Рабочая программа по музыке в 3 классе разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования по музыке с учетом программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой, Т.С.Шмагина,М., Просвещение, 2010.
Изучение музыки в 3 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Введение школьников в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- слушание и анализ музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- викторины.
Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
- общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- задачам образования – развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.
К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.
2. Позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений.
Личностные результаты достижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит.
Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям:
Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).
Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).
Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).
Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).
3. Устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
4. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/
Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/
Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2..Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
№ п/п | дата | факт | Кол-во уроков | Тема урока | решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Понятия | Предметные Результаты | УУД | Личностные результаты |
Россия – Родина моя |
1 четверть (9) |
1 | | | 1 | Мелодия-душа музыки | дать понятие, что мелодия – главная мысль музыкального произведения. | П.И.Чайковский, Симфони я№ 4 , 2 часть, «Все начинается со школьного звонка» Дубравин, Суслова | Научатся: понимать, что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении. Понимать отличительные черты русской музыки. | Регулятивные Выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: Использовать общие приёмы в разнообразии способов решения задач; ориентироваться в информационном матери-але учебника и тетради Коммуникативные: Координировать и принимать раз -личные позиции во взаимодействии | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель. |
2 | | | 1 | Природа и музыка. Звучащие картины | развивать устойчивый интерес к музыкальным занятиям; пробуждать эмоциональный отклик на музыку разных жанров. | Благословляю, вас леса» П,И,Чайковский, « Звонче жаворонка пенье» Римский- -Корсаков, Г. Свиридов «Романс» | Научатся: применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно ; определять названия изученных произведений, их авторов,. | Регулятивные Преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: Ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника и тетради Коммуникативные: Строить моно логичное высказывание, учитывая настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | Развитие эмоционально -открытого позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства как любовь, добро, счастье дружба, долг |
3 | | | 1 | Виват, Россия! Наша русская держава | Осознание гимна как главной песни страны. | 1.«Гимн России» 2.«Патриотическая песнь» М. Глинки; 3.«Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой | Научатся иметь представления о музыке своего народа. Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. | Регулятивные Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ориентироваться в ин-формационном материале учебника Коммуникативные Участвовать в коллективном пении, проявлять активность в решении познавательных задач | Осознание своей этнической принадлежности, развитие патриотических чувств, укрепле ние культурных и гражданских традиций страны |
4 | | | 1 | Кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьева | учить анализиро вать музыкальные сочинения, исполнять мелодию | С.С.Прокофев кантата «Александр Невский», | Научатся: определять характер музыкальных произведений | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Использовать общие приёмы в решении исполнительских задач. | Продуктивное сотрудничество, общение,взаимодействие со сверстниками при решении различных твор ческих музыкаль ных задач. |
5 | | | 1 | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» | учить анализировать музыкальные сочинения, исполнять мелодию | М.И.Глинка Опера «Иван Сусанин» | Научатся: определять характер музыкальных произведений | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Использовать общие приёмы в решении исполнительских задач. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач. |
6 | | | 1 | Образы природы в музыке. Григ «Утро», «Утренняя молитва» П.И. Чайков ский | Делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с выразитель ными средствами | Григ «Утро», Утренняя молитва» П.И. Чайковский | Научатся : отличать на слух музыку основе. Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. | Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: Использовать общие приёмы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
7 | | | 1 | Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек» | Узнавать изученные произведения и называть их авторов | Прокофьев «Болтунья», фрагменты из балета «Золушка» | Научатся:. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности . | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий Познавательные: Ставить и формулировать проблемы; ориентироваться в информационном материале учебника Коммуникативные: Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. |
8 | | | 1 | «В детской». Игры и игрушки | Передавать настроение музыки и его изменение в пении, петь легко спокойно, не форсируя звук | М.П.Мусоргский « С няней», Нянина сказка, Сказочка» П.И.Чайковский Мелодия, аккомпанемент, вступление; колыбельная, темп, динамика, фраза | Уметь называть фамилии композиторов: П. Чайковский, М.Мусоргский. . Развивать выразительную сторону вольного исполнения; Чайковского. | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классифик-ции, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Подобрать стихи соответствующую образам вечерней природы Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. |
9 | | | 1 | На прогулке. Вечер. Обобщающий урок 1 четверти. | Уметь слышать звучание вечернего образа | Прогулка», Тюильрийский сад» М. Мусоргский, Э.Григ «К сынам приходят сны | Делать разбор музыкального произведения | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
2 четверть (8) |
10 (1) | | | 1 | Образ матери в музыки, поэзии и ИЗО | Понимать духовную музыку и знать ее особенности | Ф.Шуберт «Аве Мария», Голоса-тембры, духовная музыка; Благовест; | Уметь Распознавать, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: Осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера; ориентироваться в информационном материале Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Развитие мотивов музыкально-учебной дея-сти и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. |
11 (2) | | | 1 | Древнейшая песнь материнства | Понимать духовную музыку и знать ее особенности | С.Рахманинов «Богородице Дево радуйся» Голоса-тембры, духовная музыка; Благовест; | Уметь Распознавать, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Радуйся, Мария! Богородице Диво!» | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: Осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера; ориентироваться в информационном материале Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Развитие мотивов музыкально-учебной дея-сти и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. |
12 (3) | | | 1 | «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!» | Правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками | Гаврилин «Мама», и.н.п. «Мама» | Научатся различать характерные особенности лирических песен | Регулятивные: Оценка воздействия музыкального сочи-нения на собственные чувства и мысли, ощущения других слушателей Познавательные: овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке | |
13 (4) | | | 1 | Образ праздника в искусстве Вербное воскресенье | Знать спосо бы использо вания народ ной песни профессиона льными ком позиторами | 1.«Утренняя молитва» 2 «В церкви» Чайковский Гречанинников «Вербочки», Молитва, святые, духовная музыка | Уметь делать разбор музыкального произведения | Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия Познавательные: Расширение представлений о музыкальном языке Коммуникативные: Расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке и музыкантах, | |
14 (5) | | | 1 | Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Влади мир. | Знать жанры величания баллады в музыке и поэзии. Молитва. Величание. Баллада. | Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире | Научатся передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений; | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями Коммуникативные: Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
15 (6) | | | 1 | «Настрою гусли на старинный лад…» Певцы русской старины | Повторение и обобщение полученных знаний | Н. Римский- Корсаков фрагменты из оперы «Садко», М. Глинка фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» Увертюра, гусли, Баян, тенор, сопрано | Научить: эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Находить верные пластические движения под музыку, предлагать свои варианты пластических движений, | Регулятивные: Предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности |
16 (7) | | | 1 | Былина о Садко и Морском царе «Океан – море синее» | Значение фольклора в жизни каждого народа. | Вариация; Песня-пляска; Н. Римский-Корсаков «Океан – море синее», Русская былина «Садко и морской царь» | Научатся: придумывать свои движения при исполнении песен. Нарисовать инструменты. Уметь совместно исполнять песни; Понимать графическое изображение мелодии, определять голоса музыкальных инструментов | Регулятивные: Использовать установленные правила в контроле способов решения задач Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задачи Коммуникативные: Уметь слушать и вступать в диалог. Обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, формулировать свои затруднения | Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности |
17 (8) | | | 1 | Обобщающий урок 2 четверти | Уметь слышать звучание вечернего образа | Песни изученные во 2 четверти | Делать разбор музыкального произведения | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Реализовывать творческий потенциал |
3 четверть (9) |
18 (1) | | | 1 | Н.А.Римский- Корсаков опера «Снегурочка». Ария «Лель, мой Лель!» | : Значение фольклора в жизни каждого народа | Фрагменты из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского –Корсакова, Масленичные русские народные песни | Сопоставить композиторскую музыку с народной. Воспитывать уважение к народным традициям. Импровизировать в игре на русских народных инструментах | Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя на ударных инструментах Познавательные: Осуществлять и выделять необходимую информацию Коммуникативные: Участвовать в коллективном музицировании | Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности |
19 (2) | | | 1 | Народные традиции и обряды:Масленица | Приобщить детей к культуре и обычаям народов через лучшие образцы народного муз. фольклора и композиторского творчества | Фрагменты из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова | Разучить народные песенки-прибаутки; Предлагать свои варианты мелодий для песен; Освоить детский фольклор. | Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую, использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной деятельности. Познавательные: Формирование положительного отношения к учению Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе. | Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в различных видах деятельности |
20 (3) | | | 1 | М.И.Глинка Опера «Руслан и Людмила» | Привести детей к пони манию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь Сцена из оперы. Ария.Бари тон. Кавати на. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Опера.Симфо нический оркестр. | М.И.Глинка фрагменты из оперы «Руслан и Людмила»(2,4) | Учить детей понимать музыкальную драматургию произведения | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: Выявлять особенности традиционных праздников в России. Узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: Ставить вопросы, слушать собеседника, обращаться за помощью к учителю | . Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений |
21 (4) | | | 1 | К.В.Глюк опера «Орфей и Эвридика» | Привести детей к пониманию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь | 1.«Песня-спор» Г. Гладкова; 2. фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка Музыкальный театр, дирижер, режиссер, сцена, декорации, опера | Учить детей понимать музыкальную драматургию произведения. Развивать творческие способности детей. Воспитывать любовь к прекрасному. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способов решения Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. |
22 (5) | | | 1 | Н. А. Римский-Корсаков Опера «Снегурочка» | Заинтересовать детей произведениями крупных музыкальных жанров. Выяв ление основ ной идеи – контраста добра и зла | Н. А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» | Иметь представление о крупных музыкальных жанрах. Понять связь между речью музыкальной и разговорной. . | Регулятивные: использовать общие приёмы решения задач Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | Развитие духов нонравственных и этических чувств, эмоцио нальной отзыв чивости, оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности |
23 (6) | | | 1 | Н. А. Римский-Корсаков опера «Садко» | Заинтересовать детей произведениями крупных муз. жанров. | Н.А.Римского -Корсакова Оркестр, дирижёр, | Научатся: Связывать жизненные впечатления с музыкальными образами в произведениях Определять характер и настроение музыки, | Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений |
24 (7) | | | 1 | П.И.Чайковский балет «Спящая красавица» | Контрастные образы. Сцена из балета. Интонация. Развитие балет, балерина, танцор | фрагменты из балета «Спящая красавица» | Научатся: определять героя, опираясь на его музыкальную характеристику. Выделять характерные интонационные особенности музыки, | Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую Познавательные :ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Эмоциональное отношение к искусству. |
25 (8) | | | 1 | В современных ритмах | Передавать настроение музыки и его изменение в пении | А.Рыбников «Волк и семеро козлят», Р.Роджерс «Звуки музыки» мюзикл | . Принимать участие в различных формах музицирования на уроке. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
26 (9) | | | 1 | Обобщающий урок за 3 чеверть | Уметь слышать звучание образа | Угадай мелодию из оперы | Делать разбор музыкального произведения | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Реализовывать творческий потенциал |
В концертном зале (8) |
27 (1) | | | 1 | Музыка льное состяза ние. Концерт | Можно ли рассказать сказку без слов? Цель: Познакомить детей с новым жанром – симфонической сказкой. | Темы из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева. Концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура, симфоническая сказка | Научатся :выявлять жанровые признаки и особенности музыкального языка, которые положены в основу музыкальных характеристик. | Регулятивные: Моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
28 (2) | | | 1 | Музыкальные инструменты. Флейта Звучащие картины | Может ли музыка рисовать? Цель: Продолжить знакомство детей с циклом «Картинки с выставки» Мусоргского. | 1.«Богатырские ворота»; 2.«Балет невылупившихся птенцов»; 3.«Избушка на курьих ножках»; 4.«Лимож. Рынок» Мусоргского. Фортепианный цикл; Сюита; Регистры; | Научатся: Сравнивать по принципу “сходства и различия” музыкальных образов и средств выразительности. Учить позитивно-эмоциональным отношениям. Определять названия цикла пьес и автора. Сопоставлять звучание пьес и рисунки В. Гартмана. | Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкально-практической деятельности Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: проявлять активность во взаимно действии вести диалог слушать собеседника | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, живописи |
29 (3) | | | 1 | Музыкальные инструменты. Скрипка | Какие чувства передает нам музыка композитора XVIII века? Цель: Познакомить детей с музыкой Моцарта | Симфония №40 экспозиция 1 часть Опера, симфония, рондо, симфоническая партитура, увертюра | Научатся: Определять звучание симфонического оркестра. Обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальные произведения и мнения других людей о музыке | Развитие эмоционального восприятия произведения искусства определения основного настроения и характера музыкального произведения |
30 (4) | | | 1 | Э. Григ Сюита «Пер Гюнт» | накопление сведений и знаний о творчестве композитора. | «Утро», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля», «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига | Научатся: проводить сравнительный анализ музыкальных произведений - | Регулятивные: Оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников Познавательные: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивного эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку Коммуникативные: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решение разных творческих, музыкальных задач |
31 (5) | | | 1 | Л. Бетхо вен «Геро ическая симфо ния» | Знать и понимать музыку Бетховена (призыв к мужеству, 2 часть, финал симфонии) | «Героическая симфония, 2 часть, финал, Л.Бетховен | Размышлять о музыке, определять характер, средства музыкальной выразительности | Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки Познавательные: участие в исследовательской деятельности и представления её результатов Коммуникативные: осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнёра в процессе анализа музыки | Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений |
32 (6) | | | 1 | Мир Л. ван Бетхо вена«Сурок», Сона та № 14 (Лунная), «К Элизе | Узнавать изученные музыкальные произведения | «Сурок», «Лунная», «К Элизе» Л.Бетховен | Научить: различать мелодию и аккомпанемент. Понимать триединство композитор- исполнитель- слушатель; | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействие, вести диалог, слушать собеседника | Понимание единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» |
33 (7) | | | 1 | Острый ритм музыки джаза | У музыки есть свой язык? Цель: Музыка – язык понятный всем. | Дж. Гершвин «Я поймал ритм», Колыбельная Клары « из оперы «Порги и Бесс Пульсация, джаз | Научить: анализировать содержание музыкального произведения. Уметь определять на слух знакомые музыкальные фрагменты. | Регулятивные: Постановка учебных задач(целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования Познавательные: рефлексия способов действия при индивидуальной оценки восприятия и исполнения музыкального произведения Коммуникативные: планирование учебного | Уважительно относиться к творчеству своих товарищей. |
34,35 (8) | | | 1 | Прославим радость на Земле Обобщающий урок | Знать и узнавать песенный репертуар выученный за учебный год | Исполнение выученных песен | Научить рассуждать о знакомой и незнакомой музыке. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Продуктивное сотрудничество, общение. |