СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по краеведению

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании обучающихся, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» для  ребёнка - это семья, дом, школа, это и памятные места, его исторические и культурные памятники, это и известные люди, составляющие  гордость и славу нашего села. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего района, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Программа по краеведению»

Администрация Кочковского района Новосибирской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Информационно-методический центр»

Кочковского района Новосибирской области



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО «ИМЦ»

__________________ В.Ф.Шашкова

Рассмотрено и одобрено

на заседании педсовета МБУ ДО «ИМЦ»

Протокол № от « » 2022г.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа туристко-краеведческой направленности

«Краеведение»







Возраст обучающихся: 12-17 лет

Срок реализации: 1 год





Автор-составитель:

Куропатник Алёна Аркадьевна,

Педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории.









с. Кочки 2022 г.





Образец оборота титульного листа

Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете учреждения


Руководитель «Точки роста» _______________________ Некрасов А.Г.

« » ______________ 2022г.






































Раздел 1. «Комплекс основных характеристик ДОП»

    1. Пояснительная записка.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение » имеет туристко-краеведческую направленность. Область знания: краеведение.

Актуальность программы. Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании обучающихся, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» для ребёнка - это семья, дом, школа, это и памятные места, его исторические и культурные памятники, это и известные люди, составляющие гордость и славу нашего села. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего района, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма наших земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Отличительные особенности программы, новизна

В рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» направленного на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания была создана данная программа по краеведению. Отличительной особенностью  программы от уже существующих программ данной направленности является то, что в нее внесены сведения краеведческого характера, раскрывающие специфику истории Новосибирской области и Кочковского района. Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе.

Адресат программы Данная программа предназначена для детей 12-17 лет. Группы формируются по желанию самих обучающихся, общее количество не более 20 человек. Обучение по данной программе будет актуальным для детей, проявляющих интерес  к изучению истории и культуры родного края. При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.  

Объем и срок освоения программы

Объем программы - 70 часов.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма обучения

Программа реализуется в очной форме.

Особенности организации образовательного процесса

традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации.

Организационные формы обучения: групповые, индивидуальные или всем составом.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Продолжительность одного академического часа 40 минут.

    1. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.

Задачи:

Личностные

- воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся;

- формировать у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;

- воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.

Метапредметные

- развивать аналитическое мышление;

- развивать познавательную активность;

- развивать творческий потенциал обучающихся;

- ознакомить со способами сбора, обработки, систематизации материалов и информации;

- формировать мотивацию обучающихся к самообразованию.

Предметные

- ознакомить обучающихся с историей возникновения с.Кочки

- познакомить с деятельностью известных людей Кочковского района

- познакомить обучающихся с памятниками культуры Кочковского района

- формировать у обучающихся практические навыки проектно-исследовательской деятельности;

- формировать практические навыки подготовки к публичному представлению результатов краеведческого исследования;

- формировать умение работать с архивными источниками информации;

    1. Содержание программы
Учебный план
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы промежуточной аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 1 1 0 Устный опрос
2 Основные понятия в краеведении 10 5 5 Устный опрос, практическая работа
3 Мой родной край - Новосибирская область 20 15 5 Устный опрос, практическая работа
4 История Кочковского района 20 10 10 Устный опрос, практическая работа
5 Моя родословная 10 6 4 Устный опрос, практическая работа
6 Защита проектов 9 0 9 Защита проектов

Итого всего 70 часов. Теории 38 часов Практики 32 часа


Содержание учебного плана

Раздел I. Вводное занятие (1ч). Теория (1ч): Ознакомление с планом работы объединения. Знакомство с литературой краеведческого содержания. 

Раздел II. Основные понятия в краеведении (10 ч)

Теория (5 ч): Что такое краеведение и что изучает краеведение?  Какие бывают источники (письменные, вещественные, устное народное творчество). Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Музееведение в системе наук.

Нормативно-правовая база функционирования музеев.

Практика (5 ч) знакомство с краеведческими объектами. Фотографирование, зарисовки. Экскурсии в школьный и районный музеи.

Раздел III. Мой родной край - Новосибирская область (20 ч)

Теория (15 ч) Древняя и средневековая история Новосибирской области

Географическая характеристика Новосибирской области. Основные занятия людей в эпоху палеолита. Основные занятия людей нового каменного века. Жилища и поселения. Неолитическое искусство. Бронзовый век. Становление скифского мира. История Новосибирской области конца XVII - начала XX вв.

Новосибирская область после падения Сибирского ханства. Земледельческое освоение Новосибирского Приобья. Миграция крестьян в юго-западные районы нашего края. Традиции и традиционная культура. Развитие сельскохозяйственного производства. Жизнь на Московско-Сибирском тракте. Строительство Великого Сибирского пути. Основание Новониколаевска (Новосибирска). Новосибирская область в Первой мировой войне. Новосибирская область в XX - начале XXI вв. Начало революции 1917 г. Установление советской власти в нашем крае. Гражданская война на территории Новосибирской области. НЭП в нашем крае. Новосибирская область в условиях индустриализации. Массовые репрессии. Коллективизация. Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны. Развитие края после победы: новые задачи промышленности, послевоенная деревня. Новая социально-экономическая стратегия. Освоение целинных и залежных земель. Строительство гидроэлектростанции. Развитие науки. Социально-экономическое развитие в сер. 1960 - 1970-х гг. Новосибирская область в период «перестройки». Рыночные реформы и их экономические результаты. Социальные последствия реформ и общественный протест. Новые политические реалии. Развитие социальной сферы. Культура, наука, образование.

Практика (5 ч) Как читать историческую карту? Работа с картой Новосибирской области.  Работа с документами. Виртуальная экскурсия в новосибирский краеведческий музей. Сбор информации об известных новосибирцах. Работа с книгами, справочными данными. Просмотр и обсуждение документов и фотографий. 

Раздел IV. История Кочковского района (20 ч). Теория (10 ч) Сибирь на рубеже XVI-XVII веков. Возникновение земледелия в Западной Сибири. Первые поселения в долине реки Карасук. Управление в поселениях Сибири XVIII- XIX веков. Развитие капиталистических отношений в селе. XXвек: великий перелом и Гражданская война. Кочковский район в 30-е гг. XX века. Наши земляки в ВОВ. Восстановление страны в послевоенный период. Наш район в 60-80-е гг. XX в. Распад СССР. Кочковский район в современности.

Практика(10ч). Экскурсия и работа в районном архиве. История моей школы.  Происхождение названия района. Исторические корни нашего района. Выполнение тестовых заданий по разделу. Формулирование тем проектов. Сбор информации о знаменитых земляках. Работа с книгами, справочными данными. Просмотр и обсуждение документов и фотографий. Мини-сочинение «Село в котором я живу». Встречи с известными людьми района. Составление биографии известного человека по архивным данным, по воспоминаниям, отзывам родственников, сослуживцев, друзей. Создание фотоальбома. Работа над проектом. 

Раздел V. Моя родословная. Теория (6 ч): Приёмы работы с генеалогическими источниками, основы работы с архивными и музейными документами, книгами. Разные способы оформления «родословного дерева» (таблицы, карточки и др.). Семейные традиции и обряды – зеркало народной жизни.

Практика (4ч): Моя семейная реликвия, составление  своей родословной, написание летописи рода, создание домашнего (семейного, родословного) архива.  Работа в городском архиве. Работа с письменными источниками информации (библиотека архив местной прессы).   Проект «Моя родословная».

Раздел  VI. Итоговая работа. Практика (9 ч): защита проектов. Защита предполагает презентацию проектного продукта своего проекта, обсуждение этапов над проектом.

Планируемые результаты

В результате освоения содержания программы у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, предметных и метапредметных результатов.

При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:

-нравственно-патриотические убеждения обучающихся;

- творческий подход к учебно-практической деятельности;

- активная гражданская позиция обучающихся

При достижении предметных результатов у обучающихся будут сформированы:

- знания по истории возникновения с.Кочки

- знания о биографии известных людей Кочковского района

- знания о памятниках культуры Кочковского района

- практические навыки проектно-исследовательской деятельности;

- практические навыки подготовки к публичному представлению результатов краеведческого исследования;

- умение работать с архивными источниками информации;

При достижении метапредметных результатов у обучающихся будут сформированы:

-навыки аналитического мышления;

- познавательной активности;

- творчества;

- мотивация к самообразованию.


Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Начало учебного года – 1 сентября;

Окончание учебного года –31 мая;

Учебный год - 34 недель;

С 1 сентября по 30 сентября – работа с неполным составом детей, набор обучающихся.


Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год

№п/п


Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

03.09

16.00

лекция

1

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы объединения


МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

2

сентябрь

8.09

15.00

лекция

1

Знакомство с литературой краеведческого содержания

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

3

сентябрь

8.09

15.00

лекция

1

Что такое краеведение и что изучает краеведение?

МБОУ «Кочковска я СШ»

устный опрос

4

сентябрь

10.09

16.00

лекция

1

Какие бывают источники (письменные, вещественные, устное народное творчество)

МБОУ «Кочковска я СШ»

устный опрос

5

сентябрь

15.09

15.00

лекция

1

Музееведение в системе наук

МБОУ «Кочковска я СШ»

устный опрос

6

сентябрь

17.09

16.00

лекция

1

Нормативно-правовая база функционирования музеев


МБОУ «Кочковска я СШ»

устный опрос

7

сентябрь

22.09

15.00

лекция

1

Приемы работы с источниками

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

8

сентябрь

24.09

16.00

практика

1

Приемы работы с источниками

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

8

сентябрь

29.09

16.00

практика

1

Знакомство с краеведческими объектами

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

9

сентябрь

1.10

15.00

практика

1

Фотографирование, зарисовки

МБОУ «Кочковская СШ»


практическая работа

10

октябрь

6.10

16.00

практика

1

Экскурсии в школьный и районный музеи

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

11

октябрь

8.10

15.00

практика

1

Экскурсии в школьный и районный музеи

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

12

октябрь

13.10

16.00

практика

1

Географическая характеристика Новосибирской области

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

13

октябрь

15.10

15.00

практика

1

Как читать историческую карту? Работа с картой Новосибирской области

МБОУ «Кочковская СШ»

практика

14

октябрь

20.10

16.00

лекция

1

Основные занятия людей в эпоху палеолита. Основные занятия людей нового каменного века Жилища и поселения. Неолитическое искусство

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

15

октябрь

22.10

15.00

лекция

1

Бронзовый век. Становление скифского мира

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

16

октябрь

27.10

16.00

лекция

1

Древняя и средневековая история Новосибирской области

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

17

октябрь

29.10

15.00

лекция

1

Новосибирская область после падения Сибирского ханства

МБОУ «Кочковская СШ»


устный опрос

18

октябрь

10.11

16.00

лекция

1

История Новосибирской области конца XVII - начала XX вв.

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

19

ноябрь

12.11

15.00

практика

1

Работа с книгами, справочными данными

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

20

ноябрь

17.11

16.00

лекция

1

Жизнь на Московско-Сибирском тракте. Строительство Великого Сибирского пути. Основание Новониколаевска (Новосибирска)

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

21

ноябрь

19.11

15.00

практика

1

Виртуальная экскурсия в новосибирский краеведческий музей.

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

22

ноябрь

24.11

16.00

лекция

1

Новосибирская область в Первой мировой войне .Начало революции 1917 г.

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

23

ноябрь

26.11

15.00

лекция

1

Установление советской власти в нашем крае. Гражданская война на территории Новосибирской области

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

24

ноябрь

1.12

16.00

практика

1

Работа с документами. Просмотр и обсуждение документов и фотографий. 

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

25

декабрь

3.12

15.00

лекция

1

НЭП в нашем крае. Новосибирская область в условиях индустриализации. Массовые репрессии. Коллективизация.

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

26

декабрь

8.12

16.00

лекция

1

Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны.

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос


27

декабрь

10.12

15.00

практика

1

Сбор информации об известных новосибирцах

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

28

декабрь

15.12

16.00

лекция

1

Новая социально-экономическая стратегия. Освоение целинных и залежных земель. Строительство гидроэлектростанции

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

29

декабрь

17.12

15.00

лекция

1

Развитие науки. Социально-экономическое развитие в сер. 1960 - 1970-х гг.

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

30

декабрь

22.12

16.00

лекция

1

Новосибирская область в период «перестройки». Рыночные реформы и их экономические результаты Социальные последствия реформ и общественный протест. Новые политические реалии.

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

31

декабрь

24.12

15.00

лекция

1

Культура, наука, образование

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

32

январь

29.12

15.00

лекция

1

Сибирь на рубеже XVI-XVII веков

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос


33


январь

12.01

16.00


лекция


1

Первые поселения в долине реки Карасук

МБОУ «Кочковская СШ»



устный опрос

34

январь

14.01

15.00

практика

1

Экскурсия и работа в районном архиве

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

35

январь

19.01

16.00

практика

1

Создание фотоальбома. Работа над проектом

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

36

январь

21.01

15.00

лекция

1

Управление в поселениях Сибири XVIII- XIX веков

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

37

январь

26.01

16.00

практика

1

Работа с книгами, справочными данными. Просмотр и обсуждение документов и фотографий

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

38

февраль

28.01

15.00

лекция

1

Происхождение названия района. Исторические корни нашего района

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

39

февраль

2.02

16.00

практика

1

Формулирование тем проектов. Сбор информации о знаменитых земляках

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

40

февраль

4.02

15.00

практика

1

Сбор информации о знаменитых земляках. Работа с книгами, справочными данными


МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

41

февраль

9.02

16.00

лекция

1

Развитие капиталистических отношений в селе. XXвек: великий перелом и Гражданская война

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

42

февраль

11.02

15.00

практика

1

Выполнение тестовых заданий по разделу

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

43

февраль

16.02

16.00

лекция

1

Наши земляки в ВОВ

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

44

февраль

18.02

15.00

лекция

1

Восстановление страны в послевоенный период

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

45

март

25.02

16.00

практика

1

Просмотр и обсуждение документов и фотографий

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

46

март

2.03

15.00

лекция

1

История моей школы

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

47

март

4.03

16.00

практика

1

История моей школы

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

48

март

9.03

15.00

лекция

1

Наш район в 60-80-е гг. XX в. Распад СССР


МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

50

март

11.03

16.00

лекция

1

Кочковский район в современности

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

51

март

16.03

15.00

практика

1

Встречи с известными людьми района. Составление биографии известного человека по архивным данным, по воспоминаниям, отзывам родственников, сослуживцев, друзей.

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

52

март

18.03

16.00

практика

1

Мини-сочинение «Село в котором я живу».

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

53


март


23.03

15.00

лекция


1


Приёмы работы с генеалогическими источниками

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос


54


апрель



25.03

16.00

лекция


1


Основы работы с архивными и музейными документами, книгами

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос



55


апрель



6.04

15.00


лекция

1


Основы работы с архивными и музейными документами, книгами

МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос



56


апрель



8.04

16.00


практика


1

Моя семейная реликвия

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа


57

апрель


13.04

15.00

лекция

1


Способы оформления «родословного дерева» (таблицы, карточки и др.).

МБОУ Кочковская СШ

устный опрос

58

апрель


15.04

16.00

практика

1

Составление  своей родословной, написание летописи рода

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

59

апрель

20.04

15.00

лекция

1

Семейные традиции и обряды – зеркало народной жизни.


МБОУ «Кочковская СШ»

устный опрос

60

апрель


22.04

16.00

практика

1

Работа с письменными источниками информации (библиотека архив местной прессы).  

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

61

май

25.04

15.00

лекция

1

Семейные традиции и обряды – зеркало народной жизни.


МБОУ «Кочковская СШ

устный опрос

62

май

27.04

16.00

практика

1

Проект «Моя родословная»


МБОУ «Кочковская СШ»


практическая работа

63

май

14.05

15.00

практика

1

Защита проектов

МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

64

май

11.05

16.00

практика


1

Защита проектов


МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

65

май

13.05

15.00

практика


1

Защита проектов


МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

66

май

18.05

16.00

практика


1

Защита проектов


МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

67

май

20.05

15.00

практика



Защита проектов


МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

67

май

25.05

16.00

практика


1

Защита проектов


МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

68

май

27.05

15.00

практика


1

Защита проектов


МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

69

июнь

30.05

16.0

практика


1

Защита проектов


МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа

70

май

31.05

15.00

практика


1

Защита проектов


МБОУ «Кочковская СШ»

практическая работа



2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы «Краеведение» имеется учебный кабинет соответствующий санитарным нормам и правилам, установленных СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21

Оборудование кабинет:

  • Рабочие столы, стулья;

  • Шкафы для хранения оборудования;

  • Санитарно-гигиенические средства.

Технические средства обучения

  • Персональный компьютер;

  • Проектор с экраном.

Описание расписания

Занятия продолжительностью 1 академический час проводятся 1 раз в неделю в каждой группе.

Дни недели: среда с 15-00, пятница с 16-00

Возрастные ограничения: от 12 до 17 лет

Продолжительность: 1 год

Размер группы: 20 человек

Информационное обеспечение

Библиотека сибирского краеведения http://bsk.nios.ru/novosibirskoe_kraevedenie

Новосибирский Краеведческий портал http://kraeved.ngonb.ru

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, Куропатник Алёна Аркадьевна. Педагог имеет высшее педагогическое образование, курсы повышения квалификации «Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования: содержание и технологии работы с детьми» 2021 год.

2.3. Формы аттестации

Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут: практические работы, тесты, проекты, различные сообщения и рефераты, игры, олимпиады.

Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: олимпиады, творческие конкурсы, интеллектуальные игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

2.4 Оценочные материалы

Первоначальная диагностика по программе проводится на основании анкеты для учащихся и личной беседы с учителем.

Оценка знаний обучающихся проводится в процессе собеседований с преподавателем, в итоговой проектной работе учащегося.

Достижения воспитанников заключаются в успешном освоении программы и овладении навыками проектно-исследовательской деятельности.

2.5 Методические материалы

Методы обучения

  • Эвристический метод актуален, когда необходимо изучить теоретический материал. При этом познавательные проблемы и задачи ставятся и решаются самими учащимися с помощью учителя.

  • Исследовательский метод и метод проектовименно этот метод позволяет познать школьникам принципы и этапы исследования и творческого проекта. Они не только изучают литературу по теме исследования, но также разрабатывают собственный план, проверяют гипотезы по решению проблемы и оценивают полученные результаты. Ученик становится субъектом обучения, сотрудником и соавтором исследования. Учитель становится партнером в обучении, руководителем исследовательской работы, он включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения эксперимента. В некоторых случаях, при решении различных небольших проблемных задач, учу создавать мини-проекты, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний.

Педагогические технологии

1) Информационно – коммуникационная технология

2) Технология критического мышления

3)Проектная технология

Формы организации учебного занятия

- викторины, интеллектуальные игры;

- конкурсы

Алгоритм учебного занятия

    1. Организационный момент;

    2. Введение и объяснение темы занятия;

    3. Подведение итогов. Рефлексия;

Дидактические материалы:

  1. Информационные материалы;

2.6 Рабочая программа воспитания

Цель и особенности организуемого воспитательного процесса

Цель: сохранять исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Задачи:

- воспитание патриотического чувства у обучающихся, гражданственности и уважения к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям;

-повышение духовного и интеллектуального уровня развития обучающихся;

- показать роль человека в истории страны

Описание особенностей

 Важной особенностью краеведения  является то, что это не только наука, но и деятельность: созидательная деятельность, направленная на сохранение природных и культурно-исторических богатств края, и популяризаторская деятельность, открывающая что-то совершенно новое, ценное широкой публике.


Направления воспитания, виды, формы и содержание деятельности

  • Гражданское воспитание

  • Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

  • Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

  • Популяризация научных знаний среди детей

Виды, формы, и содержание деятельности

Формы работы:

  • социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (естественнонаучной, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума.

  • участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям;

  • традиционные праздники образовательного учреждения – ежегодно проводимые выставки рисунков, плакатов; дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогов знаменательными датами;


Реализация воспитательного потенциала занятия предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между педагогом и его воспитанниками, способствующих позитивному восприятию требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • применение на занятиях интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;


Планируемые результаты

- сформировано патриотические чувства у обучающихся, гражданственности и уважения к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям;

-повышение духовного и интеллектуального уровня развития обучающихся;

- определяют роль человека в истории страны


  • 2.7 Календарный план воспитательной работы


Название мероприятия, события, форма его проведения

Направление воспитательной работы

Цель

Краткое содержание

Сроки проведения

Ответственный исполнитель

1

Викторина ко дню народного единства «Защитники земли Русской»

Гражданское воспитание

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности


Формировать у обучающихся гражданскую позицию, понимания ценностей демократического общества

В ходе проведения викторины учащиеся узнают о личностях, которые внесли свой вклад в развитие российской истории. Цель данного мероприятия:формирование  патриотических ценностей, уважительного отношения к Родине и ее истории

Ноябрь 2022 г.

Педагог

Куропатник А.А.


Акция «Бессмертный полк»

Гражданское воспитание

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности


Формирование

неравнодушного отношения к истории России, подвигу и самопожертвованию защитников Родины

Акция направлена в первую очередь на подрастающее поколение, знающее историю Великой Отечественной войны по рассказам старших родственников. Учащиеся смогут пронести портреты родственников –участников ВОВ, узнать историю своего героя

май 2023г

Педагог

Куропатник А.А.



3. Список литературы

Нормативные документы

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции 17.02.2021 г.);

2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»)

5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

6. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030

7.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в редакции 2020г)

8.Устав МБУ ДО «ИМЦ»

9. Локальные акты МБУ ДО «ИМЦ»

Методические рекомендации

1.Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные) / Методические рекомендации по разработке и реализации. – Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021г.

2 «Примерная программа воспитания», утвержденная на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020 г..


3. «Методические рекомендации по разработке программ воспитания».

Литература для педагога

1.Ашурнов, В.Н. Историческое краеведение / В.Н. Ашурнов, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин. - М.: Просвещение, 2014. - 192 c.

2.Болтушкин, В. Краеведение / В. Болтушкин. - М.: Бибком, 2018. - 512 c.

3. Исаченко, В.Г. Краеведение / В.Г. Исаченко, Г.Т. Савельева. - М.: СПб., ИКЦ, 2018. - 324 c.

4. Историческое краеведение. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.

5. Селиванов, А. М. Историческое краеведение. Накопление и развитие краеведческих знаний в России (XVIII-XX вв.). Учебное пособие / А.М. Селиванов. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 320 c.

6. Краеведение: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2007 С 35-44

7. Методика историко-краеведческой работы в школе /под ред.Н.С.Борисова. - М: Просвещение.-1987. -С.118.

Литература для обучающихся и родителей


  1. Борисов, В.И. Занимательное краеведение / В.И. Борисов. - М.: Краснодар: Книжное издательство, 2015. - 795 c.

  2. Гниловской, В. Занимательное краеведение / В. Гниловской. - Москва: ИЛ, 2015. - 432 c.

  3. Новиков А.С.Заселение земли Кочковской: Со времен хана Кучума до первых коммун.- Новосибирск: ЦЭРИС,2012.- 126 с.

  4. Чтобы помнили их имена: руководители района, организаций, и учреждений.- Новосибирск: ЦЭРИС, 2012. – 128 с.


ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

  1. CD-ROM. Кружковая работа в школе. Декоративно-прикладное творчество, краеведение. - Москва: Машиностроение, 2019. - 711 c.

  2. http://www.sibnasledie.ru/ "Историчское наследие Сибири"

  3. http://sibmemorial.ru/ Новосибирская книга памяти




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!