СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по истории Отечества 8 класс (пояснительная записка)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к программе по истории Отечества 8 класс, для умственно отсталых детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа по истории Отечества 8 класс (пояснительная записка)»

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)- приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

  • Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».

  • Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:

- Устав КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;

- Учебный план КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

- Годовой календарный учебный график КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;

- Расписание учебных занятий на текущий учебный год.

Преподавание ведётся по учебнику входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.


Учебная цель программы:

- коррекционное воздействие исторического материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Задачи программы:

  • формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства;

  • овладение учащимися умением применять знания по истории в жизни, на других учебных предметах;

  • развитие устойчивой мотиации, интереса к изучению истории Отечества с использванием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности учащихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и др.;

  • Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом, исходя из возможностей учеников.




Воспитательная цель программы:

- используя воспитательныевозможности содержания учебногопредмета создать благоприятные условия для усвоения умственно отсталыми обучающимися социально значимых знаний основных норм и традиций тогообщества,в котором они живут.

Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.


Общая характеристика курса «Природоведение»

Программа ориентирована на учебник: История Отечества 8 класс: учеб. для образоват организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ авт.- сост. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2021 – 303 с.: ил. –ISBN 978-5-09-078548-8, входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.

В структуре психики ребенка с лёгкой степенью умственной отсталости в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.

Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.

Недостаточность психики умственно отсталых детей проявляется во всех видах деятельности и в особенностях личности. У этих детей наблюдается неустойчивость внимания и сужения его объема, замедленное протекание процессов восприятия и узнавания. Неудовлетворительное состояние мышления и речи, затрудняющее обучение умственно отсталых школьников, обуславливает многочисленные трудности в преподавании им элементарной природы. Это проявляется в анализе свойств, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, при понимании причинно- следственных зависимостей.

Бедность словаря, недостаточно развитое умение связно излагать свои мысли, планировать свою деятельность, различные речевые дефекты осложняют систематическое приобретение и усвоение знаний по географии.

Особенности памяти у умственно отсталых учеников и процесса активизации и воспроизведения полученных знаний также влияют на усвоение природоведения.

Существенные затруднения при обучении умственно отсталых учащихся природоведению порождают наблюдаемое у них недоразвитие воображения, систему пространственного анализа и умения ориентироваться в пространстве. Неустойчивость и нечеткость представлений осложняет работу с картой.

Благодаря коррекционно- воспитательной работе, а также хорошо поставленному обучению географии, осуществляемому в адаптивной школе, недостатки познавательной деятельности и развития у умственно отсталых учащихся, в значительной степени сглаживаются, и выпускники школы готовы к вступлению в трудовую жизнь, к выполнению посильной для них работы.

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:

словесные методы: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.

наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий, планов, карт): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.

Средствами обучения истории в 8 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «История Отечества»:


Год обучения

Кол-во часов в

неделю

Кол-во учебных

недель

Всего часов за учебный год

6 класс

2

34

68

7 класс

2

34

68

8 класс

2

34

68

9 класс

2

34

68




272 часа



Согласно школьному учебному плану на изучение природоведения в 8 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 7 класса следующих личностных, предметных и воспитательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:


Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями восьмиклассников: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты на конец года:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

-объяснять значение слов и ключевых понятий по каждой теме;

-устанавливать (по вопросам учителя) причинно - следственные связи в важных общественных явлениях:

  • отмена крепостного права;

  • изменение деятельности судов;

  • доступ простых людей (наряду с богатым сословием) к участию в работе земских (волостных) собраний, городсой думы и др.;

  • читать короткие отрывки из произведений писателей и поэтов второй половины XIX века;

  • описывать содержание картин , иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В.В. Верещагин, В.Г. Перов, И.Н. Крамской и др.)





  • устанавливать причины:

-борьбы за престол между Софьей и Петром I;

-возникновение волнений и бунт стрельцов;

-поездки Петра I и представителей дворянства на учебу за границу;

-введение Петром I новшеств в жизнь российского общества;

-создание новой столицы России;

-деятельность Петра I по просвещению народа;

-создание "Наказа" Екатерины II;

-благополучие общества и международного признания России в период правления Екатерины Великой;

  • анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского государства;

  • описывать:

-личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I, Софьи, Екатерины II;

-быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II;

-прогрессивные действия направленные на укрепление государства, развитие образования, культуры;

  • знать следующие хронологические сведения:

-период правления Петра I (1682-1725);

-основание Петербурга (1703);

-период царствования Екатерины II (1762 - 1796);

  • понимать значение отмены крепостного права в России;

  • уметь ответить на вопросы:

-о праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе;

-об основных положительных явлениях периода правления Александра II;

-о введении судов "скорых, правых, милостивых, равных для всех";

-об устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, городской думы;

-об устройстве железных дорог, увеличении их количества в европейской части России;

-об основных положительных явлениях периода правления Александра III; финансовом и экономическом укреплении России;

-о поиске надежных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии;

  • знать имена (3-5) представителей науки и культуры;

  • объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности её развития по следующим ключевым явлениям истории начала XX века:

-привлечение иностранного капитала для разработки прибыльных отраслей - нефтяной, угольной, железодобывающей и др.;

-частые внешние займы, высокий процент платежей по долгам;

-война с Японией за право присутствия России на Дальнем Востоке;

-аграрные беспорядки, требования увеличить земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств;

- Первая мировая войнв;

-Великая Российская революция; февраль;



Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Воспитательные результаты представлены следующими умениями восьмиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; применять экологического мышления в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Система оценивания знаний и умений обучающихся

Критериями оценки учащихся являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности. Следуя рекомендациям к.п.н. И.М. Бгажноковой, целесообразно соразмерять объём полученных знаний с выставляемой отметкой следующим образом:

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 65%

очень хорошо

свыше 65%


Формы контроля

Критерии оценок

1.Устный ответ


Оценка «5» ставится ученику, если он: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Оценка «4» ставится ученику, если он:показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

Оценка «3» ставится ученику, если он: усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Оценка «2» ставится ученику, если он: при ответе (на один вопрос) допускает, более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;

Оценка «1» ставится ученику, не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка «5» ставится ученику, если он: выполнил работу без ошибок и недочетов;

Оценка «4» ставится ученику, если он: допустил не более двух ошибок;

Оценка «3» ставится ученику, если он: допустил не более двух грубых ошибок и одного недочета;

Оценка «2»допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

Оценка «1» ставится ученику, правильно выполнил не более 10 % всех заданий.



Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.


Раздел


Кол-во часов


Содержание раздела


Воспитательные задачи раздела

Формы организации обучения:


Основные виды учебной деятельности

8 класс (68 часов)




урок (40 минут) — основная форма;

учебная экскурсия на природу;

фронтальные занятия, групповые занпарные занятия,

индивидуальные занятия.


1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.

2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.

3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.

4Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.

5: Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний

Российское государство в конце XVII - начале XVIII вв.

19

Наше Отечество Россия в XVII в. Российское общество в XVII в. Отношения России с другими странами. Детство и юность Петра I. Правление Софьи. Воцарение Петра I. Великое посольство. Бунт стрельцов. Северная война. основание Санкт-Петербурга. Разгром шведов под полтавой. Заслуги Петра Великого в истории России.

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников.

Российская империя после Петра I (1725-1801)

13

Екатерина I и Петр II. Анна Иоанновна и Иван VI. Царствование Елизаветы Перовны и Петра III. Россия в эпоху Екатерины Великой.

-воспитывать  бережное отношение к природе, к птицам и животным, развитие нравственные качества (способности сопереживать);

-оспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию;

-уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь четко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать ее.


Российская империя в первой половине XIX века

22

Отношения России со странами Европы в конце XVIII - начале XIX века. Павел I и его внутренняя политика. Участие России вантифранцузских каолициях. Итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова. Император Александр I и его реформы. Вторжение Наполена в Россию. Отечественная война 1812 года. Заграничные походы русской армии. Россия после войны с Наполеоном. Император Николай I. Восстание декабристов и реформы Николая I. Войны России на Кавказе. Отношения России с другими странами в период правления Николая I. Крымская война. Оборона Севастополя.

 -воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

--воспитывать  бережное отношение к природе, к птицам и животным, развитие нравственные качества (способности сопереживать);

- воспитание социально значимых качеств личности.


Россия в конце XIX - начале XX века.

14

Царь - освободитель Александр II. Отмена крепостного права и реформы Александра II. Международные отношения России. Россия и Средняя Азия. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Революционные организации в России конца XIX в. Царь Александр III. Укрепление самодержавия. Отношения России с европейскими странами. Последний Российский император - Николай II. Русско-японская война. Революционные выступления 1905-1907 гг. Первая мировая война. Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II от престола.

- воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни;

-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.







Основные виды учебной деятельности:

Виды учебной деятельности

Виды работ

1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.


1. Работа с учебником.

2. Работа с дополнительной литературой.

3. Наблюдение.

4. Работа с раздаточным материалом.

2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.

1. Работа по алгоритму, инструкции.

2. Работа с контурными картами.

3. Выполнение заданий по классификации.

3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.

1. Выполнение практических упражнений.

  1. Составление схем их анализ.

  2. Выявление ошибок.

4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.


1. Подготовка докладов и рефератов.

2. Построение гипотезы.

3. Выполнение работ с элементами исследований.

4.Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?»

5.Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний

1. Работа с заданиями с выбором ответа.

2. Работа с тренажерами.

3. Работа с тестовыми заданиями

4. Интерактивные таблицы

5. Объяснение наблюдаемых явлений.

6. Анализ проблемных ситуаций.


Методическая литература

1. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.

2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст]: - М.: Просвещение,1956.

3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: - М.: 2006.-277с.

4. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. [Текст]: - Киев, 1985.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Учебник для студ. вузов. [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

6. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т. М. Лифанова и др./- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2019.-310 с.

7. Сборник Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2010 год переиздание 2014 г. 2. Т.М.

8. И.М.Бгажнокова, Л.В. Смирнова «История Отечества» 8 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. осноовные общеобразоват. программы- 5-е изд. - М.: Просвещение, 2021.- 303 с.: ил. - ISBN 978-5-09-078548-8.

9. .М.Бгажнокова, Л.В. Смирнова «Рабочая тетрадь по истории» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, г. Москва,