с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения), в котором указаны нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;
с примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (X-XI классы), созданной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, детализирующей и раскрывающей содержание стандарта, определяющей общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом;
с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования; в X классе выделяется 105 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю), из которых региональный компонент -8 учебных часов;
с программой по дисциплине «Литература» для 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, определяющей основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения;
с приказом минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
с расписанием уроков на 2016-2017 учебный год;
с производственными календарями на 2016, 2017 годы.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих компетентностей.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей:
№№ | Компетентности | Базовый уровень | Повышенный уровень |
Знать | Уметь |
1. | Общекультурная | Литература - неотъемлемая часть родной и мировой культуры. Социально-культурную значимость литературы в обществе, значение и специфику художественного слова. Литературные произведения, обязательные для изучения, основные факты жизни и творчества выдающихся писателей. Основные закономерности историко-литературного процесса, черты литературных направлений. Теоретико- литературные понятия. | Эмоционально воспринимать и глубоко осмыслять литературные произведения. Понимать авторский замысел. Самообразовываться в сфере литературы. Определять необходимый источник знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет. Воспроизводить конкретное содержание литературного произведения, определять его тематику и проблематику. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой. Связывать литературную классику со временем написания и с современностью. Выявлять «сквозные темы» русской литературы. Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом). | Знать литературные произведения, необязательные для изучения Дополнительные факты жизни и творчества выдающихся писателей. Закономерности историко-литературного процесса |
2. | Ценностно-мировоззренческая | Духовно-нравственные ценности, отражённые в литературе. Роль литературы в саморазвитии и самореализации духовного мира человека, в достижении гармонических отношений индивидуума и окружающего мира. | Видеть мир с позиций гуманизма. Утверждать и отстаивать духовно-нравственные ценности. Критически мыслить. Находить в художественной литературе ответы на волнующие юношей и девушек актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы. Выявлять ключевые проблемы русской литературы, раскрывать их нравственный смысл. | Особенности видения мира выдающимися писателями. |
3. | Читательская | Круг обязательного чтения, содержание художественных произведений русской литературы XIX-XX веков, отдельных произведений зарубежной литературы и литературы народов России. | Творчески читать литературное произведение. Вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощёнными в произведениях. Сопереживать героям литературных произведений. Определять род и жанр произведения. Определять авторское отношение к изображаемому. Давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия. Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Творчески использовать аналитический пересказ. | Расширение круга чтения. |
4. | Речевая | Основные виды речевой деятельности. Нормы русского литературного языка. | Активизировать речевую деятельность. Использовать специфику языка изящной словесности. Использовать в речевой практике функциональные стили, сведения по истории и теории литературы при анализе и оценке художественного произведения, его проблематики, системы образов, особенностей композиции, изобразительно-выразительных средств языка. Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть. Давать устную или письменную аргументированную оценку изученному в классе или самостоятельно прочитанному литературному произведению, а также инсценировке, экранизации. Аргументированно формулировать в устных и письменных высказываниях свою позицию, отстаивать её, участвуя в диалоге или дискуссии. Составлять конспекты, планы, тезисы статей на литературные, научные и публицистические темы. Писать рецензии на самостоятельно прочитанное произведение, сочинения на литературные и свободные темы. | Совершенствование навыков устной и письменной речи. |
Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М., 1994.
Андроников И. Л. Лермонтов: Исследования и находки. - М.; Л., 1964.
Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. - М., 1984.
Анненков П. В. Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.
Афанасьев В. В. Жуковский. - М., 1986.
Батюто А. И. Тургенев-романист. - Л., 1972.
Белинский В. Г. Статьи о Гоголе // Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. - М., 1983.
Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове // Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. - М., 1983.
Белов С. В. Роман Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. - М., 1985.
Бердников Г. П. Чехов. - М., 1978. - ( Серия «Жизнь замечательных людей»).
Бессараб М. Я. Жуковский. Книга о поэте. – М., 1975.
Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе. - М., 1986.
Благой Д. Д. Душа в заветной лире. - М., 1977.
Бонди С. М. О Пушкине. - М., 1983.
Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. - М., 1974.
Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». - М., 1978.
Бухштаб Б. Я. Сказки Салтыкова-Щедрина. - Л., 1962.
Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. - Л., 1987.
Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. - Пг., 1918.
Воропаев В. А. Н. В. Гоголь: Жизнь и творчество. - М.,1998.
Герштейн Э. Судьба Лермонтова. - М., 1986.
Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.
Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. - М.; Л., 1959.
Дружинин А. В. Стихотворения Н. Некрасова. - В кн.: Дружинин А. В. Литературная критика. - М., 1983.
Корман Б. О. Лирика Некрасова. - Ижевск, 1978.
Коровин В. И. Творческий путь Лермонтова. - М., 1973.
Краснощёкова Е. А. Роман И. А. Гончарова «Обломов». - М., 1966.
Лакшин В. Я. Островский. - М., 1982.
Лебедев Ю. В. Тургенев. - М., 1990. - (Серия «Жизнь замечательных людей».)
Лесков А. Жизнь Николая Лескова. - М., 1984.
Лобанов М. П. Островский. - М., 1989. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).
Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. - М., 1985.
Лощиц Ю. М. Гончаров. - М., 1977. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).
Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. - Л., 1983.
Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. - Л., 1975.
Маймин Е. А. Пушкин: Жизнь и творчество. - М.,1981.
Макогоненко Г. М. Творчество Пушкина в 1833-1836 гг. - М.,1974.
Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. - М., 1964.
Машинский С. А. Художественный мир Гоголя. - М., 1971.
Михайлова Е. Проза Лермонтова. - М., 1957.
Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: Над строками духовной биографии Пушкина. - М., 1987.
Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. - М., 1977.
Прозоров В. В. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. - Л., 1963.
Пустовой П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. - М., 1991.
Семанова М. Л. Чехов-художник. - М., 1976.
Семенко И. М. Жизнь и творчество Жуковского. - М., 1976.
Скатов Н. Н. Русский гений. - М., 1987.
Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н. А. Некрасова. - М., 1985.
Сквозников В. Д. Лирика Пушкина. - М., 1975.
Турков А. М. Салтыков-Щедрин. - М., 1981. - (Серия «Жизнь замечательных людей»).
Храпченко М. Б. Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя. - М., 1981.
Турков А. М. Чехов и его время. - М., 1987.
Щеблыкин И. П. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М., 1995.