СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по гарденотерапии.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

зщовопждовпдшыпжлдрджвожщопдлрпдылрвджпрыпдлыжрплдп

Просмотр содержимого документа
«Программа по гарденотерапии.»

  1. Программа
  2. по гарденотерапии











Гарденотерапия – это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.

В работе с детьми использование элементов гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что плоды деятельности имеют очень наглядный характер и находятся в прямой зависимости от усилий, которые ребенок вложил в свой труд.

На занятиях гарденотерапией ребята знакомятся с различными видами семян и растений. Учатся различать обычные и декоративные сорта. Сами сажают, наблюдают за ростом и развитием растений, зарисовывают все изменения происходящие с ними, сравнивают результаты. В ходе участия в программе по садовой терапии у детей с ограниченными возможностями снижается уровень психоэмоционального напряжения, эмоциональной вспыльчивости, повышается уровень эмоциональной эмпатии и коммуникативного контроля. Дети учатся быть терпеливыми и внимательными, заботливыми и трудолюбивыми.

Воспитанники узнают о многообразии форм и цвета плодов растений, правилах и условиях сбора плодов, расширяют знания о растительном мире. А потом учатся изготавливать поделки из природного материала, передавать образы и характеры своих героев.

Одной из приоритетных и наиболее трудных задач современной системы социального обслуживания является социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность инвалидов к полноценной жизни в обществе. Новые методы гарденотерапии, созданные реальной жизнью, дают возможность эффективно проводить процесс реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывают социальную помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, раскрывают дополнительные возможности личности ребенка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребенка, развивают эмоционально-волевую сферу. Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопроживания, соучастия, эмпатии.

Программа «Цветы добра» рассчитана на то, чтобы с помощью технологии «гарденотерапия» помочь особому ребенку использовать свои собственные скрытые возможности, раскрыть в себе новые ресурсы и благодаря этому улучшить качество жизни.

Задачи программы:

1. Оказать психологическую поддержку детям с ограниченными возможностями и их родителям через взаимодействие с растениями.

2. Развивать познавательную активность, творческий потенциал, коммуникативные навыки.

3. Способствовать социальной адаптации и интеграции ребенка с особенностями в развитии в общество.

4. Повышать реабилитационную компетентность родителей с целью улучшения уровня экологической культуры.

5. Формировать начальные профессиональные трудовые навыки.



Контингент детей: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями



Программа состоит из следующих этапов:

1.Ознакомительный этап «Цветы вокруг нас»

-    Экскурсия по зимнему саду и цветникам      

-    Из истории комнатного цветоводства

- Беседа о многообразии и пользе цветов 

  

2.Практический этап «Вырасти цветок»:

-  Агротехника растений

-  Уход за растениями

-   Размножение растений  

3. Цветочная арттерапия. 

- Мероприятия досуговой деятельности

- Театрализованные представления



4. Флоротерапия «Цветочное настроение»

- Кружковая деятельность

- Проведение мастер-классов

- Организация выставок детских творческих работ





Основные направления программы:

1. Мероприятия программы направлены на интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:

-          улучшению навыков общения, развития разных видов памяти  и словарного запаса;

-          улучшению способности проводить наблюдения за растениями и живой природой;

-          стимулированию чувственного восприятия;

-          получению новых профессиональных навыков (размножение растений, уход за растениями, аранжировка цветов);

-          формированию целостной картины мира.

2.Мероприятия программы направлены на социальное развитие детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:

-          взаимодействию внутри группы. Участники учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества;

-          взаимодействию за пределами группы. Общение с детьми других групп. Передача навыков и эмоций другим детям.

3.Мероприятия программы направлены на повышение эмоционального подъема детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:

-          усилению чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Для программы отбираются растения, которые не сложны в уходе и успешно произрастают. Чувство гордости за успех, так же как и чувство ответственности, пришедшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Ребенок понимает, что от них зависят живые существа;

-          уменьшению проявления агрессии приводит к появлению социально- адаптивного поведения. Уход за растениями, пересадка комнатных растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение агрессивной энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году. Например, важно  наблюдение за открытием цветочных бутонов или прорастанием семян;

-          выражению положительной творческой энергии (аранжировка цветов, оформление клумб).

Работа в данном направлении ведется совместно с психологом, работая вместе,  значительно усиливают терапевтический  эффект от растений. Для того чтобы сделать это эффективно, нужно понять, как происходит процесс эмоционального восстановления и взаимодействия между окружающей средой и нашими чувствами.

Есть исследования (Barnes, 1996г), разъясняющие связь между эмоциональным восстановлением и участками природы, подсознательно выбираемыми людьми для восстановления. Выводы таких исследований имеют большое значение для оборудования участков для занятий по гарденотерапии.

4.Мероприятия программы направлены на физическое развитие детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:

-          развитию и улучшению основных моторных навыков - мышечной координации и тренировка неиспользованных мышц, хватательных навыков и гибкости пальцев;

увеличению пребывания на свежем воздухе при уходе за клумбами и огородом;

-          оздоровлению растениями, выделяющие фитонциды (биологически активные вещества, выделяемые растениями в атмосферу, которые убивают патогенные микроорганизмы и оздоравливают воздушную среду);

-          получению восстановления и развития всех сенсорных каналов.



Ожидаемые результаты программы:

1.Эмоциональная готовность - восприимчивость к миру природы, эмоционально-положительное отношение к ее объектам.

2.Деловая готовность – возможность реализовать свои знания в социально-бытовых ситуациях.

3.Интеллектуальная готовность - определенный уровень информированности     детей.  Осознание себя как носителя экологической культуры. 

Для детей с ограниченными возможностями, живущих в городе, участие в этой программе уникальная возможность для саморазвития и общения с миром живой природы. Работая с растениями, дети становятся более внимательными по отношению к окружающим, более доброжелательными, уравновешенными.

Разумная физическая нагрузка и закаливание на свежем воздухе укрепляют здоровье. Кроме того, ребенок получает заряд энергии, устанавливается эмоциональный баланс, запускаются механизмы звуко, - арома - и цветотерапии и т.д. Зрительные образы, звуки, запахи, которые окружают нас, тактильные контакты оказывают огромное влияние на эмоции детей с ограниченными возможностями



1 занятие.

Вводное занятие «Цветы вокруг нас».

Цели и задачи:

- Расширение представлений об окружающем мире

- Знакомство с садовыми и комнатными цветами, их многообразием.





2 занятие.

Агротехника растений « Благоприятная среда обитания »

Цели и задачи:

- Знакомство с условиями содержания цветочных растений

  • тепловой режим

  • водный режим

  • световой режим

  • воздушный режим



3 занятие.

Питание растений « Цветите дольше!».

Цели и задачи:

- Знакомство с элементами питания растений

  • виды садовых земель

  • минеральные удобрения

  • микроудобрения

  • органические удобрения

4 занятие.

Уход за растениями «Водопад красок»

Цели и задачи:

- формирование представлений о мерах, необходимых для жизни растений

  • подбор ёмкостей для посадки растений

  • пересадка и перевалка

  • рыхление почвы

  • поливка растений

  • содержание растений в чистоте





5 занятие «Цветочный детский сад»

Размножение растений.

Цели и задачи:

- знакомство с видами размножения

  • размножение семенами (посадка рассады)

  • размножение вегетативное ( черенкование стеблей и листовых пластинок)

  • посадка и уход за черенками ( устройство минипарничков)

  • высаживание укоренившихся черенков