Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Музыка. 5 класс» для основной школы разработана на основе Федерального Закона об образовании РФ от 29 декабря 2012 № 273, ФГОС ООО, примерной ООП ООО ГБОУ СОШ села Ягодное, Примерной программы по музыке и Рабочей программы по музыке для 5-8 классов ( Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений . М.: Дрофа, 2010 г. Учебник : В.В.Алеев, Т.И.Науменко «Искусство. Музыка. 5 класс» М.: Дрофа, 2013 г. Данная программа рассчитана на 1 час в неделю, спланировано 34 часа.
Планируемые результаты освоения предмета музыка (5 класс)
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Содержание учебного предмета
Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»
Музыка рассказывает обо всем.-1ч.
Древний союз.-3 ч.
Истоки.
Искусство открывает мир.
Искусства различны, тема едина.
Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Слово и музыка -4 ч.
Два великих начала искусства.
«Стань музыкою, слово!»
Музыка «дружит» не только с поэзией.
«Древний союз», «Слово и музыка»
Песня -3ч.
Песня — верный спутник человека.
Мир русской песни.
Песни народов мира.
Романс -2ч.
Романса трепетные звуки.
Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка -3ч.
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.
Что может изображать хоровая музыка.
«Песня», «Романс», «Хоровая музыка»
Опера -2ч.
Самый значительный жанр вокальной музыки.
Из чего состоит опера.
Балет -2ч.
Единство музыки и танца.
«Русские сезоны» в Париже.
Музыка звучит в литературе -2ч.
Музыкальность слова.
Музыкальные сюжеты в литературе.
Искусство исполнительской интерпретации в музыке-2ч.
Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Образы живописи в музыке -2ч.
Живописность искусства.
«Музыка — сестра живописи».
Музыкальный портрет-1ч.
Пейзаж в музыке -2ч.
Образы природы в творчестве музыкантов.
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-
импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин.-3ч.
Волшебная красочность музыкальных сказок.
Сказочные герои в музыке.
Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства -2ч.
Что такое музыкальность в живописи.
«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия».
Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»-1ч.
Урок-концерт
Календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс
Общее количество часов: 34
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Музыка рассказывает обо всём. | 1 |
2. | Истоки. | 1 |
3. | Искусство открывает мир. | 1 |
4. | Искусства различны, тема едина. | 1 |
5. | Два великих начала искусства. | 1 |
6. | "Стань музыкою, слово!" | 1 |
7. | Музыка "дружит" не только с поэзией. | 1 |
8. | Песня - верный спутник человека | 1 |
9. | Заключительный урок | 1 |
10. | Мир русской песни | 1 |
11. | Песни народов мира | 1 |
12. | Романса трепетные звуки | 1 |
13. | Мир человеческих чувств | 1 |
14. | Народная хоровая музыка.Хоровая музыка в храме. | 1 |
15. | Что может изображать хоровая музыка. | 1 |
16. | Заключительный урок. Урок-концерт. | 1 |
17. | Самый значительный жанр вокальной музыки. | 1 |
18. | Из чего состоит опера. | 1 |
19. | Единство музыки и танца. | 1 |
20. | "Русские сезоны" в Париже. | 1 |
21. | Музыкальность слова. | 1 |
22. | Музыкальные сюжеты в литературе. | 1 |
23. | Живописность искусства. | 1 |
24. | Музыка-сестра живописи. | 1 |
25. | Может ли музыка выразить характер человека? | 1 |
26. | Образы природы и творчества в музыке. | 1 |
27. | "Музыкальные краски в произведениях композиторов-импрессионистов. | 1 |
28. | Волшебная красочность музыкальных сказок. | 1 |
29. | Сказочные герои в музыке. | 1 |
30. | Тема богатырей в музыке. | 1 |
31. | Хорошая живопись-это музыка, это мелодия. | 1 |
32. | Хорошая живопись-это музыка. | 1 |
33. | Подводим итоги. | 1 |
34. | Урок-концерт. | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.
Информационно - коммуникационные средства:
*Обучающе-развивающая программа «М.П.Мусоргский. Картинки с выставки»(CD)
* Обучающе-развивающая программа «П.И.Чайковский. Щелкунчик.»(CD)
*Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».(CD)
* Большая энциклопедия России. Искусство России»(CD)
*Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD)
Технические средства обучения:
Компьютер, ноутбук обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.
Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
Музыкальный центр, телевизор, DVD дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира, использовать большое количество иллюстративного материала
Учебно-практическое оборудование:
-музыкальный инструмент;
-аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Литература
Методические пособия для учителя:
1. Сиренко, В.М. Поурочные методические разработки по музыке. 5 класс (текст) / Сиренко, В.М. – М. : Владос, 2009.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
5. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
6.Золина. Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы (текст): методическое пособие / Л.В.Золина – М.:Глобус, 2008.
7. Замятина, Т.А.Современный урок музыки (текст) Т.А.Замятина. – М.:Глобус, 2008.
Дополнительная литература для обучающихся:
Владимиров, В.Н. Музыкальная литература (текст) / Владимиров, В.Н, А.И.Лагутин – М.: Музыка, 1984.
Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов.(текст)./ Куберский, И.Ю, Е.В.Минина – Спб.: ТОО «Диамант» :ООО «Золотой век», 1996.
Музыка. Большой энциклопедический словарь (текст) / гл.ред. Г.В.Келдыш. – М.: НИ»Большая Российская энциклопедия», 1998.
Для реализации программного содержания используются:
Науменко, Т.И. Музыка .5 класс(текст): учеб. для учреждений /Т.И.Науменко, В.В.Алеев. – М.:Дрофа, 2010.
Науменко, Т.И. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс (текст): пособие для общеобразоват. учреждений / Музыка .5 класс(текст): Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.
Музыка .5 класс(текст): нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие / сост. Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.
Музыка .5 класс (электронный ресурс0: фонохрестоматия на 2 CD / Т.И.Науменко, В.В.Алеев. –М. : Дрофа, 2010. – 2 электронных опт. диска (CD-Rom).
Интернет-ресурсы, которые помогут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
ВикипедияСвободная энциклопедия (электронный ресурс). – режим доступа: http: / ru. Wikipedia/org/wiki
Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
3. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http:dic.academic.ru/contents.nsf/-music