СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории для 6 класса 2015-2016гг

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа учебного предмета История

 

«История средних веков»

«История России с древнейших времен до конца XVI в. (6 класс)

базовый  уровень

 

 

  Составитель:

Клевитова Ирина Павловна., учитель истории и обществознания,

   высшая квалификационная категория.

           

 

 

 

 

Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений История 6-11 кл.

Всеобщая история. Рабочие программы  к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сорока-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н. И. Шевченко и др.) Москва « Просвещение» 2011г.

История России 6-9 классы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Москва « Просвещение» 2011

 

 

2015 г

 

  1. Пояснительная записка

 

Данный предмет относится к образовательной области «Обществознание».

Предмет «История» изучается как на ступени основного общего образования, так и среднего (полного) общего образования в качестве обязательного

предмета с 5 по 11 класс, так как знакомит учащихся с историческими и социологическими понятиями, объясняет элементы исторической жизни.

Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. На изучение истории в 6 классе отводится 68часов в год: 32 часа – Всеобщая история, 36 часов – история России. Вводных уроков – 2 часа, уроков итогового повторения по истории Средних веков – 1 час, истории России - 2 часа.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование,развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Цель изучения курсов «История Средних веков», «История России»:  освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 6 класса 2015-2016гг»

 Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска средняя общеобразовательная школа № 32


 

«Рассмотрено»

На заседании МО

Протокол №____ от_________ 2015 г.

Руководитель МО

___________ / _______________/


«Согласовано»

заместитель директора по УВР

______________ Абашеева Т.В.

«____» ____________ 2015 г.

Утверждена приказом
директора школы 
№ _________ от ___________2015г

_________________ Ильина С. В.






Рабочая программа учебного предмета История


«История средних веков»

«История России с древнейших времен до конца XVI в. (6 класс)

базовый уровень



Составитель:

Клевитова Ирина Павловна., учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория.





Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений История 6-11 кл.

Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сорока-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н. И. Шевченко и др.) Москва « Просвещение» 2011г.

История России 6-9 классы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Москва « Просвещение» 2011



2015 г


  1. Пояснительная записка

Данный предмет относится к образовательной области «Обществознание».

Предмет «История» изучается как на ступени основного общего образования, так и среднего (полного) общего образования в качестве обязательного

предмета с 5 по 11 класс, так как знакомит учащихся с историческими и социологическими понятиями, объясняет элементы исторической жизни.

Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. На изучение истории в 6 классе отводится 68часов в год: 32 часа – Всеобщая история, 36 часов – история России. Вводных уроков – 2 часа, уроков итогового повторения по истории Средних веков – 1 час, истории России - 2 часа.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование,развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Цель изучения курсов «История Средних веков», «История России»: освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задачи изучения предмета «История Средних веков»:

  • -формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения

  • историко-культурного опыта народов зарубежных стран;

  • -овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);

  • -овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V-XV веках в их социальном, экономическом, политическом и

  • духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;

  • -воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов Европы, Азии, Африки и Америки;

  • -развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать 3

  • признаки исторического явления, процесса;

  • -формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

Задачи изучения истории России в 6 классе:

  • -формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов

  • России;

  • -овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времен до конца XVI века, понимание ими места и роли Древней,

  • Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;

  • -воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;

  • -развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях («Повесть временных лет» и др.), правовых документах («Русская правда», Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси.


Учебно-методическое обеспечение программы


Учебная дисциплина

класс

программа

Тип программы

Кол-во часов

Базовый учебник

УМК

История и обществознание

Предмет «История средних веков»

6 классы

Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сорока-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н. И. Шевченко и др.)

Государственная




Всего32 часа

2 часа в неделю

авторы Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского для 6-х классов общеобразовательных учреждений,М., «Просвещение», 2010

Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»; Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков», М., «Просвещение».


Обществознание и история



Предмет

«История России с древнейших времен до конца XVI века»

6 классы

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6-9 классы. Программы общеобразова­тельных учреждений. 2009г

Государственная

Всего36 часов

2 часа в неделю

Учебник Данилов А. А. Косулина Л. Г.; История России с древнейших времен до к. 16 века» 6 класс

1Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение, 2011 г.

2.ДаниловА.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь«История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс),М., Просвещение, 2011


  1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ»

Содержание курса « История средних веков»

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию.

Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования При разработке программы учтены особенности линейной системы обучения.

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V–XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Государства Европы в XIV–XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.



Содержание курса «История России с древнейших времен до конца XVI в.

Русь Древняя

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования.

Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Политическая раздробленность на Руси

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной

земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба в внешней агрессией в XIII в.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Русь Московская

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XVвв.)

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение.

Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Создание единого Русского государства. Московское государство в конце XV– начале XVI века

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Реформы Избранной рады. Внешняя политика Ивана IV. Опричнина.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.


III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения курса учащиеся 6 класса должны получить знания о периодизации средневековой истории России и Европы.

Знать и уметь объяснить смысл основных понятий курса: феодализм, «феодальная лестница», вассалы, сеньоры, вассальные отношения, соседская община, зависимые крестьяне, католицизм, православие, ислам, исламский мир, духовная и светская власть, православный мир, монашество, духовенство, папство, монашеские ордены, рыцарство, свободные и зависимые крестьяне, феодальные повинности, ереси и еретики, инквизиция, сословно- представительная монархия, парламент, гуманизм, Возрождение, варны и касты, конфуцианство, синтоизм, сегунат, самураи, духовно- рыцарские ордены ( по истории средних веков).

Присваивающее и производящее хозяйство, родоплеменная организация, союз племен, государство, княжеская власть, вече, Боярская дума, местничество, приказная система, князь, бояре, дружина, дворяне, крестьяне, казачество, соседская община, народность, вотчина, поместье, крепостное право, православие, церковный Собор, летопись (по истории России).

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравни­вая явления и события, определяя их основные характеристики;

• давать оценку отдельным явлениям культуры;

• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам зна­ний (на основе простого плана);

• составлять характеристику исторических деятелей;

• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.


При проведении уроков применяются технологии поддерживающего обучения (традиционное обучение), игровые, личностно- ориентированные, информационные (компьютерные). Методы обучения : частично – поисковый, беседа, обсуждение, игра, работа с источниками и другие.

Дозирование домашнего задания соответствует возрастным особенностям обучающихся. Занятия проводятся в систематически проветриваемом , озелененном и просторном кабинете, в котором соблюдены все нормы САНПина.

Учитывая местные климатические условия ( актированные дни), курсы, праздничные дни возможна корректировка программы за счет уплотнения учебного материала или за счет уроков обобщения и повторения

Формы контроля знаний и умений обучающихся по истории:

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле знаний, умений, навыков учащихся в образовательном учреждении) промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

устные и письменные ответы на вопросы и задания к параграфам учебника, самостоятельные работы, тренировочные тесты, олимпиады, творческие и конкурсные работы, исторические диктанты, уроки обобщающего повторения. Рабочая программа предусматривает повторительно-обобщающие уроки (3), итогового повторения и обобщения(3 урока), вводное тестирование, полугодовое тестирование по курсу «История Средних веков» и итоговое тестирование по курсу «История России».

Применяется для оценки и коррекции учебного материала по главам:

  1. Тестовые задания. Здесь обучающимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Чаще используется при выявлении и коррекции знаний у учащихся по разделам и главам программы.. Обучающиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за это же время. Следует, однако, отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений обучающихся, оставляя в стороне деятельность по созданию исторических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения обучающихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме. Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.Тестовый контроль не проверяет умение обучающихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. Тестовый опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.

2.Устный зачёт по теме. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений обучающихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачёт от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у каждого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачёт требует большого количества времени.

Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во-первых, каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершённым, а во вторых, должен быть предельно сжатым, лаконичным и точным. Рекомендуется учащимся пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот приём заставляет обучающихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определённую систему. Это позволяет избежать ошибок, связанных с неумением школьников отобрать необходимые для ответа сведения, установить соподчинение составных частей ответа, расположить материал в таблице или схеме.

3.Исторический диктант –представляет собой перечень вопросов, на которые обучающиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы четко и требуют однозначных, не требующих долгого размышления, ответов.

С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний обучающихся:

– буквенные обозначения исторических понятий, явлений, ход событий;

– определения исторических явлений, формулировки исторических законов, формулировки научных фактов.

Исторический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели обучающиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения исторического диктанта является одновременно как сто достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений обучающихся снимает часть нагрузки с остальных форм, a также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

4. Кроссворд - применяется в двух формах: в качестве разгадывания и самостоятельного составленияЮ активизирует мыслительные процессы, однако этот метод проверки - является дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Применяется для оценки и коррекции учебного материала по темам:

5. Кратковременная самостоятельная работа. Здесь обучающимся задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенные обучающимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение обучающихся распознавать исторические явления, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания.

6. Письменная проверочная работа – наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно проверочные работы по истории проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Понятие “проверочная работа” следует расширить и включить в нее различные типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений обучающихся в конце изучения темы. Творческие задания, составляющие проверочные работы, могут быть разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно обучающиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знания по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы.

Задачи могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель – возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы.

7. Карточки-задания как средство конкретизации и развития понятий, для доказательств и обобщений. Содержание карточек включает:

  • вопросы, требующие конкретных знаний, фактического материала;

  • задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала;

  • задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного.

Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, умений последовательно изучать, выбирать наиболее правильное решение вопроса, осуществлять связь ранее полученных знаний с поставленной проблемой, делать выводы и обобщения. Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2"
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 
Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 
2) допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 
2. или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. не более двух грубых ошибок; 
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 
2. или если правильно выполнил менее половины работы. 





IV. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Для учащихся

Пособия для учителя

  1. Агибалова Е.В. История Средних веков: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений. Е.В.Агибалова, Г.М.Догской –М.: Просвещение, 2010.

  2. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков», М., «Просвещение», 2011.


  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен доя конца XVIвека.- рабочая тетрадь для 6 класса общеобразоват. Учреждений. – 4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.


  1. История России с древнейших времен до XVIвека. 6 кл.: Атлас. – М.:Дрофа; изд. ДИК, 2012.


  1. История средних веков: поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. 6 класс /Автор-составитель Н.Ю. Колисниченко.-М.:Просвещение,2010.

  2. Поурочные рекомендации к учебнику А.Н. Сахарова «История России века »: 6 класс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010

  3. Серов Б.Н., Гаркуша А.М., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XVI. 6 класс. – М.: Просвещение , 2010

  4. Степанова В.Е. Шевеленко А.Я. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.


V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ)


1. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс»,2006 г.

2. Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 2008 г.


Учебно-методическая литература:


1. Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.

2. Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических картах данные тесты помечены **);

3. Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 2004г.;

4. Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар2006 г.;

5. Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.;

6. Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 2002 г.

VI. Учебно-тематическое планирование уроков





Количество часов

Количество

диктантов

сочинений

проектов

экскурсий

лабораторных работ

практических работ

тестов

контрольных работ

изложений

словарные диктанты

Доклады,сообщения


История средних веков

32







6

1



8


История России с древнейших времён до 16 веко

36







14

2



12

Итого за учебный год

68







20

3



20


Календарно-тематическое планирование. История Средних веков (32 часа)


п/п

Дата проведения

Наименование разделов и тем

Форма

проведения учебного занятия

Элементы содержания образования, отрабатываемые на уроке

Виды деятельности

Вид контроля, измерители

Дом. задание

Информационное сопровождение

План

Факт



Место истории средних веков во всемирной истории.

Урок изучения нового материала



Понятие «Средние века».

Место истории средних

веков в истории человечества.

Источники знаний об

истории Средних веков

Называть хронологические рамки «средневековья».

Определять по ленте

времени географические пределы средневекового мира

Задание на сравнение хронологических рамок «древнего мира» и «средневековья». Задание на определение

понятий урока,

Задание на работу с контурной картой

Учебник

С. 6-10


Презентация

Тема 1. Западная и центральная Европа в V-VIII вв.



Древние германцы и Римская империя.

Урок изуче-

ния нового

материала




Германские племена. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев

Сравнивать общество

древних германцев и

общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга



Сравнить

богов древних греков и

богов германцев


§1






Картина



Христианская церковь и королевство франков в 6-8 веках.

Комбиниро-

ванный

урок

Королевская власть при Хлодвиге Принятие христианства.

Законы франков.

Уметь использовать

текст исторического источника при ответе на вопрос

Сравнить

власть короля

и впасть

вождя

§2



Картина



Империя Карла Великого Феодальная раздробленность.

Урок при-

менения

знаний

(практикум)



Возникновение и рас-

пад империи Карла

Великого




Определять на основе изученного материала

причины и следствия

важнейших исторических событий


В чем причины распада империи Карла Великого и периода феодальной раздробленности

§3







атлас



Западная Европа в IX-XI веках

Комбиниро­ванный урок


Слабость королевской власти во Франции.

Образование Священной Римской империи. Норманны


Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории

Проанализировать причины слабости королевской власти во Франции,

Сопоставить правду и вымысел в легендах о короле Артуре

§4


Презентация



Культура Западной Европы в раннее средневековье


Урок при­менения знаний (практикум)


Представления о мире в Средние века. Королингское Возрождение. Литература


Уметь работать с раз­личными источниками дополнительной информации


Чем обучение в монастыр­ской школе отличалось от обучения в современной школе

§5


Картина

Презентация

Тема 2. Византийская империя и славяне (2 часа)




Византийская империя и славянские государства в XII VI -XV веках. веках. Культура Византии

Урок изуче­ния нового материала


Юстиниан и его прав­ление. Войны Юстиниана.


Уметь анализировать и сравнивать историче­ские факты


Сравнить об­разование, науку и архи­тектуру в Ви­зантии и в Западной Ев­ропе \/1-Х! вв.

§6-7


Презентация

атлас



Образование сла­вянских государств


Урок при­менения знаний (практикум)


Образование славян­ских государств


Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять

план


Рассказать о взаимоотношениях Ви­зантии и Болгарии (с точки зре­ния болгарина и византийца)

§8


Презентация

атлас

Тема 3. Арабы в VI-XI веках (2 часа)




Возникновение ислама Арабский халифат, его распад.

Урок изуче­ния нового материала


Древняя Аравия: при­рода, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны

арабов



Раскрывать систему управления арабами. Объяснять объедини­тельную роль ислама. Знать основы вероучения ислама и обязанности мусульман. Рассказать об основных завоеваниях арабов.

Нанести на карту террито­рии, завоеван­ные арабами. Подготовить сообщение о развитии образования. науки, литературы

§9


Презентация

атлас



Культура стран халифата.

Урок при-

менения

знаний и

формирова-

ния умений

(практикум)


Образование, литерату-

ра, искусство, медицина






Объяснить причины распада Арабского халифата Рассказывать о развитии культуры в странах

халифата

Сравнить культуру Византийской империи и

стран халифата (выделение общего и особенного)

§10







Картина

Презентация

Тема 4. Средневековое европейское общество. (4часа)



В рыцарском замке

Урок при-

менения

знаний и

формирова-

ния умений


Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальная присяга.

Кодекс рыцарской чести.

Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские доспехи. Турниры. Гербы. Литературные произведения

Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и

образ жизни, занятия средневекового феодала. Используя текст и иллюстрации учебника, составлять описание феодала

Составить

рассказ

«День фео-

дала»


§11






Презентация



Средневековая деревня и ее обитатели.

Урок при-

менения

знаний и

формирова-

ния умений


Феодальные отношения,

натуральное хозяйство.

Жизнь и быт крестьян




Описывать условия и

образ жизни, занятия

средневекового зави-

симого крестьянина




Задание на составление сравнительной таблицы «Жизнь и быт раба, колона, зависимого крестьянина»

§12





Презентация




Средневековый город

Урок приме-

нения зна-

ний и фор-

мирования

умений

Происхождение городов.

Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Города-

республики. Зарождение демократических порядков

Называть причины возникновения городов в Средние века. Описывать облик средневекового города. Раскрывать систему самоуправления в городе

Описать средневековый город, сравнить город-коммуну и город-республику

§13,14




Презентация




Горожане и их образ жизни

Комбиниро-

ванный

урок




Городское самоуправление Городские ремесла и ремесленники. Борьба ремесленников. Ремесленные цехи, гильдии. Торговля и ярмарки. Жизнь и быт горожан

Рассказывать о возник-

новении ремесленных

цехов и купеческих

гильдий в Средние века

Сравнить натуральное и товарное хозяйство

(общее и

особенное}

§15



Презентация


Тема 5. Католическая церковь . Крестовые походы.



Католическая церковь в средние века

Урок изуче-

ния нового

материала




Разделение церквей. Германские императоры и церковь.

Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви. Еретики, ересь. Борьба церкви с еретиками

Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную, источники богатства церкви. Раскрывать причины возникновения ереси

Установить

последовательность и длительность событий

§16





Презентация

атлас



Могущество папской власти. Крестовые походы.

Урок изуче-

ния нового

материала

Крестовые походы

и их последствия


Раскрывать причины

и последствия крестовых походов


Определить участников всех крестовых походов

§17




Презентация

атлас

Тема 6. Государства Европы в XIV-XV вв. 8 часов



Объединение Франции

Комбиниро-

ванный

урок





Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями.

Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты

Причины усиления королевской власти.

Объяснять причины

усиления королевской

власти во Франции.

Перечислять характер-

ные черты сословной

монархии





Задание на классификацию государственной власти по указанным признакам. Выявить общее и особенное в сословно-представительной монархии Франции и Англии

§18

атлас



Что англичане считают началом своих свобод

Комбиниро-

ванный

урок





Генрих II и его реформы. «Великая хартия вольностей». Английский парламент

Учиться извлекать полезнуюинформацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять

Объяснить, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод

§19






Презентация



Столетняя война.

Комбиниро-

ванный

урок

Причины поражения французов при Креси и Пуатье. Крестьяне и феодалы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Поражение англичан. Итоги войны

Излагать причины

Столетней войны.

Сравнивать армии анг-

личан и французов,

оценивать их боеспо-

собность

Установить

последова-

тельность и

длительность

Столетней

войны

§20


атлас



Крестьянские восстания.

Комбиниро-

ванный

урок



Крестьянские восстания

в Англии и Франции.

Восстание в Лондоне



Называть причины, воззвание восстания крестьян в Англии и Франции. Сравнивать цели и реальные действия крестьян в Англии и Франции. Знать последствия крестьянских выступлений

Сравнить цели, реальные действия и последствия крестьянских выступлений в Англии

и Франции

§20


Презентация

атлас



Усиление королевской власти в конце XV в.

во Франции

и в Англии




Комбиниро-

ванный

урок


Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти. Война Алой и Белой

розы. Установление сильной центральной власти в Англии.

Последствия превращения Англии и Франции

в централизованные

государства

Объяснять причины ук-

репления централизо-

ванного государства во

Франции. Объяснять,

какую роль сыграна

война Алой и Белой

розы в становлении и

укреплении централи-

зованного государства

е Англии

Определить существенные черты централизованного государства. Выявить общее и особенное в централизованных государствах Франции и Англии

§21


Презентация

атлас



Реконкиста Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Урок изуче-

ния нового

материала





Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия. Реконкиста и ее хозяйство. Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании. Папство в Х1У-ХУ вв. Раскол в католической церкви

Показывать на карте государства, расположенные на Пиренейском

полуострове. Объяснять понятие

«реконкисты» и рассказывать о ее ходе. Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия

Сравнить

английский

парламент,

Генеральные

штаты

и Кортес


§22


Картина



Германские государства в 12-15 веках. Расцвет итальянских городов


Комбиниро-

ванный

урок


Германские государства

в Х11-ХУ вв.

Расцвет римских

городов



Уметь анализировать,

сравнивать изученный

материал, выделять

общее и особенное


Почему в Германии в отличие от Франции и Англии

не возникло централизованного государства

§23-24









Гуситское движение в Чехии.

Урок изуче-

ния нового

материала


Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Падение Константинополя. Значение гуситского движения

Объяснять, почему гуситское движение называют национальным.

Рассказать о ходе и ре-

зультатах гуситского

движения

Подготовить

характеристи-

ку Яна Гуса

и Яна Жижки


§25


Картина

КТ



Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Урок при-

менения

знаний и

формирова-

ния умений


Завоевание сельджу-

ков и османов.

Падение Византии.

Османская империя


Уметь работать с тек-

стом учебника


Почему Восточная Римская империя смогла просуществовать на тысячу лет больше, чем Западная Римская империя

§26

Картина

Презентация

Тема 8. Культурное наследие Средневековья. 4часа



Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья.

Урок при-

менения

знаний и

формирова-

ния умений

Средневековая наука. Средневековое образование. Средневековая литература. Архитектура, скульптура и живопись

Рассказывать о содержании средневековой литературы, объяснять

ее сословный характер. Раскрывать особенности средневековой архитектуры, скульптуры, живописи

Сравнить развитие науки и образования в раннем средневековье в период раннего Возрождения

§27-28



Презентация



Культура раннего Возрождения и Италии

Комбинированный урок

Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке Воспитание нового человека. Первые гуманисты

Уметь работать с раз­личными источниками

информации

Что нового принесло искусство Возрождения?

§29

Презентация



Научные открытия и изобретения

Урок при­менения

знаний и

формирова-

ния умений



Технические открытия и изобретения Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Развитие мореплавания и ответственности. Изобретение книгопечатанья

Уметь работать с раз­личными источниками

информации

Когда и бла­годаря чему начались Великие географические открытия?


§30





Презентация

Тема 9. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья. (V-XV вв.) 4часа



Средневековый

Китай







Урок изуче-

ния нового

материала






Китай Борьба с кочевниками.

Всекитайская империя. Особенности социального и государственного строя Китая.

Внешняя и внутренняя политика династии Манн. Культура средневекового Китая, ее общечеловеческая зависимость

Рассказывать о внутренней и внешней политике династии Манн.

Объяснять причины колониальных вторжения в Китай. Объяснять причины крестьянских выступлений и гражданской смуты. Рассказывать о культуре Китая, ее общечеловеческой значимости

Задание на

работу с кар-

той восстаний

и гражданской смуты. Раскрыть значение китайской куль

туры

§31



Презентация



Средневековое общество в Индии


Урок изуче-

ния нового

материала






Особенности экономического и политического развития Индии.

Делийский Султанат. Появление европейских колонизаторов на юге Индии. Империи Великих Монголов. Индийская культура и ее специфические

формы

Раскрывать политиче-

ское устройство индий-

ских княжеств до втор-

жения мусульман;

значение индийской

культуры


Задание на выявление последовательности событий. Объяснить влияния индийской культуры на мировую историю и культуру

§32


Презентация



Доколумбовы цивилизации Америки.

Комбиниро-

ванный

урок



Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Государство, религия и общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в Южной Америке. Культура доколумбовой Америки, ее общекультурная значимость

Рассказывать о возникновении государства у ацтеков, религии и государственном устройстве. Рассказывать о религии и государственном устройстве у майя и инков, о культуре доколумбовой Америки,

объяснить ее значение. Раскрывать особенности политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев

Сравнивать

политическое

и общественное устройство

у инков, майя,

ацтеков


§33











Презентация



История средних веков – «темное время»? Урок-повторение.

Повторительно-

обобщающий урок

Систематизировать

и обобщить материал

по изученному периоду

Уметь работать с тестовыми заданиями


Выполнение

тестов, написание эссе





Календарно-тематическое планирование. История России с древнейших времён до конца XVI века


п/п

Дата проведения

Наименование разделов и тем

Форма

проведения учебного занятия

Элементы содержания образования, отрабатываемые на уроке

Виды деятельности

Вид контроля, измерители

Дом. задание

Информационное сопровождение

План

Факт

1



Введение. История России – часть

Всемирной истории

Вводный

урок

Что изучает история Отечества. История России- часть всемирной истории. История региона- часть истории Родины. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

Основные понятия: историческое время, историческое пространство, исторический источник, летопись, археология, лингвистика, фольклор, нумизматика.

Иметь представление о том, что Россия является частью мировой истории, понять значимость изучения отечественной истории и истории своего региона.

Знать хронологические рамки, основные события, персоналии изучаемого периода, иметь представление об исторических источниках и науках, помогающих изучать историю.


Введение,

стр 4-6

Презентация


Глава1. Русь Древняя (8 часов)

2



Восточные славяне и их соседи

Комбин.


урок

Древние люди на территории нашей страны.

Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Понятия: союзы племен, колонизация, кочевники, каганат, дань, народное ополчение.

Иметь общее представление о предках славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их соседях. Иметь представление об образе жизни соседей славян. Уметь раскрыть их взаимоотношения и взаимовлияние друг на друга.


П.1, 2 стр.7 –19, вопр. и докум. Стр.

13-14, 19,

вопросы к документам,стр.15

Презентация


Карта

3



Занятия, быт и нравы, верования восточных славян.

Урок-

беседа.

Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян.

Понятия: род, родовая община, присваивающее и производящее хозяйство, пашенное земледелие, соседская община, вече, язычество.

Иметь представление об основных занятиях славян, быте. Нравах. Верованиях. Обычаях. Об особенностях их общественного строя и управления (вечевая организация0.

Знать происхождение слова «Русь».


П.1, стр. 8-12. вопросы стр. 13.

Презентация

4



Формирование Древнерусского государства

Комб.

урок

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян.

Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и киев. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве. Норманнский вопрос.

Понятия: государство, дружина, князь, варяги. Воевода.

Знать понятие государство.

Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения древнерусских земель в единое государство. Знать этапы становления древнерусского государства и особенности управления. Хронологические рамки периода. Знать о призвании варягов.

Схема «Основные признаки государства»

П.3, стр.19-27, вопросы стр. 27, работа с докумен-

том стр. 28

Презентация

Карта

5



Первые русские князья

Урок-исследо-

вание

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Понятия: погосты, уроки, полюдье, реформа.

Знать хронологические рамки правления первых киевских князей,иметь представление о деятельности Олега, Игоря,Ольги, Святослава. Об их внутренней и внешней политике.

Работа с документами

П. 4 стр.29-35.вопросы и задания стр. 35, работа с документами и вопросы к документам стр. 35-36.

Презентация

6



Князь Владимир. Крещение Руси.

Школьн.

лекция

Борьба за Киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Понятия: православие, митрополит, монахи, монастыри, ислам, иудаизм.

Знать дату Крещения Руси. Уметь раскрывать причины и значение принятия христианства Русью, понимать место князя Владимира и значение его деятельности в русской истории.


П. 5 стр. 36-42, вопросы и задания стр. 42, работа с документами и вопросы к документам стр. 42-43

Презентация

7



Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром, его сыновьях и внуках.

Комб.

урок

Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Усобицы. Любечский съезд князей. Владимир Мономах. «Устав» Мономаха.

Понятия:княжеская власть, усобицы, бояре, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, династические браки, общинная собственность на землю.

Знать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого. Иметь представление о системе управления Древнерусским государством. Знать особенности социально-экономического развития Руси. Знать пути формирования феодальной собственнсти на землю и ее формы.

Работа с картой. Составление таблицы «Формы земельной собственности на Руси»

П.6, стр.43-53

.вопросы и задания стр. 53, работа с документами и вопросы к документам стр. 54.

Презентация

8



Культура Древней Руси

Комб. урок

Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество.

Возникновение письменности. Нестор. Летописи. Просвещение. Литература. Зодчество. Художественное оформление архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Понятия:культура, патриотизм. Былина, летопись, устав, житие, фреска, мозаика, зернь, скань, эмаль, самобытность

Иметь представление о самобытном характере древнерусской культуры, синтезе культурного наследия восточных славян. Соседних народов и византийских традиций.Знать о выдающихся достижениях древнерусской культуры.

Работа с иллюстра -

циями

П.7, стр. 55-62,

.вопросы и задания стр. 63,

Презентация

9



Быт и нравы Древней Руси

Урок-

Исследо-вание

Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Понятия: образ жизни. хоромы, слобода, изба, горница, сени, гридница. Зипун, лапти, онучи.

Иметь представление о жизни и нравах жителей Древней Руси. Знать об особенностях жилища и одежды, предметах быта и оружии.

Работа с иллюстрациями учебника.


Тест

П.8,стр. 63-71,

работа с документами и вопросы к документам стр. 71-72

Презентация

10



Обобщающее повторение «Древняя Русь»

Применение знаний и умений


Уметь определять термины, главные события, основные достижения истории и культуры изученные в главе.

тест



Глава2. Политическая раздробленность на Руси. (9 часов)

11



Раздробление Древнерусского государства

Комб. Урок.

Социально-политические и экономические предпосылки раздробления. Русь и степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель.

Междукняжеские отношения и усобицы. Идея единства Руси. Последствия раздробления Руси.

Понятия: политическая раздробленность. Удел. Посадник, эксплуатация.

Уметь анализировать причины раздробления Древнерусского государства. Знать события , последовавшие после смерти Ярослава Мудрого. Любечский съезд князей. Уметь характеризовать

последствия раздробления государства. Знать систему управления в период раздробленности.


П.9. стр. 73-83, вопросы стр. 84,

работа с документами и вопросы к документам стр. 83-84.

Презентация


Карта

12



Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество.

Комб.

урок

Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Знать о формировании трех типов государственности: республики, монархии и аристократии.Об особенностях управления в этих землях,политческом. Экономическом развитии русских земель в период раздробленности.

Работа с картой

П.п. 10-11, стр. 84-89.

вопросы стр. 94,

работа с документами и вопросы к документам стр. 95.

Презентация



Карта

13



Великий Новгород. Галицко -Волынская земля.

Комб.

урок

Территория. Природные и хозяйственные особенности Северо-западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Особенности географического положения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Даниил Галицкий.

Понятия: монархия. Республика. Аристократия, посадник, вече, тысяцкий, владыка.

Знать о формировании трех типов государственности: республики, монархии и аристократии.Об особенностях управления в этих землях,политческом. Экономическом развитии русских земель в период раздробленности

Работа с картой

П.п. 10-11, стр. 89-94.

вопросы стр. 94,

работа с документами и вопросы к документам стр. 95.

Презентация


Карта

14



Монгольское нашествие на Русь

Школьная

лекция

Создание державы Чингисхана. Монгольское завоевание Азии. Сражение на Калке. Вторжение на Русь. Героическая оборона русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Знать причины монгольской экспансии. Даты и основные направления походов монгол на Русь. Уметь показывать героический характер сопротивления завоевателям, понимать историческое значение завоевания монголами Руси.

Работа с картой

П.12, стр. 96-104.

вопросы стр. 104,

работа с документами и вопросы к документам стр. 105-106.

Презентация


Карта

15



Борьба русских земель с западными завоевателями.

Комб.

урок

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Понятия6 рыцарский орден, крестовые походы, агрессия.

Уметь рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов. Знать об александре Невском, его роли в русской истории. Знать даты сражений. Уметь раскрывать историческое значение победы русских воинов в невской битве и ледовом побоище.

План-схема «Невская битва», «Ледовое побоище»

П.13, стр.106-112.

вопросы стр. 113,

работа с документами и вопросы к документам стр. 113-114

Презентация


Карта

16



Русь и Золотая Орда.

Комб.

Урок.

Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Понятия: Золотая Орда, вассалитет. Баскак, ордынское владычество, ярлык, ордынский выход.

Уметь анализировать формы зависимости от ордынцев, рассказывать о борьбе русского народа против ордынского владычества. Уметь пояснять позицию , занятую Александром Невским по отношению к Орде, анализировать последствия ордынского владычества на Руси.

Схема»Система управления Золотой Ордой»

П.14, стр.114-119

вопросы стр. 120,

работа с документами и вопросы к документам стр. 120-121

Презентация

17



Русь и Литва.

Школьн.

лекция

Формирование Литовско-русского государства. Присоединение западных русских

Земель к Великому княжеству литовскому. Характер литовско-русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Иметь представление формировании, характере и особенностях Литовско-русского государства. Уметь раскрывать значение присоединения русских земель к Литве.

Работа с картой

П.15. стр.121-127

вопросы стр. 127,


Презентация


Карта

18



Культура русских земель

Урок-

Исслед.

Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Иметь представление об особенностях русской художественной культуры. Знать о выдающихся достижениях русской культуры 12-13 веков в литературе, изобразительном искусстве.


П. 16, стр. 127-136,вопросы стр. 136,

работа с документами и вопросы к документам стр. 136-138

Презентация

19



Обобщающее повторение «Русь в период политической раздробленности»

Применение знаний и умений


Уметь определять термины, главные события, основные достижения истории и культуры изученные в главе.

тест



Тема4 Русь Московская (8 часов)

20



Усиление Московского княжества в Северо – Восточной Руси.

Урок-изучения нового материала

Социально-экономическое развитие Северо-восточной Руси. Политическое устройство Северо -Восточной Руси.

Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь в борьбе за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Понятия: вотчина, поместье, черносошные крестьяне.

Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, иметь представление о политической системе Руси в 14 веке, определять причины возвышения Москвы и превращения ее в центр объединения Руси. Знать о рациональной политике московских князей.


П.17, стр. 139-146, вопросы стр. 146.

Презентация


Карта

21



Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

Комб.

урок

Правление Ивана Калиты. Княжеская власть и церковь.

Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы и Золотой Орды. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша..пнятия: национальное самосознание, тактика, маневр.

Иметь представление о военно-политическом состоянии Руси накануне Куликовской битвы. Знать дату и ход сражения на Куликовом поле. Уметь раскрывать историческое значение Куликовской битвы и роль Дмитрия Донского в истории русского народа.

Карта-схема «Куликовская битва»

П.18, стр. 147-156,

вопросы стр. 155,

работа с документами и вопросы к документам стр. 155-156

Презентация


Карта

22



Московское княжество и его соседи в конце 14 – середине 15 века.

Комб.

Урок.

Василий 1. московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Иметь преставление о внутренней и внешней политике Василия 1.Знать два принципа престолонаследия. Знать причины распада Золотой Орды , причины сближения Литвы и Польши, дату и ход Грюнвальдской битвы, ее значение.

Работа с картой

П.19, стр. 156-164,

вопросы стр. 164,

работа с документами и вопросы к документам стр. 164-166

Презентация


Карта

23



Начало объединения русских земель и создания единого русского государства.

Комб. урок

Конец ордынского владычества. Иван3. присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества.

Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.

Понятия: стояние на Угре. Суверенитет.

Знать событийную канву последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства, иметь представление о том, что ликвидация ордынской зависимости в 1480 году явилась результатом длительных исторических процессов. Уметь анализировать причины и выделять значение образования единого Русского государства.

Работа с картой

П.20, стр. 166-173,

вопросы стр. 173,


Презентация


Карта

24



Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Комб. урок

Василий 3. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 года. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально- крепоснической системы.

Иметь представление о внутренней и внешней политике Василия 3.иметь представление о системе управления единым государством, о возвышении великокняжеской власти. Знать о взаимосвязанных процессах в политической, экономической и социальной сферах.

Знать о начале формирования крепостной зависимости, о категориях русских крестьян.

Тест.

П.21, стр. 174-181,

вопросы стр. 182,

работа с документами и вопросы к документам стр. 182-183

Презентация


Карта

25



Церковь и государство в конце 15 – начале 16 века.

Школьн.

лекция

Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – третий Рим».

Понятия: ересь, монастырь, стригольники, иосифляне, нестяжатели.

Иметь представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества, характеризовать мнастырскую жизнь. Уметь сопоставлять взгляды нестяжателей и иосифлян. Знать понятие «Москва –третий рим».

Исторический диктант

П.22, стр. 183-190,

вопросы стр. 191,

работа с документами и вопросы к документам стр. 191-192

Презентация

26



Культура и быт в 14-начале 16 века

Комб. Урок..

Исторические условия , особенности и основные тенденции развития русской культуры в 14-16 веках. Культурный взлет после Куликовской битвы. Москва – центр складывания культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Житийная литература. Исторические повести. Памятники куликовского цикла. Главные сооружения Московского кремля. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Понятия: полуустав, эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, энциклопедия.

Знать о значении образования единого государства как фактора формирования национальной русской культуры. Уметь определять уровень развития культуры в 14-16 веках. Знать достижения русского просвещения, особенности развития русской литературы. Знать дату начала книгопечатанья и значение этого события.

Работа с иллюстрациями

П.28. стр 245-255.

Вопросы стр 255

Презентация

27



Основные социальные слои Российского государства в 14-начале16 века.

Комб. Урок.

Знатные люди Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Понятия: владельческие крестьяне, черносошные крестьяне. Дворцовые крестьяне. Юрьев день, пожилое, тягло, феодально-крепостническая система. Служилые люди, помещик.

Знать о начале формирования феодально-крепостнической системы, о зависимых категориях русского населения. Уметь сравнивать положение различных категорий населения и делать выводы. Иметь представление о быте разных категорий населения.


Конспект

Презентация

28



Начало правления Ивана 4.

Школьн.

лекия

Социально-экономические и политические итоги развития русского государства в начале 16 века.. ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана 4 на царство. Восстание 1547 года.

Понятия: централизованное государство, реформа. Дворяне. Казачество. Стрелецкое войско.

Знать экономические, политические и социальные условия развития страны. Уметь анализировать предпосылки централизации страны. Уметь давать характеристику Ивана грозного как исторической личности.


П.23, стр. 192-201,

вопросы стр. 201,

работа с документами и вопросы к документам стр. 201

Презентация


Карта

29



Реформы Избранной рады

Школьн.

лекция

Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550года. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Понятия:сословно-представительная монархия, приказная система, Земский собор, Церковный собор, заповедные лета.

Иметь представление о реформах Избранной рады, направленных на централизацию страны и согласование интересов государства с интересами населения. Уметь анализировать Судебник Ивана Грозного 1550года.

Зать значение первого Земского собора.

Знать причины и значение складывания в россии сословно-представительной монархии.


П.23, стр. 192-201,

вопросы стр. 201,

работа с документами и вопросы к документам стр. 201

Презентация

30



Внешняя политика Ивана 4

Комб. Урок.

Внешнеполитические успехи России в 50 годы. Присединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей страны. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханств и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака в Сибирь. Покорение Сибири.

Понятия: казачество, стрелецкое войско, дворяне, засечная черта, ясак, острог.

Иметь представление об основных направлениях внешней политики Ивана Грозного, о складывании многонациональной основы Российского государства. Знать основные даты, характер , ход и результаты Ливонской войны, причины и значение присоединения Казанского , астраханского и Сибирского ханств.


П.24, стр. 202-212,

вопросы стр. 212,

работа с документами и вопросы к документам стр. 212-214

Презентация


Карта

31



Опричнина. Итоги опричной политики.

Урок-исслед.

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60 х годов. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана Грозного на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины.

Понятия: опричнина, деспотизм,

террор, земщина, заповедные лета.

Знать причины, характер, основные этапы , результаты и последствия опричнины.


П.25стр. 214-220, вопросы стр. 221, работа с документами стр. 221

Презентация


Карта

32



Культура и быт в 16 веке.

Комб.

Урок.

Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатанья. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Понятия: шатровый стиль, иконостас, фреска, икона, юродивый.

Иметь представление о развитии русской художественной культуры и каменного зодчества, формировании национальной живописной школы. Знать о выдающихся достижениях русской архитектуры и живописи.

Сообщения по темам

П.26-27, стр. 231,243

вопросы стр. 231,243

работа с документами и вопросы к документам стр. 231-232,243,раз-работка творческих проектов

«Русская культура 15-16 веков»

Презентация

33



Обобщающее повторение «РусьМосковская»

Применение знаний и умений


Уметь определять термины, главные события, основные достижения истории и культуры изученные в главе.

тест



34



Наш край с древности и до конца 16 веках.

Школьн.

лекция

Развитие Иркутской земли с древности и до конца 16 веках.


тест

Конспект, подготовка к контрольной работе.


35/36



Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и западной Европы.

Конференция.

Общее и особенности развития русских земель и стран Западной и Центральной Европы.

Уметь делать сравнения и выводы на основе имеющихся данных.


Контрольная работа,

защита творческих проектов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!