СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для слепых обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 3.4)

Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"»

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Сенсорное развитие» для 2 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умеренной умственной отсталостью МКОУ «Якшур – Бодьинская школа – интернат» (вариант 3.4).

Особенности психического развития слепых обучающихся с умеренной умственной отсталостью проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено чувственное познание, слуховое и осязательное восприятие обучающихся характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, оно не может быть основой для формирования представлений об окружающем мире. У обучающихся данной группы не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, регидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие развития игровой деятельности, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности.

У данной группы обучающихся, на момент поступления в школу, наряду с ярко выраженными особенностями психофизического развития, имеет место чрезвычайно низкий уровень развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Зачастую у обучающегося практически отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, ориентировки (даже на собственном теле), общения, контроля над своим поведением.

Тотально слепые обучающиеся с умеренной умственной отсталостью характеризуются абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, что детерминирует полное отсутствие у них даже зрительных ощущений (отсутствие возможности различить свет и тьму). В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступает осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль.

У слепых с умеренной умственной отсталостью значительно снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможности длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме внимания.

Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» имеет своей целью: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Задачи:

— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

— формирование пространственно-временных ориентировок;

— развитие слухоголосовых координаций;

— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

— формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Место курса в учебном плане. На обучение сенсорному развитию выделяются часы учебного плана: 34 часа в год (1 ч в неделю).

Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование у слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глу­бокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.

Личностные базовые учебные действия:

принятие роли обучающегося;

личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей;

понимание значения собственного учения;

ориентация на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;

формирование элементарных представлений о картине мира;

формирование чувства любви к своей семье, учителю;

ориентация на самостоятельность и социально-бытовую независимость;

здоровьесберегающее поведение ориентация на оценку собственных поступков с точки зрения соответствия общепризнанным нормам.

Регулятивные базовые учебные действия:

умение выполнять инструкции учителя;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

умение выполнять задание в течение определенного периода времени от начала до конца;

использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;

умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности.

Познавательные базовые учебные действия:

построение адекватного учебной ситуации речевого высказывания в устной форме;

алгоритмизация практического действия;

освоение элементарных общих понятий.

Коммуникативные базовые учебные действия:

умение слушать и вступать в диалог;

умение задавать;

умение взаимодействовать с партнерами в системе координат «слепой - зрячий», «слепой - слепой»; умение выражать свои мысли;

Программно-методический материал включает 5разделов: «Осязательное восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Слуховое восприятие» «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Содержание

Осязательное восприятие. Приемы и способы обследования рабочего места, приборов для письма и рисования, учебника, тетради. Чтение рельефных рисунков. Приемы осязательного восприятия простейших графических элементов (точка, линии). Развитие культуры осязательного восприятия. Приемы осязательного восприятия геометрических тел (шар, куб, брусок), выделение их основных признаков. Приемы осязательного восприятия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделение их основных признаков.

Соотнесение ге­о­ме­т­ри­чес­ко­го тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, брусок – прямоугольник) при осязании предметов и их рельефных изображений.

Осязательное восприятие предметов окружающего мира, близких по форме к геометрическим телам. Соотнесение пре­д­ме­та с геометрическим телом, геометрической фигурой. Чтение их рельефных изображений.

Развитие тактильной чувствительности; развитие умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности.

Кинестетическое восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Развитие вестибулярного аппарата. Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Узнавание и различение по голосам окружающих людей, определение по голосу эмоционального состояния человека; овладение умением узнавать, локализовать и дифференцировать звуки в окружающем пространстве (в школе, дома, в природе и городских шумов).

Восприятие запаха. Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху. Способность определять с помощью обоняния запахи, встречающиеся в окружающем пространстве, соотносить запах и предмет (объект), который его издает.

Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). Овладение способностью определения на вкус качества продуктов.



Планируемые результаты

владение способами осязательного обследования; повышение кожной чувствительности, развитие моторики кистей рук;

умение использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности, в учебной деятельности;

умение определять по голосу эмоциональное состояние человека;

умение локализовать, дифференцировать, узнавать звуки в окружающем пространстве, соотносить звук и предмет (объект), который его произвел;

освоение опыта использования остаточного зрения для безопасного передвижения, при организации рабочего места;

умение использовать обоняние для опознания предметов и объектов, востребованных в жизнедеятельности, умение локализовать, дифференцировать запахи в окружающем пространстве;

способность определять на вкус качества продуктов, соотносить вкус с продуктом питания;

развитие вестибулярного аппарата.



Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


Наименование раздела

Кол-во часов

Диагностическое занятие.

4



Осязательное восприятие

12

Кинестетическое восприятие

4

Слуховое восприятие

6

Восприятие запаха

3

Восприятие вкуса

3

Всего часов

34







урока

Тема урока

дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1,2

Диагностическое занятие.



Выполнять задания на выявление уровня развития сенсорных процессов

3

Осязательное восприятие

Школьные принадлежности.


Обследовать осязательно предметы, находящиеся в кабинете.

Обследовать школьные принадлежности (прибор для письма, грифель, тетрадь, учебник), находить их характерные признаки.

4

Кинестетическое восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.


Развивать адекватные реакции на прикосновения человека

5

Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука.


Выполнять задания на локализацию неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. (В качестве источника звука используются музыкальные инструменты и предметы, издающие звук при сжимании, надавливании, встряхивании, например, трещетка и др.)

6

Кинестетическое восприятие. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами.


Развивать адекватную реакцию на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.),различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

7

Кинестетическое восприятие. Различение материалов по характеристикам.


Различать материалы по характеристикам: температура, фактура, влажность, вязкость.

8

Восприятие запаха. Адекватная реакция на запахи.


Развивать адекватную реакцию на запахи.

9

Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам


Развивать адекватную реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый)

10

Восприятие вкуса. Различение основных вкусовых качеств продуктов


Различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

11, 12

Осязательное восприятие

Чтение рельефных рисунков.


Выполнять задания на чтение рельефных рисунков.

13

Осязательное восприятие. Приемы осязательного восприятия простейших графических элементов


Овладевать приемами осязательного восприятия простейших графических элементов (точка, линии).

14

Осязательное восприятие. Приемы осязательного восприятия геометрических фигур


Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Называть основные признаки.

Изображать простые геометрические фигуры на приборе «Школьник».


15

Осязательное восприятие. Приемы осязательного восприятия геометрических тел


Овладевать приемами осязательного восприятия геометрических тел (шар, куб, брусок)

16

Слуховое восприятие. Локализация неподвижного удаленного источника звука.


Локализовать неподвижные удаленные источники звука.

17

Восприятие запаха. Различение объектов по запаху


Различать объекты по запаху

18

Восприятие запаха. Способность определять с помощью обоняния запахи


Определять с помощью обоняния запахи, встречающиеся в окружающем пространстве, соотносить запах и предмет (объект), который его издает (фрукты, овощи, продукты питания, растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную пасту, мягкое арома-масло и др).

19

Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные по консистенции


Развивать адекватную реакцию на продукты, различные по консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

20

Кинестетическое восприятие. Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов


Развивать адекватную реакцию на вибрацию, исходящую от объектов

21

Осязательное восприятие предметов окружающего мира, близких по форме к геометрическим телам.


Выполнять задания на осязательное восприятие предметов окружающего мира, близких по форме к геометрическим телам.

22

Осязательное восприятие. Соотнесение пре­д­ме­та с геометрическим телом, геометрической фигурой.


Выполнять задания на соотнесение пре­д­ме­та с геометрическим телом, геометрической фигурой

23

Осязательное восприятие. Чтение рельефных изображений


Чтение рельефных изображений

24

Осязательное восприятие. Развитие тактильной чувствительности


Выполнять задания на развитие тактильной чувствительности

25,26

Осязательное восприятие. Использование осязания и мелкой моторики в повседневной жизнедеятельности.



Развивать умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности.


27

Слуховое восприятие. Соотнесение звука с его источником


Соотносить звук с его источником.

соотносить звук с его источником

«Звуки природы»

«Животные»

«Речевые звуки»

«Бытовые звуки»

«Транспорт»

28

Слуховое восприятие. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.


Находить объекты одинаковые по звучанию.


29

Слуховое восприятие. Узнавание и различение по голосам окружающих людей


Узнавать и различать по голосам окружающих людей (педагогов, одноклассников)

30

Слуховое восприятие. Определение по голосу эмоционального состояния человека;


Определять по голосу эмоционального состояния человека (радость, печаль, гнев)

31

Восприятие вкуса. Определение на вкус качества продуктов.


Определять на вкус качества продуктов.

32

Слуховое восприятие. Звуки в окружающем пространстве


Называть звуки в школе, дома, в природе и шумы улицы, локализовать и дифференцировать их в пространстве.

33.34

Диагностическое занятие


Выполнять задания на выявление уровня развития сенсорных процессов


Учебно – методическое обеспечение.

1.Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж.Айрес; (пер.сангл.Юлии Даре). – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.

2.Обучениеи воспитание детей в условиях центра коррекционно-

развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др..; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич.

2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144 с.: ил.

3.Методикаучебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод.пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил.

4.Фишер Э. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии/ Э.Фишер. – Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. – 256 с.

5.Эллнеби И. Право детей на развитие / И.Эллнеби. – Мн.НБелАПДИ – «Открытые двери», 1997. – 131 с.

6.Эллнеби И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития детей/ И.Эллнеби. – Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. –108 с.

7.Программы для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Сенсомоторное обучение: I – IV классы. – Минск, 2007.

Материально-техническое обеспечение.

Для реализации курса необходимо: оборудованную сенсорную комнату, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.





































Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей

1.Оценка слухового восприятия.

  • воспроизведение несложных ритмических рисунков;

  • определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

  • определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

2.Оценка тактильных ощущений.

  • узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

  • узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

3.Оценка слухового восприятия

  • локализация неподвижного удаленного источника звука

  • соотнесение звука с его источником

«Звуки природы»

«Животные»

«Речевые звуки»

«Бытовые звуки»

«Транспорт»

4.Оценка восприятия вкуса.

  • Различение основных вкусовых качеств продуктов

5.Оценка восприятия запаха.

  • Различение объектов по запаху



Оценка результативности обучения строго индивидуальная, с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ученика. Критерии оценки отражают степень самостоятельности в выполнении задания:

0 баллов - нет продвижения, «действие не выполняет»;

1 балл - минимальное продвижение, «пассивно участвует в выполнении действия», «выполняет с существенной помощью педагога»;

2 балла – среднее, «выполняет с незначительной помощью педагога»

3 балла – значительное, «выполняет действие самостоятельно».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!