Лечебная физическая культура
при плоскостопии
Среди различных деформаций нижних конечностей наиболее часто
встречаются искривление стопы, выражающиеся в уклонении её продольного
и поперечных сводов.
Отмечаются различные клинические формы плоскостопия: уклонение
продольного свода с вальгусной установкой пяточной кости, плоскостопие с
резким уклонением продольного свода с отклонением переднего отдела её
снаружи, плоскостопие, сопровождающиеся контрактурой болезненно
напряженных мышц. Развитию деформации сводов стоны предшествуют
обратимые функциональные изменения со стороны связочно - мышечного
аппарата.
Нередки также случаи сочетания упрощений продольного и поперечного
свода стопы, характеризующиеся его уплощением, расширением
(распластыванием) переднего отдела стопы, веерообразным положением
пальцев.
Лечебная физическая культура укрепляет мышцы, поддерживающие свод и
способствующие натяжению связочного аппарата, оказывает коррегирующее
влияние на поперечную установку стоп, пальцев и глубину сводов. Помогает
воспитанию стереотипа правильного положения всего тела и нижних
конечностей при стоянии и ходьбе. В решении этих задач используются
специальные упражнения, элементы спорта, массаж, обучение ходьбе с
правильным положением ног.
Упражнения проводятся в положении сидя, стоя, в процессе ходьбы.
Исходное положение сидя используется в начале периода лечения при
недостаточно окрепшей мускулатуре. В этом положении применяют
свободные движения стопой - приведение, супинацию, кружение внутрь ,а
также сгибание пальцев. Более интенсивному напряжению мышц
благоприятствуют упражнения на захватывание стопами медицинбола
(набивного мяча), сдавливание стопами и пальцами стопы малого резинового
мяча собирания пальцами в складки матерчатого коврика, захватывание и
приподнимание пальцами легких предметов (карандаш, носовой платок и
т.д.).
Положение стоя дает возможность переключить влияние веса тела и
функцию сгибателей пальцев в направлении углубления сводов стопы,
применить группу упражнений на равновесие, использовать моделирующее
влияние на свод споты снарядов круглой и цилиндрической формы,
коррегировать вальгусную установку стопы.
Следует подчеркнуть, что в процессе динамической нагрузки продольный
свод стопы менее уплощается, чем при статической нагрузке.
Примерный комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных
форм плоскостопия.
Исходное положение - сидя на гимнастической скамейке.
1) Сгибание пальцев стоп. Повторить 10-12 раз
------
Ноги вытянуты вперед. Круговые движения стопами внутрь. Проделать
5-7 кругов.
Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. 10 раз каждой ногой.
Приведение стоп с противодействием - давлением на пол, имитируя
подгребание песка.
Поочередно поднимать носки и пятки. Повторить 6-10 раз
Согнуть и разогнуть ногу, подошва скользит по другой ноге. Повторить
4-6 раз каждой ногой.
Удерживая мяч стопами, сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить
6-8 раз.
Прижать стопой к полу палочку или маленький мяч. Катать предмет по
полу, сводом стопы 20-30 секунд каждой ногой.
Захватить пальцами ног легкий предмет, отпустить. Повторить каждой
ногой в течении 20-30 сек.
В положении стоя.
10) Держась за опору. Перекаты с пяток на носки и обратно. Повторить 6
-8 раз.
11) Согнуть пальцы ног, переместить тяжесть тела на носки. Повторить 6-10
- - -
раз
Стоя на наружных сводах стоп, полуприсед. Повторить 6-10раз.
С сомкнутыми носками поднять пальцы ног кверху. Повторить 1 0-15раз
Стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Повторить 6
- 8 раз.
15) Стойка ноги врозь, стопы параллельно, руки в стороны. Присесть на
всей ступне. Повторить 6 - 8 раз.
16) Наступить на палочку (поперек). Приставные шаги вправо и влево. 6 - 8
раз.
17) Наступить на палочку (поперек). Перекатывание с носков на пятки 6 - 8
раз.
18) Стоя на первой рейке гимнастической стенки с хватом за рейку на
высоте плеч. Захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь,
лазанье вверх.
19) Стоя на рейке гимнастической скамейки поперек, руки в стороны.
Упражнения в равновесии.
20) Стоя, ноги врозь, носки повернуты внутрь, руки на пояс, Повороты
туловища вправо с переводом правой стопы на внешний край, а затем влево.
Повторить3 - 4 раза в каждую сторону.
21) Приседания, стоя на набивном мяче и обхватив его ногами. Держаться
за опору. Повторить 4 - 6 раз.
Упражнение в ходьбе.
22) Чередование ходьбы на носках, на пятках, на наружной стороне стоп,
согнув пальцы ног 15-20 сек.
Ходьба с перекатами с пятки на носок 15-20 сек.
Ходьба на носках в полуприседе, носки внутрь 15-20 сек.
Ходьба, захватив пальцами ног карандаш 15-20 сек.
26) Передвижения прыжками в упоре присев 15-20 сек.
Конспект
урока по физической культуре для школьников СМГ, имеющих
начальную форму плоскостопия
- номер и дата про ведения урока
- класс
- вид урока: гимнастика
- место про ведения урока: спортивный зал
- задача урока: образовательные
Совершенствовать комплекс упражнений при плоскостопии.
Укреплять мышцы стопы
формировать правильную осанку
- развивающие
1. Развить ловкость, равновесие
воспитание интереса к регулярным занятиям физическими
упражнениями.
Инвентарь и оборудование.
Набивные мячи, мягкие коврики, гимнастические палки, легкие предметы
(карандаши, палочки, носовые платки), гимнастическая скамейка,
гимнастическая стенка.
часть | содержание материала | | дозиров | организацион |
урока | | | ка | но- |
| | | | методические |
| | | | указания |
Ввод | Построение, рапорт, приветствие. | | | Занятия |
ная | Сообщение задач урока | | | проводить без |
2-3 | | | | обуви |
мин | | | | |
Подг | Строевые упражнения. | | | Выполнять |
отови | Выполнение команд: «Равняйсь - Смирно», | | | четко, следить |
тельн | «Вольно», «Направо», «Налево», «Кругом», «На | | за осанкой |
ая | лево» | | | |
часть | Ходьба | | | Следить за |
15 | - на носках, руки на пояс | | | осанкой |
мин | - на пятках | | | |
| - на наружных краях стоп | | | |
| - с поворотом стоп пятками наружу, носками | | | |
| внутрь | | | |
| - с поворотом стоп и приподниманием на носки. | | |
| - на носках в полуприседе | | | |
| - скользящими шагами со сгибанием пальцев | в | | |
| обход шагом марш. | | | |
| Пере строение в колонну по 4. | | | Дистанция 4 |
| Общеразвивающие упражнения с | | | шага интервал |
| гимнастической палкой | | | 3 шага |
| И.п. – о.с. , палку вниз | | |
| 1) 1-2 - палку вверх, подняться на носки, | 5-7 раз | |
| потянуться, вдох; | | |
| 3-4 - и.п. выдох | | |
| 2) 1-2 - присесть на носках, палку вперед, | б-8 раз | Держать спину |
| выдох: | | прямо |
| 3-4 - и.п. вдох | | |
| 3) 1 - шаг левой ногой в сторону, палку на грудь; | | |
| 2 - приставить правую ногу, палку вверх; | | |
| 3 - шаг правой ногой в сторону, палку на | | |
| грудь; | | |
| 4 - приставить левую ногу, палку вниз. | 4-5 раз | |
| 4) 1 - палку на грудь | | При повороте в |
| 2 - палку вперед, поворот туловища вправо | | сторону |
| (влево), выдох; | | переносить |
| 3 - палку на грудь; | | тяжесть тела |
| 4-и.п. | 4-5 раз | на наружную |
| 5) 1- наклон вперед, коснуться палкой носков | | часть стопы. |
| ног, выдох | | |
| 2 - палку вверх, прогнуться, вдох | | |
| 3-4 - и.п. | б раз | |
| б) 1-2 - согнуть левую ногу в колене, | 4 раза | |
| перешагнуть через палку; | каждой | |
| 3-4-и.п. | ногой | |
| Специальные упражнения на гимнастических | | |
| матах из исходного положения лежа: | | |
| 1) Оттягивание носков стоп с одновременным | По б раз | |
| приподниманием и опусканием их наружного | каждой | |
| края | ногой | |
| 2) Сгибание ног в коленях, упор стопами в пол, | б-8раз | |
| разведение пяток в стороны и возврат в исходное | | |
| положение | | |
| 3) Согнув ноги в коленях, поочередное | б-8раз | |
| приподнимание пяток от опоры. | | |
| 4) Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, бедра | б-8раз | |
| разведены, стопы касаются друг друга | | |
| подошвенной поверхностью. Отведение и | | |
| приведение стоп в области пяток с упором в | | |
| передней части стопы. | | |
| 5) Лежа на спине, круговые движения стоп в | 4-браз | |
| одну и другую сторону. | | |
| Усложнение упражнения - те же движения | | |
| стопы, но в положении согнутой в колене ноги | | |
| на колене другой полусогнутой ноги. | | |
| б) Скользящие движения стопой по голени | По2 | Носок оттянут |
Осно | другой ноги. | раза | |
вная | | каждой | |
часть | Упражнения в равновесии на гимнастической | ногой | |
20 | скамейке. | | Руки в стороны |
мин. | 1) Ходьба по гимнастической скамейке на носках | | вверх |
| вперед и назад. | | |
| 2) Повороты на носках на 180 , руки вверху. | | Выполняются |
| | Держать | направо и налево |
| | Голове не |
| 3) Равновесие на правой (левой), другая нога | 4 счета | опускать, ноги |
| поднята назад, руки в стороны (ласточка»). | Держать | прямые |
| 4) Равновесие на согнутой ноге, другая - назад, | 4 счета | Выполнять на |
| руки в стороны. | | правой и левой |
| | | ноге. |
| Специальные упражнения на гимнастической | | |
| стенке. | | |
| 1) Стоя на рейке гимнастической стенки на | 6-8раз | Хват руками за |
| пальцах стоп - приподнимание на носках и | | рейку на |
| возврат в и.п. | | уровне груди |
| 2) То же, приседания и полуприседания. | 4-6раз | |
| 3) Ходьба по нижней рейке вправо - влево | 4-6раз | Рейка в середине |
| переступанием. | | ступни, хват |
| | | руками на уровне |
| 4) Стоя на полу, руки на рейке гимнастической | 6-8раз | груди |
| стенки. Полуприседания разводя пятки врозь. | | |
| Перестроение по парам. | | |
| Специальные упражнения с набивными мячами. | | |
| И.П. сидя на полу. | | |
| 1) Сидя лицом друг к другу, упор руками сзади, | По3-4 | |
| Перекатывание набивного мяча друг другу. | броска | |
| 2) И.П. то же. | По3-4 | Мяч |
| Перебрасывание набивного мяча друг другу, | броска | обхватывается |
| обхватив мяч ногами. | | ступнями. |
| 3) И.П. лежа на полу. | По2-3 | Упражнение |
| ·Перебрасывание мяча друг другу, захватив его | броска | выполняется |
| ступнями. | | поочередно. Пары |
| | располагаются |
| | | ногами друг к |
| | | другу |
| 4) То же, но выполняя бросок через себя. | По 2-3 | |
| | броска | |
| Перестроение для подвижной игры в 2 - 3 круга. | | Кол-во кругов |
| | | делаются в |
| Сидя на полу, каждая команда образует круг. По | | зависимости от |
| сигналу захватить носовой платок пальцами ног | | кол-ва человек |
| и передать его соседу. Учитывается быстрота и | | |
| качество выполнения. | 30 сек. |
| Отдых лежа. | |
Закл | Построение в шеренгу по одному | |
ючит | Подведение итогов урока | |
ельна | Домашнее задание: | |
я | - выполнять ежедневно комплекс упражнений. | |
часть | Прощание. | |
7 | | |
мин. | | |