02-03
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Верхний Ломов
имени Ивана Ивановича Привалова
Обсуждена и одобрена на заседании педагогического совета от «____» _______ 20____г. Протокол №_____ Председатель педагогического совета ______________И.А. Дёмина | Обсуждена и одобрена на заседании школьного методического объединения учителей ИЗО, музыки, технологии, физической культуры Протокол №______ от «___» ________ 20___г. Руководитель МО ___________ Н.Н. Чубарова | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________И.А. Дёмина «___» __________ 20___г. |
Рабочая программа
по черчению
9 класс
с. Верхний Ломов, 2020 г.
Рабочая программа основного общего образования по черчению для 9 класса МБОУ СОШ с. Верхний Ломов им. И.И. Привалова разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом программ, включённых в её структуру.
Рабочая программа содержит: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета; 2) содержание учебного предмета; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты изучения предмета «Черчение»
Учащиеся должны знать:
об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа;
об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
о видах изделий, конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
о правилах оформления чертежей;
о методах проецирования;
о видах соединений;
о чертежах различного назначения.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
правильно пользоваться чертежными инструментами;
выполнять геометрические построения;
наблюдать и анализировать форму несложных предметов;
выполнять технический рисунок;
выполнять технические чертежи несложной формы, выбирая необходимое количество видов, в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
читать чертежи несложных изделий;
осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса черчение
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по черчению направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения черчения подразумевают:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах технического творчества;
развитие умений и навыков познания и самопознания;
накопление опыта графической деятельности;
формирование творческого отношения к проблемам;
развитие образного мышления и освоение способов творческого самовыражения личности;
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения черчения отражают:
- формирование ключевых компетенций в процессе технического творчества;
выявление причинно-следственных связей;
поиск аналогов в науке и технике;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
определение целей и задач учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
самостоятельную оценку достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения черчения включают:
изучение объектов и явлений науки и техники;
восприятие смысла (концепции, специфики) графических изображений (чертежей);
представление места и роли инженерной графики в развитии культуры, в жизни человека и общества;
представление системы общечеловеческих ценностей, ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
усвоение особенностей языка разных видов графики и технических средств изображения;
понимание условности языка графических изображений (чертежей);
различение изученных видов графических изображений, определение их взаимосвязей;
классификацию изученных объектов и явлений науки и техники; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
осознание ценности и места технического творчества и инженерной графики в развитии общества, проявление устойчивого интереса к освоению новых технических средств и технологий;
уважение и осознание ценности технической культуры других народов, освоение их технических достижений;
формирование коммуникативной, информационной компетентности;
описание графических изображений с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о правильности графических изображений; овладение графической грамотностью;
развитие индивидуальных творческих навыков, расширение кругозора;
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
реализацию творческого потенциала; применение различных графических материалов;
использование знаний и технических средств инженерной графики в собственном творчестве.
Содержание учебного предмета «Черчение»
Раздел I. Введение. Правила оформления чертежей
Учебный предмет «Черчение»
Учащиеся должна знать: какие бывают графические зображения, что такое чертёж, какие требования предъявляются к чертежу, что такое сборочный чертёж, о роли чертежей в изучении школьных дисциплин.
Учащиеся должны уметь: различать графические изображения, применять полученные знания о чертежах. Виды графических изображений: рисунки, наглядные изображения, чертежи, схемы, графики, диаграммы, топограммы. Исторические сведения о развитии чертежа. Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.
Формат, рамка, основная надпись
Учащиеся должны знать: что такое стандарт ЕСКД, разновидности форматов, размер формата А4, что такое основная надпись, еѐ назначение, размеры
Учащиеся должны уметь: начертить рамку и основную Понятие о предмете (модель, техническая деталь, изделие), его положение в пространстве, о геометрической форме. Геометрические фигуры правильные и неправильные. Основные геометрические тела (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар, тор), полные и усечённые, прямые и наклонные. Правильные и неправильные; их существенные и несущественные признаки; определения геометрических тел, название их элементов (грани, рёбра, вершины, основания и др.). Обобщение знаний о развёртках геометрических тел и построении их чертежей.
Графическая работа №1 «Линии чертежа»
Учащиеся должны знать: написание строчных и прописных букв алфавита, их размеры и ширину, а так же цифр и знаков.
Учащиеся должны уметь: самостоятельно заполнять основную надпись работы
Чертёжный шрифт
Учащиеся должны знать: написание строчных и прописных букв алфавита, их размеры и ширину, а так же цифр и знаков.
Учащиеся должны уметь:
Правильно чертить буквы и цифры алфавита
Графическая работа № 2 «Чертёжный шрифт»
Учащиеся должны знать: написание строчных и прописных букв алфавита, их размеры и ширину, а так же цифр и знаков.
Учащиеся должны уметь: правильно чертить буквы и цифры алфавита; самостоятельно заполнять основную надпись работы №1и наносить размеры на чертеже.
Нанесение размеров. Масштабы
Учащиеся должны знать: какие линии используются для нанесения размеров, правила их нанесения по ГОСТу, какие бывают масштабы и условности для выполнения чертежей.
Учащиеся должны уметь: наносить размеры на чертежах по ГОСТу, использовать различные условности и упрощения.
Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали»
Учащиеся должны знать: какие линии используются для нанесения размеров, правила их нанесения по ГОСТу, какие бывают масштабы и условности для выполнения чертежей.
Учащиеся должны уметь: наносить размеры на чертежах по ГОСТу, использовать условности
Pаздел II. Чтение в системе прямоугольных проекций
Общие сведения о проекциях. Виды проецирования.
Учащиеся должны знать: что такое проецирование, проецирующий луч, проекция, плоскость проекций, способы проецирования, примеры центральных и параллельных проекций из личной жизни.
Учащиеся должны уметь: выполнять фронтальную проекцию по наглядному изображению «плоской» детали
Прямоугольное проецирование
Учащиеся должны знать: что такое фронтальная, горизонтальная и профильная проекции, правила их построения.
Учащиеся должны уметь: строить фронтальную, горизонтальную и профильную проекции предметов
Расположение видов на чертеже. Местные виды
Учащиеся должны знать: какие бывают виды на чертежах, что такое местный вид, в каком случае его применяют, что такое проекционная связь.
Учащиеся должны уметь: выполнять построения видов (главного, сверху, слева) и местных видов на чертеже в проекционной связи.
Графическая работа № 3 «Моделирование по чертежу»
Учащиеся должны знать: что такое моделирование и правила его выполнения
Учащиеся должны уметь: выполнять модели деталей по изображению на рисунке, используя картон и проволоку.
Pаздел III. Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
1.Получение аксонометрических проекций.
Учащиеся должны знать: способы построения аксонометрических проекций, направления осей косоугольной фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической проекций, последовательность построения аксонометрических проекций плоских фигур и плоскогранных предметов
Учащиеся должны уметь: выполнять построение аксонометрической оси, строить аксонометрические проекции плоских фигур и плоскогранных предметов
2. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности
Учащиеся должны знать: последовательность построения аксонометрических проекций тел, имеющих круглые поверхности
Учащиеся должны уметь: строить аксонометрические проекции тел, имеющих поверхности овалы, окружности.
3.Технический рисунок. Приёмы от руки и на глаз
Учащиеся должны знать: понятие технический рисунок, для чего он используется на производстве, приѐмы штриховки.
Учащиеся должны уметь: выполнять технические рисунки, их штриховку
Pаздел IV. Чтение и выполнение чертежей
Анализ геометрической формы предмета
Учащиеся должны знать: что такое анализ геометрической формы предмета, названия геометрических тел.
Учащиеся должны уметь: выполнять чертежи геометрических тел, делать анализ геометрической формы предмета.
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел
Учащиеся должны знать: последовательность построения геометрических тел и групп геометрических тел в аксонометрических проекциях
Учащиеся должны уметь: выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел, делать анализ геометрической формы предмета.
Проекции вершин, рёбер и граней предмета
Учащиеся должны знать: элементы формы предмета (вершины, рѐбра, грани, кривые поверхности), обозначение проекций вершин, граней и ребер предмета (видимых и невидимых).
Учащиеся должны уметь: находить на чертеже вершины, ребра и грани предмета и грамотно обозначать их.
Графическая работа №4 «Чертёжи и аксонометрические проекции предметов»
Учащиеся должны знать: порядок построения аксонометрической проекции детали; правила нанесения изображения точек и их обозначение.
Учащиеся должны уметь: строить по данному изображению на чертежах в трех видах деталь в аксонометрической проекции.
Порядок построения изображений на чертежах.
Учащиеся должны знать: способы построения изображений на основе анализа формы предмета, последовательность построения трех видов на чертеже детали, правила построения вырезов на геометрических телах
Учащиеся должны уметь: грамотно выполнять построение детали в трех видах детали; уметь обозначать вырезы на изображениях трёх видов геометрических тел.
Графическая работа № 5 «Построение третьего вида по двум данным»
Учащиеся должны знать: что по двум любым видам всегда можно построить третий вид.
Учащиеся должны уметь: строить третий вид по двум данным видам.
Нанесение размеров с учётом формы предмета
Учащиеся должны знать: как учитывая форму предмета нанести минимальное количество размеров, используя условные обозначения; как наносят размеры на детали типа вала.
Учащиеся должны уметь: грамотно по ГОСТу наносить размеры на детали любой формы.
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей
Учащиеся должны знать: правила анализа графического состава изображений, правила деления окружности на 3,4,5,6,8, 10,12 частей с использованием циркуля, циркуля и угольника, транспортира,
Учащиеся должны уметь: выполнять деление окружности на равные части, выполнять сопряжения двух прямых, окружности с прямой, двух окружностей.
Сопряжения. Графическая работа № 6 «Чертёж детали с использованием геометрических построений»
Учащиеся должны знать: порядок построения сопряжений(центр сопряжения, точки сопряжения, радиус сопряжения).
Учащиеся должны уметь: выполнять чертеж детали, в очертаниях которой содержатся сопряжения.
Чертежи разверток поверхностей геометрических тел
Учащиеся должны знать: порядок построения развёрток различных геометрических тел, их оформление.
Учащиеся должны уметь: строить развёртки геометрических тел.
Порядок чтения чертежей детали
Учащиеся должны знать: последовательность чтения чертежей
Учащиеся должны уметь: читать чертежи деталей.
Графическая работа №8. «Выполнение чертежа предмета в трёх видах с преобразованием его формы»
Учащиеся должны знать: порядок построения изображений на чертежах; как грамотно выбрать необходимое количество видов.
Учащиеся должны уметь: делать анализ геометрической формы предмета, грамотно выбирать необходимое количество видов для чертежа детали.
Pаздел V. Выполнение эскизов деталей
Выполнение эскизов деталей. Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок детали»
Учащиеся должны знать: понятие эскиз, последовательность выполнения эскиза.
Учащиеся должны уметь: выполнять эскизы деталей, использовать условные знаки.
2.Графическая работа № 10 «Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования»
Учащиеся должны знать: последовательность выполнения эскиза.
Учащиеся должны уметь: выполнять эскизы деталей, использовать условные знаки, обозначения, мысленно видоизменять деталь.
3.Обобщение сведений о способах проецирования. Графическая работа №11 «Выполнение чертежа предмета»
Учащиеся должны знать: порядок построения изображений на чертежах.
Учащиеся должны уметь: делать анализ геометрической формы предмета, грамотно выбирать необходимое количество видов для чертежа детали.
Раздел VI. Сечения и разрезы.
1. Назначение сечений, правила их выполнения. Графическая работа №12
Учащиеся должны знать: определение понятия сечения, назначение сечения, правила расположения, обозначений сечений, особенности выполнения сечений.
Учащиеся должны уметь: выполнять по наглядному изображению эскиз с детали элементом сечения, обозначать сечение, наносить размеры.
2.Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Графическая работа № 13
Учащиеся должны знать: определение понятия разрез, типы разрезов и их назначение, правила расположения, обозначений разрезов, особенности выполнения разрезов.
Учащиеся должны уметь: выполнять по наглядному изображению эскиз детали с элементом разреза, обозначать разрез, наносить размеры.
3. Соединение вида и разреза. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Графическая работа № 14
Учащиеся должны знать: правила соединения вида, половины вида и разреза
Учащиеся должны уметь: наносить разрез при выполнении вида и половины вида.
Pаздел VII. Чтение строительных чертежей
1.Основные особенности строительных чертежей
Учащиеся должны знать: типы изображений на строительных чертежах 9 фасад, план, разрез), правила определения масштабов и нанесение размеров на строительном чертеже
Учащиеся должны уметь: читать строительные чертежи
2.Условные изображения на строительных чертежах
Учащиеся должны знать: обозначение основных элементов зданий и деталей внутреннего оборудования, графическое обозначение материалов в сечениях.
Учащиеся должны уметь: читать строительные чертежи
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
1 | Учебный предмет «Черчение» | 1 |
2 | Формат, рамка, основная надпись | 1 |
3 | Графическая работа №1 «Линии чертежа» | 1 |
4 | Чертёжный шрифт | 1 |
5 | Графическая работа № 2 «Чертёжный шрифт» | 1 |
6 | Нанесение размеров. Масштабы | 1 |
7 | Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали» | 1 |
8 | Общие сведения о проекциях. Виды проецирования. | 1 |
9 | Прямоугольное проецирование | 1 |
10 | Расположение видов на чертеже. Местные виды | 1 |
11 | Графическая работа № 3 «Моделирование по чертежу» | 1 |
12 | Получение аксонометрических проекций. | 1 |
13 | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности | 1 |
14 | Технический рисунок. Приёмы от руки и на глаз | 1 |
15 | Анализ геометрической формы предмета | 1 |
16 | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел | 1 |
17 | Проекции вершин, рёбер и граней предмета | 1 |
18 | Графическая работа №4 «Чертёжи и аксонометрические проекции предметов» | 1 |
19 | Порядок построения изображений на чертежах. | 1 |
20 | Графическая работа № 5 «Построение третьего вида по двум данным» | 1 |
21 | Нанесение размеров с учётом формы предмета | 1 |
22 | Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей | 1 |
23 | Сопряжения. Графическая работа № 6 «Чертёж детали с использованием геометрических построений» | 1 |
24 | Чертежи разверток поверхностей геометрических тел | 1 |
25 | Порядок чтения чертежей детали | 1 |
26 | Графическая работа №8. «Выполнение чертежа предмета в трёх видах с преобразованием его формы» | 1 |
27 | Выполнение эскизов деталей. Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок детали» | 1 |
28 | Графическая работа № 10 «Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования» | 1 |
29 | Обобщение сведений о способах проецирования. Графическая работа №11 «Выполнение чертежа предмета» | 1 |
30 | Назначение сечений, правила их выполнения. Графическая работа № 12 | 1 |
31 | Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов Графическая работа №13 | 1 |
32 | Соединение вида и разреза. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Графическая работа № 14 | 1 |
33 | Основные особенности строительных чертежей | 1 |
34 | Условные изображения на строительных чертежах | 1 |