СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. История. 7 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для 7 классов. Разработана к УМК под ред. Торкунова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. История. 7 класс.»

Рассмотрена и рекомендована на заседании

ШМО________________________________

Рук-ль ШМО __________________________

Протокол № _______________

от «___» __________________20___г.



Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №________

от «___» _________________20___г.



Утверждено руководителем ОУ

Приказ № ________________

от «___» _________________20___г.



Рабочая программа

по истории для 7 классов







Составитель: Кендерева Светлана Викторовна

учитель истории и обществознания









2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы) «Просвещение», 2016, программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы (5-9 классы) «Просвещение», 2014.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, результаты изучения курса (личностные, межпредметные и предметные), содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Цели курса: Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в Новое время, объединение различных фактов и понятий всеобщей истории в целост­ную картину развития России и человечества в целом.


Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

  2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Программа курса 7 класса предусматривает систематическое изучение истории Нового времени XVI –XVIII вв. и истории России с XV по XVIII в. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса данного периода. Группировка учебного материала в курсе «Всеобщей истории» осуществляется по регионально - страноведческому принципу, а в курсе «Истории России» — по хронологическо-тематическому. Прослеживается единство стержневых, содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально -политические отношения, культурное развитие), что даёт возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету. При этом максимально учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курса и необходимость достижения общих целей основного общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 68 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю). В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 28 часов и на историю России – 40 часов.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;

- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;

- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА




 История России XVI-XVIII вв.

Россия на рубеже XVI—XVII вв. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъём народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.

Россия в Новое время

Хронология и сущность нового этапа российской истории.

Россия в XVII в. Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян.

Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы.

Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина.

Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.

Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей.

Культура и быт России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Быт и обычаи различных сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).

Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.

Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа; упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.

Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать.

Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.

Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей.

Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А. Нартов.

Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В. В. Растрелли, И. Н. Никитин). Изменения в дворянском быту.

Итоги и цена петровских преобразований.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне (П. А. Румянцев).

Российская империя в 1762—1801 гг. Правление Екатерины II. Политика просвещённого абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачёва и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли.

Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потёмкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооружённых сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).

Культура и быт России во второй половине XVIII в. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов.

Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Историческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи.



Всеобщая история. История Нового времени.

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.

Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения.

Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма*. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.



Первые революции Нового времени. Международные отношения.

Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.

Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.

Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п



Наименование раздела



Количество часов

Теория

Практика


Контр.

Практ.

Лаб.

Проект

Экскур.


История России

1

Введение

1

1

-

-

-

-

-


2

Россия в XVI веке

19

14

1

-

-

4

-


3

Смутное время. Россия при первых Романовых.

19

10

1

-

-

8

-


4

Итоговый контроль знаний

1

-

1

-

-

-

-


Всеобщая история


5

Введение

1

1

-

-

-

-

-


6

Мир в начале Нового Времени

21

15

1



3

2


7

Первые революции Нового времени. Международные отношения

5

4

1

-

-

-

-


8

Итоговый контроль знаний

1

-

1

-

-

-

-



Итого

68

45

6



15

2






















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Форма проведения

История России

Введение

1

Активизировать знания по курсу исто­рии России с древнейших времён до конца XVI в.

Планировать деятельность по изуче­нию истории России XVI-XVII вв.

Характеризовать источники по рос­сийской истории XVI -XVII столетий


1


Введение в изучение курса «История России. XVI-XVII вв»

Урок-путешествие

Россия в XVI в.


























































































19































































Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.

Объяснять значение понятий: приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета. Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Характеризовать отношения Москвы с Литвой, Крымом и казанским ханством. Давать характеристику органов государственной власти.

Характеризовать деятельность Елены Глинской, давать характеристику периода боярского правления. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг.

Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского, хода Ливонской войны, похода Ермака и др. Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства. Систематизировать материал об основных процессах социально-экономического и политического развития страны в XVI в. (закрепощении крестьян, укреплении самодержавия и др.)


2


Мир и Россия в начале

эпохи Великих географических открытий


Урок-путешествие

3


Территория, население и

хозяйство России в начале XVI в.


Урок-исследование

4


Формирование единых государств в Европе и России

Урок-исследование

5


Российское государство в

первой трети XVI в.

Урок-исследование

6


Завершение объединения русских земель

Урок-исследование

7


Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

Урок-исследование

8


Начало правления Ивана IV

Урок-исследование

9


Реформы Избранной рады

Проект

10


Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

Урок-путешествие

11


Внешняя политика

России во второй половине

XVI в.: восточное и южное направления

Урок-исследование

12


Внешняя политика

России во второй половине

XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война

Урок-исследование

13


Российское общество

XVI в.: «служилые» и «тяглые»

Урок-исследование

14


Народы России во второй половине

XVI в.

Урок-путешествие

15


Опричнина

Проект

16


Итоги царствования Ивана IV

Проект

17


Россия в конце XVI в.

Урок-путешествие

18


Церковь и государство

в XVI в.

Урок-исследование

19


Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

Проект

20


Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.»

Контрольная работа

Смутное время. Россия при первых Романовых

19

Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI века. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова.

Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец, интервенция. Раскрывать, в чем заключались причины Смуты начала XVI в.

Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия.

Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России». Показывать на исторической карте направления походов отрядов под предводительством И. Болотникова. Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников. Характеризовать последствия Смуты для Российского государства. Показывать на исторической карте направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения.

Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений. Характеризовать роль и значение Земского собора. Характеризовать личность и деятельность Михаила Романова. Показывать на карте изменения территории Российского государства.

Давать оценку событиям смутного времени.

Систематизировать знания об исторической эпохе.

Объяснять смысл понятия Новое время с привлечением знаний из всеобщей истории.

Излагать содержащиеся в учебниках суждения историков о хронологических рамках Нового времени в России. Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVII в.

Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича, царя Федора Алексеевича.

Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в.


21


Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в.

Урок-исследование

22


Смута в Российском

Государстве: причины, начало


Проект

23


Смута в Российском

Государстве: борьба с интервентами

Проект

24


Окончание Смутного времени

Урок-исследование

25


Экономическое развитие России в XVII в.

Урок-исследование

26


Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

Урок-исследование

27


Изменения в социальной структуре российского общества

Урок-исследование

28


Народные движения в XVII в.

Урок-путешествие

29


Россия в системе

Международных отношений: отношения со странами Европы

Урок-исследование

30


Россия в системе

Международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем

Урок-исследование

31


«Под рукой» российского государя: вхождение Украины

в состав России

Урок-исследование

32


Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха

Никона и раскол

Урок-исследование

33


Народы России в XVII в.

Проект

34


Народы Сибири в XVII в.

Проект

35


Русские путешественники

и первопроходцы XVII в.

Проект

36


Культура народов России в

XVII в.

Проект

37


Cословный быт и картина

мира русского человека в

XVII в.


Проект

38


Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа

в XVII в.

Проект

39


Итоговый контроль знаний по курсу «История России. 7 класс»

Контрольная работа

Подведем итоги

1

Систематизировать знания об исторической эпохе

40


Подведем итоги

Круглый стол

Всеобщая история


Введение

1

Объяснять значение понятия Новое время. Характеризовать источники, рассказывающие о Новом времени, в том числе памятники этой эпохи, сохранившиеся в современном мире

41


От Средневековья к Новому времени


Урок-путешествие

Мир в начале нового времени

21

Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях.

Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах.

Рассказать об условиях развития предпри­нимательства.

Сравнивать положение буржуазии и джен­три в раннее Новое время.

Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе.

Выявлять и обо­значать гуманистические тенденции в изо­бразительном искусстве.

Объяснять влияние научных открытий Нового времени на техни­ческий прогресс и самосознание человека.

Раскрывать смысл, формулировать содер­жание понятия «Реформация».

Называть при­чины и сущность Реформации. Раскрывать особенности протестантизма.

Обсуждать идею М. Лютера о «спасении верой». Формулировать и аргументировать свою точ­ку зрения по отношению к событиям и про­цессам Реформации.

Указывать причины, цели, средства и идеологов контрреформации.

Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию.

Объяснять, в чём социальный эффект учения Кальвина.

Рассказывать о религиозно-социальном движении в Англии.

Сравнивать позиции католиков и гугенотов.

Объяснять, почему власть встала на защиту церкви. Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами.

Обобщать и систематизировать изученный материал.

42


Технические открытия

Проект

43


Выход к Мировому океану

Урок-путешествие

44


Встреча миров

Урок-путешествие

45


Великие географические открытия


Урок-путешествие

46


Усиление королевской власти в XVI-XVII веках.


Урок-исследование

47


Абсолютизм в Европе.

Урок-исследование

48


Дух предпринимательства преобразует экономику


Урок-исследование

49


Европейское общество в раннее Новое время.


Урок-путешествие

50


Повседневная жизнь.

Урок-путешествие

51


Великие гуманисты Европы


Проект

52


Мир художественной культуры Возрождения


Виртуальная экскурсия

53


Северное Возрождение

Виртуальная экскурсия

54


Рождение новой европейской науки


Проект

55


Начало Реформации в Европе.


Урок-исследование

56


Обновление христианства

Урок-исследование

57


Распространение Реформации в Европе.


Урок-исследование

58


Контрреформация

Урок-исследование

59


Королевская власть и Реформация в Англии.


Урок-исследование

60


Борьба за господство на морях.

Урок-исследование

61


Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции


Урок-исследование

62


Мир в начале Нового времени

Контрольная работа

Первые революции Нового времени. Международные отношения.

5

Называть причины революции в Нидерлан­дах. Характеризовать особенности Голландской республики.

Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах. Формулировать и аргумен­тировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям.

Объяснять причины начала противостоя­ния короля и парламента в Англии. Расска­зывать об основных событиях Гражданской войны.

Обобщать и систематизировать изученный материал.

63


Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций.

Урок-исследование

64


Парламент против короля. Революция в Англии.

Урок-исследование

65


Путь к парламентской монархии

Урок-исследование

66


Международные отношения в XVI-XVII вв.

Урок-исследование

67


Первые революции Нового времени. Международные отношения.

Контрольная работа

Итоговый контроль знаний

1

Систематизировать знания об исторической эпохе

68


Итоговый контроль знаний по курсу «История Нового времени»

Контрольная работа































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Литература для учителя


  1. Юдовская А.Я. История Нового времени. 1500-1800 гг. Учебник. 7 класс.

  2. Юдовская А.Я. История Нового времени в 2-х частях. Рабочая тетрадь. 7 класс. 

  3.  История Нового времени: поурочные разработки по учебнику Юдовская А.Я. История Нового времени. 1500-1800 гг. 7 класс /Автор-составитель А.В. Поздеев.

  4. Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М., Коваль Т. В. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 7 класс.

  5. Баранов П. А. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 7 класс.

  6. Вигасин А. А., Годер Г. И., Шевченко Н. И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы.

  7. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А. В. Торкунова. История России. Учебник 7 класс. В 2-х частях.

  8. О.Н. Журавлева. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс.

  9. Артасов И.А. История России. 7 класс. Контрольные работы.

  10. Воробьева С.Е. История России. 7 класс. Тесты к учебнику А.В. Торкунова. В 2-х частях.

  11. Данилов А.А. История России. 7 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях.

1


1


1



1


1


1



1


1


1



1

Литература для учащихся


  1. Юдовская А.Я. История Нового времени. 1500-1800 гг. Учебник. 7 класс.

  2. Юдовская А.Я. История Нового времени в 2-х частях. Рабочая тетрадь. 7 класс. 

  3. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А. В. Торкунова. История России. Учебник 7 класс. В 2-х частях.

  4. Курукин И.В. История России. 7 класс. Атлас.

  5. Данилов А.А. История России. 7 класс. Сборник рассказов.

  6.  Тороп В.В. История России. 7 класс. Контурные карты.

  7. Данилов А.А. История России. 7 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях.

1


1


1


1

1

1

1

Технические средства


Ноутбук

Телевизор

DVD - проигрыватель

1

1

1

Экранно-звуковые пособия


-


Оборудование класса

схемы, таблицы, картины


ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ,

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Вид работ

Четверть

Тема работы

КИМа

Контрольные работы

I


Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.»

1

II


Итоговый контроль знаний по курсу «История России. 7 класс»

2

III


Мир вначале Нового времени

3

IV

Первые революции Нового времени. Международные отношения.

4

Итоговый контроль знаний по курсу «История Нового времени»

5

Проектные работы

I


Реформы Избранной рады


Опричнина


Итоги царствования Ивана IV


Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.


II


Смута в Российском

Государстве


Смута в Российском

Государстве: борьба с интервентами


III


Народы России в XVII в.


Народы Сибири в XVII в.


Русские путешественники

и первопроходцы XVII в.


Культура народов России в

XVII в.


Cословный быт и картина

мира русского человека в

XVII в.


Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа

в XVII в.


IV

Технические открытия


Великие гуманисты Европы


Рождение новой европейской науки


Лабораторные работы


-


Практикум


-





Контрольные работы

1. «Россия в XVI в.»



1. Сопоставить понятие и определение

определение

понятие

А. наследственное земельное держание

1. барщина

Б. совещательный орган при царе, состоящий из представителей разных сословий

2. оброк

В. Неограниченная власть царя

3. Земский Собор

Г. люди, получившие землю за службу царю

4. самодержавие

Д. земельное владение, передаваемое за службу без права передачи в наследство

5. Боярская Дума

Е. совещательный орган при царе, состоящий из родовитых вотчинников

6. дворяне

Ж. даровая работа в поместье хозяина

7. поместье

З. налог продуктами, ценностями (позднее деньгами) хозяину

8. вотчина

И. форма зависимости крестьян, предполагавшая прикрепление их к земле и подчинение власти землевладельца

9. крепостное право



2. Соотнесите события и даты

1. 1589 г.

А. стояние на реке Угре. Окончание монгольского ига.

2. 1565-1572 гг.

Б. правление Федора Иоанновича

3. 1480 г.

В. Опричнина в России

4. 1584-98

Г. венчание на царство Ивана Грозного

5. 16 января 1547 г.

Д. введение патриаршества в России

6. 1558 – 1582 гг.

Е. Ливонская война

7.1598-1605 гг.

Ж. правление царя Бориса Годунова

3. Соотнесите имя исторического персонажа и события с ним связанные

  1. Иван III

А. обоснование теории о царской власти и борьба с еретиками

  1. Борис Годунов

Б. перестройка московского Кремля (Архангельского собора)

  1. Иван IV Грозный

В. Обоснование теории нестяжателей

  1. Василий III

Г. принятие первого общего свода законов - Судебника

  1. Федор Иоаннович

Д. денежная реформа

  1. Иосиф Волоцкий

Е. Избранная рада, опричнина

  1. Нил Сорский

Ж. победа в московской усобице

  1. Елена Глинская

З. введение патриаршества



4. Уберите лишнее имя. Поясните ПОЧЕМУ?

ИванIII, Василий III, Иван IV, Федор Иоаннович, Борис Годунов

5. Дать письменный ответ «Итоги царствования Ивана Грозного»


2. Итоговый контроль знаний по курсу «История России. 7 класс»

Тестовый контроль

Вариант 1

1. Успех стремительного восшествия Лжедмитрия I на российский престол объясняется:

1) надеждой народа на доброго и справедливого царя

2) поддержкой польской армии

3) признанием иностранных государств

4) поддержкой всего боярства и дворянства

2. На русский престол боярское правительство приглашало:

1) королевича Владислава

2) польского короля Сигизмунда

3) Лжедмитрия II

4) Дмитрия Пожарского

3. Минин и Пожарский прославились в русской истории как руководители:

1) крестьянского восстания

2) обороны Смоленска

3) Второго ополчения

4) заговора бояр против Лжедмитрия I

4. Иностранное вмешательство во внутренние дела России в период Смутного времени осуществляли:

1) Дания, Норвегия

2) Речь Посполитая, Швеция

3) Англия, Швеция

4) Турция, Крымское ханство

5. Система местничества была окончательно отменена в:

1) 1649г. 3) 1662 г.

2) 1653 г. 4) 1682 г.

6. Повинности в пользу государства не несли:

1) черносошные крестьяне

2) жители белых слобод

3) мелкие ремесленники и купцы

4) владельческие крестьяне

7. Боярская дума была:

1) совещательным и распорядительным органом при царе

2) законодательным органом власти

3) центральным органом исполнительной власти

4) небольшим кругом доверенных лиц царя

8. Во главе уездов стояли:

1) посадники 3) думные дьяки

2) наместники 4) воеводы

9. Земские соборы собирались чуть ли не ежегодно:

1) во второй половине XVI в.

2) в первой половине XVII в.

3) в середине XVII в.

4) в конце XVII в.

10. Ядром повстанческой армии Степана Разина были:

1) посадские люди 3) казаки

2) крестьянские отряды 4) стрелецкие отряды

11. Одна из причин Раскола:

1) властная, честолюбивая фигура Никона

2) изменения обрядовой стороны веры

3) исключение ряда церковных праздников

4) кардинальные изменения в церковных правилах

12. Один из итогов внешнеполитической деятельности Бориса Годунова:

1) заключение «Вечного мира» с Речью Посполитой

2) вхождение территории Западной Сибири в состав России

3) разгром крымских татар

4) получение выхода к Балтийскому морю

13. Для служилых людей «по отечеству» было характерно:

1) наследование службы

2) получение «земельного жалованья» — поместья

3) получение права заниматься ремеслом и промыслами

4) наем на иноземную службу

14. Новое явление в русской архитектуре второй половины XVII в.:

1) московское (нарышкинское) барокко

2) византийский стиль

3) готический стиль

4) шатровый стиль

15. «Казачьей республикой» называли:

1) Левобережную Украину

2) донское казачество

3) Запорожскую Сечь

4) кубанских казаков

16. Отметьте верные утверждения.

1) В XVII в. увеличилась потребность в образованных людях.

2) Летописи в XVII в. потеряли свое былое значение.

3) Театр появился в России при дворе Михаила Романова.

4) В домах бояр и дворян считалось обязательным иметь библиотеку.

5) В домах богатого посадского населения в XVII в. появляются шкафы.

6) В XVII в. в домах крестьян оконные пластины изготовляли в основном из слюды.

7) Льняная рубаха была основой женского гардероба.

Вариант 2

1. Смутным временем в России называют:

1) конец XVI в.

2) конец XVI — начало XVII в.

3) начало XVII в.

4) первую половину XVII в.

2. Особую роль в событиях Смутного времени сыграло:

1) боярство 3) крестьянство

2) посадское население 4) казачество

3. Центр освободительного движения, где стало формироваться Второе ополчение:

1) Владимир 3) Смоленск

2) Тула 4) Нижний Новгород

4. Одна из причин свержения Лжедмитрия I:

1) усиление налогового гнета

2) роспуск повстанческого войска

3) приближение к царскому двору польских шляхтичей

4) отстранение боярства от государственных дел

5. Новое явление в развитии сельского хозяйства во второй половине XVII в.:

1) механизация сельскохозяйственного производства

2) специализация отдельных районов страны

3) появление трехпольного севооборота

4) подсечно-огневая система земледелия

6. Главная обязанность служилых людей «по отечеству»:

1) военная служба

2) служба в приказах

3) сбор налогов

4) участие в управлении государством

7. Основную часть доходов казачество получало от:

1) промыслов 3) мануфактур

2) земледелия 4) военной службы

8. Для владельческого крестьянства было характерно:

1) сохранение личной независимости

2) работа на барщине и уплата оброка

3) несение повинностей в основном в пользу государства

4) владение обширными землями в основном в Поморье и Сибири

9. Собрание представителей всех русских земель:

1) Боярская дума 3) парламент

2) Земский собор 4) Избранная рада

10. Крупные военно-административные единицы, появившиеся во второй половине XVII в.:

1) уезды 3) уделы

2) воеводства 4) поместья

11. К середине XVII в. самодержавная власть царя опиралась на:

1) государственный аппарат и армию

2) сословное предпринимательство

3) боярство

4) армию и наемные полки

12. При Алексее Михайловиче:

1) резко сократилось число приказов

2) возникла Боярская Дума

3) образовалась Избранная рада

4) возник Приказ тайных дел

13. Самая распространенная форма крестьянского протеста в XVII в.:

1) побег

2) поджог и разорение помещика

3) революция

4) забастовка

14. Войско Запорожское присягнуло на верность российскому царю на Переяславской раде в:

1) 1657 г. 2) 1687 г. 3) 1654 г. 4) 1688 г.

15. Униатская церковь — это союз:

1) православной и мусульманской церквей

2) православной и католической церкви

3) православной, католической и мусульманской церквей

4) католической и мусульманской церквей

16. Отметьте верные утверждения.

1) Преемником Ивана IV на русском престоле стал Борис Годунов.

2) Одной из причин Смутного времени стало пресечение династии Рюриковичей.

3) Шведская знать оказала большую поддержку Лжедмитрию I.

4) Мирный договор со Швецией, подписанный Василием Шуйским, послужил поводом к восстанию под предводительством И. Болотникова.

5) В 1608 г. в стране имелось два центра власти с двумя столицами: в Москве и Тушино.

6) Кузьма Минин был одним из руководителей Первого ополчения.

7) На первом этапе восстание Степана Разина было походом «за добычей».

Задания

— Разделитесь на две команды. Победит та команда, которая быстрее соперников выполнит задания и правильно ответит на вопросы.

1. Расположите события в хронологической последовательности.

A) поход под предводительством С. Разина «за зипунами»

Б) церковная реформа

B) Соловецкое восстание

Г) деятельность Филарета как соправителя царя Д) Соляной бунт

Е) поражение повстанческого войска С. Разина под Симбирском

Г—Д—Б—В—Я—А—Е

2. Соотнесите период и событие

1

1610—1611 гг.

Б

2

1609—1611 гг.

А

3

1605—1606 гг.

Г

4

1606-1607 гг.

Д

5

1598-1605 гг.

В

A) оборона Смоленска под руководством воеводы М. Шеина

Б) Семибоярщина

B) царствование Б. Годунова

Г) правление Лжедмитрия I

Д) восстание под предводительством И. Болотникова

3. Соотнесите категорию население и ее характеристику.

1

Владельческие крестьяне

В

2

Черносошные крестьяне

Г

3

Дворяне

Л

4

Казаки

Б

5

Гости

д

A) часть первого сословия — главная опора царской власти

Б) вольные люди, служившие по найму

B) крестьяне, являющиеся собственностью бояр, дворян, духовенства, царской семьи

Г) лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности

Д) крупные купцы, ведущие торговлю с иностранными государствами

4. Соотнесите имя правителя и результат его деятельности.

1

Василий III

Е

2

Елена Глинская

Г

3

Иван IV

Л

4

Федор Иванович

З

5

Борис Годунов

Б

6

Василий Шуйский

Ж

7

Михаил Федорович

В

8

Алексей Михайлович

д

A) присоединение Астраханского и Казанского ханств

Б) развитие торговли со странами Европы, попытка заключения мира со Священной Римской империей

B) значительное укрепление царской власти, вхождение в Боярскую думу представителей незнатных родов

Г) введение единой для страны денежной единицы — московского рубля

Д) учреждение Приказа тайных дел

Е) завершение объединения русских земель

Ж) подавление восстания И. Болотникова

3) возврат России Ивангорода, Яма, Копорья, Корелы

5. Соотнесите понятие и определение.

1

Барщина

Г

2

Оброк

А

3

Тягло

В

4

Поземельная подать

Б

5

Подворная подать

Д

A) повинность крестьян, обязанных отдавать феодалу определенное количество продуктов или денег

Б) налог, исчислявшийся из количества закрепленной земли

B) денежные и натуральные повинности, которые несли крестьяне и посадские люди

Г) работа зависимого крестьянина на поле или в хозяйстве феодала

Д) часть государственного налога, определенного властью для города иди сельской общины и распределенная между дворянами

6. Соотнесите имя первопроходца и его достижение.

1

Семен Дежнев

Д

2

Василий Поярков

Г

3

Ерофей Хабаров

В

4

Владимир Атласов

А

5

Ермак Тимофеевич

Б

A) экспедиция на Камчатку и первые сведения о Японии

Б) захват столицы Сибирского ханства

B) составление «Чертежа реки Амур»

Г) описание живущих на Амуре народов

Д) прохождение пролива между Азией и Америкой

7. Распознайте историческую личность по ее описанию.

1) Сведения о его происхождении настолько противоречивы, что прошлое его остается совершенно неизвестным; можно только, в виду хорошего знания им церковных книг, заключать, что он был из духовных по рождению или службе. Народ дал этому сознательному обманщику меткое прозвище — «Вор», с которым он и перешел в историю. В 1608—1609 гг. он обосновался у подмосковного села Тушино, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой польской интервенции бежал в Калугу, где был убит. (Лжедмитрий II — Тушинский вор.)

2) В «Летописной книге» Семена Шаховского говорится, что этот царь, взошедший на престол после пресечения династии Рюриковичей, «красотой славился, внешностью своей, превзойдя многих, роста он был среднего, большим умом отличался и был весьма красноречив, благочестив и нищелюбив. Многое он делал на благо государства своего и большую заботу проявлял и всякие диковинки создавал». (Борис Годунов.)

3) Он стал царем в 16 лет. Во время его царствования произошли крупные народные восстания, но все они были подавлены. Произошло также воссоединение Украины с Россией. (Алексей Михайлович.)

4) Он руководил восстанием на юге России. Собрал большое войско, рассылая так называемые «прелестные письма». Ненавидел воевод и церковников. В народе о нем сложено много песен и стихов. (Степан Разин.)

8. Укажите ошибки в тексте.

Возглавил церковные реформы протопоп Аввакум (патриарх Никон), вернувшийся из польского плена (не был в плену). Он утверждал, что в русских церковных книгах много искажений текста в сравнении с оригиналом. Его противником стал митрополит Никон (протопоп Аввакум). Протопоп Аввакум (патриарх Никон) предложил царю Михаилу Федоровичу (Алексею Михайловичу) разделить с ним власть, за что и был сожжен на костре (осужден на Церковном соборе и заточен в монастырь).





3. Мир вначале Нового времени

Вариант -1

1.Какая страна была лидером по исследованию новых земель:

1).Англия, 2)Франция , 3) Португалия, 4) Италия

2.Кто из мореплавателей первым открыл морской путь в Индию:

1) Б. Диаш, 2) Ф. Магеллан, 3) Васко да Гама,4) А.Веспуччи

3.Какой город в Европе называли « воротами Европы»:

1) Лондон, 2) Париж, 3) Берлин , 4) Антверпен

4.Выбери из предложенного списка художников эпохи Возрождения:

1)Т.Мор,2)Ф.Рабле,3)Леонардо да Винчи,4)Сервантес, 5)А.Дюрер,6)Д.Веласкес

5.Какой из перечисленных ученых был знаменитым врачом:

1)Н.Коперник,2)Д.Брунно,3)Г.Галилей,4)У.Гарвей

6.В каком году началась Реформация в Европе:

1) 1517г., 2) 1520г.,3) 1525 г., 4) 1530 г.

7.Назовите год создания ордена иезуитов:

1)1530 г,,2)1540 г,3) 1550 г.,4) 1555 г.

8. С какой страной Англия боролась за морское первенство:

1) Францией,2) Испанией, 3) Голландией, 4)Данией

9.Какой французский король получил прозвище «славный и добрый»:

1)Карл Х, 2) Генрих II , 3) Генрих III , 4) Генрих IV

10.Ришелье был :

1) первым министром ,2) крупным адмиралом,3)банкиром,4) промышленником

11.Установите соответствие между деятелем культуры и областью в которой он творил

ДЕЯТЕЛЬ ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Э.РОТТЕРДАМСКИЙ А. ЖИВОПИСЬ

2.У. ШЕКСПИР Б. ЛИТЕРАТУРА

3. МИКЕЛАНДЖЕЛО В. ФИЛОСОФИЯ

4.ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Г. СКУЛЬПТОРА

12.Какие четыре из перечисленных событий имели отношение к реформации:

1). 95 тезисов,2) Т.Мюнцер ,3) иезуитов,4)огораживание,5)гуманизм,6)индульгенция

13. Дайте определение понятиям :

Мануфактура

Аутодафе

Эдикт

14.Вставьте пропущенные слова в текст: « Дух (1)_________ преобразует и общество.

Увеличивается численность и богатство буржуазии. Значительная часть городского

населения работает по (2)______________ . Это наемные рабочие.


15. Какие новые черты в экономической жизни общества позволяют говорить о

зарождении капиталистического хозяйства?



Вариант -2

1.Какая страна была лидером по исследованию новых стран :

1)1) Франция ,2) Англия), 3)Испания, 4) Италия

2.Кто из мореплавателей первым совершил кругосветное путешествие:

1). Х.Колумб, 2) Васко да Гама, 3) Ф.Магеллан , 4) Б.Диаш

3. Каждый купец в Европе почти ежедневно до полудня посещал :

1) церковь, 2) ратушу, 3) мануфактуру, 4) биржу

4.Выбери из предложенного списка лиц деятелей литературы эпохи Возрождения:

1) Т.Мор, 2) Ф.Рабле,3)А.Дюрер,4) Сервантес, 5)Д.Бруно,6)У.Шекспир

5.Какой из перечисленных ученых считал источником знаний разум человека:

1) Р.Декарт,2) Д.Локк, 3)Ф.Бэкон, 4)У.Гарвей

6. В каком году началась крестьянская война в Германии:

1) 1517 г., 2) 1520 г., 3) 1525 г, 4) 1535 г.

7. Назовите основателя ордена иезуитов :

1) Ж.Кальвин, 2) М.Лютер, 3) Т.Мюнцер, 4) И.Лойола

8. С какой страной Испания вела борьбу за морское владычество в ХVI веке:

1) Италия, 2) Франция, 3) Англия ,4) Германия

9. В каком году был во Франции был подписан Нантский эдикт :

1)1558 г., 2) 1568, 3) 1588 г, 4) 1598 г

10.Что из перечисленного имеет отношение к Ришелье :

1) был ярым противником реформ

2)поддержка гугенотов во Франции

3)поощрял развитие промышленности ,торговли ,судоходства

4) поощрял дуэли между дворянами

11.Установите соответствие именами ученых и их открытиями

УЧЕНЫЕ ОТКРЫТИЯ

1.И.Ньютон А.разработал учение о естественных правах человека

2.Г.Галилей Б. закон всемирного тяготения

3.У.Гарвей В.открыл спутники Юпитера

4. Д.Локк Г. представление о кровообращении

12.Какие три из перечисленных события имеют отношения к правлению английской

королевы Елизаветы I :

1) Англия добилась успехов в развитии торговли и мореплавании

2) провозгласила протестантскую церковь

3)обожала пиры и праздники

4)преследовала пуритан

5)была ласковой и доброй правительницей

6) не поддерживала корсаров (пиратов)

13. Дайте определения понятиям :

Биржа-

Гугенот-

Талья-

14.Вставьте пропущенные слова в тексте : «..Однако оставалось и старое(1)_______ ,

не желавшее перемен и старавшееся сохранить свои (2)____________ и старый

хозяйственный уклад.

15.Почему именно в конце ХV -начале Х VI века стали возможны Великие

географические открытия?


Ключи к тестам

Вариант -1

1.3

2.3

3.4

4.3,5,6

5.4

6.1

7.2

8.2

9.4

10.1

11.ВБГА

12.1,2,3,6

13.:

Мануфактура-крупное предприятие, где существует разделение труда и ручной труд

Аутодафе-приведение в действие приговора инквизиции

Эдикт- особо важный указ короля

14. 1-предпринимательства

2-найму

15.Развитие внутренней торговли,создание международных торговых компаний,

бирж свидетельствуют о развитии рыночного хозяйства. Развитие мануфактур ,

использование наёмного труда.

Вариант -2

1.3

2.3

3.4

4.4,6

5.1

6.3

7.4

8.3

9.4

10.3

11.БВГА

12.1,2,4

13:

Биржа- место заключения сделок

Гугенот- сторонник протестантов

Талья –основной прямой налог во Франции

14. 1-дворянство

2-привилегии

15. К ХV веку население городов Европы сильно выросло.Быстро развиваются

ремесла,торговля,международгная торговля.Изобретение новых типов кораблей-

каравеллы ,позволило совершать более далекие путешествия при минимуме

экипажа и большой вместимости корабля.Появление огнестрельного оружия

обезопасило эти путешествия.Больших успехов достигла картография ,карты стали

более точными ,а в навигации успешно применяются приборы:компасы и астролябия.

Торговля со странами Востока давала баснословные прибыли в 700-800 %.

2. Первые революции Нового времени. Международные отношения.


Тест по курсу «Новая история» 7 класс, тема: «Первые революции Нового времени и международные отношения». Вариант 1

Часть 1

1.Высший орган государственного управления в Нидерландах

  1. Парламент; 3. Генеральные штаты;

  2. Сейм; 4. Конгресс.

2.Командующий испанской армией, посланный в Нидерланды для подавления мятежа и получивший права диктатора

  1. Филипп II; 3. Карл V;

  2. Герцог Альба; 4.Адмирал Горн.

3.Какие из перечисленных ниже положений привели к испано-нидерландской войне? (укажите ТРИ верных ответа)

  1. Зависимость Нидерландов от Испании, воспринимаемая как национальный гнёт;

  2. Подписание Утрехтской унии;

  3. Религиозная политика Испании – гонения на протестантов;

  4. Различия в языке и культуре;

  5. Грабительская налоговая политика;

  6. Экономическое соперничество Амстердама и Мадрида.

4.К началу XVIII столетия в Англии сложилась двухпартийная политическая система. Партий было две

  1. Католики и пуритане; 3. Тори и виги;

  2. Левеллеры и диггеры; 4. Кавалеры и круглоголовые.

5.Как в Англии назывались последователи кальвинизма?

  1. Гугеноты; 3. Протестанты;

  2. Гёзы; 4. Пуритане.

6.Какие из перечисленных ниже положений явились результатом английских революций в XVII в.? (укажите ТРИ верных ответа)

  1. Уничтожение абсолютной монархии;

  2. Установление парламентской монархии;

  3. Потеря господства на морях;

  4. Передача земли крестьянам;

  5. Английский народ завоевал ряд личных свобод: свободу слова, собраний, личной неприкосновенности.

7.«Первая общеевропейская война» - это

  1. Тридцатилетняя война;3. Испано-нидерладская война;

  2. Северная война; 4. Война за испанское наследство.

8.Тридцатилетняя война закончилась подписанием мира под названием

  1. Эльзасский; 3. Балтийский;

  2. Лотарингский; 4. Вестфальский.

Часть 2

В1.Установите хронологическую последовательность.

  1. Утрехтская Уния; 3. Созыв Долгого парламента в Англии;

  2. Казнь короля и установление в Англии республики; 4. Реставрация династии Стюартов в Англии.

В2. Установите соответствие между событиями и датами.

События

Даты

А) Северная война;

Б) Семилетняя война;

В) Тридцатилетняя война;

Г) Война за испанское наследство.

1) 1756 – 1763 гг.;

2) 1618 – 1648 гг.;

3) 1700 – 1721 гг.;

4) 1701 – 1714 гг.

В3.Укажите тип войска, где служат солдаты, о которых пишет немецкий поэт Пауль Флеминг (1609 – 1640)

«Похвальба пехотинца» (извлечение)

…Когда же, побросав оружие и коней,

Противник побежит с оставленных позиций,

Геройская душа взовьется вольной птицей.

Тогда гуляй и пей приятель дорогой!

Карманы набивай добычей даровой!

Смотри, как воинство отважно атакует

Спасенных жителей! Отечество ликует:

Освободили мы любезных земляков

Сначала от врага, затем от кошельков.

На то ведь и война. Не трогает солдата

Вопрос: кому служить? Была б повыше плата!

В4. Дайте определение понятию «Иконоборчество».

Тест по курсу «Новая история» 7 класс, тема: «Первые революции Нового времени и международные отношения». Вариант 2

Часть 1

1.Название династии, к которой принадлежали испанские короли

  1. Тюдор; 3. Габсбург;

  2. Бурбон; 4. Валуа.

2.Руководитель освободительного движения в Нидерландах

  1. Вильгельм Оранский;

  2. Вице-адмирал Дрейк;

  3. Граф Эгмонт;

  4. Томас Кромвель.

3.Утрехтская уния была заключена в 1579 г. Каковы были основные ее положения (укажите ТРИ из них)?

  1. Это экономический союз;

  2. Это военно-политический союз;

  3. Союз предусматривал раздельное ведение войны против Испании;

  4. Союз предусматривал унитарное устройство, входящих в него провинций;

  5. Союз предусматривал федеративное устройство, входящих в него провинций;

  6. Союз предусматривал совместное ведение войны против Испании.

4.Какие из перечисленных ниже положений явились причинами английских революций в XVII в.? (укажите ТРИ верных ответа)

  1. Конфликт короля с джентри;

  2. Конфликт короля с парламентом;

  3. Экономическая политика: поддержка свободного рынка;

  4. Экономическая политика: поддержка старой цеховой системы и продажа отдельным лицам и компаниям исключительного права на производство каких-либо товаров и на торговлю;

  5. Религиозная политика: преследование пуритан;

  6. Религиозная политика: защита англиканской церкви и пуритан.

5.Английский политический деятель, установивший в 1653 -1658 гг. свой протекторат.

  1. Джон Лильберн; 3. Вильгельм Оранский;

  2. ДжеральдУинстенли; 4. Оливер Кромвель.

6.Как назвалась английская партия, основными положениями которой были: нерушимость королевских прав, сохранение старых традиций, сохранений существующего порядка?

  1. Тори; 3. Левеллеры;

  2. Виги; 4. Кавалеры.

7.В годы Тридцатилетней войны тактику пехотного боя усовершенствовал

  1. Император Фердинанд II; 3. Альберт Валленштейн;

  2. Король ГуставII Адольф;4. Полководец Тилли.

8.Процесс распада Османской империи начался в

  1. XV в.; 3. XVII в.;

  2. XVIв.; 4. XVIII в.

Часть 2

В1. Установите хронологическую последовательность.

  1. Начало освободительной войны в Нидерландах; 3. Начало правления Стюартов;

  2. «Акт единения» между Англией и Шотландией; 4. Сражение при Нейзби в Англии.

В2.Установите соответствие между событиями и датами.

События

Даты

А) Освободительная война в Нидерландах;

Б) Революция в Англии;

В) Война за австрийское наследство;

Г) «Славная революция» в Англии.

1) 1740 – 1748 гг.;

2) 1566 – 1609 гг.;

3) 1640 – 1660 гг.;

4) 1688 – 1689 гг.

В3.Прочтите извлечение из «Новой истории» О.Егера и напишите, о каком исторической событии идет речь.

«После подписания мира гонцы были разосланы с этой радостной вестью ко всем частям войска и отдельным отрядам, а особые печатные объявления распространили повсюду весть об этом великом событии. Многие в Германии не хотели верить этому известию и даже утратили сознательное понимание самого слова «мир».

Для большинства населения Германии мирное течение жизни представлялось уже чем-то сказочным, и совершенно несбыточным казался такой обыденный быт, при котором скот мог в полной безопасности стоять в хлеву, гуси, утки и куры – спокойно бродить по двору, путники – беспрепятственно двигаться по большим дорогам, а добрые люди – веселиться под мирным кровом местных гостиниц и харчевен… И вот, наконец, меч возвращался в свои ножны и обильный поток крови и слез должен был иссякнуть!»

В4.Дайте определение понятию «парламентская монархия».

Ключ к тесту «Первые революции Нового времени и международные отношения»

Вариант 1

Вариант 2

Часть 1

  1. 3

  2. 2

  3. 135

  4. 3

  5. 4

  6. 125

  7. 1

  8. 4

Часть 2

  1. 1324

  2. 3124

  3. Наемное войско;

  4. религиозное движение, направленное на уничтожение предметов культа (в том числе и икон).

Часть 1

  1. 3

  2. 1

  3. 256

  4. 245

  5. 4

  6. 1

  7. 2

  8. 3

Часть 2

  1. 1342

  2. 2314

  3. Вестфальский мир;

  4. государственный строй, при котором верховная власть принадлежит парламенту.



5. История Нового времени

Вариант I

1. Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом, свободу слова, печати, собраний, - это принципы а) либерализма б) консерватизма в) социализма

2. Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн, это представители а) либерализма б) консерватизма в) социализма

3. Гражданский Кодекс или Кодекс Наполеона был издан в а) 1802 б) 1803 в) 1804

4. Тильзитский мир между Францией и Россией был подписан в а) 1805 б) 1806 в) 1807

5. «Битва народов» - решающее сражение под Лейпцигом состоялось в а) 1813 б) 1814 в) 1815

6. Битва при Ватерлоо состоялась 18 июня а) 1813 б) 1814 в) 1815

7. Движение за избирательную реформу в Великобритании а) жакерия б) чартизм в) утопизм

8. Империя, в которой «никогда не заходило солнце», это а) Франция б) Россия в) Великобритания

9. Июльская монархия – это период правления а) Луи Филиппа б) Людовика XVIII в) Наполеона III

10. Первый президент Франции а) Луи Филипп б) Людовик XVIII в) Наполеон III

11. Первым крупным тайным обществом в России стал а) «Союз спасения» б) «Союз благоденствия» в) «Южное общество»

12. Руководителем Северного общества в Петербурге был а) П.И. Пестель б) Н.М. Муравьев в) С.И. Муравьев-Апостол

13. Выступление декабристов состоялось 14 декабря а) 1824 г. б) 1825 г. в) 1826 г.

14. Военный, занимающийся снабжением войск а) адъютант б) интендант в) ассистент

15. Расположите в хронологической последовательности

А. Русско – турецкая война Б. Кавказская война В. Крымская война Г. Русско – иранская война

16. Установите соответствие

1

Французская армия перешла русскую границу и двинулась на Москву

А

Март 1814 г.

2

«Битва народов» под Лейпцигом

Б

18 июня 1815

3

Войска коалиции вошли в париж

В

1821

4

Венский конгресс

Г

1812

5

Битва при Ватерлоо

Д

1813

6

Создание священного союза

Е

Май 1814

7

Смерть Наполеона

Ж

Сентябрь 1815



17. Установите соответствие

1

П.И. Пестель

А

Генерал, который провел реформы и ввел военные поселения

2

Н.М. Муравьев

Б

Генерал – губернатор Петербурга

3

М.А. Милорадович

В

Руководитель Южного общества

4

А.А. Аракчеев

Г

Член Госсовета и министр государственных имуществ

5

А.Х. Бенкендорф

Д

Руководитель, идеолог Южного общества

6

П.Д. Киселев

Е

Министр финансов с 1823г.

7

К.В. Нессельроде

Ж

Министр иностранных дел России с 1823г.

8

Е.Ф. Канкрин

З

Шеф III отделения и корпуса жандармов



18. Расположите в хронологической последовательности

А. Победа русской армии в Закавказье

Б. Начало обороны Севастополя

В. Османская империя объявила России войну

Г. Англия и Франция объявили войну России

Д. Синопское сражение

Е. Взятие союзной армией Севастополя

Ж. Парижский мир

З. Союзная армия численностью 60 тыс. чел. Высадилась в Крыму

19. Установите соответствие

1

Карл X

А

1799 – 1815

2

Людовик XVIII

Б

1814 – 1824

3

Наполеон I

В

1824 – 1830

4

Луи Филипп

Г

1852 – 1870

5

Наполеон III

Д

1830 – 1848

20. Установите соответствие

1

П.С. Нахимов

А

Инженер, под руководством которого возводились оборонительные сооружения

2

В.А. Корнилов

Б

Главнокомандующий российских войск на Кавказе

3

Э.И. Тотлебен

В

Матрос, принимавший участие в обороне Севастополя

4

А.С. Меншиков

Г

Вице – адмирал, одержавший победу в Синопском сражении

5

Н.Н. Муравьев

Д

Участник обороны Севастополя, великий писатель

6

П.М. Кошка

Е

Начальник штаба Черноморского флота, адмирал, возглавлявший оборону Севастополя

7

Л.Н. Толстой

Ж

Начальник канцелярии главнокомандующего

8

А. Камовский

З

Князь, назначенный главнокомандующим в Крыму



Вариант II

1. Учение, возникшее в XVIII в., стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей, это а) либерализм б) консерватизм в) социализм

2. Пьер Жозеф Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, - это представители а) либерализма б) марксизма в) анархизма

3. Период консульства во Франции длился а) 1798-1803 б) 1799-1804 в) 1797-1802

4. Сенат провозгласил Наполеона Бонапарта «императором французов» в а) 1802 б) 1803 в) 1804

5. Войска коалиции во главе с Александром вошли в Париж 31 марта а) 1813 б) 1814 в) 1815

6. Венский конгресс состоялся 30 мая а) 1813 б) 1814 в) 1815

7. Время величия и процветания Великобритании – это период правления а) королевы Виктории б) Вильгельма IV в) Вильгельма III

8. С 1825 г. в Англии стали создаваться тред-юнионы, это а) тайные общества б) профессиональные союзы в) суды

9. Король, решившийся на государственный переворот и подписавший указы, нарушавшие конституцию а) Луи Филипп б) Карл Х в) Людовик XVIII

10. Последний император Франции а) Луи Филипп б) Людовик XVIII в) Наполеон III

11. Тайное общество (1818-1821 гг.), в котором насчитывалось 200 членов, уставом была «Зеленая книга» а) «Союз спасения» б) «Союз благоденствия» в) «Южное общество»

12. Руководителем Южного общества в Украине был а) П.И. Пестель б) Н.М. Муравьев в) С.И. Муравьев-Апостол

13. Александр I умер в Таганроге 19 ноября а) 1824 г. б) 1825 г. в) 1826 г.

14. Члены религиозно-политической организации, которая своей целью провозглашает объединение человечества а) масоны б) декабристы в) либералы

15. Расположите в хронологической последовательности правителей Франции А. Карл Х Б. Людовик XVIII В. Луи Филипп Г. Наполеон I Д. Наполеон III

16. Установите соответствие

1

Синопское сражение

А

5 октября 1854

2

Победа русской армии в Закавказье

Б

Лето 1854

3

Османская империя объявила войну России

В

Март 1856

4

Союзная армия численностью 60 тыс. чел. Высадилась в Крыму

Г

Конец августа 1855

5

Англия и Франция объявили войну России

Д

Сентябрь 1854

6

Начало обороны Севастополя

Е

Март 1854

7

Парижский мир

Ж

18 ноября 1853

8

Взятие союзной армией Севастополя

З

Октябрь 1853

17. Расположите в хронологической последовательности

А. Войска коалиции во главе с Александром вошли в Париж

Б. Битва при Ватерлоо

В. Смерть Наполеона

Г. Французская армия перешла русскую границу и двинулась на Москву

Д. «Битва народов» под Лейпцигом

Е. Венский конгресс

Ж. Создание Священного союза

18. Установите соответствие

1

Русско – иранская война

А

1853-1856

2

Русско – турецкая война

Б

1817-1864

3

Кавказская война

В

1828-1829

4

Крымская война

Г

1826-1828

19. Установите соответствие

1

П.С. Нахимов

А

Инженер, под руководством которого возводились оборонительные сооружения

2

В.А. Корнилов

Б

Главнокомандующий российских войск на Кавказе

3

Э.И. Тотлебен

В

Матрос, принимавший участие в обороне Севастополя

4

А.С. Меншиков

Г

Вице – адмирал, одержавший победу в Синопском сражении

5

Н.Н. Муравьев

Д

Участник обороны Севастополя, великий писатель

6

П.М. Кошка

Е

Начальник штаба Черноморского флота, адмирал, возглавлявший оборону Севастополя

7

Л.Н. Толстой

Ж

Начальник канцелярии главнокомандующего

8

А. Камовский

З

Князь, назначенный главнокомандующим в Крыму

20. Установите соответствие

1

П.И. Пестель

А

Генерал, который провел реформы и ввел военные поселения

2

Н.М. Муравьев

Б

Генерал – губернатор Петербурга

3

М.А. Милорадович

В

Руководитель Южного общества

4

А.А. Аракчеев

Г

Член Госсовета и министр государственных имуществ

5

А.Х. Бенкендорф

Д

Руководитель, идеолог Южного общества

6

П.Д. Киселев

Е

Министр финансов с 1823г.

7

К.В. Нессельроде

Ж

Министр иностранных дел России с 1823г.

8

Е.Ф. Канкрин

З

Шеф III отделения и корпуса жандармов















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!