МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ №1"
«Рассмотрено» на заседании МО _____________Е.А.Седых Протокол № 1 от «28» августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________Г.В. Весельева «30» августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №1» ____________О.Е. Струкова Приказ №_________ от «30» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
музыка
3 класс
2019-2020 учебный год
Учитель:
Насонова Л.А
Воронеж, 2019
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по музыке для 3-х классов составлена на основе:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (для ФГОС),
Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») (для ФГОС),
Образовательная программа МБОУ «Лицей №1» (утверждёна приказом директора № 195/2-п от 29 августа 2016 г.);
Учебный план МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора от 30.08.2019 №204-п);
Календарный учебный график МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора 30.08.2019 №204-п);
Авторская программа по музыке: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Просвещение, 2010.
Программа ориентирована на использование УМК:
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 3 классов (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.).
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Цели и задачи учебного предмета:
Предмет музыка в 3 классе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры обучающихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане образовательных учреждений общего образования:
Таким образом, учебным планом МБОУ «Лицей №1» на изучение предмета «Музыка» в 3 классе отводится по 1 час в неделю, всего за год 104 часа (34 учебные недели).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО предмета
Метапредметные результаты
Познавательные:
Учащиеся научатся:
• применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
• осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;
• прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
• первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно -нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
• основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
Учащиеся научатся:
• активно, творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
• слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;
• ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России;
• наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
• использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
• воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА – 34 часа.
Содержание программы делится на семь разделов:
1. «Россия — Родина моя»
Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
2. «День, полный событий»
Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия,
аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
3. «О России петь — что стремиться в храм»
Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
5. «В музыкальном театре»
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
6. «В концертном зале»
Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта. Музыкальные инструменты - флейта. Выразительные возможности флейты. История появления флейты, легенды. Мастера исполнения на флейте. Звучащие картины. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ п/п | Наименование разделов и тем. I четверть (9ч) | Всего часов |
| Раздел 1: «Россия — Родина моя» (5ч) |
1 | Мелодия — душа музыки | 1 |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 |
3 | Виват, Россия! Наша слава-русская держава. | 1 |
4 | Кантата «Александр Невский» | 1 |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
Раздел 2: «День, полный событий» (4ч) |
6 | Утро | 1 |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек | 1 |
8 | В детской. Игры и игрушки. | 1 |
9 | На прогулке. Вечер. Обобщающий урок I четверти | 1 |
II четверть (7ч) Раздел 3: «О России петь — что стремиться в храм» (4ч) |
10 | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! Древнейшая песнь материнства. | 1 |
11 | Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | 1 |
12 | Вербное воскресенье. Вербочки. | 1 |
13 | Святые земли Русской. | 1 |
Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (3ч) |
14 | Настрою гусли на старинный лад…Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. | 1 |
15 | Лель, мой Лель. Прощание с Масленицей. | 1 |
16 | Звучащие картины. Обобщающий урок II четверти. | 1 |
III четверть (10ч) Раздел 5: «В музыкальном театре» (7ч) |
17 | Опера «Руслан и Людмила» | 1 |
18 | Увертюра. | 1 |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» | 1 |
20 | Опера «Снегурочка». В заповедном лесу. | 1 |
21 | Океан – море синее. | 1 |
22 | Балет «Спящая красавица» | 1 |
23 | В современных ритмах. | 1 |
Раздел 6: «В концертном зале». (3ч.) |
24 | Музыкальное состязание. | 1 |
25 | Музыкальные инструменты. | 1 |
26 | Звучащие картинки. Обобщающий урок III четверти. | 1 |
IV четвертая четверть (8ч) Тема раздела 6: «В концертном зале» (3ч) |
27 | Сюита «Пер Гюнт» | 1 |
28 | Мир Бетховена. | 1 |
29 | «Героическая» симфония. | 1 |
Тема раздела 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.) |
30 | Острый ритм – джаза звуки. | 1 |
31 | Люблю я грусть твоих просторов. | 1 |
32 | Мир Прокофьева. | 1 |
33 | Певцы родной природы. | 1 |
34 | Прославим радость на земле. Обобщающий урок IV четверти. | 1 |
| ИТОГО | 34 |