АННОТАЦИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ» 5-8 классы
Рабочая программа курса КРАЕВЕДЕНИЕ для 5-8 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, авторской программы среднего (полного) общего образования по географии 10-11 класс / Под ред.– : Ю.Н. Гладкий., В.В. Николина, «Экономическая и социальная география мира». Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
Учебно-методический комплект
Курс изучается согласно примерной программе основного общего образования по краеведению, по учебникам «Сахалиноведение 5-9 класс», ( авторский коллектив М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г.
Общая характеристика УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КРАЕВЕДЕНИЕ » 5-8 классы.
Изучение краеведения на ступени основного общего образования направлено на формирование российской идентичности, патриотизма, уважения к многогранным традициям и обычаям российского суперэтноса, чувства сопричастности с прошлым, настоящим и будущим своей родной земли. Этнопедагогическое и этнопсихологическое сопровождение процесса образования позволяет сохранить этнические и исторические традиции в регионе, овладеть культурой мира и опытом содружества.
Программа предусматривает развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Краеведение».
Содержание национально - регионального компонента призвано раскрыть исторические, географические, политические, социально- экономические, культурные особенности изучаемого региона.
Цели изучения учебного курса «Краеведение»
овладение основами знаний о природе, историческом пути и культурном развитии дальневосточного сообщества народов с древнейших времен до наших дней;
развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе полученных знаний;
преемственность исторической памяти и исторического опыта поколений, воспитание патриотизма;
интеграцию личности в социокультурную среду региона;
сохранение этнических корней и культуры, этнопедагогическое и этнопсихологическое сопровождение процесса образования;
овладение опытом содружества народов в современных условиях, образцов толерантного поведения и межкультурного взаимодействия.
Структура курса:
Гео-биологическое краеведение
Историко-географическое краеведение
География и экономика Сахалинской области
Литературное краеведение
Культурное наследие Сахалина и Курил
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Основными формами занятий планируются лекции, семинары и практические работы.
Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.
Развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств.
Способствовать воспитанию экологического сознания.
Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Сахалинской области, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей.
Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки.
Развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания.
Сформировать системное представление о крае как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.
Развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.
Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Предусмотрено выполнение краеведческих проектов, Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных методов обучения и их сочетания:
словесных (рассказ, учебная лекция, беседа),
наглядных (иллюстрационных и демонстрационных),
практических,
проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
объяснительно-иллюстративного, частично - поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), практические работы; выполнение тестовых заданий, проверочные работы. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок. Форма оценки - зачёт
В соответствии с образовательной программой и учебным планом образовательного учреждения на 2020-2021 уч. год на изучение курса «КРАЕВЕДЕНИЕ» в 5-8 классах отведено 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Предметная область «Общественно-научные предметы»
Название области исследования «Краеведение Сахалинской области»
Рабочая программа по предмету «Краеведение Сахалинской области» разработана для 5-8 классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2.среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 17.05.1012№413 с изменениями и дополнениями), программы по предмету «Краеведение Сахалинской области» учебного плана и основной образовательной программы МАОУ Восточная гимназия г.Южно-Сахалинска.
Планируемые результаты освоения КУРСА «Краеведение Сахалинской области»
Личностным результатом обучения краеведения в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения краеведению:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на региональном и локальном уровнях (гражданин Российской Федерации, житель конкретного
региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства своей области и района;
— представление о Воронежской области как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства Воронежской области как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране,
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой краеведческих знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по краеведению заключаются в формировании и развитии посредством краеведческого знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по краеведению являются:
• понимание роли и места краеведения в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества; а и владение основами краеведческих знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками краеведческой информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Краеведение Сахалинской областИ .
Тема 1.Введение 1 ч.
Тема 2.Гео-биологическое краеведение(11ч)
Удивительные острова в океане. Сахалинская область - единственная островная область в России. Состав, географическое положение. Малая родина. Место Сахалинской области на карте России. Происхождение наименований островов, входящих в Сахалинскую область, водных объектов, населенных пунктов, улиц.
Изображение земной поверхности на карте. Литосфера. Особенности рельефа Сахалинской области. Опасные природные явления (вулканизм, землетрясения, оползни, лавины). Геологические памятники природы. Гидросфера. Внутренние воды Сахалинской области (реки, озера, минеральные источники). Атмосфера. Наблюдение за погодой и фенологические наблюдения.
Эпоха географических открытий в России, на Дальнем Востоке. Открытия Сахалина и Курильских островов. Географические исследования И.Ю.Москвитина и В.П.Пояркова, В.В.Атласова , И.П.Козыревского, Ж.Ф.Г.Лаперуза, В.М.Головнина, Г.И.Невельского.
Моря, омывающие берега Сахалинской области. Охотское море - это сад и огород Сахалинской области. Японское море. Рельеф и полезные ископаемые Сахалина и Курил. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Огненное кольцо Сахалинской области. Погода. Климат. Муссоны, тайфуны. Циклоны, антициклоны. Прогноз погоды. Реки, озера, подземные источники. Охрана и использование человеком.
Природа Сахалинской области. Уникальность видового состава. Приспособленность к среде. Заносные виды растений. Гигантизм растений и его причины. Сочетание бариальной и маньчжурской флоры. Заповедные уголки Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области. Заповедники (Курильский и Поронайский), заказники, памятники природы.
Ядовитые растения Сахалинской области. Редкие н охраняемые растения Сахалинской области. Редкие и исчезающие виды животных Сахалинской области. Животные - переносчики заболеваний. Промысловые животные Сахалинской области. Акклиматизация животных Сахалинской области.
Тема 3.Историко-географическое краеведение(6ч)
История Сахалина и Курил в средние века (VII - XVII в. в). Народы Сахалина, Курил и сопредельных территорий в VII - X в.в. Народы Сахалина, Курил и сопредельных территорий в Х- XIII в.в. Завоевания монголов на Дальнем Востоке. Рубеж раннего и позднего средневековья в островном мире дальневосточных морей.
Наш край в новое время (XVI – XVIII в. в). Европейские мореплаватели в северной части Тихого. Японские экспедиции и поселения на островах. Продвижение русских людей на Восток. Освоение русскими людьми Камчатки, Курил и Русской Америки. Народы Сибири и Дальнего Востока в ХVП-ХVIII в.
Сахалин и Курилы в XIX - начале XX в.в. Русские экспедиции на Дальнем Востоке. События на Дальнем Востоке в середине XIX в. Переселенческая и колониальная политика царского правительства в регионе. Внешняя политика России и других стран мира в Дальневосточном регионе.
Сахалин и Курилы в XX - XXI в. в. Изменения на карте мира на рубеже XIX- XX в.в. Сахалин и Курилы в 1905-1925 г.г. Северный Сахалин н Курильские острова в составе СССР. Сахалин и Курилы в годы Великой Отечественной войны. Сахалинская область после II мировой войны. Сахалин и Курильские острова в конце 80-х г.г. XX в. - начале XX в. Сахалинская область - субъект РФ.
Тема 4- География и экономика Сахалинской области и Курильских островов (6ч).
Происхождение названия (населенного пункта, улицы, реки, озера, горы, хребта). Исследование источников о прошлом своего населенного пункта. Топонимика.
Сахалинская область на карте России, АТР. Географическое положение. Оценка размеров территории, географического, экономико-географического, геополитического и военно-стратегического положения. Различия во времени на территории России, Дальнего Востока, Сахалинской области. Часовые пояса.
Типы поселений. Малочисленные народы севера (культура, быт, традиции, религии). Общая характеристика хозяйства Сахалинской области. Особенности хозяйственной специализации и ее связи с экономико-географическим положением области и природно-ресурсным потенциалом. Структура хозяйства. Проблемы и перспективы развития экономики Сахалина и Курил. Угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика. Нефтегазодобывающая промышленность. Альтернативные источники энергии. Газификация. Освоение шельфа. Инвестиции. Лесопромышленный комплекс. Рыбопромышленный комплекс. Перспективы развития. Место Сахалинской области в регионе. Внешние экономические связи.
Тема 5.Литературное краеведение (5ч)
Фольклор. Сказки коренных малочисленных народов Севера, стран АТР. Выражение в фольклоре национальных черт характера. Человек и природа в произведениях сахалинских авторов. В. Саиги. Рассказ «У истока». О.Кузнецов. Рассказ «Быль о седом калане». A. Ткаченко. Повесть «Праздник большой рыбы». А.Василевский. «Небесный огонь».
Воспитание экологическою сознания, бережного отношения к природе, умение жить в гармонии с ней в творчестве сахалинских поэтов.
Национальный характер в зеркале эпоса и лирики. Отражение культуры и быта нивхского народа. Мифологизм сознания героев; сочетание эпического
и лирического начал. Обзорное знакомство с творчеством средневековых японских поэтов. Древняя корейская лирика.
Тема 6.Культурное наследие Сахалина и Курил(5ч)
Этносы Сахалина и Курил. Материальная и духовная культура Сахалина и Курил, стран АТР. Древние орнаменты и декоративные рисунки. Религиозные верования. Анимизм, тотемизм, магия, шаманизм. Синтоизм-отражение примитивных форм обожествления природы.
Мифы, легенды, предание народов Сахалина и Курил. Мифологические представления жителей древней Японии и Кореи. В Санги «Человек Ых-мифа». Корейский миф «О Тангун». Японские мифы. Мифологическое восприятие мира.
Музыка в жизни древних народов. История развития декоративно-прикладного искусства. Культурные связи островных народов.
Применение национального (русского, корейского, японского, нивхского) орнамента в быту. Быт и обрядовая культура народов региона и стран. Танцевальное искусство народов Кореи. Художественно - творческая деятельность.
Культура и религия. Этнографические исследования Сахалина и Курил. Культурная жизнь островной области.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Гео-биологическое краеведение | 11 |
3. | Историко-географическое краеведение | 6 |
4. | География и экономика Сахалинской области | 6 |
5. | Литературное краеведение | 5 |
6. | Культурное наследие Сахалина и Курил | 5 |
| Итого: | 34 |