СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по логоритмике для учащихся 4 класса с тяжелыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по логоритмике для учащихся 4 класса с тяжелыми нарушениями речи»


Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»





СОГЛАСОВАНО

Руководитель СППС

___________Т.А.Денисова

«_____»__________ 20____г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

__________В.В. Неупокоева

«_____»_________ 20____г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по ОГАОУ

«Центр образования «Ступени»

от____________№______








Рабочая программа коррекционно - развивающего курса

«Логопедическая ритмика»

для обучающихся 4 класса

с тяжелыми нарушениями речи










Составитель: учитель- логопед

Вильямова О.Н.













г. Биробиджан

2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа специального курса «Логопедическая ритмика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2).

Данная программа направлена на исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса, развитии общей и мелкой моторики, координации движений.

Известно, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование навыков движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Цель коррекционного курса - преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного, речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.

Задачи курса:

    -развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;

    -развитие дыхания и голоса;

    -развитие чувства темпа и ритма в движении;

    -воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки;

    -коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.

Общая характеристика курса

«Логопедическая ритмика» способствует преодолению разнообразных речевых расстройств, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики). Логоритмическими средствами регулируются процессы возбуждения и торможения, формируются координация движений, их переключаемость точность, формируются умения передвигаться и ориентироваться в пространстве, развивается произвольное внимание.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи и оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе:

    Развитие неречевых процессов:

- совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;

    -регуляции мышечного тонуса;

    -развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих

способностей;

    -активизация всех видов памяти и внимания.

    Развитие речи детей с ТНР и корректирование их нарушений:

    -развитие дыхания, голоса;

    -выработка умеренного темпа речи и её интонационной

выразительности;

    -развитие артикуляционной и мимической моторики;

    -координацию речи с движением;

    -воспитание правильного звукопроизношения и формирование

фонематического слуха.

Программа по логопедической ритмике включает музыкально-ритмические движения, упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой, музыкально-игровой материал, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Музыкально-ритмические движения. К ним относятся упражнения и игры, развивающие у школьников чувство ритма, координацию движений в соответствии с музыкой и речью.

Упражнения, способствующие развитию движений, связанные с речью и музыкой, служат и для коррекции речи. Это песни- пляски, в которых движения согласуются со словом. На их основе дети учатся понимать и правильно предавать темп и ритм речи.

Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, развивают переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

При проведении различных игр, построении серии движений используются счетные упражнения, которые облегчают пространственную ориентацию обучающихся перед тем или иным заданием, или используются как сигнал для выполнения движений.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы и решают задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

Упражнения на развития дыхания служат для формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Для нормализации дыхания используются и упражнения с произнесением различного речевого материала на выдохе (тянуть глухие согласные звуки, гласные звуки, сочетания гласных с согласными звуками, двух- трёхсложные слова с открытыми и закрытыми слогами).

Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Упражнения проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Выразительность голоса воспитывается с помощью мелодекламаций и чтения стихотворений с различными интонациями.

Упражнения на развитие артикуляции выполняются ритмично под счёт, на определённый акцент в музыке. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата.

      Место курса «Логопедическая ритмика» в учебном плане

Данный курс в учебном плане школы относится к федеральному компоненту к коррекционно-развивающей области.

В 4 классе на изучение коррекционного курса «Логопедическая ритмика» отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).


      Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

    -осознание языка как основного средства человеческого общения;

    -понимание того, что правильная устная есть показатель индивидуальной культуры человека;

    -способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и движениями

Метапредметные результаты:

    -умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

    -способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

    -стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

Предметные результаты:

В результате изучения логоритмики в классе ученик получит возможность:

    -различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

    -воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;

    четко прекращать движение по сигналу;

    -петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;

    -ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;

    -хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;

    -ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;

    -согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе;

    -отличать начало и конец звучания музыкального произведения;

    -развитие зрительного и слухового внимания;

    -правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;

    -определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;

    -определять марш, танец, песню, запев и припев в песне.

      Содержание курса


Музыкально-ритмические движения

Умение передавать темп музыки движениями, хлопками, музыкальным сопровождением; двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой; точно начинать движение вместе с музыкой и заканчивать его вместе с окончанием музыки; исполнять по слуху несложные ритмические рисунки.

Это движения с хлопками, действия с предметами (мячи, флажки). Остановки по зрительному или слуховому сигналу, воспроизведение последовательных движений развивают зрительное и слуховое внимание.

Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой

«Поезд», «Маляр», «Снежинки», «Васька-кот», «Кто у нас хороший», «Каравай», «Если нравится тебе…», «Елочка», «Во поле берёза стояла», «Как у наших у ворот» и т.д, «Мои умелые руки», «Ёжик», «Пильщики».

Музыкально-игровой материал

Развитие внимания, сообразительности, мышления речи, воображения. Воспитание чувства коллективизма, развитие и формирование основных движений. «Птичка» - песенка о ребячьей дружбе муз. А.Жарковского, «Попрыгаем» муз. Агафонникова, «Зайцы и лиса» муз М.Косевой, «Заинька и волк», «Расскажи стихи руками». Театрализованные представления под музыку.

Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, а также развивают переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Упражнения на развитие дыхания служат для формирования диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводится в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения подбираются в соответствии с занятиями по коррекции речи.

Музыкальные инструменты

Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах ( бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки). Воспроизведение несложного музыкального рисунка с использованием инструментов ( бубен, шум. игрушки, треугол, трещотки, ложки). Оркестр.

Правильная передача ритмического рисунка на муз. инструментах.

Танцевальные движения

Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочерёдно, шаг галопа. Кружение через правое плечо, кружение парами, пляски по показу с речевым сопровождением.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла

Упражнения на развитие внимания и памяти

Чистоговорки

Речевые игры

Ритмические игры.

Пальчиковые игры и сказки.

Театральные этюды.

Коммуникативные игры

Подвижные игры, хороводы, физминутки


Ожидаемые результаты

  1. исправление и смягчение дефектов речи детей;

  2. улучшение двигательных способностей детей (появляется четкость и координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность);

  3. усиление впечатлительности, музыкального восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность;

  4. увеличение количества энграмм, появление потребности в красивом выразительном движении и «слиянии с музыкой».



Календарно - тематическое планирование



Тема

Кол-во часов

Деятельность учащихся


1


Цветы

1

Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;

Четко прекращать движение по сигналу

2

Овощи. Огород

1

Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;

Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;

Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;


3

Фрукты. Сад

1

Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;

Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе.



4

Ягоды

1

Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;

Развитие зрительного и слухового внимания.

Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;



5

Золотая осень

1

Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;

Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне;


6

Деревья. Кустарники. Лес

1

Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;

Четко прекращать движение по сигналу


7

Грибы. Лес

1

Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;

Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;

Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;



8

Откуда хлеб пришел?

1

Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;

Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе.



9

Перелетные и зимующие птицы

1

Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;

Развитие зрительного и слухового внимания.

Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;



10

Одежда. Обувь. Головные уборы



1

Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;

Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне;


11


Контрольное занятие

1

Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;

Четко прекращать движение по сигналу


12



Транспорт

1

еть выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;

Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;

Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;


13


Посуда

1

Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;

Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе.



14


Мебель

1

Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;

Развитие зрительного и слухового внимания.

Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;



15

Времена года. Зима



1

Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;

Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне;


16

Зимующие птицы



1

Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;

Четко прекращать движение по сигналу


17

Новый год. Зимние забавы

1

Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;

Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;

Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;


18

Животные жарких стран

1

Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;

Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе.


19

Домашние животные и птицы

1

Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;

Развитие зрительного и слухового внимания.

Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;


20

Дикие животные и птицы



1

Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;

Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне;



21

Контрольное занятие



1

Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;

Четко прекращать движение по сигналу


22

Защитники Отечества

1

Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;

Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;

Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;



23

Мамин праздник

1

Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;

Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе.


24


Наша Родина – Россия

1

Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;

Развитие зрительного и слухового внимания.

Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;


25


Наша столица - Москва

1

Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;

Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне;


26

Комнатные растения



1

Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;

Четко прекращать движение по сигналу



27

Электроприборы

1

Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;

Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;

Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;


28

Космос

1

28

Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;

Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе.



29


Времена года. Весна

1

Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;

Развитие зрительного и слухового внимания.

Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;


30

Рыбы

1

Определять звучание отдельных инструментов; петь выразительно; определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;

Определять марш, танец, песню, запев и припев в песне;


31

Правила дорожного движения

1

Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;

Четко прекращать движение по сигналу


32

Времена года. Лето

2

Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;

Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;

Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;



33

Контрольное занятие

1

Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;

Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе.



Итого: 34 часа






Методическое обеспечение:

    1. Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников»- М.: ВЛАДОС, 2009

    2. И.С. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи» », М.: Аквариум,2005

    3.Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой.- М.: АСТ, Астрель. 2011.

    4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 3 класс. УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой. -М.: АСТ, Астрель. 2012.

    5. Филичева Т. Б. «Логопедия», М.: Просвещение,2009


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!