Рабочая программа по информатике разработана для обучающихся 8-А и 8-Б классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белогорская средняя школа №3» г.Белогорска Республики Крым.
Программа рассчитана на один учебный год и будет реализована в течение 2018/2019 учебного года.
Изучение предмета осуществляется за счет часов инвариантной составляющей Учебного плана МБОУ «Белогорская СШ №3» г.Белогорска Республики Крым на 2018/2019 учебный год на базовом уровне в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год, в том числе 2 контрольные работы и 16 практических работ.
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Закона Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897) ( с изменениями);
Фундаментального ядра содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. -Кондакова, - М.: Просвещения, 2009;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.-М.:Просвещение,2014;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15 в редакции протокола №3/15 от 28.10. 2015);
Примерных программ по учебным предметам. Информатика.5-9 классы. М.: Просвещение, 2010г.(Стандарты второго поколения);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Белогорская СШ №3» г. Белогорска Республики Крым (ФГОС ООО)
В ходе реализации Рабочей программы будет использован учебник по информатике Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования в 8 классе
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию информационных объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной информационной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о информационной науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решения, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ -компетентности);
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст
в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
учащиеся получат возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
основам умений продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть основами монологической и диалогической формами речи;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
основам умений устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений.
Предметные:
Передача информации в компьютерных сетях.
Учащийся научится:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
Учащийся получит возможность научиться:
понимать в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначению основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначению основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
понимать что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Информационное моделирование.
Учащийся научится:
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев
Учащийся получит возможность научиться:
понимать что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
понимать какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Хранение и обработка информации в базах данных.
Учащийся научится:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Учащийся получит возможность научиться:
понятию что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
понятию что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуре команд поиска и сортировки информации в базах данных;
Табличные вычисления на компьютере.
Учащийся научится:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Учащийся получит возможность научиться
понятию что такое электронная таблица и табличный процессор;
понятию основные информационные единицаы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основным функциям (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графическим возможностям табличного процессора.
Содержание учебного предмета
Передача информации в компьютерных сетях 10 ч. (5+4)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами».
Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой»
Практическая работа №3 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем»
Практическая работа №4 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора»
Информационное моделирование 4 ч. (3+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практическая работа № 5 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью»
Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч. (5+5)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практическая работа №6 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы».
Практическая работа №7 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере».
Практическая работа №8 «Формирование простых запросов к готовой базе данных».
Практическая работа №9 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных».
Практическая работа №10 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение».
Табличные вычисления на компьютере 10 ч. (6+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практическая работа №11 «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование».
Практическая работа №12 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц».
Практическая работа №13 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации».
Практическая работа №14 «Математическое моделирование с помощью электронной таблицы».
Практическая работа №15 «Имитационное моделирование в среде электронной таблицы».
Раздел 4. Тематическое планирование
8 класс
№ | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
1 | Передача информации в компьютерных сетях | 10 | | 4 |
2 | Информационное моделирование | 4 | 1 | 1 |
3 | Хранение и обработка информации в базах данных | 10 | | 5 |
4 | Табличные вычисления на компьютере | 10 | 1 | 5 |
| ИТОГО: | 34 | 2 | 15 |
Раздел 5. Календарно – тематический план
№ урока | № п/п | Название темы урока | Всего часов | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата урока |
Передача информации в компьютерных сетях. 10 часов |
1 | 1.1 | Техника безопасности | 1 | | |
2 | 1.2 | Компьютерные сети | 1 | | |
3 | 1.3 | Скорость передачи данных | 1 | | |
4 | 1.4 | Аппаратное и программное обеспечение сети | 1 | | |
5 | 1.5 | Практическая работа№1« Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами». | 1 | | |
6 | 1.6 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами | 1 | | |
7 | 1.7 | Практическая работа№2 «Работа с электронной почтой» | 1 | | |
8 | 1.8 | Практическая работа № 3 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем» | 1 | | |
9 | 1.9 | Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора | 1 | | |
10 | 1.10 | Практическая работа №4 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора» | 1 | | |
Информационное моделирование 4 часа |
11 | 2.1 | Моделирование. Табличные модели. | 1 | | |
12 | 2.2 | Информационное моделирование на компьютере. | 1 | | |
13 | 2.3 | Практическая работа №5 Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | 1 | | |
14 | 2.4 | Контрольная работа № 1 «За 1 полугодие» | 1 | | |
Хранение и обработка информации в базах данных 10 часов |
15 | 3.1 | Понятие базы данных и информационной системы. | 1 | | |
16 | 3.2 | Практическая работа №6 «Работа с готовой базой данных» | 1 | | |
17 | 3.3 | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | 1 | | |
18 | 3.4 | Практическая работа №7 Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. | 1 | | |
19 | 3.5 | Условия поиска информации, простые логические выражения. | 1 | | |
20 | 3.6 | Практическая работа № 8 « Формирование простых запросов к готовой базе данных. | 1 | | |
21 | 3.7 | Логические операции. Сложные условия поиска. | 1 | | |
22 | 3.8 | Практическая работа №9 « Формирование сложных запросов к готовой базе данных. | 1 | | |
23 | 3.9 | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | 1 | | |
24 | 3.10 | Практическая работа №10 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение». | 1 | | |
Табличные вычисления на компьютере |
25 | 4.1 | Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчёты и электронные таблицы. | 1 | | |
26 | 4.2 | Практическая работа № 11 «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование» | 1 | | |
27 | 4.3 | Встроенные математические и статистические формулы. | 1 | | |
28 | 4.4 | Практическая работа №12 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц». | 1 | | |
29 | 4.5 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. | 1 | | |
30 | 4.6 | Практическая работа №13 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации». | 1 | | |
31 | 4.7 | Практическая работа №14 «Математическое моделирование с помощью электронное таблицы» | 1 | | |
32 | 4.8 | Практическая работа №15 «Имитационное моделирование в среде электронной таблицы» | 1 | | |
33 | 4.9 | Контрольная работа № 2 «За год» | 1 | | |
34 | 4.10 | Повторение изученного материала за год | 1 | | |
1