Рабочая программа разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Закона Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897);
-Приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»»;
- Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»»;
Фундаментального ядра содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. -Кондакова, - М.: Просвещения, 2009;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.-М.:Просвещение,2014;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15 в редакции протокола №3/15 от 28.10. 2015);
Примерных программ по учебным предметам. Информатика.5-9 классы. М.: Просвещение, 2010г.(Стандарты второго поколения);
В ходе реализации Рабочей программы будет использован учебник по информатике Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования в 7 классе
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию информационных объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной информационной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о информационной науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решения, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ -компетентности);
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст
в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
учащиеся получат возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
основам умений продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть основами монологической и диалогической формами речи;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
основам умений устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений.
Предметные:
Человек и информация.
Учащийся научится:
находить связь между информацией и знаниями человека;
понимать, что такое информационные процессы;
определять какие существуют носители информации;
определять функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
понимать, как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
понимать, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащийся получит возможность научиться:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Компьютер: устройство и программное обеспечение
Учащийся научится:
правилам техники безопасности и при работе на компьютере;
узнавать состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основным характеристикам компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
понимать структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
понимать типы и свойства устройств внешней памяти;
понимать типы и назначение устройств ввода/вывода;
определять сущность программного управления работой компьютера;
принципам организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащийся получит возможность научиться:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране директорию диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Текстовая информация и компьютер
Учащийся научится:
способам представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
определять назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основным режимам работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащийся получит возможность научиться:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация и компьютер
Учащийся научится:
способам представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
понимать какие существуют области применения компьютерной графики;
определять назначение графических редакторов;
определять назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащийся получит возможность научиться:
Мультимедиа и компьютерные презентации
Учащийся научится:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Раздел 3. Содержание учебного предмета
Введение в предмет 1ч.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Человек и информация 5ч
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.
Компьютер: устройство и программное обеспечение 6ч
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Текстовая информация и компьютер 10ч
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Графическая информация и компьютер 6ч
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;
Раздел 4. Тематическое планирование
7 класс
№ | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
1 | Введение в предмет | 1 | | |
2 | Человек и информация | 5 | | 2 |
3 | Компьютер: устройство и программное обеспечение | 6 | | 3 |
4 | Текстовая информация и компьютер | 10 | 1 | 5 |
5 | Графическая информация и компьютер | 6 | | 3 |
6 | Мультимедиа и компьютерные презентации | 6 | 1 | 3 |
| ИТОГО: | 34 | 2 | 16 |
Раздел 5. Календарно – тематический план
№ урока | № п/п | Название темы урока | Всего часов | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата урока |
Введение. 1 час |
1 | 1.1 | Введение в предмет. Инструктаж по ТБ. | 1 | | |
Человек и информация. 5 часов |
2 | 2.1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей | 1 | | |
3 | 2.2 | Информация и ее виды. | 1 | | |
4 | 2.3 | Информационные процессы. Практическая работа №1 «Клавиатурный тренажер» | 1 | | |
5 | 2.4 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | 1 | | |
6 | 2.5 | Практическая работа №2 «Измерение информации». | 1 | | |
Компьютер: устройство и программное обеспечение. 6 часов |
7 | 3.1 | Назначение и устройство компьютера. | 1 | | |
8 | 3.2 | Характеристики основных устройств компьютера. Практическая работа №3 «Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних устройств» | 1 | | |
9 | 3.3 | Программное обеспечение и его типы. | 1 | | |
10 | 3.4 | Пользовательский интерфейс. Практическая работа №4 «Пользовательский интерфейс» | 1 | | |
11 | 3.5 | Файлы и файловые структуры. | 1 | | |
12 | 3.6 | Практическая работа №5 «Работа с файловой структурой ОС». | 1 | | |
Текстовая информация и компьютер. 10 часов |
13 | 4.1 | Представление текстов в памяти компьютера. | 1 | | |
14 | 4.2 | Контрольная работа №1 «За 1 полугодие» | 1 | | |
15 | 4.3 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | 1 | | |
16 | 4.4 | Практическая работа №6 «Основные приемы ввода и редактирования текста». | 1 | | |
17 | 4.5 | Форматирование текста | 1 | | |
18 | 4.6 | Практическая работа №7 «Форматирование текста». | 1 | | |
19 | 4.7 | Работа с фрагментами текста. Практическая работа №8 «Буфер обмена. Поиск и замена фрагмента текста» | 1 | | |
20 | 4.8 | Работа с таблицами | 1 | | |
21 | 4.9 | Практическая работа №9 «Работа с таблицами». | 1 | | |
22 | 4.10 | Практическая работа №10 «Дополнительные возможности текстового редактора». | 1 | | |
Графическая информация и компьютер. 6 часов |
23 | 5.1 | Компьютерная графика и области ее применения. | 1 | | |
24 | 5.2 | Практическая работа №11 «Технические средства компьютерной графики» | 1 | | |
25 | 5.3 | Кодирование изображения. | 1 | | |
26 | 5.4 | Растровая и векторная графика. Графические редакторы растрового типа. | 1 | | |
27 | 5.5 | Практическая работа №12 «Работа с растровым графическим редактором» | 1 | | |
28 | 5.6 | Практическая работа №13 «Работа с векторным графическим редактором». | 1 | | |
Мультимедиа и компьютерные презентации. 6 часов |
29 | 6.1 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации. Технические средства мультимедиа | 1 | | |
30 | 6.2 | Практическая работа №14 «Создание презентации». | 1 | | |
31 | 6.3 | Представление звука в памяти компьютера. Понятие о дискретизации звука. Практическая работа №15 «Технология мультимедиа» | 1 | | |
32 | 6.4 | Использование гиперссылок. Практическая работа №16 «Создание гиперссылок» | 1 | | |
33 | 6.5 | Контрольная работа №2 «За год». | 1 | | |
34 | 6.6. | Итоговый урок | 1 | | |
| | Всего | 34 | | |
1