МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ №1"
«Рассмотрено» на заседании МО _____________Е.А.Седых Протокол № 1 от «28» августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________Г.В. Весельева «30» августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №1» ____________О.Е. Струкова Приказ №_________ от «30» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
музыка
1 класс
2019-2020 учебный год
Учитель:
Насонова Л.А
Воронеж, 2019
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по музыке для 1-х классов составлена на основе:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (для ФГОС),
Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») (для ФГОС),
Образовательная программа МБОУ «Лицей №1» (утверждёна приказом директора № 195/2-п от 29 августа 2016 г.);
Учебный план МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора от 30.08.2019 №204-п);
Календарный учебный график МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора 30.08.2019 №204-п);
Авторская программа по музыке: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Просвещение, 2010.
Программа ориентирована на использование УМК:
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1 классов (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.).
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Цели и задачи учебного предмета:
Предмет музыка в 1 классе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры обучающихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане образовательных учреждений общего образования:
Таким образом, учебным планом МБОУ «Лицей №1» на изучение предмета «Музыка» в 1-х классах начальной школы отводится 1 час в неделю, всего за год 33 часа.
Формы контроля:
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО предмета
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успе6шности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизации, театральных спектаклей, музыкальных фестивалях и конкурсов и др.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (33 часа)
Содержание данной программы делится на 2 раздела, которые реализуются в течение 2х полугодий.
Тема I полугодия «Музыка вокруг нас» (16 часов)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Тема 2 раздела «Музыка и ты» (17 часов)
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
| Тема полугодия: «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС» 16 часов |
1 четверть (9 часов) |
1 | «И Муза вечная со мной!» (Урок – путешествие) | 1 |
2 | Хоровод муз. (Урок – экскурсия) | 1 |
3 | Повсюду музыка слышна. (Урок – путешествие) | 1 |
4 | Душа музыки - мелодия. (Урок рассуждение) | 1 |
5 | Музыка осени. (Урок – игра) | 1 |
6 | Сочини мелодия. (Урок – игра) | 1 |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…». | 1 |
8 | Музыкальная азбука. | 1 |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 |
2 четверть (7 часов) |
10 | Музыкальные инструменты. | 1 |
11 | Музыкальные инструменты. | 1 |
12 | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 |
13 | Звучащие картины. | 1 |
14 | Разыграй песню. | 1 |
15 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. | 1 |
16 | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. | 1 |
| Тема полугодия: «МУЗЫКА И ТЫ» 17 часов | |
| 3 четверть (9 часов) | |
17 | Край, в котором ты живешь. | 1 |
18 | Художник, поэт, композитор. | 1 |
19 | Музыка утра. | 1 |
20 | Музыка вечера. | 1 |
21 | Музыкальные портреты. | 1 |
22 | Музы не молчали | 1 |
23 | Мамин праздник. | 1 |
24 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | 1 |
25 | У каждого свой музыкальный инструмент. Обобщающий урок 3 четверти. | 1 |
| 4 четверть (8 часов) | |
26 | Музыкальные инструменты. | 1 |
27 | Музыкальные инструменты. | 1 |
28 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. | 1 |
29 | Музыка в цирке. | 1 |
30 | Дом, который звучит. | 1 |
31 | Опера-сказка. | 1 |
32 | «Ничего на свете лучше нет» | 1 |
33 | Афиша. Программа. Обобщающий урок 4 четверти. | 1 |
| ИТОГО | 33 |
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: