1. Пояснительная записка.
На изучение учебного курса «История» в 6 классе отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год. В ходе изучения материала планируется проведение 5 контрольных работ. Изучение учебного курса завершается проведением промежуточной аттестации в форме теста по всем темам учебного курса в текущем году. Рабочая программа по истории составлена на основе федерального «Закона об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории (2004 г.), Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности, Примерной программы основного общего образования по истории (Программы общеобразовательных учреждений. История Обществознании. 5- 11 классы. М.:Просвещение. 2014 г.) и авторских программ под редакцией Агибалова Е.В. и Г.М. Донской/Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011; А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2011).
Изучение учебного курса завершается проведением итоговой аттестации в форме Теста по всем темам учебного курса в текущем году.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по всеобщей истории Средних веков и Истории России.
При составлении рабочей программы для 6 класса был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса «История Средних веков» и «История России».
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи:
Предметные задачи:
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, много конфессиональном обществе.
В шестом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.
Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.). Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).
Срок реализации программы – 1 год.
Общая характеристика предмета.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, национальных, религиозных и др.,
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории.
Предполагается, что результатом изучения истории в 6 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
№ п/п | Наименование тем и разделов | Максимальная нагрузка | Из них |
Техническое обучение | Лабораторное и практическое | Контрольная работа | Экскурсия и эссе | Самостоятельная работа |
1 | Становление средневековой Европы (VI–XI века) | 4 | 3 | | 1 | | 1 |
2 | Византийская империя и славяне в VI – XI веках. | 3 | 1 | | | | |
3 | Арабы в VI – XI веках. | 1 | 1 | | | | |
4 | Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 3 | 1 | | | 1 | |
5 | Католическая церковь в XI – XIII веках. | 2 | 1 | | | | |
6 | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). | 6 | 3 | 1 | | | 2 |
7 | Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках | 3 | 2 | 1 | | | |
8 | Культура Западной Европы в XI – XV веках. | 3 | 2 | 1 | | | |
9 | Народы Азии. Америки и Африки в Средние века. | 3 | 2 | 1 | | | |
| ИТОГО | 28 | 16 | 4 | 1 | 1 | 3 |
Календарно- тематическое планирование по модулю Средние века
| № п/п | Наименование тем и разделов | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия |
Планируемая | Фактическая |
1.Становление средневековой Европы (VI–XI века) (5 ч) |
1 | 1.1 | Введение в Средние века | Объяснение | 1 | Работа с картой | | |
2 | 1.2 | Образование варварских королевств. | Занятие исследовательского типа | 1 | Опрос | | |
3 | 1.3 | Христианская церковь в раннее Средневековье | Опрос | 1 | Составление таблицы Работа с картой | | |
4 | 1.4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | Беседа | 1 | Работа с картой, контрольная работа | | |
5 | 2.1 | Феодальная раздробленность в 9 -11 вв. Англия в раннее Средневековье. | Объяснение | 1 | Работа с картой | | |
4.Византийская империя и Славяне. (3ч) |
6 | 3.1 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | комбинированный | 1 | Работа с картой | | |
7 | | Культура Византии. | комбинированный | 1 | Фронтальный письменный вопрос | | |
8 | | Образование славянских государств. | комбинированный | 1 | Индивидуальный устный опрос | | |
3.Арабы в VI – X1I веках |
9 | | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | комбинированный | 1 | Фронтальный опрос | | |
10 | | Культура стран халифата. | комбинированный | 1 | Индивидуальный устный опрос | | |
4.Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (4 ч) |
11 | 4.1 | В рыцарском замке | Объяснение | 1 | эссе | | |
12 | 4.2 | Средневековая деревня и её обитатели. | Занятие исследовательского типа | 1 | Опрос | | |
13 | 4.3 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | Опрос | 1 | Работа с картой | | |
14 | | Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни. | Занятие исследовательского типа | 1 | |
5.Католическая церковь в XI – XIII веках (2 ч) |
15 | 5.1 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | Объяснение | 1 | Опрос | | |
16 | 5.2 | Крестовые походы | Занятие исследовательского типа | 1 | Работа с картой | | |
6.Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века) (7 ч) |
17 | 6.1 | Объединение Франции | Объяснение | 1 | Работа с картой | | |
18 | 6.2 | Что англичане считают началом своих свобод | Занятие исследовательского типа | 1 | Опрос | | |
19 | 6.3 | Столетняя война | Опрос | 1 | Работа с картой, тест, Составление таблицы | | |
20 | 6.4 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии | Беседа | 1 | Составление таблицы | | |
21 | 6.5 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. Реконкиста. | Демонстрация (презентация) | 1 | Опрос | | |
22 | 6.6 | Усиление власти князей в Германии. | Занятие исследовательского т. | 1 | Работа с картой | | |
23 | 7.1 | Расцвет итальянских городов. | Объяснение | 1 | Опрос | | |
Славянские государства и Византия в XIV – XV веках (3 ч) |
24 | 7.2 | Гуситское движение в Чехии. | Занятие исследовательского типа | 1 | Работа с картой, тест | | |
25 | 7.3 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | Опрос | 1 | Работа с картой | | |
8.Культура Западной Европы в XI – XV веках (3 ч) |
26 | 8.1 | Образование и философия. Средневековая литература и искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. | Объяснение | 1 | Составление таблицы | | |
9.Народы Азии. Америки и Африки в Средние века (3 ч) |
27 | 9.1 | Средневековый Китай. Индия: государства и культура. Государства и народы доколумбовой Америки. Африка | Объяснение | 1 | Работа с картой | | |
28 | 9.2 | ПОУ | Занятие исследовательского типа | 1 | Работа с картой | | |
| | ИТОГО | | 28 | 19 | | |
Календарно-тематическое планирование по модулю История Отечества
| № п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия |
Планируемая | Фактическая |
1.Введение (1 ч) |
1 | 1.1 | Что изучает история Отечества. | Вводный урок | 1 | | | |
2. Русь Древняя (12 ч) |
2 | 2.1 | Восточные славяне. | комбинированный | 1 | Робота по группам | | |
3 | 2.2 | Соседи восточных славян. | Урок беседа | 1 | устный опрос | | |
4-5 | 2.3 | Формирование Древнерусского государства. | комбинированный | 2 | устный опрос | | |
6 | 2.4 | Первые киевские князья. | Урок исследование | 1 | Робота с документами | | |
7 | 2.5 | Князь Владимир. Принятие христианства. | лекция | 1 | устный опрос | | |
8 | 2.6 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | комбинированный | 2 | Работа с контурной картой | | |
9 |
10 | 2.7 | Культура Древней Руси. | комбинированный | 1 | Робота с документами по группам | | |
11 | 2.8 | Быт и нравы Древней Руси. | Урок исследование | 1 | устный опрос | | |
12-13 | 2.9 | Русь Древняя. | Повторительно-обобщающий урок | 2 | тест | | |
3.Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века) (9 ч) |
14 | 3.1 | Начало раздробления Древнерусского государства. | комбинированный | 1 | Работа с контурной картой | | |
15 | 3.2 | Главные политические центры Руси. | комбинированный | 2 | Исторический диктант | | |
16 |
17 | 3.3 | Нашествие с Востока. | лекция | 1 | Работа с контурной картой | | |
18 | 3.4 | Борьба Руси с западными завоевателями. | комбинированный | 1 | устный опрос | | |
19 | 3.5 | Русь и Золотая Орда. | комбинированный | 1 | устный опрос | | |
20 | 3.6 | Русь и Литва. | лекция | 1 | Работа с контурной картой | | |
21 | 3.7 | Культура русских земель в XII – XIII веках. | Урок исследование | 1 | устный опрос | | |
22 | 3.8 | Политическая раздробленность на Руси. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Тест | | |
4. Русь Московская (XIV – XVI века) (17 ч) |
23 | 4.1 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | Урок беседа | 1 | устный опрос | | |
24 | 4.2 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. | комбинированный | 1 | устный опрос | | |
25 | 4.3 | Куликовская битва. | Урок исследование | 1 | устный опрос | | |
26 | 4.4 | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. | комбинированный | 1 | Работа с контурной картой | | |
27-28 | 4.5 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | комбинированный | 2 | Работа с контурной картой | | |
29 | 4.6 | Московское государство в конце XIV – начале XVI века. | лекция | 1 | устный опрос | | |
30 | 4.7 | Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века. | лекция | 1 | устный опрос | | |
31-32 | 4.8 | Реформы Избранной рады. | комбинированный лекция | 2 | устный опрос | | |
33 | 4.9 | Внешняя политика Ивана IV. | комбинированный | 1 | Работа с контурной картой | | |
34 | 4.10 | Опричнина. | Урок исследование | 1 | устный опрос | | |
35 | 4.11 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках | комбинированный | 1 | устный опрос | | |
36 | 4.12 | Промежуточная аттестация по курсу | Повторительно-обобщающий урок | 1 | тест | | |
37 | 4.13 | Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. | комбинированный | 1 | устный опрос | | |
38 | 4.14 | Быт XV – XVI веков. | комбинированный | 1 | устный опрос | | |
39 | 4.15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Московская» | Повторительно-обобщающий урок | 1 | тест | | |
40 | | Итоговый повторительно-обобщающий урок | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Устный опрос | | |
| | ИТОГО | | 40 | 14 | | |
Материально-техническое обеспечение
Перечень оборудования:
- компьютер
- школьная доска
- карты
- рабочие программы
- поурочные разработки
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина (Программы общеобразовательных учреждений. История. 6 – 11 классы – М., «Просвещение», 2009)
Учебник: История Средних веков Учебник для 6класса Агибалова Е.В.,ДонскойГ.М.20-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
История России: с древнейших времён до конца XVI века. 6 кл. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2014