СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по"Литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по"Литературе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»










Рабочая программа

по предмету(курсу)«Литература»

Класс 8

Сроки реализации программы 2019 – 2020 учебный год







Разработала:

Шаповалова Светлана Георгиевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ильичёвская СОШ»






















с.Ильичёвка, 2019 год.





Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательно­го стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основ­ного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016) к учебнику В.Я Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016).

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с принятыми изменениями;

2.Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области « Ильичёвская средняя общеобразовательная школа» -2-е издание (принята на заседании педагогического совета – Протокол № 2 от 31.08.2016 год и директором школы – Приказ № 46-ОД от 01.09.2016год)

3.Предметная линия учебников В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В.Беляева. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ (В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.Б.Беляев. ). М.: Просвещение, 2016 год.

4.Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 70 часов в 8 классе.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высо­кими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на прин­ципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нрав­ственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатей­шими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Изучение литературы в основной школе направ­лено на достижение следующих целей:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрени­ем, национальным самосознанием общерос­сийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей учащихся, необходимых для успеш­ной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произве­дений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опираю­щийся на принципы единства художествен­ной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализи­ровать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами по­стижения смыслов, заложенных в художест­венном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного тек­ста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными дейст­виями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографи­ческий поиск, находить и обрабатывать необ­ходимую информацию из различных источни­ков, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведе­ниями художественной литературы в повсе­дневной жизни и учебной деятельности, ре­чевом самосовершенствовании.Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основ­ной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение соответствия основной образо­вательной программы требованиям ФГОС;

обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающими­ся, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

установление требований к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образо­вательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала шко­лы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию об­разовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем куль­турном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

обеспечение эффективного сочетания уроч­ных и внеурочных форм организации обра­зовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

выявление и развитие способностей обучаю­щихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склон­ностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полез­ной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнитель­ного образования детей;

организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творче­ства, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

участие обучающихся, их родителей (закон­ных представителей), педагогических работ­ников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной сре­ды, школьного уклада;

включение обучающихся в процессы позна­ния и преобразования внешкольной соци­альной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, пси­хологов, социальных педагогов, сотрудни­честве с базовыми предприятиями, учреж­дениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

сохранение и укрепление физического, психо­логического и социального здоровья обучаю­щихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, от­вечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, зада­чам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантно­сти, диалога культур и уважения его много­национального, поликультурного и поликон-фессионального состава;

формирование соответствующей целям об­щего образования социальной среды раз­вития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проек­тирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий об­разования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучаю­щегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образова­нию;

признание решающей роли содержания обра­зования, способов организации образователь­ной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социаль­ного развития обучающихся:

учет индивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятель­ности и форм общения при построении об­разовательного процесса и определении об­разовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

разнообразие индивидуальных образователь­ных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарен­ных детей, детей-инвалидов и детей с ограни­ченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достиг­нуты при обращении к художественным произве­дениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и миро­вой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы позна­комить учащихся с классическими образцами миро­вой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художест­венных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художествен­ных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного тек­ста;

различные виды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами коммента­рия, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаи­ческих текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным про­изведениям и на основе жизненных впечат­лений;

целенаправленный поиск информации на ос­нове знания ее источников и умения работать с ними;

индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
















































Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Роди­ну, прошлое и настоящее многонациональ­ного народа России; осознание своей этни­ческой принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности об­учающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь­ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видах деятельности;

формирование экологической культуры на ос­нове признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответствен­ного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.


Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели сво­его обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируе­мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требова­ний, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооцен­ки, принятия решений и осуществления осо­знанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обоб­щения.устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

умение создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на ос­нове согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-­коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольк­лора других народов, древнерусской литера­туры, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нрав­ственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять ге­роев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным цен­ностям русской литературы и культуры, со­поставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретации (в отдельных слу­чаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отно­шение к ней;

восприятие на слух литературных произве­дений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произве­дения или их отрывки с использованием об­разных средств русского языка и цитат из тек­ста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домаш­ние творческие работы; рефераты на литера­турные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетиче­ской функции, роли изобразительно-вы­разительных языковых средств в создании художественных образов литературных про­изведений.












































Содержание учебного предмета


Введение (1 ч).

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего наро­да. Историзм творчества классиков русской лите­ратуры.

Устное народное творчество(2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, ис­торические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушкикак малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разно­образие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народ­ной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».

Особенности содержания и формы народных пре­даний.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).


Из древнерусской литературы (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита рус­ских земель от нашествий и набегов врагов. Бран­ные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные осо­бенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество ли­тературы XVII в. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская во­инская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сати­рическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


Из русской литературы XVIII века (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направлен­ность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблема­тика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.Теория литературы. Понятие о классицизме. Ос­новные правилаклассицизма в драматическом произ­ведении.


Из русской литературы XIX века(35 ч)

Иван Андреевич Крылов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писа­теля. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и бас­нописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмея­ние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.Теория литературы. Дума (начальное представ­ление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе

«Туча».Разноплановость содержания стихотво­рения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обо­гащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жиз­ненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Ни­колая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и ис­торика. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пуш­кин). История создания романа. Пугачев в исто­рическом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нрав­ственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Ис­тории Пугачева». Проект.Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (на­чальные представления). Реализм (начальные пред­ставления).

Михаил Юрьевич ЛермонтовКраткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим те­мам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое про­тивопоставление человека и обстоятельств. Особен­ности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.Теория литературы. Поэма (развитие представ­лений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представ­ления).

Николай Васильевич Гоголь Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Ис­тория создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, обще­ственности к комедии «Ревизор». Разоблачение по­роков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от на­чала до конца вытекает из характеров» (В.И. Неми­рович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное яв­ление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в ли­тературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечно­го адского холода. Незлобивость мелкого чиновни­ка, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художест­венном произведении.Теория литературы. Комедия (развитие представ­лений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ре­марки как форма выражения авторской позиции (на­чальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. И.С. Тургенев как пропагандист русской лите­ратуры в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писате­ля. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художест­венно-политическая сатира на современные писа­телю порядки. Ирония писателя-гражданина, би­чующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.«Старый гений». Сатира на чиновничество. За­шита беззащитных. Нравственные проблемы расска­за. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представ­лений). Художественная деталь (развитие представ­лений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сосло­вий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе по­ступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Ан­титеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.


Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний ве­чер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).


Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуаци­ях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.Теория литературы. Понятие о теме и идее про­изведения (развитие представлений).

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимо­понимания, любви и счастья в семье. Самоотвержен­ность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Харак­тер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Со­временность и историческое прошлое в драматиче­ской поэме С.А. Есенина.Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев.Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творче­ству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, вос­поминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (раз­витие представлений).


Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение ис­торических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. Рассказ «История болезни»; Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения).

Сатира и юмор в рассказе.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне».Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Александр Трифонович Твардовский.Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых пере­ломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский харак­тер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Вос­приятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как эле­мент композиции (развитие понятий).


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину:М.В. Исаковский «Катюша», «Вра­ги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин«Дороги»и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев.Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.«Фотография, на которой меня нет». Автобио­графический характер рассказа. Отражение военно­го времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей де­ревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).


Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Руб­цов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок);З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в про­изведениях поэтов русского зарубежья о Родине.



Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и лю­бовь героев. Ромео и Джульетта —символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюже­та драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, под­линные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокро­вищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий ко­медиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дво­рянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Коме­дийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные исто­ки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.Теория литературы. Классицизм. Комедия (раз­витие понятий).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Исто­рия, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму до­машнего быта, обстановки, семейных устоев и от­ношений.

Теория литературы. Исторический роман (разви­тие представлений).

































Тематическое  планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


п/п

Тема урока

Кол – во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

Введение. (1ч)

1

Русская литература и история

1



Устное народное творчество (2ч)

2

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)

1



3

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1



Из древнерусской литературы (2ч)

4

«Житие Александра Невского» (фрагменты)

1



5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века

1



Из литературы XVIII века (3ч)

6

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии

1



7

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

1



8

Р/р.:Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

1



Из литературы века XIX(36ч)

9

И.А. Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года

1



10

К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение

1



11

Вн.чт.:А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки)

1



12

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман

1



13

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя

1



14

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа

1



15

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой

1



16

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения

1



17

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры

1



18

Р/р.: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

1



19

А.С. Пушкин. «19 октября», «Туча»

1



20

Вн.чт.: А.С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…» и другие стихотворения о любви и творчестве

1



21

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

1



22

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма

1



23

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя

1



24

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы

1



25

Р/р.:М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

1



26

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия

1



27

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию

1



28

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова

1



29

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии

1



30

Р/р.: Н.В. Гоголь. «Ревизор»

1



31

Н.В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека»

1



32

Н.В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст»

1



33

Контрольная работапо творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя

1



34

Вн.чт.: И.С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе

1



35

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои

1



36

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): средства создания комического

1



37

Н.С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои

1



38

Н.С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика

1



39

Л.Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои

1



40

Л.Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа

1



41

Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого.

1



42

Р/р.: Поэзия родной природы в русской литературе XIX века

1



43

А.П. Чехов. «О любви» (из трилогии)

1



44

Вн.чт.:А.П. Чехов. «Человек в футляре»




Из русской литературы XX века (21ч)

45

И.А. Бунин. «Кавказ»: лики любви

1



46

А.И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви

1



47

Р/р.:«Поговорим о превратностях любви»

1



48

Контрольная работа по рассказам А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна

1



49

А.А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность

1



50

С.А. Есенин. «Пугачев» как поэма на историческую тему

1



51

Р/р.: Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина

1



52

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»: путь к творчеству

1



53

М.А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика

1



54

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки)

1



55

Вн.чт.: Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы

1



56

Вн.чт.: М.М. Зощенко. «История болезни» и другие рассказы.

1



57

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: человек и война

1



58

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: образ главного героя

1



59

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: особенности композиции поэмы

1



60

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1



61

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя

1



62

Р/р.: В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа

1



63

Русские поэты о родине, родной природе (обзор)

1



64

Поэты русского зарубежья о родине

1



65

Промежуточная аттестация по литературе за курс 8 класса. (Тестирование)

1



Из зарубежной литературы (4ч)

66

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

1



67

Сонет как форма лирической поэзии

1



68

Вн.чт.: Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен)

1



69

Вн.чт.: В.Скотт. «Айвенго»

1



70

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе

1








18