Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе примерной программы (В.В.Алеев (научный руководитель). Т.И.Науменко), «Искусство. Музыка». Данная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Данная программа является продолжением программы для 1-4 классов.
10. Приказ МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан № 45 от 18. 08. 2015 «Об утверждении учебного плана».
11. Закон ЕАО от 06.03. 2014 г. № 472- 03 «Об образовании ЕАО»
12. Приказ образовательного учреждения «Об утверждении учебного плана на соответствующий учебный год» от 18 08 2015 год.
Рабочая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально–эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководителем Д.Б.Кабалевским.
Программа рассчитана на 35 часов в год, один час в неделю, в том числе контрольных работ 4.
- входной, текущий, тематический, итоговый.
- тест.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать развитию интереса к музыке в процессе творческого самовыражения, проявляющегося в размышлениях о музыке, собственном разнообразном творчестве, практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- формировать музыкально-эстетическую культуру школьников на основе приобщения к шедеврам музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- заложить систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем взаимодополнение выразительных средств- звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу художественно-творческой деятельности.
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально эстетической жизни школы, района, города и др. ( музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно эстетической точки зрения.
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании разностороннего, интеллектуально — творческого и духовного развития;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поли культурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Содержание 5 класса (тема года «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Тематическое построение года соответственно предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «Музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).
Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Содержание учебного материала предусматривает изучение «музыки в единстве с тем, что ее рождает и окружает с жизнью, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь». Программа позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. В практике массового музыкального образования главным становится обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, что позволит активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт учащихся, а также опыт музыкально - художественного творчества. В программу включены произведения оренбургских композиторов – песенников.
Столь обширные задачи предполагают постоянную координацию курса с другими предметами, изучаемыми в 5 классе:
3. Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема | Основное содержание / Основные понятия | Характеристика видов деятельности | Планируемые результаты обучения | Вид, форма контроля | Дом. задание | Дата |
Предметные | Метапредментные (УУД) |
Первая четверть (9ч) |
1 | Музыка рассказывает обо всём (1ч) | Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке. Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Методы наблюдения. Сравнения, сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства. Музыкальный материал: В.Алеев, стихи С.Маршака. Гвоздь и подкова (пение). | 1.Различать характерные виды искусства. 2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства. 3.Использовать песенные произведения в соответствии с их интонационно – образным содержанием. | Знать о роли музыки в жизни человека ; понятие искусства. Уметь исполнять произведения, петь легко и звонко, без форсирования вырабатывая певческий выдох. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: знать о роли музыки в жизни человека. Коммуникативные: умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке. | Устный опрос | Составить устный рассказ | |
Древний союз (3ч) |
2 | Истоки (1ч) | Откуда берется музыка. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чем состоит единство истоков видов искусства. Музыкальный материал: Г.Струве, стихи И.Исаковой. Музыка (пение); Е.Крылатов, стихи Н.Добронравова. Где музыка берет начало? (пение) | 1.Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки. 2. Понимать единство истоков различных видов искусства. 3.Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Знать, что жизнь является источником вдохновения для музыканта (природа, храм, искусство, поэзия). Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения | Личностные: формирование духовно-нравственных оснований. Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: наличие стремления находить продуктивные сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческий задач. | Устный опрос, хоровое пение | Подготовить сообщение | |
3 | Искусство открывает мир (1ч) | Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в №3). Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Художественный материал: Музыка М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание, пение). Литература А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц; Х.К. Андерсен. Соловей. Живопись Н.Ге. Портрет Л.Н. Толстого; И. Репин. Портрет А.Г.Рубинштейна. Песенный репертуар: Е. Крылатов, стихи Ю.Энтина. Крылатые качели (пение). | 1.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике. 3.Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл. | Знать виды искусства; роль музыки в семье искусств. Уметь выразительно исполнять произведение, используя приобретенные вокально-хоровые навыки. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: проявление навыков вокально-хоровой деятельности, исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | Устный опрос, хоровое пение | Подготовить сообщение. | |
4 | Искусства различны, тема едина (1ч) | Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, представленных в п.4,с точки зрения сходства их образов и настроений. Художественный материал: Музыка П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Р.Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества»(слушание). Поэзия А.Толстой. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад Живопись И.Левитан. Осенний день. Сокольники; И.Бродский. Опавшие листья. Песенный репертуар: И.Гайдн, русский текст П.Синявского. Мы дружим с музыкой (пение) | 1. Выявлять связи между музыкой. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям. 2. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы. 3.Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме. | Знать основные темы в искусстве. Уметь приводить примеры тем природы, Родины, любви к музыке, литературе, живописи. | Личностные: совершенствование художественного вкуса. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Познавательные: самостоятельно ставить задачи, используя ИКТ решать их. Коммуникативные: проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями. | Устный опрос, хоровое пение. | Придумать ритмический рисунок хлопками, постукиванием. | |
Музыка и литература Слово и музыка (3ч) |
5 | Два великих начала искусства (1ч) | Слово и музыка – могучие силы искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. Музыкальный материал: М.Глинка, стихи А.Пушкина. Я помню чудное мгновенье…(слушание); Ф.Шуберт, стихи В.Мюллера. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха». Песенный репертуар: Веселый мельник. Американская народная песня (слушание) | 1.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. 2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 3. рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. | Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова. Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведениях. Уметь находить взаимосвязь музыки и литературы (стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновение»). | Личностные: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, контролировать и оценивать собственные учебные действия. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: понимать сходство и различие музыкальной речи. | Устный опрос | Составить кроссворд | |
6 | «Стань музыкою слово!» (1ч) | Черты сходства между литературой и музыкальной речью (на примере музыкально- поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского). Музыкальный материал: В.А.Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание); П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание). Песенный репертуар: Веснянка. Украинская народная песня (пение) | 1.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. 2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 3. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки. | Знать о различных жанрах вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально- хоровые навыки. | Личностные: мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, раскрытие связей между литературой и музыкой. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | Устный опрос, хоровое пение | Подготовить сообщение | |
7 | Музыка «дружит» не только с поэзией (1ч) | Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» М.Мусоргского). Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы. Музыкальный материал: М.Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская» (слушание). | 1.Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 2.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. | Знать понятие «песни без слов». Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; Правильно дышать при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом (без форсирования), петь звонко в песне подвижного характера. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Личностные: развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке, литературе, живописи. Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. | Устный опрос, хоровое пение. | Составить устный рассказ. | |
Песня (2ч) | |
8 | Песня – верный спутник человека (1ч). | Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю.Нагибина и В. Астафьева. Художественный материал: Литература Ю.Нагибин. Книга детства. Фрагмент; В. Астафьев. Последний поклон. Фрагмент. Музыка В.Баснер, стихи М.Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание, участие в исполнении) | 1.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра). 2.Выявльть возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3.Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей) | Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады. Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: прогнозировать содержание песни по её названию и жанру. Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи. | Устный опрос, хоровое пение | Подобрать песни по теме урока | |
9 | Заключительный урок. Песни оренбургских композиторов(1ч) | Комбинированный урок. Песни оренбургских композиторов: Цибизов, Коняхин, Зельцер, Кондратенко и др. | Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, её возникновение и взаимосвязь с литературой. | Знать изученные понятия. Уметь применять полученные знания и анализировать музыкальный материал. | Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания песен разных стилей. Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. Познавательные: адекватно воспринимать художественные произведения, выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | Устный опрос. | Составить музыкальный кроссворд | |
Вторая четверть (7ч) | |
10 | Мир русской песни (1ч) | О чем поется в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихи И.Козлова). Художественный материал: Ах ты, степь широкая… Русская народная песня, обработка Т.Триодина (слушание, участие в исполнении); Вечерний звон. Стихи И.Козлова, обработка Н.Иванова (слушание); А.Александров. Уж ты зимушка – зима. Обработка Ю.Тугаринова (пение); Ю.Тугаринов. стихи Е.Румянцева. Если другом стала песня (пение); Я.Френкель, стихи Р.Рождественского. Погоня. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение) | 1.Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы. 2.Осознавать интонационно – образные, жанровые и стилевые основы музыки(в рамках изученного на уроке материала). 3.Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально – творческой деятельности. 4.Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т.д.) | Знать основные признаки народной песни, виды песен. Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера. | Личностные: усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи. Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать разные точки зрения. | Устный опрос. Хоровое пение. | Придумать ритмический рисунок. | |
11 | Песни народов мира (1ч) | Для чего мы изучаем народную культуру других стран (на примере польской народной песни «Висла»). Почему народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения (на примере «музыкальной басни» Г.Малера «Похвала знатока»). В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона). Музыкальный материал: Висла. Польская народная песня (слушание); Г.Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла «Волшебный рог мальчика» (слушание); Ф.Мендельсон. Песня без слов № 14 (слушание); В.Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева. Песня гардемаринов (пение); Вокализ на тему «Песня без слов» № 14 Ф Мендельсона, обработка Т.Кичак (слушание) | 1.Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира. 2.Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей. 3.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 4.Использовать образовательные ресурсы сети интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме. | Знать характеристику и отличия народных песен мира. Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении песни. | Устный опрос. Хоровое пение. | Подобрать песни по теме урока | |
Романс (2ч) | |
12 | Романса трепетные звуки (1ч) | Мир образов, запечатленных в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М.Глинки). Музыкальный материал: М.Глинка, стихи Н.Кукольника. Жаворонок (слушание, пение) | 1.Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. 2Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 3.Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. | Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке, применять знания полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей. | Личностные: усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении романса. | Устный опрос. Хоровое пение. | Подготовить сообщение о романсе. ответить на вопрос: «В чем разница между романсом и песней?» | |
13 | Мир человеческих чувств (1ч) | Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С.Рахманинова). Роль фортепианного сопровождения в романсе. Музыкальный материал: С Рахманинов, стихи И.Бунина. Ночь печальна (слушание) | Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке. | Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: планировать свои действия, оценивать правильность выполнения, саморегуляция. Познавательные: понимать функции частей произведения. Коммуникативные: слушать чужое мнение, аргументировать свою точку зрения. | Устный опрос. | Составить устный рассказ о чувствах человека и их воплощении в музыки. | |
Хоровая музыка (2ч) | |
14 | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме (1ч) | Главные особенности народной хоровой песни (на примере русской народной песни «Есть на Волге утес»). Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш» (на примере хорового произведения П.Чайковского). Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов (на примере оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского – Корсакова). Музыкальный материал: Есть на Волге утес. Русская народная песня (слушание); П.Чайковский. Отче наш (слушание); Н.Римский – Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» . IV действие (слушание); Д.Бортнянский. Многолетие (пение); Кант VIII века «Музы согласно» (пение) | 1.Изучать специфические черты русской народной музыки. 2.Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. 3.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. | Знать виды хоров, хоровых произведений, авторы хоровых произведений и известные хоровые коллективы; понятия церковное пение, храмовая музыка. Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле, используя певческое дыхание, приемы звуковедения, возможности голосового аппарата; отличать народную хоровую музыку от церковной. | Личностные: уважение к творческим достижениям народной музыки. Регулятивные: корректировать результаты своей исполнительской деятельности. Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. | Устный опрос. Хоровое пение. | Подготовить сообщение о народной хоровой музыке. | |
15 | Что может изображать хоровая музыка(1ч) | Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах (на примере хора «Поет зима» Г.Свиридова). Музыкальный материал: Г.Свиридов. Поет зима. Из поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание); С веселой песней. Музыка и стихи неизвестного автора. | 1.Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 2.Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. | Знать о вечной теме в искусстве - высокой темы веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке. Уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения. | Личностные: эмоциональное восприятие содержания хоровой музыки. Регулятивные: оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней. Познавательные: понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. | Устный опрос. Хоровое пение. | Подготовить сообщение о хоровой музыке в храме. | |
16 | Заключительный урок(1ч) | Урок – концерт. | Концертная деятельность. | Знать название изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках. Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и назвать их. | Личностные: проявление интереса к художественной деятельности. Регулятивные: договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. | Устный опрос. Хоровое пение. | - | |
Третья четверть(11ч) | |
17 | Самый значительный жанр вокальной музыки (1ч) | Опера – синтетический вид искусства. Великие и русские композиторы, художники и артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чем состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М.Глинка «Руслан и Людмила»). Музыкальный материал: М.Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); М.Глинка, стихи С.Городецкого. Финальный хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (пение) | 1.Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства ((с учетом критериев, представленных в учебнике). 3.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. 4.Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. | Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действия. Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять хоровые произведения стройно, слаженно с точной интонацией. | Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения.. Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: высказывать свое мнение. | Устный опрос. | Нарисовать рисунок по теме урока. | |
18 | Из чего состоит опера (1ч) | Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н.Римского - Корсакова «Снегурочка» и инструментального эпизода «Сеча при Керженце» из оперы Н.Римского - Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Музыкальный материал: Н.Римский – Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы Снегурочка. IV действие (слушание); Н.Римский – Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание); С Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение) | 1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2.Наблюдать за развитием одного ил нескольких образов в музыке. 3.Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. | Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий. Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. | Устный опрос. Хоровое пение. | Подготовить сообщение «Из чего состоит опера». | |
19 | Единство музыки и танца (1ч) | Чем отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета (на примере мазурки из оперы М.Глинки «Жизнь за царя»). Как по - разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр (сравнение мазурок М.Глинки из оперы «Жизнь за царя» и Ф Шопена, соч17 №4). Музыкальный материал: М.Глинка. Мазурка . Из оперы «Жизнь за царя». II действие. Фрагмент (слушание); Ф.Шопен. Мазурка ля минор, соч.17 №4. Фрагмент (слушание); Е.Адлер, стихи Л.Дымовой. Песня менуэта (пение, музыкально – ритмические движения) | 1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2.Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3.Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении. | Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства. Уметь определять образное содержание балета. | Личностные: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Устный опрос. Хоровое пение. | Составить кроссворд. | |
20 | «Русские сезоны в Париже (1ч) | «Русские сезоны» в Париже – звездный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Многоплановость содержания в балете «Петрушка» И.Стравинского (на примере сравнения фрагментов «Русская» и «У Петрушки»). Изобразительность балетной музыки ( на примере Вариации II из балета П.Чайковского “Щелкунчик». Музыкальный материал: Музыка И.Стравинский. Русская; У Петрушки. Из балета «Петрушка» (слушание); П.Чайковский. Вариация II. Из балета “Щелкунчик» (слушание); Живопись Б.Кустодиев. Масленица; А.Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации к I действию балета И.Стравинского «Петрушка»; Н.Гончарова. Эскиз декорации к I действию оперы Н.Римского – Корсакова «Золотой петушок»; Н.Сапунов. Карусель; Б.Кустодиев. Ярмарка; А.Бенуа. Эскиза костюмов Балерины и Арлекина к балету И.Стравинского «Петрушка»; Песенный репертуар: П.Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Спящая красавица». Переложение для фортепиано и текст Н.Пановой (пение, танцевальная импровизация) | 1.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). 4.Ипмровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация). 5.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. | Знать что такое балет, особенности балетных школ мира, жанры балета имена известных авторов балетов, постановщиков, балетместеров, выдающихся артистов балета. Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержания созданные средствами балетного искусства. | Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Личностные: приоритет устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности. | Устный опрос. Хоровое пение. | Подготовить сообщение «Искусство балета». | |
Музыка звучит в литературе (2ч) | |
21 | Музыкальность слова (1ч) | Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чем проявляется музыкальность стихотворения А.Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н.Гоголя. Художественный материал: Литература А.Пушкин. Зимний вечер; Н.Гоголь. Сорочинская ярмарка. Фрагмент. Музыка М.Яковлев, стихи А.Пушкина. Зимний вечер (пение) | 1.Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 2.Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов. 3.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. | Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет. Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. | Устный опрос. | Составить устный рассказ «Звучащее музыкой слова». | |
22 | Музыкальные сюжеты в литературе (1ч) | Музыка – главный действующий герой рассказа И.Тургенева «Певцы»; сила этой музыки, могучее преобразующее воздействие. Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее». Художественный материал: Литература И.Тургенев. Певцы.Франмент; Миф об Орфее. Музыка К.В.Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание) | 1.Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы . 3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. 4. Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека | Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета. Уметь определять произведения в сочетании музыки и литературы, объяснять как эти виды искусства взаимодополняют друг друга; исполнять хоровое пение одноголосно, пытаясь донести до слушателя характер музыки, музыкальный образ. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Устный опрос. Хоровое пение. | Подобрать песни по теме урока. | |
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство Образы живописи в музыке (1ч) | |
23 | Живописность искусства (1ч) | Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный (на примере произведений искусства – фрагмента «Вот север, тучи нагоняя…» из романа А.Пушкина «Евгений Онегин», картины И.Грабаря «Иней. Восход солнца», Вариация Феи зимы из балета С.Прокофьева «Золушка»). Претворение идеи пространства в музыке (на примере хора О.Лассо «Эхо»). Художественный материал: Поэзия А.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя… Фрагмент из из романа «Евгений Онегин». Живопись И.Грабарь. И ней. Восход солнца. С.Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание) Песенный репертуар: Г.Струве. Веселое эхо (пение) | 1.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 4.Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении. | Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело задорно, легко, стройно, в ансамбле. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Устный опрос. Хоровое пение. | - | |
24 | «Музыка – сестра живописи» (1ч). | «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки ( на примере картины К.Моне «Стог сена в Живерни» и фрагмент II части Первого концерта для фортепиано с оркестром П.Чайковского). Контраст в живописи и музыке (на примере картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть» и пьесы «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского). Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки. Художественный материал: Живопись К.Моне. Стог сена в Живерни; Э.Дробицкого. Жизнь и смерть. Музыка П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание); М.Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: Ю.Тугаринов, стихи В.Орлова. Я рисую море (пение) | 1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 3.Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4.Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи (с учетом критериев, представленных в учебнике и Дневнике музыкальных наблюдений). | Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основа которых составляет изображение музыки. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Личностные: совершенствование художественного вкуса. | Устный опрос. Хоровое пение. | Придумать ритмический рисунок. | |
Музыкальный портрет (1ч) | |
25 | Может ли музыка выразить характер человека? (1ч) | Передача характера человека в изображении и в музыке (на примере сравнения образов Протодъякона И.Репина и Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского). Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа (на примере пьесы «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского). Художественный материал: Живопись И.Репин. Протодъякон. Музыка М.Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание); М.Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: Г.Гладков, стихи Ю.Энтина. Песня о картинах (пение) | 1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4.Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки. | Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка». Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слажено песню. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | Устный опрос. Хоровое пение. | Подобрать песни по теме урока. | |
Пейзаж в музыке (2ч) | |
26 | Образы природы в творчестве музыкантов (1ч) | Одухотворенность природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и муз зыке. Передача настроения весенней радости в пьесе П.Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года». Изображение «действия весеннего произрастания» в «Весне священной» И. Стравинского (на примере фрагмента «Поцелуй земли»). Музыкальный материал: П.Чайковский. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету «Весна священна»; П.Чайковский, стихи Г.Иващенко. Неаполитанская песенка (пение); В.Серебрянников, стихи В.Степанова. Семь моих цветных карандашей (пение | 1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. 3.Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме. 4.Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме. 5.Импровизировать, передавая характерные интонации заданного музыкального образа (вокально – танцевальная импровизация). | Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве импрессионистов, композиторов изображающих природу. Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | Устный опрос. Хоровое пение. | Подготовить сообщение. | |
27 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов (1ч) | Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды» М.Равеля. Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне К. Дебюсси «Облака». Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд…» Художественный материал: Живопись К.Моне. Река в Аржантее; П.Сезанн. Гора Святой Виктории; В. Ван Гог. Море в Сен-Мари. Музыка М.Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание); К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание). Песенный репертуар: Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение) | 1.Понимать характерные черты музыкального импрессионизма (с учетом критериев, представленных в учебнике) и называть его основных представителей. 2.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4.Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. | Знать имена и творческую биографию композиторов- импрессионистов; понятие «музыкальные краски». Уметь приводить примеры «музыкальных картин» , характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа. | Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | Устный опрос. Хоровое пение. | Составить устный рассказ о художнике или композиторе импрессионисте (на выбор). | |
Четвертая четверть (8ч) | |
28 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов (1ч) (продолжение, 1ч) | Поэтический пейзаж в музыке; К.Дебюсси. «Оград бесконечный ряд…» Художественный материал: Поэзия П.Верлен. Оград бесконечный ряд… Музыка К.Дебюсси, стихи П.Варлена. Оград бесконечный ряд…(слушание). Живопись Л.Вальта. Морской залив в Антеоре; К.Моне. Впечатление. Восход солнца; К.Писсарро. Красные крыши | 1.Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного искусства. 4.Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств выразительности. 5.Расскрыватьособенности музыкального воплощения поэтических текстов. | Знать имена и творческую биографию композиторов- импрессионистов; понятие «музыкальные краски». Уметь приводить примеры «музыкальных картин» , характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа. | Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Устный опрос. Хоровое пение. | Составить устный рассказ о художнике или композиторе импрессионисте (на выбор). | |
«Музыкальная живопись» сказок и былин (3ч) | |
29 | Волшебная сказочность музыкальных сказок (1ч) | Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Танец красок и бликов в «Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.Римского – Корсакова. Картина рождественского праздника в балете «Щелкунчик» П.Чайковского. Музыкальный материал: Н. Римский – Корсаков. Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы «Садко» (слушание); П.Чайковский. ПА-де-де. Из балета «Щелкунчик» (слушание); С.Никитин, стихи Ю.Мориц. Сказка по лесу идет (пение) | 1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Воспринимать музыкальное произведение с точки зрения единства содержания и выражения. 4. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учетом критериев, представленных в учебнике). | Понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках. Уметь определять и описывать услышанный образ. Закрепить вокально- хоровые навыки. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Устный опрос. Хоровое пение. | Подготовить сообщение о любимой музыкальной сказке. | |
30 | Сказочные герои в музыке (1ч) | Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов (на примере фрагмента «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар – птица» И.Стравинского). Воплощение сказочных образов в фортепианном цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки» (на примере пьесы «Избушка на курьих ножках. Баба яга»). Музыкальный материал: И.Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из балета «Жар – птица» (слушание); М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба яга). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); А.Зацепин, стихи Л.Дербенева. Волшебник (пение) | 1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 2. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 3.Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). | Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки. Закрепить вокально- хоровые навыки. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Устный опрос. Хоровое пение. | Нарисовать сказочного героя из музыкальной сказки. | |
31 | Тема богатырей в музыке (1ч) | Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в «Богатырской» симфонии А.Бородина и пьесе М.Мусоргского «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Художественный материал: Живопись И.Билибин. Илья Муромец и Соловей разбойник; В.Васнецов. Богатыри. Музыка А.Бородин. Симфония №2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание); М.Мусоргский. Богатырские ворота. (В стольном граде Киеве). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); Былина о Добрыне Никитече. Былинный напев сказителей Рябининых (пение) | 1.Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Творчески интерпретировать Содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности. | Уметь определить общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки. Закрепить вокально- хоровые навыки. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | Устный опрос. Хоровое пение. | Подготовить сообщение о воплощении «богатырской» темы в музыке. | |
Музыка в произведениях изобразительного искусства (2) | |
32 | Что такое музыкальность в живописи (1ч) | Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. Художественный материал: Живопись Караваджо. Лютнист; А.Аппиани. Парнас; Т.Ромбо. Песня; Э.Дега. Оркестр оперы; М.Пепейн. Придворный бал. Музыка Ф.Торрес. Danza Alta (слушание); В.Семенов. Звездная река (пение) | 1.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 2.Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. 3.Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства. 4.Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. 4. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений изобразительного искусства. | Знать музыкальные и живописные средства выразительности. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Личностные: совершенствование художественного вкуса. | Устный опрос. Хоровое пение. | Составить устный рассказ «Музыка, звучащая с полотен». | |
33 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (1ч) | Проявление музыкальности в портретных изображениях. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами. Художественный материал: Э.Делакруа.Портрет Шопена; И.Репин. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Мусоргского; И.Репин. Портрет композитора Модеста Петровича; И.Репин. Портрет А,П.Бородина; В.Серов. Портрет актрисы М.Е.Ермоловой; М.Нестеров, Портрет скульптора В.И.Мухиной; И.Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены. Музыка П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть . Фрагмент | 1.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 2. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. 4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 5. Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства. | Знать музыкальные и живописные средства выразительности. | Личностные: формирование целостной картины мира. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Устный опрос. Хоровое пение. | Выбрать понравившуюся для исполнения песню, подготовить сообщение- презентацию «Я люблю такую музыку». | |
34 | Подводим итоги (1ч) | Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства. Песенный репертуар: В.Высоцкий. Песня о друге (пение); Б.Окуджава. Пожелание друзьям (пение) | 1.Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3.Приводить примеры преобразующего влияния музыки (в рамках главной темы года). Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. | Уметь проявить знания, умения и навыки в образовательной области «Искусство» (музыка); полученные в процессе обучения за курс 5 класса. | Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. | Устный опрос. Хоровое пение. | Выбрать понравившуюся для исполнения песню, подготовить сообщение- презентацию «Я люблю такую музыку». | |
35 | Заключительный урок (1ч) | Урок – концерт, Урок – викторина, Урок – обобщение. | Фрагменты музыкальных произведений для слушания (задания викторины), исполнение изученных песен (по желанию). | Знать определение музыкальных понятий, объяснение музыкальных терминов. Уметь определять на слух по фрагменту известное музыкальное произведение, назвать музыкальное произведение и его авторов. | Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. | | | |
1. Данилюк А.Я, Кондакова А.Мю, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.( Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.176 с. (Стандарты второго поколения).
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Прорсвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
1.Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipedia org/wiki.
2. Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//classic. Chubrik. Ru
3.Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//www.music-dic.ru
4. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music
5.http://минобрнауки.рф/
7.http://www.orenedu.ru/
10.http://school-collection.edu.ru/
13.http://www. zavuch.info
15.www.pedsovet.org
16.http://www.future4you,ru
21.ZNV. RU
1. Комплект портретов композиторов.
2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов.
- музыкальный центр.
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором для крепления демонстрационного материала.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального го-
сударственного стандарта основного общего образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 « Об утверждении Порядка органи-
зации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным про-
граммам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных
перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
5. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, ди-
станционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям