02-03
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Верхний Ломов
имени Ивана Ивановича Привалова
Обсуждено и одобрено на заседании педагогического совета от «____» _______ 20____г. Протокол №_____ Председатель педагогического совета _________И.А. Дёмина | Обсуждено и одобрено на заседании школьного методического объединения учителей ИЗО, музыки технологии, физической культуры Протокол №______ от «___» _________20___г. Руководитель МО ___________ Н.Н.Чубарова | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________И.А. Дёмина «___» _________ 20___г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
8 класс
с. Верхний Ломов, 2020 г.
Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству для 5- 8 классов МБОУ СОШ с. Верхний Ломов им. И.И. Привалова разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в её структуру.
Рабочая программа содержит:
планируемые результаты освоения учебного предмета;
содержание учебного предмета;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Из них:
в 5 классе – 34 часа;
в 6 классе – 34 часа;
в 7 классе – 34 часа;
в 8 классе – 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культур;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
- формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;
- работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции;
- отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- определять последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;
- учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий своих и партнеров.
- самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Познавательные:
- добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- реализация проектно-исследовательской деятельности.
- создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно;
- добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по картине, иллюстрации, схеме;
- выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других;
- лушать и понимать речь других;
- оформлять свою мысль посредством рисунка;
- учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- доносить свою позицию до других, уметь убеждать;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
5 класс
Ученик научится:
- понимать специфику образного языка декоративно-прикладного искусства, знать несколько народных художественных промыслов России;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора.
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды.
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.
Ученик получит возможность научиться:
- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж, и т.п.)
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды.
- анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
- понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
- анализировать средства выразительности, используемые мастерами народного декоративно прикладного искусства и современного декоративного искусства.
6 класс
Ученик научится:
- понимать значение изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- понимать изобразительное искусство во все времена и иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- понимать основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- определять выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; - особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- применять основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- владеть различными художественных материалами, художественными техниками, объяснять их значением в создании художественного образа.
Ученик получит возможность научиться:
-анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
- понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
- анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
- создавать творческие композиционные работы вразныхматериалах с натуры, по памяти и по воображению.
7 класс
Ученик научится:
-анализировать произведения архитектуры и дизайна: определять место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику:
- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образного начала их социальную роль:
- определять основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства:
- научится конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты, использовать в макетных и графических композициях ритм, линию, объем, статику и динамику тектоники и фактур:
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами, а так- же использовать разнообразные художественные материалы.
Ученик получит возможность научиться:
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
-называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры, узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта создания композиции на определенную тему; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; использовать навыки коллективной работы над объемно - пространственной композицией;
- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди.
8 класс
Ученик научится:
-понимать основы сценографии как вида художественного творчества; понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
- называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
-различать особенности художественной фотографии; различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
-понимать изобразительную природу экранных искусств; различать понятия: игровой и документальный фильм;
-называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
-использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
-смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино.
- усвоит принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровка).
Ученик получит возможность научиться:
- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; понимать основы искусства телевидения;
- видеть различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
- понимать и объяснять синтетическую природу фильма; применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
Содержание учебного предмета
5 класс – «Декоративно - прикладное искусство и человек»
Древние корни народного искусства.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Декор, человек, общество, время
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
Декоративное искусство в современном мире
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
6 класс – «Изобразительное искусство в жизни человека»
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт
Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Человек и пространство в изобразительном искусстве.
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)
7 класс – «Дизайн и архитектура в жизни человека»
Художник - дизайн – архитектура.
Данный раздел посвящен содержанию и языку двух видов конструктивных искусств — архитектуре и дизайну и их месту в семье уже знакомых нам пластических искусств (изобразительные, декоративные). Это виды связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет видимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества. Архитектура как искусство возникла с зарождением человеческого общества. Первобытные жилые постройки и ритуальные сооружения (менгиры, дольмены, кромлехи) доносят до нас формы и содержание взаимоотношений и миропонимания людей тех веков.
Язык этого вида искусства всегда строился и строится ныне на организации пространства (здания, города, села, парка) и его проживании человеком. В основе по разному используемые одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем), пространство, фактура цвет. Дизайн как искусство возник в XX в. Дизайн ныне имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира. От одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д. Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды относится организация.например, парков, выставок, памятников и т. д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет).
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видовкомпозиционного творчества. Принципы пространственно—объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной.
Город сквозь времена и страны
Каждый современный человек живет в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен как в языке этих искусств, так и в основах их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра. Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
8 класс – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.
Роль изображения в синтетических искусствах. Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое многообразие театральных спектаклей. Актер – основа театрального искусства. Сценография – элемент единого образа спектакля. Устройство сцены и принципы театрального макетирования. Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Основные задачи театрального художника. Типы декорационного оформления спектакля.Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма , грима, прически от сценического. Костюм – средство характеристики персонажа. Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль зрителя. Многофункциональность современных сценических зрелищ.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.
Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно - выразительные средства в фотографии. Свет – средство выразительности и образности. Фотография искусство светописи. Операторская грамота съемки фотонатюрморта. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории. Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская грамотность фоторепортажа. Возможности компьютера в обработке фотографий.
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в фильме. Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме.
Телевидение–пространство, культуры? Экран– искусство – зритель
Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты. Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видео деятельности молодежи в интернет – пространстве.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Изобразительное искусство 5 класс
«Декоративно - прикладное искусство и человек» (34 часа)
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
| Тема 1. Древние корни народного искусства | 8 часов |
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 |
2 | Убранство русской избы | 1 |
3 | Внутренний мир русской избы | 1 |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта | 1 |
5 | Русская народная вышивка | 1 |
6 | Народный праздничный костюм | 1 |
7 | Народный праздничный костюм | 1 |
8 | Народные праздничные обряды | 1 |
| Тема 2. Связь времен в народном искусстве | 8 часов |
9 | Древние образы в современных народных игрушках | 1 |
10 | Искусство Гжели | 1 |
11 | Городецкая роспись | 1 |
12 | Хохлома | 1 |
13 | Жостово. Роспись по металлу | 1 |
14 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | 1 |
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | 1 |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 1 |
| Тема 3. Декор – человек, общество, время | 12часов |
17 | Зачем людям украшения | 1 |
18 | Зачем людям украшения | 1 |
19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 1 |
20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 1 |
21 | Одежда «говорит» о человеке | 1 |
22 | Одежда «говорит» о человеке | 1 |
23 | Одежда «говорит» о человеке | 1 |
24 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 1 |
25 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 1 |
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 |
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 |
28 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 |
| Тема 4. Декоративное искусство в современном мире | 6 часов |
29 | Современное выставочное искусство | 1 |
30 | Современное выставочное искусство | 1 |
31 | Современное выставочное искусство | 1 |
32 | Современное выставочное искусство | 1 |
33 | Ты сам – мастер | 1 |
34 | Ты сам – мастер | 1 |
Изобразительное искусство 6 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека»(34 часа)
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
| Тема 1. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 8 часов |
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств | 1 |
2 | Художественные материалы | 1 |
3 | Рисунок — основа изобразительного творчества | 1 |
4 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий | 1 |
5 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен | 1 |
6 | Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи | 1 |
7 | Объемные изображения в скульптуре | 1 |
8 | Основы языка изображения (обобщение темы) | 1 |
| Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт | 8 часов |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 |
10 | Изображение предметного мира – натюрморт | 1 |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 |
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 |
13 | Освещение. Свет и тень | 1 |
14 | Натюрморт в графике | 1 |
15 | Цвет в натюрморте | 1 |
16 | Выразительные возможности натюрморта | 1 |
| Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет | 11часов |
17 | Образ человека – главная тема в искусстве | 1 |
18 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции | 1 |
19 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции | 1 |
20 | Изображение головы человека в пространстве | 1 |
21 | Портрет в скульптуре | 1 |
22 | Графический портретный рисунок | 1 |
23 | Сатирические образы человека | 1 |
24 | Образные возможности освещения в портрете | 1 |
25 | Роль цвета в портрете | 1 |
26 | Великие портретисты прошлого | 1 |
27 | Портрет в изобразительном искусстве XX века | 1 |
| Тема 4. Человек и пространство. Пейзаж | 7 часов |
28 | Жанры в изобразительном искусстве | 1 |
29 | Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива | 1 |
30 | Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. | 1 |
31 | Пейзаж в русской живописи | 1 |
32 | Пейзаж в графике | 1 |
33 | Городской пейзаж | 1 |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства Язык и смысл. (обобщающий урок) | 1 |
Изобразительное искусство 7 класс
«Дизайн и архитектура в жизни человека» (34 часа)
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
| Тема 1. Художник - дизайн – архитектура. | 8 часов |
1 | Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции | 1 |
2 | Прямые линии и организация пространства | 1 |
3 | Цвет — элемент композиционного творчества. | 1 |
4 | Свободные формы: линии и тоновые пятна | 1 |
5 | Искусство шрифта | 1 |
6 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. | 1 |
7 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. | 1 |
8 | Многообразие форм графического дизайна | 1 |
| Тема 2. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. | 8 часов |
9 | От плоскостного изображения к объемному макету | 1 |
10 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | 1 |
11 | Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. | 1 |
12 | Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. | 1 |
13 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 |
14 | Вещь как сочетание объемов и образ времени | 1 |
15 | Форма и материал | 1 |
16 | Роль цвета в формотворчестве | 1 |
| Тема3. Город сквозь времена и страны | 11 часов |
17 | Образы материальной культуры прошлого. | 1 |
18 | Пути развития современной архитектуры и дизайна. | 1 |
19 | Пути развития современной архитектуры и дизайна. | 1 |
20 | Город, микрорайон, улица | 1 |
21 | Город, микрорайон, улица | 1 |
22 | Городской дизайн | 1 |
23 | Городской дизайн | 1 |
24 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера | 1 |
25 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера | 1 |
26 | Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 |
27 | Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | 1 |
| Тема 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры | 7 часов |
28 | Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом | 1 |
29 | Интерьер, который мы создаем | 1 |
30 | Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй. | 1 |
31 | Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды | 1 |
32 | Встречают по одежке | 1 |
33 | Автопортрет на каждый день. | 1 |
34 | Моделируя себя – моделируешь мир. | 1 |
Изобразительное искусство 8 класс
«Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» (34 часа)
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
| Тема 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах | 7 часов |
1 | Изображение в театре и кино | 1 |
2 | Театральное искусство и художник | 1 |
3 | Сценография – особый вид художественного творчества | 1 |
4 | Сценография - искусство и производство | 1 |
5 | Костюм, грим и маска, или Магическое "если бы" | 1 |
6 | Художник в театре кукол | 1 |
7 | Спектакль: от замысла к воплощению | 1 |
| Тема 2. Эволюция изобразительных искусств и технологий | 8 часов |
8 | Фотография - новое изображение реальности | 1 |
9 | Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать | 1 |
10 | Вещь: свет и фактура | 1 |
11 | Искусство фотопейзажа и интерьера | 1 |
12 | Операторское мастерство фотопортрета | 1 |
13 | Искусство фоторепортажа | 1 |
14 | Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка | 1 |
15 | Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка | 1 |
| Тема 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? | 12 часов |
16 | Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино | 1 |
17 | Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино | 1 |
18 | Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме | 1 |
19 | Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме | 1 |
20 | От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм - рассказ в картинках | 1 |
21 | От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм - рассказ в картинках | 1 |
22 | От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Воплощение замысла | 1 |
23 | От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Воплощение замысла | 1 |
24 | Чудо движения: увидеть и снять | 1 |
25 | Чудо движения: увидеть и снять | 1 |
26 | Искусство анимации, или, когда художник больше чем художник | 1 |
27 | Живые рисунки на твоем компьютере | 1 |
| Тема 4. Телевидение - пространство культуры. Экран - искусство – зритель | 7 часов |
28 | О природе художественного творчества | 1 |
29 | Информационная и художественная природа телевизионного изображения | 1 |
30 | Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка | 1 |
31 | Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества | 1 |
32 | Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью | 1 |
33 | Современные формы экранного языка | 1 |
34 | Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества. Искусство - зритель - современность | 1 |