СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Русские Богатыри"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Русские Богатыри" - парциальная программа по ЗОЖ и ОБЖ. Расчитана на 2 года обучения. Предназначена для детей старшей и подготовительной группы.

Просмотр содержимого документа
«Программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Русские Богатыри"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пржевальская средняя школа (дошкольные группы)









Программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшего дошкольного возраста

«Русские Богатыри»













Автор: Касастикова Ольга Владимировна.















2018-2020 г.



Пояснительная записка.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его здоровым»

Ж.Ж. Руссо.


1.1. Актуальность программы.

В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении здоровой нации нашего государства. Работать над этим вопросом необходимо начинать с детства, лучше – дошкольного. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья человека. Именно в этот период идет интенсивное развитие функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим

В Приказе Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155 – одной из пяти образовательных областей является образовательная область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование представлений о здоровом образе жизни.


Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования и формирования основ безопасности жизнедеятельности предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: доступности и научности, непрерывности и практической целенаправленности, гуманизации, динамичности и открытости.


Программа «Русские Богатыри» по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшей и подготовительной группы является парциальной, составлена на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н. Вераксы, М. Васильевой, В. Гербовой, в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:

- Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29.12.2012г

- Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;

- Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;

- СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации).


1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы


Цель: воспитание ценностного отношения к своему здоровью, формирование основ культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности у детей.


Задачи:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и основ безопасности жизнедеятельности;

  • формирование представлений детей о функционировании организма человека и его возможностях;

  • продолжать формировать элементарные навыки личной гигиены;

  • воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры;

  • познакомить детей с русскими-народными играми и их значение для ЗОЖ;

  • воспитывать этническую идентификацию на примере национальных традиций народных игр;

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;




1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

В основу программы заложены следующие принципы:

  • Принцип последовательности и системности: обучающий материал систематизирован и подобран в соответствии с данным принципом и является начальной ступенью в непрерывном образовании детей по формированию здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности.

  • Принцип легкости обучения: организация содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

  • Принцип сознательности и активности: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • Принцип развития познавательных способностей воспитанников: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • Принцип природосообразности: программный материал соответствует возрасту детей и уровню их психического здоровья.

  • Принцип наглядности. Разработан раздаточный и методический материал по темам программы.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

Системно-деятельностный подход, позволяющий добиться целостности образовательной деятельности, при этом учитываются психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка. Основным результатом системно-деятельностного подхода является развитие личности ребенка.

Культурологический подход предполагает необходимость формирования ценностного отношения ребенка к окружающему миру, к общечеловеческой культуре с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности.


1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа

Программа ориентирована на детей двух возрастных категорий: дети в возрасте 5-6лет (старшая группа) и дети 6-7 лет (подготовительная группа).


1.5. Обоснование выбора содержания программы

В старшем дошкольном возрасте у детей углубляются представления о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним. Становятся более самостоятельными, инициативными, любознательными, часто сталкиваются с непонятными жизненными вопросами, опасными ситуациями. Именно сейчас, детям необходимо дать знания по основам безопасности жизнедеятельности и прививать навыки к здоровому образу жизни.

Программа «Русские Богатыри» по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшего дошкольного возраста является парциальной. За основу взята программа «От рождения до школы» под ред. Н. Вераксы, М. Васильевой, В. Гербовой. Основная идея в реализации названной программы - идея формирования навыков здорового образа жизни и безопасного поведения дошкольников. Выстраивая свою образовательную работу, я опиралась также на рекомендации таких авторов, как: Р.Б. Стёркина, Н. Авдеева, О. Князева, М. Аралина, О.А.Скоролупова.


Время и сроки реализации парциальной программы:

Программа реализуется в течение 2 лет работы с детьми старшего дошкольного возраста (2018-2019 уч. г.; 2019-2020 уч. г.). Объем времени ОД: 25 минут (старшая группа, первый год обучения); 30 минут (подготовительная группа, второй год обучения).

Занятия проводятся 2 раза в месяц, включены в НОД по программе «Я познаю мир» (1 занятие по ЗОЖ и 1 – по ОБЖ), закрепляются в самостоятельной и игровой деятельности детей. Данная деятельность соответствует требованиям программы и СанПин.


Формы организации деятельности:

  • ​ совместная образовательная деятельность взрослых и детей, осуществляемая как в ходе занятий, так и в ходе осуществления режимных моментов;

  • свободная самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками и направлена на создание положительно-познавательной мотивации детей, организацию их внимания, активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса, формирование способов оценки детьми собственной деятельности.

Отличительной особенностью программы является формирование основ ЗОЖ и безопасного поведения в повседневной жизни, в играх, в наблюдениях, исследовательской и творческой деятельности.

Программа основана на интересных, познавательных и увлекательных для ребенка методах, способах и приемах, которые научат думать, выражать себя, проявлять творчество и применять полученные знания на практике.


1.6. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы.

В конце обучения ребёнок должен знать:

  • - о важности занятий гимнастикой и физкультурой;

  • - о пользе закаливания;

  • - о ценности своего здоровья;

  • - об основных функциях организма;

  • - об основных витаминах в продуктах питания;

  • - о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;

  • - о первой помощи при травме;

  • - о необходимости обращаться к взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;

  • - о правилах безопасного поведения в быту, на улице, в транспорте

  • - о правилах ухода за зубами;


Ребенок должен уметь:

  • - выбирать полезные продукты, богатые витаминами;

  • - проводить закаливающие процедуры;

  • - правильно пользоваться личными вещами;

  • - вовремя и правильно мыть руки;

  • - пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины;

  • - оказывать первую медицинскую помощь;

  • -правильно переходить улицу;

  • - соблюдать правила безопасного поведения в транспорте, в быту, на природе, на улице.


1.7. Качественные показатели результатов деятельности по программе «Богатыри»

  • Анализ состояния здоровья воспитанников, динамика посещаемости детьми дошкольных групп;

  • Уменьшение случаев травматизма детей;

  • Сформированность у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью в разных видах деятельности;

  • Активность и вовлечённость семьи в планирование и организацию мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей и создание безопасной среды жезнедеятельности ребёнка.

Учебно-тематический план по разделу «Безопасность жизнедеятельности» программы

«Русские Богатыри»

Учебно-тематический план

1-й год обучения - 9 часов


п/п

Дата

Темы

1

сентябрь

Огонь друг – огонь враг.

2

октябрь

Если ты остался дома один.

3

ноябрь

Как вызвать службу спасения.

4

декабрь

Правила поведения в транспорте.

5

январь

Правила поведения с животными.

6

февраль

Кто стучится в дверь ко мне?

7

март

Если вдруг потерялся…

8

апрель

Как правильно переходить дорогу.

9

май

Правила обращения с электроприборами.

Итого:

9 занятий



Учебно-тематический план

2-й год обучения - 9 часов


п/п

Дата

Темы

1

сентябрь

Внешность человека может быть обманчива

2

октябрь

Использование и хранение опасных предметов

3

ноябрь

Правила для водителей детского транспорта

4

декабрь

Нам на улице не страшно

5

январь

На вид красив, но ядовит

6

февраль

Игры во дворе

7

март

Чтение рассказа Н.Носова “Автомобиль»

8

апрель

На воде, на солнце

9

май

Развлечение «Богатыри и Змей Горыныч»


Итого:

9 занятий



Формы работы с детьми: обучающие интегрированные занятия; КВНы- викторины; экскурсии и походы;

Игровые взаимодействия: дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; игры-соревнования;

Содержание занятий первого года обучения.

Старшая группа.


Занятие 1.

Тема: «Огонь друг – огонь враг».

Цель:

Закрепить знания о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности.

Воспитывать уважение к профессии пожарного

Подвижная игра: «Огонь друг и враг»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку.

Авдеева, стр. 61
Аралина «Ознакомление с пож. безопасностью», стр.13


Занятие 2.

Тема: «Если ты остался дома один».

Цель:

Рассказать детям, что существует много опасных предметов, которыми надо уметь пользоваться, что они должны храниться в специально отведенных местах. Не открывать дверь незнакомым людям.

“ОБЖ” Р.Б.Стеркина, стр.58


Занятие 3.

Тема: «Как вызвать службу спасения.».

Цель:

Познакомить со службами спасения «01», »02», «03». Учить детей рассказывать по предложным картинкам, по впечатлениям из личного опыта. Воспитывать желание помогать людям в беде, чувство сострадания и ответственности.

Игра-беседа: «Службы «01», «02», «03» всегда на страже»


Занятие 4.

Тема: «Правила поведения в транспорте».

Цель:

Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

(Авдеева, стр.114)



Занятие 5.

Тема: «Правила поведения с животными.».

Цель:

Дать знания о правилах поведения при встречи с различными домашними животными и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение животных.


Занятие 6.

Тема: «Кто стучится в дверь ко мне?».

Цель:

Научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец.

Авдеева «Безопасность» стр. 46


Занятие 7.

Тема: «Если вдруг потерялся…».

Цель:

Повести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона

(Авдеева, стр. 129-130)


Занятие 8.

Тема: «Как правильно переходить дорогу.».

Цель:

уточнять представления детей о правилах уличного движения (проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов). Продолжать знакомить с правилами дорожного движения по обочине, убедить в необходимости соблюдать их.

Дидактическая игра: «Найди и расскажи»

Цель: упражнять в умении находить названный ведущим дорожный знак, рассказывать о его назначении. Развивать интерес к изучению дорожных знаков

Занятие 9.

Тема: «Правила обращения с электроприборами.».

Цель:

Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техникой.

Содержание занятий второго года обучения.

Подготовительная группа.

Занятие 1.

Тема: Беседа «Внешность человека может быть обманчива».

Цель:

Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

ОБЖ” Р.Б. Стеркина, стр.41


Занятие 2.

Тема: «Использование и хранение опасных предметов».

Цель:

Рассказать детям, что существует много опасных предметов, которыми надо уметь пользоваться, что они должны храниться в специально отведенных местах.

“ОБЖ” Р.Б.Стеркина, стр.58


Занятие 3.

Тема: «Правила для водителей детского транспорта».

Цель:

Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность, за жизнь других людей.

“Правила и безопасность дорожного движения”, стр.14 (О.А.Скоролупова)

Занятие 4.

Тема: «Нам на улице не страшно».

Цель:

Закрепить знание о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице. Воспитывать внимание, сосредоточенность, развивать игровую ситуацию.

«Правила и безопасность дорожного движения”, стр.29 (О.А.Скоролупова).


Занятие 5.

Тема: «На вид красив, но ядовит».

Цель:

Рассказать детям, что в природе существует много ядовитых грибов и растений. Не уверен – не бери.

Д/и «Съедобное – несъедобное», «Найди ошибки».

Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать!» (Мухомор)


Занятие 6.

Тема: «Игры во дворе».

Цель:

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

“ОБЖ” Р.Б.Стеркина, стр.122


Занятие 7.

Тема: «Чтение рассказа Н.Носова “Автомобиль»».

Цель:

Учить оценивать поступки героев, иметь свое мнение о прочитанном.

“Правила и безопасность дорожного движения”, стр.21 (О.А.Скоролупова)


Занятие 8.

Тема: «На воде, на солнце».

Цель:

Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности.

“ОБЖ” Р.Б.Стеркина, стр.108


Занятие 9.

Развлечение «Богатыри и Змей Горыныч»»

Цель: Уточнить представления детей о пожароопасных предметах; закрепить представления о правильном поведении в опасных ситуациях; знания дорожных знаков, их значение.
















Планируемые результаты освоения детьми программы по ОБЖ «Русские Богатыри».


В конце обучения ребёнок должен знать:

  • - о необходимости обращаться к взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;

  • - правила пожарной безопасности;

  • - безопасные правила поведения в быту, на улице, на природе;

  • - безопасные правила поведения животными, насекомыми;

  • - безопасные правила поведения с незнакомыми людьми;

  • - телефон службы спасения;

  • - свой домашний адрес и телефон.


Ребенок должен уметь:

  • - соблюдать правила пожарной безопасности;

  • - соблюдать правила дорожного движения, правильно переходить улицу;

  • - бережно и внимательно относиться к природе;

  • - соблюдать правила безопасного поведения на озере (в разное время года)

































Список литературы:



Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста.

В.Г.Алямовская, Г.А.Баранчукова, К.Л. Казаковцева. Опыт формирования необходимых знаний, умений и навыков у дошкольников в организации здорового образа жизни.

Авдеева, Н. Н. Безопасность: учеб. пособ. По основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н. Н. Авдеева. – СПб. Детство-Пресс, 2007.

Занятия по правилам дорожного движения / сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных занятий / авт. -сост. Е. А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Шинкарюк, С. А. Правила безопасности дома и на улице / С. А. Шинкарюк. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008.

Шорыгина, Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

Черепанова, С. Н. Правила дорожного – дошкольникам / С. Н. Черепанова. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

«Основы безопасного поведения дошкольников: занятие, планирование, рекомендации»/ авт.-сост. О.В. Чермашенцева.- Волгоград: Учитель,2008.















Учебно-тематический план по разделу «Формирование здорового образа жизни» программы «Богатыри»

Старшая группа.

Учебно-тематический план

1-й год обучения - 9 часов


п/п

Дата

Разделы .Темы

1

сентябрь

Вводное занятие.

Тема: «В гостях у доктора Айболита».

Раздел 1. «Я человек».

1.1. Тема: «Тело человека»


2

октябрь

1.2. «Королевская осанка»

3

ноябрь

1.3. «Носик, уши и глаза помогают нам всегда»


4

декабрь

1.4. Тема: «Зоркие глазки».


5

январь

1.5. «Внутренняя кухня человека».


6

февраль

1. 6. «Витамины – наши друзья».


7

март

1.7. «Кровеносная система. Что сотворить, чтобы кровь «затворить».


8

апрель

1.8. «Моё сердце».


9

май

1.9. Итоговое занятие по разделу «Я – человек».

Тема: «Путешествие по дороге здоровья».


Итого:

9 занятий










Содержание занятий по формированию здорового образа жизни

По программе «Русские Богатыри»

1 год обучения.

Старшая группа.


Вводное занятие.

Тема: «В гостях у доктора Айболита».

Цель: дать понятие что о здоровье, формировать представление о здоровом человеке и развивать осознанное отношение к своему здоровью.


Раздел 1. «Я – человек»


Занятие 1. 1.

Тема: «Тело человека»

Цель: дать понятие о том, как устроено тело человека, знания о частях тела человека.

Содержание деятельности: беседа по теме, изготовление плаката «Тело человека», выставка фотографий детей разного возраста и членов их семей.


Занятие 1. 2.

Тема: «Королевская осанка».

Цель: закрепить знания детей о строении скелета человека, о необходимости для здоровья «держать» осанку, разучить комплекс упражнений для ровной спины.

Содержание деятельности: беседа: «Королевская осанка», показ презентации «Скелет в шкафу», разучивание комплекса упражнений для осанки, музыкальные подвижные игры.


Занятие 1. 3.

Тема: «Носик, уши и глаза помогают нам всегда»

Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.

Содержание деятельности: игра- путешествие «Носик, уши и глаза помогают нам всегда» в страну звуков, красок и ароматов.

НОД «Носик, уши и глаза помогают нам всегда». Анна Жамцуева. /w.w.w.maam.ru/





Занятие 1. 4.

Тема: «Зоркие глазки».

Цель: дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека. (Строение глаза, назначение век, бровей, ресниц. Правила бережного отношения к своему зрению).

Содержание деятельности: беседа на теме: «Глаза – мои помощники»; чтение художественной литературы: отгадывание загадок; размышления по теме: «Глаза- зеркало души».

Оздоровительная деятельность: игра для глаз «Строй глазки».


Занятие 1. 5.

Тема: «Внутренняя кухня человека».

Цель: дать детям представление об органах пищеварения, закрепить представление о том, какая еда полезна, а какая – вредна для организма, подвести детей к пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но моему организму она не полезна, довести до сознания детей, что здоровье зависит от качества принимаемой пищи, установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровым образом жизни.

Содержание деятельности: групповая беседа по теме: «Здоровая пища»,

Рассматривание плаката: «Пищеварительная система», чтение художественной литературы и фольклора (пословицы и поговорки о еде и здоровье).


Занятие 1. 6.

Тема: «Витамины – наши друзья».

Цель: закрепить знания детей о витаминах, зачем они нужны человеку и в чём заключается их полезное свойство, воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Содержание деятельности: беседа на тему: «Витамины – наши друзья», приготовление витаминного салата, аппликация «Дары сада» (фрукты), «Богатый урожай» (овощи», чтение художественной литературы и фольклора (загадки об овощах и фруктах).

Занятие 1.7.

Тема: «Кровеносная система. Что сотворить, чтобы кровь «затворить».

Цель: закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту, совершенствовать знания детей о кровеносной системе нашего организма, довести до понимания детей, что вовремя и правильно оказанная первая помощь может спасти человеку жизнь.






Занятие 1. 8.

Тема: «Моё сердце».

Цель: сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья. Помочь усвоить правила ухода за сердцем. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Содержание деятельности: разработка НОД «здоровое сердце» Постникова Вера. /w.w.w.maam.ru/


1. 9. Итоговое занятие по разделу «Я – человек».

Тема: «Путешествие по дороге здоровья»».

Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о сохранении здоровья.



























Учебно-тематический план по разделу «Формирование здорового образа жизни» программы

«Русские Богатыри»

Подготовительная группа.

Учебно-тематический план

2-й год обучения - 9 часов


п/п

Дата

Темы

1

сентябрь

Вводное занятие.

«В здоровом теле – здоровый дух.

Раздел 2. «Я осваиваю гигиену»

2. 1. «Чистота-залог здоровья».


2

октябрь

2.2. «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».


3

ноябрь

2.3. «Мои защитники: кожа, ногти, волосы».


4

декабрь

Раздел 3. «Я учусь правильно организовывать свою жизнь».

3.1. «Солнце, воздух и вода –

мои лучшие друзья».


5

январь

3.2. «Режим дня».


6

февраль

3.3. «Сон – лучшее лекарство».


7

март

3.4. «Полезные и вредные привычки».


8

апрель

3. 5. «Настроение и здоровье».


9

май

3.6. «Игры – это здоровье».

Итого:

9 занятий




Физкультурный досуг: «Да здравствует мыло душистое!» (октябрь)

Завершение раздела программы, физкультурный досуг: «День здоровья» (май)





Содержание занятий по формированию здорового образа жизни

По программе «Богатыри»

2 год обучения.

Подготовительная группа.


Вводное занятие.

Тема: «В здоровом теле – здоровый дух.

Цель: вспомнить основные понятия о здоровом образе жизни, что узнали в прошлом году, закрепить изученный материал. Вызвать у детей желание продолжить обучение по программе.

Содержание деятельности: беседа о здоровье, пословицы о здоровье (групповая, подгрупповая); музыкальная композиция «Если хочешь - будь здоров!». Рисование на тему: «Я за здоровый образ жизни», коммуникативная игра: «Здравствуй».




Раздел 2. «Я осваиваю гигиену»

Занятие 2. 1.

Тема: «Чистота-залог здоровья».

Цель: раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить с основными правилами личной гигиены, воспитывать навыки пользования предметами личной гигиены.

Содержание деятельности: беседа по теме: «Что такое личная гигиена», загадки о предметах личной гигиены, чтение стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоциональное восприятие текста: «Сценка про грязнулю».


Занятие 2.2.

Тема: «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».

Цель: формировать знания детей о том, что пищу надо тщательно пережёвывать, после еды полоскать зубы тёплой водой после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и перед сном, не есть очень горячую или холодную пищу, поменьше есть сладостей, никогда не грызть твёрдые предметы, вовремя обращаться за помощью к стоматологу.

Содержание деятельности: беседа о необходимости чистить зубы каждый день, чтение стихотворения Л.Фадеевой «Лечим зубы», дидактическая игра «Что полезно и что вредно для зубов». Исследовательская деятельность- рассматривание зуба, рассматривание здорового и больного зуба перед зеркалом.



Занятие 2. 3.

Тема: «Мои защитники: кожа, ногти, волосы».

Цель: закреплять знания детей о том, что кожа, ногти, волосы являются защитниками организма человека.

Содержание деятельности: беседа о том, что кожа, ногти, волосы являются защитниками организма человека; какие существуют опасности от грязных рук (инсценировка стихотворения А. Барто «Девочка – чумазая»); разработка правильного алгоритма мытья рук.

Завершение раздела программы: физкультурный досуг: «Да здравствует мыло душистое!» (октябрь)

http://dohcolonoc.ru/conspect/2000-da-zdravstvuet-mylo-dushisto e.html



Раздел 3. «Я учусь правильно организовывать свою жизнь».

Занятие 3. 1.

Тема: «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья».

Цель: Расширять представления о важных компонентах здоровья – солнце, воздухе и воде, что природа является источником здоровья. Способствовать формированию основ здорового образа жизни.

Содержание деятельности: презентация: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», чтение стихотворений: «Быть здоровым это модно» Анны Никулиной, а также стихотворений о солнце, воздухе и воде; дидактические игры: «Доскажи словечко», «Найди отличия»; релаксационная зарядка: «Солнце спит и небо спит…», зарисовка друзей: солнце, воздух и вода.


Занятие 3. 2.

Тема: «Режим дня».

Цель: формировать знания детей о необходимости придерживаться режима дня, для сохранения и укрепления своего здоровья.

Содержание деятельности: взаимодействие детей с родителями по сбору рисунков про режим дня, беседа о режиме дня, чтение стихотворения

С.Я.Маршака «Рано вставать, рано в кровать».

Дизайнерская деятельность- оформление альбома «Мой режим дня», совместно с родителями.


Занятие 3. 3.

Тема: «Сон – лучшее лекарство».

Цель: донести до детей и родителей информацию о пользе хорошего сна для здоровья человека.

Содержание деятельности: беседа по теме «Сон – лучшее лекарство»,

чтение стихотворения С. Михалкова «Не спать», дидактическая игра: «Плохо- хорошо»



Занятие 3. 4.

Тема: «Полезные и вредные привычки».

Цель: знакомство с понятием «привычка» и с ее видами.

Содержание деятельности: беседа по теме. Выступление детей с плакатами «Ковыряние в носу», «Ковыряние в зубах», «Постоянное жевание жвачки», «Чистка ушей подручными предметами», «Откусывание ногтей».

Чтение художественной литературы.

Стихотворение про лисичек. Чтение «Вредных советов» Г. Остера.


Занятие 3. 5.

Тема: «Настроение и здоровье».

Цель: дать детям знания о взаимосвязи настроения и здоровья.

Содержание деятельности: групповая и индивидуальная работа с датчиком настроения. Беседа по теме с элементами игры «Настроение и здоровье». Рисование на тему: «Моё настроение».


Занятие 3. 6.

Тема: «Игры – это здоровье».

Цель: познакомить детей с русскими-народными играми.

Содержание деятельности: знакомство с русскими-народными играми, сбор коллекции игр.



Завершение раздела программы физкультурный досуг: «День здоровья» (май)

Цель: воспитывать любовь к занятиям физической культурой и стремление вести здоровый образ жизни.

Содержание деятельности: спортивный праздник: Физкульт –ура!».


















Список литературы


  1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. – М., АРКТИ, 2007.

  2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

  3. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005.

  4. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2007.

  5. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2007.

  6. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М., Медицина, 2007.

  7. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Ослабленный ребенок: Развитие и оздоровление. – М.: Институт ДО и СВ РАО, 2007.

  8. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоравливания. – М.: «Линка-ПРЕСС», 2004.

  9. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.:АРКТИ, 2007.

  10. Макарова З.С., Голубева Л.Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

  11. Маханева М.Ю. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. –М.: «АРКТИ», 2007.

  12. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

  13. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика Синтез, 2009. – 256 с.

  14. Сагайдачная Е.А., Яковлева Т.С. Научные основы проектирования творчески развивающих технологий физического воспитания дошкольников // Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В.Т. Кудрявцева и Н.А. Смирновой. – Дубна, 2007.

  15. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. –– 175 с.

  16. Харченко Т.Е. Физкультурные праздники и развлечения // Детство-Пресс, 2009.

  17. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: «Просвещение», 2010.