СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе 9 класс»

Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

вечерняя ( сменная ) общеобразовательная школа № 12 с.Заозерное



Рассмотрено на заседании МО учителей Согласовано заместителем Утверждаю

гуманитарного цикла директора по УВР директор школы

Протокол № 1 ________Комарова Е.В. ________ Нестерова Т.Г.

"___"________ 2014 года "___"________ 2014 года приказ № __ от

Руководитель МО Шевелева В.С. "___"________ 2014 года



Рабочая программа

по литературе

9 класс

Составитель: Шевелева В.С.,

учитель 1 квалификационной категории



2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 класса разработана на основании примерной программы по учебным предметам (Литература 5-9 классы), авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев) и в соответствии с образовательной программой вечерней школы № 12 с.Заозерное.

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и критически относиться к себе и окружающему миру.

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным» кодом, без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Учебный предмет «Литература» является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Цели и задачи учебного предмета

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием;

  • формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательная: формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательная: формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.















Нормативно - правовая и учебно-методическая базы разработки рабочей программы.

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство

Год издания

1.

Закон РФ

«Об образовании в Российской Федерации»


УЦ «Перспектива»

2013

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования


Москва,

«Просвещение»


2011


3.

Примерные программы по учебным предметам.

Литература. 5-9 классы


Москва,

«Просвещение»

2010

4.

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы

Г.С.Меркин

С.А.Зинин

В.А.Чалмаев

Москва,

«Русское слово»,

2011

5

Учебный план школы на 2014-2015 год.



2014



Место и роль учебного предмета.

Учебный план по литературе состоит из трех компонентов: федерального, регионального и школьного. Для реализации задач литературного образования в 8- 9 классах по программе Г.С.Меркина предлагается концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала. Выбор обусловлен тем обстоятельством, что в новой структуре образования 9 класс является выпускным и школьники должны получить представление об историко-литературном процессе, исходя из обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе, в том числе и на основе постижения системных понятий и категорий. В центре курса 9 класса – подведение итогов работы по литературе в 5-8 классах и усвоение основ историко-литературного процесса в русской культуре. В содержание программы для 9 класса входят литературные произведения от древнерусской литературы до второй половины XX века включительно.

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. Когда произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, то последовательно даются сведения о биографии, годах учения, своеобразии личности, а в 9 классе изучаются основные этапы творческой биографии писателей и произведения, связанные с ними. Программа 9 класса развивает полученные ранее умения и навыки, позволяет творчески осмыслить художественное произведение и более полно определить особенности творчества писателя. С другой стороны, в 9 классе делается упор на усвоение материала в историко-литературном аспекте. Учащиеся учатся не только осмыслять отдельное художественное произведение, но и постигать наиболее существенные стороны литературного процесса, видеть творчество писателя в историко-литературном контексте. В связи с этим, вводятся системные понятия и категории: литературный процесс, литературные направления, историзм, народность, поэтический мир, стиль писателя и др. Таким образом, курс 9 класса рассматривается как «переходный» по отношению к старшей школе.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования.

Количество учебных часов в соответствии с учебным планом.

Согласно учебному плану гимназии на изучение литературы в 9 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов за год( 35 недель).

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий.

Из устного народного творчества

1.Формирование умений аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведений;

2.совершенствование навыка анализа и интерпретации художественного текста, предполагающего установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

3. систематизация представлений о родах и жанрах литературы.

Из древнерусской литературы

Из литературы 18 века

Из литературы 19 века

Из литературы 20 века

Из зарубежной литературы

2.2. Планируемые результаты.

Личностные

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

Метапредметные

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные

  • в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем произведений, связи с эпохой, с жанрами;

  • в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы, формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка, собственная интерпретация, понимание авторской позиции;

  • в коммуникативной сфере:

Восприятие на слух художественных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать, цитировать, отвечать на вопросы. Создавать письменные и устные высказывания; уметь вести диалог;

  • в эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; понимание русского слова в его эстетической функции.

2.3. Система оценки планируемых результатов.

Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования

Контроль

Виды контроля


диагностический

Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного образования в начале учебного года и выявление его последующей динамики

Выразительное чтение

Тест

Чтение по ролям

Письменное высказывание на литературную тему


Текущий


Консультация по руководству проектной деятельности учащихся

Сочинение на литературные и публицистические темы

Зачет

Семинар


Итоговый


Сочинение на литературные и публицистические темы





Темы контрольных и творческих работ

Дата

1. Творческая работа «Что бы я изобразил на обложке «Слова…»

сентябрь

2. Сочинение «Особенности одического жанра в лирике Ломоносова и Державина».

октябрь

3.Зачет по теме «Литература 18 века».


декабрь

4 Сочинение по комедии «Горе от ума» (темы по выбору).


январь

5.Исследовательская работа в парах по теме «А.С. Пушкин. Лирика».


февраль

6. Анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина (урок-семинар).

март

7.Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».



8. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.


апрель

9. Сочинение-размышление «Насколько интересен Чичиков современному читателю?».


май

Оценка результатов производится по 5-балльной системе

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.


Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии оценки сочинения

Отметка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Сочинение глубоко и аргументированно раскрывает тему, свидетельствует об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы, обобщения; стройное по композиции , логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

допускается незначительная неточность в содержании , 1-2 речевых недочета

Допускается: 1 негрубая орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Сочинение достаточно глубоко и аргументированно раскрывает тему, свидетельствует об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы, обобщения; стройное по композиции , логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

в целом в работе допускается не более 2-3 неточностей в содержании и не более 3-4 речевых недочетов, незначительное отклонение от темы

Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

за сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный на тему; допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи,

в работе имеется не более 5 речевых недочетов и 4 недочетов в содержании.

Допускается: 4 орфографических и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических, а также 4 грамматических ошибок.

«2»

за сочинение, которое не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий без выводов и обобщений, из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала и отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок; в целом в работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

При наличии: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


урока

Тема урока

Опорные понятия

Развитие речи

Основные виды деятельности

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

Дата

Тема 1. Введение

1.

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. Этапы развития литературного процесса

Историко-литературный процесс, «сквозные» темы и мотивы

Обобщение читательского опыта

Работа со статьей учебника, оформление тезисов

Связь истории с литературой

Связь русской литературы с мировой культурой



Тема 2. Из зарубежной литературы







2.

Жанровое многообразие драматургии У.Шекспира. Проблематика трагедии «Гамлет».

Драматургия

Чтение по ролям

Лекция, чтение

Английское Средневековье



3.

Центральный конфликт пьесы «Гамлет». Система образов.

Трагедия

Ответ на проблемный вопрос

План к образу Гамлета


Монолог Гамлета на английском языке


4.

Краткие сведения о Мольере. Тематика и проблематика комедии «Мнимый больной»

Комедия

Выразительное чтение

Конспектирование

Комедии Мольера на сцене

Образ Гамлета у Блока, Пастернака


5.

И.В.Гете. Краткие сведения о поэте. Гете – выдающийся деятель немецкого Просвещения.

Литература эпохи Просвещения

Тезисы к ответу

Аналитическое чтение

«Фауст» в музыке, живописи, кино.

История Германии


6.

«Фауст» Гете – вершина философской литературы. И.В.Гете в России.

Традиции

Выразительное чтение

Аналитическое чтение


Опера Гуно «Фаус»


Тема 3. Из древнерусской литературы.

7.

История написания и публикации «Слова о полку Игореве»

Слово как жанр древнерусской литературы

Устное сообщение

Лекция, конспектирование, беседа


«Слово » и традиции былинного эпоса


8.

Основная проблематика «Слова о полку Игореве», система образов.

Рефрен, психологический параллелизм

Сочинение, выразительное чтение

Выразительное чтение, устные ответы

Художественные и музыкальные интерпретации «Слова»

«Слово » и традиции былинного эпоса


9.

«Слово о полку Игореве»-призыв к единению русской земли. Проблема ответственности за судьбу России.

Слово как жанр древнерусской литературы

Просмотр презентации

Презентация

Художественные и музыкальные интерпретации «Слова»

Презентация


10.

Значение «Слова..» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы.

Оригинал

Выразительное чтение наизусть

Выразительное чтение наизусть




11.

Р.Р.


Обучающее сочинение. Роль эпизода «Плач Ярославны» в «Слове..»




Сообщение об опере А.П.Бородина «Князь Игорь»



Тема 4. Из литературы 18 в.

12.

Основные вехи биографии Радищева. Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни.

Классицизм и сентиментализм

Обзор глав, сжатый пересказ отдельных глав

Сообщения учеников, беседа, пересказ


Художественный метод


13.

Обличение крепостного права в «Путешествии из Петербурга в Москву». Жанровое своеобразие.

Классицизм и сентиментализм

Обзор глав, сжатый пересказ отдельных глав

Сообщения учеников, беседа, пересказ


Художественный метод


Тема 5. Из литературы ХIХ в.

14.

А. С. Грибоедов. Основные вехи биографии. Творческая история комедии «Горе от ума».

Трагикомедия, вольный стих

Сообщения учеников, беседа, различные виды чтения

Сообщения учеников, беседа, различные виды чтения, изучение статьи в учебнике

Музыкальные произведения А. С. Грибоедова

Черты классицизма и романтизма в «Горе от ума»


15.

«К вам Александр Андреевич Чацкий!» Знакомство с героями комедии. Анализ 1 действия.

Двуединый конфликт

Чтение по ролям

Чтение по ролям, анализ 1 действия

Сценическая история «Горе от ума»

Черты классицизма и романтизма в «Горе от ума»


16.

Анализ 2 действия: развитие и углубление конфликта. Личное и социальное в конфликте.

Монолог

Чтение по ролям

Чтение по ролям, анализ 2 действия

Музыкальные произведения А. С. Грибоедова



17.

3 действие комедии: трагедия Чацкого. Человек и государство, проблема идеала.

Двуединый конфликт, трагикомедия

Чтение по ролям, инсценирование

Чтение по ролям, анализ 3 действия


Драматургия У. Шекспира и Ж. Б. Мольера


18.

Итог социального и любовного конфликта и своеобразие развязки. Анализ 4 действия.

Двуединый конфликт, трагикомедия

Чтение по ролям, инсценирование, обсуждение поднятых проблем

Чтение по ролям, анализ 4 действия

Сценическая история «Горе от ума»

Черты классицизма и романтизма в «Горе от ума»


19.

Нравственная проблематика «Горя от ума». Художественное богатство комедии.

Трагикомедия, вольный стих, монолог, двуединый конфликт, проблематика

Устные сообщения (характеристики), выборочное чтение

Письменный отзыв на спектакль, сообщения учеников. беседа

Музыкальные произведения А. С. Грибоедова



20.

Нравственный идеал А. С. Грибоедова в комедии, свободолюбие и независимость, пылкость и благородство Чацкого.

Нравственный идеал

Составление плана-характеристики Чацкого

Составление плана-характеристики Чацкого


Свободолюбие, независимость, пылкость, благородство


21.

Вн.ч.


Образ Грибоедова в книге «Смерь Вазир - Мухтара» Ю.Тынянова.







22.

Проверочная работа по произведению «Горе от ума» А. С. Грибоедова.


Самостоятельная работа

Самостоятельная работа




23.

Р/Р

Обучение сжатому изложению критической статьи И. А. Гончарова

«Мильон терзаний».

Литературная критика

Выборочное конспектирование критической статьи

Выборочное конспектирование критической статьи


«Мильон терзаний» молодёжи. Чьи душевные муки вы разделяете? Сочинение-рассуждение


24.


А. С. Пушкин. Творческая биография А.Пушкина. Основные этапы.

Лирика, стих, лирический герой

Сообщения учащихся

Лекция учителя, сообщения учащихся

Графические и музыкальные интерпретации произведений А. С. Пушкина

Творчество А. С. Пушкина и поэзия Дж. Байрона; образы В. А. Жуковского в пушкинской лирике.


25.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Арион», «Пророк»

Лирика, стих (рифма, ритм, строфа), лирический герой

Выразительное чтение, анализ

Выразительное чтение, анализ




26.

Лирика любви и дружбы. «Я помню чудное мгновенье»,

«Я вас любил», «К***»

Лирика, стих, лирический герой

Чтение наизусть, анализ стихотворения

Чтение наизусть, анализ стихотворения

Музыкальные интерпретации произведений А. С. Пушкина



27.

Романтическая поэма «Цыганы. Проблематика поэмы в контексте дискуссий того времени.

Лирика, стих, лирический герой

Чтение наизусть, анализ стихотворения

Чтение наизусть, анализ стихотворения


Музыка русских композиторов


28

Переход к реализму: «Повести Белкина», богатство их образов и характеров.





Инсценирование «Барышни-крестьянки»


29.

«Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах. Творческая история романа.

Романтическая поэма, реализм, роман в стихах.

Сообщения, лекция учителя

Сообщения учащихся, лекция учителя


Литературные реминисценции в «Евгении Онегине»


30.

«Евгений Онегин». Автор и его герой в образной системе романа. Анализ 1 главы.

Онегинская строфа

Различные виды пересказа и комментария

Выборочное комментированное чтение и пересказ


Литературные реминисценции в «Евгении Онегине»


31.

Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пёстрых глав». Анализ 2 главы.

Аллитерация, ассонанс

Чтение наизусть, анализ стиха

Чтение наизусть, анализ стиха, комментированное чтение


Сопоставление: Онегин и Ленский


32.

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Промежуточный контроль.

Анализ 3 главы. 

Лирические отступления

Чтение наизусть, анализ стиха

Чтение наизусть, анализ стиха, комментированное чтение

Сопоставление: Ольга и Татьяна

Литературные реминисценции в «Евгении Онегине»


33.

Анализ 4 главы. «Но, получив признанье Тани, Онегин живо тронут был…»

Автор, лирический герой, повествователь, герой романа

Различные виды чтения и комментирования

Различные виды чтения и комментирования


Конспект статьи В. Г. Белинского


34.

«В тоске сердечных угрызений…,

Рукою стиснув пистолет,

Глядит на Ленского Онегин…» (5-6 главы)

Автор, лирический герой, повествователь, герой романа

Различные виды чтения и комментирования

Различные виды чтения и комментирования


Какова роль сна Татьяны?


35.

Анализ 7-8 глав. «Сомненья нет: увы! Евгений в Татьяну, как дитя влюблён…»

Лирическое отступление

Чтение наизусть, анализ стиха

Чтение и комментирование глав

В. Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе.

Литературные реминисценции в «Евгении Онегине»


36.

Р/Р

Обучение сочинению-рассуждению на литературную тему «Почему В. Г. Белинский назвал Евгения Онегина «недюжинной натурой»?

Автор, герой

Сочинение-рассуждение

Цитатный план, сочинение-рассуждение

Литературная критика

«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни.


37.

Самостоятельная работа по теме «Жизнь и творчество А. C. Пушкина».


Самостоятельная работа в форме вопросов и заданий

Самостоятельная работа в форме вопросов и заданий




38.

Творческая биография М. Ю. Лермонтова. М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин: стихотворение «Смерть поэта»

Мечта о вольности

Сообщения учащихся, беседа

Сообщения учащихся, беседа, выборочное чтение


Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»


39.

Образ поэта в представлении Лермонтова: «Поэт», «Нет, я не Байрон», «Дума».


Байронический герой

Различные виды чтения, беседа

Различные виды чтения, беседа

Живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М. Ю. Лермонтова

«Байронизм» в лермонтовской лирике


40.

Своеобразие любовной лирики М.Ю.Лермонтова: «Нет, не тебя так пылко я люблю»

Мотив одиночества, мечта о вольности, байронический герой

Выразительное чтение наизусть, частичный анализ

Выразительное чтение наизусть, частичный анализ

Живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М. Ю. Лермонтова

Байронизм» в лермонтовской лирике








41.

Философская лирика: «И скучно, и грустно». «Когда волнуется желтеющая нива».

Трёхчастная композиция стихотворения

Цитатный план, самостоятельный анализ

Цитатный план, самостоятельный анализ


Байронизм» в лермонтовской лирике


42.

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Сюжет, фабула, композиция.

Философский роман

Лекция учителя, выборочное чтение учебника

Лекция учителя, выборочное чтение учебника

«Герой нашего времени» в театре и кино



43.

Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личные и социальные истоки. Анализ повести «Бэла»

Психологический портрет, образ рассказчика

Различные виды пересказа и чтения, беседа

Различные виды пересказа и чтения, беседа

«Герой нашего времени» в театре и кино



44.

Печорин в ряду других персонажей романа. Анализ повести «Максим Максимыч».

Психологический портрет, образ рассказчика, диалог

Различные виды пересказа и чтения, беседа

Пересказ и различные виды чтения, беседа




45.

Р/Р


Обучение сжатому изложению эпизода главы «Тамань» из произведения «Герой нашего времени».

Романтизм, реализм

Сжатый пересказ, беседа

Сжатый пересказ, беседа




46.

Мастерство психологической обрисовки характеров. Анализ повести «Княжна Мэри».

Романтизм, реализм, психологический портрет

Беседа, выборочное чтение, пересказ

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого


Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.


47.

Идейно-композиционное значение главы «Фаталист».

«История души человеческой»

Пересказ, беседа, сочинение в жанре эссе

Пересказ, беседа, сочинение в жанре эссе

В. Г. Белинский о романе. Художественное совершенство романа.

Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.


48.

Р/Р


Контрольное сочинение- рассуждение на литературную тему «Почему Печорин лишний человек»?

Объект повествования

Сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение, изучение критической литературы

«Герой нашего времени» в театре и кино

Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.


49.

Поэма «Мёртвые души» Гоголя как вершинное произведение художника. Замысел гоголевской поэмы.

Поэма в прозе

Беседа, частичный анализ

Беседа, частичный анализ

Поэма «Мёртвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы)

Н. В. Гоголь и А. С. Пушкин: история сюжета «Мёртвых душ», влияние «Божественной комедии» Данте


50.

Чичиков покоряет город N. Анализ 1 главы.

Слово Гоголя: метафора и сравнение

Выборочное чтение, пересказ, беседа

Выборочное чтение, пересказ, беседа


Образ скупца в поэме Н. В. Гоголя и мировой литературе


51.

«Рыцарь пустоты». Манилов. Анализ 2 главы. «Дубинноголовая помещица». Коробочка. Анализ 3 главы.

Образ символ, сатира

Пересказ элементами цитирования, анализ

Пересказ элементами цитирования, анализ

Поэма «Мёртвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы)

Образ скупца в поэме Н. В. Гоголя и мировой литературе


52.

«Невинный враль или опасный скандалист?» Ноздрёв. Глава 4.

Сатира, обобщающая характеристика

Пересказ с элементами цитирования, анализ

Пересказ с элементами цитирования, анализ


Образ скупца в поэме Н. В. Гоголя и мировой литературе


Из уроков русского языка

Чем опасен Собакевич? Сочинение – рассуждение.

Сатира, образ-символ

Выборочное чтение и частичный анализ

Выборочное чтение и частичный анализ, самостоятельная работа.

Поэма «Мёртвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы)

Образ скупца в поэме Н. В. Гоголя и мировой литературе


53.

«Паук, запутавшийся в своей паутине». Плюшкин. Анализ 6 главы.

Образ-символ, сатира

Пересказ с элементами цитирования, анализ главы

Пересказ, анализ


Образ скупца в поэме Н. В. Гоголя и мировой литературе


54

Р/Р


Написание контрольного сочинения на тему «Мастерство Гоголя в создании образа помещика».

Поэма в прозе

Сообщения учащихся, сочинение

Написание контрольного сочинения




55.

Основные вехи биографии Ф.И. Тютчева, вечные темы, мотивы: лирика размышлений и философская лирика.

Мироощущение, лирическая миниатюра, поэтический фрагмент

Различные виды чтения, сообщения учеников, частичный анализ

Различные виды чтения, сообщения учеников, частичный анализ

П. И. Чайковский о музыкальности лирики Фета, песни и романсы русских композиторов на стихи Тютчева (С. В. Рахманинов)

Некрасовские мотивы в живописи.

Пушкинские мотивы и образы в лирике Тютчева.


56.

Нравственная позиция поэта. Художественное своеобразие стихотворений

Философская лирика

Выразительное чтение

Анализ стихотворений

Тютчев в музыке.



57.

Основные вехи биографии А.Фета, темы и мотивы лирики.

Медитативная лирика

Сообщения учеников

Сообщения учеников, просмотр презентации

Импрессионизм Фета Художественное своеобразие стихотворений А.Фета: «Какая ночь!», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!».

Традиции русской романтической поэзии в лирике Фета


58.

Творческая биография Н.А.Некрасова. Отражение в лирики гражданской позиции: «Памяти Добролюбова».

Гражданская лирика.

Выразительное чтение.

Анализ стихотворений




59.

Ф. М. Достоевский. Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди».

Роман

Сообщения учеников, беседа

Монологические высказывания

Особенности языка и стиля прозы Достоевского

Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев, творческая полемика Л. Н.Толстого и Ф. М. Достоевского






60.

Основные вехи биографии Л.Н.Толстого. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты, реальность, становление личности в повести.

Повесть

Приемы создания образа

Аналитическое чтение

Характеристика героя

Сложный план



Тема 6. « Из литературы XX века.

61.

Романтические произведения М.Горького. Анализ рассказа «Песня о Буревестнике»

Романтизм

Сообщения, беседа

Аналитический пересказ


И. А. Бунин и М. Горький


62.

Р/Р 9


Контрольное изложение отрывка «Мои университеты» М. Горький.

Трилогия, романтизм

Пересказ, беседа

Пересказ, беседа




63.

Художественное своеобразие стихотворений А.Ахматовой, Марины Цветаевой.

Традиция

Новаторство

Анализ , выразительное чтение

Сочинение - эссе

Романс



64.


Основные вехи биографии Булгакова. Основная проблематика и образы повести «Собачье сердце»

Сатира

Сарказм

Лекция учителя, различные виды чтения

Различные виды пересказа


Кинофильм по повести


65.

Основные вехи биографии А.Солженицына. Творческая история рассказа «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе.

Реальное и

символическое

Анализ эпизодов

Тезисы для выступления по проблеме

Традиции Н.А.Некрасова в «Матренином дворе»



66.

Основные вехи биографии М.А.Шолохова. Проблема человека на войне в рассказе Судьба человека»

Патриотизм

Беседа

Аналитическое чтение

Экранизация рассказа Связь с военным очерком «Наука ненависти»



67.

Роль темы войны в творчестве В.В.Быкова Проблематика повести «Альпийская баллада».


Лекция учителя, конспектирование





68

Контрольная работа по теме «Литература 20 века»

Основные понятия темы

Контрольная работа в форме тестовых заданий

Итоговый тест


Кучина «Контрольные и проверочные работы по литературе»


69-70

Р/Р 10


Сочинение «Открывая для себя русскую литературу»….

Историко-литературный процесс


Сочинение по литературным произведениям






Контрольно-измерительные материалы

Входной тест

Начало формы

1. Сколько лет исполнилось Петру Гриневу, когда отец отослал его в полк?

А)Двадцать Б) шестнадцать В) семнадцать Г) восемнадцать

2. Стихотворение А.С. Пушкина «К...» («Я помню чудное мгновенье...») посвящено:

А) М. Раевской Б) Е. Карамзиной В) А. Керн Г) Е. Бакуниной

3. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» - отклик на гибель:

А) Николая 1 Б)Декабристов В)А.С. Пушкина Г) К.Ф. Рылеева

4. Какая из приведенных ниже басен И.А. Крылова посвящена Отечественной войне 1812 года?

А) «Кот и повар» Б)«Слон и моська» В)«Волк на псарне»

5. Какая дата, неоднократно упоминаемая А.С. Пушкиным в стихотворениях, связана с Царскосельским Лицеем?

А)19 апреля Б) 5 мая В) 19 октября Г) 21 октября

6. Кто из героев произведений М. Горького «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце, горящее факелом великой любви к людям?

А) Ларра Б) Дед Архип В) Данко Г) Челкаш

7. Кому из героев Н.В.Гоголя принадлежат эти слова: «У меня легкость необыкновенная в мыслях»?

А) Чичикову Б) Хлестакову В) Ноздреву Г) Башмачкину

8. Историческим фоном «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова стали события:

А) Восстание С. Разина Б) Отечественная война 1812 г. В) Царствование Ивана Грозного Г) Междоусобные войны русских князей

9. В каком произведении М.В. Ломоносов пишет, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»?

А) «Ночною темнотой...» Б) «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» В) «Ода на день восшествия на престол...»

10. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» построено как диалог двух лиц:

А) солдата и автора Б) солдата и солдата В) солдата и полководца Г) солдата и молодого собеседника



Конец формы

Итоговый контрольный тест по литературе

1.«Слово о полку Игореве»-

А) фольклорное произведение, Б) название летописи, В) литературное произведение особого жанра.

2. Чувственное восприятие мира соответствует:

А) классицизму, Б) сентиментализму, В) романтизму.

3.Комедия относится: А) к лирике, Б) драме, В) эпосу.

4. «Недоросль» -

А) комедия, Б) драма, В) трагедия.

5. Образ положительного идеала в «Недоросле»: А) Митрофанушка, Б) Простакова,

В) Стародум.

6. Повесть Карамзина называется:

А) «Бедная Лиза», Б) «Бедная Маша», В) Несчастная Лиза».

7. Державина и Пушкина сближают произведения:

А) «Памятник», Б) Воспоминания в Царском Селе», «Зимнее утро».

8.Литературная сказка – это жанр:

А) реализма, Б) романтизма, В) сентиментализма.

9. «Светлана» - баллада –

А) Пушкина, Б) Жуковского, В) Лермонтова.

10. О каком литературном направлении В.Г.Белинский сказал: «…мир порываний к бесконечному, мир таинственных видений и созерцаний, мир небесных идеалов,- А) о романтизме, Б) о классицизме, В) о сентиментализме.

11. Кто не был лицейским другом А.С.Пушкина – а) Дельвиг, Б) Малиновский, В) И.С.Тургенев.

12. Какое произведение А.С.Пушкина не относится к южным романтическим поэмам: А) «Медный всадник», Б) «Цыганы», В) Братья – разбойники»?

13. Товарищ! Верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья…- эта фраза из:

А) «Медного всадника», Б) стихотворения «К Чаадаеву», В) стихотворения «Памятник».

14. Не относится к «Повестям Белкина»: А) «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Дубровский».

15. Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…- здесь: А) аллегория, Б) сравнение , В) антитеза.

16. Тема «Станционного смотрителя»: А) трагедия « маленького человека», Б) любовь истинная и ложная, В) отношения между родителями и детьми.

17. Образы Гринева и Швабрина в романе «Капитанская дочка» даны как: А) антитеза, Б) сопоставление, В) взаимодействие одного характера.

18. В «Капитанской дочке» автором наиболее идеализирован образ: А) Пугачева, Б) Маши Мироновой, В) Василисы Егоровны.

19. «Песня про купца Калашникова» - произведение: А) лироэпическое, Б) эпическое, В) лирическое.

20. «Не сияет на небе солнце…»- продолжите постоянным эпитетом: А) славное, Б) ясное, В) красное.

21. Причина несостоявшейся любви и счастья героев в повести И.С.Тургенева «Ася»: А) душевная слабость, малодушие героя, Б) скверный характер героини, В) ревность Гагина.

22. Авторская позиция в повести «Ася» выражена: А) прямо, в непосредственном авторском повествовании, Б) в авторском послесловии, В) скрыто.

23. «Служили они в какой-то регистратуре; там родились, воспитались, состарились, следовательно, ничего не понимали»- это: А) гипербола, Б) абсурд, В) метафора.

24. Предыдущие слова взяты из произведения: А) Салтыкова-Щедрина, Б) Гоголя, В) Достоевского.

25. Период начала 20 века в искусстве называют: а) «золотой век», Б) «серебряный век», В) «бронзовая эпоха».

27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!