СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ДО "Развивай-ка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ДО "Развивай-ка" для обучающихся подготовительной группы.

Просмотр содержимого документа
«Программа по ДО "Развивай-ка"»

II. Пояснительная записка.

Направленность программы

Программа «Развивай-ка» представляет собой комплексную дополнительную образовательную программу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, программа «Развивай-ка» имеет социально-гуманитарную направленность.

Новизна программы «Развивай-ка» заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду.

Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.

Актуальность программы

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Актуальность программы «Развивай-ка» - возможность учителя начальных классов провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации.

Цель программы: всестороннее развитие ребёнка и формирование готовности к обучению в начальной школе.

Задачи:

- обеспечение разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении: обучение грамоте, формирование элементарных математических операций, формирование элементарных количественных представлений, структурирование представлений об окружающем мире;

- сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей и их эмоционального благополучия;

- развитие личностных качеств;

- формирование ценностных установок и ориентаций;

- развитие творческой активности;

- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие умений действовать по правилам;

- развитие мелкой моторики;

- развитие координации движений, произвольных регуляции поведения;
- формирование умения работать в группе;

- развитие инициативности и самостоятельности как важных условий  
 последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность

- формирование социальных черт личности будущего первоклассника,
 необходимых для благополучной адаптации к школе.

Общая характеристика образовательного процесса:

возраст детей: 5 - 8 лет,

сроки реализации программы: 1 год,

формы и режим занятий: очная (групповая); 3 занятия по 25 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

В ходе освоения содержания программы «Развивай-ка» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Формы подведения итогов реализации программы:

выставка, открытое занятие, игра, акция, праздник.


III. Учебно-тематический план по курсу

«Совершенствование и развитие устной речи.

Подготовка к обучению чтению и письму».


№ п\п

Дата

проведения


Тема занятия


К

Количество часов

План

Факт

Теория

Практика

1 четверть (9 ч.)

1

02.09


Тестирование.

1





Совершенствование и развитие устной речи.

Осенние странички.

18


4


2

09.09


Составление рассказов по картинкам на тему «Осень». Различие предметов по существенным признакам. Письмо по образцу: наклонные линии.

1


3

16.09


Составление рассказа по картинке на тему «Игры и игрушки». Составление видовых пар. Письмо по образцу: полуовал, овал.

1


4

23.09


Составление рассказа по картинке на тему «Осенний урожай». Письмо по образцу: полуовал в строчном и межстрочном пространстве.

1


5

30.09


Рассказ М.Горького «Воробьишка».Составление предложений с пространственными предлогами (на, около). Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (дорисовать предмет).

1





Зимние странички.

2


6

07.10


Составление рассказов по картинкам на тему «Зима». Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обведение по контуру).

1


7

14.10


Составление рассказа по выбранной теме. Стихотворения А. Пушкина, отрывок из поэмы Н.А. Некрасова. Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обведение по контуру, письмо по образцу).

1





Весенние странички

3


8

21.10


Составление рассказов на тему «Весна, признаки весны», «Весенние забавы». Стихотворения А.Плещеева, Ф. Тютчева.Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве строки.

0,5

0,5

9

28.10


Составление рассказов, сказок о весне, ее признаках. Стихотворение Е. Баратынского, рассказ К. Ушинского «Ласточка». Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обведение по контуру).

0,5

0,5

2 четверть (7 ч.)

10

11.11


Сказа «Лиса, заяц и петух».Составление сказки по иллюстрациям. Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве строки.

0,5

0,5




Летние странички

8


11

18.11


Составление рассказа на тему «Лето. Летний отдых».Стихотворения И. Сурикова. А. Кольцова. Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру, дорисовывание).

1


12

25.11


Составление рассказа по картинке «Необычное вокруг нас». Рассказ Л. Толстова «Нашли дети ежа». Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру, дорисовывание).

1


13

02.12


Составление рассказа по картинке «Мир вокруг нас». Стихотворение В. Жуковского. Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру, дорисовывание).

1


14

09.12


Составление рассказов по рисунку и вопросам. Загадки. Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру, дорисовывание).

1


15

16.12


Составление рассказов по картинкам и вопросам о семье. Рассказы К.Ушинского. Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру, дорисовывание).

1


16

23.12


Составление рассказов по картинкам и вопросам на тему «Профессии», «Школа».Стихотворение В. Маяковского. Загадки. Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру, дорисовывание).

1


3 четверть (10 ч.)

17

13.01


Составление рассказов по картинкам и вопросам на тему «Школа».Пословицы. Загадки. Рассказ Л. Толстого. Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру, дорисовывание).

1


18

20.01


И. Тургенев «Воробей» Русская народная песенка. Письмо по образцу: работа в ограниченном пространстве (обводка по контуру, дорисовывание).

1





Подготовка к обучению чтению и письму.

Гласные звуки.буквы

18


5


19

27.01


Гласные звуки [о], [а]. Рассказы «Утром» по Н. Калининой, Л. Толстого. Письмо по образцу букв Оо, А а.

1


20

03.02


Гласные звуки [у],[ы]. К. Ушинский «Уточки», С. Дрожжина «Тени вечера сгущаются…». Письмо по образцу букв Уу, ы.

1


21

10.02


Гласные звуки[и], [э].Считалка. РассказЛ. Толстого. Письмо по образцу букв Ии, Э э.

1


22

17.02


Гласные звуки [йа], [йу]. А.Пушкина «Что за яблоко!..», К. Ушинский «Спор животных». Письмо по образцу букв Яя, Юю.

1


23

24.02


Гласные звуки[йэ], [йо]. Н. Некрасов «Перед дождем». Потешка. Письмо по образцу букв Ее, Ё ё.

1





Согласные звуки.буквы

13


24

03.03


Непарные твердые и мягкие звонкие согласные звуки [л], [л], [м], [м]. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу букв Л л, М м.

1


25

10.03


Непарные твердые и мягкие звонкие согласные звуки [н], [н], [р], [р]. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу букв Н н, Рр.

1


26

17.03


Парные твердые и мягкие звонкие и глухие согласные звуки [в] - [ф], [в] - [ф]. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу буквВв, Ф ф.

1


4 четверть (10 ч.)

27

07.04


Парные твердые и мягкие звонкие и глухие согласные звуки [з] - [с], [з] - [с]. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу буквЗз, С с.

1


28

14.04


Парные твердые глухие и звонкие согласные звуки [ш] - [ж]. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу буквШш, Ж ж.

1


29

21.04


Парные твердые и мягкие звонкие и глухие согласные звуки [б] - [п], [б] - [п]. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу буквБ б, П, п.

1


30

28.04


Парные твердые и мягкие звонкие и глухие согласные звуки [д] - [т], [д] - [т]. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу буквДд, Т т.

1


31

05.05


Парные твердые и мягкие звонкие и глухие согласные звуки [г] - [к], [г] - [к]. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу буквГ г, К к.

1


32

12.05


Непарные согласные звуки [х]. [х], [ц]. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу буквХ х, Цц.

1


33

19.05


Непарные мягкие глухие согласные звуки [щ], [ч]. Чтение слогов и слов. Письмо по образцу буквЩщ, Ч ч.

1


34

26.05


Тестирование.

1


35

02.06


Непарный мягкий, звонкий согласный звук [й]. Буквы, обозначающие мягкость и твердость согласных. Письмо по образцу буква й, ъ, ь.

1


36

09.06


Праздник«Путешествие в стране букв».


1


Учебно-тематический план по курсу

«Введение в математику»


№ п\п

Дата

проведения


Тема занятия


К

Количество часов

План

Факт

Теория

Практика

1 четверть (9 ч.)

1

03.09


Тестирование.

1





Пространственные и временные представления.

12


2

10.09


Знакомство с детьми. Ознакомление детей с пособием, особенностями работы в нѐм. Уточнение

пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа).

0,5

0,5

3

17.09


Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой - маленький, больше - меньше.

0.5

0,5

4

24.09


Сравнение предметов по размеру: высокий - низкий, выше - ниже.

0.5

0,5

5

01.10


Ориентация на плоскости: слева, справа.

0,5

0,5

6

08.10


Длина. Длинный - короткий, длиннее -короче.

0,5

0,

7

15.10


Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же.

0,5

0,5

8

22.10


Круг. Многоугольники: треугольник, четырѐхугольник.

1


9

29.10


Прямоугольник. Квадрат.

1


2 четверть (7 ч.)

10

12.11


Уточнение пространственных представлений (справа,слева, вверху, внизу).

0,5

0,5

11

19.11


Сравнение групп предметов по времени: позже, раньше.

1


12

26.11


Сравнение объектов по массе: лѐгкий - тяжѐлый, легче - тяжелее.

0,5

0,5

13

03.12


Сравнение объектов по массе: лѐгкий - тяжѐлый, легче - тяжелее.

0,5

0,5




Цифры и числа. Равенства. Сложение и вычитание.

23


14

10.12


Число и цифра 1. Понятия «один -много».

0,5

0,5

15

17.12


Число и цифра 2. Понятие «пара».

0,5

0,5

16

24.12


Число и цифра 2. Понятие «пара».

0,5

0,5

3 четверть (10 ч.)

17

14.01


Число и цифра 3. Состав числа 3.

0,5

0,5

18

21.01


Число и цифра 3. Состав числа 3.

0,5

0,5

19

28.01


Число и цифра 4. Состав числа 4.

0,5

0,5

20

04.02


Число и цифра 4. Состав числа 4.

0,5

0,5

21

11.02


Число и цифра 0.

1


22

18.02


Число и цифра 5. Состав числа 5.

0,5

0,5

23

25.02


Число и цифра 5. Состав числа 5.

0,5

0,5

24

04.03


Понятие равенство. Знак «=».

0,5

0,5

25

11.03


Действие сложение. Конкретный смысл действия сложение. Знак действия сложение «+».

0,5

0,5

26

18.03


Действие вычитание. Конкретный смысл действия вычитание. Знак действия вычитание «-».

0,5

0,5

4 четверть (10 ч.)

27

08.04


Закрепление пройденного материала.

0,5

0,5

28

15.04


Число и цифра 6. Состав числа 6.

0,5

0,5

29

22.04


Число и цифра 7. Состав числа 7.

0,5

0,5

30

29.04


Число и цифра 8. Состав числа 8.

0,5

0,5

31

06.05


Число и цифра 9. Состав числа 9.

0,5

0,5

32

13.05


Число и цифра 9. Состав числа 9.

0,5

0,5

33

20.05


Число и цифра 10. Состав числа 10.

0,5

0,5

34

27.05


Тестирование.

1


35

03.06


КВН «В гостях у королевы математики».

0,5

0,5

36

10.06


Закрепление пройденного материала.


1


Учебно-тематический план по курсу

«Ознакомление с окружающим миром»


№ п\п

Дата

проведения


Тема занятия


К

Количество часов

План

Факт

Теория

Практика

1 четверть (8 ч.)

1

07.09


Тестирование.

1





Звезды, Солнце и Луна

3


2

14.09


Звездное небо.

1


3

21.09


Солнце и Луна.

1


4

28.09


Радуга.

1





Чудесный мир растений и грибов

12


5

05.10


Как узнать растения?

0,5

0,5

6

12.10


Травы, кустарники, деревья.

0,5

0,5

7

19.10


Кустарники.

0,5

0,5

8

26.10


Деревья.

0,5

0,5

2 четверть (8 ч.)

9

09.11


Осенняя экскурсия.


1

10

16.11


Декоративные растения.

0,5

0,5

11

23.11


Съедобные и ядовитые растения.

0,5

0,5

12

30.11


Лекарственные растения.

0,5

0,5

13

07.12


Мхи и папоротники.

1


14

14.12


Грибы.

1


15

21.12


Твоя мастерская.

0,5

0,5

16

28.12


Зимняя экскурсия.


1

3 четверть (9 ч.)




Наши друзья - животные

9


17

18.01


Как узнать животных?

1


18

25.01


В живом уголке.

1


19

01.02


Домашние животные.

1


20

08.02


Породы собак.

1


21

15.02


В мире насекомых.

1


22

22.02


В мире рыб.

1


23

01.03


В мире птиц.

1


24

15.03


В мире зверей.

1


25

22.03


Какие ещё бывают животные?

1


4 четверть (11 ч.)




Круглый год

11


26

05.04


Времена года.

1


27

12.04


Времена года.

1


28

19.04


Осень.

1


29

26.04


Зима.

1


30

17.05


Весна.

1


31

24.05


Весенняя экскурсия.


1

32

31.05


Лето.

1


33

07.06


«Экологическая сказка».

1


34

14.06


Тестирование.

1


35

16.06


Закрепление пройденного материала.

1


36

17.06


Летняя экскурсия.


1


IV. Содержание изучаемого курса:

Раздел «Совершенствование и развитие устной речи. Подготовка к обучению чтению и письму.

Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребѐнка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевлѐнных предметов - материал, форма, цвет, размер - и одушевлѐнных - человек: свойства характера, признаки

внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе), слова, с помощью которых

автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.

Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и

последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок ). При этом главное - развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов,

обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов.

Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно.

Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки;

пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи,

фрукты, небо, солнце, луну) по плану, предложенному учителем, или по аналогии.Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять

создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать у них интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи, с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, для губ, для языка), произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.

Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.

Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному

произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

Совершенствовать фонематический слух:учить детей называть слова с определѐнным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей чѐткому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию

интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.

Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки)

при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.

Раздел «Введение в математику»

Признаки (свойства) предметов (размер, цвет, форма). Сравнение трѐх и

более предметов (фигур) по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше - ниже, шире - уже), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).

Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.

Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.

Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже, его использование при выполнении заданий.

Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному (или найденному) правилу.

Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры).

Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчѐт дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность.

Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (примерно четыре недели составляют месяц).

Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени(больше трѐх часов, меньше пяти часов).

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10

Счѐт предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

Счѐт в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчѐта. Порядковый счѐт, его отличия от счѐта количественного.

Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников).

Десяток. Счѐт десятками.

Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».

Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»).

Целое и часть.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.

Задача. Отличие задачи от рассказа с числами. Устное составление задач по рисункам. Решение задач на нахождение суммы и остатка с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами и величинами).

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырѐхугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.

Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.

Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие: внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Весѐлый счѐт», «Исправь ошибки»); воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчѐт общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных); памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов); мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания;

проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям).

Раздел «Ознакомление с окружающим миром».

Звѐзды, Солнце и Луна.

Наблюдение звѐздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трѐх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение за Луной на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».

Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.

Радуга - украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.

Правила безопасности при наблюдениях за звѐздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать?

Чудесный мир растений и грибов.

Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения: раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян.

Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.

Мхи и папоротники тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.

Грибы - не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.

Отношение человека к растениям и грибам, каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне». Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.

Наши друзья - животные.

Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.

Насекомые (бабочки, жуки), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).

Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыбок.

Наблюдение за поведением воробьѐв, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

Наблюдение за белкой и зверьками из живого уголка. Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Расположение изображений зверей в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).

Лягушки, улитки, черви тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.

Отношение людей к животным, каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне».

Правила безопасности при встречах и общении с животными.

Круглый год.

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времѐн года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями (положение солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей.

Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.

Экскурсии по временам года.Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.


V. Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы.

      1. Мультимедийный проектор.

      2. Ноутбук.

      3. Экспозиционный экран.

      4. Классная магнитная доска.

      5. Картинки, схемы, таблицы.

      6. Образцы букв и цифр.

7. Счетный материал.

  1. Коллекции полезных ископаемых.

      1. 9. Гербарии культурных и дикорастущих растений.


VI. Список литературы.

1. Федосова Н.А. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. - М.:Просвещение, 2015 г.

2. Федосова Н.А. Методические рекомендации к программе «Преемственность». Пособие для педагогов. - М.: Просвещение, 2015 г.

3. Волкова С.И. Математические ступеньки. - М.- Просвещение, 2021 г.

4. Плешаков А.А. Зеленая тропинка. - М.: Просвещение, 2021 г.

5. Федосова Н.А. От слова к букве. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2021 г.

6. Волина В. Праздник числа.Занимательная математика для детей: Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1992 г.

7. Волина В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1996 г.


40



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!