МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР Денисова А В __________________ «___» ______________ 2017 г. | «Утверждаю» Директор школы Хохлова В.Н. __________________ «___» ____________2017 г. |
Рабочая программа учебного предмета
_______________________ «Математика» _______________________
(наименование учебного предмета)
___________Базовый уровень, основное начальное образование, 3 класс
(уровень образования)
Составлена на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика» к учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. М.: «Просвещение», 2011г.
136 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
____Учитель начальных классов Фёдорова Вера Ильинична _____
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2017 г
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; в соответствии c примерной программой начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, планируемых результатов начального общего образования; на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика, к учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика 3 класс. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2011г.
Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ.
I.Планируемы предметные результаты освоения учебного предмета
«Математика» 3 класс
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 3 класса
К концу обучения в третьем классе ученик научится: называть:
- последовательность чисел до 1000;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади, массы;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- виды треугольников;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- понятие «доля»;
- определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
- чётные и нечётные числа;
- определение квадратного дециметра;
- определение квадратного метра;
- правило умножения числа на 1;
- правило умножения числа на 0;
- правило деления нуля на число;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
- площади фигур;
различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
- читать:
- числа в пределах 1000, записанные цифрами; воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
- соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
- соотношения между единицами времени: 1 год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
- приводить примеры:
- двузначных, трёхзначных чисел;
- числовых выражений;
- моделировать:
- десятичный состав трёхзначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; упорядочивать:
- числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения; анализировать:
текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
- конструировать:
тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами трёхзначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000. используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре
арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел е пределах 1000;
- классифицировать треугольники;
- умножать и делить разными способами;
- выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
- сравнивать выражения;
- решать уравнения;
- строить геометрические фигуры;
- выполнять внетабличное деление с остатком;
- использовать алгоритм деления с остатком;
- выполнять проверку деления с остатком;
- находить значения выражений с переменной;
- писать римские цифры, сравнивать их;
- записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать числа;
- сравнивать доли;
- строить окружности.
- составлять равенства и неравенства;
II.Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Содержание тем учебного курса
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 8 ч.
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление 56ч.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление 27ч.
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация 13ч.
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание 10ч.
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление 12 ч.
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение 10ч.
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
№ п\п | Наименование разделов и тема | Основные виды учебной деятельности | Форма организации учебных занятий |
| Сложение и вычитание (8ч) | |
1 | Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100. | Урок повторения и закрепления знаний |
2 | Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | Урок повторения и закрепления знаний. |
3 | Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении. | Решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. | Урок повторения и закрепления знаний. |
4 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании | Урок изучения новых знаний и закрепления изученного |
5 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании | Урок изучения новых знаний и закрепления изученного |
6 | Геометрические фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами. | Обозначение геометрических фигур буквами. Применение правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычисление значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок. Использование математической терминологии при чтении и записи числовых выражений. | Урок изучения новых знаний |
7 | Работа с информацией. | Выполнять задания логического и поискового характера. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Урок закрепления новых знаний |
8 | Повторение пройденного: Что узнали? Чему научились | Урок повторения и закрепления знаний. |
| Табличное умножение и деление (28ч) | |
9 | Связь умножения и деления. Таблицы умножения и деления с числами 2,3 | Воспроизведение по памяти таблицы умножения и соответствующих случаев деления Анализ своих действий и управление ими. | | Урок закрепления изученного |
10 | Четные и нечетные числа | Урок изучения нового и закрепления изученного |
11 | Входная контрольная работа | Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений числовых выражений. | | Урок контроль |
12 | Работа над ошибками. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. | Умение анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать зависимости между величинами с помощью схематических чертежей. Решать задачи арифметическими способами. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи.
| | Урок изучения нового материала и закрепление изученного |
13 | Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость | Урок изучения нового материала |
14 | Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. | Урок изучения нового материала |
15 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | Использование различных приемов проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий).
| | Урок изучения нового материала и закрепление изученного |
16 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | Урок закрепления |
17 | Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. | Умение анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. | | Урок изучения нового |
18 | Странички для любознательных. | Решение задач логического и поискового характера. Работа в паре. Оценивание результата и хода работы. | | Урок повторения и закрепления |
19 | Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. | Урок повторения и закрепления |
20 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. | Умение применять полученные знания на практике | | Урок контроля |
21 | Таблица умножение и деления с числом 4 | Воспроизведение по памяти таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Применение знания таблицы умножения при выполнении вычислений. | | Урок изучения нового |
22 | Таблица Пифагора | | Урок изучения нового и закрепление изученного |
23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз Стр. 36 | Анализ задач, установление зависимости между величинами, составление плана решения задач, решение текстовых задач разных видов | | Урок изучения нового и закрепление изученного |
24 | Задачи на увеличение числа в несколько раз Стр. 37 | | Урок изучения нового и закрепление знаний |
25 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз Стр. 38 | | Урок изучения нового и закрепление изученного |
26 | Решение задач Стр.39 | | Урок закрепления изученного |
27 | Таблица умножение и деления с числом 5 Стр. 40 | Воспроизведение по памяти таблицы умножения и соответствующие случаи деления. Применение знания таблицы умножения при выполнении вычислений. | | Урок изучения нового и закрепление изученного |
28 | Задачи на кратное сравнение стр.41 | Анализ задачи, установление зависимости между величинами, составление плана решения задачи, решение текстовые задач разных видов | | Урок изучения нового и закрепление изученного |
29 | Задачи на кратное сравнение стр.42-43 | | Урок изучения нового и закрепления изученного |
30 | Таблица умножение и деления с числом 6 Стр. 44 | Изучение таблицы умножения с числом 6 и соответствующих случаев деления. | | Урок изучения нового и закрепление изученного |
31 | Решение задач. стр. 45-46 | Решение задач изученных видов | | Урок закрепления |
32 | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» за 1 четверть | Умение применять полученные знания на практике. | | Урок -контроль |
33 | Работа над ошибками. Решение задач. стр. 47 | Работа над ошибками. Решение задач изученных видов. | | Урок коррекции знаний. |
34 | Таблица умножение и деления с числом 7 Стр. 48 | Изучение таблицы умножения с числом 7 и соответствующих случаев деления | | Урок изучения нового и закрепление изученного |
35 | Страничка для любознательных. Проект «Математические сказки» Стр.49-51 | Выполнение заданий логического и поискового характера. Оценивание результатов продвижения по теме, проявление личностной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий. | | Урок- проект |
36 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Стр.52-55 | | Урок повторения и закрепления полученных знаний проект |
37 | Площадь. Сравнение площадей фигур. стр.56-57 | Сравнивание геометрических фигур по площади. Нахождение площади прямоугольника разными способами. | | Урок изучения нового |
38 | Квадратный сантиметр. Стр.58-59 | | Урок изучения нового |
39 | Площадь прямоугольника. Стр.60-61 | Нахождение площади прямоугольника разными способами | | Урок изучения нового и закрепление изученного |
40 | Таблица умножение и деления с числом 8 Стр. 62 | Воспроизведение по памяти таблицы умножения и соответствующие случаи деления. Применение знания таблицы умножения при выполнении вычислений. | | Урок изучения нового и закрепление изученного |
41 | Закрепление изученного Стр.63 | Решение задач и выражений | | Урок закрепления изученного |
42 | Решение задач. стр. 64 | | Урок закрепления изученного |
43 | Таблица умножение и деления с числом 9 Стр. 65 | Таблица умножения с числом 9 и соответствующих случаев деления. Воспроизведение по памяти таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Применение знания таблицы умножения при выполнении вычислений. . Знакомство с новой единицей площади-квадратным дециметром и квадратным метром | | Урок изучения нового и закрепление изученного |
44 | Квадратный дециметр. Стр. 66-67 | | Урок изучения нового |
45 | Таблица умножения. Закрепление. Стр.68-69 | | Урок закрепления изученного |
46 | Квадратный метр. стр.70-71 | | Урок изучения нового |
47 | Закрепление изученного. стр.72 | Закрепление полученных знаний . Решение задач изученных видов. Выполнение заданий логического и поискового характера. Оценивание результатов продвижения по теме, проявление личностной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий | | Урок закрепления изученного |
48 | Странички для любознательных. стр. 73-75 | | Урок закрепления и повторения |
49 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» стр.76-79 | | Повторение пройденного |
50 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» стр.80-81 | Тест | | Урок -контроль |
51 | Умножение на 1. стр.82 | Умножение числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.
| | Урок изучения нового и повторение изученного |
52 | Умножение на 0. стр.83 | | Урок изучения нового и повторение изученного |
53 | Умножение и деление с числами 1 и 0.Деление 0 на число. стр.84-85 | Умножение числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.
| | Урок закрепления полученных знаний |
54 -55 | Закрепление изученного. Странички для любознательных стр. 86-90 | Выполнение заданий логического и поискового характера. Оценивание результатов продвижения по теме, проявление личностной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий | | Урок закрепления полученных знаний |
56 | Доли. стр.92-93 | Нахождение доли величины и величины по ее доле. Сравнение разных долей одной и той же величины. | | Урок изучения нового |
57 | Окружность. Круг. стр.94-95 | Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию. | | Урок изучения нового |
58 | Диаметр окружности (круга) стр.96-97 | | Урок изучения нового |
59 | Единицы времени. Год, месяц. стр. 98-99 | Умение описывать явления и события с использованием величин времени. Перевод одних единиц времени в другие.
| | Урок изучения нового |
60 | Единицы времени. Сутки. стр. 100 | | Урок изучения нового |
61 | Контрольная работа за 1 полугодие | Умение применять полученные знания на практике | | Урок-контроль |
62 | Работа над ошибками. Странички для любознательных. стр.101-103, стр. 109 | Закрепление полученных знаний . Решение задач и выражений Выполнение заданий логического и поискового характера. Оценивание результатов продвижения по теме, проявление личностной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий | | Урок коррекции знаний |
63 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» стр.104-108 | | Урок повторения и закрепления полученных знаний |
64 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» с.104-108 | | Урок повторения и закрепления |
| Внетабличное умножение и деление (27ч) | | |
65 | Умножение и деление круглых чисел. стр.4 | Выполнение внетабличного умножения и деления в пределах 100 разными способами. Использование правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивание разных способов вычисления, выбирая наиболее удобный. Использование разных способов для проверки выполненных действий умножения и деления Решение текстовых задач арифметическим способом. Вычисление значений выражений с двумя переменными при заданных числовых значениях входящих в него букв. Преобразование геометрических фигур по заданным условиям. | | Урок изучения нового |
66 | Деление вида 80:20 Стр. 5 | | Урок изучения нового и закрепление знаний |
67 | Умножение суммы на число. стр.6-7 | | Урок изучения нового и закрепления знаний |
68 | Приему умножения для случаев вида 23•4. стр.8 | | Урок изучения новых знаний и закрепление изученного |
69 | Умножение двузначного на однозначное число. стр. 9 | | Урок изучения новых знаний и закрепление изученного |
70 | Закрепление изученного по теме «Умножение двузначного на однозначное число» стр.10 | | Урок закрепления новых знаний |
71 | Закрепление изученного по теме «Умножение двузначного на однозначное число» Странички для любознательных. стр.11-12 | | Урок закрепления новых знаний |
72 | Деление суммы на число. стр. 13 | | Урок изучения новых знаний |
73 | Деление суммы на число. стр. 14 | | Урок закрепления полученных знаний |
74 | Деление двузначного на однозначное число. стр.15 | | Урок изучения новых знаний и закрепления изученного |
75 | Делимое. Делитель. стр.16 | | Урок изучения новых знаний |
76 | Проверка деления. стр. 17 | | Урок изучения новых знаний и закрепления изученного |
77 | Случаи деления вида 87:29 стр. 18 | | Урок изучения новых знаний |
78 | Проверка умножения. стр. 19 | | | Урок изучения новых знаний и закрепления изученного |
79 | Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. стр.20 | Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | | Урок изучения новых знаний и закрепления изученного |
80 | Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. стр.21 | | Урок изучения новых знаний и закрепления изученного |
81 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Странички для любознательных. стр. 22-25 | Решать задачи логического и поискового характера, выполнять задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки:«если не …, то», «если не …, то не …»; | | Урок повторения пройденного |
82 | Контрольная работа по теме «Решение уравнений» | | | Урок контроля знаний |
83 | Работа над ошибками. Деление с остатком. стр.26 | Понимать смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком. | | Урок изучения нового |
84 | Деление с остатком. стр.27 | | Урок изучения нового и закрепления знаний |
85 | Деление с остатком. стр.28 | | Урок изучения нового и закрепления знаний |
86 | Деление с остатком. стр.29 | | Урок закрепления знаний |
87 | Решение задач на деление с остатком. стр. 30 | | Урок изучения нового и закрепления знаний |
88 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. стр. 31 | | Урок изучения нового и закрепления знаний |
89 | Проверка деления с остатком. стр. 32 | | Урок изучения нового и закрепления знаний |
90 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». стр. 33-35 Проект «Задачи-расчеты» | Творческая работа Умение работать в паре. Составление плана решения задачи. Анализ и оценивание результата работы Составление и решение практических задач с жизненными сюжетами. Сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решение их. | | Урок повторения и закрепления знаний |
91 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком» | Умение применять полученные знания на практике. | | Урок –контроль. |
| Нумерация (13ч) | | |
92 | Работа над ошибками. Тысяча. стр.42 | Читать и записывать трехзначные числа. Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трехзначное числа суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие. Сравнивать предметы по массе. Читать и записывать числа римскими цифрами. Сравнивать позиционную десятичную систему счисления с Римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков, представленные римскими цифрами. | | Урок коррекции знаний |
93 | Образование и названия трехзначных чисел. стр. 43 | | Комбинированный |
94 | Запись трехзначных чисел. стр. 44-45 | | Комбинированный |
95 | Письменная нумерация в пределах 100. стр. 46 | | Урок изучения нового и закрепления |
96 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. стр. 47 | | Урок изучения нового и закрепления |
97 | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. стр. 48 | | Урок изучения нового и закрепления |
98 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. стр. 49 | | Урок изучения нового и закрепления |
99 | Сравнение трехзначных чисел. стр. 50 | | Комбинированный |
100 | Письменная нумерация в пределах 1000. стр. 51 | | | Комбинированный |
101 | Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» за 3 четверть. | | | Урок -контроль |
102 | Работа над ошибками. Странички для любознательных. стр. 52-53, стр. 55-57 | Сравнивать позиционную десятичную систему счисления с Римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков, представленные римскими цифрами | | Урок коррекции заний |
103 | Единицы массы. Грамм. стр. 54 | Переводить одни единицы массы в другие. Сравнивать предметы по массе. | | комбнированный |
104 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». стр. 58-61 Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | тест | | Урок-контроль |
| Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10ч) | | |
105 | Приемы устных вычислений. стр.66 | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называть их. Решать задачи творческого и поискового характера | | Урок изучения новых знаний |
106 | Приемы устных вычислений вида: 450+30, 620-200. стр. 67 | | комбинированный |
107 | Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90. стр. 68 | | комбинированный |
108 | Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140. стр. 69 | | комбинированный |
109 | Приемы письменных вычислений. стр. 70 | | комбинированный |
110 | Алгоритм сложения трехзначных чисел. стр. 71 | | комбинированный |
111 | Алгоритм вычитания трехзначных чисел. стр. 72 | | комбинированный |
112 | Виды треугольников. стр. 73 | | | комбинированный |
113 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | | | Урок-контроль |
114 | Работа над ошибками. Повторение изученного «Что узнали. Чему научились». стр. 76-79 Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | | | комбинированный |
| Умножение и деление (12ч) | | |
115 | Приемы устного умножения и деления. стр. 82 | Использовать различные приемы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, в том числе и калькулятор | | Урок изучения нового |
116 | Приемы устного умножения и деления. стр. 83 | | комбинированный |
117 | Приемы устного умножения и деления. стр. 84 | | комбинированный |
118 | Виды треугольников. стр. 85 | | комбинированный |
119 | Приемы письменного умножения на однозначное число. стр. 88 | | комбинированный |
120 | Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. стр. 89 | | комбинированный |
121 | Приемы письменного умножения на однозначное число. стр. 90 | | комбинированный |
122 | Приемы письменного деления на однозначное число. стр. 92 | | комбинированный |
123 | Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. стр. 93-94 | | комбинированный |
124 | Проверка деления. стр. 95 | | | комбинированный |
125 | Знакомство с калькулятором. стр. 97-98 | | Урок изучения нового и закрепления изученного |
126 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». стр. 99-102 | | Повторение |
127 | Итоговая контрольная работа за 3 класс | | | Урок -контроль |
| Повторение (10ч) | | |
128 | Работа над ошибками. Повторение. Нумерация. стр. 103 | Выполнять сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000. Решать выражения и уравнения Обозначать геометрические фигуры буквами. Решать задачи логического и поискового характера. | | Урок коррекции знаний |
129 | Повторение. сложение и вычитание. стр. 103-104 | | повторение |
130 | Повторение. сложение и вычитание. стр. 103-104 | | повторение |
131 | Повторение. Умножение и деление. стр. 105-106 | | повторение |
132 | Повторение. Умножение и деление. стр. 105-106 | | повторение |
133 | Повторение. Порядок выполнения действий. стр. 107 | | повторение |
134 | Повторение. Решение задач. стр. 107-108 | | повторение |
135 | Повторение. Геометрические фигуры и величины. стр. 109 | | повторение |
136 | Обобщающий урок. Игра «По океану математики» | | Обобшение изученного |
3.Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс 136 ч.
номер | Тема урока | дата |
1 | Сложение и вычитание (8 часов) Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Стр. 4 | |
2 | Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Стр. 5 | |
3 | Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении. Стр.6-7 | |
4 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании Стр.8 | |
5 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании Стр.9 | |
6 | Геометрические фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами. Стр.10 | |
7 | Работа с информацией. (Задания логического и поискового характера) Стр.11-13 | |
8 | Повторение пройденного: Что узнали? Чему научились? стр.14-16 | |
9 | Табличное умножение и деление (12 часов) Связь умножения и деления. Таблицы умножения и деления с числами 2,3 Стр.18-19 | |
10 | Четные и нечетные числа Стр.20 | |
11 | Входная контрольная работа | |
12 | Работа над ошибками. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Стр.21 | |
13 | Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость Стр. 22 | |
14 | Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Стр.23 | |
15 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок Стр. 24-25 | |
16 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок Стр. 26 | |
17 | Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Стр.27 | |
18 | Странички для любознательных.стр.28 | |
19 | Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. Стр. 29-31 | |
20 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. Стр.32-33 | |
21 | Таблица умножение и деления с числом 4 Стр. 34 | |
22 | Таблица Пифагора Стр.35 | |
23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз Стр. 36 | |
24 | Задачи на увеличение числа в несколько раз Стр. 37 | |
25 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз Стр. 38 | |
26 | Решение задач Стр.39 | |
27 | Таблица умножение и деления с числом 5 Стр. 40 | |
28 | Задачи на кратное сравнение стр.41 | |
29 | Задачи на кратное сравнение стр.42-43 | |
30 | Таблица умножение и деления с числом 6 Стр. 44 | |
31 | Решение задач. стр. 45-46 | |
32 | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» за 1 четверть | |
33 | Работа над ошибками. Решение задач. стр. 47 | |
34 | Таблица умножение и деления с числом 7 Стр. 48 | |
35 | Страничка для любознательных. Проект «Математические сказки» Стр.49-51 | |
36 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Стр.52-55 | |
37 | Площадь. Сравнение площадей фигур. стр.56-57 | |
38 | Квадратный сантиметр. Стр.58-59 | |
39 | Площадь прямоугольника. Стр.60-61 | |
40 | Таблица умножение и деления с числом 8 Стр. 62 | |
41 | Закрепление изученного Стр.63 | |
42 | Решение задач. стр. 64 | |
43 | Таблица умножение и деления с числом 9 Стр. 65 | |
44 | Квадратный дециметр. Стр. 66-67 | |
45 | Таблица умножения. Закрепление. Стр.68-69 | |
46 | Квадратный метр. стр.70-71 | |
47 | Закрепление изученного. стр.72 | |
48 | Странички для любознательных. стр. 73-75 | |
49 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» стр.76-79 | |
50 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (Тестовая форма) стр.80-81 | |
51 | Умножение на 1. стр.82 | |
52 | Умножение на 0. стр.83 | |
53 | Умножение и деление с числами 1 и 0.Деление 0 на число. стр.84-85 | |
54 -55 | Закрепление изученного. Странички для любознательных стр. 86-90 | |
56 | Доли. стр.92-93 | |
57 | Окружность. Круг. стр.94-95 | |
58 | Диаметр окружности (круга) стр.96-97 | |
59 | Единицы времени. Год, месяц. стр. 98-99 | |
60 | Единицы времени. Сутки. стр. 100 | |
61 | Контрольная работа за 1 полугодие | |
62 | Работа над ошибками. Странички для любознательных. стр.101-103, стр. 109 | |
63 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» стр.104-108 | |
64 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» стр.104-108 | |
65 | Внетабличное умножение и деление (27 часов) Умножение и деление круглых чисел. стр.4 | |
66 | Деление вида 80:20 Стр. 5 | |
67 | Умножение суммы на число. стр.6-7 | |
68 | Приему умножения для случаев вида 23•4. стр.8 | |
69 | Умножение двузначного на однозначное число. стр. 9 | |
70 | Закрепление изученного по теме «Умножение двузначного на однозначное число» стр.10 | |
71 | Закрепление изученного по теме «Умножение двузначного на однозначное число» Странички для любознательных. стр.11-12 | |
Национально-региональный компонент на уроках математики в начальных классах
Рабочая программа предусматривает реализацию национально-регионального компонента на уроках математики посредством решения задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятия (Приложение). Числовые данные взяты из научной, справочной, художественной литературы. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.
Приложение
Задачи, составленные на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии
1.Трижды девять девушек и столько же парней плясали вместе с шаманом, когда совершали с шаманом коллективный обряд. Сколько всего человек участвовало в обряде?
2.В одной кедровой шишке 100 семян. Вес 1000 семян составляет 250 г. Сколько шишек дадут килограмм орехов? Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за месяц?
3.Размах крыльев белого журавля-стерха – 228 см, а беркута – 2 м. на сколько больше размах крыльев у стерха, чем у беркута?
5.Белка за день опустошает 380 сосновых шишек. Сколько шишек потребуется белке на 2 дня.
6.Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за неделю, за 10 дней, за 2 недели?
7.Масса бурого медведя 150 кг, а масса белого медведя в 3 раза больше. Сколько весит белый медведь?
10. Кобыла дает 18 литров молока в сутки. 1/3 молока расходуют на приготовление кумыса, а остальное оставляют жеребенку. Сколько литров молока достается жеребенку
11.4 охотника разделили добычу поровну. Каждый получил по 5 уток. Сколько уток добыли охотники?
12.Автобус маршрута 129 отъехал от автовокзала в 17 ч 30 мин и через 35 минут прибыл в Иволгу. В котором часу автобус прибыл в Иволгу? В котором часу он вернётся в Улан-Удэ, если его стоянка в Иволге длится 30 минут?
13. Площадь самого большого острова на Байкале (Ольхон) 729 квадратных километров, а площадь острова Ярки на 725 километров меньше. Какую площадь имеет остров Ярки?
14.Длина береговой линии Байкала составляет 2000 метров. Выразите эту величину в километрах.
16. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) был основан в 1666 году. Сколько лет нашему городу?