СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии»

Пояснительная записка


Биология 6 класс


1.Роль и место дисциплины


Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать

наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Изучение биологии в 6 классе нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.




2. Адресат

Программа адресована обучающимся шестых классов общеобразовательных школ.

3.Соответсвие Государственному образовательному стандарту


Рабочая программа по биологии составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии Пасечника В.В.

Реализация программы обеспечена УМК серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника:

В. В.Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы(2015год)





4. Цели и задачи


Основные цели изучения биологии в 6 классе:

  • освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека.

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.

  • научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов

  • научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;

  • научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.



5.Специфика программы

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Рабочая программа предмета «Биология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе биологических знаний. Биология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

6.Основные содержательные линии курса


Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,

обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу

которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить

вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,

объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям,

структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную

деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои

мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать

информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической

культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной

жизни и практической деятельности.

Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира;

  • биологическая природа и социальная сущность человека;

  • уровневая организация живой природы.



7.Структура программы


Содержание учебного предмета «Биология » 6класс

Жизнедеятельность организмов (17 часов)

Размножение, рост и развитие организмов (7 часов)

Регуляция жизнедеятельности организмов (10 часов)





8. Требования к результатам



Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (дока­зывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • осознание потребности и готовности к самооб­разованию, в том числе и в рамках самостоятель­ной деятельности вне школы;

  • знание основных принципов и правил отноше­ния к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения без­опасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • формирование экологического мышления; уме­ние оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окру­жающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УДД).

Познавательные УУД:

  • умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать инфор­мацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

  • умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структури­ровать учебный материал, давать определения понятий;

  • умения проводить наблюдения, ставить элемен­тарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

  • умения сравнивать и классифицировать, само­стоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • умение строить логические рассуждения, вклю­чающие установление причинно-следственных связей;

  • умения создавать схематические модели с выде­лением существенных характеристик объектов;

  • умения определять возможные источники необ­ходимых сведений, производить поиск инфор­мации, анализировать и оценивать ее достовер­ность

Личностные УУД:

  • уважительное отношение к окружающим, уме­ние соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстни­ками;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от­ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • осознание потребности в справедливом оцени­вании своей работы и работы окружающих;

  • умение применять полученные знания в прак­тической деятельности;

  • умение эстетически воспринимать объекты при­роды;

  • определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в дея­тельности;

  • умение преодолевать трудности в процессе до­стижения намеченных целей.

Регулятивные УУД:

  • умение организовать свою учебную деятель­ность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

  • умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть ко­нечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

  • умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  • владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД*

  • умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оце­нивать их роль в познании живой природы;

  • осуществлять элементарные биологические ис­следования;

  • перечислять свойства живого;

  • выделять существенные признаки клеток и орга­низмов растений, животных, грибов и бактерий;

  • описывать процессы: обмен веществ и превра­щение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;

  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а так­же основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

  • сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе срав­нения;

  • характеризовать особенности строения и жиз­недеятельности изученных групп живых орга­низмов;

  • определять роль в природе различных групп ор­ганизмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • составлять элементарные пищевые цепи;

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об услож­нении и упрощении строения живых организ­мов по сравнению с предками, и давать им объ­яснение;

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабора­торных работ;

  • проводить биологические опыты и экспери­менты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элемен­тарные навыки приготовления и изучения пре­паратов.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

  • демонстрировать знание основных правил по­ведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализировать и оценивать последствия деятель­ности человека в природе.

  • В сфере трудовой деятельности:

  • демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  • В сфере физической деятельности:

демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями.

  • В эстетической сфере:

уметь оценивать с эстетической точки зрения объ­екты живой природы.




9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение комбинированных и обобщающих уроков, уроков изучения нового материала, урок – контроль знаний.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

10.Итоговый контроль

Текущий контроль, индивидуальный контроль, итоговый контроль.

Административный контроль: тест,

Текущий контроль проводится в форме теста, лабораторных работ, проекта.

11.Объём и сроки изучения


Данная программа рассчитана на 1 год –6класс. Общее число учебных часов в 6 классе - 34 (1ч в неделю).













































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание курса

Тематическое планирование


Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Жизнедеятельность организмов







1-2 Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ

Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Составные компоненты обмена веществ: питание, поступление веществ в организм. Использование энергии организмами.

Выделять существенные признаки процесса обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство живых организмов и единство органического мира.


3.Почвенное питание растений

Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ . Лабораторный опыт: «Поглощение воды корнем»

Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.

4.Удобрения

Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Меры охраны природной среды.

Объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений . Оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводить доказательства(аргументацию) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил бережного отношения к живой природе

5.Фотосинтез

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза

Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза

6.Значение фотосинтеза

Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха

Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости охраны воздуха от загрязнений. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций.

7.Питание бактерий и грибов

Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапрофиты и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов

Определять особенности питания бактерий и грибов. Объяснять роль бактерий и грибов в природе.

8.Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.

Гетеротрофное питание. Питание животных. Пищеварение. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Способы добывания пищи животными . Растительноядные животные.

Определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными животными.

9. Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения

Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения

Определять особенности питания и способы добывания пищи плотоядными и всеядными животными, хищными растениями. Различать животных по способам добывания пищи

10.Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных

Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных

Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в обмене веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять роль дыхания в жизни организмов

11.Дыхание растений

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. применение знаний о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая. Лабораторный опыт: «Выделение углекислого газа при дыхании»

Выделять существенные признаки дыхания растений. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Определять сходство и различия в процессе дыхания у растений и животных. Применять зания о дыхании растений при выращивании растений и хранении урожая. Ставить биологические эксперименты по изучению жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.

12.Передвижение веществ у растений

Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Лабораторный опыт: «Передвижение веществ по побегу растения». Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.

Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснять особенности передвижения воды. Минеральных и органических веществ в растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости защиты растений от повреждений

13. Передвижение веществ у животных

Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы : кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами

Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных. Определять значение передвижения веществ в жизни организмов.

14.Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений

Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад

Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов

15.Выделение у животных

Удаление продуктов обмена из организма животного через жабры, кожу, легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных

Определять существенные признаки выделения у животных. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни животных

Обобщающий урок

Обмен веществ как главный признак жизни. Составные части обмена веществ. Единство органического мира.

Обобщение знаний об обмене веществ как главном признаке жизни. Формирование естественно – научной картины мира, развитие представлений о единстве органического мира.

Сравнение растительных и животных объектов, работа с разными источниками информации. Формирование ценностно – смысловой установки по отношению к живой природе, осознание необходимости бережного отношения к природе и её охране.






Размножение, рост и развитие организмов 5+1



1.Размножение организмов. Бесполое размножение

Размножение организмов. Его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений»

Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты

2. Половое размножение

Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок- орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Характеризовать особенности полового размножения. Объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

3. Рост и развитие организмов

Рост и развитие- свойства живых организмов. Причины роста Продолжительность роста растений и животных.

Особенности роста растений и животных

Особенности роста растений. Лабораторный опыт «Определение возраста дерева по спилу».Индивидуальное развитие. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов.

Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений.

Характеризовать особенности процесс процессов роста и развития у растений и животных. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов

4.Развитие животных с превращением и без

Особенности роста и развития животных. Развитие с превращением и без.

Объяснять особенности развития животных с превращением и без превращения

5.Влияние вредных привычек на развитие человека

Влияние табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ на индивидуальное развитие и здоровья человека

Объяснять , в чем состоит опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека

6 Обобщающий урок

Обобщение и систематизация знаний о размножении, росте и развитии

Обобщают знания о размножении, росте и развитии организмов. Учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации.

Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности у организмов

Регуляция жизнедеятельности организмов 10



1.Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них

Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов.

Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений и животных на изменения в окружающей среде

2.Гуморальная регуляция

Биологически активные вещества – гормоны. Гормональная регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов

Характеризовать особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов

3.Нервная регуляция

Общее представление о нервной системе. Нейрон – структурная единица нервной системы. Рефлекс –основа нервной регуляции

Объяснять особенности нервной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы

4.Нейрогуморальная регуляция у животных

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме.

5.Поведение организмов.

Поведение. Двигательная активность у растений. Врожденное поведение. Безусловные рефлексы.

Объяснять значение поведения в жизни организмов. Наблюдать и описывать поведение животных

6. Приобретенное поведение . Условные рефлексы

Приобретенное поведение. Условные рефлексы

Различать врожденное и приобретенное поведение. Наблюдать и описывать поведение животных

7. Поведение человека.

Поведение человека. Высшая нервная деятельность

Характеризовать особенности поведения человека.

8.Движение – свойство живых организмов

Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение растений. Передвижение одноклеточных организмов

Наблюдать и описывать движение различных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма

9. Передвижение многоклеточных организмов

Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов.

Описывать способы передвижения многоклеточных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма

10.Обобщающий урок

Организм - единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности.

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями

Резерв и повторение








Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для реализации целей и задач обучения биологии используются:

  1. УМК (учебно - методических комплект) серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника с 5 по 9 класс:

• В. В.Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—

6 классы (учебник)

  1. Технические средства обучения: компьютер, проектор, модульная система экспериментов, планшет, цифровой микроскоп, интерактивная доска.

  2. http://files.school-collection.edu.ru

  3. http://fcior.edu.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!