СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по истории Средних веков и истории России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для преподавания курса Истории в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Программа по истории Средних веков и истории России»

1. Пояснительная записка.

На изучение учебного курса «История» в 6 классе отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год. В ходе изучения материала планируется прове­дение 5 контрольных работ. Изучение учебного курса завершается проведением промежуточной аттестации в форме теста по всем темам учебного курса в текущем году. Рабочая программа по истории  составлена на основе федерального «Закона об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории (2004 г.), Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности, Примерной программы основного общего образования по истории (Программы общеобразовательных учреждений. История Обществознании. 5- 11 классы. М.:Просвещение. 2014 г.) и авторских программ под редакцией Агибалова Е.В. и Г.М. Донской/Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011; А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2011).

Изучение учебного курса завершается проведением итоговой аттестации в форме Теста по всем темам учебного курса в текущем году.



Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.  

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по всеобщей истории Средних веков и Истории России.  

При составлении рабочей программы  для 6 класса был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса «История Средних веков» и «История России».

       Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций  и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

 Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи:

Предметные задачи:

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

 развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Межпредметные задачи:

овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

Личностные задачи:

формирование у учащихся ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, много конфессиональном обществе.

          В шестом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.

 Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала.     В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.). Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета  два  учебных часа в неделю).

Срок реализации программы – 1 год.  

Общая характеристика предмета.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, национальных, религиозных и др.,

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная  линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

    Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено  в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

   Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

    В курсе «Всеобщая история»  рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные, метапредметные и предметные  результаты  освоения  курса по истории.

Предполагается, что результатом изучения истории в 6 классе является развитие у учащихся  компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

—        осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

—        освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.








п/п


Наименование тем и разделов

Максимальная нагрузка

Из них

Техническое обучение

Лабораторное и практическое

Контрольная работа

Экскурсия и эссе

Самостоятельная работа

1

Становление средневековой Европы (VI–XI века)

4

3


1


1

2

Византийская империя и славяне в VI – XI веках.

3

1





3

Арабы в VI – XI веках.

1

1





4

Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

3

1



1


5

Католическая церковь в XI – XIII веках.

2

1





6

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века).

6

3

1



2

7

Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках

3

2

1




8

Культура Западной Европы в XI – XV веках.

3

2

1




9

Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.

3

2

1





ИТОГО

28

16

4

1

1

3

 













Календарно- тематическое планирование по модулю Средние века



п/п

Наименование тем и разделов

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1.Становление средневековой Европы (VIXI века) (5 ч)

1

1.1

Введение в Средние века

Объяснение

1

Работа с картой



2

1.2

Образование варварских королевств.

Занятие исследовательского типа

1

Опрос



3

1.3

Христианская церковь в раннее Средневековье

Опрос

1

Составление таблицы

Работа с картой



4

1.4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

Беседа

1

Работа с картой, контрольная работа



5

2.1

Феодальная раздробленность в 9 -11 вв. Англия в раннее Средневековье.

Объяснение

1

Работа с картой



4.Византийская империя и Славяне. (3ч)

6

3.1

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

комбинированный


1

Работа с картой



7


Культура Византии.

комбинированный

1

Фронтальный письменный вопрос



8




Образование славянских государств.



комбинированный


1


Индивидуальный устный опрос





3.Арабы в VIX1I веках

9


Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

комбинированный

1

Фронтальный опрос



10


Культура стран халифата.

комбинированный

1

Индивидуальный устный опрос



4.Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (4 ч)

11

4.1

В рыцарском замке

Объяснение

1

эссе



12

4.2

Средневековая деревня и её обитатели.

Занятие исследовательского типа

1

Опрос



13

4.3

Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

Опрос

1

Работа с картой



14


Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни.

Занятие исследовательского типа

1



5.Католическая церковь в XIXIII веках (2 ч)

15

5.1

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Объяснение

1

Опрос



16

5.2

Крестовые походы

Занятие исследовательского типа

1

Работа с картой



6.Образование централизованных государств в Западной Европе (XIXV века) (7 ч)

17

6.1

Объединение Франции

Объяснение

1

Работа с картой



18

6.2

Что англичане считают началом своих свобод

Занятие исследовательского типа

1

Опрос



19

6.3

Столетняя война

Опрос

1

Работа с картой, тест, Составление таблицы



20

6.4

Крестьянские восстания во Франции и в Англии

Беседа

1

Составление таблицы




21

6.5

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. Реконкиста.

Демонстрация (презентация)

1

Опрос



22

6.6

Усиление власти князей в Германии.

Занятие исследовательского т.

1

Работа с картой



23


7.1



Расцвет итальянских городов.


Объяснение

1


Опрос






Славянские государства и Византия в XIVXV веках (3 ч)

24

7.2

Гуситское движение в Чехии.

Занятие исследовательского типа

1

Работа с картой, тест



25

7.3

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Опрос

1

Работа с картой



8.Культура Западной Европы в XIXV веках (3 ч)

26

8.1

Образование и философия. Средневековая литература и искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.

Объяснение

1

Составление таблицы




9.Народы Азии. Америки и Африки в Средние века (3 ч)

27

9.1

Средневековый Китай. Индия: государства и культура. Государства и народы доколумбовой Америки. Африка


Объяснение

1

Работа с картой



28

9.2

ПОУ

Занятие исследовательского типа

1

Работа с картой





ИТОГО


28

19








Календарно-тематическое планирование по модулю История Отечества



п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1.Введение (1 ч)

1

1.1

Что изучает история Отечества.

Вводный урок


1




2. Русь Древняя (12 ч)

2

2.1

Восточные славяне.

комбинированный

1

Робота по группам



3

2.2

Соседи восточных славян.

Урок беседа

1

устный опрос



4-5

2.3

Формирование Древнерусского государства.

комбинированный

2

устный опрос



6

2.4

Первые киевские князья.

Урок исследование

1

Робота с документами



7

2.5

Князь Владимир. Принятие христианства.

лекция

1

устный опрос



8

2.6


Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

комбинированный

2

Работа с контурной картой



9

10

2.7

Культура Древней Руси.

комбинированный

1

Робота с документами по группам



11

2.8

Быт и нравы Древней Руси.

Урок исследование

1

устный опрос



12-13

2.9

Русь Древняя.

Повторительно-обобщающий урок

2


тест



3.Политическая раздробленность на Руси (XIIXIII века) (9 ч)

14

3.1

Начало раздробления Древнерусского государства.

комбинированный

1

Работа с контурной картой



15

3.2


Главные политические центры Руси.

комбинированный

2

Исторический диктант



16

17

3.3

Нашествие с Востока.

лекция

1

Работа с контурной картой



18

3.4

Борьба Руси с западными завоевателями.

комбинированный

1

устный опрос



19

3.5

Русь и Золотая Орда.

комбинированный

1

устный опрос



20

3.6

Русь и Литва.

лекция

1

Работа с контурной картой



21

3.7

Культура русских земель в XII – XIII веках.

Урок исследование

1

устный опрос



22

3.8

Политическая раздробленность на Руси.

Повторительно-обобщающий урок

1

Тест



4. Русь Московская (XIVXVI века) (17 ч)

23

4.1

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

Урок беседа

1

устный опрос



24

4.2

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

комбинированный

1

устный опрос



25

4.3

Куликовская битва.

Урок исследование

1

устный опрос



26

4.4

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.

комбинированный

1

Работа с контурной картой



27-28

4.5

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

комбинированный

2

Работа с контурной картой



29

4.6

Московское государство в конце XIV – начале XVI века.

лекция

1

устный опрос



30

4.7

Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века.

лекция

1

устный опрос



31-32

4.8

Реформы Избранной рады.

комбинированный лекция

2

устный опрос



33

4.9

Внешняя политика Ивана IV.

комбинированный

1

Работа с контурной картой



34

4.10

Опричнина.

Урок исследование

1

устный опрос



35

4.11

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках

комбинированный

1

устный опрос



36

4.12

Промежуточная аттестация по курсу

Повторительно-обобщающий урок

1

тест



37

4.13

Архитектура и живопись в XIV – XVI веках.

комбинированный

1

устный опрос



38

4.14

Быт XV – XVI веков.

комбинированный

1

устный опрос



39

4.15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Московская»

Повторительно-обобщающий урок

1

тест



40


Итоговый повторительно-обобщающий урок

Повторительно-обобщающий урок

1

Устный опрос





ИТОГО


40

14








Материально-техническое обеспечение

Перечень оборудования:

- компьютер

- школьная доска

- карты

- рабочие программы

- поурочные разработки



Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина (Программы общеобразовательных учреждений. История. 6 – 11 классы – М., «Просвещение», 2009)

Учебник: История Средних веков Учебник для 6класса Агибалова Е.В.,ДонскойГ.М.20-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

История России: с древнейших времён до конца XVI века. 6 кл. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2014





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!