СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по декоративно-прикладному творчеству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

Просмотр содержимого документа
«Программа по декоративно-прикладному творчеству»









Пояснительная записка


Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.

Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.

Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.

Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.


Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 6 -14 лет.

Программа рассчитана на 1 учебный год (68 часов, 34 занятия по 2 часа в неделю).

В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.





Цели программы:

·  Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.

·  Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

·  Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.

·  Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.

·  Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.

·  Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме, работы с соломкой).

·  Содействие жизненному самоопределению учащихся.

·  Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи:

Обучающие:

·  Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

·  Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

·  Обучить технологиям различных видов рукоделия.



Воспитательные:

·  Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

·  Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.

·  Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

·  Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

·  Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

·  Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.

·  Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

·  Развивать положительные эмоции и волевые качества.

·  Развивать моторику рук, глазомер.

Мотивационные:

·  Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Социально-педагогические:

·  Формирование общественной активности.

·  Реализация в социуме.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Программа кружка «Эрдэмиг бэлиг» дополнительного образования «Рукодельница» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.

Условно в программе можно выделить следующие этапы:

1 этап. Введение: даются общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

2 этап. «Бисероплетение» знакомит обучающихся о разнообразии области примения изделий из бисера, о материалах, фурнитуре, инструментах и приспособлениях для бисероплетения, о технологии выполнения изделий из бисера, стекляруса, бусин и т.п.

3 этап. «Пэчворк без иглы» дает сведения об истории и технологии пэчворка без иголки, или техники кинусайга. Дети создают не только настенные панно, но и украшают таким способом шкатулки, ключницы, коробочки, елочные игрушки и т. д.;

4 этап. «Макраме» знакомит обучающихся с этим видом рукоделия, техникой плетения основных узлов «макраме». Дети осваивают азбуку и грамматику макраме, плетут образцы сувениров.

5 этап. «Войлоковаляние» - в кружке ребята занимаются валянием шерсти, текстильным моделированием. Работа с таким материалом, как шерсть, не только прията, но и полезна. Очень успокаивающее и увлекательное занятие. Шерсти можно придать удивительную форму и объем. Дети создают своими руками игрушки, украшения, чехлы для мобильных телефонов и все, что подскажет фантазия! Ребята, прошедшие обучение, будут свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий.





Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Календарно-тематическое планирование


Раздел, тема занятия

Количество часов

Всего часов

Сроки выполнения

теория

практика

Дата

1 группа

(6-9 лет)


Дата

2 группа

(10-14лет)


Раздел 1. Бисероплетение



78



1

Введение.

3

-

3



2

Плоские изделия на проволоке, выполненные параллельным плетением

1

5

6



3

Самостоятельное изготовление изделий по готовым схемам

1

17

18



4

Простые цепочки

1

5

6



5

Французское плетение (низание дугами)

1

20

21



6

Объемные изделия на проволоке

1

17

18



7

Информационные технологии






8

Проект

1

5

6




Раздел 2. Плетение из ячьей шерсти



48



1

Вводное занятие. Знакомство с техникой. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности

3

-

3



1

Обработка шерсти

1

5

6



2

Изготовление панно «орнамента»

1

5

6



3

Изготовление панно «Природа»

1

5

6



4

Изготовление панно «Дом»

1

8

9



5

Плетение веревок

1

5

6



6

Вязание стелек

1

5

6



7

Проект

1

5

6




Раздел 3. Макрамe



80



1

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Входное тестирование.

3

-

3



2

Основные узлы и приемы узелкового плетения.

1

11

12



3

Работа с тонким шнуром (плетение аксессуаров).


1

17

18



4

Ажурные фоновые узоры.


1

11

12



5

Цветочная композиция.

1

11

12



6

Самостоятельная разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла.

1

16

17



7

Проект

1

5

6




Раздел 4. Войлоковаляние



298



1

Вводное занятие

3

-

3



2

Знакомство с основами цветовой грамотности и законами композиции

6

-

6



3

Техника живопись шерстью

1

46

47



4

Техника сухого валяния. Игрушки.

1

46

47



5

Техника сухого валяния. Нетканный гобелен

1

46

47



6

Техника мокрого валяния. Объемные цветы.

1

10

21



7

Техника мокрого валяния. Клатчи и сумки.

1

46

47



8

Техника мокрого валяния. Аксессуары.

1

46

47



9

Оформление работ

1

17

18



10

Итоговое занятие

1

5

6



11

Подведение итогов за год, (проведение итогового занятия, анкетирование, тестирование)

9

-

9




Итого:



504





Содержание программы

Раздел 1. Бисероплетение.

Введение

История бисера.

Инструменты и материалы (бисер, стеклярус, бусины, проволока, нитки, леска и пр), фурнитура, приспособления для бисероплетения.

Организация рабочего места.

Плоские изделия на проволоке,

выполненные параллельным плетением

Выполнение плоских изделий на проволоке.

Основные приемы: набор бисера, двусторонний пропуск бисера, петля из бисера (прием «друг за другом»), кольцо из бисера (прием «навстречу друг другу»), варианты подплетения новой проволоки, меры предосторожности. Способы завершения плетения.

Чтение и выполнение изделий по схемам.

Практическая работа.

Изготовление плоской фигурки.

Выполнение объемной миниатюры.

Изделия на проволоке,

выполненные с помощью скручивания

Технология выполнения изделий на проволоке с помощью скручивания. Возможности данной техники. Разнообразие изделий, выполненных с помощью скручивания.

Практическая работа.

Выполнение веточек.

Выполнение цветов.

Сборка и оформление деревца.

Самостоятельное изготовление изделий

по готовым схемам

Практическая работа.

Самостоятельное чтение и выполнение изделий по схемам.

Французское плетение

(низание дугами)

Французское плетение или низание дугами. Технология изготовления изделий. Подготовка проволоки. Плетение листьев и лепестков. Формирование цветка. Использование дополнительных материалов (нитки «мулине») для оплетения стеблей.

Практическая работа.

Выполнение лепестков.

Выполнение листьев.

Сборка цветка.

Оплетение стеблей нитками «мулине».

Объемные изделия на проволоке

Особенности выполнения объемных изделий на проволоке. Техника двойного плетения. Формирование фигур. Фиксация формы.

Практическая работа.

Выполнение объемной миниатюры.

Приплетение отдельных элементов.

Оформление готового изделия.

Простые цепочки

Выполнение изделий на нити, леске, резинке. Подготовка нити к работе. Определение длины нити, необходимой для работы. Приемы закрепления рабочей нити (с помощью бусинки, скотча и т.п.)
Бисерные цепочки "Пупырышки", "Зигзаг", "Змейка". Приплетение бисерной бахромы («листик», «коралл», «дождик»). Закрепление фурнитуры на готовом изделии. Закрепление нити по окончании работы.

Практическая работа.

Изготовление браслета или ожерелья.

Изготовление подсвечника.

Изготовление изделия.

Информационные технологии

Практическая работа.

Работа с книгами, журналами.

Поиск информации с помощью Интернета.

Проект

Выполнение изделия по алгоритму проектирования плетением из бисера.

Определение проблемы и потребностей. Формулировка задачи. Развитие идей и выбор лучшей. Разработка технологии. Выполнение изделия. Самооценка изделия.

Практическая работа.

Определение проблемы и формулировка задачи. Выбор лучшей идеи.

Разработка технологии. Выполнение изделия.

Изготовление изделия. Самооценка.

Раздел 3. Макраме

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Входное тестирование.

Теория: Знакомство с макраме как видом декоративно-прикладного творчества. Возможности данной техники.

Материалы для плетения (хорошо крученая пеньковая веревка, шелковый, льняной или синтетический шнур, шпагат, кожа и др.).

Приспособления для плетения (полумягкая подушка, крючки, швейные булавки с головками, ножницы, сантиметровая лента и др.).

Конструктивные детали, позволяющие сохранять форму плетеного полотна в абажурах, кашпо, сумочках, игрушках и т. п. декоративные элементы, вплетаемые в изделие: дерево, керамика и др.

Знакомство детей с правилами по технике безопасности.

Входное тестирование.



Основные узлы и приемы узелкового плетения.


Теория: Приемы плетения узлов и узоров. Крепление нити на основе различными способами.

Основные узлы и узоры. Технология выполнения основных узлов. Определение длины нити. Обработка концов нитей.

Практика: навешивание нитей (замочком налицо, замочком наизнанку, расширенное крепление нитей), левый плоский узел, левосторонняя витая цепочка,правый плоский узел, правосторонняя витая цепочка, квадратный узел, узел «хамелеон», узор «шахматка» и «ягодка».Репсовый узел (брида) (горизонтальный и диагональный репсовый узел). Узор « кокиль».


Брелок «черепашка».


Сувенир «собачка». Узел «ёлочка». Цепочка из петельного узла «гусеница».


Узел «фриволите» и цепочка из этих узлов.


Сувенир «сова».





Работа с тонким шнуром.


Теория: Особенности выполнения работ из тонких нитей.

Практика: Плетение аксессуаров и украшений.

Узел «капуцин». Кулон. Браслет.


Ажурные фоновые узоры.


Теория: Разновидности фоновых узоров. Техника их выполнения. Расчет нитей.


Практика: «ромб», «жозефина», узоры из одинарных брид, горизонтальных брид, ажурные треугольники, «листики».


Сетки из узлов.


Теория: Особенности выполнения сеток. Мотив узора.


Практика: Сетка из простых узлов, петельных узлов, с квадратными ячейками, из узлов «фриволите», из репсовых узлов, сетка-мережка.



Плетение в кольце и по кругу.

Теория: Техника выполнения изделий в кольце и по кругу. Основные узлы и узоры, применяемые в данном виде работ.


Практика: Оплетенный сосуд.


Подвесные кашпо для цветов.


Корзина.


Цветочная композиция.


Теория: Макраме и флористика. Особенности составления цветочной композиции.


Практика: Плетение цветка.


Веточки из листьев.


«Бабочка».


Панно «цветочная композиция».



Панно с карманом.


Теория: Составление схемы панно. Подбор узоров. Расчет нитей.


Практика: Плетение панно.



Самостоятельная разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла.


Теория: Составление схемы поделки. Подбор узоров. Расчет нитей.


Практика: Плетение изделий.




Раздел 4. Войлоковаляние


«Вводное занятие»


Теоретическое занятие


-определение целей и задач курса;


-просмотр работ учащихся;


-основы ТБ работы с инструментами, инструктаж безопасной работы;


- просмотр видеофильма «История войлока»;


-посещение выставки ДПИ.


«Знакомство с основами цветовой грамотности и законами композиции»


Теоретическое занятие:


- о понятиях «композиция», «цвет», «тон», «колорит», «пропорции», «светотень», «объем», «ритм», «перспектива», «пространство»;


Практическое занятие

Выполнение рисунка с учетом теоретического материала.



«Техника живопись шерстью»


Теоретическое занятие


-свойства шерсти;


- разновидности шерсти и волокон;


-основные приемы работы при вытягивании шерсти: вытягивание, щипание, настригание, смешение цветов.


-советы для начинающих.


Практические занятия


Панно натюрморт - «Лилии», «Мак», «Ромашки», «Подсолнухи», «Ирисы», «Полевые цветы», «Розы» и т.д.


Панно пейзаж - «Времена года»


«Техника сухого валяния. Игрушки»


Теоретическое занятие


- Ознакомление с приспособлениями и инструментами для сухого валяния (классификация игл для сухого валяния).


- оформления носа у валяных игрушек;


- оформление глаз;


- вшивание глазок, приваливание век, приклеивание ресниц,


-основы сухого валяния (работа с формой, наращивание объемов);


- жесткое и шарнирное крепление лапок;


-выглаживание, шлифовка поверхности;


-тонирование валяных изделий .


Практические занятия


Изготовление игрушки «Любимые мультгерои», «Новогодний подарок», «Смешарики»


- Формирования частей тела (голова, ноги, руки)


- Проработка мелких деталей головы, проработка мимики (глаза, нос, уши)


- Прикрепление частей тела к туловищу.


-Шлифовка изделия и придание окончательного вида игрушки.


«Техника сухого валяния. Нетканый гобелен»

Теоретическое занятие

-история гобелена;


-история вышивки лентами;

-основные швы в вышивке лентами: узелок, вытянутый стежок, петля с прикрепом, петля с глазком и т.д.


- подбор материала и инструмента для работы;


-классификация игл для валяния;


-строение игл;


-основные приемы работы в технике фелтинг.


Практические занятия


Изготовление коллективной работы в смешанной технике «Цветочный сад»




«Оформление работ»


Практические занятия

Оформление работ в паспарту и в рамки. Оформление пояснительной записки к творческим проектам.


«Заключительное занятие»


Практические занятия


Выставка работ обучающихся. Защита проектов



Литература:


1. Н. Белова. Рукоделие. Стильные фантазии. Картины из шерсти. 6,июль, 2012 г

2.Старцуева Ж.Ц., Банзаракцаева С.Ц. Методические основы обучения школьников рукоделиям бурятских мастериц. Улан-Удэ» Бэлиг»,2012.

3. Люцкевич.Л. Игрушки в технике фильц.-М.:Эксмо, 2008-(Азбука рукоделия) М.: «Ниола-Пресс»2008-(Новые идеи).

4. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. М., 1998.

5. Краузе, А. Макраме/ А. Краузе.- Ташкент: Ташкент, 1987.- 66 с.

6. Кузьмина, М. Азбука плетения/ М.Кузьмина.- М.: Легпромиздат,1993.- 310 с.

7. Пивовар, В. Макраме и фриволите/В. Пивовар.- Спб.: ООО "Золотой век", ТООО

"Диамант", - 1998.-256 с.

8. Соколовская, М.М. Макраме/ М.М. Соколовская. - Минск: Полымя,1983.- 64 с.

9. Терешкович, Т.А. Учимся плести макраме/ Т.А. Терешкович. - Минск: Хэлтон , 2000.

335 с.

10. Соколовская, М. Знакомьтесь с макраме/ М. Соколовская. -М.: Просвещение, 1990.- 111 с


11.Бисер /Авт.-сост. Г.Дюмина.-М.: ООО»Издательство АСТ»: ООО «Издательство

Астрель», 2004.

12.Данкевич Е.В. Бижутерия из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2007.

13.Данкевич Е.В. Цветы из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2007.

14.Данкевич Е.В. Украшения из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008.

15.Игрушечки из бисера. (Составитель Ю. Лындина) «Культура и традиции»,2006г.

16.Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы,

рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горкова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.

17.Ткаченко Т.Б. Подарки из бисера.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.

18.Фигурки из бисера. (Составитель Ю. Лындина). «Культура и традиции», 2007.

19.Ингрид Морас. Забавные животные из бисера.- Мир книги, 2011.

20.Мари-Клод Бюрель. Цветы из бисера.-«Контэнт», 2011Журналы

-«Чудесные мгновения. Бисер»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!