Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №148 Купинского района
ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
С
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИМ УКЛОНОМ
«ВЕСЁЛАЯ КАРУСЕЛЬ»
(мультипликация)
Автор-составитель:
Ольга Александровна Брюханкова, учитель
МКОУ СОШ №148 Купинского района
г. Купино
2017г.
Пояснительная записка
В мире современных технологий компьютерная анимация становится все популярнее. Все большее число учащихся проявляют желание творить свою виртуальную реальность, используя различные компьютерные технологии. Данная программа предназначена не только для знакомства с компьютером как техническим инструментом, но, в первую очередь, как инструментом для самовыражения. На занятиях дети смогут сочетать свои умения рисовать, лепить из пластилина, сочинять веселые и поучительные истории и умения использовать компьютерные технологии для творчества. Занятия являются продолжением работы над выразительностью чтения, помогают раскрытию творческого потенциала детей.
Ведущая идея данной программы – создание студии мультипликации, для воспитания гармонично развитой личности.
Цель: познакомить учащихся с этапами создания анимационного мультфильма: кадровая видеосъёмка, монтаж, озвучивание фильма, научить создавать короткометражные мультфильмы посредством специальных компьютерных программ.
Цель достигается через решение задач:
- формирование представления о возможностях кадровой видеосъемки, монтажа, озвучивания фильма;
- изучение основных приемов создания пластилиновых, рисованных мультфильмов;
- освоение компьютерных программ: Pinnacle Studio, Adobe Audition, Movie Maker;
- ознакомление с особенностями и работа в редакторе Macromedia Flash.
- формирование художественного вкуса, творческого интереса, креативности мышления, образного и пространственного мышление, фантазию и творческий потенциал;
- предоставить учащимся возможность работы в малых проектных группах, научить прислушиваться к мнению других, корректировать свое поведение, толерантному отношению друг к другу;
- освоение профессиональной деятельности: сценариста, режиссера, оператора;
-создание комфортной среды педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Программа «Веселая карусель» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 часу. Возраст обучающихся 9-10 лет.
Ожидаемые результаты:
Итогом работы творческого объединения за год будут умения:
- лепить персонажей из пластилина;
-самостоятельно создавать небольшой сюжет (замысел, сочинение, сценарий, подготовительный период, съемка, монтаж, озвучивание, демонстрация фильма, обсуждение результатов работы).
К гонцу года учащиеся получат знания о:
-техниках лепки из пластилина;
-способах рисования анимационных персонажей;
- истории мультипликации;
-основными способами создания мультипликационного фильма.
Приобретут опыт в:
- лепке персонажей из пластилина;
- рисовании персонажей;
- написании сценария;
- съемке мультипликационных сюжетов;
- озвучке мультипликационного сюжета;
- монтаже кадров;
-создании мультипликационного фильма.
Для диагностики успешности овладения учащимися программы в конце учебного года проводится итоговая аттестация. Для отслеживания результативности используются такие формы контроля, как педагогическое наблюдение, просмотр и обсуждение готовых работ, тестирование, создание анимационного сюжета.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Всего |
| | Теории | Практики |
1. | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | | 1 |
2. | Основы мультипликации. История появления первых мультипликационных фильмов. | 2 | | 1 |
3. | Жанр. Сюжет. Сценарий. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4. | Основы мультипликации. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5. | Материал — пластилин | 0,5 | 0,5 | 1 |
6. 7. 8. | Создание мультипликационных персонажей: приемы и техника лепки. | | 3 | 3 |
9. | Покадровая съемка. | 0,5 | 0,5 | 1 |
10. | Приемы и техники озвучивания мультфильма. Речь героев. | 0,5 | 0,5 | 1 |
11. | Озвучивание мультфильма «Ударение» | | 1 | 1 |
12. 13. 14. | Ознакомление с особенностями работы в программах Pinnacle Studio, Adobe Audition, Movie Maker | 1 | 2 | 3 |
15. 16. 17. 18. | Монтаж мультфильма. Наложение звука на кадры. | 1 | 3 | 4 |
19. | Просмотр мультфильма. Обсуждение. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20. | Особенности создания рисованной мультипликации. | 0,5 | 0,5 | 1 |
21. | Редактор Macromedia Flash | 0,5 | 0,5 | 1 |
22. 23. 24. | Выбор мультипликационного сюжета. | 0,5 | 2,5 | 3 |
25. | Создание эскиза персонажа. | | 1 | 1 |
26. | Работа над речевыми особенностями персонажа. | 0,5 | 0,5 | 1 |
27. | Обработка персонажа в редакторе Macromedia Flash. | | 1 | 1 |
28. | Монтаж сюжетных видеоматериалов. | | 1 | 1 |
29. 30. 31. | Творческий проект «Я рисую мультфильм». Выбор сюжета, режиссура. | | 3 | 3 |
32. | Съемка мультфильма. Озвучивание. | | 1 | 1 |
33. | Монтаж мультфильма. | | 1 | 1 |
34. | Итоговое занятие «Весёлая карусель» (демонстрация снятых мультфильмов обучающимся начальных классов). | 0,5 | 0,5 | 1 |
Итого: | | 9,5 | 24,5 | 34 |
| | | |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство с понятием «мультипликация», особенностями создания мультфильмов.
Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами для лепки, рисования и
компьютерной техникой. Правила обращения с клавиатурой, мышкой и монитором.
Практическая работа: Просмотр и обсуждение мультфильмов
сделанных другими школьниками в мультипликационных студиях.
Тема 2. Основы мультипликации. История появления первых мультипликационных
фильмов.
История мультипликации, видеосюжеты из телепередач о мультфильмах.
Виды мультфильмов.
Тема3. Жанр. Сюжет. Сценарий.
Знакомство с понятиями жанр, сюжет, сценарий.
Определения понятий: жанр, сюжет, сценарий. Ознакомление с алгоритмом построения
сюжета и написанием сценария.
Просмотр профессиональных работ и анализ их содержания.
Освоение знаний конструктивной критики.
Приобретение теоретических и практических навыков, в разработке и записи сюжетной
линии, и описании сцен.
Практическая работа: Написание пробного мини-сценария «Неожиданность».
.
Тема 4.Основы мультипликации
Знакомство с этапами создания мультипликационных фильмов. Их отличительные
особенности.
Практическая работа: Определение по эпизодам мультипликационного жанра.
Тема 5. Материал — пластилин
Откуда и как появился пластилин, видео сюжет об истории пластилина.
Волшебные свойства пластилина.
Практическая работа: Пластилин своими руками, опыты над пластилином.
Неньютоновская жидкость.
Тема 6-8.Создание мультипликационных персонажей: приемы и техника лепки.
Познакомить с приемами и техниками лепки пластилинового персонажа. Выбор
персонажа.
Практическая работа: Лепка.
Тема 9.Покадровая съемка.
Особенности съемки мультипликационного сюжета.
Практическая работа: Покадровая съемка.
Тема 10.Приемы и техники озвучивания мультфильма. Речь героев.
Знакомство с особенностями озвучивания мультипликационного фильма.
Практическая работа: Озвучивание мультипликационного сюжета по заданию.
Выразительное чтение.
Тема 11. Озвучивание мультфильма «Ударение»
Практическая работа: Озвучивание мультфильма «Ударение».
Тема 12-14.Ознакомление с особенностями работы в программах Pinnacle Studio,
Adobe Audition, Movie Maker.
Знакомство с особенностями работы в программах.
Практическая работа: Работа в программах Pinnacle Studio, Adobe Audition, Movie
Maker.
Тема 15-18.Монтаж мультфильма. Наложение звука на кадры.
Практическая работа: Монтаж мультфильма в программа Movie Maker.
Тема 19.Просмотр мультфильма. Обсуждение.
Практическая работа: Просмотри и обсуждение готового мультфильма.
Тема 20. Особенности создания рисованной мультипликации.
Анимационные картинки.
Планирование анимационного сюжета, комиксы.
Анимация на принципе «инерции зрения».
История устройства изоотроп, фенатископ.
Тема 21-23. Редактор Macromedia Flash.
Компьютерная анимация.
Практическая работа: Работа в редакторе Macromedia Flash.
Тема 24. Выбор мультипликационного сюжета.
Практическая работа: выбор мультипликационного сюжета.
Тема 25. Создание эскиза персонажа.
Практическая работа: Создание эскиза.
Тема 26. Работа над речевыми особенностями персонажа.
Особенности выразительного чтения.
Практическая работа: Озвучивание персонажа.
Тема 27. Обработка персонажа в редакторе Macromedia Flash.
Практическая работа: Обработка персонажа в редакторе.
Тема 28-30. Монтаж сюжетных видеоматериалов.
Практическая работа: Монтаж сюжетных материалов.
Тема 31. Творческий проект «Я рисую мультфильм». Выбор сюжета, режиссура.
Практическая работа: Работа в мини-группах по созданию короткометражного
рисованного мультфильма.
Тема 32: Съемка мультфильма. Озвучивание.
Практическая работа: Съемка и озвучивание мультфильма.
Тема 33. Монтаж мультфильма.
Практическая работа: Монтаж мультфильма.
Тема 34. Итоговое занятие. Итоговое занятие «Весёлая карусель».
Демонстрация мультфильмов. Обсуждение. Награждение за лучшие работы.
Рекомендуемый список литературы и источников для педагога:
1.Создание видеоклипов из цифровых фотографий с помощью программы
WindowsMovieMaker http://wmm5.narod.ru/
2.Больгерт Н., Больгерт С. Издательство «Робинс», 2012,Мультстудия «Пластилин» Лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками.
3.Кратко о процессе создания рисованного мультфильма.http://www.diary.ru
4.Клуб сценаристов http://forum.screenwriter.ru
5.Правила работы с фотоаппаратом и штативом. http://www.profotovideo.ru,
http://ru.wikipedia.org
6.Что такое сценарий? http://www.kinotime.ru/
7.Раскадровка. http://www.kinocafe.ru/
8.Мультипликационный Альбом. http://myltyashki.com/multiphoto.html
9.Иткин В. В. Как сделать мультфильм интересным. http://www.drawmanga;
10.Иванов-Вано. Рисованный фильм// http://risfilm.narod;
11.Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие.
Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. – Новосибирск, 2008;
12.Больгерт Н., Больгерт С. Издательство «Робинс», 2012,Мультстудия «Пластилин»
Лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками.
13.Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2004;
14.Иткин В.В. Карманная книга мультжюриста. Учебное пособие для начинающих
мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006;
15.Иткин В.В.«Жизнь за кадром», (методическое пособие), Новосибирск, 2008;
16.Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2007;
17.Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/
18.Велинский Д.В. – Новосибирск, 2004 г;
19.Набор «Нарисуй свой мультфильм», Мини-маэстро – 2012 г.
Видеоматериалы (отечественные мультфильмы):
1.Хитрук Ф. – «Топтыжка», «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация»;
2.Норштейн Ю. – «Лиса и Заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок»;
3.Татарский А. и студия «Пилот» - «Следствие ведут колобки»;
4.Назаров Э. – «Жил был Пес»;
5.Алдашин М. – «Рождество»;
6.Иванов-Вано И.– «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе
Салтане», Мойдодыр";
7.Снежко-Блоцкой А. – «Сказка о золотом петушке», «Кот, который гулял сам по себе»;
Котеночкин С. – «Ну, погоди!»
Список литературы для детей и родителей
1.Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2007;
2.Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М., 2008;
3.Иванов-Вано. Рисованный фильм// http://risfilm.narod
4.Иткин, В. Как сделать мультфильм интересным? http://www.drawmanga;
5.Мультстудия Пластилин: лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками!
6.Больгерт Н., Больгерт С.Г., 2012