Программа по информационной, профориентационной работе с учащимися в рамках предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор»
М.К. Балабанова педагог-психолог
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» с. Великовечное, Белореченский район, Россия.
Пояснительная записка.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года так определяет социальные требования к системе российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 8-10 классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
Важнейшая задача школы — это грамотно построенная профориентационная работа позволяющая решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности учащихся.
Настоящая программа предназначена для работы педагогов – психологов, учителей с подростками и имеет своей целью в доброжелательной и непринужденной обстановке сформировать навыки делового общения, саморегуляции, решения проблем и преодоления критических ситуаций в процессе профессионального самоопределения.
Программа способствует формировать у подростков гражданскую ответственность и правовое самосознание, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Развивать его личность, познавательные и созидательные способности; информировать о путях получения различных профессий; дать знания о психологических аспектах профессиональной деятельности, необходимых для повышения эффективности выбора профессии.
Это связано с тем, что многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, реальные возможности в освоении той или иной профессии.
Программа по информационной, профориентационной работе с учащимися в рамках предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор» состоит из трех разделов: «Самопознание» - 8 класс, «Я и мир профессий» - 9 класс и «Мой путь к жизненному успеху» - 10 класс.
Раздел «Самопознание» состоит из 12 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, психотренинг, притчи, беседы, дискуссии, лекционное изложение материала, анализ конкретных ситуаций, психодиагностические процедуры.
Разделы «Я и мир профессий» и «Мой путь к жизненному успеху» рассчитан на 34 часа, занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие включает в себя изучение как теоретического, так и практического материала.
Теоретические сведения сообщаются учащимся в виде лекций, бесед, обсуждений некоторых проблем, притч.
Практическая часть состоит из различных методик: тестовых заданий, упражнений, сюжетно-ролевых игр, а также заданий творческого характера, позволяющих на практике самим учащимся применять полученные знания и осознать важность и значимость их для дальнейшей жизни, развить свои потенциальные возможности и способности.
Цели изучения раздела «Самопознание»:
способствовать изучению личностных особенностей, интересов и склонностей подростков;
формировать умение самостоятельно выбирать учеником дальнейшего образовательного маршрута на основе профильно –профессиональных намерений и с учетом полученных знаний о себе.
Задачи раздела:
дать учащимся конкретные знания о себе и научить их освоить методы и приемы психологического познания себя и другого человека;
способствовать нравственному самосовершенствованию учащихся, их готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей;
познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
формировать и развивать у учащихся навыки самостоятельного и осознанного принятия решения.
Цели изучения раздела «Я и мир профессий»:
формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий;
создать условия для самостоятельного осознанного выбора подростками профиля обучения и профессионального самоопределения на основе обобщения знаний о себе, своих интересах, пожеланиях семьи и других значимых факторах.
Задачи раздела:
формирование ценностно-мотивационной сферы и создание позитивного отношения к профильному обучению и профессиональному самоопределению;
создание актуального для подростков информационного поля;
составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
Цели изучения раздела «Мой путь к жизненному успеху»:
Задачи раздела:
осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
знакомство с особенностями современного рынком труда;
развитие умения составлять личный маршрут жизненного успеха на ближайшее будущее на основе полученных знаний.
Одно из главных условий успешной реализации программы – работа в социуме:

В течение изучения данного курса ведется мониторинг
со стороны педагога-психолога и учителя отслеживаются индивидуальные особенности личности, мотивация, тип будущей профессии, мышления, способности и склонности учащихся, определяются профили, наиболее востребованные среди учащихся (приложение 1);
со стороны учащихся на каждом занятии заполняется «Информационная карта профессионального старта», где обобщаются, анализируются полученные сведения о себе, о профессиональном мире. На основании полученных данных делаются выводы об осознанности профессионального старта (приложение 2);
форма контроля и система оценивания «мягкая»: со стороны педагога-психолога доминирует текущий, комбинированный контроль; со стороны ученика самоконтроль и рефлексия.
По окончанию курса, учащийся должен:
8 класс:
знать свои личностные особенности, интересы и склонности;
овладеть определенными социально - психологическими знаниями;
составить карту образовательного маршрута и программу действий на ближайшее будущее.
9 класс:
приобрести способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;
знать типы, классы отдельных профессий, требования профессии к человеку, основные ошибки при профессиональном выборе.
выявить те профессиональные области или конкретные профессии, где можно наиболее широко проявить свои способности, определить ближайшие профессиональные цели;
осознанно выбрать профиль обучения;
составить индивидуальный образовательный план или программу саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
10 класс:
Модель выпускника:
формирование личности адаптированной в обществе, готовой к самореализации в будущей профессиональной деятельности
В результате реализации программы планируется
определить профили, для открытия которых данная группа учащихся наиболее подготовлена и в открытии которых заинтересована;
определить группу учащихся, сомневающихся в своем выборе, либо не готовых сделать выбор (в связи с этим предполагается в дальнейшем индивидуальная работа);
дать рекомендации учащимся по выбору профиля дальнейшего обучения либо сферы профессиональной деятельности;
по итогам изучения всего курса провести родительское собрание и познакомить родителей с общими результатами выбора профиля обучения и профессиональных намерений обучающихся;
провести индивидуальные консультации по вопросам профориентации по запросу родителей.
Результатом изучения программы «Мой профессиональный выбор» является проектно-исследовательская деятельность учащихся, направленная на:
раздел «Самопознание» (8 класс) - составление карты образовательного маршрута;
раздел «Я и мир профессий» (9 класс) - составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития;
раздел «Мой путь к жизненному успеху» (10 класс) - создание творческого проекта «Мой маршрут жизненного успеха».
Методическое обеспечение учебного процесса
Программа элективного курса предназначена для организации учебного процесса с учащимися 8-10 классов в рамках предпрофильной подготовки учащихся.
Проведение элективного курса предполагает переход на лекционно-семинарскую систему организации обучения, что выражается в замене фронтальных, не дифференцированных форм обучения на коллективную форму организации познавательной деятельности учащихся.
Варианты сочетаний коллективной формы познавательной деятельности учащихся представлены в программе блоками:
При этом основными формами организации обучения становятся не лекции, а следующие за ними формы активной самостоятельной деятельности учащихся. Это позволяет организовать обучение в проектно-исследовательском пространстве, так как основная цель курса – формирование личности адаптированной в обществе, готовой к самореализации в будущей профессиональной деятельности. Составление образовательного маршрута на ближайшее будущее с целью профессионального самоопределения и выбора профиля обучения.
Для реализации проектно-исследовательской деятельности используется развивающая технология обучения, где основным методом обучения является решение учебных задач при помощи учебно-продуктивных действий, что позволяет усилить познавательную потребность (мотив) учащегося, которая обеспечивает выполнение следующих компонентов учебной деятельности – самоконтроля и более сложного вида контроля – рефлексии.
Функция самоконтроля и рефлексии заключается в постоянном отслеживании учеником хода выполнения учебных действий, в своевременной коррекции образовательного маршрута на ближайшее время.
Образовательные результаты изучения данного курса выявляются через «Мониторинг образовательного маршрута учащихся» (приложение 1), «Мониторинг индивидуального профессионального старта» (приложение 2), «Маршрут жизненного успеха» (приложение 3) посредством следующих форм контроля:
текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, активность и качество работы ученика на занятиях);
рубежный контроль (комбинированный, тестирование);
итоговый контроль (защита проектно-исследовательской деятельности учащихся, результаты мониторинга, рекомендации, портфолио - «оценка»).
Для проведения практических занятий используются притчи в силу присущих им свойств – лаконичности, афористичности, философской, помогают процессу обучения, упрощая информацию, чтобы её было легко понять и запомнить, и делая её более правдоподобной, а так же игры и упражнения, нацеленные на развитие самосознания, т.к. именно высокий уровень самосознания выступает важнейшим условием личностного развития человека.
Содержание курса «Мой профессиональный выбор»
раздел «Самопознание» (8 класс)
Тема 1
Введение в курс
Вводная лекция (1ч)
Введение в тему. Знакомство с содержанием курса. Принятие правил работы на занятиях. Знакомство с портфолио. Информационная карта профессионального старта. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на тему: «Составление карты образовательного маршрута». Организация мониторинга.
Притча «Доверие». (Приложение 4)
Упражнение «Представление», «Покажи, кто он?» (Приложение 5, 5.1 )
Тема 2
Грани моего «Я»
Комбинированная лекция (2ч)
Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Прояснение «Я—концепции». Анализ и определение психологических характеристик — своих и окружающих людей. Роль индивидуальных особенностей в выборе профессий.
Притча «Искать своё я» (Приложение 4.1)
Опросник типа мышления (Приложение 6)
Упражнение «Кто Я?», «Имена прилагательные», «Моя Вселенная»
(Приложение 5.2; 5.3; 5.4 )
Тема 3
Стратегия выбора профессии (Хочу-могу надо).
Практическое занятие (2ч)
Основные компоненты профессионального успеха, удовлетворенности работой: определение понятий «хочу», «могу», «надо». «Хочу» (желание человека заниматься выбранным делом; «могу» (его способность выполнять данную работу) и «надо» ( востребованность этого вида деятельности на рынке труда).
Притча «Возможности и результат» (Приложение 4.2)
Анкета «Ориентация» (Приложение 6.1)
Упражнение «Угадай профессию», «Контраргументы», «Мои добрые дела» (Приложение 5.5; 5.6; 5.7)
Тема 4
На пути к профессиональной цели.
Комбинированная лекция (1ч)
Планирование профессионального пути. Возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний. Личные жизненные и профессиональные планы.
Притча «Единственный выход» (Приложение 4.3)
Ролевая игра «Убеди "предков"», упражнение «Мечты» (Приложение 5.8; 5.9)
Тема 5
Спектр моих способностей, интересов и склонностей
Практическое занятие (1ч)
Определение уровня развития общих способностей учащихся.
Знакомство с понятиями «способности», их ролью в жизни и трудовой деятельности человека. Что такое интересы и профессиональные наклонности, их взаимосвязь и роль при выборе профессии.
Притча «Почему не все?» (Приложение 4.4)
Методика полярных профилей, «Профиль» (Приложение 6.2; 6.3)
Упражнение «Я в лучах солнца», «Профессия – необходимое качество» (Приложение 5.10; 5.11)
Тема 6
Мои потребности и возможности
Практическое занятие (1ч).
Что такое потребности, возможности. Что влияет на возможности. Их роль в жизни и трудовой деятельности человека.
Практическое занятие: информационная карта профессионального старта (Приложение 2)
Притча «Благодарность» (Приложение 4.5)
Игра в профессии (Приложение 5.12)
Тема 7
Мое место в мире профессий
Практическое занятие (1ч)
Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А. Климову. Составление «формулы» своей будущей профессии (или профессии-мечты). Активизация процесса рефлексии: решение психологических задач (угадывание профессий по формуле).
Методика ДДО (Приложение 6.4)
Игра «Классификация профессий по типам», упражнение ««Формула» моей профессии» (Приложение 5.13; 5.14)
Тема 8
Типичные ошибки и затруднения при выборе.
Лекция-беседа (1ч)
Ошибки, сопутствующие выбору. Обучение стратегии выбора. Встреча-беседа с представителями различных профессий: рабочим высокой квалификации, руководителем или представителем престижной профессии (в регионе).
Притча «Узелок на память» (Приложение 4.6.)
Упражнение «Факторы, влияющие на профессии» (Приложение 5.15)
Тема 9
Перспективы твоего образовательного маршрута.
Практическое занятие (1ч)
Твои перспективы. Самоанализ готовности к профессиональному старту. Подведение итогов, проверка степени усвоения теоретической и практической информации полученных на занятиях. Составление школьниками психологических рекомендаций.
Проективный рисунок «Я через 10 лет»
Тема 10
Итоговое занятие (1ч)
Обобщенный анализ полученных данных на основе мониторинга.
Завершение проектно – исследовательской деятельности учащихся: «Карта образовательного маршрута».
Притча « О вечной жизни» (Приложение 4.7.)
Упражнение «Телеграмма» (Приложение 5.16)