Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)- приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Устав КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;
- Учебный план КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
- Годовой календарный учебный график КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;
- Расписание учебных занятий на текущий учебный год.
Преподавание ведётся по учебнику входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
Учебная цель программы:
- коррекционное воздействие исторического материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Задачи программы:
формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства;
овладение учащимися умением применять знания по истории в жизни, на других учебных предметах;
развитие устойчивой мотиации, интереса к изучению истории Отечества с использванием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности учащихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и др.;
Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом, исходя из возможностей учеников.
Воспитательная цель программы:
- используя воспитательныевозможности содержания учебногопредмета создать благоприятные условия для усвоения умственно отсталыми обучающимися социально значимых знаний основных норм и традиций тогообщества,в котором они живут.
Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Общая характеристика курса «Природоведение»
Программа ориентирована на учебник: История Отечества 8 класс: учеб. для образоват организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ авт.- сост. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2021 – 303 с.: ил. –ISBN 978-5-09-078548-8, входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
В структуре психики ребенка с лёгкой степенью умственной отсталости в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.
Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.
Недостаточность психики умственно отсталых детей проявляется во всех видах деятельности и в особенностях личности. У этих детей наблюдается неустойчивость внимания и сужения его объема, замедленное протекание процессов восприятия и узнавания. Неудовлетворительное состояние мышления и речи, затрудняющее обучение умственно отсталых школьников, обуславливает многочисленные трудности в преподавании им элементарной природы. Это проявляется в анализе свойств, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, при понимании причинно- следственных зависимостей.
Бедность словаря, недостаточно развитое умение связно излагать свои мысли, планировать свою деятельность, различные речевые дефекты осложняют систематическое приобретение и усвоение знаний по географии.
Особенности памяти у умственно отсталых учеников и процесса активизации и воспроизведения полученных знаний также влияют на усвоение природоведения.
Существенные затруднения при обучении умственно отсталых учащихся природоведению порождают наблюдаемое у них недоразвитие воображения, систему пространственного анализа и умения ориентироваться в пространстве. Неустойчивость и нечеткость представлений осложняет работу с картой.
Благодаря коррекционно- воспитательной работе, а также хорошо поставленному обучению географии, осуществляемому в адаптивной школе, недостатки познавательной деятельности и развития у умственно отсталых учащихся, в значительной степени сглаживаются, и выпускники школы готовы к вступлению в трудовую жизнь, к выполнению посильной для них работы.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:
словесные методы: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий, планов, карт): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Средствами обучения истории в 8 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «История Отечества»:
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
6 класс | 2 | 34 | 68 |
7 класс | 2 | 34 | 68 |
8 класс | 2 | 34 | 68 |
9 класс | 2 | 34 | 68 |
| | | 272 часа |
Согласно школьному учебному плану на изучение природоведения в 8 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 7 класса следующих личностных, предметных и воспитательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями восьмиклассников: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты на конец года:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
-объяснять значение слов и ключевых понятий по каждой теме; -устанавливать (по вопросам учителя) причинно - следственные связи в важных общественных явлениях: отмена крепостного права; изменение деятельности судов; доступ простых людей (наряду с богатым сословием) к участию в работе земских (волостных) собраний, городсой думы и др.; читать короткие отрывки из произведений писателей и поэтов второй половины XIX века; описывать содержание картин , иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В.В. Верещагин, В.Г. Перов, И.Н. Крамской и др.) | -борьбы за престол между Софьей и Петром I; -возникновение волнений и бунт стрельцов; -поездки Петра I и представителей дворянства на учебу за границу; -введение Петром I новшеств в жизнь российского общества; -создание новой столицы России; -деятельность Петра I по просвещению народа; -создание "Наказа" Екатерины II; -благополучие общества и международного признания России в период правления Екатерины Великой; -личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I, Софьи, Екатерины II; -быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II; -прогрессивные действия направленные на укрепление государства, развитие образования, культуры; -период правления Петра I (1682-1725); -основание Петербурга (1703); -период царствования Екатерины II (1762 - 1796); понимать значение отмены крепостного права в России; уметь ответить на вопросы: -о праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе; -об основных положительных явлениях периода правления Александра II; -о введении судов "скорых, правых, милостивых, равных для всех"; -об устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, городской думы; -об устройстве железных дорог, увеличении их количества в европейской части России; -об основных положительных явлениях периода правления Александра III; финансовом и экономическом укреплении России; -о поиске надежных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии; знать имена (3-5) представителей науки и культуры; объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности её развития по следующим ключевым явлениям истории начала XX века: -привлечение иностранного капитала для разработки прибыльных отраслей - нефтяной, угольной, железодобывающей и др.; -частые внешние займы, высокий процент платежей по долгам; -война с Японией за право присутствия России на Дальнем Востоке; -аграрные беспорядки, требования увеличить земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств; - Первая мировая войнв; -Великая Российская революция; февраль; |
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Воспитательные результаты представлены следующими умениями восьмиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; применять экологического мышления в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Система оценивания знаний и умений обучающихся
Критериями оценки учащихся являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности. Следуя рекомендациям к.п.н. И.М. Бгажноковой, целесообразно соразмерять объём полученных знаний с выставляемой отметкой следующим образом:
Оценка | % выполнения заданий |
удовлетворительно | 35 – 50% |
хорошо | 50 – 65% |
очень хорошо | свыше 65% |
Формы контроля | Критерии оценок |
1.Устный ответ | Оценка «5» ставится ученику, если он: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; Оценка «4» ставится ученику, если он:показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; Оценка «3» ставится ученику, если он: усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; Оценка «2» ставится ученику, если он: при ответе (на один вопрос) допускает, более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя; Оценка «1» ставится ученику, не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
2.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. | Оценка «5» ставится ученику, если он: выполнил работу без ошибок и недочетов; Оценка «4» ставится ученику, если он: допустил не более двух ошибок; Оценка «3» ставится ученику, если он: допустил не более двух грубых ошибок и одного недочета; Оценка «2»допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; Оценка «1» ставится ученику, правильно выполнил не более 10 % всех заданий. |
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Раздел | Кол-во часов | Содержание раздела | Воспитательные задачи раздела | Формы организации обучения: | Основные виды учебной деятельности |
8 класс (68 часов) | | | | урок (40 минут) — основная форма; учебная экскурсия на природу; фронтальные занятия, групповые занпарные занятия, индивидуальные занятия. | 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике. 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. 4Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся. 5: Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний |
Российское государство в конце XVII - начале XVIII вв. | 19 | Наше Отечество Россия в XVII в. Российское общество в XVII в. Отношения России с другими странами. Детство и юность Петра I. Правление Софьи. Воцарение Петра I. Великое посольство. Бунт стрельцов. Северная война. основание Санкт-Петербурга. Разгром шведов под полтавой. Заслуги Петра Великого в истории России. | - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. |
Российская империя после Петра I (1725-1801) | 13 | Екатерина I и Петр II. Анна Иоанновна и Иван VI. Царствование Елизаветы Перовны и Петра III. Россия в эпоху Екатерины Великой. | -воспитывать бережное отношение к природе, к птицам и животным, развитие нравственные качества (способности сопереживать); -оспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию; -уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь четко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать ее. |
Российская империя в первой половине XIX века | 22 | Отношения России со странами Европы в конце XVIII - начале XIX века. Павел I и его внутренняя политика. Участие России вантифранцузских каолициях. Итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова. Император Александр I и его реформы. Вторжение Наполена в Россию. Отечественная война 1812 года. Заграничные походы русской армии. Россия после войны с Наполеоном. Император Николай I. Восстание декабристов и реформы Николая I. Войны России на Кавказе. Отношения России с другими странами в период правления Николая I. Крымская война. Оборона Севастополя. | -воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; --воспитывать бережное отношение к природе, к птицам и животным, развитие нравственные качества (способности сопереживать); - воспитание социально значимых качеств личности. |
Россия в конце XIX - начале XX века. | 14 | Царь - освободитель Александр II. Отмена крепостного права и реформы Александра II. Международные отношения России. Россия и Средняя Азия. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Революционные организации в России конца XIX в. Царь Александр III. Укрепление самодержавия. Отношения России с европейскими странами. Последний Российский император - Николай II. Русско-японская война. Революционные выступления 1905-1907 гг. Первая мировая война. Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II от престола. | - воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни; -применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. |
| | | | | |
Основные виды учебной деятельности:
Виды учебной деятельности | Виды работ |
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. | 1. Работа с учебником. 2. Работа с дополнительной литературой. 3. Наблюдение. 4. Работа с раздаточным материалом. |
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике. | 1. Работа по алгоритму, инструкции. 2. Работа с контурными картами. 3. Выполнение заданий по классификации. |
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. | 1. Выполнение практических упражнений. Составление схем их анализ. Выявление ошибок. |
4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся. | 1. Подготовка докладов и рефератов. 2. Построение гипотезы. 3. Выполнение работ с элементами исследований. 4.Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?» |
5.Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний | 1. Работа с заданиями с выбором ответа. 2. Работа с тренажерами. 3. Работа с тестовыми заданиями 4. Интерактивные таблицы 5. Объяснение наблюдаемых явлений. 6. Анализ проблемных ситуаций. |
Методическая литература
1. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.
2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст]: - М.: Просвещение,1956.
3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: - М.: 2006.-277с.
4. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. [Текст]: - Киев, 1985.
5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Учебник для студ. вузов. [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
6. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т. М. Лифанова и др./- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2019.-310 с.
7. Сборник Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2010 год переиздание 2014 г. 2. Т.М.
8. И.М.Бгажнокова, Л.В. Смирнова «История Отечества» 8 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. осноовные общеобразоват. программы- 5-е изд. - М.: Просвещение, 2021.- 303 с.: ил. - ISBN 978-5-09-078548-8.
9. .М.Бгажнокова, Л.В. Смирнова «Рабочая тетрадь по истории» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, г. Москва,