«Рассмотрено» ____________________ Протокол №________ от «___»______2021 г. | «Согласовано» ________/___________________/ «___» ___________2021 г. | «Утверждаю» ГОУ ТО «Барсуковская школа им. А.М. Гаранина» __________/В.А. Ананьев / Приказ №____от «___» _______2021 г. |
Рабочая программа
по предмету:
«Биология»
5 класс
2021 – 2022 учебный год
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 5-го класса ГОУ ТО «Барсуковская школа им. А.М. Гаранина» разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
концепции преподавания учебного предмета «Биология», утвержденной решением Коллегии Минпросвещения от 03.12.2019;
учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом ГОУ ТО «Барсуковская школа им. А.М. Гаранина» от 31.08.2021 № 376-од «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;
рабочей программы воспитания ГОУ ТО «Барсуковская школа им. А.М. Гаранина»
Рабочая программа составлена в соответствии с программой по биологии предметной линии учебников В.В. Пасечник «Введение в биологию». 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций /-М.: Дрофа 2020г
Цели обучения с учетом специфики учебного предмета
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, гаметы, наследственная и ненаследственная изменчивость), об экосистемной организации жизни, овладение понятийным аппаратом биология;
приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека; наблюдения за живыми объектами собственным организмом, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов, и инструментов;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации т руда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними, проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, к здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Задачи обучения.
• освоение важнейших знаний об основных понятиях биологии и биологической терминологии;
• овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить лабораторный эксперимент;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения лабораторных и практических работ, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования и общения с объектами живой природы, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место учебного предмета «Биология» в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий, лишайников; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма. Стрессов. ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки. Зрения. Слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов с их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
Содержание учебного предмета.
Раздел | Тема урока |
1.Введение в биологию (7 часов). | Введение в биологию. Вводный ИТБ. |
| Живая и неживая природа - единое целое. |
| Биология - система наук о живой природе. |
| Методы исследования в биологии. |
| Измерения в биологических исследованиях.Лабораторная работа № 1. " Измерение объектов". |
| Описание результатов исследований. |
| Эксперимент в биологии. |
Строение и многообразие живых организмов. (14 часов). | Увеличительные приборы. |
| Лабораторная работа№2" Устройство увеличительных приборов". |
| Клетка - основная структурная и функциональная единица живого организма. Строение клетки. |
| Разнообразие клеток и их жизнедеятельность. Лабораторная работа №3 " Рассматривание готовых микропрепаратов клеток растений , животных и грибов". |
| Организм - единое целое. |
| Жизнедеятельность организмов. |
| Разнообразие организмов. |
| Царство Бактерии: многообразие и значение. |
| Царство Грибы. |
| Царство Грибы: многообразие и значение. |
| Царство Растения. Характерные признаки растений. |
| Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растений. |
| Царство Животные : многообразие и значение. |
| Охрана животного мира. |
Организм и среда ( 13 ч.) | Среды обитания организмов. |
| Экологические факторы и их влияние на живые организмы. |
| Сезонные изменения в жизни организмов. Экскурсия. |
| Практическая работа. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. |
| Природные сообщества. |
| Взаимосвязи организмов в сообществе. |
| Сообщества, создаваемые человеком. |
| Экосистемы природных зон Земли. |
| Природные зоны России. |
| Хозяйственная деятельность человека в природе. |
| Охрана природы. Особо охраняемые природные территории. |
| Планета Земля - наш общий дом. |
| Обобщение пройденного по теме : "Организм и среда". |
| Подведение итогов за год. Летние задания. |
Тематическое планирование
Тематическое планирование по биологии для 5-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
• развитие ценностных отношений к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
• развитие ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
• развитие ценностных отношений к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
• развитие ценностных отношений к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
• развитие ценностных отношений к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
• развитие ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
• развитие ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета.
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1.Введение в биологию (7 часов). | Введение в биологию. Вводный ИТБ. | 1 | |
| Живая и неживая природа - единое целое. | 1 | |
| Биология - система наук о живой природе. | 1 | |
| Методы исследования в биологии. | 1 | |
| Измерения в биологических исследованиях.Лабораторная работа № 1. " Измерение объектов". | 1 | |
| Описание результатов исследований. | 1 | |
| Эксперимент в биологии. | 1 | |
Строение и многообразие живых организмов. (14 часов). | Увеличительные приборы. | 1 | |
| Лабораторная работа№2" Устройство увеличительных приборов". | 1 | |
| Клетка - основная структурная и функциональная единица живого организма. Строение клетки. | 1 | |
| Разнообразие клеток и их жизнедеятельность. Лабораторная работа №3 " Рассматривание готовых микропрепаратов клеток растений , животных и грибов". | 1 | |
| Организм - единое целое. | 1 | |
| Жизнедеятельность организмов. | 1 | |
| Разнообразие организмов. | 1 | |
| Царство Бактерии: многообразие и значение. | 1 | |
| Царство Грибы. | 1 | |
| Царство Грибы: многообразие и значение. | 1 | |
| Царство Растения. Характерные признаки растений. | 1 | |
| Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растений. | 1 | |
| Царство Животные : многообразие и значение. | 1 | |
| Охрана животного мира. | 1 | |
Организм и среда ( 13 ч.) | Среды обитания организмов. | 1 | |
| Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 1 | |
| Сезонные изменения в жизни организмов. Экскурсия. | 1 | |
| Практическая работа. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. | 1 | |
| Природные сообщества. | 1 | |
| Взаимосвязи организмов в сообществе. | 1 | |
| Сообщества, создаваемые человеком. | 1 | |
| Экосистемы природных зон Земли. | 1 | |
| Природные зоны России. | 1 | |
| Хозяйственная деятельность человека в природе. | 1 | |
| Охрана природы. Особо охраняемые природные территории. | 1 | |