_____________ Смирнова Е.В.
подпись Ф.И.О.
Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов и задаются по трем базовым основаниям: «Знать/понимать», «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В рабочей программе материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент. Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным играм и легкой атлетике.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
В результате освоения содержания программного материала учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть предусмотренного Государственного стандарта уровня развития физической культуры.
-роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
-составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
-выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр;
-выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
-осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
-соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
-осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;
-для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
-включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Базовая часть | | 84 |
Основы знаний о физической культуре | Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляци и самоконтроля Естественные основы Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями. Социально-психологические основы Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Культурно-исторические основы Олимпийские игры современности. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх. Основные этапы развития физической культуры в России. Приемы закаливания Способы закаливания организма, простейшие приёмы самомассажа. | В процессе урока |
Спортивные игры | Волейбол Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Передвижения, остановки, повороты и стойки. Техника приема и передач мяча, техника нижней прямой подачи, прямого нападающего удара. Тактика игры. Баскетбол Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Передвижения, остановки, повороты и стойки. Ловля и передача мяча. Техника ведения мяча, бросков мяча. Индивидуальная техника защиты. Тактика игры. Мини-футбол. Футбол. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по футболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Передвижения, остановки, повороты и стойки. Удары по мячу и остановки мяча. Ведения мяча. Удары по воротам, индивидуальная техника защиты. Тактика игры | 21 |
Гимнастика с элементами акробатики | Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий. Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы и упоры, передвижения, стойки и соскоки). Опорный прыжок. Гимнастическая полоса препятствий. Акробатические упражнения и комбинации (стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты).Элементы техники национальных видов спорта. | 21 |
Легкая атлетика | Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Спринтерский бег. Длительный бег. Прыжки в длину и в высоту. Метание малого мяча в цель и на дальность. | 21 |
Лыжная подготовка | Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Оказание помощи при обморожениях и травмах. Попеременный четырехшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до 5 км. | 18 |
Плавание | Техника безопасности при проведении занятий плаванием. Правила поведения на воде. Личная и общественная гигиена. Самоконтроль. Способы освобождения от захватов тонущего. Способы освобождения от захватов тонущего. Способы транспортировки пострадавших в воде. | 3 |
Вариативная часть | | 18 |
Легкая атлетика | Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Спринтерский бег. Длительный бег. Прыжки в длину и в высоту. Метание малого мяча в цель и на дальность. | 7 |
Спортивные игры | Волейбол Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Передвижения, остановки, повороты и стойки. Техника приема и передач мяча, техника нижней прямой подачи, прямого нападающего удара. Тактика игры. | 11 |
Итого | | 102 |
Физическая культура. 8–9 классы / под ред. В. И. Ляха. – М.: Просвещение, 2009
№ | Изучаемый раздел, тема урока | количество часов | Календарные сроки |
планируемые сроки | фактические сроки |
| 1 четверть | 25 | | |
| Легкая атлетика | 17 | | |
| Инструктаж по охране труда на уроках ФК, низкий старт. | 1 | 02.09 | |
| Бег 30 метров. | 1 | 04.09 | |
| Эстафетный бег. | 1 | 07.09 | |
| Бег 60 метров. | 1 | 09.09 | |
| Барьерный бег. | 1 | 11.09 | |
| Челночный бег | 1 | 14.09 | |
| Прыжки в длину на заданное расстояние | 1 | 16.09 | |
| Прыжки в длину | 1 | 18.09 | |
| Метание малого мяча с 3-5 шагов разбега на дальность | 1 | 21.09 | |
| Метание малого мяча на дальность | 1 | 23.09 | |
| Бег на средние дистанции | 1 | 25.09 | |
| Бег 1000 метров | 1 | 28.09 | |
| Бег по пересеченной местности | 1 | 30.09 | |
| Бег 2000 метров | 1 | 02.10 | |
| Кроссовая подготовка | 1 | 05.10 | |
| Бег 3000 метров без учета времени | 1 | 07.10 | |
| Преодоление горизонтальных препятствий прыжком | 1 | 09.10 | |
| Спортивные игры - баскетбол | 15 | | |
| Инструктаж по охране труда на уроках ФК, сочетание приемов передвижений и остановок | 1 | 12.10 | |
| Сочетание приемов передач, ведения и бросок | 1 | 14.10 | |
| Бросок одной рукой от плеча в прыжке | 1 | 16.10 | |
| Позиционное нападение | 1 | 19.10 | |
| Штрафной бросок | 1 | 21.10 | |
| Личная защита в игровых взаимодействиях | 1 | 23.10 | |
| Позиционное нападение (4х4) | 1 | 26.10 | |
| Личная защита в игровых взаимодействиях (4х4) | 1 | 28.10 | |
| 2 четверть | 21 | | |
| Бросок одной рукой от плеча в прыжке | 1 | 06.11 | |
| Бросок одной рукой от плеча в прыжке с сопротивлением | 1 | 09.11 | |
| Взаимодействие трех игроков в нападении | 1 | 11.11 | |
| Бросок одной рукой от плеча в прыжке с сопротивлением после остановки | 1 | 13.11 | |
| Взаимодействие трех игроков в нападении "малая восьмерка" | 1 | 16.11 | |
| Нападение быстрым прорывом | 1 | 18.11 | |
| Гимнастика с элементами акробатики | 12 | | |
| Инструктаж по охране труда на уроках ФК, висы | 1 | 20.11 | |
| Подтягивание в висе | 1 | 23.11 | |
| Прикладные упражнения | 1 | 25.11 | |
| Строевые упражнения | 1 | 27.11 | |
| Опорный прыжок | 1 | 30.11 | |
| Строевые упражнения | 1 | 02.12 | |
| Опорный прыжок ноги врозь | 1 | 04.12 | |
| Прикладные упражнения | 1 | 07.12 | |
| Акробатические элементы | 1 | 09.12 | |
| Акробатические упражнения | 1 | 11.12 | |
| Комбинация из акробатических элементов | 1 | 14.12 | |
| Акробатическая комбинация | 1 | 16.12 | |
| Спортивные игры –мини-футбол | 6 | | |
| Инструктаж по охране труда на уроках ФК, удар по летящему мячу | 1 | 18.12 | |
| Ведение мяча из-за боковой линии | 1 | 21.12 | |
| Ведение мяча с активным сопротивлением защитника | 1 | 23.12 | |
| 3 четверть | 32 | | |
| Обманные движения (финты), остановка опускающегося мяча | 1 | 08.01 | |
| Комбинации из основных элементов техники перемещений и владения мячом | 1 | 11.01 | |
| Двухсторонняя игра по правилам | 1 | 13.01 | |
| Лыжная подготовка | 18 | | |
| Попеременный двухшажный ход Инструктаж по ТБ. | 1 | 15.01 | |
| Одновременный двухшажный ход. | 1 | 18.01 | |
| Безшажный ход | 1 | 20.01 | |
| Переход с одного хода на другой | 1 | 22.01 | |
| Прохождение дистанции 2 км | 1 | 25.01 | |
| Одновременный одношажный ход | 1 | 27.01 | |
| Спуск с поворотом | 1 | 29.01 | |
| Одновременный безшажный ход | 1 | 01.02 | |
| Преодоление контруклонов | 1 | 03.02 | |
| Коньковый ход | 1 | 05.02 | |
| Попеременный четырехшажный ход | 1 | 08.02 | |
| Прохождение дистанции 2-3 км | 1 | 10.02 | |
| Попеременный четырехшажный ход | 1 | 12.02 | |
| Преодоление контруклонов | 1 | 15.02 | |
| Коньковый ход | 1 | 17.02 | |
| Подъемы и спуски | 1 | 19.02 | |
| Прохождение дистанции 2-3 км | 1 | 22.02 | |
| Коньковый ход. | 1 | 24.02 | |
| Гимнастика с элементами акробатики | 9 | | |
| Инструктаж по охране труда на уроках ФК, приемы страховки и самостраховки. Строевые упражнения. | 1 | 26.02 | |
| Акробатические упражнения и комбинации. | 1 | 01.03 | |
| Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах: висы и упоры. | 1 | 03.03 | |
| Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах: махи, перемахи. | 1 | 05.03 | |
| Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах: повороты, стойки и соскоки. | 1 | 10.03 | |
| Опорные прыжки. | 1 | 12.03 | |
| Гимнастическая полоса препятствий. | 1 | 15.03 | |
| Элементы техники национальных видов спорта. | 1 | 17.03 | |
| Элементы техники национальных видов спорта. | 1 | 19.03 | |
| Спортивные игры-волейбол | 12 | 22.03 | |
| Инструктаж по охране труда на уроках ФК, стойки и передвижения игрока. | 1 | 24.03 | |
| 4 четверть | 25 | | |
| Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. | 1 | 05.04 | |
| Передача мяча сверху двумя руками, стоя лицом к цели. | 1 | 07.04 | |
| Нападающий удар при встречных передачах, прием мяча, отраженного сеткой. | 1 | 09.04 | |
| Нижняя прямая подача. | 1 | 12.04 | |
| Игра в нападение через 3-ю зону. | 1 | 14.04 | |
| Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках через сетку. | 1 | 16.04 | |
| Передача мяча сверху двумя руками, стоя лицом к цели. | 1 | 19.04 | |
| Нижняя прямая подача. | 1 | 21.04 | |
| Прием мяча снизу в группе. | 1 | 23.04 | |
| Игра в нападение через 4-ю зону. | 1 | 26.04 | |
| Учебная игра с заданием. | 1 | 28.04 | |
| Легкая атлетика | 11 | | |
| Инструктаж по охране труда на уроке, низкий старт. | 1 | 03.05 | |
| Бег 30 метров. | 1 | 05.05 | |
| Эстафетный бег. | 1 | 07.05 | |
| Бег 60 метров. | 1 | 10.05 | |
| Бег на средние дистанции. | 1 | 12.05 | |
| Бег 1000 метров. | 1 | 14.05 | |
| Бег по пересеченной местности. | 1 | 17.05 | |
| Кроссовая подготовка. | 1 | 19.05 | |
| Преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий. | 1 | 21.05 | |
| Прикладные упражнения. | 1 | 24.05 | |
| Преодоление полосы препятствий. | | | |
| Плавание | 3 | | |
| Правила поведения на воде, ныряние за тонущим | 1 | 26.05 | |
| Способы освобождения от захватов тонущего | 1 | 28.05 | |
| Способы транспортировки пострадавших на воде. | 1 | 30.05 | |