СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по музыке для 5 класса , автор Критская, Сергеева необходима каждому учителю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 5-8 класса адресована общеобразовательным классам
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
- ФГОС общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ от 6.10.2009 г. № 373);
- приказом Минобразования РФ от 26.11.10 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.09. № 373»,
- учебным планом МБОУ «Школа № 173 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2018-2019 учебный год; Данная рабочая программа по музыке разработана на основе следующих нормативноправовых документов:
Закон РФ «ОБ образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Планируемые результаты основного общего образования;
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Музыка 5 – 8 классы;
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Программа по музыке «Музыка. 5-6 классы» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, 2011 г.;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ школы № 173 Советского района города Нижнего Новгорода
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника, принадлежащего предметной линии учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованных МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 – 2016 учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:
Учебники: Музыка: 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.: ил.
Рабочие тетради: Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е издание. – М., «Просвещение», 2013.
Дидактический материал: ФОНОХРЕСТОМАТИЯ музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Методическая литература: Уроки музыки: 5-8 классы: пособие для учителя/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.– М.: Просвещение, 2007.
Алексеева Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
- программой «Музыка 5 классы» авторы Критская ,Сергеева , Шмагина.;
- федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018-2019 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 № 2080);
- уставом МБОУ «Школа №1 73 с углубленным изучением отдельных предметов».
Предмет «Музыка » играет роль в реализации основных целевых установок общего образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании школьников., развитие культуры личноси Актуальность изучения данного курса нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики ,образцов музыкального фольклора , духовной музыки..
Содержание предмета направлено на формирование музыкальной грамотности и коммуникативной компетентности. Музыка является для школьников основой в музыкальном воспитании и обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и музыкальных способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в музыкальную жизнь
Программа направлена на реализацию средствами предмета « Музыка» основных задач образовательной области « Музыкальное воспитание»
Целями изучения предмета Развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры
Срок реализации программы – 1 год
Общая характеристика курса и основные принципы отбора содержания материала
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Музыка» основных задач образовательной области «Искусство»:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное , активное восприятие музыки;
освоение музыкальных произведений и знаний по музыке;;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой музыкальной деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие музыкальной речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре музыкального языка : динамике, , средствах выразительности , тембр, темп , лад, мелодия.;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умении слушать музыку ;
воспитание интереса и любви к музыке.
Систематический курс музыкального воспитания представлен в программе следующими содержательными линиями:
система музыкального языка (основы музыкальной грамоты ,средства музыкальной выразительности, Мелодия , интонация,);
развитие музыкальной речи.
Содержание программы базируется на художественно-нравственно-образномм,нравственно-историческомпостижениимдадшими школьниками основных пластов мирового- музыкального искусства; фольклора ,музыки религиозной традиции, произведения композиторов –классbков(золотой фонд),современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации ,темы и образы русской музыкальной культуры-« от родного порога»по выражению народного художника России Неменского. В мир культуры других народов.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью ,разнообразия форм его прикосновения и бытования в окружающем мире .специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки .ее жанрово-стилистические особенности .При этом надо отметить .что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных результатов.
Основными методическими принципами программы являются : увлеченность ,триединство деятельности композиторов- исполнителя- слушателя.» торжество и ,опора на отечественную музыкальную культуру .монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникация. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании воспитания. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят : хоровое , ансамблевое и сольное пение : пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения. , игра на детских музыкальных инструментах, инсценировка песен, сказок музыкальных пьес, программного мастерства . Помимо этого дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке , импровизациях, ( вокальной, ритмической , пластической) в рисунках по теме музыкальные образы . эскизах , костюмах , декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклях ) В целом эмоциональное восприятие музыки , размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения , анализа, Обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства , что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Место курса «Музыка » в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Школа № 173 с углубленным изучением отдельных предметов» на изучение предмета « музыка» в 5 классе выделяется 35 ч .Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствиис количеством часов 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки музыки , как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования , культуры и искусства. Освоение музыки , как духовного наследия человечества предполагает: Формирование опыта эмоционально- образного восприятия: овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний , умений , овладение УУД. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через , идентификацию, эмоционально –эстетический отклик на музыку. Школьники понимают , что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека , его духовно- нравственного становления ,
5 класс:
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов |
Раздел 1 | «Музыка и литература» | 17 |
1. | Что роднит музыку с литературой | 1 |
2. | Вокальная музыка. | 3 |
3. | Фольклор в музыке русских композиторов | 2 |
4. | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 6 |
5. | Путешествие в музыкальный театр | 5 |
Раздел 2 | «Музыка и изобразительное искусство» | 18 |
6. | Музыка и изобразительное искусство | 2 |
7. | Звать через прошлое к настоящему | 2 |
8. | Музыкальная живопись и живописная музыка | 2 |
9. | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | 2 |
10. | Изобразительность в музыке | 10 |
| Творческая проектная деятельность выполняется в рамках изучения каждого раздела. |
|
| Итого | 35 |
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
освоения программы по учебному предмету «Музыка» 5 класс
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки(в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
Предметные результаты:
обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.
В слушательскойдеятельности этоумения:
воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.
К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:
интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;
сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;
оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.
В музыкально-композиционном творчестве предусматривается формирование умений импровизировать и сочинять музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.
Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности, а также в музыкально-слушательской деятельности.
В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
В игре на музыкальных инструментах это — навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения; слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания.
В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке — в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.
В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.
В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.
В инструментальном музицировании расширение опыта творческой деятельности происходит в процессе игры на элементарных инструментах, импровизации и создания инструментальных композиций на основе знакомых мелодий.
В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов).
Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно
5 класс Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Домашние задания | ||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||
| |||||||||||
5 класс-34 часа | |||||||||||
Музыка и литература( 17ч) | |||||||||||
1 |
| Что роднит музыку с литературой…
| 1 | Открытие новых знаний | Слушание музыки.Интонационно- образный анализ. Музыки. Хоровое пение. | Правильно : слушать музыку на примере Гимна страны муз Александрова (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования | выполнять учебные действия в качестве слушателя. : использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Адекватная мотивация учебной деятельности. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре народа | с 3-5 правило | ||
2-3-4 |
| Вокальная музыка.» Россия, Россия –нет слова красивей 3» Песня русская в березах, песня русская в хлебах». Звучащие картины. 4» Здесь мало услышать,здесь вслушаться нужно»
| 1 | Расширение и углубление знаний Постановка и решение учебных задач. | Познакомятся с отличиями музыкальной речи от речи литературной научатся –называть основные жанры русских народных песен ,определять значение песни в жизни общества интонационно –образный анализ прослушанной музыки | | выполнять учебные действия в качестве слушателя. : использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | | с 6-8 пересказ | ||
5-6 |
| Фольклор в музыке русских композиторов Стучит, гремит Кикимора ..6 Что за прелесть эти сказки?! | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Слушание музыки , вальс ,полька , бал основные жанры вокальной и танцевальной музыки | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач | | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач | с 9-11 правило | ||
7 |
| Жанры инструментальной и вокальной музыки. « Мелодией одной звучат печаль и радость» | 1 | Интонационно – образный анализ музыки | Как сочинить музыку? Цель: познакомить с алгоритмом сочинения, мелодии | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание. Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | формировать и удерживать учебную задачу использовать общие приемы решения исполнительской з координировать и принимать различные позиции во взаимодействии задач | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание. Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | с 12-15 вопроосы | ||
8-9 |
| « Песнь моя летит с мольбою» 9 Вторая жизнь песни , живительный родник творчества. Обобщение материала 1 четверти.
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Как ты понимаешь словосочетание «музыкальная грамота72 Цели: учить различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; познакомить с элементами нотного письма Мелодия, аккомпанемент, ритм, нотная запись, звук, нота (различие | Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в жизни Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности | выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя: осуществлять и выделять необходимую информацию. . | Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в жизни Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности | с 16-19 правило | ||
10 |
| « Всю жизнь мою несу Родину в душе» « Перезвоны» Звучащие картины.» Скажи откуда ты приходишь красота,!
| 1 | Расширение и углубление знаний | Что такое опера? Жанр вокальной музыки . Слушание и определение характеристики героев кантата –крупное произведение музыкальное Александр Невский | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности | : использовать установленные правила в контроле способов решения задач ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. В музыкальном воспитании | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности | с 20- 23 правило | ||
11 |
| « Писатели и поэты о музыке и музыкантах .Слово о «»мастере. Гармонии задумчивый поэт.» Ты Моцарт , бог и сам того не знаешь» « Был он весь окутан тайной – черный гость»
| 1 | Расширение и углубление знаний | . Кантата- крупное музыкальное произведение из нескольких частей , Характеристика героев .анализ музыкального произведения | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа | составлять план и последовательность действий. осуществлять поиск необходимой информации. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа | с 24-26 правило | ||
12-13 |
| Первое путешествие в музыкальный театр. Опера Оперная мозаика.Опера – былина» Садко» Звучащие картины.» Поклон вам гости именитые , гости заморские» 13Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.Балетная мозаика.Балет-сказка « Щелкунчик»
| 1 1 | Расширение и углубление знаний | Можно ли услышать музыку в живописи? В каких картинах звучит народная музыка, а в каких - профессиональная, сочиненная композиторами где слышим духовную музыку Цели: расширять художественные впечатления, развивать ассоциативно-образно Песня, опера, пьеса, флейта, арфа духовная музыка | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления | : формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушател | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления | с 27-29 пересказ | ||
14 |
| Музыка в театре, кино , на телевидении.
| 1 | Расширение и углубление знаний | . Что общего в рождественских песнях разных народов? Какие ты знаешь рождественские сказки, песни, стихи? Цель: познакомить с народными праздниками, рождественскими песнями, духовной жиз Народные праздники, рождественские песни | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа | : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. читать простое схематическое изображение | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа | с 30 – 32 вопросы | ||
15 |
| Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 | Открытие
| Познакомятся с ролью ллитературного сценария , и значением музыки в синтетических видах искусствав театре, кино, на телевидении | Открытие
| формулиров: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника и удерживать учебную задачу. | Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа | с 33-35 правило | ||
16 |
| Мир композитора. Обобщение .Материала 2 четверти.
| 1 | Постановка и решение учебных задач | Познакомятся с понятием мюзикл ,, историей возникновения мюзикла.Узнают чем мюзикл отличается от оперы | Постановка и решение учебных задач | : узнавать, называть и определять явления окружающей действительности | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ( 18ч) | с 36-38 вопросы | ||
17 |
| Музыка и изобразительное искусство 18 чаас .Что роднит музыку с изобразительным искусством | 1М | Постановка и решение учебных задач
| Познакомятся со взаимодействием музыки с именами выдающихся русских и зарубежных композиторов | Коррекция знаний | преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Развитие духовно –нравственных чувст | с 39-43 вопросы | ||
| |||||||||||
18 |
|
Небесное и земное в звуках и красках. « Три вечные струны , молитва , песнь, любовь» « Любить. Молиться .Петь. Святое назначенье! В минуты музыки печальной «» Есть сила благодатная в созвучье слов живых»
|
|
|
|
| | |
| ||
|
|
| 1 | Открытие новых знаний-- | Общее в средствах выразительности изобразительного искусства и музыки | Узнают что роднит искусство и музыку | Формулировать, анализироватьставить вопросы, | Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг | с 44-46 правило | ||
19 |
| Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. « За Отчий дом , за русский край» Ледовое побоище. После побоища.
| 1 | Постановка и решение | Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах?познакомятся с общностью языка различных видов искусства | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и ха-рактера | выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и ха- | с 47-49 пересказ | ||
20-21 |
| Музыкальная живопись и живописная музыка.» Ты раскрой мне, природа ,объятья» « Мои помыслы- краски, мои краски- напевы… и это все –весенних дней приметы» Фориллен- квинтет. Дыхание русской песенности. 21 Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.Весть святого торжества.» Древний храм златой вершиной блещет ярко»
| 1 | Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний | Более глубокое изучение кантатыС Прокофьева « Александр Невский» сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого челове | преобразовывать практическую задачу в познавательную, ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого челове | с 50-52 пересказ | ||
22 |
| Портрет в музыке и изобразительном искусстве. « Звуки скрипки так давно звучали»
| 1 | Расширение и углубление знаний | Познакомимся с общими чертами художественных образов,с основными чертами кантаты,с богатством музыкальных образов( героические и эпические)и особенностями их драматургического развития. | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человек | использовать речь для регуляции своего действия. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человек | с 52-53 правило | ||
-23 |
| Неукратимым духом своим он побеждал зло.
. | 1 1 | Решение учебных задач | Общность музыки и живописиВыразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись?Можем ли мы увидеть музыку? | Знакомимся с выразительными возможностями музыки и ее изобразительности, с выдающимися русскими и зарубежными Рахманиновым, , ФШубертом., их творчествомомпозиторам | : преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач | с 54-56 правило | ||
24 |
| Волшебная палочка дирижера.Дирижеры мира.
| 1 | Расширение и углубление знаний | Знакомство с Симфонической сказкой « Петя и волк» определять характеристики героев через тембровое звучание музыкальных инструментов Сюита , симфония | | : применять установленные правила, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | | с 57-58 кроссворд | ||
25 |
| Образы борьбы и победы в искусстве.» « О душа моя, ныне- Бетховен с тобой» | 1 | Постановка и решение учебных задач | Выразительные возможности скрипки , ее создатели и исполнители Портрет Паганини в музыке и изобразительном искусстве | формулировать и удерживать учебную задач ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека | формулировать и удерживать учебную задач ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | С 59 =60 вопросы | ||
26 |
| Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет « Обобщение материала 3 четверти.
| 1 | Рефлексия знаний | Значение дирижера в исполнении симфонической музыки , оркестромГруппы инструментов оркестра, их выразительная роль | проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности | проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника | С 61-62 вопросы | ||
27 |
| Застывшая музыка.Содружество муз в храме.
| 1 | Расширение и углубление знаний | Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена Образный строй Симфонии№ 5Творческий процесс сочинения музыки композитором | предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. | Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям | предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. | С 63-64 правило , тесты | ||
28 |
| Полифония в музыке и живописи.» В музыке Баха слышатся мелодии космоса»
| 1 | Расширение и углубление знаний | Гармония в синтезе искусства: архитектуры,музыки. Изобразительного искусства. | : ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | : ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | С 65 правило | ||
29 |
| Музыка на мольберте. Композитор-художник.» Я полечу в далекие миры. , край вечной красоты..»Звучащие картины. « Вселенная представляется мне большой симфонией»
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Продолжение знакомства с творчеством И С Баха. Освоение понятий : полифония , фугасветская и духовная музыкаЛюбимый инструмент у И С Баха- орган. Ведущие органисты мира. | : моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | : моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. | С 66-67 правило | ||
30 |
| Импрессионизм в музыке и живописи « Музыка ближе всего к природе» « Звуки и запахи реют в вечернем воздухе»
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с композитором Черленисом. И литовским художником Расширение представлений о взаимодействии музыки и изобразительного искусства | : выбирать действия в соответствии с поставленными задачами: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | : выбирать действия в соответствии с поставленными задачами: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | С 68-69 правило | ||
31 |
| « О подвиге , о доблести , о славе» « О тех, кто уже не придет никогда, помните. « Звучащие картиннны»
| 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Особенности импрессионизма.. как художественного стиляТворческая биография композиторов - импрессионистов | использовать общие приемы решения задач, ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | использовать общие приемы решения задач, ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. | С 69-70 пересказ | ||
32 |
| « В каждой мимолетности вижу я миры…» С.Прокофьев.» Музыка и молодость в расцвете» Музыкальная живопись .Мусоргского
| 1 | Коррекция ЗУН | Тема защиты Родины в произведениях различных видовискусства. Знакомство с жанром реквием. Поэтические произведения о войне . Реквием Рождественского | применять установленные правила в планировании способа задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию решения. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека | применять установленные правила в планировании способа задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию решения. |
| ||
33 |
| Мир композитора
| 1 | Рефлексия знаний | Образный мир С С Прокофьеваи М П Мусоргского Своеобразие творчества обоих композиторов
| ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни | ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | С 70 тессты | ||
34-35 |
| « С Обобщение материала 4 четвертивеком ннаравне 35 урок резервный | 1 | Решение учебных задач., рефлексия знаний. | Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы,и изобразительного искусства.Их синтез, сходство и различия.на примере творчества русских, и зарубежных композиторов | преобразовывать познавательную задачу в практическую, задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию . | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности | преобразовывать познавательную задачу в практическую, задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию . | Повторить песни |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В 5 КЛАССЕ
- Формирование представлений о музыке и многообразии музыкального и культурного пространства России, о музыкальном языке ,как основе музыкальной культуры личности ребенка
- Понимание обучающимися того, что музыкальный язык представляет собой явление национальной культуры
Знать: все музыкальные термины , произведения, динамические оттенки , средства музыкальной выразительности
Уметь:
правильно брать дыхание ;
правильно называть и определять произведения по предложенной мелодии
определять жанры вокальной и инструментальной музыки;
различать и узнавать знакомые мелодии ,.авторов и исполнителей ;
определять интонации знакомых мелодий;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров, драматизации, музыкально- пластические движения, импровизации
правильно определять виды музыки .сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого , коллективного( хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов .
Формирование универсальных учебных действий
(личностные и метапредметные результаты)
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
освоения программы по учебному предмету «Музыка» 5 класс
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки(в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
Предметные результаты:
обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.
В слушательскойдеятельности этоумения:
воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.
К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:
интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;
сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;
оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.
В музыкально-композиционном творчестве предусматривается формирование умений импровизировать и сочинять музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.
Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности, а также в музыкально-слушательской деятельности.
В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
В игре на музыкальных инструментах это — навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения; слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания.
В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке — в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.
В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.
В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.
В инструментальном музицировании расширение опыта творческой деятельности происходит в процессе игры на элементарных инструментах, импровизации и создания инструментальных композиций на основе знакомых мелодий.
В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов).
Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно
Сфера учебных действий | Выпускник научится ( у ученика будут сформированы) | Выпускник получит возможность научиться (возможность для формирования) |
Личностные универсальные учебные действия | – осознавать роль музыки в жизни людей; – осознавать чувство гордости за свою Родину,народ и историю России ,на основе изучения лучших образцов фольклора, музыки Русской православной церкви, – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – проявлять уважение к культуре других народов и развитие эмоционально –эстетических чувст к окружающим | - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Регулятивные универсальные учебные действия |
выполнять учебные действия в качестве слушателя. преобразовывать познавательную задачу в практическую. | -высказывать своё предположение (версию) на основе работы с музыкой. - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
Познавательные универсальные учебные действия | – и осуществлять и выделять необходимую информацию. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель о музыкальной жизни страны , о музыкантах | - делать предварительный отбор источников информации. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | – оформлять свои мысли в устной и музыкальной форме (повторить и пропеть, прохлопать, проиграть)); – слушать и понимать музыку; – выразительно исполнять и слушать музыку – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения во время слушания музыки и исполнения песен ; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
|
Планируемые метапредметные результаты при работе с музыкальными произведениями
Работа с музыкальным произведением | Выпускник научится
| Выпускник получит возможность научиться |
Поиск информации и понимание услышанного | • находить в мелодии конкретные оттенки , интонации . информацию ; • определять мелодию ,жанры вокальной и инструментальной музыки. • определять музыкальные основы • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы;музыкальных терминов , звучание инструментов, мелодии.
| • исполнять , записывать музыкальные термины – зная основы музыкальной грамоты ;
|
Преобразование и интерпретация информации | • пропеть и повторить песню , прохлопать ритм , простучать , проиграть ,; • формулировать несложные выводы, основываясь на музыкальной грамоте ;
| • составлять на основании импровизаций мелодии, сказки ,изображая персонажей разными звучаниями |
Работа с песней: оценка информации | • участвовать в музыкальных диалогах , драматических образах | • в процессе работы с одним или несколькими источниками музыкальными , выявлять достоверную (противоречивую) информацию. |
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
(метапредметные результаты)
Наименование содержательной линии | Выпускник научится
| Выпускник получит возможность научиться |
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером | • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);песня –игра | Сочинять музыку на компьютере, создавать не сложные программы |
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных | - | - |
Обработка и поиск музыкальной информации | • искать информацию в соответствующих возрасту музыкальных, цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, | • грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете; критически относиться к информации и к выбору источника информации. |
Создание, представление и передача сообщений | • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией | - |
Планирование деятельности, управление и организация | • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий. | - |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Инструментарий
для оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы образования:
Инструментарий планируемых личностных результатов освоения программы образования:
1. Типовые задания по оценке личностных результатов (Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение,2011.)
2. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося ( Воспитательный процесс изучение эффективности/ под редакцией Е.Н.Степанова.- М.: Творческий центр, 2013.)
3. Методики изучения уровня адаптации для 1 и 4 классов (Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домик» - О.А. Орехова
4. Методика исследовании музыкальных способностей Критская ( Тесты для 5 класса )2014 г
5. Социометрия Дж.Морена.
6. Цветовой тест отношений. (Изучение эмоционально-психологического климата в коллективе) Эткинд
Методы оценки: фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, возрастно-психологическое консультирование.
Инструментарий планируемых метапредметных результатов освоения программы начального образования:
1. Диагностика метапредметных и личностных результатов в 5 классах, 6 классах (по А.Г Асмолову)
2. Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная основа (по методике Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой)
3. Комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией (по Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой).
4. Олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность).
Методы оценки: фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение.
Инструментарий планируемых предметных результатов освоения программы начального образования:
В рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля:
уровневые итоговыезачеты по музыке , включающие проверку сформированности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник научится») и повышенного уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться»);
комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией.
Методы оценки: тестирование и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка, музыкальные наблюдения и др.).
Формы и критерии оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в процессе освоения программы начального образования
Оценка личностных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:
самоопределение — сформированность внутренней позиции школьника;
смыслоообразование ;
морально-этическая ориентация.
Личностные результатыобучающихся 5 класса в полном соответствии с ФГОС НОО подлежат итоговой оценке.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы, являясь функционально по сути, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются решающим условием успешности решения учащимися предметных задач.
Таким образом действие занимает в структуре учебной деятельности учащегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий.
Оценку уровня сформированности ряда универсальных учебных действий наиболее целесообразно проводить в форме неперсонифицированных процедур.
Объектом оценки предметных результатов становится, в полном соответствии с требованиями стандарта, способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур, с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности выпускников.
При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка достижения этих предметных результатов, ведется, как правило, в ходе выполнения итоговых проверочных работ ( музыкальное тестирование) В ряде случаев их достижение может проверяться также в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксироваться в накопительной системе оценки (например, в форме портфолио) и учитываться при определении итоговой оценки.
Примерами такого рода работ могут быть:
• по музыке- тестирование и устный зачет
Поэтому в текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником с оценками типа:
• «зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно») — т. е. оценки, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
• «хорошо», «отлично» — оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Это не исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5-ти балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачет»).
Учащиеся 5 классов оцениваются по пяти бальной системе . ( тесты , музыкальные задания, зачеты)
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Цифровые образовательные ресурсы
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
Примерная программа основного общего образования по музыке.
Авторская программа по музыке.
Хрестоматии с нотным материалом.
Сборники песен и хоров.
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
Учебники по музыке.
Книги о музыке и музыкантах.
Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
Атласы музыкальных инструментов.
Портреты композиторов.
Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
Карточки с признаками характера звучания.
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные пособия:
Комплекты для обучения музыкальной грамоты
Портреты композиторов
Комплект демонстрационных таблиц с музыкальными терминами , нотной грамоты.
Наборы музыкальных картинок.
Словари по музыкальной грамоте.
Репродукции картин.
Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Телевизор.
Видеомагнитофон.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Компьютер.
«Рассмотрена» и «принята» школьным методическим объединением учителей старших классов Протокол №1 ________Кондратьева О.В от « 29 » августа 2016 г. |
4