№ | Тема урока | Элементы содержания | Музыкальный материал | Ожидаемые результаты | Дата | Коррек- тировка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Истоки возникновения музыки (8ч) |
1 | Введение в проблему рождения музыки | Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть? | Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» р. н. п., И.-С.Бах «Прелюдия до-мажор». | Знать специфику музыки как вида искусства. | | |
2 | Проблема рождения музыки | Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т.д. | Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка». | Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Знать истоки музыкального искусства. | | |
3 | Образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки. | Выяснить где рождается музыка. Как родились музыкальные инструменты | песня Г.А. Cтруве «Музыка»., | Знать истоки происхождения музыки. Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. | | |
4 | Где найти песню и как ее искать? | Продолжаем искать «Родину музыки». Знакомство с жанром песня. Что такое колыбельная. | В.О. Усачева «Баю-бай», П.И. Чайковский «Мелодия» | Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Знать истоки музыкального искусства | | |
5 | Танец – что это? | Продолжаем искать «Родину музыки». Знакомство с жанром танец. | П.И. Чайковский «Камаринская». А.Я Эшпай «Перепелочка» | Знать сферу народного и композиторского музицирования. Уметь выявлять жанровое начало (песни, танца,). | | |
6 | Родина музыки. Маршевый порядок | Знакомство с жанром марш. | С.В. Рахманинов прелюдия соль минор. С.С.Прокофьев марш «Любовь к трем апельсинам» | Знать специфику музыки. Уметь образно воспринимать, определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности. | | |
7 | Обобщение проблематики четверти «Истоки возникновения музыки» | Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку С.С. Прокофьева. Обобщить музыкально-жизненные впечатления детей. | С.С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» - «Таней рыцарей», «Джульетта – девочка», финал 2 действия. | Знать многообразие музыкальных образов и способов их развития. Уметь выразительно исполнять песни. Уметь выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) | | |
8 | Урок обобщение. | Помочь ребятам сделать вывод, что жанры музыки это и есть не что иное, как исторически сложившееся обобщение типичных музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер, которые получают развитие в более крупных жанрах и формах. | П.И. Чайковский «Пиковая дама» хор мальчиков. М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». К.В. Глюк «Орфей и Эвредика» мелодия. | Знать многообразие музыкальных образов и способов их развития. Уметь выразительно исполнять песни. Уметь выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) | | |
Содержание и формы бытования музыки (18ч) |
9 | Содержание музыки | Помочь детям услышать пространственный диапазон музыкальных произведений | П.И. Чайковский «Времена года» «Охота», «У камелька» | Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Выражать характер музыки в выразительном пении, художественном движении, рисунках | | |
10 | «Можно ли увидеть музыку?» | В процессе урока дети познакомятся с такими понятиями как темп, динамика, тембр, способ звукоизвлечения. Исследование проблемы: что значит «видеть» музыку | П.И. Чайковский «Баба-Яга», М.П. Мусоргский Баба – Яга», «Два еврея», | Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Выражать характер музыки в выразительном пении, художественном движении | | |
11 | «Как «увидеть» музыку? | Исследование проблемы. Помочь детям увидеть, что музыка может быть видимой, что она движется в пространстве и во времени. | М.П. Мусоргский цикл пьес «Картинки с выставки» | Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п. | | |
12 | Исследование проблемы «как «увидеть» музыку | Помочь детям научится расшифровывать образно-эмоциональное содержание пьес. Знакомство с понятие ритм. | М.П. Мусоргский цикл пьес «Картинки с выставки» | Осознание того, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц. Выражать характер музыки в выразительном пении, художественном движении | | |
13 | Каждый композитор художник | Исследование проблемы изобразительного и выразительного в музыке | С.С. Прокофьев балет «Золушка», «Ромео и Джульета» фрагменты. | Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах). | | |
14 | Изобразительность в музыке | Выяснить что стоит за соотношениями контрастных образов, помещенный в одно музыкальное пространство (темы добра и зла) | П.И. Чайковский интродукция, пролог, вальс из балета «Спящая красавица» | Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. | | |
15 | Существует ли в музыке чистая изобразительность? | Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни | К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных» | Знать названия изученных жанров музыки. Уметь определять и сравнивать характер музыкальных произведений. | | |
16 | Урок - концерт
| Развитие музыкальности детей и способности к импровизационному творчеству | П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»). | Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях | | |
17 | Введение в проблему Формы бытования музыки | Знакомство с понятием фортепианный концерт | Э. Григ 1 часть фортепианного концерта | Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. | | |
18 | Исследование проблемы «формы бытования музыки» | Знакомство с обрядовыми песнями. Истоки возникновения обрядов | Русские народные обрядовые песни | Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках | | |
19 | Музыкальный театр | Поверхностное знакомство с жанрами опера и балет | С.С. Прокофьев балет «Золушка» | Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах). | | |
20 | Народный театр | Знакомство с понятиями народный театр, симфония, симфонический оркестр. | П.И. Чайковский симфония №4. Р.н.п. «Во поле береза стояла» | Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. | | |
21 | Музыкальный театр. Балет «Щелкунчик» | Раскрыть жанровые, темповые, динамические и прочие ассоциации, связанные с характеристикой персонажей балета. | П.И. Чайковский балет «Щелкунчик» фрагменты. | Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п. | | |
22 | Музыкальный театр. Симфония. | Знакомство с понятием симфонический оркестр, из чего состоит симфония | С.С. Прокофьев симфония №7 1 часть. | Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах). | | |
23 | Идем в театр. Опера | Знакомство с жанром опера. Из чего состоит опера. | Н.А. Римский –Корсаков опера «Снегурочка» | Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах). | | |
24 | Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» | Знакомств с содержанием оперы. | Н.А. Римский –Корсаков опера «Снегурочка» | Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах). | | |
25 | Урок-импровизация. | Познакомит с Масленичным обрядом, подлинными народными песнями. | Н.А. Римский –Корсаков опера «Снегурочка». Р.Н.П. обрядовые, масленичные | Умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении. | | |
26 | Чудеса в музыке и в жизни | Понять, что музыка позволяет не только понять суть жизни, но прежде всего прожить эту суть в человеческих чувствах, в поэтических образах. | Э. Григ «Весной». Н.А. Римский –Корсаков «Полет шмеля» | Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п. | | |
27 | «Чудеса» в музыкальном театре. | Обобщение темы формы и бытования музыки. Игра – театрализация. | П. И. Чайковский «Подснежник» | Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п. | | |
Язык музыки (6ч) |
28 | Введение в проблему становления языка музыки | Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать. | П.И. Чайковский Фортепианный концерт №1 1 часть | Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. | | |
29 | Симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С.Прокофьев | Познакомить с тембрами симфонических инструментов. | Симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С.Прокофьев | Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах). | | |
30 | Продолжаем слушать симфоническую сказку С.С. Прокофьева «Петя и Волк» | Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт». | Симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С.Прокофьев | Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах). | | |
31 | Выразительные средства музыки | Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков. | М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках» в оркестровом исполнении | Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п. | | |
32 | Кульминация проблемы «язык музыки» | Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем). | С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский» | Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах). | | |
33 | Что значит услышать музыку? | Обобщение темы года. Знать как можно услышать музыку и что это значит? | Ф.Шуберт «К музыке», Г.Струве «Музыка», сл. И.Исаковой, И.-С.Бах «Прелюдия До-мажор». | Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах). | | |