СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по коррекции звукопроизношения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по логопедии для индивидуальных занятий.Расчитанана на детей с ОВЗ 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекции звукопроизношения»


краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 16»







РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания Заместитель директора приказом директора

ШМО учителей начальных по учебно-воспитательной КГКОУ ШИ 16

классов и учителей-логопедов работе от «03» сентября 2018 г. №149-осн.

от «29» августа 2018 г. № 6 ____________О.Н. Гроза

«03» сентября 2018 г.









Рабочая программа

по индивидуальным логопедическим занятиям с обучающимся 7-8 лет, освающими АООП (вариант 1)






Программу разработала:

учитель-логопед Чуркова С. В.




г. Николаевск – на – Амуре, 2018 г.




1. Пояснительная записка

Рабочая программа по «Логопедии» разработана в соответствии с нормативно – правовой базой:

  1. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.

  2. Закона РФ «Об образовании» от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599

  4. Учебного плана КГКОУ ШИ 16 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края на 2018-2019 учебный год.

  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений: 1-4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2012.- сб. 1.

  6. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ16

Цель - Коррегировать дефекты устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Основные задачи программы:

1. Создание условий для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале, исходя из индивидуальной особенности обучающегося.

2. Развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, лексико – грамматического строя речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащение и активирование словарного запаса обучающегося, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития.

4. Создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности обучающегося (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

2.Общая характеристика учебного предмета

Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Нарушения речи у умственно отсталых обучающихся являются очень распространёнными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребёнка, эффективность его обучения.

Нарушения речи у большинства детей, носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушение сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- нарушение чтения;

- нарушение письма.

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть, направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Принципы логопедических занятий:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.


Основными направлениями логопедической работы является:

  • диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

  • диагностика и коррекция лексической стороны речи

  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;

  • коррекция нарушений чтения и письма;

  • расширение представлений об окружающей действительности

  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

  • Консультативная работа

  • Информационно-просветительская работа

Диагностическая работа включает:

  • своевременное обследование детей (с 1-15 сентября и 15-30 мая).

  • системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • Выбор оптимальных методов и приемов обучения

  • Организация проведения индивидуальных и подгрупповых коррекционно - развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.

Консультативная работа включает:

  • Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.


Информационно-просветительская работа включает:

  • Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся, их родителям( законным представителям), педагогическим работникам,- вопросов связанных с особенностью логопедической работы.

  • Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.

Тип программы - коррекционно-развивающая


Адресат программы - данная программа рассчитана на обучающихся с умственной отсталостью 7- 8 лет.

Продолжительность программы – 1 год

Индивидуальные занятия проходят-2 в неделю

Продолжительность индивидуального занятия – 15-20 минут

Подгрупповые занятия проходят -1раз в неделю

Продолжительность подгруппового занятия – 15-20 минут

Форма реализации - очная (Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст. 17, п.2)


Формы организации деятельности обучающихся:

- подгрупповая

- индивидуальная


Междисциплинарная связь – русский язык, чтение.

Система оценки - программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.


Входная и итоговая диагностика – тестовая методика диагностики устной и письменной речи Т.А. Фотековой (Лого блиц)


Условия необходимые для реализации программы - оборудованный логопедический кабинет, ручки, пластилин, цветные карандаши, тетради, методические пособия, наглядность, прописи.


Для реализации данной программы необходим – логопед, классный руководитель, учитель русского и чтения, психолог, дефектолог, медицинский работник, воспитатель.

Применение технологий:

  • технологию дифференцированного обучения;

  • технологию логопедического обследования;

  • технологию коррекции звукопроизношения;

  • технологию формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;

  • технологию развития лексико-грамматической стороны речи;

  • технологию развития связной речи;

  • технологию коррекции нарушений письма;

  • ИКТ;

  • игровую технологию;

  • здоровьесберегающую технологию;

  • музыкотерапию;

  • сказкотерапию;

  • Су - Джок терапию;

  • песочную терапию


3.Описание места учебного предмета в учебном плане


Индивидуальные занятия с обучающимися 7--8 лет



Предмет

Часов в неделю


I четверть


II четверть

I полугодие

III четверть

IV четверть

II полугодие

Год

логопедия


2

16

16


32

18

18

36

68



Подгрупповые занятия с обучающимися 7-8 лет


Предмет

Часов в неделю


I четверть


II четверть

I полугодие

III четверть

IV четверть

II полугодие

Год

логопедия


1

8

8


16

9

9

18

34



4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения предмета (I-IV класс)


  1. Сформированность уровня мотивации к учебным и воспитательным занятиям в образовательном учреждении;

  2. Выполнение общеорганизационных режимных моментов школы;

  3. Уровень гражданского становления;

  4. Знание краевого компонента, как условия осознания себя в окружающем мире;

  5. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, формирования нравственных ценностей;

  6. Знание основных моральных норм и правил поведения;

  7. Уровень эмоционально – волевого самообладания;

  8. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести;

  9. Способность самостоятельного моделирования собственного поведения;

  10. Развитие коммуникативной деятельности в общении со сверстниками;

  11. Формирование социальных контактов с взрослыми;

  12. Установка на здоровый образ жизни;

  13. Развитие экологической грамотности;

  14. Осознание правил безопасности жизнедеятельности;

  15. Подготовка к семейной жизни;

  16. Формирование навыков самообслуживания, общих трудовых навыков, стремления к общественно – полезному труду;

  17. Развитие эстетического чувства, творческих способностей, умения выделять прекрасное в окружающем мире;

  18. Формирование и развитие навыков самостоятельной досуговой деятельности;

  19. Овладение навыками социально – трудовой адаптации, профориентация и профессиональное самоопределение;

  20. Формирование нормативно – правовой осведомленности и ориентация на знание.

Предметные результаты освоения предмета


1 уровень (к концу 4 класса)

- Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;

-Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

-Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

-Поставлены, автоматизированы иот дифференцированы все звуки;

-Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

-Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение т. д.

Базовые учебные действия


БУД

Действия

Код

Операции

Личностные учебные действия

Л 1. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

Л 1.1

-воспринимать важность учебы

Л 1.2

- проявлять любознательность и интерес к обучению

Л 1.3

- активно участвовать в процессе обучения

Л 2.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Л 2.1

- уметь адекватно использовать принятые социальные ритуалы

Л 2.2

- знать правила поведения в различных ситуациях

Л 2.3

-уметь вступать в контакт

Л 2.4

- обращаться и принимать помощь

Л 3. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

Л 3.1

- понимать ценности нравственных норм

Л 3.2

- соотносить нормы со своими поступками и окружающих людей

Л 3.3

- проявлять доброжелательность по отношению к другим

Л 4.Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

Л 4.1

- уважительно относиться к разнообразию народных традиций

Л 4.2

- выстраивать отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность

Л 4.3

- уважать историю и культуру других народов и стран

Л 5.Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей




Л 5.1

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций

Л 5.2

- осуществлять самоконтроль в процессе деятельности

Л 6.Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе

Л 6.1

- понимать ценности нравственных норм

Л 6.2

- понимать личную ответственность

Л 7. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Л 7.1

- ориентироваться на здоровый и безопасный образ жизни

Л 7.2

- проявлять бережное отношение к результатам своего и чужого труда

Л 7.3

- заниматься спортом

Коммуникативные

учебные действия





К 1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученик- ученик, ученик- класс, учитель – класс)

К 1.1

- вступать в контакт со сверстниками

К 1.2

- вступать в контакт с педагогами

К 1.3

- поддерживать коммуникацию

К 1.4

- уметь задавать вопрос по теме общения

К 1.5

- уметь отвечать на вопросы

К 2.Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

К 2.1

- вступать в диалог

К 2.2

- слушать собеседника

К 2.3

- поддерживать диалог



К 3. Обращаться за помощью и принимать

помощь


К 3.1

- осознавать необходимость получения помощи

К 3.2

- обращаться за помощью к окружающим

К 3.3

- принимать помощь

К 3.4

- использовать помощь

К 4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

К 4.1

- понимать инструкцию

К 4.2

- выполнять инструкцию

К 4.3

- использовать инструкции для выполнения поручений

К 5. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми

К 5.1

- соблюдать субординацию

К 5.2

- использовать разные речевые высказывания с учетом ситуации

К 5.3

- учитывать степень близости собеседника «ребенок» – «взрослый-чужой», «взрослый – родной»



К 6.Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими




К 6.1


- принимать чужое мнение

К 6.2

- настаивать на своей точке зрения

К 6.3

- приводить простые доказательства

К 6.4

- принимать правильную точку зрения

К 6.5

- избегать конфликтных ситуаций




Регулятивные учебные действия




Р 1. Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения

Р 1.1

- поднимать руку.

Р 1.2

- вставать и выходить из за парты и т.д

Р 1.3

- уметь работать в классе

Р 1.4

- уметь сотрудничать

Р 2.Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

Р 2.1

- уметь понимать цель

Р 2.2

- уметь включаться в деятельность

Р 2.3

- уметь следовать предложенному плану

Р 2.4

- уметь работать в общем темпе

Р 3.Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

Р 3.1

- участвовать в деятельности

Р 3.2

- уметь контролировать свои действия

Р 3.3

- уметь оценивать свои действия

Р 3.4

- уметь оценивать действия одноклассников

Р 4.Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

Р 4.1

- адекватно реагировать на замечания, оценку

Р 4.2


- оценивать свои действия с учётом предложенных критериев

Р4.3

- уметь корректировать свою деятельность

Познавательные учебные действия

П 1. Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов

П 1.1

- выделять отличительные свойства

П 1.2

- выделять общие свойства

П 1.3

- выделять существенные, свойства


П 2. Устанавливать видо - родовые отношения предметов

П 2.1

- устанавливать единичные признаки

П 2.2

- устанавливать общие признаки

П 3. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

П 3.1

- сравнивать предметы

П 3.2

- делать простейшие обобщения

П 3.3

- классифицировать на наглядном материале

П 4. Пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями

П 4.1

- пользоваться знаками, символами

П 4.2

- пользоваться знаками, символами с помощью педагога

П 4.3

- уметь обозначать предметы, пользуясь заместителями

П 5.Читать


П 5.1

- читать побуквенно

П 5.2

- читать по слогам

П 5.3

- читать целыми словами

П 5.4

- читать фразами

П 5.5

- осознанно читать

П 5.6

- интонировано читать

П 6.Писать


П 6.1

- списывать с печатного текста

П 6.2

- писать по слуху

П 6.3

- воспроизводить текст по памяти

П 6.4

- применять правила при письме

П 7. Выполнять арифметические действия


П 7.1

- решать примеры в пределах 10

П 7.2

- решать примеры в пределах 20

П 7.3

- решать примеры в пределах 100

П 7.4

- решать простые задачи

П 7.5

- решать составные задачи

П 8. Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности

П 8.1

- наблюдать под руководством взрослого


П 9. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией

П 9.1

- понимать изображение

П 9.2

- понимать текст

П 9.3

- понимать устное высказывание

П 9.4

- понимать элементарное схематическое изображение, таблицу на бумажных и электронных носителях



5.Содержание учебного предмета


Индивидуальные логопедические занятия для обучающихся 7-8 лет



Индивидуальные занятия (являются частью программы) направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.


Подгрупповые логопедические занятия для обучающихся 7-8 лет

Развитие понимания речи

Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. Формировать понимание обобщающего значения слов. Готовить обучающихся к овладению диалогической речью.

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, много), согласовывать числительные с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов т.д.) Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к. Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности \ неодушевленности. Учить навыку использования в речи прилагательных. Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода. Учить понимать и использовать в речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы. Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он поет, они пишут). Учить употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат.), основных цветов(красный, синий, зеленый, черный)

Развитие самостоятельной фразовой речи

Формировать у детей навыки составления простых предложений по модели «Кто? Что делает? Что?». Учить запоминать короткие двустишия и потешки. Формировать навыки ведения диалога, умения выслушивать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос. Формировать умение заканчивать предложение, начатое логопедом. Формировать у учащихся навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она). Учить составлять предложения.

Лексические темы: «Школа», «Части тела», «Геометрические фигуры», «Основные цвета»,

«Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Осень, «Хлеб», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Транспорт», «Дикие и домашние животные», «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Новогодний праздник», «Семья», «Весна», «Наша страна», «Наша столица», «Лето», «Насекомые», «Ягоды», «Игры и развлечения», «Рождество», «Помощь птицам и животным зимой», «Теплая одежда», «Масленница», «Прилет птиц», «Природные явления весны», «Труд людей весной», «Профессии»,

Развитие произносительной стороны речи

Учить различать речевые и неречевые звуки. Учить определять источник звука. Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. Учить вызывать отсутствующие звуки. Автоматизировать поставленные звуки на уровне логов, слов. Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов. Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов (па-па-па) с разным ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пэ).



Индивидуальные занятия


Наименование разделов

Всего часов

В том числе




Теоретических

Практических

1

Обследование

2

2


2

 Подготовка к постановке звуков

10

2

8

3

Постановка звуков

25

4

25

4

Автоматизация звука изолированно и в слогах, словах

19

4

15

5

Автоматизация звука во фразах и предложениях

19

4

15

6

Автоматизация звука в связной речи.

19

4

15

7

Дифференциация звуков

19

4

15

8

Обследование

2

2







Подгрупповые занятия


Наименование разделов

Всего часов

В том числе




Теоретические

Практические

1

 Коррекция Лексико-грамматического строя речи

8


8

2

Развитие фонематического анализа и синтеза.

113



2.1


8

2

6






















6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности



Тематическое планирование индивидуальных занятий

по постановке звука [ш, р, р’]


на обучающегося Белолюбского Станислава




дата

Кол-во часов

Тема занятия

Цели, задачи

Виды работ, речевой материал

Оборудование

кодификаторы

план

факт





1четверть







Логопедическое обследование


1-2

3.09

7.09


2

1.Обследование импрессивной речи. 2.Обследование экспрессив

ной.

3.Обследование связной речи

речи.

4.Обследование словарного запаса. 5.Обследование грамматического строя речи.

6.Обследование слоговой структуры слов.

7.Обследование звукопроизносительной стороны речи.


1.Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм, текста.

2.Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания

3.Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов.

4.Выявить правильность построения грамматической структуры предложения; характер использования падежных форм существительных; правильность употребления рода различных частей речи; форм ед. и мн. числа.

5.Выявить степень владения слоговой структурой.

6.Выявить наличие нарушений звукопроизношений


Комфорт - лого

Протокол обследования по методике Фотековой Т.А.

Диск «Логопедическое обследование»



Л 2.3

К 1.2

К 1.3

К 1.5

К 2.1

К 2.2

К 4.1

К 4.2

П 3.2

П 3.3

П 9.3





План коррекции шипящих звуков [ш]

3

10.09




1

Подготовка к постановке [ш]

1.Укрепить мышцы кончика и передней части спинки языка.

2. Выработать направленную тёплую и широкую воздушную струю. 3.Выработать подъём кончика языка вверх.

4.Отработать “чашечку”

5. Отработать [т,с].

4. Познакомить с работой органов артикуляции при образовании звуков.

5. Развивать мелкую моторику.

1.Артикуляционная гимнастика: “Наказать непослушный язычок”, “Лопатка”,

“Качели”, “Язык перешагивает через зубы”, “ Почистим зубы”, “Пирожок“, “ Горка”, “Грибок”, “Гармошка”, “Вкусное варенье”, “ Чашечка”, “Ковшик”, “Саночки”, “Рупор”.

2. Упражнения для развития воздушной струи: “Загнать мяч в ворота”, “Фокус” с полоской бумаги закрепленной между бровями, свисающей до середины лица .

3. Произношение опорных звуков [т, с].

4.Упражнения на развитие графомоторных навыков.


Картинки-символы упражнений, полоски бумаги, ватные шарики, ворота.

Настенное зеркало, индивидуальные зеркала.

Таблицы “Органы речи”,

Профиль [ш],“Образование звуков”,прописи с прописными буквами.


Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1

4-11

14.09

17.09

21.09

24.09

28.09


1.10

5.10

8.10


8

Постановка [ш]

1.Вызвать правильное произношение [ш] по подражанию от чашечки или с механической помощью от [р] (затормозить вибрацию).

2. Развивать мелкую моторику

1.Артикуляционная гимнастика: “чашечка”.

2. Упражнения для развития воздушной струи: «Загони мяч в ворота»

3.Постановка от артикуляционного уклада. Просим втянуть “чашечку”в рот и подуть на её край.

4. Постановка [ш] от [т]. В момент произнесения [т] просим сильно подуть.

5.Упражнения на развитие графомоторных навыков.


Профиль [ш], зеркала, прописи с прописными буквами, «ворота», вата.


Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1





2 четверть

12-15

12.10

15.10

19.10

22.10



4

Автоматизация [ш] изолировано.

1.Закрепить правильную артикуляцию [ш] , сделать её привычной.

2.Сформировать связь между звуком и буквой.

3.Выработать навык зрительного и слухового контроля над собственным произношением.

4.Развивать диафрагмальное дыхание.

5. Развивать мелкую моторику

1.Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнения для развития воздушной струи: «Бабочка»

3.Многократное произношение [ш]: воспроизведение шипения змеи и т.п.

4.Упражнения на развитие графомоторных навыков.


Зеркала, картинки “Змея ”, “Ветер”.

Буквы Ш разного стиля, прописи с прописными буквами, программа «Волна»

Игра “ Я учу буквы”. Р.М.: Юрова, Цвынтарный, Богомолова, Лопухина 1,

В мире звуков и букв.

Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1

16-17

26.10

29.10


2

Автоматизация [ш] в слогах.

1.Закрепить правильную артикуляцию [ш] , сделать её привычной.

2.Сформировать связь между звуком и буквой.

3.Выработать навык зрительного и слухового контроля над собственным произношением.

4. Развивать мелкую моторику

1.Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнения для развития воздушной струи: «Воздушный шарик»

3.Многократное произношение [ш]: воспроизведение шипения змеи и т.п.

4.Произнесение прямых, обратных, закрытых и со стечением согласных слогов.

5.Произношение слоговых цепочек с нарастающей степенью сложности, эмоционально окрашенных.

6.Упражнения на развитие графомоторных навыков.


Зеркала, картинки “Змея ”, “Ветер”.

Буквы Ш разного стиля, прописи с прописными буквами.

Игра “ Я учу буквы”. Р.М.: Юрова, Цвынтарный, Богомолова, Лопухина 1,

В мире звуков и букв.

Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1





2 четверть

1-3

9.11

12.11

16.11


3

Автоматизация [ш] в слогах.

1.Закрепить правильную артикуляцию [ш] , сделать её привычной.

2.Сформировать связь между звуком и буквой.

3.Выработать навык зрительного и слухового контроля над собственным произношением.

4. Развивать мелкую моторику


1.Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнения для развития воздушной струи: «Воздушный шарик»

3.Многократное произношение [ш]: воспроизведение шипения змеи и т.п.

4.Произнесение прямых, обратных, закрытых и со стечением согласных слогов.

5.Произношение слоговых цепочек с нарастающей степенью сложности, эмоционально окрашенных.

6.Упражнения на развитие графомоторных навыков.


Зеркала, картинки “Змея ”, “Ветер”.

Буквы Ш разного стиля, прописи с прописными буквами.

Игра “ Я учу буквы”. Р.М.: Юрова, Цвынтарный, Богомолова, Лопухина 1,

В мире звуков и букв.

Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1

4-7

19.11

23.11

26.11

30.11


4

Автоматизация [ш] в словах.

1.Закрепить правильную артикуляцию [ш] в словах.

2.Выработать навык сначала зрительного и слухового самоконтроля за произношением, затем только слухового.

3. Развивать диафрагмальное дыхание

4. Развивать мелкую моторику

1.Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнения для развития воздушной струи: «Бабочка»

3.Игры с мячом, называние слов по картинкам, вслед за логопедом и самостоятельно.

4.Звуковой анализ слов

5.Упражнения на развитие графомоторных навыков.

Конверты с наглядностью к упражнениям,

игры, картинки,

зеркала, загадки, прописи с

написанием элементов букв, программа «Волна» Р.М.: Фомичева, Юрова, Лопухина 1 , , Думай, говори и др.

Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1





3 четверть

1-4

3.12

7.12

10.12

14.12



4

Автоматизация [ш] во фразах и предложениях.










1.Закрепить [ш] в готовых и самостоятельно составленных предложениях.

2.Выработать навыки слухового и кинетического самоконтроля за своим произношением.

3. Формировать навыки языкового анализа.

1.Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнения для развития воздушной струи: «Загони мяч в ворота»

3.Повторение предложений, чтение надписей под картинками.

4.Составление предложений по картинкам, по опорным словам.

5.Анализ предложений на слова.

6.Повторение поговорок и объяснение их смысла.

7.Отработка скороговорок.

8.Упражнения на развитие графомоторных навыков.


Картинки для составления предложений, схемы предложений, прописи с

написанием элементов букв, «ворота», вата.

Альбом “Думай-говори”.

Игры: ”Вертолина”, “Рыб­ки”, “Рифмы и нериф­муш­ки”. Разрезные скороговорки. Р.М.: Юрова, Лопухина 1, , Успенские 1, Ефименкова, конспект, Лого­педи­ческие упражнения в рифмах, Сухин, скороговорки

Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1

5-8

17.12

21.12

24.12

28.12



4

Автоматизация [ш] в связной речи.

1.Закрепить произношение [ш] в связной речи: стихах, рассказах..

2.Развивать связную речь.

3.Развивать навык самоконтроля над произношением.

4. Развивать мелкую моторику

1.Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнения для развития воздушной струи: «Деревья»

3.Разучивание стихотворений.

4.Слушание рассказов и их пересказ.

5.Составление рассказов по сюжетным картинкам, по серии картинок, на заданную тему, по данному началу, по данным словам, на свободную тему

6. Упражнения на развитие графомоторных навыков.

Серии картинок, сюжетные картинки,

наборы предложений и слов, прописи с

написанием элементов букв, «деревья»,

планы пересказов. Р.М.: Юрова, В мире звуков и букв, Лопухина 1, Успенские 1.

Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1

9-12

14.01

18.01

21.01

25.01


4

Дифференциация [с] -[ш]

1.Развитие фонематического восприятия.

2.Закрепление звуков в речи.

3.Развитие навыков самоконтроля.

4.Развитие речи

5. Развивать мелкую моторику

1.Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнения для развития воздушной струи: «Рыбки»

3. Повторение вслед за логопедом и чтение пар слогов, слов.

4.Составление предложений с парными словами.

5.Чтение и разучивание стихов с данными звуками.

6.Чтение и пересказ текстов с данными звуками.

7. Упражнения на развитие графомоторных навыков.

Картинки, серии картинок, «рыбки»,

мяч, настольные игры, разрезные пословицы,

тексты для чтения, прописи с

написанием элементов букв,

скороговорки. Р.М.: Юрова, Лопухина 1, Ефименкова, Рау.

Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1

13

28.01



1

Подготовка к постановке [р], [р’]


1.Отработать правильную воздушную струю. 2. Отработать подъем кончика языка. 3.Укрепить кончик языка, выработать его вибрацию. 4.Растянуть уздечку языка. 5.Познакомить с правильной артикуляцией звуков.

6.Развить фонематический слух (в случае замен).

7.Развивать мелкую моторику

1.Артикуляционная гимнастика: “Маляр”, “Вкусное варенье”, “Качели”, “Чищу зубы”, “Грибок”, “Гармошка”, “Маляр”, “Лошадка”, «Балалайка”, “Кучер”.

2.Упражнения для отработки воздушной струи: “Шмель”, “Фокус”, дутье на что-либо.

3.Упражнения на развитие графомоторных навыков.


Артикуляционный профиль,

вертушки, картинки-символы, зеркало, обводки, штриховки, прописи с печатными буквами

Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1

14-20

1.02

4.02

8.02

11.02

15.02

1.03

4.03


7

Постановка [р]


1.Поставить [р] по подражанию или механическим путем.

2.Сформировать связь между звуком и буквой.

3. Развивать мелкую моторику.

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Упражнения для развития воздушной струи: «Тигр»

3.Постановка по подражанию. Объяснить артикуляцию. ОТ сочетания ТР или ДР, ЖР.

4.Постановка от “дзы ”. Аналогично. Слышится “дры (Позвоним в звоночек, заведем моторчик).

5.Упражнения на развитие графомоторных навыков.

Артикуляционный профиль.

Зеркала, обводки, штриховки, прописи с печатными буквами.


Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1


21-25

7.03

11.03

15.03

18.03

22.03


5

Автоматизация [р]

в слогах.

1.Постепенно ввести звук [р] в речь.

2.Сформировать связь между звуком и буквой.

3.Развивать навыки самоконтроля.

4. Развивать мелкую моторику

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Упражнения для развития воздушной струи: «Тигр»

3.Многократное произношение [р] с опорой на дорожки.

4.Произношение слоговых цепочек с нарастающей степенью сложности эмоционально окрашенных.

5. Упражнения на развитие графомоторных навыков.


Картинки, серии картинок, сюжетные картинки, зеркала, прописи с прописными буквами.


Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1






4 четверть

1-4

1.04

5.04

8.04

12.04


4

Автоматизация [р]

в словах.

1.Постепенно ввести звук [р] в речь.

2.Сформировать связь между звуком и буквой.

3.Развивать навыки самоконтроля.

4. Развивать мелкую моторику

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Упражнения для развития воздушной струи: «Тигр»

3.Игры с мячом, называние слов по картинкам, вслед за логопедом и самостоятельно.

4.Звуковой анализ слов.

5. Упражнения на развитие графомоторных навыков.

Картинки, серии картинок, сюжетные картинки, зеркала,

Тексты для чтения, прописи с прописными буквами.



Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1


5-8

15.04

19.04

22.04

26.04


4

Автоматизация [р] в предложениях.

1.Постепенно ввести звук [р] в речь.

2.Сформировать связь между звуком и буквой.

3.Развивать навыки самоконтроля.

4. Развивать мелкую моторику.

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Упражнения для развития воздушной струи: «Тигр»

3.Повторение предложений, чтение надписей под картинками.

4.Составление предложений по картинкам, по опорным словам.

5.Анализ предложений на слова.

6.Составление предложений на заданную тему и без темы с определённым количеством слов. 7.Повторение поговорок и объяснение их смысла.

8.Отработка скороговорок.

9. Упражнения на развитие графомоторных навыков.

Картинки, серии картинок, сюжетные картинки, зеркала,

тексты для чтения,

наборы предложений, слов для составления рассказов,

планы пересказов, прописи с прописными буквами.



Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1


9-12

29.04

3.05

6.05

10.05


4

Автоматизация [р]

в связной речи.

1.Постепенно ввести звук [р] в речь.

2.Сформировать связь между звуком и буквой.

3.Развивать навыки самоконтроля.

4. Развивать мелкую моторику.


1.Артикуляционная гимнастика.

2.Упражнения для развития воздушной струи: «Тигр»

3.Разучивание стихотворений. 4.Слушание рассказов и их пересказ. 5.Составление рассказов по сюжетным картинкам, по серии картинок, на заданную тему, по данному началу, по данным словам, на свободную тему.

6. Упражнения на развитие графомоторных навыков.

Картинки, серии картинок, сюжетные картинки, зеркала,

тексты для чтения,

наборы предложений, слов для составления рассказов,

планы пересказов прописи с прописными буквами.



Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1


13-16

13.05

17.05

20.05

24.05

4


Постановка [р’]

1.Поставить [р’] по подражанию.

2.Сформировать связь между звуком и буквой.

3. Развивать мелкую моторику

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Упражнения для развития воздушной струи: «Тигр»

3.Постановка по подражанию на материале слогов ЩИ, ЩА, ЩО, ЩУ.

4.Постановка по подражанию от [ш].

5. Упражнения на развитие графомоторных навыков.

Зеркала.

Артикуляционный профиль, прописи с прописными буквами.



См.: Цвынтарный, с.31-32.

Л 1.2Л 2.4

К 1.2К 1.3

К 1.4К 1.5

К 2.1К 2.2

К 2.3К 3.3

К 3.4К 4.1

К 4.2К 5.2

Р 1.4П 1.1

П 1.2П 3.1

П 3.2П 3.3

П 9.1П 9.3

П 5.1П 6.1


17-18

27.05

31.05


2

1.Обследование импрессивной речи. 2.Обследование экспрессив

ной.

3.Обследование связной речи

речи.

4.Обследование словарного запаса. 5.Обследование грамматического строя речи.

6.Обследование слоговой структуры слов.

7.Обследование звукопроизносительной стороны речи.


1.Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм, текста.

2.Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания

3.Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов.

4.Выявить правильность построения грамматической структуры предложения; характер использования падежных форм существительных; правильность употребления рода различных частей речи; форм ед. и мн. числа.

5.Выявить степень владения слоговой структурой.

6.Выявить наличие нарушений звукопроизношений


Комфорт - лого

Протокол обследования по методике Фотековой Т.А.

Диск «Логопедическое обследование»



Л 2.3

К 1.2

К 1.3

К 1.5

К 2.1

К 2.2

К 4.1

К 4.2

П 3.2

П 3.3

П 9.3











































  1. Описание учебно-методического и материально-и технического обеспечения образовательной деятельности

1.Жукова Н.С. «Уроки логопеда. Исправление нарушения речи» 2017

Косинова Е. М.«Уроки логопеда. Игры для развития речи» зд.: «Эксмо» 2017

Крупенчук О.И. «Научите меня говорить!» изд. дом: «Литера»2015

1. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.

2. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

3. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

4. Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.

5. Сухин И.Г. веселые скороговорки для «непослушных» звуков – Ярославль: Академия развития. 2006. – 192 с.

6. Ястребова А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

7. Т.Г.Филичева Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

8. Е.Ф.Рау В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

9. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.-М.: Просвещение, 1991.

10. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1979

11. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М.: Просвещение, 1987.

12. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972.

13. учебнки их

14.азбука

15. Фотековой Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников


Тематические карточки: «Грибы», «Мебель», «Одежда», «Рыбы», «Млекопитающие», «Птицы», логопедические задания для автоматизация звука «л», «Отработка звука Ц»

Диск «Игровая карусель» Мерсибо



  1. Планируемыне результаты изучения учебного предмета




Минимальный уровень:

  • различать звуки на слух и в произношении;

  • анализировать слова по звуковому составу из трёх, четырёх звуков, составлять слова из букв;

  • плавно читать по слогам слова, предложения;

  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

  • слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

  • писать строчные и прописные буквы;

  • списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения из 2-3 слов.

Достаточный уровень

  • различать звуки на слух и в произношении;

  • анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов;

  • плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

  • слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

  • писать строчные и прописные буквы; вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски;

  • списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

  • писать под диктовку слова из одного, двух слогов и предложения из 2-х, 3-х слов.







30