Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №16» рабочего поселка Заветы Ильича Советско-Гаванского района
Согласовано с методическим советом школы Руководитель МС МБОУ «СШ №16» Мусатова А. В. _____________________ «___»____20_ г | Принято на педагогическом совете школы Протокол № от «_____» _____20_ г | «Утверждено» Директор МБОУ «СШ №16» Н.П. ФЕДОРЧЕНКО ____________________ «_____» _________20_ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Срок реализации программы 2020-2024 г.
По курсу «Логопедические занятия»
Уровень образования: начальный (1-4 класс)
Количество часов 2 часа в неделю
Учитель- логопед: Саакян Екатерина Андреевна
Программа разработана на основе
Методических рекомендаций Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», 2015;
Методических рекомендаций И.Н. Садовниковой «Нарушение письменной речи у младших школьников»;
Методических рекомендаций А.В. Ястребовой «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»;
Методических рекомендаций Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах».
Программа логопедических занятий разработана на основе Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее Фз-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО).
р.п.Заветы Ильича
2020 год
Структура рабочей программы
Пояснительная записка;
Планируемые результаты освоения курса;
Критерии оценки достижения планируемых результатов;
Тематическое планирование;
Календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка
Программа логопедических занятий разработана на основе Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее Фз-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО). Данная программа также составлена в соответствии с требованиями, отраженными в приказе Минобрнауки России «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1598 от 19.12.2014г. А также на основе Инструктивного письма Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно – методического письма о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе (Ястребова А. В., Бессонова Т. П.); письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля . N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учетом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И. Лалаевой.
Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.
Характерные признаки ЗПР:
ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
низкий уровень познавательной активности,
недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения.
Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
Специфика программы заключается в ее тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
В связи со сложной структурой речевого дефекта у учащихся с ЗПР в основном наблюдается сложная форма дисграфии с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Поэтому данная программа предусматривает логопедическое воздействие не только на один изолированный дефект, а на всю речевую систему в целом. Реализация коррекционного воздействия осуществляется весьма специфично. Суть этой специфики заключается в том, что, работая одновременно над развитием и совершенствованием всех компонентов речевой системы, учитель-логопед в то же время ( на разных этапах) может сосредоточить внимание учащихся на каком-то одном из них.
Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов, имеющие нарушения устной и письменной речи, обусловленные несформированностью языковых и речевых средств языка, реализующих АООП НОО.
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению, способствующей дальнейшей социализации учащихся с ЗПР.
Задачи программы:
создать обобщенные представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами:
-развивать артикуляционную и мелкую моторику
-развивать пространственно-временные представления
-развивать фонематический анализ и синтез, фонематические представления
-развивать и закреплять правильные слухопроизносительные дифференцировки фонем
-развивать оптико-пространственные представления и дифференцировки
-развивать языковой анализ и синтез на уровнях слога, слова, предложения, текста
-уточнять значения слов и обогащать словарный запас за счет накопления новых слов по заданным лексическим темам и развивать умения активно пользоваться различными способами словообразования, словоизменения
-формировать и развивать связную выразительную речь
-развивать анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующие в акте речи, письма и чтения
- предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории,
-формировать, развивать и совершенствовать навык правильного чтения и письма
-совершенствовать навык поэтапного контроля за процессом и результатом чтения и письма
-развивать высшие психические функции
- вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности,
Программа логопедических занятий имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
Принцип гуманизма вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
Принцип системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
Принцип реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
Принцип деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
Принцип системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма.
Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения.
Принцип постепенного усложнения речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».
Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Содержание программы
Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут. Занятия с каждой группой проводятся 2 раза в неделю. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, комплектование групп- схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным критерием. Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий, количество часов для повторения примерные и могут варьироваться зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
В структуру логопедического занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
-упражнения по коррекции дисграфии
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Способы контроля усвоения программы:
наблюдение
проведение самостоятельных работ
списывание
диктант
проведение тестовых работ
Диагностика проводится 2 раза в год. Вводная диагностика осуществляется с 1 по 15 сентября, итоговая диагностика проводится с 15 по 30 мая.
Перед началом логопедической работы организуется входящая диагностика. Результаты обследования фиксируются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа, которая ведется по следующим направлениям:
Основные направления работы:
Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
Формирование связной речи:
развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции;
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания
наблюдательности (особенно к языковым явлениям)
способности к запоминанию
способности к переключению
навыков и приемов самоконтроля
познавательной активности
произвольности общения и поведения
Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности;
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия, подчинять свои действия его инструкциям;
умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда;
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
Система коррекционного обучения в данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексико-грамматический и синтаксический.
1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- развитие умения осуществлять звуковой анализ и синтез слов (от простых форм к сложным)
-развитие фонематического восприятия, умения дифференцировать фонемы, имеющие сходные артикуляционные и акустические характеристики
2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
-уточнение значения слов и обогащение словарного запаса за счет накопления новых слов и развитие умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения
-развитие слогового анализа и синтеза слов различной звукобуквенной структуры
-учить различать и использовать в речевых конструкциях обобщающие слова, синонимы, антонимы, знакомить с явлениями многозначности слов
3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
-формировать представление о связном высказывании как о едином семантическом целом
-учить составлять правильные синтаксические конструкции, устанавливать связь слов в предложении, выполнять анализ предложений
-развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам
-учить анализировать текст с использованием метода моделирования структуры разных типов готовых текстов.
2. Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
-осознание языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры
-понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
-проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты:
-умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции
Предметные результаты:
-у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие
-ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учится видеть, слышать, рассуждать)
-у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение и письмо
-у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
-у ребёнка формируются умения:
образовывать новые слова суффиксальным, приставочным способом, путем слияние двух слов, изменять слова по падежам, по числам, согласовывать существительные и числительные, существительные и прилагательные, существительные и местоимения;
употреблять в речи простые распространенные предложения, некоторые виды сложных синтаксических структур;
вступать в общение со сверстниками и взрослыми, составлять небольшие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказывать короткий текст, использовать в своей речи слова разных лексических групп (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
По окончании 1 класса учащиеся должны уметь:
Различать слова-предметы, слова-действия и слова-признаки.
Уметь составлять простое двусоставное предложение по картинке.
Различать звуки на слух. Производить звукобуквенный анализ и синтез слов разной слоговой структуры.
Различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты.
Определять количество слогов в слове по количеству гласных звуков, определять последовательность звуков и букв в слове.
Списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями.
Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
Уметь пользоваться предлогами при составлении связного высказывания. Раздельно писать предлоги со словами, знать значения предлогов
Выполнять последовательный пересказ с опорой на вопросы, предметные картинки.
Выполнять пересказы описательного характера.
Выполнять последовательные пересказы текстов описательно-повествовательного характера
Выполнять краткие пересказы, устные сочинения.
По окончании 2 класса учащиеся должны уметь:
Различать предложение, словосочетание, слово.
Анализировать слова по звуковому составу.
Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста.
Восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.
Писать под диктовку предложения и небольшие тексты.
Уметь дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, парные звонкие и глухие согласные, согласные, имеющие акустико-артикуляционное сходство.
Уметь проводить фонетический разбор: выделять ударные и безударные слоги, называть гласные, определять качество согласных, соотносить количество звуков и букв.
Уметь находить грамматическую основу предложения.
Правильно читать вслух по слогам и целыми словами.
Соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию.
Отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Пересказывать текст по плану с помощью логопеда.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
1. Производить звукобуквенный анализ и синтез слов.
2. Подбирать к слову родственные слова.
3.Владеть навыками словообразования и словоизменения.
4.Подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи.
5.Различать корень, суффикс, приставку. Образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.
6. Дифференцировать предлоги и приставки.
7.Уметь находить главные и второстепенные члены предложения, ставить к ним вопросы.
8.Согласовывать слова в числе, роде, падеже.
9. Составлять распространенные предложения.
10.Определять тему текста, последовательность и связность предложений в тексте, делить на смысловые части, согласовывать слова, пересказывать.
По окончании 4 класса обучающиеся должны уметь:
1. Уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие.
2 .Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.
3. Находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
4. Находить главные и второстепенные члены предложения.
6. Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно, составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
8.Уметь составлять рассказ по плану, а также рассказ с элементами творчества.
Качественным показателем эффективности коррекционной работы является: положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной деятельности.
Оценка планируемых результатов.
Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.
На начальном и итоговом этапах коррекционно-логопедической работы используются диагностические методики Т.А.Фотековой, Т. В. Ахутиной.
4. Тематическое планирование. Содержание курса с указанием форм организации занятий и основных видов деятельности обучающихся.
1 класс
№п/п | Название раздела /темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся: |
1 | Слово | 4 | Работа в группах. Работа в парах. Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Опрос обучающихся. Ответы на вопросы. Уметь отличать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. |
2 | Предложение | 7 | Индивидуальная работа. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с текстом. Взаимопроверка, самопроверка. Уметь различать слово и предложение. Знать границы предложений. Согласовывать части речи в роде, числе и падеже. |
3 | Предлоги | 23 | Слушание объяснений учителя. Работа с текстом. Написание графических диктантов Взаимопроверка, самопроверка. Различать предложение по интонации. Знать значение предлогов. Согласовывать существительное с прилагательным. |
4 | Звуки речи | 10 | Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Частично - поисковые задания. Взаимопроверка, самопроверка. Знать слогообразующую роль гласных, делить слова на слоги. Делать фонетический разбор слов. |
5 | Связная речь | 16 | Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Частично - поисковые задания. Взаимопроверка, самопроверка. Согласование и управление различных частей речи. Развитие и уточнение временных представлений. Упражняться в воссоздании различных мыслительных образов. |
6 | Диагностика (на начало и конец учебного года) | 8 | |
Итого | | 68 ч. | |
2 класс
№п/п | Название раздела /темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся: |
1 | Звукобуквенный анализ и синтез слов | 10 | Работа в группах. Работа в парах. Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Опрос обучающихся. Ответы на вопросы. Работа с учебником. Работа с текстом. Самостоятельная работа. Взаимопроверка, самопроверка. Уметь производить звукобуквенный анализ слов различной слоговой структуры. |
2 | Слоговой анализ и синтез слов | 7 | Индивидуальная работа. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Взаимопроверка, самопроверка. Работа с раздаточным материалом. Уметь различать и находить в слове его части, делить слова на слоги. Составлять слова из слогов. |
3 | Ударение | 4 | Слушание объяснений учителя. Работа с учебником, словарем. Работа с текстом. Взаимопроверка, самопроверка. Различать слова одинаковые по написанию, но отличающиеся ударением, определять ударный слог в слове. |
4 | Твердые и мягкие звуки | 19 | Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Частично - поисковые задания. Взаимопроверка, самопроверка. Знать роли мягкого знака, различать сходные по акустико-артикуляционному сходству звуки. |
5 | Глухие и звонкие согласные | 11 | Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Частично - поисковые задания. Взаимопроверка, самопроверка. Различать сходные по акустико-артикуляционному сходству звуки. |
6 | Свистящие и шипящие звуки и буквы | 3 | Различать сходные по акустико-артикуляционному сходству звуки. |
7 | Аффрикаты | 6 | Различать сходные по акустико-артикуляционному сходству звуки. |
8 | Диагностика (на начало и конец учебного года) | 8 | |
Итого: | | 68 ч. | |
3 класс
№п/п | Название раздела /темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся: |
1 | Звуки речи и буквы. Звуковой анализ и синтез слов. | 25 | Работа в группах. Работа в парах. Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Опрос обучающихся. Ответы на вопросы. Работа с учебником. Работа с текстом. Самостоятельная работа. Взаимопроверка, самопроверка. Уметь производить звукобуквенный анализ слов различной слоговой структуры. |
2 | Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство. Звонкие и глухие согласные. | 17 | Индивидуальная работа. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Взаимопроверка, самопроверка. Работа с раздаточным материалом. Уметь различать звуки по артикуляторно-акустическому сходству, по месту их образования. |
| Слово. Слоговой анализ и синтез слов. | 3 | Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Частично - поисковые задания. Взаимопроверка, самопроверка. Уметь делить слова на слоги, производить слоговой анализ и синтез слов. |
| Твердые и мягкие звуки | 4 | Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Частично - поисковые задания. Взаимопроверка, самопроверка. Знать роли мягкого знака, различать сходные по акустико-артикуляционному сходству звуки. |
3 | Ударение | 11 | Слушание объяснений учителя. Работа с учебником, словарем. Работа с текстом. Взаимопроверка, самопроверка. Различать слова одинаковые по написанию, но отличающиеся ударением, определять ударный слог в слове. |
4 | Диагностика (на начало и конец учебного года) | 8 | |
Итого: | | 68 ч. | |
4 класс
№п/п | Название раздела /темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся: |
1 | Звуки и буквы 12 часов. | 12 | Работа в группах. Работа в парах. Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Опрос обучающихся. Ответы на вопросы. Работа с учебником. Работа с текстом. Самостоятельная работа. Взаимопроверка, самопроверка. Уметь производить звукобуквенный анализ слов различной слоговой структуры, различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. |
2 | Слово. Состав слова. | 11 | Индивидуальная работа. Работа с раздаточным материалом. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Работа с текстом. Взаимопроверка, самопроверка. Работа с раздаточным материалом. Уметь различать и находить в слове его части, отличать приставку от предлога. Образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов. |
3 | Части речи. | 6 | Работа в группах. Работа в парах. Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Опрос обучающихся. Ответы на вопросы. Работа с учебником. Работа с текстом. Самостоятельная работа. Взаимопроверка, самопроверка. Уметь различать части речи по вопросам, по признакам. |
4 | Предложение. | 20 | Работа в группах. Работа в парах. Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Опрос обучающихся. Ответы на вопросы. Уметь различать предложения и словосочетания. Знать правила написания предложений. Уметь употреблять существительные в различных косвенных падежах. |
5 | Связная речь | 11 | Слушание объяснений учителя. Работа с учебником, словарем. Работа с текстом, с серией сюжетных картин, с сюжетной картиной. Учащиеся должны уметь составлять план рассказа, рассказ по его началу, по его концу. Также учащиеся должны уметь составлять устные сочинения, рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине. |
6 | Диагностика (на начало и конец учебного года) | 8 | |
Итого: | | 68 ч. | |
Календарно-тематическое планирование 1 класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
I четверть – 15 часов | |
1-4 | Диагностика устной и письменной речи. | 4 | |
5. | Работа над словом. Слова, обозначающие предмет. | 1 | |
6. | Слова, обозначающие действие предмета. | 1 | |
7 | Дифференциация слов-предметов и слов-действий. | 1 | |
8 | Дифференциация понятий «предложение», «слово». | 1 | |
9 | Простое двусоставное нераспространенное предложение. | 1 | |
10 | Составление предложений по сюжетной картинке. | 1 | |
11 | Слова, обозначающие признаки предметов. | 1 | |
12 | Распространение простого двусоставного предложения определением. | 1 | |
13 | Проверочная работа. | 1 | |
14 | Анализ предложения. Связь слов в предложении. Грамматическое оформление предложения на письме. | 1 | |
15 | Проверочная работа. | 1 | |
II четверть – 15 часов |
16. | Предлоги. | 1 | |
17. | Предлог «на». | 1 | |
18. | Предлог «под». | 1 | |
19. | Предлоги «на, под». | 1 | |
20. | Предлог «в». | 1 | |
21. | Предлоги «на, в». | 1 | |
22. | Предлог «за». | 1 | |
23. | Предлог «к». | 1 | |
24. | Предлог «от». | 1 | |
25. | Предлоги «к, от». | 1 | |
26. | Предлог «по». | 1. | |
27. | Предлог «из». | 1. | |
28. | Предлоги «с, со». | 1 | |
29. | Предлоги «из, с». | 1 | |
30. | Предлог «над». | 1 | |
III четверть – час |
31. | Предлоги «над-под». | 1 | |
32. | Предлоги «из, под». | 1 | |
33. | Предлоги «из-под, из». | 1 | |
34. | Предлоги «из-за». | 1 | |
35. | Предлоги «из-за, из-под». | 1 | |
36. | Предлог «между». | 1 | |
37. | Предлог «через». | 1 | |
38. | Проверочная работа по теме «Предлоги». | 1 | |
39. | Звуки речи. | 1 | |
40. | Звуки речи. Образование гласных и согласных звуков. | 1 | |
41. | Выделение гласных 1-го ряда из слогов и слов. | 1 | |
42. | Слоговой состав слова. | 1 | |
43. | Проверочная работа. | 1 | |
44. | Гласные 2-го ряда. Выделение гласных 2-го ряда из слов. Слоговой состав слов с гласными 2-го ряда. | 1 | |
45. | Твердые и мягкие согласные. | 1 | |
46-48. | Звукобуквенный анализ слов разной слоговой структуры. | 3 | |
49. | Работа над связной речью. Формирование монологической речи. | 1 | |
50. | Последовательный пересказ с опорой на вопросы «Муравей», «Воробей и ласточка», «Лиса и рак», «Лев, лиса и медведь». | 1 | |
IV четверть – 15 часов |
51. | Последовательный пересказ с опорой на вопросы «На птицеферме», «Собака и ее тень», «Цыпленок», «Сиротка». | 1 | |
52. | Последовательный пересказ с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки «Петушок и бобовое зернышко». | 1 | |
53. | Пересказы описательного характера с опорой на картинку «Собака Кнопка», «Кошка Цыганка» | 1 | |
54. | Пересказы описательного характера с опорой на картинку «Березка», «Интересный жучок» | 1 | |
55. | Пересказы описательного характера с опорой на картинку «Зима», «Весна» | 1 | |
56. | Пересказы описательного характера с опорой на картинку «Лето», «Осень» | 1 | |
57. | Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера «Кошка Мурка», «Собака Белка». | 1 | |
58. | Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последовательность действий «Галины гладиолусы». | 1 | |
59. | Пересказы описательно-повествовательного характера. | 1 | |
60. | Последовательный пересказ «Слон-няня», «Кит». | 1 | |
61. | Последовательный пересказ «Кот Васька». | 1 | |
62. | Выборочный пересказ «Кто поступил правильно?», «Слон-озорник» | 1 | |
63. | Примерный краткий пересказ «Булька» | 1 | |
64. | Устные сочинения «Запасы на зиму» | 1 | |
65. | Устные сочинения «Как белка спасла зайчика» | 1 | |
66-68 | Оценка результативности коррекционной работы. Итоговая диагностика. | 3 | |
Итого 68 часов |
Календарно-тематическое планирование 2 класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
I четверть – 16 часов |
1-4 | Диагностика устной и письменной речи. | 4 | |
Звукобуквенный анализ и синтез слова 10 часов |
5 | Выделение первого звука в слове. | 1 | |
6 | Выделение последнего звука в слове. | 1 | |
7 | Определение места звука в слове. | 1 | |
8-9 | Определение количества звуков в слове. | 2 | |
10-11 | Соотношение между звуками и буквами в слове | 2 | |
12-13 | Буква-смыслоразличитель. | 2 | |
14 | Проверочная работа. | 1 | |
Слоговой анализ и синтез слова 7 часов |
15 | Выделение первого слога в слове. | 1 | |
16 | Слогообразующая роль гласных. | 1 | |
I четверть – 15 часов |
17, 18 | Определение количества слогов в слове | 2 | |
19 | Составление слов из слогов | 1 | |
20 | Деление слов на слоги | 1 | |
21 | Проверочная работа | 1 | |
Ударение 4 часа |
22 | Ударение в двусложных словах. | 1 | |
23 | Ударение в трехсложных словах. | 1 | |
24 | Орфоэпические нормы постановки ударения. | 1 | |
25 | Проверочная работа. | 1 | |
Твердые и мягкие согласные звуки 19 часов |
26 | Мягкий знак на конце слова | 1 | |
27-28 | Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. | 2 | |
29 | Мягкий знак в середине слова | 1 | |
30-31 | Различие на письме букв а-я после согласных | 2 | |
четверть 22 часа |
32-33 | Различие на письме букв у-ю после согласных | 2 | |
34-35 | Различие на письме букв о-е после согласных | 2 | |
36-37 | Различие на письме букв ы-и после согласных | 2 | |
38 | Твердые и мягкие согласные звуки перед Е | 1 | |
39-40 | Непарные твердые согласные Ш,Ж, Ц | 2 | |
41-42 | Непарные мягкие согласные Щ, Ч, Й | 2 | |
43 | Проверочная работа | 1 | |
44 | Игра «Умники и умницы» | 1 | |
Глухие и звонкие согласные звуки и буквы. 11 часов |
45 | Звуки и буквы П-Б | 1 | |
46-47 | Звуки и буквы Т-Д | 2 | |
48 | Звуки и буквы К-Г | 1 | |
49 | Звуки и буквы В-Ф | 1 | |
50 | Звуки и буквы С-З | 1 | |
51 | Звуки и буквы Ж-Ш | 1 | |
52 | Непарные глухие согласные Х,Ц, Ч, Щ | 1 | |
53 | Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н | 1 | |
V четверть 15 часов |
54 | Закрепление темы «Глухие и звонкие согласные звуки и буквы». | 1 | |
55 | Проверочная работа. Слуховой диктант | 1 | |
Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы 3 часа |
56 | Звуки и буквы С-Ш | 1 | |
57 | Звуки и буквы З-Ж | 1 | |
58 | Проверочная работа | 1 | |
Аффрикаты 6 часов |
59 | Звуки и буквы С-Ц | 1 | |
60 | Звуки и буквы Ц-Ч | 1 | |
61 | Звуки и буквы Ч-Т | 1 | |
62 | Звуки и буквы Ч-Щ | 1 | |
63 | Звуки и буквы С-Щ | 1 | |
64 | Проверочная работа | 1 | |
65-68 | Итоговая диагностика | 4 | |
Итого: 68 часов |
Календарно-тематическое планирование 3 класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
I четверть – 16 часов |
1-4 | Диагностика устной и письменной речи. | 4 | |
Звуки речи и буквы. Звуковой анализ и синтез слов 25 часов. |
5 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | |
6 | Звукобуквенный анализ слов. Количество букв равно количеству звуков. | 1 | |
7 | Звукобуквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков. | 1 | |
8 | Звукобуквенный анализ слов. Количество букв больше количества звуков. | 1 | |
9 | Выделение гласных 1 ряда из слогов и слов. | 1 | |
10 | Выделение гласных 2 ряда из слогов и слов. | 1 | |
11-15 | Образование гласных 2 ряда: Я Ё Ю И Е | 5 | |
16 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда А-Я в слогах и словах. | 1 | |
II четверть – 15 часов |
17,18 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда А-Я в слогах и словах. | 2 | |
19 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда А-Я в предложениях и текстах. | 1 | |
20 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда О-Ё в слогах и словах. | 1 | |
21 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда О-Ё в предложениях и текстах. | 1 | |
22,23 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда У-Ю в слогах и словах. | 2 | |
24 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда У-Ю в предложениях и текстах. | 1 | |
25 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда Ы-И в слогах и словах. | 1 | |
26 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда Ы-И в предложениях и текстах. | 1 | |
27,28 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда Э-Е в слогах и словах. | 2 | . |
29 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда Э-Е в предложениях и текстах. | 1 | |
Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство. Звонкие и глухие согласные 17 часов. |
30 | Дифференциация В-Ф | 1 | |
31 | Дифференциация В'-Ф' | 1 | |
III четверть – 22 часа |
32 | Дифференциация Б-П | 1 | |
33 | Дифференциация Б'-.П' | 1 | |
34 | Дифференциация Г-К | 1 | |
35 | Дифференциация Г'-.К' | 1 | |
36 | Дифференциация Д-Т | 1 | |
37 | Дифференциация Д'-.Т' | 1 | |
38 | Дифференциация Ж-Ш | 1 | |
39 | Дифференциация З-С | 1 | |
40 | Дифференциация З'-С' | 1 | |
41 | Дифференциация С-Ш | 1 | |
42 | Дифференциация З-Ж | 1 | |
43 | Дифференциация С-Ц | 1 | |
44 | Дифференциация Ч-Ц | 1 | |
45 | Дифференциация Р-Л | 1 | |
46 | Дифференциация Р'-Л' | 1 | |
Слово. Слоговой анализ и синтез слов 3 часа. |
47 | Слоговой состав слова. Понятие слога. Деление слов на слоги. | 1 | |
48 | 1-2-3-сложные слова с простым открытым слогом | 1 | |
49 | Слоговой анализ и синтез слов. Порядок слогов в слове. Правила переноса. | 1 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных 4 часа. |
50 | Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2 ряда. | 1 | |
51 | Обозначение мягкости согласных с помощью буквы ь знак. | 1 | |
52 | Обозначение мягкости согласных с помощью буквы ь знак в середине слова. | 1 | |
53 | Разделительный ь знак | 1 | |
IV четверть – 15 часов |
Ударение 11 часов. |
54 | Ударение в двусложных словах. | 1 | |
55 | Ударение в трехсложных словах. | 1 | |
56 | Орфоэпические нормы постановки ударения. | 1 | |
57,58 | Смыслоразличительная роль ударения. Слова-омографы. | 2 | |
59,60 | Смыслоразличительная роль ударения. Слова-омоформы. | 2 | |
61 | Схемы слого-ритмической структуры слов. | 1 | |
62,63 | Безударная гласная в корне слова. | 2 | |
64 | Проверочная работа. | 1 | |
65-68 | Итоговая диагностика. | 4 | |
Итого: 68 часов |
Календарно-тематическое планирование 4 б класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
I четверть – 16 часов |
1-4 | Диагностика | 4 | |
Звуки и буквы 12 часов. |
5 | Гласные и согласные звуки и буквы | 1 | |
6 | Парные звонкие и глухие согласные | 1 | |
7 | Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда. | 1 | |
8 | Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь знак. | 1 | |
9 | Разделительный ь знак. | 1 | |
10 | Выделение первого звука в слове. | 1 | |
11 | Выделение последнего звука в слове. | 1 | |
12 | Определение места звука в слове. | 1 | |
13 | Определение количества звуков в слове. | 1 | |
14 | Соотношение между звуками и буквами в слове | 1 | |
15 | Буква-смыслоразличитель. | 1 | |
16 | Проверочная работа. | 1 | |
II четверть – 15 часов |
Слово. Состав слова 11 часов. |
17,18 | Корень слова. | 2 | |
19,20 | Однокоренные слова | 2 | |
21,22 | Родственные слова. | 2 | |
23,24 | Приставка. Образование слов при помощи приставок. | 2 | |
25,26 | Суффикс. Образование слов при помощи суффикса. | 2 | |
27 | Закрепление темы «Состав слова». Морфологический состав слова. | 1 | |
Части речи 6 часов. |
28 | Имя существительное. Три склонения имени существительного. | 1 | |
29 | Образование множественного числа существительных. Практическое употребление существительных в форме И.п. мн.ч. | 1 | |
30 | Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода. | 1 | |
31 | Правописание безударных падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения в единственном числе. | 1 | |
III четверть – 22 часа |
32 | Предлоги. | 1 | |
33 | Приставки и предлоги. | 1 | |
Предложение 20 часов. |
34 | Словосочетание и предложение. Отличие словосочетания от предложения. | 1 | |
35 | Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Именительного падежа. | 1 | |
36 | Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Именительного и Винительного падежей. | 1 | |
37 | Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Винительного и Родительного падежей. | 1 | |
38 | Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Дательного падежа. | 1 | |
39 | Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Творительного падежа без предлога. | 1 | |
40 | Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Предложного падежа. | 1 | |
41,42 | Практическое употребление существительных в различных косвенных падежах. | 2 | |
43 | В гостях у царицы Грамматики. Итоговое занятие по теме «Имя существительное». | 1 | |
44 | Слова-признаки. | 1 | |
45 | Согласование прилагательных с существительным в числе. | 1 | |
46 | Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. | 1 | |
47 | Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | 1 | |
48 | Путешествие в Бумажную страну. Развитие навыков согласования прилагательных с существительными в роде и числе. | 1 | |
49 | Слова-действия. | 1 | |
50 | Словоизменение. Настоящее время глагола. | 1 | |
51-53 | Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде. | 3 | |
IV четверть – 15 часов |
Связная речь 11 часов. |
54,55 | Составление плана рассказа. | 2 | |
56,57 | Составление рассказа по его началу. | 2 | |
58,59 | Составление рассказа по его концу. | 2 | |
60 | Сочинение «Весна». (По готовому плану). Устно. | 1 | |
61 | Сочинение (с самостоятельным составлением плана). | 1 | |
62,63 | Написание рассказа по сюжетной картине. | 2 | |
64 | Написание рассказа по серии сюжетных картин. | 1 | |
65-68 | Диагностика. | 4 | |
Итого: 68 часов |
Календарно-тематическое планирование 4 в класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
I четверть – 16 часов |
1-4 | Диагностика | 4 | |
Звуки и буквы 12 часов. |
5 | Гласные и согласные звуки и буквы | 1 | |
6 | Парные звонкие и глухие согласные | 1 | |
7 | Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда. | 1 | |
8 | Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь знак. | 1 | |
9 | Разделительный ь знак. | 1 | |
10 | Выделение первого звука в слове. | 1 | |
11 | Выделение последнего звука в слове. | 1 | |
12 | Определение места звука в слове. | 1 | |
13 | Определение количества звуков в слове. | 1 | |
14 | Соотношение между звуками и буквами в слове | 1 | |
15 | Буква-смыслоразличитель. | 1 | |
16 | Проверочная работа. | 1 | |
II четверть – 15 часов |
Слово. Состав слова 11 часов. |
17,18 | Корень слова. | 2 | |
19,20 | Однокоренные слова | 2 | |
21,22 | Родственные слова. | 2 | |
23,24 | Приставка. Образование слов при помощи приставок. | 2 | |
25,26 | Суффикс. Образование слов при помощи суффикса. | 2 | |
27 | Закрепление темы «Состав слова». Морфологический состав слова. | 1 | |
Части речи 6 часов. |
28 | Имя существительное. Три склонения имени существительного. | 1 | |
29 | Образование множественного числа существительных. Практическое употребление существительных в форме И.п. мн.ч. | 1 | |
30 | Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода. | 1 | |
31 | Правописание безударных падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения в единственном числе. | 1 | |
III четверть – 22 часа |
32 | Предлоги. | 1 | |
33 | Приставки и предлоги. | 1 | |
Предложение 20 часов. |
34 | Словосочетание и предложение. Отличие словосочетания от предложения. | 1 | |
35 | Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Именительного падежа. | 1 | |
36 | Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Именительного и Винительного падежей. | 1 | |
37 | Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Винительного и Родительного падежей. | 1 | |
38 | Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Дательного падежа. | 1 | |
39 | Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Творительного падежа без предлога. | 1 | |
40 | Связь слов в предложении. Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. ч. Предложного падежа. | 1 | |
41,42 | Практическое употребление существительных в различных косвенных падежах. | 2 | |
43 | В гостях у царицы Грамматики. Итоговое занятие по теме «Имя существительное». | 1 | |
44 | Слова-признаки. | 1 | |
45 | Согласование прилагательных с существительным в числе. | 1 | |
46 | Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. | 1 | |
47 | Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | 1 | |
48 | Путешествие в Бумажную страну. Развитие навыков согласования прилагательных с существительными в роде и числе. | 1 | |
49 | Слова-действия. | 1 | |
50 | Словоизменение. Настоящее время глагола. | 1 | |
51-53 | Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде. | 3 | |
IV четверть – 15 часов |
Связная речь 11 часов. |
54,55 | Составление плана рассказа. | 2 | |
56,57 | Составление рассказа по его началу. | 2 | |
58,59 | Составление рассказа по его концу. | 2 | |
60 | Сочинение «Весна». (По готовому плану). Устно. | 1 | |
61 | Сочинение (с самостоятельным составлением плана). | 1 | |
62,63 | Написание рассказа по сюжетной картине. | 2 | |
64 | Написание рассказа по серии сюжетных картин. | 1 | |
65-68 | Диагностика. | 4 | |
Итого: 68 часов |