- Программа
- по гарденотерапии

Гарденотерапия – это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.
В работе с детьми использование элементов гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что плоды деятельности имеют очень наглядный характер и находятся в прямой зависимости от усилий, которые ребенок вложил в свой труд.
На занятиях гарденотерапией ребята знакомятся с различными видами семян и растений. Учатся различать обычные и декоративные сорта. Сами сажают, наблюдают за ростом и развитием растений, зарисовывают все изменения происходящие с ними, сравнивают результаты. В ходе участия в программе по садовой терапии у детей с ограниченными возможностями снижается уровень психоэмоционального напряжения, эмоциональной вспыльчивости, повышается уровень эмоциональной эмпатии и коммуникативного контроля. Дети учатся быть терпеливыми и внимательными, заботливыми и трудолюбивыми.
Воспитанники узнают о многообразии форм и цвета плодов растений, правилах и условиях сбора плодов, расширяют знания о растительном мире. А потом учатся изготавливать поделки из природного материала, передавать образы и характеры своих героев.
Одной из приоритетных и наиболее трудных задач современной системы социального обслуживания является социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями.
Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность инвалидов к полноценной жизни в обществе. Новые методы гарденотерапии, созданные реальной жизнью, дают возможность эффективно проводить процесс реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывают социальную помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, раскрывают дополнительные возможности личности ребенка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребенка, развивают эмоционально-волевую сферу. Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопроживания, соучастия, эмпатии.
Программа «Цветы добра» рассчитана на то, чтобы с помощью технологии «гарденотерапия» помочь особому ребенку использовать свои собственные скрытые возможности, раскрыть в себе новые ресурсы и благодаря этому улучшить качество жизни.
Задачи программы:
1. Оказать психологическую поддержку детям с ограниченными возможностями и их родителям через взаимодействие с растениями.
2. Развивать познавательную активность, творческий потенциал, коммуникативные навыки.
3. Способствовать социальной адаптации и интеграции ребенка с особенностями в развитии в общество.
4. Повышать реабилитационную компетентность родителей с целью улучшения уровня экологической культуры.
5. Формировать начальные профессиональные трудовые навыки.
Контингент детей: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями
Программа состоит из следующих этапов:
1.Ознакомительный этап «Цветы вокруг нас»
- Экскурсия по зимнему саду и цветникам
- Из истории комнатного цветоводства
- Беседа о многообразии и пользе цветов
2.Практический этап «Вырасти цветок»:
- Агротехника растений
- Уход за растениями
- Размножение растений
3. Цветочная арттерапия.
- Мероприятия досуговой деятельности
- Театрализованные представления
4. Флоротерапия «Цветочное настроение»
- Кружковая деятельность
- Проведение мастер-классов
- Организация выставок детских творческих работ
Основные направления программы:
1. Мероприятия программы направлены на интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:
- улучшению навыков общения, развития разных видов памяти и словарного запаса;
- улучшению способности проводить наблюдения за растениями и живой природой;
- стимулированию чувственного восприятия;
- получению новых профессиональных навыков (размножение растений, уход за растениями, аранжировка цветов);
- формированию целостной картины мира.
2.Мероприятия программы направлены на социальное развитие детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:
- взаимодействию внутри группы. Участники учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества;
- взаимодействию за пределами группы. Общение с детьми других групп. Передача навыков и эмоций другим детям.
3.Мероприятия программы направлены на повышение эмоционального подъема детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:
- усилению чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Для программы отбираются растения, которые не сложны в уходе и успешно произрастают. Чувство гордости за успех, так же как и чувство ответственности, пришедшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Ребенок понимает, что от них зависят живые существа;
- уменьшению проявления агрессии приводит к появлению социально- адаптивного поведения. Уход за растениями, пересадка комнатных растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение агрессивной энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году. Например, важно наблюдение за открытием цветочных бутонов или прорастанием семян;
- выражению положительной творческой энергии (аранжировка цветов, оформление клумб).
Работа в данном направлении ведется совместно с психологом, работая вместе, значительно усиливают терапевтический эффект от растений. Для того чтобы сделать это эффективно, нужно понять, как происходит процесс эмоционального восстановления и взаимодействия между окружающей средой и нашими чувствами.
Есть исследования (Barnes, 1996г), разъясняющие связь между эмоциональным восстановлением и участками природы, подсознательно выбираемыми людьми для восстановления. Выводы таких исследований имеют большое значение для оборудования участков для занятий по гарденотерапии.
4.Мероприятия программы направлены на физическое развитие детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:
- развитию и улучшению основных моторных навыков - мышечной координации и тренировка неиспользованных мышц, хватательных навыков и гибкости пальцев;
увеличению пребывания на свежем воздухе при уходе за клумбами и огородом;
- оздоровлению растениями, выделяющие фитонциды (биологически активные вещества, выделяемые растениями в атмосферу, которые убивают патогенные микроорганизмы и оздоравливают воздушную среду);
- получению восстановления и развития всех сенсорных каналов.
Ожидаемые результаты программы:
1.Эмоциональная готовность - восприимчивость к миру природы, эмоционально-положительное отношение к ее объектам.
2.Деловая готовность – возможность реализовать свои знания в социально-бытовых ситуациях.
3.Интеллектуальная готовность - определенный уровень информированности детей. Осознание себя как носителя экологической культуры.
Для детей с ограниченными возможностями, живущих в городе, участие в этой программе уникальная возможность для саморазвития и общения с миром живой природы. Работая с растениями, дети становятся более внимательными по отношению к окружающим, более доброжелательными, уравновешенными.
Разумная физическая нагрузка и закаливание на свежем воздухе укрепляют здоровье. Кроме того, ребенок получает заряд энергии, устанавливается эмоциональный баланс, запускаются механизмы звуко, - арома - и цветотерапии и т.д. Зрительные образы, звуки, запахи, которые окружают нас, тактильные контакты оказывают огромное влияние на эмоции детей с ограниченными возможностями
1 занятие.
Вводное занятие «Цветы вокруг нас».
Цели и задачи:
- Расширение представлений об окружающем мире
- Знакомство с садовыми и комнатными цветами, их многообразием.
2 занятие.
Агротехника растений « Благоприятная среда обитания »
Цели и задачи:
- Знакомство с условиями содержания цветочных растений
тепловой режим
водный режим
световой режим
воздушный режим
3 занятие.
Питание растений « Цветите дольше!».
Цели и задачи:
- Знакомство с элементами питания растений
виды садовых земель
минеральные удобрения
микроудобрения
органические удобрения
4 занятие.
Уход за растениями «Водопад красок»
Цели и задачи:
- формирование представлений о мерах, необходимых для жизни растений
5 занятие «Цветочный детский сад»
Размножение растений.
Цели и задачи:
- знакомство с видами размножения
размножение семенами (посадка рассады)
размножение вегетативное ( черенкование стеблей и листовых пластинок)
посадка и уход за черенками ( устройство минипарничков)
высаживание укоренившихся черенков