СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по финансовой грамотности 2018 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Пояснительная записка

1. Цели

• приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников;

 • развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;

• формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.

2. Требования к обучающимся

При изучении данного курса желательно, чтобы обучающиеся уже владели базовыми знаниями (в объёме основной школы) об источниках денежных средств семьи и возможных направлениях расходов, о семейном бюджете, инфляции и валютных курсах.

Просмотр содержимого документа
«Программа по финансовой грамотности 2018 год»


Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций






Утверждаю

Директор ГПОУ ЯО Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций

_____________О.А. Артемьев

«____»_______________2018









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ



ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ



Программа подготовки специалистов среднего звена























Ярославль.

2018 г.

Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций



Разработчик:

Матвеичева Ольга Валентиновна, преподаватель ГПОУ ЯО Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций

В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты, алгоритм формирования итоговой оценки, приведены календарно-тематический план занятий и рекомендации по методике их проведения. В программе перечисляются все навыки и компетенции, а также личностные характеристики и установки, которые развиваются у обучающихся в процессе обучения.





Одобрена ЦК «Общеобразовательных дисциплин»



Протокол №_____________

от « »________________20 г.



Председатель ЦК: _______________/______________

СОДЕРЖАНИЕ



I. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………...4

II. Календарно-тематический план …………………………………………. ………………………....20

III. Формы и методы занятий …………………………………………………………………………...21

IV. Формы оценивания …………………………………………………………………………………22

V. Содержание программы: базовые понятия по каждой теме………………………………………23

VI. Рекомендуемая литература…………………………………………………………………………25

1. Пояснительная записка

1. Цели

• приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников;

• развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;

• формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.

2. Требования к обучающимся

При изучении данного курса желательно, чтобы обучающиеся уже владели базовыми знаниями (в объёме основной школы) об источниках денежных средств семьи и возможных направлениях расходов, о семейном бюджете, инфляции и валютных курсах.

3. Результаты обучения

3.1. Личностные (личностные характеристики и установки):

• гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего как своё право на получение банковского вклада в размере страхового лимита, так и свою обязанность возвращать кредиты;

• владение навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской деятельности и жизни семьи;

• ответственное отношение к семье — стремление к повышению её благосостояния путём правильного использования услуг финансовых организаций и осознанного неприятия рисков, связанных с получением этих услуг;

• понимание устройства банковской системы в России, её значимости для каждого человека;

• осознание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;

• понимание сути банковских вкладов и зависимости доходности от многих условий;

• понимание необходимости оценки своего финансового состояния и возможностей при взятии кредита как дополнительного финансового обязательства;

• понимание сути кредита и основных условий кредитования;

• понимание того, к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств и как уменьшить риски;

• осознанное неприятие рисков, связанных с игрой на рынке FOREX;

• осознание того, что деньги могут работать и приносить доход; • понимание возможной доходности и рискованности осуществления операций на фондовом рынке;

• готовность к образованию, в том числе самообразованию, при осуществлении каких-либо операций на фондовом рынке;

• осознание того, что инвестирование средств в фондовый рынок требует серьёзной работы и анализа, а также постоянного внимания, чтобы вовремя уловить важные изменения;

• понимание того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам;

• гражданская позиция ответственного члена российского общества, осознающего свои права на получение налоговых вычетов и обязанность платить налоги, уважающего закон и правопорядок;

• нравственное сознание и поведение в отношении уплаты налогов, основанное на понимании того, на что идут налоги в государстве;

• ответственное отношение к семье, связанное с пониманием необходимости своевременной уплаты налогов и осознанным неприятием рисков, связанных с их неуплатой;

• гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего как своё право на получение пенсии, так и обязанность получать не «серую», а официальную зарплату;

• бережное, ответственное и компетентное отношение к своему здоровью посредством инвестирования в него денежных средств, в том числе с использованием такой услуги, как добровольное медицинское страхование;

• готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности по нахождению способов увеличения своей будущей пенсии;

• осознание того, что нужно не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств на старость, в том числе используя страхование жизни;

• понимание существования рисков в окружающем мире и возможности их снижения через систему страхования;

• осознание того, что человек может сам повлиять на своё будущее;

• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных и общественных проблем;

• гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего права и обязанности наёмного работника, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности и роста личных доходов;

• владение этикой трудовых отношений;

• понимание роли финансового менеджмента в условиях современной российской экономики и важности ведения правильной бухгалтерии фирмы;

• понимание причин банкротства фирм для осознанного принятия решения о дальнейшем сотрудничестве с данной фирмой;

• понимание роли профсоюзов в улучшении положения наёмных работников и связи деятельности профсоюзов с безработицей;

• владение навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми при реализации групповых проектов;

• способность к творческой и ответственной деятельности при разработке бизнес-планов; • ответственное отношение к семье, выражающееся в понимании рискованности занятия бизнесом и возможности потерпеть неудачу;

• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов через понимание сложности и ответственности занятия бизнесом;

• гражданская позиция члена российского общества, осознающего не только свои права, но и ответственность перед другими людьми за возможное непредумышленное нанесение им материального ущерба через страхование гражданской ответственности;

• готовность к труду и образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни как условию успешной предпринимательской деятельности;

• осознание необходимости продуманного начала своей бизнес-деятельности;

• гражданская позиция ответственного члена российского общества, уважающего закон и не поддающегося на уловки финансовых мошенников;

• ответственное отношение к своей семье, основанное на понимании наличия финансовых рисков в современной экономике и необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных жизненных ситуаций;

• понимание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений);

• осознание того, что деньги необходимо хранить в надёжном месте;

• понимание того, как строятся финансовые пирамиды и как не попасться на предложения их организаторов.

3.2. Метапредметные (компетенции и умения):

• организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК-2);

• принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-3)

• осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК-4);

• использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК-5);

• работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК-6);

• брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий (ОК-7);

• самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК-8); • пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, для повышения своего благосостояния;

• оценивать надёжность банка;

• сравнивать условия по вкладам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач;

• оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи и связанные с этим риски;

• оценивать необходимость приобретения жилья в ипотеку и выбирать подходящий вариант;

• принимать решение о необходимости инвестирования денежных средств тем или иным способом;

• соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках и паевых инвестиционных фондах (ПИФах);

• различать средства граждан в банках, которые застрахованы Системой страхования вкладов (ССВ), от тех средств, которые не застрахованы ССВ;

• учитывать сумму страхового лимита при размещении денежных средств на банковских депозитах;

• обращаться за страховым возмещением по вкладу или текущему счёту, если у их банка отозвали лицензию;

• пользоваться своими банковскими картами по всему миру;

• не путать дебетовую карту с кредитной;

• использовать банковскую карту для оплаты в торговых точках; • использовать банковскую карту для оплаты покупок в Интернете;

• пользоваться банкоматами; • различать вклад с капитализацией процентов и вклад без капитализации процентов;

• рассчитывать ожидаемый доход от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов;

• делать выбор между различными видами сберегательных вкладов; • определиться со сроком вклада;

• выбирать, в какой валюте хранить деньги;

• правильно выбирать банк для размещения сберегательного вклада;

• в случае необходимости внимательно читать договор с банком;

• оценивать целесообразность и реальность взятия кредита;

• рассчитывать размер ежемесячной выплаты по кредиту;

• определить, во сколько обойдётся кредит и может ли семья его себе позволить;

• оценивать отношение между расходами и использованием кредитной ответственности;

• различать банковский кредит и микрокредит;

• соотносить вид кредита с его целью;

• пользоваться рефинансированием ипотечного кредита;

• отличать сберегательный сертификат от сберегательного вклада;

• определять стоимость пая ПИФа при покупке и продаже;

• определять, насколько рискованным является ПИФ;

• пользоваться кредитной картой;

• различать ситуации, когда стоит, а когда не стоит пользоваться кредитной картой;

• получать необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ, коммерческих банков и Агентства по страхованию вкладов;

• находить и интерпретировать рейтинги банков; • при необходимости получать ряд финансовых консультаций разной степени точности и беспристрастности;

• идентифицировать ту рекламу, которая может оказывать влияние на людей, чтобы заставить их купить банковские продукты;

• оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране;

• выбирать наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях; • оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта;

• соотносить доходность и риск при размещении сбережений в ценных бумагах;

• снижать риски с помощью услуг страховых организаций;

• отличать систематический риск от несистематического;

• снижать риски при формировании инвестиционного портфеля;

• рассчитывать изменение стоимости денег во времени;

• сравнивать облигацию и сберегательный вклад с точки зрения их преимуществ и недостатков;

• различать государственные и корпоративные облигации с точки зрения их рискованности;

• определять, когда стоит покупать облигации;

• находить и интерпретировать рейтинги надёжности облигаций;

• сравнивать такие ценные бумаги, как акции и облигации, с точки зрения их преимуществ и недостатков для держателей;

• сокращать риск при вложении денег в акции, пользуясь определёнными правилами; • компетентно следить за новостями компании, чьи акции приобретены на её сайте и в прессе;

• оценивать ситуацию в экономике по динамике биржевых индексов и принимать адекватные решения по своим ценным бумагам;

• отличать доверительное управление ценными бумагами от ПИФа;

• различать два способа инвестирования в фондовый рынок — через брокера и через управляющую компанию;

• выбирать ПИФы с активным или пассивным инвестированием в зависимости от личного отношения к риску;

• различать плавающий, фиксированный и регулируемый валютные курсы;

• противостоять соблазну поиграть на рынке FOREX, чтобы не потерять все свои сбережения;

• отличать налоги, которые платят физические лица, от налогов, которые платят юридические лица;

• рассчитывать величину подоходного налога (НДФЛ);

• отличать доходы, которые облагаются по ставке 13 %, от доходов, которые облагаются по ставке, отличной от 13 %;

• различать налоги на доходы и налоги, связанные с имуществом;

• рассчитывать величину транспортного налога;

• различать пропорциональные и прогрессивные налоги с точки зрения их преимуществ и недостатков;

• заполнять налоговую декларацию и своевременно подавать её в налоговые органы; • оформить идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

• пользоваться личным кабинетом налогоплательщика в Интернете для получения информации о своей налоговой задолженности;

• отличать стандартные и социальные налоговые вычеты от имущественных вычетов;

• различать пени и штраф;

• беспроблемно организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере;

• быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять своё поведение в соответствии с изменениями;

• различать обязательное пенсионное страхование (государственное) и добровольные (дополнительные) пенсионные накопления;

• рассчитывать пенсионные отчисления со своей официальной зарплаты в ПФР и в НПФ; • проверять состояние своего лицевого счёта в ПФР;

• определять приблизительный размер будущей пенсии и его возможные изменения, пользуясь пенсионным калькулятором;

• проверять, делает ли работодатель пенсионные отчисления;

• делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах (НПФ);

• правильно выбирать НПФ;

• пользоваться корпоративным пенсионным планом;

• сравнивать альтернативные способы накопления на пенсию;

• находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет;

• рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величина накоплений на протяжении трудоспособного возраста и ежемесячный доход после окончания трудовой карьеры;

• сопоставлять различные предложения пенсионных накоплений и находить наиболее оптимальный вариант;

• отслеживать в прессе и на сайте Министерства труда и социальной защиты изменения в российской пенсионной системе и учитывать их при создании своих пенсионных накоплений;

• правильно составлять резюме при поиске работы;

• правильно вести себя на собеседовании;

• пользоваться своими правами на рабочем месте;

• пользоваться своими правами в случае увольнения;

• отличать перспективных работодателей от неперспективных и надёжных от ненадёжных;

• рассчитывать выручку фирмы;

• рассчитывать прибыль фирмы;

• определять последствия банкротства компании для работника и экономики в целом;

• получать выходное пособие в случае ликвидации компании;

• использовать переговорную силу профсоюза для защиты прав наёмных работников и улучшения условий труда;

• получать пособие по безработице в случае необходимости;

• находить в различных источниках актуальную информацию по защите своих трудовых прав;

• оценивать влияние образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации на последующую карьеру и личные доходы;

• сравнивать различные профессии и сферы занятости для возможности увеличения своего дохода и роста благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

• оценивать ситуации, требующие активного отстаивания своих прав (например, при увольнении или банкротстве компании);

• использовать законодательно определённые права в соответствующих ситуациях;

• отличать предпринимательскую деятельность от работы по найму;

• развивать в себе необходимые качества для предпринимательской деятельности и приобретать недостающие навыки;

• рассчитывать простейшие финансовые показатели деятельности фирмы и анализировать их; • вычислять рыночную стоимость компании;

• сравнивать бизнес-проекты, используя метод приведённых денежных потоков;

• идентифицировать и различать 7 видов потерь на производстве;

• формулировать бизнес-идею;

• определять необходимые ресурсы для создания бизнеса;

• использовать соответствующие сайты в Интернете для поиска компетентных сотрудников;

• оценивать издержки производства товара (услуги);

• различать потенциальные источники финансирования на этапе создания бизнеса;

• оценивать, как быстро могут окупиться вложения, сделанные на начальном этапе создания бизнеса;

• различать организационно-правовые формы предприятия с точки зрения их преимуществ и недостатков для ведения бизнеса;

• находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса; • составлять бизнес-план по алгоритму;

• находить идеи для собственного дела;

• выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

• придумывать нестандартные решения для бизнеса;

• оценивать предложения по созданию и ведению бизнеса;

• владеть языковыми средствами — ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

• владеть навыками познавательной рефлексии;

• сохранять свои сбережения в периоды высокой инфляции;

• принимать меры для защиты своих сбережений от резкого падения курса рубля;

• сокращать кредитный риск своего капитала;

• снижать ценовой (рыночный) риск;

• распознавать различные виды финансового мошенничества;

• различать номинальный и реальный ВВП;

• находить данные о ВВП России на сайте Федеральной службы статистики;

• оценить необходимость добровольного страхования и правильно выбрать страховую компанию;

• рационально вести себя в случае экономического кризиса; • не попадаться на уловки телефонных и интернет-мошенников;

• защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;

• пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

• отличать финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций;

• находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб;

• сопоставлять полученную информацию из различных источников;

• отслеживать в Интернете информацию об инфляции, изменении валютного курса и экономических кризисах и учитывать её при принятии собственных финансовых решений, связанных с расходами и сбережениями;

• критически относиться к рекламным предложениям из различных источников;

• оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования денежных средств.

3.3. Предметные (базовые знания):

• как работает банковская система в России;

• каков стандартный набор услуг коммерческого банка;

• как коммерческие банки зарабатывают деньги;

• что такое банкротство банка;

• кто и как регулирует коммерческие банки в России;

• что такое Система страхования вкладов (ССВ) и зачем она нужна;

• что подлежит, а что не подлежит страхованию через ССВ;

• чем отличается дебетовая карта от кредитной;

• для чего нужна дебетовая карта;

• что делать, если вы потеряли банковскую карту;

• каковы преимущества и недостатки банковских карт по сравнению с наличными деньгами;

• как работают сберегательные вклады;

• для чего может быть полезен сберегательный вклад;

• в чём отличие вклада с капитализацией процентов от вклада без капитализации процентов;

• в чём особенности вклада с возможностью пополнения и вклада с возможностью частичного снятия средств;

• как выбрать банк для открытия вклада;

• как определить надёжность банка;

• зачем нужно внимательно читать банковские контракты;

• в каких случаях стоит брать кредиты в банке;

• что делать, чтобы узнать эффективную ставку по кредиту;

• что нужно, чтобы взять кредит;

• об особенностях микрокредитов, предоставляемых микрофинансовыми организациями;

• какие существуют виды кредитов;

• что такое ипотека и как ею лучше воспользоваться для улучшения жилищных условий;

• каковы основные показатели, на которые нужно смотреть при выборе ипотеки;

• почему выгодно воспользоваться рефинансированием ипотечного кредита;

• как ПИФы приносят доход;

• что драгоценные металлы тоже являются средством сбережения;

• что такое кредитная карта; • почему надо быть осторожным с кредитной картой;

• что такое риск;

• какие риски связаны с использованием банковских услуг;

• что чем больше риск, тем выше должна быть доходность;

• что риски тем ниже, чем на больший срок сделаны инвестиции;

• почему иногда растут или падают в цене отдельные компании, а иногда весь рынок;

• почему диверсификация является золотым правилом успешных инвестиций;

• какие отрасли относятся к контрциклическим;

• почему изменяется стоимость денег во времени;

• какие риски связаны с облигациями;

• какой доход приносят облигации;

• что такое корпоративная облигация;

• почему государство выпускает облигации;

• что акции бывают двух типов: обыкновенные и привилегированные;

• из чего складывается доходность акций;

• почему акции более рискованный инструмент, чем облигации;

• от чего зависят цены акций;

• что такое IPO;

• как работает фондовая биржа;

• кто может торговать на фондовой бирже;

• чем может быть полезен биржевой индекс;

• как на практике можно получить доступ к торгам на бирже;

• что такое комиссия, выплачиваемая брокеру за услуги;

• на что обратить внимание при выборе агента;

• какие риски связаны с инвестированием денежных средств в ценные бумаги;

• какой валютный курс используется в России;

• как определяются курсы валют на валютной бирже;

• как государство может регулировать курсы валют;

• как физические лица могут торговать иностранной валютой;

• каковы четыре типа риска, с которыми сталкиваются участники рынка FOREX;

• что рынок FOREX наименее надёжное вложение средств;

• что такое страхование и от каких рисков оно защищает;

• какие виды страхования существуют в России, какие из них являются обязательными, а какие — добровольными;

• что такое налоги и зачем они нужны;

• какие доходы облагаются налогом;

• какие существуют виды налогов на имущество;

• кто должен платить тот или иной налог;

• в каких случаях необходимо самостоятельно подавать налоговую декларацию;

• почему нужно платить налоги;

• чем грозит неуплата налогов;

• что такое ИНН и зачем он нужен;

• в каких случаях необходимо подавать налоговую декларацию;

• каковы сроки подачи налоговой декларации и штрафы за несвоевременную подачу;

• какие доходы не облагаются налогом;

• какие бывают налоговые вычеты и в каких случаях их можно получить;

• какие есть виды пенсии и кому они положены;

• какие существуют способы накопления на пенсию;

• как работает государственная пенсионная система в России;

• что происходит с деньгами, направленными в Пенсионный фонд РФ (ПФР);

• что такое страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

• что учитывает новая формула расчёта пенсий;

• что делает негосударственный пенсионный фонд (НПФ) с деньгами вкладчиков;

• с какого возраста выплачивается пенсия;

• почему важно получать не «серую», а официальную зарплату;

• почему государственные пенсии не могут быть высокими в будущем;

• почему стоит не только полагаться на государство в вопросах накопления пенсии, а думать о дополнительных (добровольных) пенсионных накоплениях;

• о том, что некоторые компании практикуют корпоративные пенс ионные планы;

• какие существуют альтернативные способы накопления на пенсию;

• почему важно инвестировать в своё здоровье;

• что такое предпринимательство;

• каковы преимущества и недостатки предпринимательской деятельности;

• какими качествами должен обладать предприниматель;

• каковы основные показатели эффективности фирмы;

• какие факторы влияют на прибыль компании;

• чему равна справедливая стоимость компании;

• чем полезен метод приведённых денежных потоков;

• как можно повысить эффективность бизнеса путём устранения потерь на производстве;

• каковы типичные ошибки начинающих предпринимателей;

• каковы основные этапы создания собственного бизнеса;

• каковы основные правила создания нового бизнеса;

• какие бывают источники денежных средств для создания бизнеса;

• каковы основные правовые аспекты ведения бизнеса;

• каковы преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм предприятия;

• как зарегистрировать предприятие;

• что такое бизнес-план и зачем он нужен;

• какие разделы входят в бизнес-план;

• о том, что создание собственного бизнеса связано с большими рисками;

• какие существуют программы (в стране, регионе, городе), направленные на поддержку молодых предпринимателей;

• куда можно обратиться за помощью в случае открытия собственного дела;

• чем опасна для экономики в целом и для каждой отдельной семьи высокая инфляция;

• какие риски связаны с резким снижением курса рубля по отношению к доллару или евро; • с чем связан кредитный риск;

• с чем связан ценовой (рыночный) риск;

• как снизить физический риск;

• с чем связан предпринимательский риск;

• что при столкновении с риском мошенничества необходимо обратиться в правоохранительные органы;

• каковы негативные последствия экономических кризисов как для экономики в целом, так и для отдельных людей;

• как важен такой статистический показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП);

• почему большая дебиторская задолженность подвергает фирмы риску во время кризисов;

• каковы примеры последних экономических кризисов;

• как вести себя в случае экономического кризиса;

• о том, что существует финансовое мошенничество;

• как работают фальшивомонетчики;

• в чём заключается опасность взаимодействия с фальшивыми банками и как от них защититься;

• почему нельзя высылать и сообщать по телефону свои паспортные данные неизвестным лицам;

• что существуют поддельные платёжные терминалы;

• как работает финансовая пирамида и чем она опасна для своих вкладчиков;

• каковы основные способы сокращения финансовых рисков;

• куда обращаться в случаях потери (кражи) документов (паспорта, банковской карты, сберкнижки и др.);

• какова мера ответственности государства в случаях финансового мошенничества.













II. Календарно-тематический план

п/п

Наименование темы

Количество занятий (часов)

Самостоятельная работа (часов)

ВСЕГО

(часов)

занятия

1.

Банки: чем они могут быть вам полезны.

7

7

14

1-7

Проверочная работа № 1

1

2

3

8

2.

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.

5

5

10

9-13

3.

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.

2

2

4

14-15

Контрольная работа

1

2

3

16

Разбор контрольной работы

1

0

1

17

4.

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата.

2

2

4

18-19

5.

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления.

2

2

4

20-21

6.

Финансовые механизмы работы фирмы.

2

2

4

22-23

Проверочная работа № 2

1

2

3

24

7.

Собственный бизнес: как создать и не потерять.

5

5

10

25-29

8.

Риски в мире денег: как защититься от разорения.

3

3

6

30-32


Зачётная работа.

1

2

3

33

Разбор зачётной работы.

1

0

1

34


ИТОГО:

34

36

70



III. Формы и методы занятий


При изучении курса «Финансовая грамотность» особое внимание должно быть уделено не только формированию у обучающихся системных представлений о финансовых аспектах жизни в современном обществе, но и выработке практических навыков использования этих знаний для решения стандартных финансовых проблем, с которыми каждый человек сталкивается в своей жизни. Способ подачи информации в материалах для обучающихся позволяет сформировать не только необходимые знания, но и умение эти знания активно использовать при решении повседневных жизненных задач. На это же должны быть направлены и семинарские занятия. При реализации данной методики важная роль отводится практическим упражнениям, практическим заданиям для выполнения вместе с родителями, а также изучению и обсуждению кейсов (case-studies). Для развития навыка коллективной деятельности и эффективной социализации необходимо использовать такие формы занятий, которые приучали бы обучающихся взаимодействовать в коллективе и находить общий язык с разными людьми. В целом методика преподавания курса «Финансовая грамотность» ориентируется на следующие формы организации учебной деятельности:

• классно-урочное преподавание (коммуникативный семинар); • практикум; • дискуссия; • дистанционное обучение с использованием сети Интернет;

• групповая форма работы — командная игра;

• обсуждение кейсов;

• обучающая игра;

• групповая форма работы — «мозговой штурм»;

• презентация эссе;

• урок-рефлексия;

• викторина;

• практические задания для выполнения вместе с родителями;

• проектная форма работы — подготовка и презентация обучающимися групповых проектов.













IV. Формы оценивания


При формировании оценок за дисциплину преподаватель учитывает работу обучающихся на семинарских занятиях, их самостоятельную работу, их результаты на проверочных работах, при проведении промежуточного контроля (контрольная работа) и итогового контроля (зачётная работа). Оценка за текущий контроль:

• Преподаватель оценивает работу на семинарских занятиях следующим образом: систематически проводит опрос, по результатам которого обучающимся выставляется итоговая оценка за работу на семинарских занятиях. При этом учитывается их активность в обсуждении кейсов, правильность решения задач у доски, выполнение практических упражнений, участие в играх и викторинах, ответы на дополнительные вопросы преподавателя, а также активность в презентации групповых проектов. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. В конце изучения курса обучающимся выставляется накопленная оценка за работу на семинарских занятиях — О ауд.

• Преподаватель оценивает самостоятельную работу обучающихся: своевременность и правильность выполнения домашних заданий, написание эссе, выполнение заданий вместе с родителями, участие в подготовке групповых проектов. Оценки за самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. В конце изучения курса обучающимся выставляется накопленная оценка за самостоятельную работу — О с/р.

• Преподаватель выставляет обучающимся оценку за проверочную работу № 1 — О провер.1

• Преподаватель выставляет обучающимся оценку за проверочную работу № 2 — О провер.2

Оценка за промежуточный контроль:

• Преподаватель выставляет обучающимся оценку за контрольную работу, которая является формой промежуточного контроля, — О промеж.


Оценка за итоговый контроль:

• Преподаватель выставляет обучающимся оценку за зачётную работу, которая является формой итогового контроля, — О итог.. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

О результ. = 0,2 О ауд. + 0,1 О с/р +

+ 0,1 О провер.1 + 0,1 О провер.2 + 0,2 О промеж. + 0,3 О итог.

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: любой положительный результат расчёта средневзвешенной оценки округляется до ближайшего целого числа. Если средневзвешенная оценка обучающегося составляет от 4,01 до 4,50, то он получает 4 балла; если эта оценка составляет от 4,51 до 4,99, то он получает 5 баллов.






V. Содержание программы: базовые понятия по каждой теме


ТЕМА 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗНЫ

Банковская система России, коммерческие банки, Центральный банк, Система страхования вкладов (ССВ), дебетовая карта, пин-код, овердрафт, текущий счёт, сберегательный вклад, ставка процента, капитализация процентов, валюта, банковский кредит, эффективная ставка процента по кредиту, микрокредит, виды кредитов для физических лиц, ипотека, рефинансирование кредита, сберегательные сертификаты, паевые инвестиционные фонды (ПИФы), кредитная карта.


ТЕМА 2. ФОНДОВЫЙ РЫНОК: КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ

Фондовый рынок, неопределённость, финансовый риск, инвестиционный портфель, диверсификация, облигация, дисконтирование, корпоративные облигации, номинал, купон, дефолт, государственные и муниципальные облигации, акция, дивиденд, IPO, фондовая биржа, биржевой индекс, брокер, управляющая компания, доверительное управление, пассивное и активное инвестирование, валютный курс, рынок FOREX, валютная интервенция, спред.


ТЕМА 3. СТРАХОВАНИЕ: ЧТО И КАК НАДО СТРАХОВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В БЕДУ

Страховой случай, страховая премия, страховая выплата, страхование имущества, договор страхования, страхование гражданской ответственности, обязательное страхование, добровольное страхование, ОСАГО, КАСКО, франшиза, личное страхование, обязательное медицинское страхование (ОМС), полис ОМС, добровольное медицинское страхование, страхование жизни, страховая компания.


ТЕМА 4. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ И ЧЕМ ГРОЗИТ НЕУПЛАТА

Налоги, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговый резидент, налоговая ставка, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, пропорциональный и прогрессивный налог, налоговый агент, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налоговые вычеты, пеня.


ТЕМА 5. ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ

Пенсия, страховой стаж, обязательное пенсионное страхование, Пенсионный фонд РФ (ПФР), добровольные (дополнительные) пенсионные накопления, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), корпоративные пенсионные планы, альтернативные способы накопления на пенсию.




ТЕМА 6. ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ ФИРМЫ

Резюме, испытательный срок, заработная плата, премии и бонусы, не денежные бонусы, лист нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребёнком, выходное пособие, выручка, издержки и прибыль фирмы, инвестиции в развитие бизнеса, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, спрос на труд, профсоюз, безработица, пособие по безработице.


ТЕМА 7. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ

Предпринимательство, предприниматель, показатели эффективности фирмы, факторы, влияющие на прибыль компании, рыночная стоимость компании, метод приведённых денежных потоков, метод бережливого производства, бизнес-идея, бизнес-ангелы, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью (ООО), закрытое акционерное общество (ЗАО), бизнес-план, лизинг.


ТЕМА 8. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ: КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ РАЗОРЕНИЯ

Инфляция, валютный риск, кредитный риск, ценовой риск, физический риск, предпринимательский риск, экономический цикл, валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВВП, экономический кризис, финансовое мошенничество, фальшивомонетчики, поддельные платёжные терминалы, фальшивые банки, кредит, финансовая пирамида, способы сокращения финансовых рисков.























VI. Рекомендуемая литература


Основная литература

Жданова А. О. Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся СПО. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Дополнительная литература

1) Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.

2) Архипов А. П. Азбука страхования: Для 10—11 классов общеобразоват. учрежд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.

3) Балакина А. П. Налоги России. Курс «Основы налоговой грамотности». 10—11 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.

4) Берзон Н. И., Аршавский А. Ю. Фондовый рынок: Учеб. пособие. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

5) Волгин В. В. Открываю автомастерскую: Практ. пособие. — М.: Дашков и К°, 2009.

6) Голди Д., Мюррей Г. Инвестиционный ответ: Как защитить своё финансовое будущее. — М.: Альпина Паблишер, 2011.

7) Горелый В. И., Бондарчук П. К. Банковская система России: Учеб. пособие. 2-е изд., дораб. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

8) Грэм П. Самые трудные уроки для стартапов. — http://www.perevedem. ru/article/hardest_lessons.htm.

9) Грэм П. Советы стартапам. — http://www.perevedem.ru/article/tipsfor-startups.htm.

10) Ёлгина Елена. Налоги за два часа. — М.: Альпина Паблишер, 2013.

11) Конаш Дмитрий. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. — М.: Альпина Паблишер, 2012.

12) Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

13) Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. 7-е изд. — М.: И. Д. Вильямс, 2006.

14) Орлов-Карба П. А. Обязательное социальное страхование в Российской Федерации. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

15) Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: Учеб. пособие. 8—9 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

16) Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10—11 кл.: Учеб. пособие. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.

17) Фабоцци Ф. Финансовые инструменты. — М.: ЭКСМО, 2010.

18) Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997.









26




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!