СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по искусству

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по изобразительному искусству 5-8 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по искусству»

Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2»

Благовещенского района Алтайского края


РАССМОТРЕНО

методическим объединением

учителей технологии

Председатель МО технологии и искусства

Л.В. Анисимова

Протокол №______________

от «____»____________2018г.

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР

__________ А. С. Рыхтикова

«____»_________2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ А.И. Петренко

Приказ № ____________

от «___» __________2018 г.





Рабочая программа

по предмету

«Изобразительное искусство»

5 - 8 классы

основное общее образование









Составитель:

Морозова Юлия Сергеевна,

учитель изобразительного искусства,

высшая квалификационная категория








р.п. Благовещенка

2018






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Рабочая программа по изобразительному искусству для V -VIII классов составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

-Законом Российской Федерации «Об образовании»;

-ФГОС ООО утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)

- авторской программой «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для общеобразоват. организаций/ – [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.

Основная цель школьного предмета - «Изобразительное искусство» - развитие визуально- пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.



Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах.


Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художествен­ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наив­но-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в сов­ременной жизни.

Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать/ сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая знаний, и умений.

Тема 7 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

Тема 8 класса – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими.


Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения стандартом не определяются.

Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю как наиболее распространенного. В соответствии с учебным планом ОУ БМСОШ №2 на изучение курса «Изобразительное искусство» в 5, 6,7,8 классе выделяется – 35 часов (1час в неделю). Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры ми­роотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально – ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ


По окончании основной школы учащиеся должны:

5 класс:

- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- знать несколько народных художественных промыслов России;

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале(витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

6 класс:3

В результате обучения изобразительному искусству в 6 классе основной школы учащиеся должны:

- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

- знать о существовании изобразительного искусства во все времена; иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

-понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- знать основные виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа, натюрморта в истории искусства;

- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- называть имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

- знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами

(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные

техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и

объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения

головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной

перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,

характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по

представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти

и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные

уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную

картину мира, присущую произведению искусства.

7 класс:

- уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;

-конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; использовать разнообразные художественные материалы;

- использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

- понимать специфику изображения в полиграфии;

- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

- создавать художественную композицию макета книги, журнала;

8 класс:

- освоить азбуку фотографирования;

- анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;

- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

- осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видеоработами;

- быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.





ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.






















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Декоративно-прикладное искусство в жизни человека


Древние корни в народном искусстве

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу. И дереву.

Щепа.Роспись по лубу и дереву.Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор – человек, общество, время

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества .

Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство.

Ты сам – мастер.


Изобразительное искусство в жизни человека


Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусство. Семья пластических искусств.

Художественные материалы.

Рисунок- основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объёмные изображения в скульптуре.

Основы языка изобразительного искусства.

Мир наших вещей. Натюрморт.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира — натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека — главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в искусстве ХХ века.

Человек и пространство. Пейзаж.

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж – большой мир.

Пейзаж- настроение. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.


Дизайн и архитектура в жизни человека

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек

Художник - дизайн – архитектура.


Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры 

Основы композиции в конструктивных искусствах 

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»

Прямые линии и организация пространства

Цвет – элемент композиционного творчества

Свободные формы: линии и тоновые пятна

Буква – строка – текст.

Искусство шрифта

Когда текст и изображение вместе

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне

В бескрайнем море книг и журналов

Многообразие форм графического дизайна


В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. Художественный язык конструктивных искусств»


Объект и пространство.

От плоскостного изображения к объёмному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое

Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Красота и целесообразность

Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

Форма и материал.

Цвет в архитектуре и дизайне.

«Роль цвета в формотворчестве


ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.


Город сквозь времена и страны

Образы материальной культуры прошлого

Город сегодня и завтра

Пути развития современной архитектуры и дизайна

Живое пространство города

Город, микрорайон, улица.

Вещь в городе и дома

Городской дизайн.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно – вещной среды интерьера.

 Природа и архитектура

Организация архитектурно – ландшафтного пространства.

Ты – архитектор!

Замысел архитектурного проекта и его осуществления.


ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. Образ человека и индивидуальное проектирование.


Мой дом – мой образ жизни

Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.

Интерьер, который мы создаём.

Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй.

Мода, культура и ты

Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды.

Встречают по одежде.

Автопортрет на каждый день.

Моделируя себя – моделируешь мир.


Изобразительное искусство в театре, кино на телевидении


Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.

Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.

Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества.

Сценография - искусство и производство.

Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».

Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.


Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.Эволюция изобразительных искусств и технологий

Фотография - взгляд, сохранённый навсегда. Фотография - новое изображение реальности.

Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.


Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме.

От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.

Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере.


Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.

Жизнь врасплох, или Киноглаз.

Телевидение, видео, ИнтернетЧто дальше? Современные формы экранного языка.

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства

Учебно-тематическое планирование 5 класс

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (35 ч)

Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в общества.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определённой человеческой общности.

Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические работы.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Календарные сроки изучения

Примечание

По плану

По факту

Древние корни народного искусства (9 часов)

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятия земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.


1.

Древние образы в народном искусстве

1




2.

Убранство русской избы



1




3.

Внутренний мир русской избы


1




4 - 5.

Конструкция и декор предметов народного быта


2




6

Русская народная вышивка


1




7 - 8

Народный праздничный костюм.


2




9.

Народные праздничные обряды. (Обобщение темы.)


1




Связь времен в народном искусстве (8 часов).

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных изобразительных элементов в произведениях народных промыслов

10.

Древние образы в современных народных игрушках.


1




11.

Искусство Гжели.


1




12.

Городецкая роспись


1




13 - 14.

Хохлома.


2




15.

Жостово. Роспись по металлу.


1




16.

Щепа. Роспись по лубу. И дереву.

Тиснение и резьба по бересте.

1




17.

Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы

1




Декор – человек, общество, время (10 часов)

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХУП века.

18 - 19

Зачем людям украшения.

2




20 - 21

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

2




22 -23 - 24

Одежда «говорит» о человеке.


3




25 - 26

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

2




27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

1




Декоративное искусство в современном мире (8 часов).

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, ба­тик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-приклад­ное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративнос­ти, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспери­ментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.

28.

Современное выставочное искусство.

1




29 -30

Ты сам - мастер (Витраж)


2




31 -32

Ты сам - мастер (мозаичное панно)

2




33 -34

Ты сам – мастер. (Создание декоративной композиции «Цветы из бумаги».)

2




35.

Итоговое занятие

1




Итого


35



































Учебно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Наименование разделов,

тем

Кол-во часов

Календарные

сроки изучения

Примечание

По плану

По факту

Изобразительное искусство в жизни человека(35 часов)

Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятие художественный образ и зримый образ мира. Изменчивость восприятия

картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.

Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.

Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.

Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.


Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)


Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.

Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.

1.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

1





2.

Художественные материалы

1




3

Рисунок — основа

изобразительного

творчества. Линия и ее выразительные возможности Ритм линий

1




4

Пятно как средство выражения. Ритм пя­тен

1




5

Цвет. Основы цветоведения

1




6

Цвет в произведениях живописи


1




7

Объемные изображения в скульптуре

1




8

Основы языка изобра­жения (обобщение те­мы)

1




Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)

История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.

Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.

Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).

9

Реальность и фантазия в творчестве художника

1




10

Изображение предмет­ного мира — натюр­морт

1




11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1




12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1




13

Освещение. Свет и тень

1




14

Натюрморт в графике

1




15

Цвет в натюрморте

1




16

Выразительные воз­можности натюрморта (обобщение темы)

1




Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч)

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

17

Образ человека — главная тема искусства

1




18,19

Конструкция головы человека и ее основ­ные пропорции

2




20,21

Изображение головы человека в простран­стве

2




22

Портрет в скульптуре

1




23

Графический портретный рисунок

1




24

Сатирические образы человека

1




25

Образные возможности освещения в портрете

1




26

Роль цвета в портрете

1




27



Великие портретисты прошлого




1







28

Портрет в изобразительном искусстве XX века

1







Человек и пространство. Пейзаж (7 ч)

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.

Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.

Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

29

Жанры в изобрази­тельном искусстве. Изображение пространства

1




30

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

1




31

Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник

1




32

Пейзаж в русской живописи

1




33

Пейзаж в графике

1




34

Городской пейзаж

1




35

Выразительные воз­можности изобразительного искусства. Язык и смысл (обоб­щение темы)

1






Итого часов

35 ч

















































Учебно-тематическое планирование 7 класс

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Календарные сроки изучения

Примечание

По плану

По факту

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35 Ч)

Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно- структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн — логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д.

Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир,

который создает человек

Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 ч)

Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.

Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.

Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально- психологические и социальные аспекты.

  1. - 2

Основы композиции в конструктивных искусствах.

Гармония, контраст и выразительность плос­костной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»


2




3

Прямые линии и организация пространства



1




4 - 5

Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна

2




6

Буква — строка — текст. Искусство шрифта

1




7

Когда текст и изоб­ражение вместе.

Композиционные ос­новы макетирования в графическом дизайне

1




8

В бескрайнем мире книг и журналов.

Многообразие форм графического дизайна

1




В мире вещей и зданий

Художественный язык конструктивных искусств (8 ч)

От плоскостного изображения — к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объем в пространстве и объект в градостроительстве.

Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.

Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне.

Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

9

Объект и простран­ство. От плоскостного изображения к объем­ному макету

1




10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

1




11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля

1




12 - 13

Важнейшие архитек­турные элементы здания

2




14

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени

1




15

Форма и материал

1




16

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве

1




Город и человек.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12 ч)

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно - стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.

Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.

Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.


17 – 18

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого

2




19 – 20

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна

2




21 – 22

Живое пространство города. Город, микро­район, улица

2




23 – 24

Вещь в городе и до­ма. Городской дизайн

2




25

Интерьер и вещь в до­ме. Дизайн простран­ственно-вещной среды интерьера

1




26

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

1




27 - 28

Ты — архитектор.

Замысел архитектурно­го проекта и его осу­ществление

2




Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Образ человека и индивидуальное проектирование (7 ч)

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме.

Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

29

Мой дом — мой об­раз жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у те­бя дом

1




30

Интерьер, который мы создаем

1




31

Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй

1




32

Мода, культура и ты.

Композиционно- конструктивные прин­ципы дизайна одежды

1




33

Встречают по одежке

1




34

Автопортрет на каж­дый день

1




35

Моделируя себя —

моделируешь мир (обобщение темы

1




Итого часов

35 ч.












































Учебно-тематическое планирование 8 класс



№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Календарные сроки изучения

Примечание

По плану

По факту

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ (35 ч)

Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами — театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуально-технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет. Синтетические искусства, их образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуально-культурную среду.

Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств — от наскальных рисунков до электронных форм — ничто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления, развитие искусства.

Основы визуально-зрелищной культуры и её творческой грамоты — средства художественного познания и самовыражения человека. Визуально- зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности.

Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты. Выработка индивидуальной художественной позиции, позволяющей противостоять потоку масс-культуры, отделять искусство от его подделок. Практические творческие работы учащихся.

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч)

Театр и кино — синтетические искусства, т. е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально-эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, поскольку все они говорят на едином языке изображений, зримых образов.

Исследование природы и специфики синтетических искусств на примере театра — самого древнего пространственно-временного искусства.

Коллективность творчества. Спектакль, фильм — неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестаёт быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссёр, актёры и целые цеха.

Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.

Роль визуально_пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.

Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.

1

Искусство зримых образов. Изображение

в театре и кино

1




2,3

Правда и магия театра. Театральное

искусство и художник

2




4

Безграничное пространство сцены.

Сценография — особый вид художественного творчества

1




5

Сценография — искусство и производство

1




6

Тайны актёрского перевоплощения.

Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»

1




7

Привет от Карабаса Барабаса! Художник

в театре кукол

1




8

Третий звонок. Спектакль: от замысла к

воплощению

1




Эстафета искусств: от рисунка к фотографии

Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч)

Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т. д.).

Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).

Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок изображение действительности в формах самой действительности.

Фотография — не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, безусловно, входит.

Фотография — вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией. Фотоснимок как информационно-художественный и историко-документальный фиксатор нашей жизни.

Краткая история фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творческие возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.

Сегодняшняя доступность фотоаппарата не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием, но и знанием операторской фотограмоты. Освоение основ художественно-съёмочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.

9,10

Фотография — взгляд, сохранённый

навсегда. Фотография — новое

изображение реальности

2




11

Грамота фотокомпо-зиции и съёмки.

Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать

1




12

Фотография искусство светописи.

Вещь: свет и фактура

1




13

«На фоне Пушкина снимается семейство».

Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера

1




14

Человек на фотографии. Операторское

мастерство фотопортрета

1




15

Событие в кадре.

Искусство фоторепортажа

1




16

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка

1




Фильм — творец и зритель

Что мы знаем об искусстве кино? (12 ч)

Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).

Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого, помимо изображения, задействованы

слово, звук, музыка (а в игровом фильме ещё и актёрская игра).

Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.

Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа, приходом в него звука и цвета).

Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и прежде всего режиссёром, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме).

Съёмка маленького видеосюжета самостоятельно, без киногруппы (ребёнок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссёр, и как оператор, и как художник).

Необходимость овладения азами сценарного, режиссёрского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимацией (для рисованного фильма).

Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.

Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений, по созданию и прочтению кинослова и кинофразы. Единство теории и практики — фундамент эффективности освоения кинокультуры

17,18

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино

2




19,20

Художник — режиссёр — оператор.

Художественное творчество в игровом фильме

2




21,22

От большого экрана к твоему видео.

Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в

картинках»

2




23,24

Воплощение замысла

2




25,26

Чудо движения: увидеть

и снять

2




27

Бесконечный мир кинематографа

Искусство анимации, или Когда художник

больше, чем художник

1




28

Живые рисунки на твоём компьютере

1




Телевидение — пространство культуры?

Экран — искусство — зритель (7 ч)

Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.

Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с

кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экран но_визуальных изображений и образов.

Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множество функций телевидения —просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение —мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства

Специфика телевидения — это сиюминутность происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа телеинформации. Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видео_сюжета: от этюда до репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.Сила художественного воздействия документальной тележурналистики, природа образности в репортаже

и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильный толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения молодёжью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения — от информационной зарисовки из своей жизни до видеоклипа любимой песни.

Позитивная и негативная роль телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение — мощнейший социально_политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масскультуры. Экран в этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня собственной культуры — важнейшее средство фильтрации и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.

Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших — глубоких и талантливых — просветительских телепередач.

29

Мир на экране: здесь

и сейчас. Информационная и

художественная природа телевизионного изображения

1




30

Телевидение и документальное кино.

Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа очерка

1




31

Жизнь врасплох, или Киноглаз

1




32

Телевидение, видео, Интернет…

Что дальше?

1




33

Современные формы экранного языка

1




34

В царстве кривых зеркал, или Вечные

истины искусства (обобщение темы)

1




35

Итоговое занятие

1




Итого часов

35 ч.




















Учебно-методический комплекс для 5 класса


Основной список для учителя:


1. Авторская программа «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для общеобразоват. организаций/ – [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.

2. «Изобразительное искусство». 5 класс. / Учебник. Изобразительное искусство. 5 класс. Н.А. Горяева, О.В. Островская

3. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского.

4. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений


Основной список для учащихся:

«Изобразительное искусство». 5 класс. / Учебник. Изобразительное искусство. 5 класс. Н.А. Горяева, О.В. Островская


Дополнительный список для учителя:

Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Изд. Просвещение, 6 кл. 2005 — 2014


Учебно-методический комплекс для 6- 8 классов


Основной список для учителя:

1. Авторская программа «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ – [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.

2. «Изобразительное искусство». Искусство в жизни человека. 6 класс.: учебник для общеобразовательных организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.

3. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека 6 класс: Поурочные разработки по программе Б. М. Неменского.

4. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека 6 класс: Поурочные разработки по программе Б. М. Неменского.

5. «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении». 8 класс. Учебник. под ред Неменского. /М. Просвещение. 176с.

Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

6. Питерских А.С. ИЗО. 7 класс Дизайн и архитект в жизни человека Учебник под ред Неменского. /М. Просвещение. 176с.


Основной список для учащихся:

1. «Изобразительное искусство». Искусство в жизни человека. 6 класс.: учебник для общеобразовательных организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.

2. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций


Дополнительный список для учителя:

Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Изд. Просвещение, 6 кл. 2005 — 2014



Материально-техническое обеспечение


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Коли-чество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Федеральный государственный стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству

Д

Рабочие программы по изобра-зительному искусству

Д


Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для про-ведения уроков изобразительного искусства

К

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству.

Учебники по изобразительному искусству

К


Рабочие тетради

К


Методические пособия (реко-мендации к проведению уроков изобразительного искусства)

д


Методические журналы по искусству

д

В состав библиотечного фонда необходимо включать журналы федерального значения

Учебно-наглядные пособия

ф д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов — Д, формата А4 — Ф

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобра-зительного искусства

Д


Энциклопедии по искусству, справочные пособия

Д

По одной каждого наименования

Альбомы по искусству

д

По одному каждого наиме-нования

Книги о художниках и худо-жественных музеях

д

По одной каждого наименования

Книги по стилям изобра-зительного искусства и архи-тектуры

ф

Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоя-тельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, для подготовки сообщений, твор-ческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

Словарь искусствоведческих тер-минов

п


Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных художников

д

Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орна-мента

Д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстра-циионном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

д


Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

д


Таблицы по народным про-мыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

д


Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

К


Информационно-коммуникационные средства

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники

д

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориен-тированы на систему дистан-ционного обучения либо носить проблемно-тематический ха-рактер и обеспечивать допол-нительные условия для изу-чения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техни-ческую возможность построе-ния системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля).

Возможно использование сле-дующих программ:

Cake-walk Pro Audio 8,5 и 9 Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo//

Электронные библиотеки по искусству

Д

Электронные библиотеки вклю-чают комплекс информационно-справочных материалов, ориен-тированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в том числе иссле-до-вательскую проектную рабо-ту. В состав электронных биб-лиотек могут входить электрон-ные энциклопедии и альбомы по искусству (изобразительное ис-кусство, музыка), аудио- и видео-материалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. Элек-тронные библиотеки могут размещаться на CD-ROM либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образо-вательного учреждения…

Игровые художественные ком-пьютерные программы

Д


Технические средства обучения (ТСО)

Музыкальный центр

Д

Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков, CD-R, CD RW, МРЗ, а также магнитных запи-сей

CD/DVD-проигрыватели

Д


Телевизор


С диагональю не менее 72 см

Видеомагнитофон

Д


Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

Д


Слайд-проектор

Д

Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон

Мультимедиапроектор

д

Может входить в материально-техническое обеспечение обра-зовательного учреждения

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д


Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25 х 1,25

Фотоаппарат

п

Цифровая камера

Видеокамера

д


Графический планшет

д


Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения

д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса

DVD-фильмы:

— памятники архитектуры;

— художественные музеи;

— виды изобразительного искус-ства;

— творчество отдельных худож-ников;

— народные промыслы;

— декоративно-прикладное искусство;

— художественные технологии

д

По одному каждого наиме-нования

Презентации на CD или DVD-дисках:

— по видам изобразительных (пластических) искусств;

— по жанрам изобразительных искусств;

— по памятникам архитектуры России и мира;

— по стилям и направлениям в искусстве;

— по народным промыслам;

— по декоративно-прикладному искусству;

— по творчеству художников

д

Произведения пластических ис-кусств в исторической ретро-спективе, иллюстрации к лите-ратурным произведениям, выра-

зительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

Учебно-практическое оборудование

Мольберты

К


Настольные скульптурные стан-ки

К


Комплекты резцов для лино-гравюры

К


Конструкторы для моделиро-вания архитектурных сооруже-ний

Ф


Краски акварельные

К


Краски гуашевые

К


Краска офортная

П


Валик для накатывания офортной краски

П


Тушь

К


Ручки с перьями

к


Бумага A3, А4

к


Бумага цветная

к


Фломастеры

к


Восковые мелки

к


Пастель

ф


Сангина

к


Уголь

к


Кисти беличьи № 5, 10, 20

к


Кисти, щетина № 3, 10, 13

к


Ёмкости для воды

к


Стеки (набор)

к


Пластилин/глина

к


Клей

ф


Ножницы

к


Рамы для оформления работ

К

Для оформления выставок

Подставки для натуры

П


Модели и натурный фонд

Муляжи фруктов (комплект)

Д


Муляжи овощей (комплект)

Д


Гербарии

Ф


Изделия декоративно-приклад-ного искусства и народных промыслов

Д


Гипсовые геометрические тела

д


Гипсовые орнаменты

д

Три-четыре вида

Маски античных голов

д

Два вида

Античные головы

д

Четыре вида

Обрубовочная голова

д


Модуль фигуры человека

П


Капители

Д

Ионическая и дорическая ка-пители

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

п


Драпировки

п


Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, под-носы и др.)

п


Игры и игрушки

Конструкторы

ф

Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона)

Театральные куклы

д


Маски

д


Специализированная учебная мебель

Столы рисовальные

к


Стулья

к


Стулья брезентовые складные

к

Для рисования на пленэре

Стеллажи для книг и оборудо-вания

д


Мебель для проекционного обо-рудования

д


Мебель для хранения таблиц и плакатов

Д

Кассетнчицы, плакатницы

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчёт наполняемости класса (25—30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К — полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф — комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);



Лист дополнений и изменений

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего запись