ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по музыке для 7 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы по музыке для 5-7 классов В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр, (М.: Вентана-Граф, 2013), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа рассчитана на преподавание по учебнику «Музыка. 7 класс» В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр (М.:Вентана-Граф, 2017). Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит «Музыка», и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа разделена по классам, что позволяет выстроить логику по направлениям в освоении предмета.
В ситуации господства в обществе массовой культуры не лучшего образца, планомерного размывания культурных ценностей, веками создаваемых поколениями русского народа, воспитание чувства уважения к культурным традициям, отечественности за сохранение классического искусства, освоение духовного опыта, запечатленного в нем, является специальной задачей преподавания музыки в основной школе.
В основе данной позиции – ведущая идея концепции художественного образования детей и молодежи РФ: «Овладение человеком сокровищами художественной культуры своего народа и всего человечества – важнейший способ развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства».
Таким образом, целью преподавания музыкального искусства в основной школе является развитие творческих сил подростка в процессе формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Это реализуется через решение следующих задач:
развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать музыкальное произведение по законам гармонии и красоты;
воспитание художественного мышления как мышления, постигающие музыкальные и жизненные явления в их диалектическом развитии;
освоение музыки в союзе в другими видами искусства, единая интонационная природа которого позволяет вскрыть сущность их взаимодействия в восприятии целостной картины мира и обеспечивает овладение художественным методом его познания;
изучение музыки как вида искусства во всем объеме его форм и жанров, постижение особенностей музыкального языка, способов и приемом исполнительства;
знание лучших произведений отечественного и зарубежного классического наследия, народной музыки, творчества современных композиторов;
воспитание художественных умений и навыков, лежащих в основеслушательской и исполнительской культуры учащихся, позволяющих проявлять творческую индивидуальность в выборе той или иной музыкальной деятельности (хоровое и сольное пение, импровизация на музыкальных инструментах, изображение музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический).
Программа опирается на следующие принципы:
преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
раскрытие школьникам содержания музыкального искусства как проявления духовной деятельности человека, как концентрированного нравственного опыта человека;
возвышение подростка до философской – эстетической сущности искусства (проблематизация образования, выведение деятельности в искусстве на уровень содержательных обобщений);
проникновение в природу искусства и его закономерности, овладение интонационно-образным языком музыки.
Методы, используемые в работе по программе:
моделирование художественно – творческого процесса (Л.В. Школяр);
«сочинение сочиненного» и импровизация музыки (В.О. Усачёва);
содержательный анализ музыки (В.А. Школяр).
Метод моделирования художественно-творческого процесса, в противовес словестно-информативным методам, которые, к сожалению, главенствуют на музыкальных занятиях, призван формировать активное, деятельное освоение произведений искусства. Он углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Здесь многое зависит от постановки учебной задачи: ее надо сформулировать так, чтобы учащемуся был ясен ее подлинный смысл. Это значит, что решение задачи должно потребовать от школьников мысленного экспериментирования с материалом, выявления в произведении внутренних интонационно-образных связей, чтобы они могли теоретически обосновать закономерность рождения данного художественного явления, конкретного произведения именно в таком единстве содержания, формы и выразительных средств. применение этого метода позволяет поставить школьника на место творца-композитора, творца-поэта, творца-художника, как бы заново создающего произведение искусства, обеспечивает ребенку проживание знания и понимание смысла своей деятельности.
Моделирование художественно-творческого процесса – это по сути и есть прохождение пути рождения музыки, воссоздание ее как бы из нутрии и проживание самого этого момента. Это особенно важно при освоении детьми крупных классических сочинений, которые всегда были предназначены только для слушания. Это важно и для освоения фольклора, когда школьники погружаются в стихию рождения и естественного бытования музыки, сами складывают и сказывают музыкальным языком пословицы, поговорки, загадки, былины. Это важно и для освоения (разучивания) любой песни, и для инструментального музицирования.
Этот универсальный для всех видов искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (при прохождении пути композитора они не отчуждаются от ребенка); творчества (школьник, опираясь на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.); развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.
Метод «сочинение сочинённого» и импровизация музыки выявляет общефилософскую сущность проблемы бытия: каждый человек приходит в этот уже созданный («сочиненный») мир, чтобы прожить («сочинить») свою жизнь, но открывает для себя то, что существовало до него и существует в рамках уже сочиненного.
Так и с миром музыкальных абстракций: осваивая их интеллектуальное пространство и изучая конкретные произведения, ученик вновь идёт тем же путём сочинения, что и автор, т. е. содержательный анализ изучаемого произведения происходит не параллельно слушанию, не после знакомства с автором и произведением, а словно предвосхищая его.
Суть метода — в осмыслении с помощью музыкального языка значимой идеи, жизненной ситуации либо отношения к чему-нибудь, что требует первичной музыкальной «формулировки» предмета осмысления, дальнейшего её рассмотрения, развития и обобщения — вывода или другого, художественно целесообразного и содержательно обоснованного завершения. Источником творческой рефлексии ученика (как и самого авторского замысла) может явиться и слово, и визуальный ряд, и движение, и впечатление. Важен факт перерождения, переосмысления, переплавки первичного импульса в музыку — в музыкальную интонацию и далее в говорящую, развивающуюся мыслеформу, пусть самую простейшую логически завершённую вопросно-ответную фразу, небольшое размышление, наблюдение, которые, как малое в большом, будут «отражаться» и «узнаваться» в прослушиваемых (после рефлексии) композиторских произведениях.
Идти путём «сочинения сочинённого» не означает подражать известному, повторять знакомое. Здесь важны тонкие, подчас потаённые, сокровенные «механизмы», как работающие в процессе рождения образа - схватывание, видение идеи, её рассматривание и продумывание музыкой, так и лежащие в истоках самого процесса музыкального образования.
Суть содержательного анализа музыки. Анализ произведения начинается с выдвижения (на базе одной из трёх философских «формул» развития) содержательного положения (гипотезы, художественной идеи), которое затем конкретизируется в процессе его музыкально-драматургического воплощения. Благодаря этому анализ протекает с самого начала целостно и на теоретическом уровне — как движение от содержания к форме, от общего к частному, а деятельность школьников приобретает творческий характер.
Содержательный анализ протекает как слежение за становлением конкретной формы в развитии, понимаемом как воплощение логики процессуального раскрытия философско-художественного смысла произведения. При этом выявляется, как художественная идея (содержательное положение) определяет организацию всего комплекса средств выразительности на каждом этапе своего развёртывания.
В качестве основы ассоциативно-образной деятельности школьников в содержательном анализе выступает сложность духовного мира человека. Сама музыкальная драматургия (логика взаимодействия музыкальных смыслов как образов-оценок) становится процессом выражения диалектичности человеческих чувств.
Учебный предмет «Музыка» изучается в течение семи лет обучения, с 1 по 7 класс. На изучение учебного материала по учебному предмету «Музыка» в 7 классе отведено 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения музыки являются:
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров;
- потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
- убеждённость в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;
- наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;
- общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;
- знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;
- сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;
- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;
- понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.
Содержание учебного предмета
В качестве содержательных линий предмета «Музыка» выступают центральные проблемы каждого года обучения, которые, будучи фундаментальными функциями искусства и базовыми направлениями системы человеческой деятельности, организуют рассмотрение самой этой системы в определённом сущностном художественно-теоретическом аспекте и на философско-теоретическом уровне. Для 7 класса это проблема: Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
№ | Раздел программы | Кол. часов | Содержание раздела | Темы, на которых реализуется |
1 | Законы жизни — законы музыки. | 6 | Отражение в произведениях искусства диалектической сущности жизни. Общность законов жизни и законов музыки. Философский смысл художественной идеи и его воплощение в контрастных музыкальных образах: жизнь и смерть, любовь и ненависть, страдание и борьба и т. д. Закон единства содержания и формы и «поправка» к нему: содержание определяет форму. Художественный замысел, его «конструирующая» роль в разработке драматургического развития и выборе средств интонационно-образного воплощения. Исторически сложившаяся формула драматургии, отражение в ней диалектической процессуальности жизни. | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. (2 урока) По законам жизни. По законам искусства. В.А. Моцарт «Юпитер». Жизнь, смерть, любовь и музыка Чайковского. Музыкальный практикум. |
2 | Оперная драматургия как синтетическое действие. | 17 | Опера как синтетический жанр искусства, особая форма отражения проблем человеческого бытия, наиболее важных исторических событий. Опера как способ продления жизни выдающихся произведений мировой художественной культуры. Единство законов эмоционально-драматургического развития музыкальной драмы и театрального спектакля. Либретто — общая понятийная канва. Взаимодействие персонажей в театральном и оперном спектакле — общее и различное, особенное и специфическое. Система лейтмотивов в опере как спектакль символических персонажей. Преимущество музыкальной драматургии «в чистом виде», её прямое воздействие на духовный мир человека через систему лейтмотивов. Факторы прямого воздействия: философский смысл символики музыкально-художественных образов- лейтмотивов и наличие в музыке механизмов «заражения» и «внушения». Лейтмотивы инструментальных и симфонических произведений как «действующие лица» оперного спектакля. | Оперная драматургия как синтетическое действие. (2 урока) П.И. Чайковский «Пиковая дама». (2 урока) Главные персонажи – главные образы оперы. (2 урока) Единство законов эмоционально-драматургического развития музыкальной драмы и театрального спектакля. Либретто – общая понятийная канва. Система лейтмотивов в опере как спектакль символических персонажей. Музыкальный практикум. Малер «Песнь о земле». (2 урока) Гайдн «Времена года». (4 урока) |
3 | Композитор и время. | 12 | Наиболее значимые (знаковые) произведения музыкального искусства разных эпох, художественных направлений, стилей, школ. Классическая музыка, её непреходящее значение для мировой культуры. Духовная (церковная) музыка как искусство, проявляющее нравственные устои человечества. Отличительные черты и специфические особенности жанров духовной музыки (мессы, страстей, магнификата, псалма, хорала и пр.). Особенности музыкального языка ХХ столетия в творчестве выдающихся композиторов-новаторов (И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева и др.). Джаз — искусство, воспроизводящее исторически сложившуюся природу музыки. Влияние джаза на современное композиторское и исполнительское творчество. Наиболее распространённые жанры массовой музыкальной культуры. Противостояние в ней положительного и отрицательного (возвышенных переживаний и примитивных эмоций). Электронно-компьютерные технологии в музыке, их влияние на современную музыкальную культуру. | Бах «Магнификат». Стравинский «Симфония псалмов». Мясковский 6 симфония. Прокофьев «Скифская сюита». Прокофьев «Солнечный удар». Скрябин «Поэма экстаза». Рахманинов «Колокола». У истоков русского хора. М.Б. Березовский. У истоков русского хора. Д.С. Бортнянский. Джаз и блюз. Музыкальный практикум. Обобщающий урок. |
Требования к уровню музыкального развития семиклассников.
В результате изучения музыкального искусства в 7 классе учащиеся должны:
знать и понимать соотношение содержания и формы в становлении и развитии музыки как вида искусства;
понимать значение музыкального образа и музыкальной драматургии для развития художественного замысла изучаемого произведения;
знать выразительные возможности музыкального языка в воплощении художественной идеи сочинений разных стилей, жанров и форм;
понимать специфику оперной драматургии как синтетического театрально-музыкального действия;
знать музыкальные произведения «золотого фонда», преодолевшие временные границы;
уметь исследовать содержание музыкальных произведений, выявлять взаимосвязи музыкальных образов, контрасты и противоречия их развития;
различать особенности музыкальной драматургии музыкальных произведений разных эпох и индивидуальных композиторских стилей;
петь главные темы изученных произведений, рассказывать о композиторе и событиях его времени в их звуковом осмыслении;
воспринимать и сравнивать различные образцы музыки лёгких и серьёзных жанров;
размышлять и высказывать собственное мнение о художественных ценностях произведений современной популярной музыки разных стилей и направлений.
Виды текущего контроля: вокально-хоровой зачет, контрольная работа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2017/2018 учебный год.
Предмет Музыка класс 7б,в.
№ урока | дата | Тема урока | Виды текущего контроля |
Законы жизни - законы музыки |
1 | 8.09 | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. | |
2 | 15.09 | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. | |
3 | 22.09 | По законам жизни. По законам искусства. | |
4 | 29.09 | В.А. Моцарт «Юпитер». | |
5 | 6.10 | Жизнь, смерть, любовь и музыка Чайковского. | |
6 | 13.10 | Музыкальный практикум. | |
Оперная драматургия как синтетическое действие |
7 | 20.10 | Оперная драматургия как синтетическое действие. | Вокально-хоровой зачет |
8 | 27.10 | Оперная драматургия как синтетическое действие. | |
9 | 10.11 | П.И. Чайковский «Пиковая дама». | |
10 | 17.11 | П.И. Чайковский «Пиковая дама». | |
11 | 24.11 | Главные персонажи – главные образы оперы. | |
12 | 1.12 | Главные персонажи – главные образы оперы. | Контрольная работа |
13 | 8.12 | Единство законов эмоционально-драматургического развития музыкальной драмы и театрального спектакля. | |
14 | 15.12 | Либретто – общая понятийная канва. | |
15 | 22.12 | Система лейтмотивов в опере как спектакль символических персонажей. | |
16 | 12.01 | Музыкальный практикум. | |
17 | 19.01 | Малер «Песнь о земле». | |
18 | 26.01 | Малер «Песнь о земле». | |
19 | 2.02 | Гайдн «Времена года». | |
20 | 9.02 | Гайдн «Времена года». | |
21 | 16.02 | Гайдн «Времена года». | Контрольная работа |
Композитор и время |
22 | 2.03 | Бах «Магнификат». | |
23 | 9.03 | Стравинский «Симфония псалмов». | |
24 | 16.03 | Мясковский 6 симфония. | |
25 | 23.03 | Прокофьев «Скифская сюита». | |
26 | 6.04 | Прокофьев «Солнечный удар». | |
27 | 13.04 | Скрябин «Поэма экстаза». | |
28 | 20.04 | Рахманинов «Колокола». | |
29 | 27.04 | У истоков русского хора. М.Б. Березовский. | |
30 | 4.05 | У истоков русского хора. Д.С. Бортнянский. | |
31 | 11.05 | Джаз и блюз. | |
32 | 18.05 | Музыкальный практикум. | Вокально-хоровой зачет |
33 | 25.05 | Обобщающий урок. | |
Предмет Музыка класс 7а
№ урока | дата | Тема урока | Виды текущего контроля |
Законы жизни - законы музыки |
1 | 2.09 | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. | |
2 | 9.09 | По законам жизни. По законам искусства. | |
3 | 16.09 | В.А. Моцарт «Юпитер». | |
4 | 23.09 | Жизнь, смерть, любовь и музыка Чайковского. | |
5 | 30.10 | Музыкальный практикум. | |
6 | 14.10 | Оперная драматургия как синтетическое действие. П.И. Чайковский «Пиковая дама». | |
Оперная драматургия как синтетическое действие |
7 | 21.10 | П.И. Чайковский «Пиковая дама». | Вокально-хоровой зачет |
8 | 28.10 | П.И. Чайковский «Пиковая дама». | |
9 | 11.11 | П.И. Чайковский «Пиковая дама». | |
10 | 18.11 | Главные персонажи – главные образы оперы. | |
11 | 25.11 | Главные персонажи – главные образы оперы. | |
12 | 2.12 | Единство законов эмоционально-драматургического развития музыкальной драмы и театрального спектакля. | Контрольная работа |
13 | 9.12 | Единство законов эмоционально-драматургического развития музыкальной драмы и театрального спектакля. | |
14 | 16.12 | Либретто – общая понятийная канва. | |
15 | 23.12 | Система лейтмотивов в опере как спектакль символических персонажей. | |
16 | 13.01 | Музыкальный практикум. | |
17 | 20.01 | Малер «Песнь о земле». | |
18 | 27.01 | Малер «Песнь о земле». | |
19 | 3.02 | Гайдн «Времена года». | |
20 | 10.02 | Гайдн «Времена года». | |
21 | 17.02 | Гайдн «Времена года». | |
22 | 24.02 | Гайдн «Времена года». | Контрольная работа |
Композитор и время |
23 | 3.03 | Бах «Магнификат». | |
24 | 10.03 | Стравинский «Симфония псалмов». | |
25 | 17.03 | Мясковский 6 симфония. | |
26 | 24.03 | Прокофьев «Скифская сюита». | |
27 | 7.04 | Прокофьев «Солнечный удар». | |
28 | 14.04 | Скрябин «Поэма экстаза». | |
29 | 21.04 | Рахманинов «Колокола». | |
30 | 28.04 | У истоков русского хора. М.Б. Березовский. | |
31 | 5.05 | У истоков русского хора. Д.С. Бортнянский. | |
32 | 12.05 | Джаз и блюз. | |
33 | 19.05 | Музыкальный практикум. | Вокально-хоровой зачет |
34 | 26.05 | Обобщающий урок. | |