Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 5 класса (Авторы: Т.И.Науменко, В.В.Алеев) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, 2010 г, авторской программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010); концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерных программ «Музыка» основного общего образования.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения е явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач;
представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
различать основные жанры народной и профессиональной музыки.
Науменко Т.И. искусство: Музыка. 5 класс: учебник /Т.И.Науменко, В.В.Алеев.-3-е изд.стереотип.-М.: Дрофа, 2014.-191 с.
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Дата |
план | факт |
От автора (3 ч.) |
1 | Музыка рассказывает обо всём | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: знать о роли музыки в жизни человека. Коммуникативные: умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке. | | |
Древний союз (3 ч.) |
2 | Истоки | Личностные: формирование духовно-нравственных оснований. Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: наличие стремления находить продуктивные сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческий задач. | | |
3 | Искусство открывает мир | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: проявление навыков вокально-хоровой деятельности, исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | | |
4 | Искусства различны, тема едина | Личностные: совершенствование художественного вкуса. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Познавательные: самостоятельно ставить задачи, используя ИКТ решать их. Коммуникативные: проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями. | | |
Часть 1. Музыка и литература (18 часов). |
Слово и музыка (3ч) |
5 | Два великих начала искусства | Личностные: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, контролировать и оценивать собственные учебные действия. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: понимать сходство и различие музыкальной речи. | | |
6 | «Стань музыкою слово!» | Личностные: мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, раскрытие связей между литературой и музыкой. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | | |
7 | Музыка «дружит» не только с поэзией | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Личностные: развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке, литературе, живописи. Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. | | |
Песня (4ч) |
8 | Песня – верный спутник человека | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: прогнозировать содержание песни по её названию и жанру. Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи. | | |
9 | Песни татарских композиторов | Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания песен разных стилей. Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. Познавательные: адекватно воспринимать художественные произведения, выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | | |
10 | Мир русской песни | Личностные: усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи. Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать разные точки зрения | | |
11 | Песни народов мира | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении песни. | | |
Романс (2ч) |
12 | Романса трепетные звуки | Личностные: усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении романса | | |
13 | Мир человеческих чувств | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: планировать свои действия, оценивать правильность выполнения, саморегуляция. Познавательные: понимать функции частей произведения. Коммуникативные: слушать чужое мнение, аргументировать свою точку зрения. | | |
Хоровая музыка ( 3 ч) |
14 | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме | Личностные: уважение к творческим достижениям народной музыки. Регулятивные: корректировать результаты своей исполнительской деятельности. Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. | | |
15 | Что может изображать хоровая музыка | Личностные: эмоциональное восприятие содержания хоровой музыки. Регулятивные: оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней. Познавательные: понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. | | |
16 | Что может изображать хоровая музыка.Тест | Личностные: эмоциональное восприятие содержания хоровой музыки. Регулятивные: оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней. Познавательные: понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. | | |
Опера ( 2 ч.) |
17 | Самый значительный жанр вокальной музыки | Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения.. Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: высказывать свое мнение. | | |
18 | Из чего состоит опера | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. | | |
Балет (2 ч.) |
19 | Единство музыки и танца | Личностные: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | | |
20 | «Русские сезоны в Париже | Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Личностные: приоритет устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности. | | |
Музыка звучит в литературе (2ч) |
21 | Музыкальность слова | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. | | |
22 | Музыкальные сюжеты в литературе .Тест | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | | |
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство ( 13 ч.) |
Образы живописи в музыке (2ч) |
23 | Живописность искусства | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | | |
24 | «Музыка – сестра живописи» | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Личностные: совершенствование художественного вкуса. | | |
Музыкальный портрет (1ч) |
25 | Может ли музыка выразить характер человека? | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | | |
Пейзаж в музыке (3 ч) |
26 | Образы природы в творчестве музыкантов | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | | |
27 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов | Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | | |
28 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов | Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | | |
«Музыкальная живопись» сказок и былин (3ч) |
29 | Волшебная сказочность музыкальных сказок | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | | |
30 | Сказочные герои в музыке | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | | |
31 | Тема богатырей в музыке. Тест | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | | |
Музыка в произведениях изобразительного искусства (4) |
32 | Что такое музыкальность в живописи | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Личностные: совершенствование художественного вкуса. | | |
33 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» | Личностные: формирование целостной картины мира. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | | |
34 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» | Личностные: формирование целостной картины мира. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | | |
35 | Повторительно-обобщающий урок по курсу Искусство: музыка за год. Тест | Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. | | |