СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе 9 класс. 102 часа. Программа Москвина Г.В.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по литературе в 9 классе. 102 часа.

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе 9 класс. 102 часа. Программа Москвина Г.В.»

Рабочая программа по предмету «Литература» для основной школы разработана на основе Федерального Закона об образовании РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Требованиям к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, ООП ООО ГБОУ СОШ села Ягодное, примерной программы учебного предмета «Литература»(2015 г.), авторской программы предмета «Литература» 9 класс (Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. – М.: Вентана-Граф, 2015.) к учебнику: Г. В. Москвин, Н. Н. Пуряева, Е. Л. Ерохина «Литература. 8 класс». М., Вентана-Граф, 2017.

Данная программа составлена на 3 часа в неделю, спланировано 102 часа.


Планируемые предметные результаты изучения предмета «Литература» 1

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

  • владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

  • К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

  • покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

  • покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

  • проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

  • сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

  • определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

  • дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

  • определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;

  • определите позицию автора и способы ее выражения;

  • проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

  • объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

  • озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

  • напишите сочинение-интерпретацию;

  • напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы..

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами2).

Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 56 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 78 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.

Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).





























Содержание учебного предмета «Литература». 9 класс.

Литература как искусство слова. Понятие о литературном процессе. Основные этапы развития мировой литературы.

Античная литература

Жанры античной литературы. Понятие об античной литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры античной литературы. Философия, история, ораторское искусство античной культуры.

Гай Валерий Катулл. Лирика. Жанровое и тематическое многообразие лирики. Любовь как возвышенная духовная связь между людьми.

Квинт Гораций Флакк. Слово о писателе. Стихотворение «Памятник». Понятие об античной лирике. Жанр оды. Особенности содержания и образов.

Средневековая литература

Средневековая литература. Средневековье в Европе и на Руси. Понятие о древнерусской литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры древнерусской литературы.

Данте Алигьери. Слово о писателе. «Божественная комедия» («Ад». Песни I, V, XXXIV. «Чистилище». Песнь XXX. «Рай». Песнь XXXI). «Божественная комедия» как произведение позднего Средневековья. Своеобразие жанра и сюжета. Идея восхождения и очищения души человека как центральная в произведении. Смысл композиции. Художественные особенности произведения.

«Слово о полку Игореве». «Слово…» как выдающийся памятник древнерусской литературы. Своеобразие жанра. Историческая основа. Связь с фольклором. Сюжет и композиция. Система образов. Пафос «Слова…». Художественный язык произведения.

Западноевропейская литература XIV – XVIII вв.

Литература эпохи Возрождения. Понятие о литературе эпохи Возрождения. Идеалы эпохи Возрождения. Основные жанры.

Джованни Бокаччо. «Декамерон» («Вступление», «День первый», «День пятый»). Жанр новеллы. Символика образов. Тематика. Связь с фольклором. Назидательный пафос.

И.- В. Гёте. Роман «Страдания юного Вертера». Особенности сюжета. Проблема выбора жизненного пути.

Русская литература XVIII века

Русская литература XVIII века. Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы Нового времени в России. Специфика литературы Нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII века (классицизм, сентиментализм). Актуализация изученного ранее.

М.В. Ломоносов. Слово о писателе. Стихотворения. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Я знак бессмертия себе воздвигнул…». Роль Ломоносова в развитии русской литературы (теория «трёх штилей»). Черты классицизма в творчестве Ломоносова. Жанр оды.

Г.Р. Державин. Слово о писателе. Стихотворения «Фелица», «Памятник». Своеобразие жанра оды у Державина. Значение поэзии Державина для русской литературы конца XVIII — начала XIX века. Поэтический мир стихотворений.

Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX вв.

Европейская литература конца XVIII века – начала XIX века. Стили и направления. романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека.

И.- В. Гёте. Слово о писателе. Трагедия «Фауст» (Пролог на небесах. Часть I, сцены 1, 3, 4, 8, 12, 16, 25. Часть II, действие 5). Роль творчества Гёте в мировой литературе. Фольклорная легенда в основе сюжета. Философская проблематика. Сюжет и композиция. Система образов.

Ф. Шиллер. Драма «Разбойники». Особенности жанра. Конфликт. Проблема человеческого порока. Образы героев.

Дж. Байрон. Слово о писателе. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Место Байрона в развитии европейского романтизма. Проблема героя времени в произведениях романтизма. Своеобразие жанра и композиции. Образ автора. Поэтический мир произведения. Актуализация изученного ранее.

Русская литература XIX века

Русская литература XIX века. Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX в. Связь литературного процесса с общественно-политической ситуацией в России. Актуализация изученного ранее.

В.А. Жуковский. Слово о писателе. Стихотворения «Вечер», «Невыразимое», «Море». Своеобразие романтизма у Жуковского. Жанр элегии. Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений. Актуализация изученного ранее.

А.С. Пушкин. Этапы жизни и творчества.

Стихотворения «Узник», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…»), «Туча», «Осень», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Два чувства дивно близки нам…». Тема поэта и поэзии, свободы личности и свободы творчества. Источник творческого вдохновения. Природа и жизнь человека. Поэтический мир стихотворений.

Поэма «Цыганы». «Цыганы» как романтическая поэма. Своеобразие романтизма А.С. Пушкина. Проблема героя. Поэтический мир произведения.

«Моцарт и Сальери». «Маленькие трагедии» как философский цикл. Нравственная проблематика. Конфликт произведения (гений и злодейство). Верность своему предназначению как условие творчества.

Повесть «Пиковая дама». Нравственно-философская проблематика. Конфликт. Тип героя Нового времени. Символическое в произведении. Фантастическое и реальное. Художественное своеобразие.

Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания романа. Своеобразие жанра (единство эпического и лирического в романе). Особенности сюжета и композиции. Историческая основа романа. Энциклопедичность. Проблематика романа. Евгений Онегин как герой времени. Система образов. Специфика образа автора. Язык и стиль романа. Онегинская строфа как минимальная композиционная и ритмико-смысловая единица произведения.

Поэты пушкинской поры. Биографии и творчество поэтов пушкинской поры. К. Н. Батюшков. Слово о писателе. Стихотворение «Разлука». Д.В. Давыдов. Слово о писателе. Стихотворения «Песня» («Я люблю кровавый бой…»), «Листок». Е.А. Баратынский. Слово о писателе. Стихотворения «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок…». А.А. Дельвиг. Слово о писателе. Стихотворения «Русская песня» («Соловей»), «Н.М. Языкову»

М.Ю. Лермонтов. Этапы жизни и творчества.

Стихотворения «Смерть поэта», «Пророк»,«Утёс», «Выхожу один я на дорогу…». Одиночество, смирение, надежда в лирике Лермонтова. Духовная основа лирики. Поэтический мир стихотворений.

Поэма «Мцыри». Поэма «Мцыри» как вершина позднего романтизма. Философская проблематика поэмы. Образ главного героя. Проблема выбора как духовная и жизненная основа произведения. Сюжет и композиция. Система образов. Природа в произведении. Поэтический мир произведения.

Роман «Герой нашего времени». История создания. Своеобразие жанра. Стилевое многообразие. Единство эпического, лирического и драматического в романе. Проблема героя времени (традиция и новаторство). Принцип циклизации повестей. Особенности сюжета и композиции. Сюжетные источники произведения. Система повествователей. Система персонажей. Специфика изображения русской действительности в романе. Мастерство Лермонтова-прозаика.

Н.В. Гоголь. Этапы жизни и творчества.

«Мёртвые души». История создания произведения. Эволюция замысла и воплощения. Проблема жанра. Эпическое и лирическое в поэме. Главные герои поэмы (Россия — автор — Чичиков). Сюжетная основа произведения. Смысл названия поэмы. Особенности композиции, значение внесюжетных элементов. Изображение русского мира в поэме (помещики, чиновники, народ). Комическое в поэме. Своеобразие авторского пафоса. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. Мотив дороги и пути в поэме. Язык и стиль,

Комедия «Ревизор». Жанр общественной комедии(традиции и новаторство). Особенности конфликта. Композиция как способ выражения авторской идеи. Страх и любопытство как движущая сила развития конфликта. «Художественные миры» «Ревизора» (преступный, миражный, истинный). Образ уездного города и образ Петербурга в пьесе. Система персонажей. Своеобразие смеха (виды комического и приёмы комизма).

Проза и драматургия в русской литературе второй половины XIX века. Развитие русской прозы. Ведущая роль романа в отражении русской действительности. Актуализация изученного ранее. Драматургия. Островский как создатель русского национального театра.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Стихотворения в прозе «Друг и враг», «Русский язык», «Два богача». Своеобразие жанра. Философская проблематика и глубина лирического переживания. Художественное мастерство Тургенева.

Ф.И. Тютчев. Слово о писателе. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан». Философская лирика Тютчева. Основные темы: творчество, Россия, любовь, природа. Поэтический мир стихотворений.

А.А. Фет. Слово о писателе. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Вечер», «Учись у них, у дуба, у берёзы…». Единство лирических переживаний в изображении жизни, любви, природы. Поэтический мир стихотворений.

Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Стихотворения «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей…». Жанрово-стилевое разнообразие лирики Некрасова. Гражданское и личное. Народная тема. Лирический герой поэзии Некрасова. Актуализация изученного ранее. Поэтический мир стихотворений.

Русская литература XX века

Развитие русской литературы в XX веке. Этапы развития русской литературы XX века. История и литературный процесс. Развитие прозы. Развитие поэзии. Развитие драматургии.

М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Макар Чудра». Стиль ранних рассказов Горького. Особенности конфликта. Герой ранних рассказов. Художественное своеобразие.

М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». Общечеловеческое и социальное в повести. Своеобразие конфликта. Философская проблематика. Комическое у Булгакова. Фантастика и реальность. Система образов. Мастерство Булгакова-прозаика.

М.А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Жизнь человека как отражение истории русского народа. Андрей Соколов — ровесник XX века. Гуманистический пафос произведения. Национальное и общечеловеческое значение образа главного героя. Художественное мастерство Шолохова.

Внеклассное чтение. Б.Васильев. Повесть «А зори здесь тихие...»

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Жизненная и нравственная основа рассказа. Проблема национального характера. Мотив праведничества. Образ автора-повествователя. Гражданское и философское звучание авторской позиции.

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Чудик». Особенности героя Шукшина. Проблематика рассказа. Традиции русской литературы в творчестве Шукшина.

Ф.А. Искандер. Сказка «Кролики и удавы». Социально-философская сказка. Сатирическая основа. Аллегорический смысл. Проблема власти и рабства.

Итоговая контрольная работа по литературе за курс.










































Тематическое планирование.



Литература. 9 класс.


Раздел

Тема урока

Кол-во часов

1. Литература как искусство слова. 1 ч.

Литература как искусство слова.

1

2.Античная литература. 3 ч.

Жанры античной литературы.

1

 

Гай Валерий Катулл. Лирика.

1

 

Квинт Гораций Флакк. Стихотворение "Памятник".

1

3. Средневековая литература. 8 ч.

Средневековая литература (обзор). Понятие о древнерусской литературе. Основные жанры древнерусской литературы.

2

 

Данте Алигьери. "Божественная комедия". "Ад": песни 1. 5, 34.

1

 

Данте А. "Божественная комедия". "Чистилище" (песнь 30)."Рай" (песнь 31).

1

 

"Слово о полку Игореве»: историческая основа, своеобразие жанра, композиция.

1

 

"Слово о полку Игореве": система образов, пафос произведения.

1

 

Сочинение по "Слову о полку Игореве" (развёрнутый ответ на вопрос).

2

4.Западноевропейская литература 14-18 веков. 4 ч.

Литература эпохи Возрождения (обзор).

1

 

Дж. Бокаччо "Декамерон"("Вступление", "День 1").

1

 

Дж. Бокаччо "Декамерон"("День5").

1

 

И.В. Гёте. "Страдания юного Вертера".

1

5. Русская литература18 века.

6 ч.

Русская литература 18 века (обзор). Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы 18 века (классицизм, сентиментализм).

2

 

М.В. Ломоносов. "Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества..".

1

 

М.В. Ломоносов. "Я знак бессмертия себе воздвигнул..."

1

 

Г.Р. Державин. Стихотворение "Фелица".

1

 

Г.Р. Державин. Стихотворение "Памятник".

1

6.Западноевропейская литература конца18-начала 19 века. 8 ч.

Европейская литература к. 18- начала 19 века (обзор). Стили и направления. Романтизм.

2

 

И.В. Гёте. "Фауст"(Пролог на небесах.Ч.1:сцены 1,3,4,8,12,16,25. Ч.2,д.5).

2

 

Ф. Шиллер. Драма "Разбойники": проблематика, идея, конфликт.

1

 

Ф. Шиллер. "Разбойники". Образы героев драмы.

1

 

Дж. Байрон. Поэма "Паломничество Чайльд Гарольда": своеобразие жанра и композиции.

1

 

Дж. Байрон. "Паломничество Ч. Гарольда": проблема героя времени, образ автора.

1

7.Русская литература 19 века. 57 ч.

Русская литература 19 века (обзор). Стили и жанры в русской литературе 1 половины 19 века. Связь литературы с общественно-политической ситуацией в России.

2

 

В.А. Жуковский. Стихотворение "Вечер".

1

 

В.А. Жуковский. Стихотворение "Невыразимое".

1

 

В.А. Жуковский. Элегия "Море".

1

 

А.С. Пушкин: этапы жизни и творчества. Стихотворения "Узник", "Пророк".

1

 

А.С. Пушкин. Стихотворения "Поэт и толпа", "Поэту".

1

 

А.С. Пушкин. "Туча", "Осень", "Два чувства дивно близки нам..."

1

 

А.С. Пушкин. Поэма "Цыганы".

1

 

А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери": нравственная проблематика, конфликт произведения.

1

 

А.С. Пушкин. Повесть "Пиковая дама". Проблематика. Конфликт. Тип героя Нового времени.

1

 

А.С. Пушкин. "Пиковая дама". Художественное своеобразие повести.

1

 

А.С. Пушкин "Евгений Онегин". История создания, сюжет и жанр, система образов. Онегинская строфа.

1

 

А.С. Пушкин "Евгений Онегин". Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

 

А.С. Пушкин "Евгений Онегин". Татьяна Ларина-нравственный идеал Пушкина.

1

 

А.С. Пушкин "Евгений Онегин". Эволюция взаимоотношений Татьяны и Евгения. Анализ двух писем.

1

 

Пушкин А.С. "Евгений Онегин". Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений.

1

 

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

 

Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.

2

 

Поэты пушкинской поры: К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов.

1

 

Поэты пушкинской поры: Е.А. Боратынский, А.А. Дельвиг.

1

 

М.Ю. Лермонтов: этапы жизни и творчества. "Смерть поэта", "Пророк".

1

 

М.Ю. Лермонтов. "Утёс", "Выхожу один я на дорогу..."

1

 

М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": проблематика, сюжет и композиция.

1

 

М.Ю. Лермонтов "Мцыри": образ главного героя, природа в поэме.

1

 


М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". История создания, сложность композиции. Век Лермонтова в романе.


1

 

М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Печорин как представитель "портрета поколения". "Бэла", "Максим Максимыч".

2

 

М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера.

2

 

М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Дружба и любовь в жизни Печорина.

1

 

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского.

1

 

Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

2

 

Н.В. Гоголь. Этапы жизни и творчества.. «Мертвые души». Обзор содержания. История создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

1

 

Н.В. Гоголь "Мёртвые души". Система образов поэмы. Обучение анализу эпизода.

2

 

Н.В. Гоголь. Образ города в поэме «Мертвые души».

1

 

Н.В. Гоголь "Мёртвые души". Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

1

 

.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал.

1

 

Н.В. Гоголь. Комедия "Ревизор": замысел автора, особенности конфликта, система персонажей.

1

 

Н.В. Гоголь "Ревизор". Художественные" миры" комедии: преступный, миражный, истинный.

1

 

Н.В. Гоголь "Ревизор". Образы уездного города и Петербурга. Своеобразие смеха в комедии.

1

 

Сочинение по произведениям Н.В. Гоголя.

2

 

Проза и драматургия в русской литературе 2 половины 19 века(обзор). Развитие прозы. Ведущая роль романа в отражении русской жизни. Драматургия. Островский как создатель русского национального театра.

2

 

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе "Друг и враг", "Русский язык", "Два богача". Художественное мастерство Тургенева.

2

 

Ф.И. Тютчев. Слово о писателе. Стихотворение "С поляны коршун поднялся.."

1

 

Ф.И. Тютчев. Стихотворения "Есть в осени первоначальной...", "Фонтан". Поэтический мир стихотворений.

1

 

А.А. Фет. Поэтический мир стихотворений "Вечер", "Учись у них, у дуба, у берёзы...", «На заре ты её не буди…»

1

 

Н.А. Некрасов. Народная тема в лирике: стихотворение "Тройка".

1

 

Некрасов Н.А. Стихотворения "Вчерашний день, часу в шестом...", "Я не люблю иронии твоей...".

1

 

Сочинение - анализ лирического произведения.

2

8.Русская литература 20 века. 15 ч.

Развитие русской литературы в 20 веке. История и литературный процесс. Развитие прозы, поэзии, драматургии.

2

 

М. Горький. Слово о писателе. Рассказ "Макар Чудра".

1

 

Максим Горький. Рассказ "Макар Чудра".

1

 

М.А. Булгаков. "Собачье сердце". Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров.

1

 

"Собачье сердце". Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Гротеск и его художественная роль в повести

1

 

М.А. Шолохов. "Судьба человека". Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

1

 

М.А. Шолохов "Судьба человека". Особенности авторского повествования.

1

 

Внеклассное чтение. Б. Васильев "А зори здесь тихие..."

1

 

А.И. Солженицын. Рассказ "Матрёнин двор". Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1

 

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1

 

В.М. Шукшин. Рассказ "Чудик".

1

 

Ф. Искандер. Сказка "Кролики и удавы". Проблема власти и рабства.

1

 

Итоговая контрольная работа по литературе за курс.

2

Итого: 102 часа, из них развития речи – 10.



















1 См.: Примерная основная образовательная программа основного общего образования (08.04.2015), стр. 30-38.



2см. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. С. 16


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!