Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ №50 г.Орла
ПРОГРАММА
по гражданско - патриотическому воспитанию
«Я – Человек, Ученик, Гражданин »
для учащихся 5-8 классов
2015-2018 г.
Разработала:
Классный рук-ль 5 «Д»
класса
Муханова Л.С.
г..Орёл 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3-4
Ресурсное обеспечение……………………………………………………………...4
Программа реализации концепции ……………………………………………......5
Формы и методы работы……………………………………………………………6
Основные направления программы:
«Я и Я» …………………………………………………………………………… 7-8
«Я и семья» ……………………………………………………………………….. 8-9
«Я и школа» ……………………………………………………………………….10-11
«Я и Отечество»……………………………………………………………………11-12
Прогнозируемые результаты ……………………………………………………..13
Литература ……………………………………………………………………….…14
Пояснительная записка
Программа по гражданско - патриотическому воспитанию «Я – Человек, ученик, гражданин» определяет основные направления гражданско - патриотического воспитания обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №50 г.Орла района на 2015-2018 гг. Программа имеет школьный статус и ориентирована на возрастные группы учащихся 5-8 классов, коллектив педагогов и родителей учащихся. Реализация программы осуществляется в течение 2015-2018 годов.
Основание для разработки программы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы» от 05.10.2010
Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Закон РФ «Об образовании»
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы гражданско-патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.
Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Далее его формирование идёт через воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Следующая ступень - Отечество, страна, народ.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право»
В связи с этим разработана программа образования младших подростков, цель, которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Программу рекомендуется использовать в средней школе с 5-го по 8-й класс. Она включает в себя 4 направления связанных между собой логикой формирования гражданина России.
Материально-техническое и финансовое обеспечение
Для реализации Программы образовательное учреждение имеет
следующее техническое обеспечение: музыкальную аппаратуру и оборудование для проведения культурно - массовых мероприятий, туристское, спортивное снаряжение и т. д.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств внебюджетных источников (средства родителей учащихся, юридических и физических лиц, поступающие в порядке безвозмездной помощи).
Методическое обеспечение
№п/п
| Ответственный |
1. | Создание кино, видео фонда для проведения тематических мероприятий посвященных: • Дню защитника Отечества; • Дню Победы; | Замдиректора по ВР |
2. | Создание СD - и аудио фонда | Замдиректора по ВР |
3. | Организация подписки на периодические издания | Библиотекарь |
4. | Разработка сценариев традиционных школьных праздников. | Замдиректора по ВР, классные руководители |
5. | Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях | Зам.директора по ВР |
6. | Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций, соревнований. | Заместитель директора по ВР |
7. | Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации | Заместитель директора по ВР |
Основные принципы организации воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принципы организации и самоорганизации, (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
Программа реализации концепции
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на четыре года.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
Потенциал личностного развития в школе II ступени (5-8 кл.) - это сотрудничество и дух партнерства, формирование нравственных принципов. В деятельности приоритетны ситуации успеха, свободы и самостоятельности, привлекательны разнообразие и эмоциональность, создающие возможность самоутверждения, культуры общения, формирование чувств собственного достоинства. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
Цель:
Формирование у детей среднего школьного возраста гражданственности, чувства патриотизма,воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.
Задачи:
Углубление знаний учащихся об историческом прошлом Родины, родном крае, социальных и культурных достижениях страны.
Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, гордости за свое Отечество, символы государства, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, традициям, обычаям своего народа.
Более содержательное знакомство с историей своей семьи, развитие нравственных взаимоотношений в семье.
Развитие нравственных качеств у подростков, сочетающих личные интересы с общественными.
Формы и методы реализации программы
тематические классные часы, уроки мужества;
встречи с медицинскими работниками, работниками правоохранительных органов, интересными людьми;
ролевые и учебно-познавательные игры;
участие в конкурсах гражданско-патриотической тематики,
викторины по правовой тематике;
презентации и видеофильмы;
беседы, сообщения, конкурсы, соревнования;
выставки рисунков, выпуск газет, коллаж;
экскурсии;
социальные проекты
Методы работы:
методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, спор ;
методы побуждения: увлечение добрым делом, творческим поиском, увлечение героическим, необычным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание;
методы приучения: творческое поручение, игра, соревнования, традиции, личный пример.
Основные направления программы
Программа включает в себя 4 блока - направления, связанных между собой логикой формирования гражданина России: «Я и Я», « Я и семья», « Я и школа», « Я и Отчество». В течение месяца в классах проходят мероприятия по каждому направлению и одно-два общешкольных мероприятия на параллелях 5-8 классов.
«Я и Я»
Формирование гражданского отношения к себе.
В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
Задачи:
Формирование у школьников объективной самооценки, правосознания и воспитание в них гражданской ответственности.
Воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.
Формирование у школьников потребности к самообразованию, воспитанию морально-волевых качеств толерантной личности.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Предполагаемый результат деятельности.
Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.
«Я и семья»
Формирование гражданского отношения к своей семье.
Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры.
Задачи:
Организация совместного досуга родителей и детей через совместные дела, праздники, поездки, экскурсии и т.д.
Организация и осуществление связи поколений через уроки-встречи, тематические родительские собрания, совместные мероприятия.
Изучение прав и обязанностей ребенка в семье, семейных традиций.
Предполагаемый результат деятельности:
Сформирование у школьников понятия сущности социальных ролей:
- настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово;
- настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.
«Я и школа»
Формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
сформировать у детей навыки культурного поведения, взаимоотношений в школе, воспитывать в них любовь и уважение к школе, учителям, школьным традициям
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей;
работа по благоустройству школы
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений, умение пользоваться правами ученика и выполнять обязанности.
«Я и Отечество»
Формирование гражданского отношения к Отечеству.
В содержание деятельности входит осмысление подростком себя как части своего родного края, Родины, ее гражданина и патриота.
Задачи:
дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счастье жизни, о значении родного языка, о патриотизме воспитывать в них чувство национальной гордости.
воспитывать сознательное отношение подростков к труду, бережное отношение к памятникам культуры и искусства, национального творчества, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения.
знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков.
Формировать у учащихся чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих, расширить знания о правах и обязанностях юного гражданина страны.
Освоение школьниками многообразия культурных ценностей через посещение культурных центров, музеев.
Знакомство с историей и выдающимися людьми района, республики, страны
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание школьников 5-8 классов предполагается строить с опорой на формирование у детей гражданского отношения к себе, к своей семье, к школе, к Отечеству, к родной культуре. Все это создает условия для развития личности школьника.
Прогнозируемые результаты
При условии достижения основных целей и задач предполагается получение следующих результатов работы:
ученик 8–го класса, который:
- знаком с культурно-историческими ценностями своего народа;
- знает историю и культурные ценности родного края, страны;
- имеет изменение ценностных жизненных ориентаций в позитивную сторону;
- уважительно относится к старшему поколению и Отечеству;
- обладает толерантностью;
- знает свои гражданские права и обязанности.
Мероприятия
по реализации программы гражданско-патриотического воспитания
«Я и я»
Уровень класса:
5класс:
Юмористическая викторина «Мы родом из детства: ты и я»
Час общения «Кто я? Какой я? Хочу и надо».
Беседы: «Забота человека о своем здоровье»
Вредные привычки укорачивают жизнь
И станет мачехой Земля
Этика отношений юношей и девушек
Посиделки на Красную горку
Космический КВН «Сквозь тернии к звездам»
Беседа «Мои права и обязанности»
6класс:
Игра-диспут «Современное ли чувство любви?»
Конкурс «Леди и джентльмены»
Час общения «Влияние курения на организм».
Классный час «Разговор о правильном питании». «Курить или не курить – вот в чем вопрос»
Кл. час «Выход есть – живи без наркотиков».
Культура внешнего вида
Поверь в себя
Правила счастливого человека
Уроки милосердия и доброты
7 класс:
Уроки милосердия и доброты
«Гигиена подростка» Беседа с медицинским работником
Беседа «Вредные привычки и как от них избавиться?»
Мое хобби
Беседа «Человек среди людей»
Тренинг «Поверь в себя»
Храните свое вековое наследство
Школа юного гражданина «Закон и подросток»
Нравственные отношения в обществе
8 класс:
Беседа «Пагубная привычка - алкоголизм»
Классный час «Не навреди себе и другим».
Дискуссии «Наркотики, психотропные вещества и последствия их употребления».
Тренинг «Поверь в себя»
Коллективная беседа «Я и мы»
Психологический практикум «Правила счастливого человека»
Праздник профессий
Дискуссия «Быть человеком»
Мораль в жизни человека
Уровень школы (общешкольные КТД и спортивные соревнования):
Конкурс рисунков на асфальте «Я рисую мир», «Мир глазами детей», «Пусть всегда будет мир», «Нарисуем мелом радужное детство»
Выставка поделок «Детство- это я и ты»
Проведение мастер-класса "Оригами", "Волшебные ленточки", «Заплетаем косички»
5,6 класс – спорт соревнования «Сильные, ловкие, смелые».
7,8 класс – спорт соревнования «Олимпийское многоборье».
7-8 классы - Турслёты. «Дни здоровья»
5-6 классы -Конкурс «Самый спортивный класс»
Экскурсии на природу.
Уроки безопасности.
Уровень родительского коллектива (родительские собрания):
5-й класс - «Влияние занятий спортом на развитие ребенка». Помощь родителей в выборе определенного вида спорта для занятий ребенка. Полезная совместимость спорта и учебы. Информация о существующих спортивных секциях в школе и селе. «Как сформировать привычку быть здоровым».
6-й класс - «Здоровый образ жизни». Что нужно делать родителям, если ребенок начал курить. Как предупредить первые попытки ребенка познакомиться с табаком. Влияние никотина на организм ребенка. «Как воспитать потребность в ЗОЖ?», «Физиологические и психологические особенности подросткового возраста»
7-й класс - «Жизнь ребенка и его спортивные успехи в школе». Знакомство с нормативами, с проблемами, возникающими на уроках физкультуры, со спортивными достижениями в школе.
8-й класс - «Разговор на трудную тему». Что необходимо предпринять родителям в случае злоупотребления спиртными напитками. Беседа с наркологом.
II. «Я и семья»
Уровень класса:
5класс
Праздничное мероприятие «Пусть всегда будет мама».
Рассказы детей «Путешествие в детство наших бабушек.
«Наши родители – выпускники нашей школы». Связь семьи со школой, сохранение семейных традиций.
Выставка «Семейный альбом». Воспитание любви к родителям, гордости за семью.
Конкурс «Мой папа – солдат». Воспитание гражданского долга.
«Моя родословная». Знание семейной истории, связь поколений.
«Делаем и мастерим с семьей». Совместное творчество детей и родителей.
Встречи с интересными людьми. «Профессия моих родителей». Развивать творческие способности, интерес к различным профессиям.
Классный час «Здоровье - бесценное богатство»;
6класс
Встречи с интересными людьми. «Профессия моих родителей».
Классный час «Моя родословная». Создание истории своей семьи по документам, фотографиям, реликвиям, создание своего генеалогического древа.
День отца
Рассказ детей «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Их именами названы улицы нашего поселка
Конкурс «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?»
Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого»
Совместные вечера «дети + родители + учитель»
День матери
7 класс:
Праздник «История в моем доме». Поиск детьми, родителями, бабушками и дедушками семейных реликвий - старинных вещей, изделий, фотографий. Рассказы об интересных событиях из жизни предков, которые передаются из поколения в поколение.
Экскурсия. «Здесь работает мой папа (мама)». Прививать интерес к труду родителей.
«Природа в поэзии» (конкурс стихотворений); «Я – житель планеты земля» (круглый стол).
Концерт «Загляните в мамины глаза»
Беседа «Что значит культура внешнего вида»
Беседа «Забота о родителях – наш долг»
Спортивные традиции в нашей семье
Уроки мужества
Практикум «не оставайтесь наедине со своими неприятностями»
8 класс:
Экскурсия. «Здесь работает мой папа (мама)». Прививать интерес к труду родителей.
Дискуссионный классный час «Мои обязанности перед семьей». Разговор и о тех простых обязанностях в семье, которые возложены на каждого члена семьи, из-за невыполнения которых возникают конфликты. Разыгрываются бытовые ситуации.
Покормите птиц зимой (мастерская кормушек, викторина);
«Человек свободного общества» (беседа, диспут)
«Мои родные – защитники Родины»
Мамино сердце…
Беседа по проф.ориентации Дороги, которые мы выбираем
Человек как звезда рождается
Навстречу собственной судьбе
Уровень школы (общешкольные КТД и спортивные соревнования):
5,6 класс – Конкурс рисунков «Береги природу – наш дом»; «Пусть всегда будет солнце» (экологический праздник) Праздник «Осень золотая»; Выставка поделок из природного материала «Юннат-201…» Праздник «Славим руки матери»,
5-6-й класс. Праздник «От всей души». Данный праздник является итогом классного часа, и от каждого класса выбирается самая интересная, на их взгляд, семейная история.
7,8 класс – День птиц (викторины, игры, выставка плакатов и рисунков); На ковре из жёлтых листьев…» Музыкально-литературный вечер; Акция «Мой школьный двор самый чистый»Праздник «Славим руки матери», День Земли
Укрась кусочек планеты (уборка территории), Цветник у школы (посадка цветов), «Мир вокруг нас» (цветы в легендах и преданиях) КТД с элементами викторины, Дни экологической безопасности (акции).
7-8 -й класс. КТД «Семейные обычаи». Разыгрываются игровые примеры таких семейных обычаев, как: крестины, именины, сватовство, свадьба, новоселье и т.д.
Уровень родительского коллектива (родительские собрания):
5-й класс. «Родословная семьи». Собрание проводится в виде подготовительного этапа к классному часу. Беседа о необходимости воспитания детей, помнящих и знающих свою родословную, свои корни, своих предков. Родителям рассказывается о необходимости оказания помощи ребенку в поисках семейного архива, в составлении генеалогического древа, в ведении документации семьи.
6-й класс. «История, реликвия в моем доме». Подготовительная работа к классному часу. Помочь ребенку составить интересный рассказ, связанный с какой-то вещью в доме, которая передается из поколения в поколение, или истории. Разговор о необходимости делать детям памятные подарки, которые передавались бы следующим поколениям.
7-й класс. «Традиции моего дома». Разговор о тех традициях, которые существуют в доме и которые затем наследуют дети. Как избежать негативного примера. Какие традиции складывались в русской семье, о роли отца и матери в формировании жизненного уклада семьи.
8-й класс. «Приглашение к разговору». Вскрываются проблемы, возникающие во взаимоотношении родителей с детьми. Беседа о том, как можно избежать конфликтных ситуаций, как научиться видеть и уважать в ребенке личность.
III. «Я и школа»
Уровень класса:
5 класс.
«Я+ТЫ= МЫ». Распределение поручений с учетом характера и склонностей учащихся.
«Мои друзья». Отношения в классе между одноклассниками.
Игра. «Законы класса». Определение системы ценностей подростков и соответствия их представлений нравственным нормам.
Классный час «Мои права и обязанности» (беседа о школьном Уставе).
«Школьный день - вместе» (День школы)
Школа в жизни моих родителей
Будем знакомы, будем друзьями! (день рождения классного коллектива)
Школьные годы – чудесные
Роль дисциплины на уроке
6-й класс
«Мальчик с девочкой дружил». Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях юношей и девушек.
«Школьный день - вместе» (День школы)
Школа – наш дом
Толерантная личность – какая она?
Какие впечатления о школе я оставлю себе на память?
Наши классные обязанности
Работа в классе «Наш уютный класс»
Выпуск школьной газеты
Укрась территорию школы
7-й класс.
«Мальчик с девочкой дружил». Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях юношей и девушек.
Классный час «Дом, в котором мы живем».
Учитель – профессия главная на Земле.
Путешествие в страну знаний «Чем я богат?»
Родная школа в лицах. Сбор материала
Выпуск плакатов «Поздравь учителя»
Мои права и обязанности
Школа – наш дом
Толерантная личность. Какая она?
8-й класс.
Классный час «Мой сосед по парте» (час откровенного разговора).
«Школьный день - вместе» (День школы)
Школьные годы чудесные
Навстречу собственной судьбе
Выставка «Реликвии моей школьной жизни»
Диспут «Учить, чтобы жить или жить, чтобы учиться?»
Мои права и обязанности
Праздник последнего звонка
Памятные даты России (сентябрь - октябрь)
Уровень школы (общешкольные КТД и спортивные соревнования):
Акция «Помощь родной школе», «Милосердие».
Посвящение в пятиклассники
5класс – Праздник первого звонка;
«Моя школа», «Мой первый учитель» (конкурс сочинений и рисунков);
«Библиотеке – нашу помощь» (акция);
Смотр классных уголков;
«Укрась территорию школы» (трудовой десант);
Оформление летописей класса и школы.
6 класс – школьный конкурс «речь лидера» -«Введение школьной формы в школе» (речь «ЗА» и речь «ПРОТИВ»);
7 класс –Школьный конкурс «речь лидера»-«Если бы я был президентом школы» (в жанре политической сатиры);
8 класс –школьный конкурс «Речь лидера» - «Школа – место дружбы и радости»;
Уровень родительского коллектива (родительские собрания)
5-й класс, «Как развивать способности ребенка». Почему надо развивать умственные способности. Что такое способности, как можно развивать способности.
6-й класс. «Что такое ум и как его развивать». Мышление и ум. Деятельность - главное условие развития ума. Качества ума. Самовоспитание ума.
7-й класс. «Дисциплина мышления». Связь мышления с поведением. Разум - регулятор желаний.
8-й класс. «Учебная нагрузка в старших классах». Увеличение нагрузки. Помощь родителей в подготовке домашнего задания, контроль учебной деятельности в старших классах.
IV. «Я и Отечество»
Уровень класса:
5класс
Акция «Адреса заботы» - выявление людей, нуждающихся в помощи
Тематические классные часы «Республика моя»,
Познавательно-игровая программа "Мой дом – Россия!"
«В этом мире все равны» - урок толерантности
Проведение патриотического часа «Мужество, доблесть, слава»
Проведение классных часов на темы: «Герои Отечества»
Уроки мужества «Героями не рождаются – героями становятся»
Игра-соревнование «Богатырская наша сила»
Классные часы по знанию Конституции РФ, РБ "Наша Родина - Россия", "Герб, флаг, гимн России, "
"Конституция России - Основной Закон государства", "Твои права и обязанности
Единый классный час, посвященный Дню защитника Отечества: «Служить России суждено тебе и мне»
Уроки мужества «Защитники Отчества. Кто они?»
Дискуссия «0т безответственности до преступления один шаг»
Уроки мужества:«Шли в бой ребята — ровесники твои»
1)Беседа – рассказ «Что ты знаешь об истории земли русской?».
6класс
Акция «Адреса заботы» - выявление людей, нуждающихся в помощи
Тематические классные часы «Башкортостан – родимый край!»,
Познавательно-игровая программа "Мой дом – Россия!"
«В этом мире все равны» - урок толерантности
Проведение патриотического часа «Мужество, доблесть, слава»
Проведение классных часов на темы: «Память о героях не уйдёт в забвенье», "Хлеб войны"
Уроки мужества «Гордимся славою героев»….
Классные часы по знанию Конституции РФ, РБ "Конституция России - Основной Закон государства", Конвенция ООН о правах ребёнка, "Твои права и обязанности
Единый классный час, посвященный Дню защитника Отечества:«Их имена навеки в нашей памяти»
Уроки мужества «Защитники Отчества. Кто они?»
Беседа-знакомство с Интернет - сайтом «Президент России – гражданам школьного возраста»
Устный журнал «Что можно и что нельзя»
Уроки мужества: «Партизанка Лиза Чайкина»
7 класс
Акция «Адреса заботы» - выявление людей, нуждающихся в помощи
Тематические классные часы и радиолинейки «Заповедный край Башкортостан».
Познавательно-игровая программа "Мой дом – Россия!"
«В этом мире все равны» - урок толерантности
Проведение патриотического часа «Мужество, доблесть, слава»
Проведение классных часов на темы: "115-я годовщина со дня рождения Г.К. Жукова", "Герои войны", "День воинской славы России", "П.С. Нахимов", "Битва под Москвой".
Уроки мужества «Героями не рождаются – героями становятся»,«Гордимся славою героев»….
«Интеллектуальная игра «История Отечества: события, люди»
Классные часы по знанию Конституции РФ, РБ "Конституция России - Основной Закон государства", Конвенция ООН о правах ребёнка, "Твои права и обязанности", основы Трудового законодательства
«Конституция – закон, по нему мы все живем!» - беседа
Единый классный час, посвященный Дню защитника Отечества: «Учись у героев Отчизну беречь!»
Уроки мужества «Защитники Отчества. Кто они?»
Правовая игра «От рождения и до совершеннолетия», «Тихо, идет судебное заседание»
Уроки мужества: «У каждого своя история, связанная с войной»
8 класс
Тематические классные часы и радиолинейки «Они прославили Башкортостан».
Познавательно-игровая программа "Мой дом – Россия!"
«В этом мире все равны» - урок толерантности
Проведение патриотического часа «Мужество, доблесть, слава»
Проведение классных часов на темы: "Герои войны", "День воинской славы России", "П.С. Нахимов", "Битва под Москвой".
Уроки мужества «Гордимся славою героев»….
«Интеллектуальная игра «История Отечества: события, люди»
Классные часы по знанию Конституции РФ, РБ «Структуры символики», «Конституция о правах ребёнка», тематические классные часы.
«Конституция – закон, по нему мы все живем!» - беседа
Единый классный час, посвященный Дню защитника Отечества: «Учись у героев Отчизну беречь!»
Уроки мужества «Защитники Отчества. Кто они?»
Анкетирование «Как ты относишься к службе в Армии?»
Дискуссия «Поступок рождает судьбу»
Беседа юриста «Подросток и правоохранительные органы: конфликты и взаимодействие»
Уроки мужества: «Реквием»
Уровень школы (общешкольные КТД и спортивные соревнования):
7,8 кл- Акция «Адреса заботы» - выявление людей, нуждающихся в помощи
5,6,7,8кл - Акция «Осенняя неделя добра» (оказание помощи ветеранам ВОВ и ветеранам труда)
Фотовыставка «Мой край – Башкортостан», «Природа родной Башкирии»
Выставка рисунков «Родина моя» , «Край родной».
Конкурс юных чтецов по произведениям писателей и поэтов Республики Башкортостан (5 – 6 кл.);
Тематические книжные выставки в библиотеках «Тобой горжусь! Люблю тебя и славлю!», «Башкирия моя, мой рай земной!».
Конкурс видеороликов «Молодежь Башкортостана за здоровый образ жизни».
Спортивно - развлекательная программа ко Дню народного единства «Если дорог тебе твой край»
Выставка изделий народного творчества «Наследие - хранить!»
Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн.
Конкурс рисунков и плакатов «Я рисую свои права» «Государственные символы», «Страна, в которой я живу», «Конституция: история и современность».
Акция «Я – гражданин! А ты?»- развлекательная программа и оказание помощи детям с ограниченными возможностями, детям сиротам, нуждающимся.
Спортивные соревнования:
- « Один в поле не воин»
- « Турнир богатырей»
Лыжный поход «Тебе, солдат, посвящаю…»
Военно-спортивная игра « А ну-ка, мальчики»
Конкурс рисунков и плакатов на тему «Мы будущие защитники Отечества», «Наша Армия родная»
Конкурс поздравительных открыток
Конкурс проектов «Твой вариант Декларации прав человека»
Конкурс рисунков Конвенция «О правах ребенка» в картинках»
Акция «Георгиевская ленточка», «Неделя добра» (уборка домов, благоустройство территории рядом с местом проживания ветеранов Великой Отечественной войны), «Фито-бар» для ветеранов, «Открытка от доброго сердца»
5класс – Выставка «Музей вредных привычек». Выставляются в зале экспонаты детских шалостей с полным комментарием гидов об экспонатах. Это может быть и зал восковых фигур, сценического мастерства, картинная галерея «детский травматизм», выставка опасных для жизни предметов и т.д.
Конкурс творческих работ «Права человека - глазами ребенка».
6класс – КТД «Зеркало». Отразить в каждом выступлении класса то негативное, что происходит внутри класса, и как нужно избавляться от всего нехорошего, что возникает во взаимоотношениях, приводящих к конфликтам: оскорбления, клички, порча имущества одноклассника, драки и т. д.
Конкурс творческих работ «Права человека - глазами ребенка».
7 класс – Игра «Следствие ведут знатоки». Придумывается преступление, которое может быть совершено в нашей школе. Участники распутывают данное преступление.
Турнир знатоков права «Мы за достойную жизнь»
8 класс - Игра «Пойми меня». Игра на знание правовой терминологии.
Турнир знатоков права «Мы за достойную жизнь»
Уровень родительского коллектива (родительские собрания):
Общешкольные родительские собрания: "Право на образование", Ответственность родителей за судьбы детей"
5-й класс, «Детские шалости и закон». Какие проблемы возникают в семье при нарушении ребенком закона. Как в таких случаях нужно поступать родителям, и какую помощь нужно оказывать собственному ребенку.
6-й класс. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Разговор о физическом насилии над личностью, о том, что часто семья и внутренние отношения в ней становятся толчком грубого поведения ребенка.
7-й класс. «Все начинается с простого». Познакомить родителей с последствиями, с которыми может столкнуться семья при совершении ребенком кражи. Как нужно строить свои взаимоотношения с ребенком, и какие правила должны существовать в семье, чтобы ребенок не смог взять чужого.
8-й класс. «Я - очевидец». Разговор о честности и открытости человека. О том, как он должен поступать, когда на его глазах совершается преступление, и чему он должен научить своего ребенка.
Литература.
Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.
Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
Жирякова А.А. «Сыны Отечества» - школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.
Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.
Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983.
Методические рекомендации об усовершенствовании функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений //Воспитание школьников. 2006, №6. С. 2-5.
Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.
Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.
О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.
Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.
Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.
Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя //Классный руководитель. 2001, №6 С. 19-29.
ОЛИМПИАДЫ по 25 ПРЕДМЕТАМ ВИДЕОУРОКИ на USB ВЕБИНАРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ