СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии»

«Рассмотрено»

____________________


Протокол №________


от «___»______2021  г.

«Согласовано»



________/___________________/


«___» ___________2021   г.

«Утверждаю»

ГОУ ТО «Барсуковская школа им. А.М. Гаранина»


__________/В.А. Ананьев /


Приказ №____от «___» _______2021 г.








Рабочая программа

по предмету:

«Биология»

5 класс

2021 – 2022 учебный год





























2021г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 5-го класса ГОУ ТО «Барсуковская школа им. А.М. Гаранина» разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

  • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

  • концепции преподавания учебного предмета «Биология», утвержденной решением Коллегии Минпросвещения от 03.12.2019;

  • учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом ГОУ ТО «Барсуковская школа им. А.М. Гаранина» от 31.08.2021 № 376-од «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;

  • рабочей программы воспитания ГОУ ТО «Барсуковская школа им. А.М. Гаранина»

Рабочая программа составлена в соответствии с программой по биологии предметной линии учебников В.В. Пасечник «Введение в биологию». 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций /-М.: Дрофа 2020г

Цели обучения с учетом специфики учебного предмета

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, гаметы, наследственная и ненаследственная изменчивость), об экосистемной организации жизни, овладение понятийным аппаратом биология;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека; наблюдения за живыми объектами собственным организмом, описание биологических объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов, и инструментов;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации т руда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними, проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

  • формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, к здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

  • овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме;

  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Задачи обучения.

• освоение важнейших знаний об основных понятиях биологии и биологической терминологии;

• овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить лабораторный эксперимент;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения лабораторных и практических работ, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования и общения с объектами живой природы, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место учебного предмета «Биология» в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
    Предметные результаты освоения учебного предмета:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий, лишайников; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма. Стрессов. ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки. Зрения. Слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов с их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Содержание учебного предмета.

Раздел

Тема урока

1.Введение в биологию (7 часов).

Введение в биологию. Вводный ИТБ.

 

Живая и неживая природа - единое целое.

 

Биология - система наук о живой природе.

 

Методы исследования в биологии.

 

Измерения в биологических исследованиях.Лабораторная работа № 1. " Измерение объектов".

 

Описание результатов исследований.

 

Эксперимент в биологии.

Строение и многообразие живых организмов. (14 часов).

Увеличительные приборы.

 

Лабораторная работа№2" Устройство увеличительных приборов".

 

Клетка - основная структурная и функциональная единица живого организма. Строение клетки.

 

Разнообразие клеток и их жизнедеятельность. Лабораторная работа №3 " Рассматривание готовых микропрепаратов клеток растений , животных и грибов".

 

Организм - единое целое.

 

Жизнедеятельность организмов.

 

Разнообразие организмов.

 

Царство Бактерии: многообразие и значение.

 

Царство Грибы.

 

Царство Грибы: многообразие и значение.

 

Царство Растения. Характерные признаки растений.

 

Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растений.

 

Царство Животные : многообразие и значение.

 

Охрана животного мира.

Организм и среда ( 13 ч.)

Среды обитания организмов.

 

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

 

Сезонные изменения в жизни организмов. Экскурсия.

 

Практическая работа. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

 

Природные сообщества.

 

Взаимосвязи организмов в сообществе.

 

Сообщества, создаваемые человеком.

 

Экосистемы природных зон Земли.

 

Природные зоны России.

 

Хозяйственная деятельность человека в природе.

 

Охрана природы. Особо охраняемые природные территории.

 

Планета Земля - наш общий дом.

 

Обобщение пройденного по теме : "Организм и среда".

 

Подведение итогов за год. Летние задания.


Тематическое планирование

Тематическое планирование по биологии для 5-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

• развитие ценностных отношений к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

• развитие ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

• развитие ценностных отношений к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

• развитие ценностных отношений к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

• развитие ценностных отношений к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

• развитие ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

• развитие ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета.

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1.Введение в биологию (7 часов).

Введение в биологию. Вводный ИТБ.

1

 

 

Живая и неживая природа - единое целое.

1

 

 

Биология - система наук о живой природе.

1

 

 

Методы исследования в биологии.

1

 

 

Измерения в биологических исследованиях.Лабораторная работа № 1. " Измерение объектов".

1

 

 

Описание результатов исследований.

1

 

 

Эксперимент в биологии.

1

 

Строение и многообразие живых организмов. (14 часов).

Увеличительные приборы.

1

 

 

Лабораторная работа№2" Устройство увеличительных приборов".

1

 

 

Клетка - основная структурная и функциональная единица живого организма. Строение клетки.

1

 

 

Разнообразие клеток и их жизнедеятельность. Лабораторная работа №3 " Рассматривание готовых микропрепаратов клеток растений , животных и грибов".

1

 

 

Организм - единое целое.

1

 

 

Жизнедеятельность организмов.

1

 

 

Разнообразие организмов.

1

 

 

Царство Бактерии: многообразие и значение.

1

 

 

Царство Грибы.

1

 

 

Царство Грибы: многообразие и значение.

1

 

 

Царство Растения. Характерные признаки растений.

1

 

 

Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растений.

1

 

 

Царство Животные : многообразие и значение.

1

 

 

Охрана животного мира.

1

 

Организм и среда ( 13 ч.)

Среды обитания организмов.

1

 

 

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1

 

 

Сезонные изменения в жизни организмов. Экскурсия.

1

 

 

Практическая работа. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

1

 

 

Природные сообщества.

1

 

 

Взаимосвязи организмов в сообществе.

1

 

 

Сообщества, создаваемые человеком.

1

 

 

Экосистемы природных зон Земли.

1

 

 

Природные зоны России.

1

 

 

Хозяйственная деятельность человека в природе.

1

 

 

Охрана природы. Особо охраняемые природные территории.

1

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!