3

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 260807.01 ПОВАР, КОНДИТЕР
Организация-разработчик: ГБОУ НПО ПУ № 1, г. Торопец
Разработчики:
Гапонова Светлана Ильинична, преподаватель ГБПОУ «Торопецкий колледж»
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________200__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| |
- условия реализации учебной дисциплины
| |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Детское и диетическое питание
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Детское и диетическое питание » предназначена для изучения в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) детское и диетическое питание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
При освоении профессий НПО технического профиля в учреждениях НПО «Диетическое и детское питание» включена в раздел Профессиональной основной программы и относится к дисциплинам по выбору изучается в объеме 48 часов
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целями освоения дисциплины "Детское питание" являются:
˗ формирование знаний, умений, навыков и убеждений, нацеленных на создание личностно-ориентированного и практико-ориентированного отношения студентов здоровью школьников, тудентов, на активную пропаганду и претворение в жизнь принципов здорового образа жизни в своей профессиональной деятельности, на воспитание здорового молодого поколения
˗ формирование готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья школьников и студентов в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
Задачи:
˗ сформировать у студентов необходимую теоретическую базу по основам здоровья и здорового образа жизни;
˗ ознакомить с понятийным аппаратом, терминологией и нормативной документацией по курсу "Детское и диетическое питание";
˗ изучить влияние факторов здоровья и факторов риска на развивающийся организм;
˗ вооружить студентов знаниями о принципах рациональной организации режима питания, обучения, труда, и отдыха школьников и студентов, направленных на обеспечение охраны здоровья в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
˗ развивать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью детей и подростков в условиях будущей профессиональной деятельности в школе;
˗ формировать устойчивые убеждения в необходимости соблюдения здорового образа жизни и проведения активной пропаганды по претворению в жизнь принципов здорового образа жизни в своей профессиональной деятельности;
˗ выработать у студентов умения и навыки контроля функциональных, психофизиологических возможностей детей школьного возраста;
˗ выработать умения и навыки проведения профилактических мер, предотвращающих формирование у школьников и студентов вредных
привычек и препятствующих нанесению ущерба здоровью детей и подростков;
˗ научить применению на практике знаний и умений, полученных при изучении дисциплины;
˗ формировать научное мышление на базе изучаемого курса._
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ПК-6);
- уметь использовать технические средства для измерения основных параметров технологических процессов, свойств сырья, полуфабрикатов и качество готовой продукции, организовать и осуществлять технологический процесс производства продукции питания (ПК-7);
- владеть современными информационными технологиями (ПК-8);
- знать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда; уметь измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, и вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-9);
- устанавливать и определять приоритеты в сфере производства продукции питания, быть готовым обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке новых технологических процессов производства продукции питания (ПК-10);
- уметь рассчитать производственные мощности и эффективность работы технологического оборудования, оценивать и планировать внедрение инноваций в производство (ПК-11);
- организовать документооборот по производству на предприятии питания, уметь использовать нормативную, техническую, технологическую документацию в условиях производства продукции питания (ПК-12);
.
1.5 Требования к результатам обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Детское и диетическое питание» обучающийся должен
Знать:
- технологические процессы производства ассортимента кулинарной продукции для диетического и лечебного питания в зависимости от характера заболеваний,
- стадии болезни, и физиологического состояния питающихся;
- требования к качеству и безопасности кулинарной продукции для диетического и лечебного питания;
- стандартные методы контроля качества готовой продукции и правила его проведения.
Уметь:
- совершенствовать и оптимизировать действующие технологические процессы в диетических столовых и лечебно-профилактических учреждениях с учетом приспособления химического состава рациона к особенностям ферментного статуса больного человека и подбор соответствующих способов (форм) кулинарной обработки пищи.
Владеть:
- навыками оценки качества кулинарной продукции для диетического и лечебного питания физико-химическими и органолептическими методами по разработанным стандартным методикам;
-самостоятельной работы с нормативной и справочной документацией регламентирующей технологические процессы приготовления блюд и изделий для диетического и лечебно-профилактического питания.
1.6 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
48 часов
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | 16 |
лабораторные работы | |
практические работы | |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Диетическое и детское питание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
| | | |
Теоретические основы диетического (лечебного) питания. | | 8 | |
| Основные принципы приготовления блюд диетического питания. Характеристика основных диет: стандартная, щадящая, с пониженной калорийностью, разгрузочная, высокобелковая (низкобелковая). | 2 | 2 |
ЛПЗ 1 Составление сравнительной характеристики калорийности продуктов | 2 | 2 |
Основные принципы питания. Особенности разработки меню. | 2 | 2 |
ЛПЗ 2 Составление меню разных видов диет | 2 | 2 |
Режим питания. Законы питания и общие принципы гигиенического нормирования при организации питания школьников и студентов | 2 | 3 |
ЛПЗ 3 Проведение антропометрических измерений. Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей младшего школьного возраста. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. | 2 | 2 |
Оценка качества кулинарной продукции физико-химическими и органолептическими методами. Сроки хранения и реализации готовой продукции. | 2 | 2 |
ЛПЗ4 Определение органолептическим методом качества продуктов | 2 | 3 |
| | |
2. Особенности питания детей, школьников, подростков и спортсменов | | 40 | | |
| Условия и факторы, оказывающие влияние на питание детей, школьников, подростков и спортсменов. | 4 | | |
| ЛПЗ5 Обучение выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию поддержки при их развитии. Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, двигательной активности, оптимальному режиму дня, принципам создания безопасной окружающей среды, формированию и поддержанию здорового образа жизни | 2 | 1 | |
Пищевая ценность продуктов для детского питания различных возрастных групп: ранний детский период -1-3 года, дошкольный период -3-6 лет, период младшего школьного возраста - 6-12 лет, период старшего школьного возраста - 12-17 лет | 2 | 3 | |
| ЛПЗ 6 Составление примерного меню детям младшего возраста | 14 | | |
| Особенности организации питания детей в детских учреждениях, учебных заведениях (школах, лицеях, колледжах, ВУЗах), оздоровительных лагерях режима питания для детей: принципы, кратность приемов | 2 | 2 | |
ЛПЗ 7 Составление примерного меню в спорт лагере | 2 | 2 | |
Особенность технологии приготовления пищи для детей. Организация диетического и лечебного питания для детей различных возрастных Требования к безопасности, срокам хранения и реализации кулинарной продукции, вырабатываемой для детского питания. | 2 | 3 | |
ЛПЗ 8 Применение современные методики и технологии, в том числе и информационных , для обеспечения своей профессиональной деятельности | 2 | 3 | |
| 2 | 3 | |
| 2 | 3 | |
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
Доска для письма
Столы
Стулья
Стеллажи
Технические средства обучения:
1. Видеопроектор
2. Компьютер
3. Экран
3.2 Информационные ресурсы
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
. Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.А., Эйдельман М.М. Физиология питания. М: Высшая школа, 1989- 368 с.
.2. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии // М: Академия.-2000-– 184 с.
3. Мартничик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.В. Физиология питания, санитария и гигиена // М: Мастерство. – 2000. – 192 с.
4. Основы микробиологии, физиологии питания и санитарии для общепита // сост. Трухина Т.П., Ростов. – Изд-во: Феникс. – 2000. – 384 с.
5. Рогов И.А., Антипова Л.В., Дунченко Н.И., Жеребцов Н.А. Химия пищи. Книга 1 // Учеб. для ВУЗов. – М: Колос. – 2000. – 384 с.
6.Физиология человека // под ред. Бабского Е.Б. – М: Медицина.-1998.- т 1,2.- 419с.
7.2. Дополнительная литература
Методические указания по лабораторному контролю качества продукции общественного питания. Раздел 1, ч. 1: Порядок отбора проб и физико-химические методы испытания // М., 1997. – 213 с.
Дубцов Г. Технология приготовления пищи // Учеб. пособие. – Изд-во: Мастерство. – 2000. – 236 с.
Дриес Ж., Дриес И. Раздельное питание: Новый подход к здоровому питанию // Челябинск: Урал LTD. – 1999. – 319 с.
Калинина В. Техническое оснащение и охрана труда в общественном питании // Учеб. пособие. – Изд-во: Мастерство. – 2000. – 304 с.
Антипова Л.В. Пащенко Л.П. Фпраджаева Е.Д. Русская кухня // Воронеж: ИПФ «Воронеж». – 2002. – 392 с.
Основные источники:
Матюхина, З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учеб. пособие для сред. проф. образования. — 3-е издание, дополненное/ П.Матюхина. — М.: ИЦ Академия, 2009. — 256 с.
Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред.проф. образования. — 4-е изд., стер./ З.П.Матюхина, Э.П.Королькова. — М.: ИЦ Академия, 2006. — 272с.
Дополнительные источники:
Педенко, А.И. Гигиена и санитария общественного питания/А.И.Педенко — М.: Экономика, 2009. – 268с.
Жвирблянская, А.Ю. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности/ А.Ю.Жвирблянская, О.А. Бакушинская. – М.: Просвещение, 2009. – 312с.
Нецепляев, Ю.Г. Основы микробиологии и санитарии на предприятиях пищевой промышленности/ Ю.Г.Нецепляев. — М.: Академия, 2006. – 295с.
Красницкая, Е.С. Гигиена и санитария предприятий общественного питания/ Е.С. Красницкая. — М.: Экономика, 2009. – 245с.
Мартинчик, А. Н. Физиология питания, санитария и гигиена /Допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для учреждений среднего профессионального образования/ А.Н..Мартинчик. – М.: Мастерство, 2006. – 213с.
Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов/ Матюхина З.П., Э.П.Королькова. – М.: Просвещение, 2007. – 324с.
Нормативные документы
ГОСТ 30349-96. Плоды, овощи, продукты их переработки. Методы определения качества.
СанПин 42-123-57777-91. Санитарные нормы и правила для предприятий общественного питания.
Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения. Утверждены Главным Государственным врачом РФ 10 мая 2008 №5786 – 91.
Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. СанПин 2.3.2.560. – 96г.
Интернет-ресурсы
http://www.bestlibrary.ru On–line библиотека
http://www.lib.msu.su/ научная библиотека МГУ
http://www.vavilon.ru/ Государственная публичная научно–техническая библиотека России
http://www.edic.ru Электронные словари
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Проводит органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов | Экспертная оценка лабораторной работы |
Рассчитывает энергетическую ценность блюд | Экспертная оценка практической работы |
Составляет рационы питания | Экспертная оценка практической работы |
Знает роль пищи для организма человека | Устный опрос |
Знает основные процессы обмена веществ в организме | Устный опрос |
Знает суточный расход энергии | Тестирование |
Знает состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания | Устный опрос |
Знает физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения | Устный опрос |
Знает роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания | Устный опрос |
Знает понятие усвояемости пищи, влияющие на нее факторы | Тестирование |
Знает понятие рациона питания | Устный опрос |
Знает суточную норму потребности человека в питательных веществах | Устный опрос |
Знает нормы и принципы рационального сбалансированного питания | Тестирование |
Знает методику составления рационов питания | Тестирование |
Знает ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров | Контрольная работа |
Знает общие требования к качеству сырья и продуктов | Контрольная работа |
Знает условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров | Устный опрос |
Разработчики:
Филиал ТюмГНГУ
в г.Ялуторовске преподаватель А.Н. Черных
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Технологический колледж ТюмГНГУ преподаватель И.Н. Зайцева
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Практические и лабораторные занятия должны проводиться как в специализированной лаборатории «Технологии продукции общественного питания», так и в обычной аудитории, исходя из темы занятий.
В лаборатории должны иметься:
Производственные столы, моечные ванны, тепловое, холодильное и механическое оборудование для приготовления кулинарной продукции.
Плакаты, таблицы, продукты, нормативно-техническая документация.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
а) основная литература
1. Доценко В. А., Бондарев Г. И., Мартинчик А. Н. Организация лечебно-профилактического питания.-М.:Медицина, 1987.-216с.
2. Могильный, Н. Г., Баласанян. А. Ю.: учебное пособие / Н. Г. Могильный, А. Ю. Баласанян. Организация и технология обслуживания питанием в гостиничных комплексах: учебное пособие / Н. Г. Могильный, А. Ю. Баласанян. – М.: Де Ли Принт.2004.
3. Позняковский, В. М.. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов: учебник / В. М. Позняковский – Новосибирск; Сибирское университетское издательство, 2005
4. Шатун, Л. Г. Технология приготовления пищи: учебник / Л. Г. Шатун. – М.: Республика, 2004.
5. Шленская, Т. В., Журавко Е. В. Санитария и гигиена питания: учебное пособие / Т. Н. Шленская, Е. В. Журавко. – М. : Колос, 2006
б) дополнительная литература
1. Давыдов Б. И. Радиация, человек и окружающая среда: факты и аргументы. М.: Фирма коммерч. рекламы и научно-техн. информ. Изд. АТ,1993.-79с.
2. Доценко В. А. Овощи и плоды в питании и лечении. –СПб.:Лениз-дат, 1993.-333с.
3. Дудкин М. С., Черно Н. К., Казанская И. С., Ванштейн С. Г и др. Пищевые волокна.-Киев:Урожай, 1988.-152с.
4. Жизнь и радиация /Национальный совет по радиологической защите.-Вели-кобритания / Пер. с англ.-М.: Энергоатмиздат,1993.-432с.
5. Калмыков П. Е., Логаткин М. Н. Современные представления о роли составных частей пищи.-Л.: Медицина,1974.-239с.
6. Конышев В. А. Питание и регулирующие системы организма.- М.: Медицина, 1985.-223с.
7. Лифляндский В. Г., Закревский В. В., Андропова М. Н. Лечебные свойства пищевых продуктов.-М.,1996.-544с.
в) периодические издания (журналы)
1. Питание и общество
2. Пищевая промышленность
3. Биохимия
4. Прикладная биохимия и микробиология
5. Вопросы питания
6. Отраслевое питание
г) программное и коммуникативное обеспечение
1. Операционные системы Windows, стандартные офисные программы;
2. Законодательно-правовая электорнно-посковая база по качеству и безопасности пищевых продуктов («Консультант», «Гарант»);
3. Электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей программой, находящихся в свободном доступе для студентов;
4. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;
5. Компьютерные программы по расчету пищевой, биологической ценности и биологической эффективности продуктов и блюд («Диетолог», «Технолог»);
д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Системные поисковые службы: Rambler. ru, Google. ru, Yandex. ru, Nigma. ru, Ahort. ru, Gigablast. com и др.
- Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
При реализации различных видов учебной работы по дисциплине используются следующие образовательные технологии:
• лекции с использованием методов проблемного изложения материала;
• дискуссии с анализом конкретных ситуаций;
• демонстрация видеороликов и их обсуждение;
• выполнение лабораторных работ, связанных с основными темами дисциплины;
• решение практических задач
10. Оценочные средства (ОС):
Контроль знаний студентов по дисциплине «Лечебно-профилактическое и диетическое питание» включает в себя: текущий контроль; промежуточную аттестацию – экзамен.
10.1. Оценочные средства текущего контроля
Текущий контроль, главная его цель – стимуляция и корректировка повседневной самостоятельной работы студента над учебным материалом по курсу Лечебно-профилактическое и диетическое питание. Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе выполнения студентом всех видов учебной деятельности, предусмотренных содержанием модулей дисциплины. Объектами текущего контроля при изучении Лечебно-профилактического и диетического питания является: посещение лекций; подготовка, качество и сроки выполнения практических работ, написание и защита реферата, выполнение индивидуальных заданий.
Примерная тематика рефератов по дисциплине
1. Классификация, назначения и требования, предъявляемые к продуктам специального назначения (диетическим, лечебным для детей, подростков, спортсменов).
2. Теоретические и практические аспекты диетического и лечебно-профилактического питания.
3. Характеристика основных диет: стандартная, щадящая, разгрузочная.
4. Принципы лечебно – профилактического питания: для лиц работающих на химических производствах; со специальными топливами; радиоактивными веществами; в различных климатогеографических условиях.
5. Особенности питания детей, школьников, подростков и спортсменов.
6. Технология и организация услуг питания в гостиничном и туристическом комплексах.
7. Особенности диетического питания при различных видах заболеваниях: печени, кишечника, желудка.
8. Особенности диетического питания при различных видах заболеваниях: почек, сахарного диабета, ожирения.
9. Особенности диетической технологии: холодных закусок, супов и напитков.
10. Особенности диетической технологии: вторых блюд из мяса, рыбы и овощей.
Темы рефератов выбираются студентами самостоятельно, ведущий преподаватель обеспечивает консультирование студента по данной теме и остальным видам самостоятельной работы