СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа разработана для обучающихся  8 класса. Программа разработана для двух частей

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе 8 класс»


Бурнакский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Жердевской средней общеобразовательной школы №2





Рассмотрена и рекомендована к утверждению Утверждена приказом №

методическим объединением МБОУ Жердевская СОШ №2

Протокол № от «» года от « » г
















Рабочая учебная программа элективного курса

«Выбор профессии – это серьезно»

на 2015-2016 учебный год








Составитель:

учитель русского языка и

литературы Колмакова О.В.











с.Бурнак, 2017г.






Пояснительная записка





Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2012 .

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту)

Данная рабочая программа ориентирован, на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.

Цели данной рабочей программы.

Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования. (из расчета 2 учебных часа в неделю).При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся. Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.



Содержание курса

Введение

Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


Устное народное творчество


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).


Из древнерусской литературы


Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).


Из литературы XVIII века


Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.


Из литературы XIX века


Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичс ски-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные предстаи ления), романтическая поэма (начальные представлс ния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия. Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).


Из русской литературы XX века


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы пистеля.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние). Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


Из зарубежной литературы


Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.

Результаты обучения.


Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.






















Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе


для учащихся:


1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.

3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.


для учителя:


1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.

2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.

3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.

4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.

7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.

8. ЦОРы Сети Интернет

Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Введение

1



Устное народное творчество

4

1

1

Из литературы 18 - 19 века.

36

1

4

Русская литература 20 века

20

1

3

Из зарубежной литературы

7

1

3

ИТОГО

68

4

11



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Виды и формы контроля

Тип урока

Требования к уровню подготовки

по плану

фактич

знать

уметь

Введение

1

1

Литература и история.

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

понятие «художественная литература»


составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа

Устное народное творчество

2

1

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. Частушка как песенный жанр

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

образную природу словесного искусства.


составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа

3

2

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание песен и приданий.


анализировать образы , определять тематику и проблематику произведения.

4

3

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание и историческую основу “Повести о житии … Александра Невского»”.

объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать духовно-едейное содержание, сравнивать житие с УНТ

5

4

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Особенности поэтики бы­товой сатирической повести

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

определение сатирической повести, содержание и историческую основу “Повести о Шемякином суде»”

находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести.

Из литературы 18-19 века.

6

1

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание пьесы, черты классицизма.

анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.

7

2

Р.р. Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Развития речи.

содержание комедии

анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как каждый из них оказывается в поместье Простаковой, давать характеристику героям

8

3

Р.р. «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений)

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Развития речи.

отражение в комедии идей Просвещения

отбирать литературный материал для сочинения

9

4

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные этапы жизненного пути И.А. Крылова, особенности жанра баснен и их содержание .

воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою

10

5

И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание прочитанного произведения.

выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.

11

6

К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание прочитанного произведения.

выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.

12

7

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.Стихотворения «Туча», «К***»

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

историю создания стихотворения

определять тему стихотворения, находить и объяснять значение музыки любви (звуковые и лексические повторы, повтор строк, сквозные рифмы), роль художественно- выразительных средств, выразительно читать

13

8

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах)»

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные произведения

правильно применять знания.

14

9

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения.

владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию

15

10

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя

владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; Выделять смысловые части текста

16

11

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести.

владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по вопросам; давать характеристику героям

17

12

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию

18

13

Р.р. Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Развитие речи

содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев; участвовать в диалогах

19

14

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы.

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику.

характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

20

15

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга.

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание произведения.

характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

21

16

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Контроля

основные понятия

характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.

22

17

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.


определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному

23

18

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание изучаемого произведения.


анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выразительно читать стихотворения

24

19

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представления о жанре романтической поэмы

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание изучаемого произведения; оценку образа Мцыри В. Г. Белинским.

анализировать поэтические произведения; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС

25

20

Р.р. Обучение сочинению по поэме М. .Лермонтова «Мцыри «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)».

«Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри"


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Развития речи.

образную природу словесного искусства; художественную трактовку образа

делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть.

владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению

26

21

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. сатирические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах)


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия “комедия”

составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.

27

22

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основы сценического поведения; содержание комедии.

владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному

28

23

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основы сценического поведения; содержание комедии.

выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в создании образов; владеть различными видами пересказа

29

24

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основы сценического поведения; содержание комедии.

выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в создании образов; владеть различными видами пересказа

30

25

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание статьи Белинского о комедии “Ревизор”; определение понятия “хлестаковщина”.

составлять тезисы к статье; обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять эпизоды и сцены комедии; сравнивать героев; строить устные и письменные высказывания

31

26

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица.

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

текст повести


воспринимать и анализировать

32

27

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

текст повести


самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья

33

28

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа.

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

текст

воспринимать и анализировать

34

29

Р.р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Развития речи.

текст

самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья

35

30

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыко­ва-Щедрина

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные требования, предъявляемые к к.р.

самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья

36

31

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных.

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

текст

воспринимать и анализировать

37

32

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России.

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа.


воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения

38

33

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание изучаемого произведения; прием “контраста”.

находить при анализе текста ИВС; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге

39

34

Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание рассказа; приемы анализа текста.


сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа

40

35

Поэзия родной природы в творчестве А. С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

отрывок наизусть

выразительно читать стихотворение, видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

41

36

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

текст рассказа


самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья

Русская литература XX века

42

1

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина; содержание рассказа

анализировать художественный текст ,сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к

43

2

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные факты жизни и творческого пути А. И. Куприна; содержание рассказа.

анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею, про блему произведения; выражать свое отношение к героям рассказа

44

3

А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его твор­честве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению ”.

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные факты жизни и творчества поэта

определять род и жанр литературного произведения ; формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения

45

4

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные факты жизни и творчества поэта

определять род и жанр литературного произведения ; формулировать тему, идею, проблематику произведения ; выразительно читать произведения

46-47

5-6

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению

2



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные факты жизни и творчества поэта

определять род и жанр литературного произведения ; формулировать тему, идею, проблематику произведения ; выразительно читать произведения

48

7

Р.р. И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «как я стал писателем» -- воспоминание о пути к творчеству.


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Развития речи.

основные факты жизни и творчества писателя

формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения

49

8

Р.р. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Са­тирическое изображение исторических событий.


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Развития речи.

содержание изучаемых произведений ; образную природу

словесного искусства.

воспринимать и анализировать художественный текст ; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выявлять авторскую позицию.

50

9

М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные факты жизни и творчества писателя

формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения

51

10

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Контроля

основные факты жизни и творчества писателя

формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения

52

11

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

образную природу словесного искусства; содержание изучаемого произведения.


определять род и жанр литературного произведения ; формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев

53

12

Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному

54

13

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

образную природу словесного искусства

анализировать художественный текст; давать характеристику герою; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выражать свое отношение к прочитанному; участвовать в диалоге.

55

14

А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

образную природу словесного искусства

выразительно читать произведение; анализировать текст; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

56

15

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть.


выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения; владеть различными видами пере Сказа; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

57

16

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа.


воспринимать и анализировать художественное произведение ; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; владеть различными видами пересказа.

58-59

17-18

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося)

2



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа.


воспринимать и анализировать художественное произведение ; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; владеть различными видами пересказа.

60-61

19-20

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды


2



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

образную природу словесного искусства

определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

Зарубежная литература.

62

1

У. Ш е к с п и р. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные факты жизни и творчества

В. Шекспира; содержание трагедии “Ромео и Джульетта”

воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС

63

2

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...». Воспевание поэтом любви и дружбы.

1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание пьесы; образную природу словесного искусства

выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта); строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению

64-65

3-4

Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера.

2



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

содержание пьесы, черты классицизма.

анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.

66

5

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.



67

6

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.


1



Задания со свободным ответом Фронтальный опрос

Комбинированный урок.

основные факты биографии писателя; содержание сказки

воспринимать и анализировать изучаемое произведение ; определять род и жанр литературного произведения;

выявлять авторскую позицию; характеризовать систему образов.

68

7

Резерв











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!