Бурнакский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Жердевской средней общеобразовательной школы №2
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Утверждена приказом №
методическим объединением МБОУ Жердевская СОШ №2
Протокол № от «» года от « » г
Рабочая учебная программа элективного курса
«Выбор профессии – это серьезно»
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
учитель русского языка и
литературы Колмакова О.В.
с.Бурнак, 2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2012 .
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту)
Данная рабочая программа ориентирован, на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.
Цели данной рабочей программы.
Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования. (из расчета 2 учебных часа в неделю).При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся. Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Содержание курса
Введение
Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичс ски-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные предстаи ления), романтическая поэма (начальные представлс ния).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия. Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы пистеля.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
для учащихся:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.
для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.
2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.
3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.
4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.
7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.
8. ЦОРы Сети Интернет
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Введение | 1 | | |
Устное народное творчество | 4 | 1 | 1 |
Из литературы 18 - 19 века. | 36 | 1 | 4 |
Русская литература 20 века | 20 | 1 | 3 |
Из зарубежной литературы | 7 | 1 | 3 |
ИТОГО | 68 | 4 | 11 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Виды и формы контроля | Тип урока | Требования к уровню подготовки |
по плану | фактич | знать | уметь |
Введение |
1 | 1 | Литература и история. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | понятие «художественная литература» | составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа |
Устное народное творчество |
2 | 1 | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. Частушка как песенный жанр | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | образную природу словесного искусства. | составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа |
3 | 2 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание песен и приданий. | анализировать образы , определять тематику и проблематику произведения. |
4 | 3 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание и историческую основу “Повести о житии … Александра Невского»”. | объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать духовно-едейное содержание, сравнивать житие с УНТ |
5 | 4 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | определение сатирической повести, содержание и историческую основу “Повести о Шемякином суде»” | находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести. |
Из литературы 18-19 века. |
6 | 1 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание пьесы, черты классицизма. | анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения. |
7 | 2 | Р.р. Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Развития речи. | содержание комедии | анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как каждый из них оказывается в поместье Простаковой, давать характеристику героям |
8 | 3 | Р.р. «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений) | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Развития речи. | отражение в комедии идей Просвещения | отбирать литературный материал для сочинения |
9 | 4 | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные этапы жизненного пути И.А. Крылова, особенности жанра баснен и их содержание . | воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою |
10 | 5 | И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание прочитанного произведения. | выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. |
11 | 6 | К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание прочитанного произведения. | выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. |
12 | 7 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.Стихотворения «Туча», «К***» | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | историю создания стихотворения | определять тему стихотворения, находить и объяснять значение музыки любви (звуковые и лексические повторы, повтор строк, сквозные рифмы), роль художественно- выразительных средств, выразительно читать |
13 | 8 | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах)» | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные произведения | правильно применять знания. |
14 | 9 | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения. | владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию |
15 | 10 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя | владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; Выделять смысловые части текста |
16 | 11 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести. | владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по вопросам; давать характеристику героям |
17 | 12 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов. | сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию |
18 | 13 | Р.р. Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Развитие речи | содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов. | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев; участвовать в диалогах |
19 | 14 | Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику. | характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному |
20 | 15 | А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание произведения. | характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному |
21 | 16 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Контроля | основные понятия | характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному. |
22 | 17 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. | определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному |
23 | 18 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание изучаемого произведения. | анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выразительно читать стихотворения |
24 | 19 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представления о жанре романтической поэмы | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание изучаемого произведения; оценку образа Мцыри В. Г. Белинским. | анализировать поэтические произведения; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС |
25 | 20 | Р.р. Обучение сочинению по поэме М. .Лермонтова «Мцыри «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри" | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Развития речи. | образную природу словесного искусства; художественную трактовку образа | делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть. владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению |
26 | 21 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. сатирические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах) | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия “комедия” | составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа. |
27 | 22 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основы сценического поведения; содержание комедии. | владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному |
28 | 23 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основы сценического поведения; содержание комедии. | выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в создании образов; владеть различными видами пересказа |
29 | 24 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основы сценического поведения; содержание комедии. | выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в создании образов; владеть различными видами пересказа |
30 | 25 | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание статьи Белинского о комедии “Ревизор”; определение понятия “хлестаковщина”. | составлять тезисы к статье; обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять эпизоды и сцены комедии; сравнивать героев; строить устные и письменные высказывания |
31 | 26 | Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | текст повести | воспринимать и анализировать |
32 | 27 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | текст повести | самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья |
33 | 28 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | текст | воспринимать и анализировать |
34 | 29 | Р.р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Развития речи. | текст | самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья |
35 | 30 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные требования, предъявляемые к к.р. | самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья |
36 | 31 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | текст | воспринимать и анализировать |
37 | 32 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа. | воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения |
38 | 33 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание изучаемого произведения; прием “контраста”. | находить при анализе текста ИВС; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге |
39 | 34 | Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание рассказа; приемы анализа текста. | сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа |
40 | 35 | Поэзия родной природы в творчестве А. С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | отрывок наизусть | выразительно читать стихотворение, видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста. |
41 | 36 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | текст рассказа | самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья |
Русская литература XX века |
42 | 1 | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина; содержание рассказа | анализировать художественный текст ,сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к |
43 | 2 | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные факты жизни и творческого пути А. И. Куприна; содержание рассказа. | анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею, про блему произведения; выражать свое отношение к героям рассказа |
44 | 3 | А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению ”. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные факты жизни и творчества поэта | определять род и жанр литературного произведения ; формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения |
45 | 4 | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные факты жизни и творчества поэта | определять род и жанр литературного произведения ; формулировать тему, идею, проблематику произведения ; выразительно читать произведения |
46-47 | 5-6 | Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению | 2 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные факты жизни и творчества поэта | определять род и жанр литературного произведения ; формулировать тему, идею, проблематику произведения ; выразительно читать произведения |
48 | 7 | Р.р. И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «как я стал писателем» -- воспоминание о пути к творчеству. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Развития речи. | основные факты жизни и творчества писателя | формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения |
49 | 8 | Р.р. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Развития речи. | содержание изучаемых произведений ; образную природу словесного искусства. | воспринимать и анализировать художественный текст ; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выявлять авторскую позицию. |
50 | 9 | М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные факты жизни и творчества писателя | формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения |
51 | 10 | Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Контроля | основные факты жизни и творчества писателя | формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения |
52 | 11 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | образную природу словесного искусства; содержание изучаемого произведения. | определять род и жанр литературного произведения ; формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев |
53 | 12 | Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства | характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному |
54 | 13 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | образную природу словесного искусства | анализировать художественный текст; давать характеристику герою; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выражать свое отношение к прочитанному; участвовать в диалоге. |
55 | 14 | А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | образную природу словесного искусства | выразительно читать произведение; анализировать текст; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения |
56 | 15 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть. | выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения; владеть различными видами пере Сказа; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям |
57 | 16 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа. | воспринимать и анализировать художественное произведение ; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; владеть различными видами пересказа. |
58-59 | 17-18 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося) | 2 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа. | воспринимать и анализировать художественное произведение ; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; владеть различными видами пересказа. |
60-61 | 19-20 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды | 2 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | образную природу словесного искусства | определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям |
Зарубежная литература. |
62 | 1 | У. Ш е к с п и р. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные факты жизни и творчества В. Шекспира; содержание трагедии “Ромео и Джульетта” | воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС |
63 | 2 | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...». Воспевание поэтом любви и дружбы. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание пьесы; образную природу словесного искусства | выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта); строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению |
64-65 | 3-4 | Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. | 2 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | содержание пьесы, черты классицизма. | анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения. |
66 | 5 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | | |
67 | 6 | Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | 1 | | | Задания со свободным ответом Фронтальный опрос | Комбинированный урок. | основные факты биографии писателя; содержание сказки | воспринимать и анализировать изучаемое произведение ; определять род и жанр литературного произведения; выявлять авторскую позицию; характеризовать систему образов. |
68 | 7 | Резерв | | | | | | | |