СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дисциплине "Детское и диетическое питание" по профессии "Повар, кондитер"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по дисциплине Детское и диетическое питание разработана мною на базе ООО "Исследовательское общество "МИР"

Просмотр содержимого документа
«Программа по дисциплине "Детское и диетическое питание" по профессии "Повар, кондитер"»

3



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 260807.01 ПОВАР, КОНДИТЕР


Организация-разработчик: ГБОУ НПО ПУ № 1, г. Торопец


Разработчики:

Гапонова Светлана Ильинична, преподаватель ГБПОУ «Торопецкий колледж»

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________200__ г.

номер



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. условия реализации учебной дисциплины


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины




  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Детское и диетическое питание

1.1. Область применения рабочей программы


Рабочая программа учебной дисциплины «Детское и диетическое питание » предназначена для изучения в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) детское и диетическое питание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

При освоении профессий НПО технического профиля в учреждениях НПО «Диетическое и детское питание» включена в раздел Профессиональной основной программы и относится к дисциплинам по выбору изучается в объеме 48 часов

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины "Детское питание" являются:

˗ формирование знаний, умений, навыков и убеждений, нацеленных на создание личностно-ориентированного и практико-ориентированного отношения студентов здоровью школьников, тудентов, на активную пропаганду и претворение в жизнь принципов здорового образа жизни в своей профессиональной деятельности, на воспитание здорового молодого поколения

˗ формирование готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья школьников и студентов в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности

Задачи:

˗ сформировать у студентов необходимую теоретическую базу по основам здоровья и здорового образа жизни;

˗ ознакомить с понятийным аппаратом, терминологией и нормативной документацией по курсу "Детское и диетическое питание";

˗ изучить влияние факторов здоровья и факторов риска на развивающийся организм;

˗ вооружить студентов знаниями о принципах рациональной организации режима питания, обучения, труда, и отдыха школьников и студентов, направленных на обеспечение охраны здоровья в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

˗ развивать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью детей и подростков в условиях будущей профессиональной деятельности в школе;

˗ формировать устойчивые убеждения в необходимости соблюдения здорового образа жизни и проведения активной пропаганды по претворению в жизнь принципов здорового образа жизни в своей профессиональной деятельности;

˗ выработать у студентов умения и навыки контроля функциональных, психофизиологических возможностей детей школьного возраста;

˗ выработать умения и навыки проведения профилактических мер, предотвращающих формирование у школьников и студентов вредных

привычек и препятствующих нанесению ущерба здоровью детей и подростков;

˗ научить применению на практике знаний и умений, полученных при изучении дисциплины;

˗ формировать научное мышление на базе изучаемого курса._

    1. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ПК-6);

- уметь использовать технические средства для измерения основных параметров технологических процессов, свойств сырья, полуфабрикатов и качество готовой продукции, организовать и осуществлять технологический процесс производства продукции питания (ПК-7);

- владеть современными информационными технологиями (ПК-8);

- знать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда; уметь измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, и вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-9);

- устанавливать и определять приоритеты в сфере производства продукции питания, быть готовым обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке новых технологических процессов производства продукции питания (ПК-10);

- уметь рассчитать производственные мощности и эффективность работы технологического оборудования, оценивать и планировать внедрение инноваций в производство (ПК-11);

- организовать документооборот по производству на предприятии питания, уметь использовать нормативную, техническую, технологическую документацию в условиях производства продукции питания (ПК-12);

.

1.5 Требования к результатам обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Детское и диетическое питание» обучающийся должен

Знать:

- технологические процессы производства ассортимента кулинарной продукции для диетического и лечебного питания в зависимости от характера заболеваний,

- стадии болезни, и физиологического состояния питающихся;

- требования к качеству и безопасности кулинарной продукции для диетического и лечебного питания;

- стандартные методы контроля качества готовой продукции и правила его проведения.

Уметь:

- совершенствовать и оптимизировать действующие технологические процессы в диетических столовых и лечебно-профилактических учреждениях с учетом приспособления химического состава рациона к особенностям ферментного статуса больного человека и подбор соответствующих способов (форм) кулинарной обработки пищи.

Владеть:

- навыками оценки качества кулинарной продукции для диетического и лечебного питания физико-химическими и органолептическими методами по разработанным стандартным методикам;

-самостоятельной работы с нормативной и справочной документацией регламентирующей технологические процессы приготовления блюд и изделий для диетического и лечебно-профилактического питания.


1.6 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

48 часов

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

16

лабораторные работы


практические работы


контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


индивидуальное проектное задание


тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Диетическое и детское питание»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения




  1. Теоретические основы диетического (лечебного) питания.


8



Основные принципы приготовления блюд диетического питания. Характеристика основных диет: стандартная, щадящая, с пониженной калорийностью, разгрузочная, высокобелковая (низкобелковая).

2

2

ЛПЗ 1

Составление сравнительной характеристики калорийности продуктов

2

2

Основные принципы питания. Особенности разработки меню.

2

2

ЛПЗ 2

Составление меню разных видов диет


2

2

Режим питания. Законы питания и общие принципы гигиенического нормирования при организации питания школьников и студентов


2

3

ЛПЗ 3 Проведение антропометрических измерений. Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей младшего школьного возраста. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.


2

2

Оценка качества кулинарной продукции физико-химическими и органолептическими методами.

Сроки хранения и реализации готовой продукции.


2

2

ЛПЗ4 Определение органолептическим методом качества продуктов

2

3




2. Особенности питания детей, школьников, подростков и спортсменов


40




Условия и факторы, оказывающие влияние на питание детей, школьников, подростков и спортсменов.

4




ЛПЗ5

Обучение выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию поддержки при их развитии. Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, двигательной активности, оптимальному режиму дня, принципам создания безопасной окружающей среды, формированию и поддержанию здорового образа жизни


2

1


Пищевая ценность продуктов для детского питания различных возрастных групп: ранний детский период -1-3 года, дошкольный период -3-6 лет, период младшего школьного возраста - 6-12 лет, период старшего школьного возраста - 12-17 лет

2

3



ЛПЗ 6

Составление примерного меню детям младшего возраста

14




Особенности организации питания детей в детских учреждениях, учебных заведениях (школах, лицеях, колледжах, ВУЗах), оздоровительных лагерях

режима питания для детей: принципы, кратность приемов

2

2


ЛПЗ 7 Составление примерного меню в спорт лагере

2

2


Особенность технологии приготовления пищи для детей. Организация диетического и лечебного питания для детей различных возрастных

Требования к безопасности, срокам хранения и реализации кулинарной продукции, вырабатываемой для детского питания.


2

3


ЛПЗ 8 Применение современные методики и технологии, в том

числе и информационных , для обеспечения своей профессиональной деятельности

2

3



2

3



2

3



1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Доска для письма

  2. Столы

  3. Стулья

  4. Стеллажи

Технические средства обучения:

1.   Видеопроектор

2.   Компьютер

3.   Экран

3.2 Информационные ресурсы

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы

. Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.А., Эйдельман М.М. Физиология питания. М: Высшая школа, 1989- 368 с.

.2. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии // М: Академия.-2000-– 184 с.

3. Мартничик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.В. Физиология питания, санитария и гигиена // М: Мастерство. – 2000. – 192 с.

4. Основы микробиологии, физиологии питания и санитарии для общепита // сост. Трухина Т.П., Ростов. – Изд-во: Феникс. – 2000. – 384 с.

5. Рогов И.А., Антипова Л.В., Дунченко Н.И., Жеребцов Н.А. Химия пищи. Книга 1 // Учеб. для ВУЗов. – М: Колос. – 2000. – 384 с.

6.Физиология человека // под ред. Бабского Е.Б. – М: Медицина.-1998.- т 1,2.- 419с. 


7.2. Дополнительная литература


  1. Методические указания по лабораторному контролю качества продукции общественного питания. Раздел 1, ч. 1: Порядок отбора проб и физико-химические методы испытания // М., 1997. – 213 с. 


  2. Дубцов Г. Технология приготовления пищи // Учеб. пособие. – Изд-во: Мастерство. – 2000. – 236 с.


  3. Дриес Ж., Дриес И. Раздельное питание: Новый подход к здоровому питанию // Челябинск: Урал LTD. – 1999. – 319 с.


  4. Калинина В. Техническое оснащение и охрана труда в общественном питании // Учеб. пособие. – Изд-во: Мастерство. – 2000. – 304 с.


  5. Антипова Л.В. Пащенко Л.П. Фпраджаева Е.Д. Русская кухня // Воронеж: ИПФ «Воронеж». – 2002. – 392 с.




Основные источники:

  1. Матюхина, З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии:  Учеб. пособие для сред. проф. образования. — 3-е издание, дополненное/ П.Матюхина. — М.: ИЦ Академия, 2009. — 256 с.

  2. Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред.проф. образования. — 4-е изд., стер./ З.П.Матюхина, Э.П.Королькова. — М.: ИЦ Академия, 2006. — 272с.

Дополнительные источники:

  1. Педенко, А.И. Гигиена и санитария общественного питания/А.И.Педенко — М.: Экономика, 2009. – 268с.

  2. Жвирблянская, А.Ю.  Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности/ А.Ю.Жвирблянская, О.А. Бакушинская.  – М.: Просвещение, 2009. – 312с.

  3. Нецепляев, Ю.Г. Основы микробиологии и санитарии на предприятиях пищевой    промышленности/ Ю.Г.Нецепляев. — М.: Академия, 2006. – 295с.

  4. Красницкая, Е.С. Гигиена и санитария предприятий общественного питания/ Е.С.  Красницкая. — М.:  Экономика, 2009. – 245с.

  5. Мартинчик, А. Н. Физиология питания, санитария и гигиена  /Допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для учреждений среднего профессионального образования/ А.Н..Мартинчик. – М.: Мастерство, 2006. – 213с.

  6. Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов/ Матюхина З.П., Э.П.Королькова. – М.: Просвещение, 2007. – 324с.

Нормативные документы

  1. ГОСТ 30349-96. Плоды, овощи, продукты их переработки. Методы определения качества.

  2. СанПин 42-123-57777-91. Санитарные нормы и правила для предприятий общественного питания.

  3. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения. Утверждены Главным Государственным врачом РФ 10 мая 2008  №5786 – 91.

  4. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. СанПин 2.3.2.560. – 96г.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.bestlibrary.ru On–line библиотека

  2. http://www.lib.msu.su/ научная библиотека МГУ

  3. http://www.vavilon.ru/ Государственная публичная научно–техническая библиотека России

  4. http://www.edic.ru Электронные словари

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения,

усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Проводит органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов

Экспертная оценка лабораторной работы

Рассчитывает энергетическую    ценность блюд

Экспертная оценка

практической работы

Составляет рационы питания

Экспертная оценка

практической работы

Знает роль пищи для организма человека

Устный опрос

Знает основные процессы обмена веществ в организме

Устный опрос

Знает суточный расход энергии

Тестирование

Знает состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания

Устный опрос

Знает физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения

Устный опрос

Знает роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания

Устный опрос

Знает понятие усвояемости пищи, влияющие на нее факторы

Тестирование

Знает понятие рациона питания

Устный опрос

Знает суточную норму потребности человека в питательных веществах

Устный опрос

Знает нормы и принципы рационального сбалансированного питания

Тестирование

Знает методику составления рационов питания

Тестирование

Знает ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров

Контрольная работа

Знает общие требования к качеству сырья и продуктов

Контрольная работа

Знает условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров

Устный опрос

Разработчики:

Филиал ТюмГНГУ

в г.Ялуторовске                                  преподаватель                           А.Н. Черных

(место работы)                      (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Технологический                                                                                                                               колледж ТюмГНГУ             преподаватель                                   И.Н. Зайцева

(место работы)            (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Эксперты:

___________________       __________________       _____________________

(место работы)                  (занимаемая должность)        (инициалы, фамилия)

___________________        _________________         _____________________

(место работы)                 (занимаемая должность)        (инициалы, фамилия)


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Практические и лабораторные занятия должны проводиться как в специализированной лаборатории «Технологии продукции общественного питания», так и в обычной аудитории, исходя из темы занятий.

В лаборатории должны иметься:

Производственные столы, моечные ванны, тепловое, холодильное и механическое оборудование для приготовления кулинарной продукции.

Плакаты, таблицы, продукты, нормативно-техническая документация.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


а) основная литература

1.  Доценко В. А., Бондарев Г. И., Мартинчик А. Н. Организация лечебно-профилактического питания.-М.:Медицина, 1987.-216с.

2.  Могильный, Н. Г., Баласанян. А. Ю.: учебное пособие / Н. Г. Могильный, А. Ю. Баласанян. Организация и технология обслуживания питанием в гостиничных комплексах: учебное пособие / Н. Г. Могильный, А. Ю. Баласанян. – М.: Де Ли Принт.2004.

3.  Позняковский, В. М.. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов: учебник / В. М. Позняковский – Новосибирск; Сибирское университетское издательство, 2005

4.  Шатун, Л. Г. Технология приготовления пищи: учебник / Л. Г. Шатун. – М.: Республика, 2004.

5.  Шленская, Т. В., Журавко Е. В. Санитария и гигиена питания: учебное пособие / Т. Н. Шленская, Е. В. Журавко. – М. : Колос, 2006

б) дополнительная литература

1.  Давыдов Б. И. Радиация, человек и окружающая среда: факты и аргументы. М.: Фирма коммерч. рекламы и научно-техн. информ. Изд. АТ,1993.-79с.

2.  Доценко В. А. Овощи и плоды в питании и лечении. –СПб.:Лениз-дат, 1993.-333с.

3.  Дудкин М. С., Черно Н. К., Казанская И. С., Ванштейн С. Г и др. Пищевые волокна.-Киев:Урожай, 1988.-152с.

4.  Жизнь и радиация /Национальный совет по радиологической защите.-Вели-кобритания / Пер. с англ.-М.: Энергоатмиздат,1993.-432с.

5.  Калмыков П. Е., Логаткин М. Н. Современные представления о роли составных частей пищи.-Л.: Медицина,1974.-239с.

6.  Конышев В. А. Питание и регулирующие системы организма.- М.: Медицина, 1985.-223с.

7.  Лифляндский В. Г., Закревский В. В., Андропова М. Н. Лечебные свойства пищевых продуктов.-М.,1996.-544с.

в) периодические издания (журналы)

1.  Питание и общество

2.  Пищевая промышленность

3.  Биохимия

4.  Прикладная биохимия и микробиология

5.  Вопросы питания

6.  Отраслевое питание

г) программное и коммуникативное обеспечение

1. Операционные системы Windows, стандартные офисные программы;

2. Законодательно-правовая электорнно-посковая база по качеству и безопасности пищевых продуктов («Консультант», «Гарант»);

3. Электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей программой, находящихся в свободном доступе для студентов;

4. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;

5. Компьютерные программы по расчету пищевой, биологической ценности и биологической эффективности продуктов и блюд («Диетолог», «Технолог»);

д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Системные поисковые службы: Rambler. ru, Google. ru, Yandex. ru, Nigma. ru, Ahort. ru, Gigablast. com и др.


  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине используются следующие образовательные технологии:

•  лекции с использованием методов проблемного изложения материала;

•  дискуссии с анализом конкретных ситуаций;

•  демонстрация видеороликов и их обсуждение;

•  выполнение лабораторных работ, связанных с основными темами дисциплины;

•  решение практических задач

10. Оценочные средства (ОС):

Контроль знаний студентов по дисциплине «Лечебно-профилактическое и диетическое питание» включает в себя: текущий контроль; промежуточную аттестацию – экзамен.

10.1. Оценочные средства текущего контроля

Текущий контроль, главная его цель – стимуляция и корректировка повседневной самостоятельной работы студента над учебным материалом по курсу Лечебно-профилактическое и диетическое питание. Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе выполнения студентом всех видов учебной деятельности, предусмотренных содержанием модулей дисциплины. Объектами текущего контроля при изучении Лечебно-профилактического и диетического питания является: посещение лекций; подготовка, качество и сроки выполнения практических работ, написание и защита реферата, выполнение индивидуальных заданий.

Примерная тематика рефератов по дисциплине

1.  Классификация, назначения и требования, предъявляемые к продуктам специального назначения (диетическим, лечебным для детей, подростков, спортсменов).

2.  Теоретические и практические аспекты диетического и лечебно-профилактического питания.

3.  Характеристика основных диет: стандартная, щадящая, разгрузочная.

4.  Принципы лечебно – профилактического питания: для лиц работающих на химических производствах; со специальными топливами; радиоактивными веществами; в различных климатогеографических условиях.

5.  Особенности питания детей, школьников, подростков и спортсменов.

6.  Технология и организация услуг питания в гостиничном и туристическом комплексах.

7.  Особенности диетического питания при различных видах заболеваниях: печени, кишечника, желудка.

8.  Особенности диетического питания при различных видах заболеваниях: почек, сахарного диабета, ожирения.

9.  Особенности диетической технологии: холодных закусок, супов и напитков.

10.  Особенности диетической технологии: вторых блюд из мяса, рыбы и овощей.

Темы рефератов выбираются студентами самостоятельно, ведущий преподаватель обеспечивает консультирование студента по данной теме и остальным видам самостоятельной работы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!