Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов,2000 г., под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования РФ, и рассчитана на 34 недели с недельной нагрузкой 1 час.
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемленной частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных обучающимся специальных заведений.
Цель музыкального воспитания - формирование музыкальной культуры обучающихся, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствует развитию нравственных качеств обучающегося, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий
Задачи образовательные:
-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
-формировать музыкально-эстетический словарь;
-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
-совершенствовать певческие навыки;
-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;
-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- способствовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Содержание программного материала урока состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программного материала составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая и современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел пение включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений обучающихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на выработку стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Обучающимся не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания обучающимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
Наряду с освоением обучающимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет обучающимся вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Содержание программы.
5 класс (1 час в неделю)
Пение.
Исполнение песенного материала в диапазоне: си-ре2.
Развитие навыков концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.
Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания.
Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.
Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.
Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.
Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.
Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.
Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.
Повторение песен, разученных в 4-м классе.
Слушание музыки.
Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.
Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказаться о ней.
Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т.д.
Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса.
Музыкальная грамота.
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.
Формирование элементарных понятий о размере: 2/4,3/4,4/4.
Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников).
Обучающиеся должны знать:
- роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
- размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);
- паузы (долгие, короткие);
- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь,
трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
Учебно-тематическое планирование
5 класс (1час в неделю)
1 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 8 |
Пение знакомых песен | 1 |
Музыкальная грамота (нотный стан) | 1 |
Разучивание песни Т. Морозовой «Золотой листопад» | 1 |
Пение песни «Золотой листопад» | 1 |
Разучивание песни « Пропала собака» | 1 |
Пение песни « Пропала собака» | 1 |
Понятие об опере. Слушание вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского | 1 |
Разучивание песни «Учиться надо весело» | 1 |
2 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 8 |
Пение песни «Учиться надо весело» | 1 |
Тема Родины в музыке. Слушание песни «Моя Россия» | 1 |
Пение песни «Моя Россия» | 1 |
Музыкальная грамота (нотный стан, звукоряд, нота) | 1 |
Разучивание песни Б. Савельева «Большой хоровод» | 1 |
Пение песни Б. Савельева «Большой хоровод» | 1 |
Разучивание песни А. Островского «Наша елка» | 1 |
Пение песни А. Островского «Наша елка» | 1 |
3 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 10 |
Тема патриотизма в музыке. | 1 |
Разучивание песни М. Блантера «Катюша» | 1 |
Пение песни М. Блантера «Катюша» | 1 |
Разучивание песни В. Шаинского «Облака» | 1 |
Музыкальная грамота (скрипичный, басовый ключ) | 1 |
Пение песни В. Шаинского «Облака» | 1 |
Разучивание песни Ю. Чичкова «Из чего же» | 1 |
Пение песни Ю. Чичкова «Из чего же» | 1 |
Разучивание песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной» | 1 |
Пение песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной» | 1 |
4 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 8 |
Особенности национального фольклора. | 1 |
Разучивание песни В. Шаинского «Дважды два четыре» | 1 |
Пение песни В. Шаинского «Дважды два четыре» | 1 |
Разучивание песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» | 1 |
Пение песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» | 1 |
Л.Бетховен. Жизнь и творчество | 1 |
Разучивание «Летних частушек» Е. Тиличеевой | 1 |
Пение «Летних частушек» Е. Тиличеевой | 1 |
Учебно- методическое обеспечение
1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.
2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003.
3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.
4. Музыка и пение//Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов.- М.: Владос, 2000 г., под редакцией В.В. Воронковой.
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,1986.
6. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.
7.Буравлева И.А. «Музыка». Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под. ред. И.М. Бгажноковой
8. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1968.
9. Воспитание музыкой.- М.: Просвещение, 1991.
10. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М.: АКАДЕМА, 2000.
11. Радынова О.П., Катиневе А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 2005.
12. СД диски, диски караоке, аудио и видеозаписи.
Приложение.
Календарно-тематическое планирование.
I четверть (8 ч.)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2017-2018 уч.г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически |
1. | Пение знакомых песен | 1 | 05.09.2017 | | Работа над согласованным пением в составе группы и индивидуально |
2. | Музыкальная грамота (нотный стан) | 1 | 12.09.2017 | | Формирование элементарных понятий о нотной грамоте |
3. | Разучивание песни Т. Морозовой «Золотой листопад» | 1 | 19.09.2017 | | Работа над дыханием. Продолжать учить различать запев и припев. |
4. | Пение песни «Золотой листопад» | 1 | 26.09.2017 | | Работа над чистотой интонирования |
5. | Разучивание песни « Пропала собака» | 1 | 03.10.2017 | | Закреплять интерес к музыке различного жанра, желание высказаться о ней. |
6. | Пение песни « Пропала собака» | 1 | 10.10.2017 | | Учить различать характерные особенности песенного репертуара. |
7. | Понятие об опере. Слушание вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского | 1 | 17.10.2017 | | Развивать представление о составе и звучании оркестра. |
8. | Разучивание песни «Учиться надо весело» | 1 | 24.10.2017 | | Развивать умение передавать динамические оттенки при пении |
II четверть (8 ч.)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2017-2018 уч.г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически |
1. | Пение песни «Учиться надо весело» | 1 | 07.11. 2017 | | Пропевание отдельных трудных фраз группой и индивидуально. |
2. | Тема Родины в музыке. Слушание песни «Моя Россия» | 1 | 14.11. 2017 | | Слушание песни о Родине, определение характера музыки. |
3. | Пение песни «Моя Россия» | 1 | 21.11. 2017 | | Развитие вокально-хоровых навыков при пении. |
4. | Музыкальная грамота (нотный стан, звукоряд, нота) | 1 | 28.11. 2017 | | Формирование элементарных понятий о нотной грамоте |
5. | Разучивание песни Б. Савельева «Большой хоровод» | 1 | 05.12.2017 | | Разучивание новой песни, определение характера |
6. | Пение песни Б. Савельева «Большой хоровод» | 1 | 12.12.2017 | | Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении. |
7. | Разучивание песни А. Островского «Наша елка» | 1 | 19.12.2017 | | Работа над точным интонированием мелодии песни. |
8. | Пение песни А. Островского «Наша елка» | 1 | 26.12.2017 | | Работа над певческими навыками. |
III четверть (10 ч )
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2017-2018 уч.г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически |
1. | Тема патриотизма в музыке. | 1 | 16.01.2018 | | Слушание песен о Российской Армии |
2. | Разучивание песни М. Блантера «Катюша» | 1 | 23.01.2018 | | Развивать навыки пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. |
3. | Пение песни М. Блантера «Катюша» | 1 | 30.01.2018 | | Продолжать работать над чистотой интонирования. |
4. | Разучивание песни В. Шаинского «Облака» | 1 | 06.02.2018 | | Работа над певческой дикцией и звукообразованием. |
5. | Музыкальная грамота (скрипичный, басовый ключ) | 1 | 13.02.2018 | | Формирование элементарных понятий о нотной грамоте |
6. | Пение песни В. Шаинского «Облака» | 1 | 20.02.2018 | | Выработка навыков пения в унисон |
7. | Разучивание песни Ю. Чичкова «Из чего же» | 1 | 27.02.2018 | | Работа над дыханием. Продолжать учить различать запев и припев. |
8. | Пение песни Ю. Чичкова «Из чего же» | 1 | 06.03.2018 | | Работа над чистотой интонирования |
9. | Разучивание песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной» | 1 | 13.03.2018 | | Совершенствование навыков четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. |
10. | Пение песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной» | 1 | 20.03.2018 | | Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения. |
IV четверть (8 ч.)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2016-2017 уч. г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически | |
1. | Особенности национального фольклора. | 1 | 03.04.2018 | | Определение жанра, характерных особенностей песен. Слушание р.н.п. «Картошка», «Калинка». |
2. | Разучивание песни В. Шаинского «Дважды два четыре» | 1 | 10.04.2018 | | Совершенствование навыков певческого дыхания. |
3. | Пение песни В. Шаинского «Дважды два четыре» | 1 | 17.04.2018 | | Работа над легким подвижным звуком. |
4. | Разучивание песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» | 1 | 24.04.2018 | | Разучивание новой песни, определение характера |
5. | Пение песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» | 1 | 08.05.2018 | | Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении. |
6. | Л.Бетховен. Жизнь и творчество | 1 | 15.05.2018 | | Слушание «Сурок», «К Элизе». Закрепление интереса к музыке различного характера. |
7. | Разучивание и пение «Летних частушек» Е. Тиличеевой | 1 | 22.05.2018 | | Работа над ритмическим рисунком частушек. |
8. | Пение «Летних частушек» Е. Тиличеевой | 1 | 29.05.2018 | | Работа над согласованным пением в составе группы и индивидуально. |