СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке и пению для 5 класса скоу 8 вида

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) школ VIII вида для 5-9 классов под редакцией Воронковой, расчитана на 34  недели, с недельной нагрузкой 1ч.

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке и пению для 5 класса скоу 8 вида»

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов,2000 г., под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования РФ, и рассчитана на 34 недели с недельной нагрузкой 1 час.

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемленной частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных обучающимся специальных заведений.


Цель музыкального воспитания - формирование музыкальной культуры обучающихся, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Занятия музыкой способствует развитию нравственных качеств обучающегося, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

- коррекционная направленность обучения;

- оптимистическая перспектива образования;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий


Задачи образовательные:

-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

-формировать музыкально-эстетический словарь;

-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

-совершенствовать певческие навыки;

-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.


Задачи воспитывающие:

- помочь самовыражению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;

-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- способствовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизировать творческие способности.


Задачи коррекционно-развивающие:

- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.


Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

Содержание программного материала урока состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программного материала составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая и современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел пение включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений обучающихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на выработку стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Обучающимся не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания обучающимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

Наряду с освоением обучающимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет обучающимся вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.





Содержание программы.



5 класс (1 час в неделю)


Пение.

Исполнение песенного материала в диапазоне: си-ре2.

Развитие навыков концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.

Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания.

Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.

Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.

Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.

Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.

Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.

Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.

Повторение песен, разученных в 4-м классе.

Слушание музыки.


Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.

Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказаться о ней.

Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т.д.

Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса.


Музыкальная грамота.


Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.

Формирование элементарных понятий о размере: 2/4,3/4,4/4.




Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников).


Обучающиеся должны знать:


- роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

- размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);

- паузы (долгие, короткие);

- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь,

трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).



Обучающиеся должны уметь:


- самостоятельно начинать пение после вступления;

- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;

- контролировать слухом пение окружающих;

- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.







Учебно-тематическое планирование

5 класс (1час в неделю)


1 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


8

Пение знакомых песен

1

Музыкальная грамота (нотный стан)

1

Разучивание песни Т. Морозовой «Золотой листопад»

1

Пение песни «Золотой листопад»

1

Разучивание песни « Пропала собака»

1

Пение песни « Пропала собака»

1

Понятие об опере. Слушание вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского

1

Разучивание песни «Учиться надо весело»

1


2 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


8

Пение песни «Учиться надо весело»

1

Тема Родины в музыке. Слушание песни «Моя Россия»

1

Пение песни «Моя Россия»

1

Музыкальная грамота (нотный стан, звукоряд, нота)

1

Разучивание песни Б. Савельева «Большой хоровод»

1

Пение песни Б. Савельева «Большой хоровод»

1

Разучивание песни А. Островского «Наша елка»

1

Пение песни А. Островского «Наша елка»

1




3 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


10

Тема патриотизма в музыке.

1

Разучивание песни М. Блантера «Катюша»

1

Пение песни М. Блантера «Катюша»

1

Разучивание песни В. Шаинского «Облака»

1

Музыкальная грамота (скрипичный, басовый ключ)

1

Пение песни В. Шаинского «Облака»

1

Разучивание песни Ю. Чичкова «Из чего же»

1

Пение песни Ю. Чичкова «Из чего же»

1

Разучивание песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»

1

Пение песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»

1


4 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


8

Особенности национального фольклора.

1

Разучивание песни В. Шаинского «Дважды два четыре»

1

Пение песни В. Шаинского «Дважды два четыре»

1

Разучивание песни В. Шаинского «Вместе весело шагать»

1

Пение песни В. Шаинского «Вместе весело шагать»

1

Л.Бетховен. Жизнь и творчество

1

Разучивание «Летних частушек» Е. Тиличеевой

1

Пение «Летних частушек» Е. Тиличеевой

1






Учебно- методическое обеспечение



1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.

2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003.

3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.

4. Музыка и пение//Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов.- М.: Владос, 2000 г., под редакцией В.В. Воронковой.

5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,1986.

6. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.

7.Буравлева И.А. «Музыка». Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под. ред. И.М. Бгажноковой

8. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1968.

9. Воспитание музыкой.- М.: Просвещение, 1991.

10. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М.: АКАДЕМА, 2000.

11. Радынова О.П., Катиневе А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 2005.

12. СД диски, диски караоке, аудио и видеозаписи.















Приложение.


Календарно-тематическое планирование.


I четверть (8 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2017-2018 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Пение знакомых песен

1

05.09.2017


Работа над согласованным пением в составе группы и индивидуально

2.

Музыкальная грамота (нотный стан)

1

12.09.2017


Формирование элементарных понятий о нотной грамоте

3.

Разучивание песни Т. Морозовой «Золотой листопад»

1

19.09.2017


Работа над дыханием. Продолжать учить различать запев и припев.

4.

Пение песни «Золотой листопад»

1

26.09.2017


Работа над чистотой интонирования

5.

Разучивание песни « Пропала собака»

1

03.10.2017


Закреплять интерес к музыке различного жанра, желание высказаться о ней.

6.

Пение песни « Пропала собака»

1

10.10.2017


Учить различать характерные особенности песенного репертуара.

7.

Понятие об опере. Слушание вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского

1

17.10.2017


Развивать представление о составе и звучании оркестра.

8.

Разучивание песни «Учиться надо весело»

1

24.10.2017


Развивать умение передавать динамические оттенки при пении














II четверть (8 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2017-2018 уч.г.


Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Пение песни «Учиться надо весело»

1

07.11. 2017


Пропевание отдельных трудных фраз группой и индивидуально.

2.

Тема Родины в музыке. Слушание песни «Моя Россия»

1

14.11. 2017


Слушание песни о Родине, определение характера музыки.

3.

Пение песни «Моя Россия»

1

21.11. 2017


Развитие вокально-хоровых навыков при пении.

4.

Музыкальная грамота

(нотный стан, звукоряд, нота)

1

28.11. 2017


Формирование элементарных понятий о нотной грамоте

5.

Разучивание песни

Б. Савельева «Большой хоровод»

1

05.12.2017


Разучивание новой песни, определение характера

6.

Пение песни Б. Савельева «Большой хоровод»

1

12.12.2017


Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении.

7.

Разучивание песни А.

Островского «Наша елка»

1

19.12.2017


Работа над точным интонированием мелодии песни.

8.

Пение песни А.

Островского «Наша елка»

1

26.12.2017


Работа над певческими навыками.











III четверть (10 ч )

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2017-2018 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Тема патриотизма в музыке.

1

16.01.2018


Слушание песен о Российской Армии

2.

Разучивание песни М. Блантера «Катюша»

1

23.01.2018


Развивать навыки пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.

3.

Пение песни М. Блантера «Катюша»

1

30.01.2018


Продолжать работать над чистотой интонирования.

4.

Разучивание песни В. Шаинского «Облака»

1


06.02.2018


Работа над певческой дикцией и звукообразованием.

5.

Музыкальная грамота

(скрипичный, басовый ключ)

1

13.02.2018


Формирование элементарных понятий о нотной грамоте

6.

Пение песни В. Шаинского «Облака»

1

20.02.2018


Выработка навыков пения в унисон

7.

Разучивание песни Ю. Чичкова «Из чего же»


1


27.02.2018


Работа над дыханием. Продолжать учить различать запев и припев.

8.

Пение песни Ю. Чичкова «Из чего же»

1

06.03.2018


Работа над чистотой интонирования

9.

Разучивание песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»

1


13.03.2018


Совершенствование навыков четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.

10.

Пение песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»

1

20.03.2018


Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.









IV четверть (8 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2016-2017 уч. г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически


1.

Особенности национального фольклора.

1

03.04.2018


Определение жанра, характерных особенностей песен. Слушание р.н.п. «Картошка», «Калинка».

2.

Разучивание песни В. Шаинского «Дважды два четыре»

1

10.04.2018


Совершенствование навыков певческого дыхания.

3.

Пение песни В. Шаинского «Дважды два четыре»

1

17.04.2018


Работа над легким подвижным звуком.

4.

Разучивание песни В. Шаинского «Вместе весело шагать»

1

24.04.2018


Разучивание новой песни, определение характера

5.

Пение песни В. Шаинского «Вместе весело шагать»

1

08.05.2018


Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении.

6.

Л.Бетховен. Жизнь и творчество

1

15.05.2018


Слушание «Сурок», «К Элизе». Закрепление интереса к музыке различного характера.

7.

Разучивание и пение «Летних частушек»

Е. Тиличеевой

1

22.05.2018


Работа над ритмическим рисунком частушек.


8.

Пение «Летних частушек»

Е. Тиличеевой

1

29.05.2018


Работа над согласованным пением в составе группы и индивидуально.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!