Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Жизнедеятельность организмов | | |
1-2 Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ | Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Составные компоненты обмена веществ: питание, поступление веществ в организм. Использование энергии организмами. | Выделять существенные признаки процесса обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство живых организмов и единство органического мира. |
3.Почвенное питание растений | Питание. Способы питания организмов. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ . Лабораторный опыт: «Поглощение воды корнем» | Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. |
4.Удобрения | Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Меры охраны природной среды. | Объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений . Оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводить доказательства(аргументацию) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил бережного отношения к живой природе |
5.Фотосинтез | Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза | Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза |
6.Значение фотосинтеза | Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха | Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости охраны воздуха от загрязнений. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. |
7.Питание бактерий и грибов | Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапрофиты и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов | Определять особенности питания бактерий и грибов. Объяснять роль бактерий и грибов в природе. |
8.Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. | Гетеротрофное питание. Питание животных. Пищеварение. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Способы добывания пищи животными . Растительноядные животные. | Определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными животными. |
9. Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения | Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения | Определять особенности питания и способы добывания пищи плотоядными и всеядными животными, хищными растениями. Различать животных по способам добывания пищи |
10.Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных | Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных | Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в обмене веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять роль дыхания в жизни организмов |
11.Дыхание растений | Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. применение знаний о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая. Лабораторный опыт: «Выделение углекислого газа при дыхании» | Выделять существенные признаки дыхания растений. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Определять сходство и различия в процессе дыхания у растений и животных. Применять зания о дыхании растений при выращивании растений и хранении урожая. Ставить биологические эксперименты по изучению жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. |
12.Передвижение веществ у растений | Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Лабораторный опыт: «Передвижение веществ по побегу растения». Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. | Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснять особенности передвижения воды. Минеральных и органических веществ в растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости защиты растений от повреждений |
13. Передвижение веществ у животных | Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы : кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами | Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных. Определять значение передвижения веществ в жизни организмов. |
14.Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений | Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад | Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов |
15.Выделение у животных | Удаление продуктов обмена из организма животного через жабры, кожу, легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных | Определять существенные признаки выделения у животных. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни животных |
Обобщающий урок | Обмен веществ как главный признак жизни. Составные части обмена веществ. Единство органического мира. | Обобщение знаний об обмене веществ как главном признаке жизни. Формирование естественно – научной картины мира, развитие представлений о единстве органического мира. Сравнение растительных и животных объектов, работа с разными источниками информации. Формирование ценностно – смысловой установки по отношению к живой природе, осознание необходимости бережного отношения к природе и её охране. |
Размножение, рост и развитие организмов 5+1 | | |
1.Размножение организмов. Бесполое размножение | Размножение организмов. Его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений» | Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты |
2. Половое размножение | Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок- орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | Характеризовать особенности полового размножения. Объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира |
3. Рост и развитие организмов | Рост и развитие- свойства живых организмов. Причины роста Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений и животных Особенности роста растений. Лабораторный опыт «Определение возраста дерева по спилу».Индивидуальное развитие. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений. | Характеризовать особенности процесс процессов роста и развития у растений и животных. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов |
4.Развитие животных с превращением и без | Особенности роста и развития животных. Развитие с превращением и без. | Объяснять особенности развития животных с превращением и без превращения |
5.Влияние вредных привычек на развитие человека | Влияние табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ на индивидуальное развитие и здоровья человека | Объяснять , в чем состоит опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ для индивидуального развития и здоровья человека |
6 Обобщающий урок | Обобщение и систематизация знаний о размножении, росте и развитии | Обобщают знания о размножении, росте и развитии организмов. Учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации. Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности у организмов |
Регуляция жизнедеятельности организмов 10 | | |
1.Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них | Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов. | Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции растений и животных на изменения в окружающей среде |
2.Гуморальная регуляция | Биологически активные вещества – гормоны. Гормональная регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов | Характеризовать особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов |
3.Нервная регуляция | Общее представление о нервной системе. Нейрон – структурная единица нервной системы. Рефлекс –основа нервной регуляции | Объяснять особенности нервной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объяснять рефлекторный характер деятельности нервной системы |
4.Нейрогуморальная регуляция у животных | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. | Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять значение саморегуляции физиологических процессов в организме. |
5.Поведение организмов. | Поведение. Двигательная активность у растений. Врожденное поведение. Безусловные рефлексы. | Объяснять значение поведения в жизни организмов. Наблюдать и описывать поведение животных |
6. Приобретенное поведение . Условные рефлексы | Приобретенное поведение. Условные рефлексы | Различать врожденное и приобретенное поведение. Наблюдать и описывать поведение животных |
7. Поведение человека. | Поведение человека. Высшая нервная деятельность | Характеризовать особенности поведения человека. |
8.Движение – свойство живых организмов | Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение растений. Передвижение одноклеточных организмов | Наблюдать и описывать движение различных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма |
9. Передвижение многоклеточных организмов | Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. | Описывать способы передвижения многоклеточных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма |
10.Обобщающий урок | Организм - единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности. | Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями |
Резерв и повторение | | |