СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по курсу «Логопедические занятия» 1-4 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по курсу «Логопедические занятия»  1-4 класс для учащихся с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Программа по курсу «Логопедические занятия» 1-4 класс»

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №16» рабочего поселка Заветы Ильича Советско-Гаванского района



Согласовано с методическим советом школы

Руководитель МС МБОУ «СШ №16»

Мусатова А. В.

_____________________ «___»____20_ г


Принято на педагогическом совете школы

Протокол №


от «_____» _____20_ г



«Утверждено»

Директор

МБОУ «СШ №16»

Н.П. ФЕДОРЧЕНКО

____________________

«_____» _________20_ г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Срок реализации программы 2020-2024 г.

По­ курсу «Логопедические занятия»



Уровень образования: начальный (1-4 класс)


Количество часов 2 часа в неделю

Учитель- логопед: Саакян Екатерина Андреевна


Программа разработана на основе

Методических рекомендаций Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», 2015;

Методических рекомендаций И.Н. Садовниковой «Нарушение письменной речи у младших школьников»;

Методических рекомендаций А.В. Ястребовой «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»;

Методических рекомендаций Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах».

Программа логопедических занятий разработана на основе Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее Фз-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО).






р.п.Заветы Ильича

2020 год


Структура рабочей программы


  1. Пояснительная записка;

  2. Планируемые результаты освоения курса;

  3. Критерии оценки достижения планируемых результатов;

  4. Тематическое планирование;

  5. Календарно-тематическое планирование.























































  1. Пояснительная записка

Программа логопедических занятий разработана на основе Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее Фз-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО). Данная программа также составлена в соответствии с требованиями, отраженными в приказе Минобрнауки России «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1598 от 19.12.2014г. А также на основе Инструктивного письма Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно – методического письма о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе (Ястребова А. В., Бессонова Т. П.); письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля . N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".

Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учетом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И. Лалаевой.

Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.

Характерные признаки ЗПР:

  • ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,

  • низкий уровень познавательной активности,

  • недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,

  • более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения.

Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.

При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

Специфика программы заключается в ее тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

В связи со сложной структурой речевого дефекта у учащихся с ЗПР в основном наблюдается сложная форма дисграфии с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Поэтому данная программа предусматривает логопедическое воздействие не только на один изолированный дефект, а на всю речевую систему в целом. Реализация коррекционного воздействия осуществляется весьма специфично. Суть этой специфики заключается в том, что, работая одновременно над развитием и совершенствованием всех компонентов речевой системы, учитель-логопед в то же время ( на разных этапах) может сосредоточить внимание учащихся на каком-то одном из них.

Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов, имеющие нарушения устной и письменной речи, обусловленные несформированностью языковых и речевых средств языка, реализующих АООП НОО.

Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению, способствующей дальнейшей социализации учащихся с ЗПР.

Задачи программы: 

создать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами:

-развивать артикуляционную и мелкую моторику

-развивать пространственно-временные представления

-развивать фонематический анализ и синтез, фонематические представления

-развивать и закреплять правильные слухопроизносительные дифференцировки фонем

-развивать оптико-пространственные представления и дифференцировки

-развивать языковой анализ и синтез на уровнях слога, слова, предложения, текста

-уточнять значения слов и обогащать словарный запас за счет накопления новых слов по заданным лексическим темам и развивать умения активно пользоваться различными способами словообразования, словоизменения

-формировать и развивать связную выразительную речь

-развивать анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения

- предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории,

-формировать, развивать и совершенствовать навык правильного чтения и письма

-совершенствовать навык поэтапного контроля за процессом и результатом чтения и письма

-развивать высшие психические функции

- вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности,

Программа логопедических занятий имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

Принцип гуманизма вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

Принцип системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

Принцип реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

Принцип деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

Принцип системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма.

Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.

Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения.

Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».

Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Содержание программы

Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут. Занятия с каждой группой проводятся 2 раза в неделю. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, комплектование групп- схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным критерием. Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий, количество часов для повторения примерные и могут варьироваться зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

В структуру логопедического занятия может входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса.

-упражнения по коррекции дисграфии

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Способы контроля усвоения программы:

  • наблюдение

  • проведение самостоятельных работ

  • списывание

  • диктант

  • проведение тестовых работ

Диагностика проводится 2 раза в год. Вводная диагностика осуществляется с 1 по 15 сентября, итоговая диагностика проводится с 15 по 30 мая.

Перед началом логопедической работы организуется входящая диагностика. Результаты обследования фиксируются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа, которая ведется по следующим направлениям:

Основные направления работы:

  1. Развитие звуковой стороны речи.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

  1. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

  1. Формирование связной речи:

  • развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции;

  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания

  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям)

  • способности к запоминанию

  • способности к переключению

  • навыков и приемов самоконтроля

  • познавательной активности

  • произвольности общения и поведения

  1. Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

  • работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

  • применение знаний в новых ситуациях;

  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности;

  1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

  • умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия, подчинять свои действия его инструкциям;

  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда;

  1. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

  • применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

  • обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

  • соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);



Система коррекционного обучения в данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексико-грамматический и синтаксический.

1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

- развитие умения осуществлять звуковой анализ и синтез слов (от простых форм к сложным)

-развитие фонематического восприятия, умения дифференцировать фонемы, имеющие сходные артикуляционные и акустические характеристики

2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

-уточнение значения слов и обогащение словарного запаса за счет накопления новых слов и развитие умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения

-развитие слогового анализа и синтеза слов различной звукобуквенной структуры

-учить различать и использовать в речевых конструкциях обобщающие слова, синонимы, антонимы, знакомить с явлениями многозначности слов

3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

-формировать представление о связном высказывании как о едином семантическом целом

-учить составлять правильные синтаксические конструкции, устанавливать связь слов в предложении, выполнять анализ предложений

-развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам

-учить анализировать текст с использованием метода моделирования структуры разных типов готовых текстов.

2. Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

-осознание языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры

-понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

-проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные результаты:

-умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции

Предметные результаты:

-у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие

-ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учится видеть, слышать, рассуждать)

-у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение и письмо

-у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

-у ребёнка формируются умения:

  • образовывать новые слова суффиксальным, приставочным способом, путем слияние двух слов, изменять слова по падежам, по числам, согласовывать существительные и числительные, существительные и прилагательные, существительные и местоимения;

  • употреблять в речи простые распространенные предложения, некоторые виды сложных синтаксических структур;

  • вступать в общение со сверстниками и взрослыми, составлять небольшие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказывать короткий текст, использовать в своей речи слова разных лексических групп (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).

  • умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

По окончании 1 класса учащиеся должны уметь:

  1. Различать слова-предметы, слова-действия и слова-признаки.

  2. Уметь составлять простое двусоставное предложение по картинке.

  3. Различать звуки на слух. Производить звукобуквенный анализ и синтез слов разной слоговой структуры.

  4. Различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты.

  5. Определять количество слогов в слове по количеству гласных звуков, определять последовательность звуков и букв в слове.

  6. Списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями.

  7. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

  8. Уметь пользоваться предлогами при составлении связного высказывания. Раздельно писать предлоги со словами, знать значения предлогов

  9. Выполнять последовательный пересказ с опорой на вопросы, предметные картинки.

  10. Выполнять пересказы описательного характера.

  11. Выполнять последовательные пересказы текстов описательно-повествовательного характера

  12. Выполнять краткие пересказы, устные сочинения.


По окончании 2 класса учащиеся должны уметь:

  1. Различать предложение, словосочетание, слово.

  2. Анализировать слова по звуковому составу.

  3. Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста.

  4. Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

  5. Писать под диктовку предложения и небольшие тексты.

  6. Уметь дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, парные звонкие и глухие согласные, согласные, имеющие акустико-артикуляционное сходство.

  7. Уметь проводить фонетический разбор: выделять ударные и безударные слоги, называть гласные, определять качество согласных, соотносить количество звуков и букв.

  8. Уметь находить грамматическую основу предложения.

  9. Правильно читать вслух по слогам и целыми словами.

  10. Соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию.

  11. Отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

  12. Пересказывать текст по плану с помощью логопеда.

По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:

1. Производить звукобуквенный анализ и синтез слов.

2. Подбирать к слову родственные слова.

3.Владеть навыками словообразования и словоизменения.

4.Подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи.

5.Различать корень, суффикс, приставку. Образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

6. Дифференцировать предлоги и приставки.

7.Уметь находить главные и второстепенные члены предложения, ставить к ним вопросы.

8.Согласовывать слова в числе, роде, падеже.

9. Составлять распространенные предложения.

10.Определять тему текста, последовательность и связность предложений в тексте, делить на смысловые части, согласовывать слова, пересказывать.

По окончании 4 класса обучающиеся должны уметь:

1. Уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие.

2 .Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

3. Находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

4. Находить главные и второстепенные члены предложения.

6. Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно, составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

8.Уметь составлять рассказ по плану, а также рассказ с элементами творчества.

Качественным показателем эффективности коррекционной работы является: положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной деятельности.

  1. Оценка планируемых результатов.

Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.

На начальном и итоговом этапах коррекционно-логопедической работы используются диагностические методики Т.А.Фотековой, Т. В. Ахутиной.

4. Тематическое планирование. Содержание курса с указанием форм организации занятий и основных видов деятельности обучающихся.

1 класс


№п/п

Название раздела /темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся:

1

Слово

4

Работа в группах. Работа в парах. Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Опрос обучающихся. Ответы на вопросы.

Уметь отличать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

2

Предложение

7

Индивидуальная работа. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с текстом. Взаимопроверка, самопроверка. Уметь различать слово и предложение. Знать границы предложений. Согласовывать части речи в роде, числе и падеже.

3

Предлоги

23

Слушание объяснений учителя. Работа с текстом. Написание графических диктантов

Взаимопроверка, самопроверка. Различать предложение по интонации. Знать значение предлогов. Согласовывать существительное с прилагательным.

4

Звуки речи

10

Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Частично - поисковые задания. Взаимопроверка, самопроверка. Знать слогообразующую роль гласных, делить слова на слоги. Делать фонетический разбор слов.

5

Связная речь

16

Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Частично - поисковые задания. Взаимопроверка, самопроверка. Согласование и управление различных частей речи. Развитие и уточнение временных представлений. Упражняться в воссоздании различных мыслительных образов.

6

Диагностика (на начало и конец учебного года)

8


Итого


68 ч.



2 класс


№п/п

Название раздела /темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся:

1

Звукобуквенный анализ и синтез слов

10

Работа в группах. Работа в парах. Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Опрос обучающихся. Ответы на вопросы.

Работа с учебником. Работа с текстом. Самостоятельная работа. Взаимопроверка, самопроверка. Уметь производить звукобуквенный анализ слов различной слоговой структуры.

2

Слоговой анализ и синтез слов

7

Индивидуальная работа. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Взаимопроверка, самопроверка. Работа с раздаточным материалом. Уметь различать и находить в слове его части, делить слова на слоги. Составлять слова из слогов.

3

Ударение

4

Слушание объяснений учителя. Работа с учебником, словарем. Работа с текстом.

Взаимопроверка, самопроверка. Различать слова одинаковые по написанию, но отличающиеся ударением, определять ударный слог в слове.

4

Твердые и мягкие звуки

19

Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Частично - поисковые задания. Взаимопроверка, самопроверка. Знать роли мягкого знака, различать сходные по акустико-артикуляционному сходству звуки.


5

Глухие и звонкие согласные

11

Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Частично - поисковые задания. Взаимопроверка, самопроверка. Различать сходные по акустико-артикуляционному сходству звуки.


6

Свистящие и шипящие звуки и буквы

3

Различать сходные по акустико-артикуляционному сходству звуки.


7

Аффрикаты

6

Различать сходные по акустико-артикуляционному сходству звуки.

8

Диагностика (на начало и конец учебного года)

8


Итого:


68 ч.



3 класс


п/п

Название раздела /темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся:

1

Звуки речи и буквы. Звуковой анализ и синтез слов.

25

Работа в группах. Работа в парах. Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Опрос обучающихся. Ответы на вопросы.

Работа с учебником. Работа с текстом. Самостоятельная работа. Взаимопроверка, самопроверка. Уметь производить звукобуквенный анализ слов различной слоговой структуры.

2

Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство. Звонкие и глухие согласные.

17

Индивидуальная работа. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Взаимопроверка, самопроверка. Работа с раздаточным материалом. Уметь различать звуки по артикуляторно-акустическому сходству, по месту их образования.


Слово. Слоговой анализ и синтез слов.

3

Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Частично - поисковые задания. Взаимопроверка, самопроверка. Уметь делить слова на слоги, производить слоговой анализ и синтез слов.


Твердые и мягкие звуки

4

Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Частично - поисковые задания. Взаимопроверка, самопроверка. Знать роли мягкого знака, различать сходные по акустико-артикуляционному сходству звуки.

3

Ударение

11

Слушание объяснений учителя. Работа с учебником, словарем. Работа с текстом.

Взаимопроверка, самопроверка. Различать слова одинаковые по написанию, но отличающиеся ударением, определять ударный слог в слове.

4

Диагностика (на начало и конец учебного года)

8


Итого:


68 ч.



4 класс


№п/п

Название раздела /темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся:

1

Звуки и буквы 12 часов.

12

Работа в группах. Работа в парах. Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Опрос обучающихся. Ответы на вопросы.

Работа с учебником. Работа с текстом. Самостоятельная работа. Взаимопроверка, самопроверка. Уметь производить звукобуквенный анализ слов различной слоговой структуры, различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы.

2

Слово. Состав слова.

11

Индивидуальная работа. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Взаимопроверка, самопроверка. Работа с раздаточным материалом. Уметь различать и находить в слове его части, отличать приставку от предлога. Образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

3

Части речи.

6

Работа в группах. Работа в парах. Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Опрос обучающихся. Ответы на вопросы.

Работа с учебником. Работа с текстом. Самостоятельная работа. Взаимопроверка, самопроверка. Уметь различать части речи по вопросам, по признакам.

4

Предложение.

20

Работа в группах. Работа в парах. Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Опрос обучающихся. Ответы на вопросы.

Уметь различать предложения и словосочетания. Знать правила написания предложений. Уметь употреблять существительные в различных косвенных падежах.

5

Связная речь

11

Слушание объяснений учителя. Работа с учебником, словарем. Работа с текстом, с серией сюжетных картин, с сюжетной картиной. Учащиеся должны уметь составлять план рассказа, рассказ по его началу, по его концу. Также учащиеся должны уметь составлять устные сочинения, рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине.

6

Диагностика (на начало и конец учебного года)

8


Итого:


68 ч.


Календарно-тематическое планирование 1 класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

I четверть – 15 часов


1-4

 Диагностика устной и  письменной речи.

4


5.

Работа над словом. Слова, обозначающие предмет.

1


6.

Слова, обозначающие действие предмета.

1


7

Дифференциация слов-предметов и слов-действий.

1


8

Дифференциация понятий «предложение», «слово».

1


9

Простое двусоставное нераспространенное предложение.

1


10

Составление предложений по сюжетной картинке.

1


11

Слова, обозначающие признаки предметов.

1


12

Распространение простого двусоставного предложения определением.

1


13

Проверочная работа.

1


14

Анализ предложения. Связь слов в предложении. Грамматическое оформление предложения на письме.

1


15

Проверочная работа.

1


II четверть – 15 часов

16.

Предлоги.

1


17.

Предлог «на».

1


18.

Предлог «под».

1


19.

Предлоги «на, под».

1


20.

Предлог «в».

1


21.

Предлоги «на, в».

1


22.

 Предлог «за».

1


23.

Предлог «к».

1


24.

Предлог «от».

1


25.

Предлоги «к, от».

1


26.

Предлог «по».

1.


27.

Предлог «из».

1.


28.

Предлоги «с, со».

1


29.

Предлоги «из, с».

1


30.

Предлог «над».

1


III четверть – час

31.

Предлоги «над-под».

1


32.

Предлоги «из, под».

1


33.

 Предлоги «из-под, из».

1


34.

Предлоги «из-за».

1


35.

Предлоги «из-за, из-под».

1


36.

Предлог «между».

1


37.

Предлог «через».

1


38.

Проверочная работа по теме «Предлоги».

1


39.

Звуки речи.

1


40.

Звуки речи. Образование гласных и согласных звуков.

1


41.

Выделение гласных 1-го ряда из слогов и слов.

1


42.

Слоговой состав слова.

1


43.

Проверочная работа.

1


44.

Гласные 2-го ряда. Выделение гласных 2-го ряда из слов. Слоговой состав слов с гласными 2-го ряда.

1


45.

Твердые и мягкие согласные.

1


46-48.

Звукобуквенный анализ слов разной слоговой структуры.

3


49.

Работа над связной речью. Формирование монологической речи.

1


50.

Последовательный пересказ с опорой на вопросы «Муравей», «Воробей и ласточка», «Лиса и рак», «Лев, лиса и медведь».

1


IV четверть – 15 часов

51.

Последовательный пересказ с опорой на вопросы «На птицеферме», «Собака и ее тень», «Цыпленок», «Сиротка».

1


52.

Последовательный пересказ с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки «Петушок и бобовое зернышко».

1


53.

Пересказы описательного характера с опорой на картинку «Собака Кнопка», «Кошка Цыганка»

1


54.

Пересказы описательного характера с опорой на картинку «Березка», «Интересный жучок»

1


55.

Пересказы описательного характера с опорой на картинку «Зима», «Весна»

1


56.

Пересказы описательного характера с опорой на картинку «Лето», «Осень»

1


57.

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера «Кошка Мурка», «Собака Белка».

1


58.

Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последовательность действий «Галины гладиолусы».

1


59.

Пересказы описательно-повествовательного характера.

1


60.

Последовательный пересказ «Слон-няня», «Кит».

1


61.

Последовательный пересказ «Кот Васька».

1


62.

Выборочный пересказ «Кто поступил правильно?», «Слон-озорник»

1


63.

Примерный краткий пересказ «Булька»

1


64.

Устные сочинения «Запасы на зиму»

1


65.

Устные сочинения «Как белка спасла зайчика»

1


66-68

Оценка результативности коррекционной работы. Итоговая диагностика.

3


Итого 68 часов















Календарно-тематическое планирование 2 класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

I четверть – 16 часов

1-4

 Диагностика устной и  письменной речи.

4


Звукобуквенный анализ и синтез слова 10 часов

5

Выделение первого звука в слове.

1


6

Выделение последнего звука в слове.

1


7

Определение места звука в слове.

1


8-9

Определение количества звуков в слове.

2


10-11

Соотношение между звуками и буквами в слове

2


12-13

Буква-смыслоразличитель.

2


14

Проверочная работа.

1


Слоговой анализ и синтез слова 7 часов

15

Выделение первого слога в слове.

1


16

Слогообразующая роль гласных.

1


I четверть – 15 часов

17, 18

Определение количества слогов в слове

2


19

Составление слов из слогов

1


20

Деление слов на слоги

1


21

Проверочная работа

1


Ударение 4 часа

22

Ударение в двусложных словах.

1


23

Ударение в трехсложных словах.

1


24

Орфоэпические нормы постановки ударения.

1


25

Проверочная работа.

1


Твердые и мягкие согласные звуки 19 часов

26

Мягкий знак на конце слова

1


27-28

Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

2


29

Мягкий знак в середине слова

1


30-31

Различие на письме букв а-я после согласных

2


 четверть 22 часа

32-33

Различие на письме букв у-ю после согласных

2


34-35

Различие на письме букв о-е после согласных

2


36-37

Различие на письме букв ы-и после согласных

2


38

Твердые и мягкие согласные звуки перед Е

1


39-40

Непарные твердые согласные Ш,Ж, Ц

2


41-42

Непарные мягкие согласные Щ, Ч, Й

2


43

Проверочная работа

1


44

Игра «Умники и умницы»

1


Глухие и звонкие согласные звуки и буквы. 11 часов

45

Звуки и буквы П-Б

1


46-47

Звуки и буквы Т-Д

2


48

Звуки и буквы К-Г

1


49

Звуки и буквы В-Ф

1


50

Звуки и буквы С-З

1


51

Звуки и буквы Ж-Ш

1


52

Непарные глухие согласные Х,Ц, Ч, Щ

1


53

Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н

1


V четверть 15 часов

54

Закрепление темы «Глухие и звонкие согласные звуки и буквы».

1


55

Проверочная работа. Слуховой диктант

1


Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы 3 часа

56

Звуки и буквы С-Ш

1


57

Звуки и буквы З-Ж

1


58

Проверочная работа

1


Аффрикаты 6 часов

59

Звуки и буквы С-Ц

1


60

Звуки и буквы Ц-Ч

1


61

Звуки и буквы Ч-Т

1


62

Звуки и буквы Ч-Щ

1


63

Звуки и буквы С-Щ

1


64

Проверочная работа

1


65-68

Итоговая диагностика

4


Итого: 68 часов















































Календарно-тематическое планирование 3 класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

I четверть – 16 часов

1-4

Диагностика устной и  письменной речи.

4


Звуки речи и буквы. Звуковой анализ и синтез слов 25 часов.

5

Гласные и согласные звуки и буквы.

1


6

Звукобуквенный анализ слов. Количество букв равно количеству звуков.

1


7

Звукобуквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков.

1


8

Звукобуквенный анализ слов. Количество букв больше количества звуков.

1


9

Выделение гласных 1 ряда из слогов и слов.

1


10

Выделение гласных 2 ряда из слогов и слов.

1


11-15

Образование гласных 2 ряда:

Я

Ё

Ю

И

Е

5


16

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда А-Я в слогах и словах.

1


II четверть – 15 часов

17,18

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда А-Я в слогах и словах.

2


19

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда А-Я в предложениях и текстах.

1


20

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда О-Ё в слогах и словах.

1


21

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда О-Ё в предложениях и текстах.

1


22,23

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда У-Ю в слогах и словах.

2


24

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда У-Ю в предложениях и текстах.

1


25

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда Ы-И в слогах и словах.

1


26

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда Ы-И в предложениях и текстах.

1


27,28

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда Э-Е в слогах и словах.

2

.

29

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда Э-Е в предложениях и текстах.

1


Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство. Звонкие и глухие согласные 17 часов.

30

Дифференциация В-Ф

1


31

Дифференциация В'-Ф'

1


III четверть – 22 часа

32

Дифференциация Б-П

1


33

Дифференциация Б'-.П'

1


34

Дифференциация Г-К

1


35

Дифференциация Г'-.К'

1


36

Дифференциация Д-Т

1


37

Дифференциация Д'-.Т'

1


38

Дифференциация Ж-Ш

1


39

Дифференциация З-С

1


40

Дифференциация З'-С'

1


41

Дифференциация С-Ш

1


42

Дифференциация З-Ж

1


43

Дифференциация С-Ц

1


44

Дифференциация Ч-Ц

1


45

Дифференциация Р-Л

1


46

Дифференциация Р'-Л'

1


Слово. Слоговой анализ и синтез слов 3 часа.

47

Слоговой состав слова. Понятие слога. Деление слов на слоги.

1


48

1-2-3-сложные слова с простым открытым слогом

1


49

Слоговой анализ и синтез слов. Порядок слогов в слове. Правила переноса.

1


Дифференциация твердых и мягких согласных 4 часа.

50

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2 ряда.

1


51

Обозначение мягкости согласных с помощью буквы ь знак.

1


52

Обозначение мягкости согласных с помощью буквы ь знак в середине слова.

1




53

Разделительный ь знак

1


IV четверть – 15 часов

Ударение 11 часов.

54

Ударение в двусложных словах.

1


55

Ударение в трехсложных словах.

1


56

Орфоэпические нормы постановки ударения.

1


57,58

Смыслоразличительная роль ударения. Слова-омографы.

2


59,60

Смыслоразличительная роль ударения. Слова-омоформы.

2


61

Схемы слого-ритмической структуры слов.

1


62,63

Безударная гласная в корне слова.

2


64

Проверочная работа.

1


65-68

Итоговая диагностика.

4


Итого: 68 часов

















Календарно-тематическое планирование 4 б класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

I четверть – 16 часов

1-4

Диагностика

4


Звуки и буквы 12 часов.

5

Гласные и согласные звуки и буквы

1


6

Парные звонкие и глухие согласные

1


7

Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда.

1


8

Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь знак.

1


9

Разделительный ь знак.

1


10

Выделение первого звука в слове.

1


11

Выделение последнего звука в слове.

1


12

Определение места звука в слове.

1


13

Определение количества звуков в слове.

1


14

Соотношение между звуками и буквами в слове

1


15

Буква-смыслоразличитель.

1


16

Проверочная работа.

1


II четверть – 15 часов

Слово. Состав слова 11 часов.

17,18

Корень слова.

2


19,20

Однокоренные слова

2


21,22

Родственные слова.

2


23,24

Приставка. Образование слов при помощи приставок.

2


25,26

Суффикс. Образование слов при помощи суффикса.

2


27

Закрепление темы «Состав слова». Морфологический состав слова.

1


Части речи 6 часов.

28

Имя существительное. Три склонения имени существительного.

1


29

Образование множественного числа существительных. Практическое употребление существительных в форме И.п. мн.ч.

1


30

Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода.

1


31

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения в единственном числе.

1


III четверть – 22 часа

32

Предлоги.

1


33

Приставки и предлоги.

1


Предложение 20 часов.

34

Словосочетание и предложение. Отличие словосочетания от предложения.

1


35

Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Именительного падежа.

1


36

Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Именительного и Винительного падежей.

1


37

Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Винительного и Родительного падежей.

1


38

Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Дательного падежа.

1


39

Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Творительного падежа без предлога.

1


40

Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Предложного падежа.

1


41,42

Практическое употребление существительных в различных косвенных падежах.

2


43

В гостях у царицы Грамматики. Итоговое занятие по теме «Имя существительное».

1


44

Слова-признаки.

1


45

Согласование прилагательных с существительным в числе.

1


46

Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.

1


47

Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

1


48

Путешествие в Бумажную страну. Развитие навыков согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

1


49

Слова-действия.

1


50

Словоизменение. Настоящее время глагола.

1


51-53

Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

3


IV четверть – 15 часов

Связная речь 11 часов.

54,55

Составление плана рассказа.

2


56,57

Составление рассказа по его началу.

2


58,59

Составление рассказа по его концу.

2


60

Сочинение «Весна». (По готовому плану). Устно.

1


61

Сочинение (с самостоятельным составлением плана).

1


62,63

Написание рассказа по сюжетной картине.

2


64

Написание рассказа по серии сюжетных картин.

1


65-68

Диагностика.

4


Итого: 68 часов

















Календарно-тематическое планирование 4 в класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

I четверть – 16 часов

1-4

Диагностика

4


Звуки и буквы 12 часов.

5

Гласные и согласные звуки и буквы

1


6

Парные звонкие и глухие согласные

1


7

Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда.

1


8

Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь знак.

1


9

Разделительный ь знак.

1


10

Выделение первого звука в слове.

1


11

Выделение последнего звука в слове.

1


12

Определение места звука в слове.

1


13

Определение количества звуков в слове.

1


14

Соотношение между звуками и буквами в слове

1


15

Буква-смыслоразличитель.

1


16

Проверочная работа.

1


II четверть – 15 часов

Слово. Состав слова 11 часов.

17,18

Корень слова.

2


19,20

Однокоренные слова

2


21,22

Родственные слова.

2


23,24

Приставка. Образование слов при помощи приставок.

2


25,26

Суффикс. Образование слов при помощи суффикса.

2


27

Закрепление темы «Состав слова». Морфологический состав слова.

1


Части речи 6 часов.

28

Имя существительное. Три склонения имени существительного.

1


29

Образование множественного числа существительных. Практическое употребление существительных в форме И.п. мн.ч.

1


30

Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода.

1


31

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения в единственном числе.

1


III четверть – 22 часа

32

Предлоги.

1


33

Приставки и предлоги.

1


Предложение 20 часов.

34

Словосочетание и предложение. Отличие словосочетания от предложения.

1


35

Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Именительного падежа.

1


36

Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Именительного и Винительного падежей.

1


37

Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Винительного и Родительного падежей.

1


38

Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Дательного падежа.

1


39

Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Творительного падежа без предлога.

1


40

Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Предложного падежа.

1


41,42

Практическое употребление существительных в различных косвенных падежах.

2


43

В гостях у царицы Грамматики. Итоговое занятие по теме «Имя существительное».

1


44

Слова-признаки.

1


45

Согласование прилагательных с существительным в числе.

1


46

Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.

1


47

Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

1


48

Путешествие в Бумажную страну. Развитие навыков согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

1


49

Слова-действия.

1


50

Словоизменение. Настоящее время глагола.

1


51-53

Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

3


IV четверть – 15 часов

Связная речь 11 часов.

54,55

Составление плана рассказа.

2


56,57

Составление рассказа по его началу.

2


58,59

Составление рассказа по его концу.

2


60

Сочинение «Весна». (По готовому плану). Устно.

1


61

Сочинение (с самостоятельным составлением плана).

1


62,63

Написание рассказа по сюжетной картине.

2


64

Написание рассказа по серии сюжетных картин.

1


65-68

Диагностика.

4


Итого: 68 часов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!