ПРОГРАММА по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум»
Утверждаю
и. о. директора ГБПОУ РО «ЧМПТ»
____________Л. Н. Середюк
«____»____________2021 г.
ПРОГРАММА
по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области
«Чертковский многопрофильный техникум»
на 2021 – 2023гг.
с. Осиково
2021 г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум» на 2021 – 2023гг. |
Основания для разработки программы | - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». - 1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; 2 Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции»; - Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р); - Областной закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; - приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.06. 2021 № 546 «Об утверждении региональной программы развития воспитания»; - Устав ГБПОУ РО «ЧМПТ» - Внутренние нормативно-правовые акты образовательной организации, локальные нормативные акты. |
Разработчики программы | Исполняющий обязанности заместителя директора по УВР Яна Владимировна Бабушкина |
Сроки реализации Программы | 2021 – 2023 гг. |
Исполнители программы | Администрация техникума. педагогический коллектив образовательного учреждения |
Цель программы | Создание условий для формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся |
Основные задачи Программы | - обеспечить получение обучающимися знаний о сущности коррупции, ее общественной опасности; - способствовать развитию навыков законопослушного, антикоррупционного поведения обучающихся, нетерпимости к проявлениям коррупции в повседневной жизни; - создать условия для эффективной реализации совместной деятельности техникума и представителей социума по вопросам антикоррупционного воспитания обучающихся |
Участники программы | обучающиеся, мастера п/о, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, инспектор ПДН, родители. |
Перечень мероприятий | - Организация информационно-методической деятельности по антикоррупционному образованию, антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде; - Образовательная деятельность антикоррупционной направленности через изучение соответствующих тем в рамках преподавания различных учебных предметов (обществознание, история). - Совершенствование сайта образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения информационной открытости образовательной деятельности. - Проведение акций, диспутов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями правоохранительных органов, родительских собраний, дней открытых дверей, других мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся |
Ожидаемые результаты | - нормативно-правовая, информационно-методическая обеспеченность деятельности техникума по антикоррупционному образованию; - формирование антикоррупционной культуры у обучающихся; - нетерпимость обучающихся к коррупционному поведению; - отсутствие случаев коррупционного поведения в техникуме |
1. Пояснительная записка
Программа по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся ГБПОУ РО «Чертковский многопрофильный техникум» на период 2020-2023 гг. (далее – Программа) разработана во исполнение Федерального Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании».
Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся.
Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится техникуму. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача техникума. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, республики, но и вопрос национальной безопасности.
Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современной ситуации заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, а простой гражданин не имеет возможности противостоять ее проявлениям.
Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов, как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и поэтому разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения обучающихся (практикумы, игры, интернет - уроки, дискуссии и т. п.) может стать инновационным направлением в методической деятельности
педагога.
Техникум нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем обучающихся к формированию собственной системы ценностей.
На занятиях в техникуме важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (так же как к наркомании, алкоголизму и т. д.), развивать навыки антикоррупционного поведения.
Программа позволяет детализировать отдельные направления работы по
противодействию коррупции, создать условия для формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся и активной гражданской
позиции (комплексность).
Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон: молодёжных организаций, родительской общественности, социально-ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий (принцип партнёрства).
План мероприятий по антикоррупционному просвещению и воспитанию, формированию правосознания и правовой культуры обучающихся
№ п/п | Наименование мероприятия | Исполнители | Срок исполнения | Ожидаемые результаты |
Организация информационно-методической деятельности по антикоррупционному образованию, антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде. |
1.1 | Создание рабочей группы по вопросу организации антикоррупционного образования, антикоррупционного просвещения, антикоррупционной пропаганды в техникуме | Администрация техникума | Ежегодно, сентябрь | Деятельность рабочей группы по организации антикоррупционного образования, антикоррупционного просвещения, антикоррупционной пропаганды |
1.2 | Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся на уроках истории, обществознания, права, экономики, литературы | Преподаватели дисциплин гуманитарного цикла | В течении года | Внесены модули антикоррупционного просвещения в рабочие программы воспитания |
1.3 | Разработка программ, планов работы по формированию антикоррупционного мировоззрения и правовой культуры обучающихся | администрация техникума | Ежегодно, сентябрь | Системность планирования деятельности техникума по антикоррупционной политике |
1.4 | Подбор, разработка и актуализация методических рекомендаций, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся для педагогов техникума | администрация техникума | Постоянно | Информационно- методическое сопровождение формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся |
1.5 | Активизация деятельности органов самоуправления техникума | администрация техникума | Постоянно | Обеспечение открытости и гласности в принятии решений по управлению техникума. |
1.6 | Подготовка методических материалов в помощь педагогам по антикоррупционной тематике | администрация техникума | Постоянно | Наличие методических материалов в помощь педагогам по антикоррупционной тематике |
1.7 | Информационная поддержка работы по антикоррупционному образованию, антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде через: - сайт техникума; - обеспечение соответствующей литературой; - использование ресурсов сети Интернет | администрация техникума, библиотекарь | Постоянно | Использование информации по антикоррупционному образованию, антикоррупционн ому просвещению, антикоррупционной пропаганде всеми заинтересованными лицами. |
Антикоррупционное образование и антикоррупционная пропаганда |
2.1 | Участие ответственных лиц в курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях, других мероприятиях по антикоррупционной тематике. | администрация техникума | Регулярно | Формирование профессиональных кадров в сфере противодействия коррупции |
2.2 | Образовательная деятельность антикоррупционной направленности через изучение соответствующих тем в рамках преподавания различных учебных предметов (обществознание, история) | Преподаватели - предметники | В течение учебного года | Совершенствование методического обеспечения антикоррупционного обучения и воспитания обучающихся |
Обеспечение открытости и доступности для населения деятельности техникума |
3.1 | Развитие сайта Образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения информационной открытости образовательной деятельности. | администрация техникума | В течение учебного года | Прозрачность и открытость деятельности техникума |
3.2 | Организация участия общественных наблюдателей в проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся | администрация техникума | Ежегодно, согласно графику ГИА | Прозрачность и открытость проведения процедуры ГИА |
3.3 | Информирование общественности через СМИ о проводимых мероприятиях по антикоррупционному образованию, просвещению и пропаганде | администрация техникума | Постоянно | Реализация права граждан на информацию, в том числе на информацию о принимаемых мерах в сфере противодействия коррупции |
3.4 | Проведение мониторинга и диагностики среди родителей с целью определения степени их удовлетворенности работой образовательного учреждения, качеством предоставляемых образовательных услуг | администрация техникума | Регулярно | Определение степени удовлетворенности родителей работой техникума, качеством предоставляемых образовательных услуг |
3.5 | Проведение родительских всеобучей с привлечением методических и информационных материалов по антикоррупционному просвещению родителей | Зам. директора по УВР, социальны педагог | 2 раза в год | Формирование антикоррупционной культуры у обучающихся и их законных представителей. Отсутствие случаев коррупционного поведения в Техникуме |
Содержание деятельности по антикоррупционному просвещению и воспитанию, формированию правосознания и правовой культуры обучающихся |
4.1 | Единый классный час «Что значит быть гражданином?» | Классные руководители | Сентябрь | Пропаганда законопослушного поведения, разъяснение ответственности за нарушение норм законодательства |
4.2 | Социологический опрос «Что я знаю о коррупции?» | Педагог-психолог | Октябрь | Определение уровня гражданско-правовой компетентности (знание нормативно-правовых актов, умение применить знания на практике, умение обеспечивать социальную роль). |
4.3 | Правовой час с участием правоохранительных органов «Мы в ответе за свои поступки» | Социальный педагог инспектор ПОД и ЗП | Ноябрь | Создание дополнительного источника информации, посредством которого проводится разъяснительная работа |
4.4 | Конкурс сочинений на тему: «Легко ли всегда быть честным?» | Преподаватель русского языка и литературы | Декабрь | Привлечение внимания к вопросам противодействия коррупции. Умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и аргументировать его. |
4.5 | Классные часы в группах: - Коррупция и закон - Причины коррупционных правонарушений - По законам совести | Классные руководители | В течении года | Пропаганда законопослушного поведения, разъяснение ответственности за нарушение норм законодательства |
4.6 | Участие в общественных акциях, в том числе приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией | Классные руководители, преподаватели дисциплин гуманитарного цикла | 9 декабря | Повышение уровня правосознания у обучающихся и внедрение образцов антикоррупционного поведения |
4.7 | Организация проведения конкурса социальной рекламы на антикоррупционную тематику среди обучающихся техникума | Классные руководители | март | Привлечение внимания к вопросам противодействия коррупции, формирование устойчивого нетерпимого отношения к ее проявлениям |
4.8 | Круглый стол «Взятка и ответственность» | Преподаватели дисциплин гуманитарного цикла | апрель | Освоение обучающимися социального опыта, норм и правил поведения; формирование и развитие знаний, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни |
4.9 | Дискуссия на тему: «Впереди сессия» | Зам. директора по социально- педагогической работе | Май | Формирование комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению моральноэтических принципов человека, молодежи. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства. |
Антикоррупционное воспитание - система воспитательной работы по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения в Техникуме.
В российской системе образования коррупция рассматривается как одно из преступлений, свойственное прежде всего миру взрослых финансово независимых людей, наделенных властными полномочиями. Данный вид преступления изучается на уроках права, обществознания. К моменту окончания техникума обучающиеся получают целостное представление о коррупции как социальном явлении (на уроках истории и обществознания) и как преступлении: о причинах, по которым оно совершается, и мере наказания (на уроках права). В рамках сложившейся системы воспитательной работы в образовательных учреждениях России задача антикоррупционного воспитания не ставилась. Ориентация обучающихся на идеалы справедливости, честности, порядочности в системе нравственного воспитания обеспечивала нравственно-ценностную основу отказа от любых противоправных и безнравственных действий.
Воспитание культуры поведения и дисциплинированности обеспечивало профилактику девиантного поведения обучающихся в целом.
Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания. Просвещение и воспитательная работа по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения
являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.
Исторический опыт показывает сложность оперативного решения такой задачи из-за консервативности педагогической деятельности. Речь идет об изменении педагогического сознания, когда необходимо по-иному взглянуть на теорию и практику воспитательной работы. Опыт решения подобных воспитательных задач в России в последние годы (антинаркотическое воспитание, половое воспитание) показывает неэффективность приоритетного использования информационно-просветительского метода. Увеличение числа
лекций и бесед по проблемам коррупции будет способствовать знанию обучающихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем. Необходимо педагогическое осмысление сущности коррупционных
действий человека и определение содержания и средств антикоррупционного
воспитания. Методические рекомендации - это попытка предложить определенную систему педагогических действий по решению задач антикоррупционного воспитания.
Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в системе среднего профессионального образования
Создание системы антикоррупционного воспитания предполагает уточнение ряда терминов, определяющих сущность коррупции как социального явления.
Коррупция (от лат. соггшпреге - «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.
Выделяют отдельные проявления коррупции:
Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.
Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:
- коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;
- коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);
- коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц;
- коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.
Такое многообразие взглядов на коррупцию порождает многочисленные
сложности при его искоренении и необходимость системных усилий со стороны общества, государства, каждого человека по борьбе с коррупцией.
Выделяются следующие признаки коррупции:
1. Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы;
2. Стороны действуют по обоюдному согласию;
3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества;
4. Обе стороны стараются скрыть свои действия.
Цель антикоррупционного воспитания- воспитывать ценностные
установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданскойпозиции в отношении коррупции.
Задачи антикоррупционного воспитания:
- Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями;
- Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции;
- Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.
Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:
- отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
- антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного Действия на уроках правоведения;
- обретение опыта решения жизненных проблем на основе взаимодействия педагогов и обучающихся;
- педагогическая деятельность по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения.
Заключение
Организованная в ГБПОУ РО «ЧМПТ» деятельность по антикоррупционному просвещению и воспитанию, формированию правосознания и правовой культуры обучающихся позволит обеспечить системный подход в работе, а, именно, обеспечить:
- формирование знаний о коррупции, ее исторических корнях и формах, особенностях проявления и негативных, разрушающих последствиях в различных сферах жизнедеятельности государства, общества, человека;
- формирование необходимых для правомерного поведения, компетенций: умений распознавать коррупцию как социально-юридическое явление, навыков критического анализа и личностной оценки материалов, связанных с явлениями коррупции и борьбы с коррупцией в социальной практике, в деятельности государственных и общественных организаций;
- формирование психоэмоционального неприятия неправомерного, в том числе коррупционного поведения;
- стимулирование мотивации к поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам.