обмене веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять роль дыхания в жизни организмов |
11.Дыхание растений | Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. применение знаний о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая. Лабораторный опыт: «Выделение углекислого газа при дыхании» | Выделять существенные признаки дыхания растений. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Определять сходство и различия в процессе дыхания у растений и животных. Применять зания о дыхании растений при выращивании растений и хранении урожая. Ставить биологические эксперименты по изучению жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. |
12.Передвижение веществ у растений | Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Лабораторный опыт: «Передвижение веществ по побегу растения». Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. | Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснять особенности передвижения воды. Минеральных и органических веществ в растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости защиты растений от повреждений |
13. Передвижение веществ у животных | Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы : кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами | Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных. Определять значение передвижения веществ в жизни организмов. |
14.Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений | Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад | Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов |
15.Выделение у животных | Удаление продуктов обмена из организма животного через жабры, кожу, легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных | Определять существенные признаки выделения у животных. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни животных |
Обобщающий урок | Обмен веществ как главный признак жизни. Составные части обмена веществ. Единство органического мира. | Обобщение знаний об обмене веществ как главном признаке жизни. Формирование естественно – научной картины мира, развитие представлений о единстве органического мира. Сравнение растительных и животных объектов, работа с разными источниками информации. Формирование ценностно – смысловой установки по отношению к живой природе, осознание необходимости бережного отношения к природе и её охране. |
Размножение, рост и развитие организмов 5+1 | | |
1.Размножение организмов. Бесполое размножение | Размножение организмов. Его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений» | Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты |
2. Половое размножение | Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок- орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | Характеризовать особенности полового размножения. Объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира |
3. Рост и развитие организмов | Рост и развитие- свойства живых организмов. Причины роста Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений и животных Особенности роста растений. Лабораторный опыт «Определение возраста дерева по спилу».Индивидуальное развитие. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений. | Характеризовать особенности процесс процессов роста и развития у растений и животных. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов |
4.Развитие животных с превращением и без | Особенности роста и развития животных. Развитие с превращением и без. | Объяснять особенности развития животных с превращением и без превращения |
5.Влияние вредных привычек на развитие человека | Влияние табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ на индивидуальное развитие и здоровья человека | Объяснять , в чем состоит опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека |
6 Обобщающий урок | Обобщение и систематизация знаний о размножении, росте и развитии | Обобщают знания о размножении, росте и развитии организмов. Учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации. Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности у организмов |
Регуляция жизнедеятельности организмов 10 | | |
1.Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них | Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов. | Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений и животных на изменения в окружающей среде |
2.Гуморальная регуляция | Биологически активные вещества – гормоны. Гормональная регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов | Характеризовать особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов |
3.Нервная регуляция | Общее представление о нервной системе. Нейрон – структурная единица нервной системы. Рефлекс –основа нервной регуляции | Объяснять особенности нервной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы |
4.Нейрогуморальная регуляция у животных | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. | Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме. |
5.Поведение организмов. | Поведение. Двигательная активность у растений. Врожденное поведение. Безусловные рефлексы. | Объяснять значение поведения в жизни организмов. Наблюдать и описывать поведение животных |
6. Приобретенное поведение . Условные рефлексы | Приобретенное поведение. Условные рефлексы | Различать врожденное и приобретенное поведение. Наблюдать и описывать поведение животных |
7. Поведение человека. | Поведение человека. Высшая нервная деятельность | Характеризовать особенности поведения человека. |
8.Движение – свойство живых организмов | Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение растений. Передвижение одноклеточных организмов | Наблюдать и описывать движение различных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма |
9. Передвижение многоклеточных организмов | Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. | Описывать способы передвижения многоклеточных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма |
10.Обобщающий урок | Организм - единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности. | Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями |
Резерв и повторение | | |
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для реализации целей и задач обучения биологии используются:
• В. В.Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—