СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по литературе для 10 класса по учебнику Курдюмовой Т.Ф.

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе»




Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии

  • с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения), в котором указаны нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;

  • с примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (X-XI классы), созданной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, детализирующей и раскрывающей содержание стандарта, определяющей общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом;

  • с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования; в X классе выделяется 105 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю), из которых региональный компонент -8 учебных часов;

  • с программой по дисциплине «Литература» для 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, определяющей основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения;

  • с приказом минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

  • с расписанием уроков на 2016-2017 учебный год;

  • с производственными календарями на 2016, 2017 годы.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих компетентностей.

Общекультурная литературная компетентность - эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений; понимание литературы как неотъемлемой части родной и мировой культуры; осознание социокультурной значимости литературы в обществе, значения и специфики художественного слова; знание литературных произведений, обязательных для изучения, основных фактов жизни и творчества выдающихся писателей; понимание авторского замысла; способность к самообразованию в сфере литературы; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.

Ценностно-мировоззренческая компетентность - сформированность гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего единства разных систем ценностей, отраженных в литературе; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре; удовлетворение духовных запросов учащихся, обусловленных психологическими особенностями старшего подросткового и юношеского возраста, нахождение ими в изучаемых литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.

Читательская компетентность - способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне; сформированность собственного круга чтения; способность вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях; к сопереживанию с героями литературных произведений.

Речевая компетентность - свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей:

Первая часть - литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения.

Вторая - основные историко-литературные сведения.

Третья - основные теоретико-литературные понятия.

Четвертая - основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий.










Содержание учебного предмета «Литература» в 10 классе


№№

Компетентности

Базовый уровень

Повышенный уровень

Знать

Уметь

1.

Общекультурная


Литература - неотъемлемая часть родной и мировой культуры.

Социально-культурную значимость литературы в обществе, значение и специфику художественного слова.

Литературные произведения, обязательные для изучения, основные факты жизни и творчества выдающихся писателей.

Основные закономерности историко-литературного процесса, черты литературных направлений.

Теоретико- литературные понятия.

Эмоционально воспринимать и глубоко осмыслять литературные произведения.

Понимать авторский замысел.

Самообразовываться в сфере литературы.

Определять необходимый источник знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.

Воспроизводить конкретное содержание литературного произведения, определять его тематику и проблематику.

Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой.

Связывать литературную классику со временем написания и с современностью.

Выявлять «сквозные темы» русской литературы.

Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом).

Знать литературные произведения, необязательные для изучения

Дополнительные факты жизни и творчества выдающихся писателей.

Закономерности историко-литературного процесса


2.

Ценностно-мировоззренческая


Духовно-нравственные ценности, отражённые в литературе.

Роль литературы в саморазвитии и самореализации духовного мира человека, в достижении гармонических отношений индивидуума и окружающего мира.

Видеть мир с позиций гуманизма.

Утверждать и отстаивать духовно-нравственные ценности.

Критически мыслить.

Находить в художественной литературе ответы на волнующие юношей и девушек актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.

Выявлять ключевые проблемы русской литературы, раскрывать их нравственный смысл.

Особенности видения мира выдающимися писателями.

3.

Читательская


Круг обязательного чтения, содержание художественных произведений русской литературы XIX-XX веков, отдельных произведений зарубежной литературы и литературы народов России.


Творчески читать литературное произведение.

Вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощёнными в произведениях.

Сопереживать героям литературных произведений.

Определять род и жанр произведения.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия.

Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Творчески использовать аналитический пересказ.

Расширение круга чтения.

4.

Речевая


Основные виды речевой деятельности.

Нормы русского литературного языка.

Активизировать речевую деятельность.

Использовать специфику языка изящной словесности.

Использовать в речевой практике функциональные стили, сведения по истории и теории литературы при анализе и оценке художественного произведения, его проблематики, системы образов, особенностей композиции, изобразительно-выразительных средств языка.

Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть.

Давать устную или письменную аргументированную оценку изученному в классе или самостоятельно прочитанному литературному произведению, а также инсценировке, экранизации.

Аргументированно формулировать в устных и письменных высказываниях свою позицию, отстаивать её, участвуя в диалоге или дискуссии.

Составлять конспекты, планы, тезисы статей на литературные, научные и публицистические темы.

Писать рецензии на самостоятельно прочитанное произведение, сочинения на литературные и свободные темы.

Совершенствование навыков устной и письменной речи.







Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Дата урока

Раздел учебной программы, тема урока

Теория

литературы

Основные виды учебной

деятельности

Домашнее задание

Виды контроля



план

факт






1.



Введение (3 ч.)

Русская история и русская литература XIX века


Составление тезисного плана.

Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану.



  1. 2.



Классицизм, сентиментализм. Русская литература первой половины XIX века (20 ч.+4 р. р.)

Творчество писателей конца 18-начала 19 веков. Обзорное знакомство

Реализм и его становление.

Беседа. Составление тезисного плана.

Стр. 8-22. Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану. Выучить стихотворение наизусть.



  1. 3



А. С. Пушкин (10 ч.+2 р. р.)

Жизненный и творческий путь. Места, связанные с пребыванием Пушкина на Дону. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества.



Монолог на учебную тему. Игра «Пушкинская азбука». Стихотворение наизусть.

Стр. 23-35.

Р. к. № 1


  1. 4



Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Вольнолюбивая и философская поэзия.


Выразительное чтение. Анализ стихотворений.

Стр. 35-49. Выучить стихотворение наизусть.



  1. 5



Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.


Выразительное чтение. Анализ лирического текста по плану.

Подготовиться к диалогу на учебную тему. Выучить стихотворение наизусть.



  1. 6



Любовная лирика. Совершенство пушкинского стиха. Тема природы в лирике поэта. Художественные открытия А. С. Пушкина.


Стихотворение наизусть. Выразительное чтение. Составление тестовых заданий по теме «Лирика А. С. Пушкина».




  1. 7



Тест по теме «Лирика А. С. Пушкина».


Выполнение тестовых заданий.

Не дано.

Т. № 1


  1. 8



А. С. Пушкин. «Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека.


Беседа. Выразительное чтение.

Стр. 55-61. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме. Подготовиться к инсценировке эпизодов трагедии.



  1. 9



А. С. Пушкин. «Борис Годунов». Проблема народа и власти в трагедии. Царь Борис. Его противники и приспешники.


Беседа. Инсценировка эпизодов трагедии. Беседа.

Стр. 49-54. Составить сложный план характеристики героев.



  1. 10



Развитие реализма в творчестве А. С. Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

Народность литературы.

Диалог на учебную тему.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.


  1. 11



Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству А. С. Пушкина.


Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

С. № 1

  1. 12



Р. р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина


Аудиторное сочинение.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.


  1. 13



Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.



Беседа.

Поработать над ошибками.


  1. 14



М. Ю. Лермонтов (6 ч.+2 р. р.)

Своеобразие художественного мира поэта, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Р. к. Казачья тема в стихотворениях «Атаман», «Черкесы», «Казачья колыбельная».


Доклад. План раскрытия темы.

Стр. 62-72. Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану.

Р. к. № 2

  1. 15



Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.

Диалог на учебную тему. Анализ лирического текста.

Стр. 72-84. Выучить стихотворение наизусть.


  1. 16



Тема родины в лирике поэта.


Стихотворение наизусть. Выразительное чтение. Анализ лирического текста.

Выучить стихотворение наизусть.


  1. 17



Тема поэта и поэзии.


Стихотворение наизусть. Выразительное чтение. Анализ лирического текста.



  1. 18



Р. р. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова


Аудиторное сочинение.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.



  1. 19



Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.



Беседа.

Поработать над ошибками.


  1. 20



«Эпоха Гоголя» (3 ч.+2 р. р.)

Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя


Доклад. План раскрытия темы.

Стр. 84-94. Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану.



  1. 21



Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.

Образ автора в произведении.

Диалог по составленному плану. Краткий художественный пересказ. Анализ эпизодов художественного произведения.

Стр. 94-99. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.


22.



Р. р. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя.


Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение. Индивидуальное задание: подготовить доклад.

С. № 2

  1. 23.



Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.


Ответы на вопросы одноклассников. Беседа.

Поработать над ошибками.


  1. 24.



Русская литература второй половины XIX века (50 ч.+16 р. р.)

Богатство проблематики и широта тематики. Традиции и новаторство.


Монолог на учебную тему. Составление тезисного плана.

Стр. 102-110. Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану. Индивидуальное задание: подготовить доклад. Подготовиться к инсценировке эпизодов пьесы.


  1. 25.



А. Н. Островский (5 ч.+4 р. р.)

Жизнь и творчество драматурга.


Монолог на учебную тему. Доклад. Беседа.

Стр. 111-120.


  1. 26.



Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.


Беседа. Инсценировка эпизодов пьесы.

Стр. 120-134. Групповые задания: составить сложный план характеристики героев.


  1. 27.



Город Калинов и его обитатели. Д. I-IV


Выступление по группам. Беседа.

Стр. 134-137. Конспект статьи Н. А. Добролюбова.


  1. 28.



Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Д. ll-v



Диалог на учебную тему.



  1. 29.



Р. р. Подготовка к сочинению по пьесе А. Н. Островского «Гроза».


Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу.


  1. 30.



Р. р. Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза».


Аудиторное сочинение.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

С.№ 3

  1. 31.



Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.


Ответы на вопросы одноклассников. Беседа.

Поработать над ошибками.


  1. 32.



И. А. Гончаров (6 ч.)

Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова (1812-1891 гг.)


Доклад. Составление плана статьи.

Стр. 138-147. Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану.


  1. 33.



Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина»

Нарицательные образы – герои художественных произведений.

Монолог на учебную тему. Сравнительная характеристика героев романа.

Стр. 147-158.


  1. 34.



Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»


Выразительное чтение. Анализ эпизодов романа. Характеристика героинь романа.

Сопоставить роман и художественный фильм «Несколько дней из жизни Обломова».


  1. 35.



Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов»


Беседа. Комментированное чтение.

Стр. 158-161. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.


  1. 36.



Историко-философский смысл романа «Обломов»


Ответы на вопросы одноклассников. Составление тезисного плана статьи Н. А. Добролюбова. Составление тестовых заданий по теме «И. А. Гончаров».



  1. 37.



Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова


Выполнение тестовых заданий.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

Т. № 2

  1. 38.



Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Ф. И. Тютчев (2 ч.) Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы


Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Доклад. Выразительное чтение.

Стр. 192-196. Выучить стихотворение наизусть.


  1. 39.



Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Философская лирика Тютчева


Стихотворение наизусть. Анализ лирического текста.

Стр. 196-206, 206-207. Индивидуальное задание: подготовить доклад.


  1. 40.



А. А. Фет (2 ч.)

Этапы биографии и творчества А. А. Фета Основные мотивы творчества А. А. Фета

Теория «чистого искусства».

Доклад. Беседа. Выразительное чтение.

Стр. 208-225. Выучить стихотворение наизусть.


  1. 41.



Проверочная работа.

Анализ стихотворений А. Фета (2 стихотворения на выбор)


Стихотворение наизусть. Анализ лирического текста.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.


  1. 42.



А. К. Толстой (2 ч.)

Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира поэта.


Доклад. Выразительное чтение.

Стр. 226-287.


  1. 43.



Ведущие темы в лирике А. К. Толстого. Взгляд на русскую историю. Влияние романтической и фольклорной традиции на поэзию А. К. Толстого.

Влияние фольклора на лирику XIX века.

Ответы на вопросы одноклассников.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.


  1. 44.



Н. А. Некрасов (3 ч.)

Биографическая и творческая справка о Н. А. Некрасове (1821-1878). Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. Горькая доля народа пореформенной России

Народность творчества.

Доклад. План раскрытия темы.

Стр. 238-245, 245-255. Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану.


  1. 45.



Душа народа русского в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках


Диалог на учебную тему. Беседа.

Стр. 255-267. Групповые задания: составить план характеристики героев.


  1. 46.



Проверочная работа


Выполнение тестовых заданий.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

Т. № 3

  1. 47.



И. С. Тургенев (7 ч.+4 р. р.)

Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева (1818-1883)

Философские позиции автора и героев романа.

Доклад. Беседа.

Стр. 162-172. Подготовить монолог на учебную тему.


  1. 48.



Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети».

Общественная атмосфера и ее отражение в романе

Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

Монолог на учебную тему. Беседа.

Стр. 172-188.


  1. 49.



Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (гл. 5-11)


Характеристика героев. Беседа. Анализ эпизодов романа.

Ответить на проблемный вопрос.


  1. 50.



Базаров и Одинцова (гл. 13-19, 25-27)


Возможность неоднозначной трактовки образов. Роль пейзажа и художественной детали в романе.

С. 82– 84, перечитать главу 27 и эпилог, ответить на вопросы


  1. 51.



«Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой»


Дискуссия. Комментированное чтение.

Стр. 188-191. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.



  1. 52.



Базаров и его родители


Ответы на вопросы одноклассников. Составление тезисного плана статей.

Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану.



  1. 53.



Базаров — нигилист


Диалог на учебную тему.

Выбрать тему сочинения, продумать иллюстративный материал.



  1. 54.



Е. В. Базаров перед лицом смерти


Диалог на учебную тему.

Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану.



  1. 55.



Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева.


Письменный ответ на один из выбранных вопросов.

Не дано.


  1. 56.



Н. Г. Чернышевский (1 ч.)

«Что делать?» (обзор). Эстетическая теория писателя. Роль романа в литературном процессе 60-70-х годов XIX века. Идеологические, этические, эстетические проблемы в произведении.

Отражение жизненных коллизий в литературе.

Беседа.

Стр. 270-277. Индивидуальное задание: подготовить доклад.



  1. 57.



Н. С. Лесков (4 ч.)

Художественный мир произведений Н. С. Лескова

Сказ в творчестве Лескова.

Доклад. Беседа.

Стр. 278-287.



  1. 58.



«Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.


Беседа. Выразительное чтение. Анализ эпизодов художественного произведения. Составление тестовых заданий по теме «Н. С. Лесков».

Стр. 287-296, 296-298. Выполнить составленные тестовые задания.



  1. 59.



Тест по теме «Н. С. Лесков».


Выполнение тестовых заданий.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.

Т. № 4


  1. 60.



Работа над ошибками, допущенными в тесте.

М. Е. Салтыков-Щедрин (4 ч.)

«Я писатель, в этом мое признание». Этапы биографии и творчества

М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художественный мир писателя

Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

Доклад. Беседа. План раскрытия темы.

Стр. 300-314.



  1. 61.



«История одного города» как сатирическое произведение


Беседа. Комментированное чтение. Характеристика героев.

Стр. 314-323. Подготовиться к диалогу на учебную тему по составленному плану. Систематизировать наблюдения над произведением при помощи сложного плана.



  1. 62.





Сатира в европейской литературе ХIХ века. У. Теккерей. «Ярмарка
тщеславия»

Подготовиться

к дискуссии по вопросам



  1. 63.



Ф. М. Достоевский (7 ч.+4 р. р.)

Ф. М. Достоевский (1821-1881). Этапы биографии и творчества

Философская и идейно-нравственная проблематика. Психологизм. Полифонизм романов Достоевского.

Доклад. Беседа.

Стр. 326-338.


  1. 64.



Роман «Преступление и наказание».

В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»


Беседа. Характеристика героев. Комментированное чтение.

Стр. 338-356. Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.


  1. 65.



«Потрясенный, выбитый из колеи герой»

или Раскольников среди униженных и оскорбленных».


Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя

Вопросы для беседы.


  1. 66.



Преступление Раскольникова


Христианская концепция
Достоевского. Значение деталей в романе (символы крови, креста, воскресения). Критическая полемика вокруг романа.

Читать роман, устно ответить на вопросы
(использовать цитаты)


  1. 67.



Раскольников и «сильные мира сего»


Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя

Читать роман (ч. III). Индивидуалистический бунт
Раскольникова.


  1. 68.



«Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»


Христианская концепция
Достоевского. Значение деталей в романе
(символы крови, креста, воскресения). Критическая полемика вокруг романа

История жизни Раскольникова
Перечитать: ч. III, гл. 5; ч. VI, гл. 2; ч. VI, гл. 5–6


  1. 69.



Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой


Творчество

Ф. М. Достоевского и европейская литература

Р/р. Домашнее сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского


  1. 70.



Воскрешение человека в Раскольникове через любовь



Ответы на вопросы одноклассников. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Выбрать тему сочинения, продумать иллюстративный материал.



  1. 72.



Р. р. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».


Аудиторное сочинение.

Не дано.

С. № 4

  1. 73.



Л. Н. Толстой (12 ч.+4 р. р.)

По страницам великой жизни.

Л. Н. Толстой — человек, мыслитель, писатель


Доклад. План раскрытия темы.

Стр. 257-369.

Р. к. № 3

  1. 74.



Роман «Война и мир» — роман-эпопея: проблематика, образы, жанр

Роман-эпопея.

Беседа с элементами лекции. Комментированное чтение.

Стр. 369-387. Выучить отрывок наизусть.


  1. 75.



Эпизод «Вечер в салоне Шерер.

Петербург. Июль 1805 г.» (т. I, ч. 1, гл. 1-6, 12-13, 18-25)


Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого
характера

Читать том I, часть I, индивидуальные сообщения


  1. 76.



Именины у Ростовых. Лысые горы


Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого
характера.

Сформулировать для одноклассников вопросы по теме.


  1. 77.



Изображение войны 1805-1807 гг. (т. I)


Чтение отрывка из романа наизусть. Выразительное чтение. Анализ эпизодов романа. Характеристика героев.

Чтение 2 тома. Анализ сцен партизанской войны


  1. 78.



Поиск плодотворной общественной деятельности

П. Безухова и А. Болконского (т. II, ч. 1-3)


Ответы на вопросы одноклассников. Характеристика героев. Выразительное чтение. Анализ эпизодов романа.

Стр. 387-395. Подготовить план сравнительной характеристики героев.


  1. 79.



Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа


Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого

характера

Чтение Ш тома. Анализ сцен партизанской войны


  1. 80.



Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе (т. III)


Беседа с элементами лекции. Комментированное чтение.

Вопросы для беседы.


  1. 81.



Изображение войны 1812 года


Выразительное чтение. Анализ эпизодов романа.

Выучить отрывок наизусть.


  1. 82.



Кутузов и Наполеон в романе


Выразительное чтение. Анализ эпизодов романа.

ЧтениеIV тома. Анализ сцен партизанской войны


  1. 83.



Простой народ как ведущая сила

исторических событий и источник настоящих норм морали


Беседа с элементами лекции. Комментированное чтение.

Вопросы для беседы.


  1. 84.



Образ Наташи Ростовой


Диалог на литературную тему.

Сопоставить изображение войны 1812 года в произведениях разных авторов.


  1. 85.



Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова


Диалог на литературную тему.

Вопросы для беседы.



  1. 86.



Семья в романе «Война и мир»


. Диалог на литературную тему.

.



87.



Р. р. Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».


Аудиторное сочинение. Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Не дано.

С. № 5


88.



Р. р. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.


Беседа.

Поработать над ошибками. Индивидуальное задание: подготовить доклад.



89.



А. П. Чехов (6 ч.+3 р. р.)

. Общественно-политическая жизнь России

в 80-90-е годы ХIХ века и ее отражение в литературе. Этапы биографии и творчества А. П. Чехова


Доклад. Беседа.

Стр. 397-410.

Р. к. № 4


90.



Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад»

Своеобразие стиля Чехова.

Беседа с элементами лекции. Комментированное чтение.

Подготовиться к инсценировке пьесы.

Р. к. № 5


91.



Своеобразие конфликта в чеховской драме.

Два сюжета пьесы «Вишневый сад»

Лирическая комедия.

Диалог. Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

Стр. 417-432.

Р. к. № 6


92.



. «Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога


Составление плана характеристики героев.

Сформулировать для одноклассников вопросы по учебной теме.

Р. к. № 7


93.



Система образов и главный образ пьесы


Ответы на вопросы одноклассников. Инсценировка эпизодов пьесы.

Групповые задания: характеристика персонажей пьесы по плану.

Р. к. № 8


94.



Р. р. Сочинение по творчеству А. П. Чехова.


Составление плана сочинения. Подбор цитат по заданным темам. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Создать собственный письменный текст по плану, отредактировать работу. Написать сочинение.

С. № 6


95.



Зарубежная литература XIX века (9 ч.+1 р. р.)

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества наиболее ярких писателей этой эпохи.


Составление тезисного плана.

Подготовить монолог на учебную тему по составленному плану.



95.



Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) и его трагедия «Фауст»


Монолог на учебную тему. Беседа.

Поработать над ошибками. Индивидуальное задание: подготовить доклад.



96



Э. Т. А. Гофман. «Серапионовы братья». Связь реального и фантастического в романтических произведениях Гофмана. «Двоемерие» в отражении действительности.


Доклад. Беседа. Краткий пересказ художественного произведения.

Индивидуальное задание: подготовить доклад



97



Ч. Диккенс. «Записки Пиквикского клуба». История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста.


Доклад. Беседа. Комментированное чтение.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.



98



Оноре де Бальзак (1799-1850). Повесть «Гобсек». Изображение

губительной силы и власти денег


Доклад. Беседа. Анализ эпизодов художественного произведения.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.



99



В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Главные герои: Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. Народ в романе. Образ собора и его роль в романе.


Доклад. Краткий пересказ художественного произведения. Составление плана характеристики героев.

Индивидуальное задание: подготовить доклад



100



Э. А. По. «Золотой жук». Динамичность сюжета. Острая характерность облика и поведения героев.


Диалог на учебную тему. Доклад. Выразительное чтение.

Индивидуальное задание: подготовить доклад.



101.



Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.


Доклад. Краткий пересказ художественного произведения. Характеристика героев.

Индивидуальное задание: подготовить доклады.



102.



Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.

Социально-психологическая драма.

Доклад. Беседа. Выразительное чтение.

Не дано.



103.



Итоговая контрольная работа.




Т. № 5


104.



Литература Донского края.






105.



Список литературы для летнего чтения.


Компьютерная презентация «Что читать летом?».








Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

I. Печатные пособия

1) Основная литература

  1. Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013.

  2. Программа по литературе (донской региональный компонент) для V-XI классов. - Ростов-на-Дону, 1998. Авторы: Р. Б. Небратенко, зам. директора по НМР СШ №81 (V-XI классы), Г. Ф. Саенко, методист-референт РО ИПК и ПРО (IX-XI классы), В. Д. Яцык, методист НМЦО (V-VIII классы). Консультант Г. Ф. Саенко, методист-референт РО ИПК и ПРО. Редактор Э. К. Колосова, методист НМЦО.

  3. Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.

  4. Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Леонов С. А. Литература: 10 класс: методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.

  5. Программа для общеобразовательных учреждений (5-11 классы). / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010.

  6. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений «Донской региональный компонент». - Методический центр образования города Ростов-на-Дону, 2007.

2) Дополнительная литература

  1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М., 1994.

  2. Андроников И. Л. Лермонтов: Исследования и находки. - М.; Л., 1964.

  3. Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. - М., 1984.

  4. Анненков П. В. Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.

  5. Афанасьев В. В. Жуковский. - М., 1986.

  6. Батюто А. И. Тургенев-романист. - Л., 1972.

  7. Белинский В. Г. Статьи о Гоголе // Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. - М., 1983.

  8. Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове // Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. - М., 1983.

  9. Белов С. В. Роман Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. - М., 1985.

  10. Бердников Г. П. Чехов. - М., 1978. - ( Серия «Жизнь замечательных людей»).

  11. Бессараб М. Я. Жуковский. Книга о поэте. – М., 1975.

  12. Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе. - М., 1986.

  13. Благой Д. Д. Душа в заветной лире. - М., 1977.

  14. Бонди С. М. О Пушкине. - М., 1983.

  15. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. - М., 1974.

  16. Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». - М., 1978.

  17. Бухштаб Б. Я. Сказки Салтыкова-Щедрина. - Л., 1962.

  18. Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. - Л., 1987.

  19. Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. - Пг., 1918.

  20. Воропаев В. А. Н. В. Гоголь: Жизнь и творчество. - М.,1998.

  21. Герштейн Э. Судьба Лермонтова. - М., 1986.

  22. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.

  23. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. - М.; Л., 1959.

  24. Дружинин А. В. Стихотворения Н. Некрасова. - В кн.: Дружинин А. В. Литературная критика. - М., 1983.

  25. Корман Б. О. Лирика Некрасова. - Ижевск, 1978.

  26. Коровин В. И. Творческий путь Лермонтова. - М., 1973.

  27. Краснощёкова Е. А. Роман И. А. Гончарова «Обломов». - М., 1966.

  28. Лакшин В. Я. Островский. - М., 1982.

  29. Лебедев Ю. В. Тургенев. - М., 1990. - (Серия «Жизнь замечательных людей».)

  30. Лесков А. Жизнь Николая Лескова. - М., 1984.

  31. Лобанов М. П. Островский. - М., 1989. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).

  32. Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. - М., 1985.

  33. Лощиц Ю. М. Гончаров. - М., 1977. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).

  34. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. - Л., 1983.

  35. Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. - Л., 1975.

  36. Маймин Е. А. Пушкин: Жизнь и творчество. - М.,1981.

  37. Макогоненко Г. М. Творчество Пушкина в 1833-1836 гг. - М.,1974.

  38. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. - М., 1964.

  39. Машинский С. А. Художественный мир Гоголя. - М., 1971.

  40. Михайлова Е. Проза Лермонтова. - М., 1957.

  41. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: Над строками духовной биографии Пушкина. - М., 1987.

  42. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. - М., 1977.

  43. Прозоров В. В. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. - Л., 1963.

  44. Пустовой П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. - М., 1991.

  45. Семанова М. Л. Чехов-художник. - М., 1976.

  46. Семенко И. М. Жизнь и творчество Жуковского. - М., 1976.

  47. Скатов Н. Н. Русский гений. - М., 1987.

  48. Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н. А. Некрасова. - М., 1985.

  49. Сквозников В. Д. Лирика Пушкина. - М., 1975.

  50. Турков А. М. Салтыков-Щедрин. - М., 1981. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).

  51. Храпченко М. Б. Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя. - М., 1981.

  52. Турков А. М. Чехов и его время. - М., 1987.

  53. Щеблыкин И. П. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М., 1995.

II. Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр «Panasonic».

III. Демонстрационные пособия

  1. Художественный фильм по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».

  2. Художественный фильм по роману И. А. Гончарова «Обломов».

  3. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

  4. Художественный фильм по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!