СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по музыке 3 класс для общеобразовательной школы

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке»

Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке в 3 классе разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования по музыке с учетом программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой, Т.С.Шмагина,М., Просвещение, 2010.

Изучение музыки в 3 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Введение школьников в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

Цель программы: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в учащихся муз культуру как часть всей их духовной культуры».

  • Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание потребности в общении с искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к самообразованию;

  • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности( пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластических движений и импровизация).

  • воспринимать искусство как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

- слушание и анализ музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;

- пение;

- творческие задания;

- конкурсы;

- викторины.

В связи с тем, что важнейшим принципом программы является тематическое построение, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства, в планировании каждый урок имеет свою тему, подчиняющуюся основной. Тематическое построение помогает отразить различные грани музыки как единого целого. Между всеми темами, на протяжении всех лет обучения, осуществляется логика развития, связанная с постижением музыки как искусства интонируемого смысла (Б. В. Асафьев).Д. Б. Кабалевский неоднократно подчёркивал, что программа принципиально вариативна, необходимо творческое отношение учителя в организации и проведении уроков. Поэтому, не смотря на то, что содержание каждой темы указывается, возможно включение в урок (если возникает такая необходимость) непрограммных произведений, которые рассматриваются с точки зрения критериев художественно-педагогического анализа: художественной ценности и увлекательности для школьников, педагогической целесообразности и воспитательного потенциала. Это позволяет учителю свободно маневрировать в рамках тематического построения, активнее подыскивать новый музыкальный материал, с новых позиций осмысливать уже известные сочинения, в различных комбинациях применять их в таких формах музыкальной деятельности детей, как слушание музыки и размышления о ней, в хоровом, ансамблевом, инструментальном, пластическом музицировании, импровизациях и пр. Т.о. темы планирования определяют лишь общие направления в работе педагога-музыканта и ключевые моменты в формировании музыкальной культуры учащихся. Своё выражение они могут найти при разработке конкретных сценариев уроков музыки с учётом общего и музыкального развития каждого класса, при вариативном подходе учителя к планированию музыкальных занятий.

Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
- общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- задачам образования – развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Личностные универсальные учебные действия:

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.

К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.

2. Позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений.

Личностные результаты достижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит.

Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям:
Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).
Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).
Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).
Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).

3. Устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;


4. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.



Регулятивные универсальные учебные действия

  1. принимать и сохранять учебную, в.т.ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

  2. планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

  3. выполнять действия, в устной форме, на заданный учителем или сверстниками ориентир;

  4. эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

  5. осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видахмузыкальной деятельности

Познавательные универсальные учебные действия

  1. осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

  2. самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями;

  3. передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

  4. выбирать способы решения исполнительской задачи;

  5. соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

  6. сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  1. выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства;

  2. выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

  3. понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

  4. проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

  5. понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:

  1. Слова и мелодию Гимна России, гимна Татарстана;

  2. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

  3. Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

  4. Названия изученных жанров и форм музыки;

  5. Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды);

  6. Названия изученных произведений и их авторов;

  7. Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Уметь:

  1. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  2. Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

  3. Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

  4. Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

  2. Исполнения знакомых песен;

  3. Участие в коллективном пении;

  4. Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

  5. Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.





Контроль осуществляется в следующих видах:

входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование

Формы контроля:

- устный опрос,

- практическая работа,

- музыкальные викторины,

- самостоятельная работа


Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/

Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/

Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/

Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/

Дополнительная литература для учащихся:

        1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

        2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

        3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

        4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

        5. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

        6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.

        7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

        8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

        9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.


Дополнительная литература для учителя:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2..Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.






























Тематическое планирование «Музыка» 3 класс.


п/п

дата

факт

Кол-во уроков

Тема урока

решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

Результаты

УУД

Личностные результаты

Россия – Родина моя

1 четверть (9)

1



1

Мелодия-душа музыки

дать понятие, что мелодия – главная мысль музыкального произведения.

П.И.Чайковский, Симфони я№ 4 , 2 часть,

«Все начинается со школьного звонка» Дубравин, Суслова

Научатся: понимать, что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении. Понимать отличительные черты русской музыки.

Регулятивные

Выполнять учебные действия в качестве исполнителя

Познавательные:

Использовать общие приёмы в разнообразии способов решения задач; ориентироваться в информационном матери-але учебника и тетради

Коммуникативные:

Координировать и принимать раз -личные позиции во взаимодействии

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Я - слушатель.

2



1

Природа и музыка. Звучащие картины

развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; пробуждать эмоциональный отклик на музыку разных жанров.

Благословляю, вас леса» П,И,Чайковский, « Звонче жаворонка пенье» Римский- -Корсаков,

Г. Свиридов «Романс»

Научатся: применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно ; определять названия изученных произведений, их авторов,.

Регулятивные

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные:

Ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника и тетради

Коммуникативные:

Строить моно логичное высказывание, учитывая настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

Развитие эмоционально -открытого позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства как любовь, добро, счастье дружба, долг

3



1

Виват, Россия! Наша русская держава

Осознание гимна как главной песни страны.

1.«Гимн России» 2.«Патриотическая песнь» М. Глинки;

3.«Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой

Научатся иметь представления о музыке своего народа. Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Регулятивные

Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ориентироваться в ин-формационном материале учебника

Коммуникативные

Участвовать в коллективном пении, проявлять активность в решении познавательных задач

Осознание своей этнической принадлежности, развитие патриотических чувств, укрепле ние культурных и гражданских традиций страны

4





1

Кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьева

учить анализиро

вать музыкальные сочинения, исполнять мелодию

С.С.Прокофев кантата «Александр Невский»,


Научатся: определять характер музыкальных произведений


Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради

Коммуникативные: Использовать общие приёмы в решении исполнительских задач.

Продуктивное сотрудничество, общение,взаимодействие со сверстниками при решении различных твор ческих музыкаль

ных задач.

5



1

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»

учить анализировать музыкальные сочинения, исполнять мелодию

М.И.Глинка Опера «Иван Сусанин»

Научатся: определять характер музыкальных произведений


Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради

Коммуникативные: Использовать общие приёмы в решении исполнительских задач.

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач.

6



1

Образы природы в музыке.

Григ «Утро», «Утренняя молитва» П.И. Чайков

ский

Делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с выразитель ными средствами

Григ «Утро», Утренняя молитва» П.И. Чайковский

Научатся : отличать на слух музыку основе. Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу.

Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: Использовать общие приёмы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе

Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности

7



1

Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек»


Узнавать изученные произведения и называть их авторов


Прокофьев «Болтунья», фрагменты из балета «Золушка»

Научатся:. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности .

Регулятивные: Составлять план и последовательность действий Познавательные: Ставить и формулировать проблемы; ориентироваться в информационном материале учебника

Коммуникативные: Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

8



1

«В детской». Игры и игрушки


Передавать настроение музыки и его изменение в пении, петь легко спокойно, не форсируя звук

М.П.Мусоргский « С няней», Нянина сказка, Сказочка» П.И.Чайковский

Мелодия, аккомпанемент, вступление; колыбельная, темп, динамика, фраза

Уметь называть фамилии композиторов: П. Чайковский, М.Мусоргский.

. Развивать выразительную сторону вольного исполнения; Чайковского.


Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классифик-ции, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Подобрать стихи соответствующую образам вечерней природы

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

9



1

На прогулке. Вечер.

Обобщающий урок 1 четверти.

Уметь слышать звучание вечернего образа

Прогулка», Тюильрийский сад» М. Мусоргский, Э.Григ «К сынам приходят сны

Делать разбор музыкального произведения

Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности

2 четверть (8)

10

(1)



1

Образ матери в музыки, поэзии и ИЗО


Понимать духовную музыку и знать ее особенности

Ф.Шуберт «Аве Мария»,

Голоса-тембры, духовная музыка; Благовест;

Уметь Распознавать, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные:

Осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера; ориентироваться в информационном материале Коммуникативные:

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Развитие мотивов музыкально-учебной дея-сти и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

11

(2)



1

Древнейшая песнь материнства

Понимать духовную музыку и знать ее особенности

С.Рахманинов «Богородице Дево радуйся»

Голоса-тембры, духовная музыка; Благовест;

Уметь Распознавать, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.

Радуйся, Мария! Богородице Диво!»


Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные:

Осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера; ориентироваться в информационном материале Коммуникативные:

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Развитие мотивов музыкально-учебной дея-сти и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

12

(3)



1

«Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!»


Правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками

Гаврилин «Мама», и.н.п. «Мама»

Научатся различать характерные особенности лирических песен

Регулятивные: Оценка воздействия музыкального сочи-нения на собственные чувства и мысли, ощущения других слушателей Познавательные: овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке


13

(4)



1

Образ праздника в искусстве Вербное воскресенье

Знать спосо бы использо вания народ ной песни профессиона льными ком позиторами

1.«Утренняя молитва» 2 «В церкви» Чайковский

Гречанинников «Вербочки»,

Молитва, святые, духовная музыка

Уметь делать разбор музыкального произведения


Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия Познавательные: Расширение представлений о музыкальном языке Коммуникативные: Расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке и музыкантах,


14

(5)



1

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Влади мир.

Знать жанры величания баллады в музыке и поэзии. Молитва. Величание. Баллада.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире

Научатся передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений;

Регулятивные:

Формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные:

Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями

Коммуникативные:

Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

15

(6)



1

«Настрою гусли на старинный лад…»

Певцы русской старины

Повторение и обобщение полученных знаний


Н. Римский- Корсаков фрагменты из оперы «Садко», М. Глинка фрагменты из оперы «Руслан и Людмила»

Увертюра, гусли, Баян, тенор, сопрано

Научить: эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Находить верные пластические движения под музыку, предлагать свои варианты пластических движений,

Регулятивные:

Предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности

Познавательные:

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные:

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности

16

(7)



1

Былина о Садко и Морском царе «Океан – море синее»

Значение фольклора в жизни каждого народа.


Вариация; Песня-пляска;

Н. Римский-Корсаков «Океан – море синее»,

Русская былина «Садко и морской царь»


Научатся: придумывать свои движения при исполнении песен.

Нарисовать инструменты. Уметь совместно исполнять песни;

Понимать графическое изображение мелодии, определять голоса музыкальных инструментов

Регулятивные: Использовать установленные правила в контроле способов решения задач

Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задачи

Коммуникативные: Уметь слушать и вступать в диалог. Обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, формулировать свои затруднения

Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности

17

(8)



1

Обобщающий урок 2 четверти

Уметь слышать звучание вечернего образа

Песни изученные во 2 четверти

Делать разбор музыкального произведения

Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Реализовывать творческий потенциал

3 четверть (9)

18

(1)



1

Н.А.Римский- Корсаков опера «Снегурочка».

Ария «Лель, мой Лель!»

: Значение фольклора в жизни каждого народа

Фрагменты из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского –Корсакова, Масленичные русские народные песни

Сопоставить композиторскую музыку с народной.

Воспитывать уважение к народным традициям. Импровизировать в игре на русских народных инструментах

Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя на ударных инструментах

Познавательные: Осуществлять и выделять необходимую информацию

Коммуникативные: Участвовать в коллективном музицировании

Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности

19

(2)



1

Народные традиции и обряды:Масленица

Приобщить детей к культуре и обычаям народов через лучшие образцы народного муз. фольклора и композиторского творчества

Фрагменты из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова

Разучить народные песенки-прибаутки; Предлагать свои варианты мелодий для песен; Освоить детский фольклор.

Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую, использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной деятельности.

Познавательные:

Формирование положительного отношения к учению Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе.

Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности

20

(3)



1

М.И.Глинка Опера «Руслан и Людмила»

Привести детей к пони манию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь Сцена из оперы. Ария.Бари тон. Кавати на. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Опера.Симфо нический оркестр.

М.И.Глинка фрагменты из оперы «Руслан и Людмила»(2,4)

Учить детей понимать музыкальную драматургию произведения

Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: Выявлять особенности традиционных праздников в России. Узнавать, называть и определять явления окружающей действительности.

Коммуникативные: Ставить вопросы, слушать собеседника, обращаться за помощью к учителю

. Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений

21

(4)



1

К.В.Глюк опера «Орфей и Эвридика»

Привести детей к пониманию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь



1.«Песня-спор» Г. Гладкова;

2. фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка

Музыкальный театр, дирижер, режиссер, сцена, декорации,

опера

Учить детей понимать музыкальную драматургию произведения.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать любовь к прекрасному.


Регулятивные: применять установленные правила в планировании способов решения Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения


Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.

22

(5)



1

Н. А. Римский-Корсаков Опера «Снегурочка»

Заинтересовать детей произведениями крупных музыкальных жанров. Выяв ление основ ной идеи – контраста добра и зла

Н. А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Иметь представление о крупных музыкальных жанрах.

Понять связь между речью музыкальной и разговорной.

.

Регулятивные: использовать общие приёмы решения задач

Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Развитие духов нонравственных и этических чувств, эмоцио нальной отзыв чивости, оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности

23

(6)



1

Н. А. Римский-Корсаков опера «Садко»


Заинтересовать детей произведениями крупных муз. жанров.

Н.А.Римского -Корсакова

Оркестр, дирижёр,

Научатся: Связывать жизненные впечатления с музыкальными образами в произведениях Определять характер и настроение музыки,

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений

24

(7)



1

П.И.Чайковский балет «Спящая красавица»

Контрастные образы. Сцена из балета. Интонация. Развитие

балет, балерина, танцор

фрагменты из балета «Спящая красавица»

Научатся: определять героя, опираясь на его музыкальную характеристику. Выделять характерные интонационные особенности музыки,

Регулятивные:

Преобразовывать познавательную задачу в практическую

Познавательные :ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Эмоциональное отношение к искусству.

25

(8)



1

В современных ритмах


Передавать настроение музыки и его изменение в пении

А.Рыбников «Волк и семеро козлят»,

Р.Роджерс «Звуки музыки»

мюзикл

. Принимать участие в различных формах музицирования на уроке.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

26

(9)



1

Обобщающий урок за 3 чеверть

Уметь слышать звучание образа

Угадай мелодию из оперы

Делать разбор музыкального произведения

Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Реализовывать творческий потенциал

В концертном зале (8)


27

(1)



1

Музыка льное состяза ние. Концерт

Можно ли рассказать сказку без слов?

Цель: Познакомить детей с новым жанром – симфонической сказкой.

Темы из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева.

Концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура, симфоническая сказка

Научатся :выявлять жанровые признаки и особенности музыкального языка, которые положены в основу музыкальных характеристик.

Регулятивные: Моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

28

(2)



1

Музыкальные инструменты. Флейта

Звучащие картины

Может ли музыка рисовать? Цель: Продолжить знакомство детей с циклом «Картинки с выставки» Мусоргского.

1.«Богатырские ворота»; 2.«Балет невылупившихся птенцов»;

3.«Избушка на курьих ножках»; 4.«Лимож. Рынок» Мусоргского.

Фортепианный цикл; Сюита; Регистры;

Научатся: Сравнивать по принципу “сходства и различия” музыкальных образов и средств выразительности. Учить позитивно-эмоциональным отношениям. Определять названия цикла пьес и автора.

Сопоставлять звучание пьес и рисунки В. Гартмана.


Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкально-практической деятельности

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные: проявлять активность во взаимно действии вести диалог слушать собеседника

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, живописи

29

(3)



1

Музыкальные инструменты. Скрипка

Какие чувства передает нам музыка композитора XVIII века?

Цель: Познакомить детей с музыкой Моцарта

Симфония №40 экспозиция 1 часть

Опера, симфония, рондо, симфоническая партитура, увертюра

Научатся:

Определять звучание симфонического оркестра. Обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальные произведения и мнения других людей о музыке

Развитие эмоционального восприятия произведения искусства определения основного настроения и характера музыкального произведения

30

(4)



1

Э. Григ

Сюита «Пер Гюнт»

накопление сведений и знаний о творчестве композитора.

«Утро», «Танец Анитры»,

«Песня Сольвейг», «В пещере горного короля», «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига

Научатся: проводить срав­нительный анализ музыкальных произведений -

Регулятивные: Оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников

Познавательные: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивного эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку Коммуникативные: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решение разных творческих, музыкальных задач

31

(5)



1

Л. Бетхо вен «Геро ическая симфо ния»

Знать и понимать музыку Бетховена

(призыв к

мужеству, 2 часть, финал симфонии)

«Героическая симфония, 2 часть, финал, Л.Бетховен

Размышлять о музыке, определять характер, средства музыкальной выразительности

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки

Познавательные: участие в исследовательской деятельности и представления её результатов

Коммуникативные: осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнёра в процессе анализа музыки

Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений

32

(6)



1

Мир Л. ван Бетхо вена«Сурок», Сона та № 14 (Лунная), «К Элизе

Узнавать изученные музыкальные произведения

«Сурок», «Лунная»,

«К Элизе» Л.Бетховен

Научить: различать мелодию и аккомпанемент. Понимать триединство композитор- исполнитель- слушатель;


Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействие, вести диалог, слушать собеседника

Понимание единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

33

(7)



1

Острый ритм музыки джаза


У музыки есть свой язык?

Цель: Музыка – язык понятный всем.

Дж. Гершвин «Я поймал ритм», Колыбельная Клары « из оперы «Порги и Бесс Пульсация, джаз

Научить: анализировать содержание музыкального произведения.

Уметь определять на слух знакомые музыкальные фрагменты.

Регулятивные: Постановка учебных задач(целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования

Познавательные: рефлексия способов действия при индивидуальной оценки восприятия и исполнения музыкального произведения

Коммуникативные: планирование учебного

Уважительно относиться к творчеству своих товарищей.

34,35

(8)



1

Прославим радость на Земле

Обобщающий урок

Знать и узнавать песенный репертуар выученный за учебный год

Исполнение выученных песен

Научить рассуждать о знакомой и незнакомой музыке.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Продуктивное сотрудничество, общение.